Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология"


Психология , введение в профессию

Психология, введение в профессию. План: 1.Введение. 2. Сущность профессионального самоопределения. 3. Профессиональная деятельность.
4. Области применения прикладной психологии. Новое осмысление содержания профконсультационной помощи вызвано резко изменившейся (и постоянно меня­ющейся) ситуацией в психологии, образовании, экономи­ке и в стране в целом. Просто “проводить” с клиентами те или иные методики на сегодняшний день уже явно недо­статочно. Поэтому можно выделить два основных направ­ления (подхода) в развитии профконсультации: 1 - с пре­имущественным акцентом на создание новых методик (это остается актуальным и в сегодняшних условиях); 2 — с преимущественным акцентом на разработку теоретико-методологических основ профконсультационной работы (предшествующие теоретические наработки хотя и можно использовать в качестве исходных, но они уже часто не отвечают потребностям сегодняшнего дня). Конечно, про­ще всего было бы чисто механически объединить оба этих направления (и в определенной мере, без взаимодополне­ния этих направлений не обойтись!), но если все-таки вы­делять приоритеты, то сейчас несколько важнее теоретико-методологическое направление, в котором пока еще царит настоящая путаница. Объясняется это тем, что психологи­ческая практика постоянно расширяется, но вопрос, что именно делают многие психологи (в чем смысл их деятель­ности), чем их усилия принципиально отличаются от обыч­ной помощи людей друг другу по-прежнему остается от­крытым и далеко не все психологи-профессионалы, осо­бенно психологи-профконсультанты внятно смогли бы на этот вопрос ответить. Особенность (и даже парадоксальность) современной ситуации, сложившейся в профессиональном самоопреде­лении, заключается в том, что нередко для новых теорети­ческих осмыслений необходимо сначала разработать и ис­пользовать в практике конкретные методики (хотя по ло­гике вещей еще перед созданием методик разработчику необходимо было бы осознать цель и смысл такой методи­ки). Собственно методическая деятельность, по мнению Г.П.Щедровицкого, начинается тогда, когда психолог-практик самостоятельно готов построить систему средств для достижения уже осознанной (“увиденной”) им цели своей деятельности (Щедровицкий Г., 1992, с. 48-49). На усложнившиеся отношения между теорией и практикой указывает Ф.Е.Василюк, отмечая, что “с появлением пси­хологических служб собственно психологической практи­ки привычный лозунг о внедрении психологии в практику должен быть перевернут, наоборот, практику надо внед­рять в психологию .” (Василюк. 1992, с. 19) И все-таки лучше, когда перед непосредственной профконсультационной практикой специалист будет хотя бы стремиться получше осознать для себя смысл оказываемой подростку (или взрослому клиенту) помощи. В самом теоретическом подходе можно было бы выде­лить такой приоритет, как методологическое обеспечение формирования у клиентов ценностно-нравственной осно­вы выбора. В целом, актуальность поиска новых теорети­ко-методологических оснований профессионального само­определения обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, существенными изменениями в образова­тельных системах не только отечественных, но и зарубеж­ных, что связано с общей демократизацией и гуманизацией общественной жизни. Отсюда проблема свободы самоопре­деления и самореализации в изменившемся обществе ста­новится одной из важнейших не только для педагогики и .психологии, но и для всех гуманитарных направлений. Во-вторых, особенностями переживаемого Россией пери­ода, когда прежние ценностно-нравственные и профессио­нальные ориентации во многом не соответствуют реальной жизни, а новые еще не сформированы. Все это приводит к растерянности не только многих выпускников школ и их родителей, но и к растерянности самих педагогов, психо­логов и профконсультантов, пытающихся оказывать уча­щимся профориентационную помощь. В-третьих, явно недостаточной проработанностью тео­рии и практики профессионального самоопределения, час­то страдающей узкой направленностью на конкретные ас­пекты самоопределения и не учитывающей его сложного, комплексного характера, а также связью с жизненным и личностным самоопределением В-четвертых, до сих пор ощущается острый недостаток собственных специфических профконсультационных методик, отвечающих новым тенденциям в педагогике, пси­хологии и профессиональном самоопределении. Кроме того, расширение практики профессионального самоопределения нередко приводит к тому, что профконсультанты, пройдя лишь небольшой курс подготовки, при­ступают к обслуживанию больших масс учащихся, пыта­ясь за короткие сроки и без должного организационного, теоретического и методического обеспечения решать сложнейшие вопросы, связанные с планированием даль­нейшей жизни учащихся. Исходя из приведенных выше рассуждений, общая структура пособия включает две основные части. Первая, несколько меньшая по объему часть, посвящена теорети­ко-методологическому и культурологическому анализу ос­нований активизации профессионального и личностного самоопределения. Во второй части представлено описание конкретных активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения, где особое внимание так­же уделяется раскрытию смысла и содержания их исполь­зования. Определение сущности профессионального самоопре­деления является до сих пор нерешенной задачей и поэто­му обращение к данной проблеме занимает важное место в творческом поиске не только педагогов и психологов, но и философов, методологов, писателей, представителей раз­личных направлений науки и искусства. Как уже отмечалось, важнейшим критерием развития профессиональной ориентации явилось появление перед значительным числом людей реальной проблемы свободы выбора. Сказанное не означает, что проблемы свободы вы­бора не существовало ранее, например, в фольклорных ис­точниках, в философской, педагогической и художествен­ной литературе эта проблема занимала видное место. Например, И.С.Кон, отмечая связь образа человека и типа культуры, пишет: “Неслучайно в классово антагонистичес­ких обществах самостоятельность и инициатива угнетенных проявлялась не только в труде, но и в умении уклониться от него. В фольклоре разных народов наряду с героем-тру­жеником, терпеливым и искусным Мастером, действует герой-трикстер, лукавый обманщик, который ловко водит за нос своих хозяев, вплоть до самого господа бога” (Кон, 1984, с. 52). В отечественной педагогике и психологии накоплен бо­гатый опыт в области теории профессионального самоопре­деления, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А.Климова (1976; 1983; 1988: 1990 и др."), А.Е.Голомшток (1979), Л.А.Йовайши (1983), В.В.Назимова (1972), Б.А.Федоришина (1979), С.Н.Чис­тяковой (1989; 1993) и др. Особенностью всех этих иссле­дований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределе­ния. Примечательно, что один из последних вариантов концепции профессионального самоопределения, создан­ный в Институте профессионального самоопределения мо­лодежи при РАО (1993) основан на разработанной Р.Бернсом “Я-концепции” развития личности (1986).
Очень интересны для развития теории профессиональ­ного самоопределения идеи “событийного подхода” при планировании и рассмотрении жизненного пути человека, разрабатываемые Е.И.Головахой и А.А.Кроником (1984: 1988; 1993), а также близкие к ним по духу рассуждения В.М.Розина о построении судьбы как “художественного творчества”, характерного для людей искусства (1992). Примечательно, что еще в 20-х годах идеи, близкие к со­бытийному подходу высказывались представителями фи­лософских направлений, в частности С.А.Аскольдов гово­рил о проблемах взаимосвязи времени онтологического, психологического и физического (1990).
Для теоретического анализа и обобщения представля­ются особо интересными работы зарубежных исследовате­лей в области профессионального самоопределении, пси­хологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды до­статочно разнообразны и могут служить материалом для более детального анализа. Например, Дж.Крумбольц и Р. Киннер рассматривают роль профконсультанта как “менторскую”, воспитывающую, как "поставщика информации" клиенту. Е.Герр (Негг, 1984) считает, что современный проф-консультант — это прикладной ученый-бихевиорист, за­дача которого с помощью различных игр, трудовых проб, тренингов и т.п. тренировать действия клиента, планиро­вать и прогнозировать их. Н.Гисберс и И.Мур рассматривают процесс профконсультации как помощь, прежде всего, в жизненном само­определении: “Пожизненное самоопределение — как са­моразвитие через интеграцию ролей, среды и событий в жизни человека” . Маслоу, предложил концепцию профессионального зазвития и выделил в качестве центрального понятия са­моактуализацию — как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для себя зеле . Лж.Холланд выделяет шесть личностных типов позволяющих определить “личностный код” и соотнести его с требованиями той или иной профессиональной среды . Японский исследователь Фукуяма разработал и внед­рил целую систему постепенной подготовки школьников к сознательному профессиональному выбору, важным эле­ментом которой являются специально организованные в 16-ти видах деятельности “трудовые пробы”. Примечательно, что в Рос­сии во второй половине 80-х годов пытались внедрить сис­тему профессора Фукуямы , эти попытки сразу же столкнулись с недостатком материальной базы и финанси­рования столь сложной программы. Все это еще раз свидетельствует в пользу того, что лучше разрабатывать собст­венные подходы и методы в столь сложном деле как про­фессиональное самоопределение, которое в каждой стране имеет свои особенности и ограничения . Одной из наиболее интересных и прогрессивных счита­ется за рубежом концепция “профессиональной зрелости”, которую, начиная с конца 50-х годов, разрабатывает Л.Сьюпер (см. Михайлов. 1975: Укке. 1972). Выбор профессии Д.Сьюпер рассматривает как со­бытие, но сам процесс профессионального самоопределе­ние построения карьеры) —это постоянно чередующиеся выборы. В основе всего этого лежит “Я-концепция” личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека. Многообразие различных концептуальных подходов рассмотрению проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данного вопроса, но и культурно-исторической обусловленностью реализации самоопределения большинством людей, проживающих в конкретной стране (или в конкретных регионах одной и той же страны), а также неоднородностью населения (возможных клиентов) конкретных стран и регионов. Все это осложняет выделение “самых лучших” концептуальны: подходов и делает проблему профессионального самоопределения многообразной по способам рассмотрения и реше ния. Можно также предположить, что “правильность” способа решения этой проблемы, в первою очередь, будет за висеть от особенностей конкретного школьника (клиента и общего уровня развития самого профконсультанта. Сложность определения самого понятия (сущности) са моопределения связана еще и с тем, что имеются другие близкие понятия: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, которые нередко раскрываются “чере увлеченность значимой работой” (А.Маслоу). через “дело” которое делает человек (К.Яспрерс) (см. Франкл, 1990, 58-59). П.Г.Щедровицкий видит смысл самоопределения способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность (1993). В.Франкл определяет полноценность человеческой жизни через его способность “выходить за пределы самого себя”, а главное — находить новые смыслы конкретном деле и во всей своей жизни (1990). Рассуждая о самоопределении и самореализации, И.С.Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением) (1984, 209). Все больше появляется работ, где делается попытки как-то связать профессиональную деятельность с отноше нием к миру, обозначить связь труда, жизни, счастья) судьбы (Аргайл, 1990: Климов. 1993; Коган, 1988: Мамагдашвили, 1991; Чу дновскии, 1995идр). Все это позволяет сделать вывод о неразрывной связи профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культур­но-исторической (социально-экономической) ситуации. Соотношение понятий “профессиональное самоопреде- ление", “профориентация” и “профконсультация” выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием. -предполагающим широкий, выходя­щий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И проф­ориентацию. и профконсультацию можно определить как ориентирование” школьника (оптанта), тогда как про фессиональное самоопределение больше соотносится с “са­моориентированием” учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (Климов. 1983, с. 15-21). В качестве содержательно-процессуальной модели про-фессионального самоопределения предлагается модифи- цированный вариант схемы построения личного профессионального плана — ЛПП (Е.А.Климову; 1988, 1990), дополненный ценностно-нравственными компонентами самоопределения (Пряжников, 1988, 1991): 1. Осознание ценности честного (общественно-полез­ного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения). 2. Общая ориентировка в социально-экономической си­туации в стране и прогнозирование перспектив ее измене­ния (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда). 3. Осознание необходимости профессиональной подго­товки для полноценного самоопределения и самореали­зации. 4. Общая ориентировка в мире профессионального тру­да (макроинформационная основа самоопределения). 5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми. семейными, личностными).
6. Выделение ближних и ближайших профессиональ­ных целей как этапов и путей к дальней цели. 7. Знание о выбираемых целях: профессиях и специаль­ностях, соответствующих профессиональных учебных за­ведениях и местах трудоустройства (микроинформацион­ная основа самоопределения).
8. Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям 9 Знание путей и способов преодоления внешних пре­пятствий. 10. Представление о внутренних препятствиях (недо­статках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопозна­ние как важная основа самоопределения). 11 Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осоз­нанном}, выбор} и будущей профессиональной деятельности. 12. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основном) вариант;, самоопределения. 13. Начало практической реализации личной профес­сиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка) намеченных планов по принципу “обрат­ной связи>. При выделении типов самоопределения был использо­ван критерий потенциальной возможности для свободы са­мореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой и осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека: — самоопределение в конкретной трудовой функции, операции; — самоопределение на конкретном трудовом посту; — самоопределение в специальности; самоопределение в профессии (в группе родственных специальностей); жизненное самоопределение (где профессиональное са­моопределение является важнейшей составной частью); — личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения): — самоопределение в культу ре, выход на “социальное бессмертие” — по А.Г.Асмолову (16) — как высший уро­вень личностного самоопределения.} Рассмотрим, насколько реализуется в выделенных ти­пах степень свободы человека в рамках выполняемой дея­тельности. Есть люди, которые находят смысл своей рабо­ты в качественном выполнении отдельных трудовых функ­ций или операций (например, при работе на конвейере). Если человек работает в таком режиме годами и даже при­выкает к такой работе, то его зависимость от данной дея­тельности усиливается по нарастающей. Свобода выбора и диапазон маневра человека в данном случае минимальны. Поскольку для большинства работников такой труд (на­пример, с высокой монотонней и ограниченностью выпол­няемых функций) почти невыносим, то опытные руково­дители стараются обогащать работу своих подчиненных новыми, более сложными функциями, сменой характера работы и т п как бы искусственно расширяя возможности маневра и самореализации работников. И все-таки есть некоторые люди, с удовольствием реализующие себя даже в столь ограниченной деятельности. Самоопределение на конкретном трудовом посту пред­полагает выполнение довольно многообразных (и нередко довольно сложных) функций, например, труд высококлас­сного токаря или художника, работающего в своей мастер­ской.” Сам “трудовой пост” рассматривается как “некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и много­признаковое системное образование”, включающее задан­ные цели, предмет, систему средств труда, систему про­фессиональных служебных обязанностей, систему прав и определенную производственную среду (Климов. 1988. с. 41). Возможности самореализации в рамках выполняемой деятельности здесь уже значительно выше, чем в первом случае, однако у некоторых работников смена конкретного трудового поста может привести к значительному сниже­нию качества работы, например, переход на другой станок со сменой характера выполняемой работы для некоторых токарей вызывает неодобрение после длительной работы на “своем” станке и выполнения привычной работы. 'Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену раз­личных трудовых постов, и в этом смысле возможности самореализации еще больше расширяются. Например, во­дитель такси без особых проблем пересаживается на раз­ные легковые автомобили. Но при этом даже хорошие так­систы, когда им приходится пересаживаться на большег­рузные самосвалы, иногда испытывают большие трудности и даже отказываются от новой работы, то есть успешное самоопределение в конкретной специальности (водитель-таксист) еще не приводит автоматически к успешному са­моопределению в профессии водитель (водитель вообще). Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие, смежные виды трудовой деятельности, то есть его возможности выбора еще больше расширяются. Напомним, что профессия — это группа родственных специальностей (например, про­фессия — водитель, специальность водитель автобуса; профессия — учитель, специальность — учитель биологии и т.п.). По сравнению с предыдущим типом самоопределе­ния работник выбирает не только трудовые посты (в рам­ках своей специальности), но и сами специальности уже в рамках профессии. В своей статье “Что же такое личность” известный философ Э.В.Ильенков пишет: “ .личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях продукте своих действии вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других касающийся, всем другим близкий и понятный, короче — всеобщий результат. всеобщий эффект . Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая “суть” всех других людей, своими делами раздви- гая рамки наличных возможностей .” (Ильенков, 198 с. 18). Таким образом, во многих определениях подчеркивается деятельный характер личности, утверждающей себя своими делами среди людей, и что особенно важно, действующей для людей. При этом само понятие “профессия” включает следующие характеристики - это ограниченный, вне разделения труда вид деятельности, общественно-полезнои, требующей специальной подготовки (.в современном развитом производстве — постоянной переподготовки, выполняемой за определенное вознаграждение (на современном этапе развития общества в основном — за деньги), а также дающей человеку определенный социальный, общественный статус и признание. Самоопределение в конкретной трудовой фу н конкретном трудовом посту, в специальности и в сии можно было бы отнести к трудовому самоопределению. Правда. труд в более широком смысле — это гора: широкое понятие, включающее и непрофессиональную деятельность (например. труд на приусадебном участке, труд по воспитанию своих детей). ! Следующий тип — жизненное самоопределение, куда помимо профессиональной деятельности относятся досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе того или иного образа жизни человека. И хотя профессиональное самоопределение является довольно значимым для многих людей, но и оно реализуется в определен- ном контексте жизни. При этом немало людей вообще видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности. Примечательно, что один из ведущих авторитетов в области профессионального консультирования Дж. Сьюпер определяет понятие “карьера” в “ ее самом полном объемлющем смысле как последовательность и комбинацию ролей, которые человек выполняет в течение жизни” (Зирег. 1983), а представляя свою концепцию “жизненных карьер”, он выделяет помимо роли работника, еще и роли ребенка, учащегося, отдыхающего, гражданина, супруга, хозяина дома, родителя . Отсюда следует, что собственно профессиональное самоопределение является составной частью карьеры. Но если рассматривать профессиональное самоопределение в тесной взаи мосвязи с жизненным и личностным самоопределением, то карьера и профессиональное самоопределение оказываются вполне соотносимыми.
Таким образом современное понимание карьеры - это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни. Естественно, жизненное самоопределение предполагает значительно более высокую степень свободы выбора и диапазон маневра, но при условии, что человек не отказывается от такой свобо­ды Однако человек может просто жить, меняя и осваивая различные социальные роли или даже выполняя несколько ролей параллельно, действуя при этом внутренне пассив­но, по определенным образцам ("как все нормальные лю­ди”) . а может выступать и настоящим творцом своей жизни. полноценным субъектом самоопределения. “Кардинальное отличие процесса социализации ролей в ходе онтогенеза от сознательного выбора личностью социальной роли. — пи­шет А.Г.Асмолов. — состоит в том. что в первом случае роль овладевает личностью, а во втором случае личность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях” (Асмолов, 1990, с. 335). Говоря о жизненном самоопределении, можно выделить не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и социальных стереотипов, выбор жизненного стиля и само­го образа жизни В этом случае сама профессия или какие-то социальные роли могут выступать как средства для реа­лизации того или иного образа жизни, того или иного жиз­ненного стереотипа.
Следующий, более сложный тип —личностное самооп­ределение — может рассматриваться как высшее проявле­ние жизненного самоопределения, когда человеку удается действительно стать хозяином ситуации и всей своей жиз­ни. Человек в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Принципиальным отличием личностного самоопределения от самоопределения жизненного является то, что человек не просто “овладевает ролью”, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологи­ческим нормотворчеством. когда окружающие могут ска­зать о нем не просто как о хорошем “семьянине”, “учителе” или “руководителе”, а как об “уважаемом Иване Иванови­че” или как об “уважаемой Авдотье Петровне”, которых нельзя просто соотнести с какой-то социальной ролью или профессией, так как они уникальны и неповторимы сами по себе, а и жизнь является целым событием в глазах окружающих и людей. Личностное самоопределение — это нахождение самобытного “образа Я”, постоянное раз­витие этого образа и утверждение его среди окружающих людей. Наконец, самый сложный тип — это самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Рассуждая о самоактуализирующейся личности. А.Г.Асмолов подчеркивает ее обязательную внутреннюю активность, направленную и на “продолжение себя в других людях>> что в каком-то смысле позволяет говорить даже о социальном бессмертии человека как о возможности. Высший тип самоопределения - это тогда, когда вся жизнь человека и его дела (содеянное им) являются значительным вкладом в развитие культуры, понимаемом в широком смысле (производство, искусство, наука, религия, общение . ). когда о человеке можно сказать словами А М.Горького, что он стал "человеком человечества” (Асмолов. 1990. с. 360-363). Специфика деятельности практического психолога определяет важность и необходимость соблюдения принципов, основой кото­рых являются ответственность и обязательства в профессиональ­ных взаимоотношениях с другими людьми. Во многих странах мира существуют Этические кодексы психолога, регулирующие его про­фессиональную деятельность. Нарушение стандартов и требований, составляющих данные кодексы, может привести к лишению пси­холога лицензий, диплома, права на оказание психологических услуг и ведение частной практики. К сожалению, в нашей стране до сих пор не разработано четко сформулированного свода прав и обязанностей, которые опреде­ ляли бы меру ответственности психолога-практика при решении профессиональных задач. Этот факт отражает слабость и недееспо­ собность отечественных профессиональных сообществ психологов в отличие, например, от Американской ассоциации психологов, готовой оказать теоретическую, методологическую, методическую помощь, защиту и представление интересов своих членов в госу­ дарственных, судебных и иных организациях, а также вниматель­ но контролирующей соблюдение принятого ею Этического кодек­ са. Проблема отечественной практической психологии состоит не только в разобщенности психологов и отсутствии единого форма­ лизованного перечня принципов, регулирующих профессиональ­ ную деятельность, но и в том, что в нашей стране еще нет деталь­ но разработанных процедур выдачи лицензий на осуществление частной психологической практики, а также не определены фор­ ма и содержание государственного контроля в этой сфере. Это при­ водит к тому, что в практической психологии в сфере психологи­ ческого воздействия и коррекции встречаются не только непро­ фессионалы и дилетанты, но и просто шарлатаны, занимающиеся псевдопсихологией и практиками, не имеющими научного обо­ снования. В большинстве случаев деятельность подобных “специа­ листов” имеет негативные и даже опасные последствия. Изменить сложившуюся в практической психологии ситуацию может Ко­ декс этических и профессиональных принципов, который должен быть принят всеми специалистами-психологами. Надо отметить, что попытки сформулировать основные эти­ческие и профессиональные принципы работы практического пси­холога неоднократно осуществлялись в отечественной психологии. Достаточно назвать работы И. В. Дубровиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. В. Бурменской, О. А. Карабановой, А. Г. Лидерса и др. Каждый из авторов указывает на некие специфические функ­ции и принципы деятельности психолога-практика в отдельных областях и направлениях психологической службы. Так, в работах В. В. Столина были сформулированы наиболее общие принципы деятельности психолога, работающего в сфере семейного консультирования: 1. Принцип анализа подтекста. 2. Принцип стереоскопического диагноза. 3. Принцип отказа от конкретных рекомендаций. 4. Принцип системности. 5. Принцип уважения личности клиента. 6. Принцип профессиональной мотивированности консультан­та [Столин, 1987]. В дальнейшем, опираясь на специфику собственного опыта, психологи обобщали и дополняли этот перечень, детализируя не­которые из обозначенных принципов. Ю. Е. Алешина в работе “Индивидуальное и семейное психоло­гическое консультирование” предлагает перечень основных прин­ципов индивидуального и семейного консультирования. Выделим некоторые этические требования, следование которым является наиболее важным в работе психолога-консультанта: 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. 2. Ориентация на нормы и ценности клиента. 3. Запрет давать советы. 4. Анонимность. 5. Разграничение личных и профессиональных отношений. 6. Включенность клиента в процесс консультирования [Алеши­на, 1994]. Принципы деятельности практического психолога образования наиболее полно сформулированы в концепции членов творческо­го коллектива под руководством И. В. Дубровиной. По их мнению, психолог обязан соблюдать следующие требования:
“1. Руководствоваться Законом Российской Федерации “Об образова­нии”, законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФ и региональных департаментов образования, Положением о психологической службе об­разования.
2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, не выполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей. 3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, дет­ской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, пси-хокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. 4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррек-ционной и других видов работ некомпетентными лицами, не обладаю­щими соответствующей профессиональной подготовкой. 5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития. 6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образо­вания региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, индивидуа­лизированного подхода к ним. Оказывать необходимую и возможную по­мощь детям в решении их индивидуальных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспи­тателей. При обсуждении всех вопросов учитывать конкретные обстоя­тельства и руководствоваться принципом “Не навреди!”, т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или тре­тьих лиц. 7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других ви­дов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осу­ществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению. 8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о зада­чах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантиру­ющих соблюдение п. 7 настоящего документа. 9. Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме” [Дубровина и др., 1997]. В учебнике “Общая психодиагностика”, вышедшем под редак­цией А. А. Бодалева и В. В. Столина, кратко сформулированы 10 основных соответствующих международным профессионально-эти­ческих стандартов психодиагностической работы психологов: 1) ответственность; 2) компетентность; 3) этическая и юридическая правомочность; 4) квалифицированная пропаганда психологии; 5) конфиденциальность; 6) благополучие клиента; 7) профессиональная кооперация; 8) информирование клиента о целях обследования; 9) морально-позитивный эффект исследования; 10) гражданственность и патриотизм [Общая психодиагности­ ка, 1987, с. 22]. Обобщая представленные принципы работы практического пси­холога, важно выделить именно те, реализация которых является обязательной для психолога-профессионала. Непременным содер­жанием Этического кодекса психологов выступает ряд наиболее важных требований и принципов, имеющих универсальный ха­рактер, соблюдение которых является залогом эффективной дея­тельности практического психолога во всех областях и направле­ниях его профессиональной практики. Среди этих принципов важ­но выделить следующие: - Уважение фундаментальных прав и достоинства человека. - Забота о благополучии клиента. - Компетентность. - Честность. - Запрет на двойные отношения. - Ответственность. Прикладная психология сегодня включает самые разнообраз­ные сферы применения. Широкое внедрение психологии в прак­тику закономерно привело к развитию таких областей, как: и психологическая служба в школе; О психология управления; О психология чрезвычайных ситуаций; О индивидуальное и семейное консультирование; О профориентация и профотбор. Эта служба давно и успешно раз- вивается во многих странах. Ее ис­ торические корни уходят в начало XX в., когда впервые были поставлены задачи диагностики степе­ней умственной отсталости, школьной успешности, а также диф­ференциации нормальных детей и взрослых по степени умствен­ного развития. К. М. Гуревич полагает, что именно с момента созда­ния так называемой шкалы Стэнфорд—Бине началось изучение школьной успешности, в основу которого был положен коэффици­ент умственного развития [Гуревич и др., 1981]. По мере совершен­ствования психологической практики этот критерий стал приобре­тать универсальный характер и получил самое широкое распростра­нение в армии, на производстве, при отборе специалистов разного профиля [Дубровина и др., 1997]. Собственно психологическая служба начинается не с момента выделения и классификации учащихся, а с психолого-педагогического обследования, интерпретации его ре­зультатов и прямой психологической помощи учащимся и персо­налу школы по вопросам психологии развития. Школьная психо­логическая служба в США имеет длительную историю и основы­вается на том, что психолог имеет возможности активного влияния на психолого-педагогическое измерение и оценку “школьного функ­ционирования” детей и юношества, обеспечивая их когнитивное, аффективное и социальное развитие [Дубровина и др., 1997]. Психологическая служба в школе — это не только диагностика уровня умственного развития учащихся, но и разработка рекомен­даций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностико-коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна. Впервые в нашей стране такая процедура была предложена Л. С. Выготским в виде схемы педологического обследования в применении к труд­новоспитуемому и ненормальному ребенку [Выготский, 1983]. Та­кое тщательное, поэтапное описание диагностической работы пси­холога можно рассматривать как основание для начала функцио­нирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако ее деятельность получила резко негативную оценку в со­ветский период, а вышедшее в 1936 г. и тенденциозное постанов­ление о педологии затормозило развитие школьной психологии. Только с конца 60-х годов начался активный поиск форм практи­ческого участия психологов в работе школы и образовательных учреждений. В настоящее время в России профессия практического психо­лога образования стала реальностью. Кроме того, начался процесс объединения психологов в профессиональные сообщества. Об этом свидетельствует состоявшийся в июне 1994 г. Съезд практических психологов образования, организованный по инициативе Миноб­разования РФ и Российской академии образования.
Введение практической психологии в систему образования спо­собствовало постановке и решению задач перехода от унифициро­ванного образования к вариативному образованию и от педагогики “знаний, умений и навыков” к педагогике развития, переориента­ции сознания учителя, от школоцентризма к детоцентризму, фор­мированию культуры обращения к психологу как к междисципли­нарному специалисту в образовательных учреждениях, разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обуче­ния в дошкольном, общем, дополнительном, начальном професси­ональном и специальном образовании, становлению экспертизы и проектирования развивающей среды.
Практическая психология содействовала переориентации об­разования на индивидуальное развитие личности, изменению об­щей образовательной ситуации в России. Логическим следствием этого процесса явилась организация основ службы практической психологии как сферы человековедения. Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектировании развива­ющего образа жизни личности, составлении психологического портрета индивидуальности, оказании психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечении психологической под­держки при выборе жизненного пути и профессиональной карье­ры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, при профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях. Следует отметить, что этап экстенсивного строительства служ­бы практической психологии образования в России в основном завершен. Можно констатировать, что развитие практической пси­хологии во многом повлияло на подготовку почвы новой филосо­фии образования, обусловило переход от традиционной парадиг­мы “знаний, умений и навыков” к парадигме развивающего обра­зования в контексте создания национальной доктрины образования России на пороге XXI века. Наряду с широким развитием практической психологии в сфере образования не менее значительное место она занимает в управле­нии. Процесс подбора и расстановки кадров, или кадровый ме­неджмент, в организациях и на производстве — одна из задач прак­тической психологии. Ее решение требует длительного, компетент­ного изучения людей, способных выполнять управленческую работу или претендующих на нее. Подбор и расстановка кадров на произ­водстве должны осуществляться в соответствии с психологически выверенным и обоснованным результатами диагностико-психологической экспертизы заключением психолога, свободным от сло­жившихся стереотипов и установок руководства во избежание эмо­циональных оценок и импульсивных суждений. Не менее важна в этом аспекте работа практического психолога, связанная с рота­цией кадров в организации или на производстве, в основе кото­рой лежит психологическое соответствие или несоответствие лич­ности динамике усложняющихся требований к профессиональным качествам, уровню знаний и т.д. Практический психолог на произ­водстве при подборе и расстановке кадров должен уметь ориенти­роваться не на отдельные парциальные характеристики психики, а на черты личности как целостные образования, как ее систем­ные свойства. Чем труднее для освоения профессия, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. В организации важнейшим принципом решения кадровых вопросов становится принцип ком­пенсации. Реализуя его, психолог может подобрать сотрудников, обладающих разными профессиональными качествами и взаимо­дополняющими личностными характеристиками. Такой подбор кадров в большей мере будет соответствовать решаемым профес­сиональным задачам, чем один, пусть даже универсально одарен­ный руководитель [Филиппов, 1990]. На промышленных предприятиях психологи занимаются раз­работкой и проведением в жизнь направленных на повышение эф­фективности производства мероприятий, связанных с изменени­ем психологического климата в группах, бригадах, взаимоотноше­ний на различных уровнях управления, а также принимают активное участие в переговорных процессах. В задачу психологов входит раз­решение межличностных конфликтов, консультирование сотруд­ников по поводу личностных, производственных и семейных про­блем. Психология чрезвычайных Особое место занимает практичес- ситуаций кая психология при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с событиями кризисного или катастрофического характера, затра­гивающими общество в целом, отдельные регионы или населен­ные пункты. Ключевой проблемой в подобных обстоятельствах не­редко выступают психологический стресс, различные неблагопри­ятные психологические состояния. В связи с этим умение своевременно определить наличие психологических проблем, организовать и про­вести по необходимости занятия по психологической разгрузке, сня­тию стресса, профилактике постгравматических стрессовых нару­шений должно занимать важное место в деятельности практических психологов. В чрезвычайных ситуациях наиболее распространенной и широко применяемой является групповая техника, называемая пси­хологическим дебрифингом. Дебрифинг — это особым образом орга­низованное обсуждение в группе людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие. Общая цель группового об­суждения — минимизация психологических страданий, уменьше­ние индивидуального и группового напряжения, мобилизация внут­ренних резервов личности, усиление групповой поддержки, соли­дарности и понимания. Оптимальное время для проведения дебрифинга — не раньше 48 часов после события, когда пройдут особые реакции и уже возможны рефлексия и самоанализ. Главное в работе практического психолога в чрезвычайных ситуациях — оказывать квалифицированную помощь в преодолении долговре­менных последствий посттравматического стресса. Наиболее известной широкому кругу потребителей сферой приме­нения практической психологии на сегодняшний день является семейное консультирование. Эта об­ласть включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, добрачное консультирование, решение детско-родительских проблем, совместное консультирование детей и родителей, пси­хологическая помощь семьям в предразводный и послеразводный периоды, индивидуальное консультирование. Психологическое консультирование осуществляется при не­посредственном контакте психолога с людьми и представляет со­бой индивидуальную беседу, направленную на решение различ­ного рода психологических проблем, связанных с трудностями, возникающими в межличностных отношениях, с переживанием одиночества и поиском привязанностей, с эмоциональными по­следствиями супружеских конфликтов. Эффективность процесса консультирования во многом будет зависеть от того, насколько максимально включенным в беседу будет чувствовать себя клиент, насколько ярко и эмоционально он будет переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог-консуль­тант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, чтобы ему было интересно все, что обсуждается. Только в этом случае возможен взаимный поиск путей решения сложных житейских проблем. Хотя важней­шим показателем эффективности психологического консультиро­вания считается удовлетворенность клиента, ситуация облегче­ния эмоционального состояния не является прямой целью кон­сультанта: успех во многом зависит от того, как будет выслушивать психолог клиента. Действительной проблемой многих людей яв­ляется то, что им не с кем поговорить о вещах, вызывающих у них тревогу и беспокойство. То, что консультант внимательно их выслушает, необычайно важно и само по себе может привести к положительным изменениям. И все же позитивным результатом консультативной беседы является готовность клиента принять на себя ответственность за происходящее с ним [Алешина, 1994].
Прикладная психология вносит весомый вклад в изучение профес­ сиональной деятельности, решая диагностические профориентационные и прогностические зада­чи, обосновывая соответствие избранной профессии психологи­ческим качествам человека. На основе специфических методов и диагностических процедур, таких как хронометраж, хроноцикло-графия, метод экспертных оценок и др., практические психологи составляют профессиограммы, сопоставляют структуру конкрет­ной профессии с индивидуальными структурами личности для решения задач профотбора и профориентации. Профессиограммы в работе практического психолога в Центрах занятости и Проф-ориентационных центрах позволяют решать задачи профессиональ­ной ориентации личности, осуществить сравнительный анализ ин­дивидуальных качеств личности и профессиональных требований, предъявляемых к избираемой профессиональной деятельности. Такой прогно-анализ поможет предотвратить ошибки в выборе профессии, позволит выбрать наиболее оптимальный алгоритм работы, построить соответствующий график профессионального обучения и предупредить возникновение трудностей в професси­ональной адаптации, включая когнитивно-операциональные и эмоциональные компоненты деятельности. Например, для неко­торых профессий весьма важным профессиональным качеством является уровень развития сенсомоторной сферы, в том числе та­ких качеств, как “чувство времени”, скорость реакций, концент­рация и объем внимания, включая эмоциональную устойчивость личности. Представленная профессиограмма деятельности пока­зала, что специфика освоения этой профессии лежит в координа­ции моторной сферы с сенсорными компонентами, следователь­но, практический психолог должен разработать такую программу учебно-тренинговых занятий, которые обеспечили бы успешное освоение и формирование сложных двигательных навыков [Запо­рожец, 1960]. При всем многообразии работ практического психо­лога в сфере профориентации и профотбора наибольшее место занимает профессиональное психологическое консультирование, которое имеет свои организационные особенности и отличается от других форм консультирования [Климов, 1984].
Используемая литература: 1. В.А. Штроо. Позиции и стратегии работы психолога в организации. 2. К. Роджерс. Консультирование и психотерапия. 3. Н.С. Пряжников. Профессиональное и личностное самоопределение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат [по имени амер физика И. А. Раби (I. I. Rabi)], резонансный метод исследования магн моментов ядер, атомов и молекул и внутримол
Реферат Порядок подачи заявления о несостоятельности
Реферат История становления учения по проблеме умственная отсталость
Реферат Стратегия плана развития организации "Читинский МСЦ"
Реферат Animal Farm Power Essay Research Paper Power
Реферат Таможенная экспертиза топленого молока
Реферат Опера С. В. Рахманинова "Алеко"
Реферат Конфликты в организациях и особенности невербальных средств общения
Реферат Аннотация к курсу «Введение в языкознание»
Реферат 15 по 20 февраля
Реферат Политические программы эпохи московской централизации.
Реферат 1. Негізгі құзыреттілік туралы түсінік
Реферат международных корпораций и их роль в мировом хозяйстве
Реферат Турецкая республика Северного Кипра
Реферат Schindlers List Essay Research Paper Schindlers List