План
Введение
Раздел I. Проблема личности в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие о личности
1.2 Развитие личности в школьном возрасте
Раздел II. Изучение личности подростка
2.1 Методика исследования самооценки подростка
2.2 Анализ результатов
Вывод
Литература
Приложения
Введение
Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
Актуальность этой работы состоит в том, что в последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.
Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Цель нашей работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать проблему психолого-педагогической личности и экспериментально проверить самооценку и её влияние на личностные качества у подростков.
Объектом исследования данной работы является самооценка и личностные качества подростка. Предмет исследования – особенности влияния качеств личность на самооценку у подростков.
Гипотеза состоит в том, что самооценка влияет на личностные качества подростка.
Задачи этой курсовой работы:
· Сделать теоретический анализ психологической литературы по вопросу психологической характеристике личности подростка;
· Экспериментально проверить особенности влияния качеств личности на самооценку.
Для проведения диагностики личностных качеств и самооценки в группе подростков была использованы методики выявления личностного профиля и определения самооценки.
Раздел Ι. Проблема психолого-педагогической личности.
1.1 Понятие о личности.
«Человек, словно в зеркале мир,
многолик.
Он ничтожен и, все же,
Безмерно велик».
(Омар Хайям)
В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность профессионала, личность ученика, творческая личность и т.п. Говоря о личности человека вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей) и т.п.
Термин личность – пришло еще со времен античности т.к. они понимали ее как Маска. Актер, надевший маску, играл роль соответственно этой маски. Под маской скрывался человек, но никто не знал, что за человек скрывается за маской. Пока этим не заинтересовались психологи. Они начали рассматривать этого человека как личность (как маску).
В психологической науке личность относится к числу базовых понятий. Но понятие личность не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.
Многообразие подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. По этому поводу И. С. Кон пишет: «С одной стороны, она обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».*
Выделяют физическое, эмоциональное, когнитивное, социальное и нравственное развитие личности. Чаще всего в содержание понятия личность включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
В структуре проявлений личности можно выделить три глобальные составляющие:
1. Индивид
2. Персона
3. Индивидуальность.
Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.
Персону образуют социально типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения.
Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого.
Основными элементами личности являются:
1. Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида.
2. Характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;
3. Способности – сочетания психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой – либо одной или нескольких видов деятельности;
4. Направленность (мотивация) – это система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику её развития, задающая главные тенденции её поведения.
В психологии при характеристике личности используются три вида описаний:
1. теории черт. Для описания личности используются обобщенные характеристики поведения человека – черты. Наличие совокупности различных черт предполагается у всех людей. Люди, согласно теориям указанного типа, различаются лишь степенью выраженности разных черт.
2. теории типов. Конкретный человек описывается как принадлежащий к некоторому типу или как взвешенный набор чистых (идеальных) типов. Если черта – это созвездие признаков, то тип – это совокупность людей, обладающих определенным набором признаков. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Кречмера, Юнга.
3. теории инстанций. Теория этого вида основываются на выделении подсистем или отдельных областей в структуре личности, которые получили название инстанций. Между указанными образующими личности могут возникать различные конфликты и противостояния, так необходимые для динамических моделей личности. Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: Фрейда, Юнга, Берна.
Черты личности – это обобщенные её характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.
Приведу несколько наиболее фундаментальных черт (или факторов) личности, широко представленных в обыденной речи:
1. эмоциональность. Люди с высокими оценками по этому фактору обладают богатством и яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью поведения, чутким и внимательным отношением к окружающим, добротой и мягкосердечием. Они легко уживаются в коллективе, активны в установлении контактов;
2. доминантность (настойчивость, напористость).Высокие оценки по этому фактору характерны для людей властных, стремящихся к самостоятельности, независимости, игнорированию социальных условий и авторитетах. Эти люди действуют смело, энергично и активно, живут по своим собственным законам и соображениям, агрессивно отстаивают свои права на самостоятельность и требуют проявления её от окружающих;
3. моральность. Для людей с высокими значениями по этому фактору характерны чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов и устойчивость оценок. Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, стремятся не нарушать правил.
Однако помимо рассмотрения развития личности с позиции той или иной теории существует тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиции разных теорий и подходов. В рамках данного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Данные концепции относятся к интегративным концепциям.
Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределённости стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух - трех лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность погружению в себя (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате, которого он приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, Но и недостатки. Ввиду этого Эриксон отобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но благодаря четко очерченным плюсам можно представить себе все промежуточные варианты личностного развития человека.
Подход к описанию личности, основанный на теории черт (факторная модель) и теории типов, в принципе носит статистический характер. Кроме того, в психологии часто используются динамические модели, которые исходят из представления о силах, во взаимодействии между которыми и средой формируется структура личности. Так, Фрейд выделяет три инстанции личности:
1. «Оно» - это совокупность бессознательных потребностей, мотивов, стремлений, желаний, которые руководят нашим поведением зачастую помимо сознания. Эта инстанция руководствуется принципом удовольствия. В «Оно» содержаться также вытесненные (нереализованные) желания, которые проявляются в сновидениях, ошибочных действиях (описках, оговорках), предпочтениях, защитных механизмах и т.п. Его основные составляющие – либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы (Фрейд понимал сексуальность широко – как стремление к получению удовольствия), и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы. Эта инстанция формируется в основном в раннем детстве, и многие проблемы, возникающие при развитии личности, коренятся в этой сфере;
2. «Эго» - это сознательная субстанция личности, которая функционирует в соответствии с принципом реальности. Она регулирует процесс взаимодействия «Оно» и «Сверх - Эго». Включает, с одной стороны, познавательные и исполнительные функции, с другой – волю и фактические цели. Это та инстанция, которая может господствовать над побуждениями, но ночью отходит ко сну, сохраняя при этом способность к цензуре сновидений. Из этой же инстанции исходят также вытеснения, благодаря которым некоторые душевные побуждения могут исключаться не только из сознания, но также из других областей влияния и действия, если они угрожают представлению личности о самой себе. Если защитные механизмы «Эго» не выполняют своих функций, например, в ситуации сильного давления со стороны «Оно» и«Сверх – Эго», то возможно возникновение различных психических и психосоматических расстройств;
3. «Сверх - Эго»- это инстанция социальных запретов и норм, неосознаваемые действия которой заставляют «Эго» избегать инстинктивных влечений, исходящих от «Оно». «Сверх - Эго» - это слой личности, обусловленный воздействием культуры, который противостоит биологическим влечениям «Оно». «Эго»как бы выступает ареной непрекращающейся борьбы между «Оно» и «Сверх - Эго».
Одним из направлений развития идеи З. Фрейда является трансактный анализ, разработанный Э. Берном. С позиций трансактного анализа в личности можно выделить три составляющие, которые также обозначаются как «состояния Я»:
1. родительское (родитель - Р), которое подразделяют на:
· заботливое, родительское состояние Я. Такой Р утешает, исправляет, помогает,
· критическое родительское состояние Я. Такой Р грозит, критикует, приказывает. К родительскому Я относятся все принятые личностью специальные нормы, законы, принципы и т.п.;
2. взрослое (взрослый - В) состояние Я воспринимает и разрабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность;
3. детское (дитя – Д или ребенок) состояние Яследует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства. Это состояние Я подразделяется на:
· естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.п.),
· приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.),
· возражающее детское Я (протестует, бросает вызов и т.п.).
Взаимодействуя, люди обмениваются различными сигналами, которые в трансактном анализе принято называть трансакциями. Трансакция – это единство коммуникации между двумя или более персонами. Отдельная трансакция состоит из трансакции-стимула и трансакции-ответа. Трансакция исходит из определенного состояния Я одного партнера по общению и следует к определенному состоянию Я другого.
Некоторые трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие, наоборот, - к конфликту. Трансакции анализируются с очки зрения того, с позиции каких инстанций личности собеседников они осуществляются.
Что же касается отечественных, преимущественно советских психологов, то они внесли наиболее заметный вклад в развитие социологической психологии. Причина заключалась в массированном переосмыслении основ психологии и её дальнейшего развития на базе марксистско–ленинской методологии и философии диалектического и исторического материализма.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского зародилась на основе осмысления марксистской теории трудовой деятельности. В результате Выготский обратился к рассмотрению психических явлений через анализ трудовой деятельности. У него возникла гипотеза: нельзя ли найти в психических процессах человека элемент опосредованности своеобразными психическими орудиями?
«Согласно мысли Льва Семеновича, - писал А.Н. Леонтьев во вступительной статье к сочинениям Л.С. Выготского, - в психических процессах человека следует различать два уровня: первый – это разум, предоставленный самому себе; второй – это разум (психический процесс), вооруженный орудиями и вспомогательными средствами. Точно так же следует различать два уровня практической деятельности: первый – это «голая рука», второй – рука, вооруженная орудиями и вспомогательными средствами. При этом, как в практической, так и психической сфере человека решающее значение имеет именно второй, орудийный уровень. В области психических явлений первый уровень Выготский назвал уровнем «натуральных» психических процессов. «Культурный» процесс это натуральный процесс, опосредованный своеобразными орудиями и вспомогательными средствами».*
Критикуя рефлексологию (диада «сознание - поведение»), Выготский сосредоточил внимание на триаде «сознание – культура - поведение». Центральной идеей его общепсихологической системы было выделение двух уровней организации поведения: естественного и культурного. Инструменталистскую функцию выполняю труд и слово. Специфика орудийного опосредования психических процессов подчеркивает их социально – историческую детерминацию. Структура взаимоотношения организма со средой включила орудие-знак. И поведение стали объяснять не по биологическим законам, а по законам исторического мира культуры и общения с другими людьми.
1.2 Развитие личности в школьном возрасте.
Здесь я рассматриваю вопросы, связанные с развитием школьника как «личность» и как «субъект физической деятельности».
В начале С.Л. Рубинштейн* выдвинул на передний план Марксову трактовку сущностных сил человека, «перехода субъекта в объект» в ходе общественно- исторической практики (1934). Затем А.Н. Леонтьев (1935) поставил в качестве принципиальной задачи преодоление «разрыва между сознанием и деятельностью», подчеркнув, что в деятельности человека реализуется переход субъекта в объект.
Теперь уже практические действия ребенка с реальными предметами, диктующие общественно закрепленные способы оперирования ими, выступили как основания детерминистского анализа психики в онтогенезе. К термину «деятельность» присоединяется определение «предметная», и это сразу же ограничило от неё множество других значений («соотносительная», «высшая нервная», «психическая» и др.). При этом «предметная» трактуется широко как фактор, констатирующий как психику в глобальных биологических масштабах.
В трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. сформулированы фундаментальные положения о том, что деятельность ребенка – основное условие его психического развития. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что усвоение или присвоение достижений предшествующих поколений людей «осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в которых воплощены эти достижения человечества».**
Применительно к школьнику это означает, что его деятельность связана прежде всего с обучением. Обучением задаются научное содержание знаний и общественно выработанные нормы их усвоения. В научных знаниях «кристаллизуется» общественно-исторический опыт познания материального мира. «Присвоение» (Выготский) ребенком достижений предшествующих поколений формируется в общении с учителем, воспитателями и под их постоянным руководством. Именно отсюда исходит основной принцип о ведущей роли обучения в психическом развитии ребенка во всех возрастных этапах.
Понятие ведущей роли обучения в развитии ребенка имеет огромное значение для практики. Обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», а не на зону «актуального развития» (вчерашний день – по Выготскому).
Переходя к подростковому возрасту отметим, что границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, Появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.
Как показывают исследования советских психологов, отрицательные качества у наших подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Иначе говоря, они возникают вследствие уродливого воспитания, при котором не принимаются во внимание психологические особенности этого возраста.
Советская психология при рассмотрении особенностей подросткового возраста исходит из принципа общественно-исторической обусловленности формирования личности.
При нормальном развитии ребенка интерес к моральным проблемам связан у подростков с увлечением героическими поступками, овеянными романтикой. Часто в школе для достижения этих целей организуются соревнования между отдельными учениками, звеньями, отрядами, классами. Работа Е.С. Махлах, проведенная в одной из школ- интернатов, показала, что соревнование само по себе ещё не обеспечивает усвоение общественных норм. Учащиеся этой школы, включившись в соревнование, достигли значительных успехов: в период соревнования дети внимательно контролировали учебную работу друг друга, старались не допустить проявлений недисциплинированности, плохих отметок, безответственного отношения к общественным поручениям и т.д. Однако по окончании соревнования достигнутые успехи сошли на нет; прилежание, аккуратность, вежливость опять исчезли. Те требования, которые подростки предъявляли к себе и своим товарищам, имели для них подлинный личностный смысл только в ходе соревнования и были связаны не с целью воспитания в себе определенных качеств, а с победой в соревновании. Достижение этой цели снимало необходимость соответствующего поведения в дальнейшем.
В таком случае не внешний контроль, а самоконтроль «питает» успех формирования той или иной деятельности.
То, что нравственные качества, общественные нормы поведения оказываются в центре внимания подростков, приводит к формированию у них идеала – некоторого обобщённого представления об облике «настоящего человека». Это ярко эмоционально окрашенный и принятый ребенком образ, являющийся для него постоянным внутренним побудителем – образ, который ориентирует и регулирует поведение подростка, выступает в качестве критерия оценки себя и других. На протяжении подросткового возраста идеалы имеют определённую динамику. Для младшего подросткового возраста (5 класса) идеал обычно воплощен в конкретном человеке – учителе, старшем брате, отце, героях войны и т.д. Если в качестве идеала выбран кто-либо из окружающих, то подросток, как правило, стремится следовать этому образцу во всем, начиная во внешних проявлений до суждений и оценок. Такой образец принимается ребенком полностью и ни какой критике не подвергается.
Постепенно из целостного образа, воплощенного в определенном человеке и его поведении, и прочно связанного с конкретными ситуациями, подросток начинает выделять черты, которые он особенно ценит, ни и эти черты ещё не теряют связи в его сознании с конкретными людьми и поступками. Это характерно для детей 6 классов. Обосновывая в беседе свой выбор идеала, эти ученики говорят: «Он не боится смерти», «Был хорошим другом» и т.д.
Только к 7- 8 классу идеалы подростков приобретают более обобщенный характер и, как правило, начинают отделяться от конкретных людей и литературных героев.
К концу подросткового возраста уже имеет место постоянное сравнение себя и своего поведения с принятым идеалом и оценка других людей на его основе.
В процессе воспитания мотивы, формирующиеся у человека, постепенно выстраиваются в определённую систему. Выделяются мотивы, которые приобретают доминирующее значение и начинаю определять поведение и деятельность человека. Если те или иные мотивы занимают устойчиво доминирующее положение, то можно говорить о формировании у человека определенной направленности личности.
Множество научных данных указывает на то, что формирование направленности личности происходит именно в подростковом возрасте. Изучение этого процесса проводилось многими исследователями и научными коллективами в нашей стране.
Подростковый возраст отмечен более высоким уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства.
По существу, самосознание есть познание самого себя. Интерес к своему внутреннему миру возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Возникает новая потребность – понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других людей, попытаться проанализировать свои переживания. Иначе говоря, пробуждается интерес к самооценке.
Как показывают многочисленные исследования, формирование самосознания подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности.
Формирование самосознания у подростка оказывает большое влияние на весь ход его дальнейшего психического развития.
Процесс этот не лишен драматичности, которая объясняется тем, что потребность в анализе и оценке самого себя очень острая, а возможности подростка в этом плане ещё ограничены. Не умея по-настоящему разобраться в себе, ребенок в этом возрасте становится излишне чувствительным к мнению о нем окружающих. Отсюда ранимость подростка, несдержанность, часто бурные, казалось бы, беспричинные реакции на самые пустячные, с точки зрения взрослого, обстоятельства.
Особенно интенсивно развитие самооценки происходит у подростков, что объясняется их стремлением разобраться в себе, усложнением их взаимоотношений с другими людьми, возникновением идеалов.
Самооценка имеет принципиальное значение для формирования личности в целом и таких её качеств, как уверенность в себе, настойчивость, в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность, некритическое отношение к себе. Именно самооценка становиться важнейшим условием эмоционального благополучия.
Таким образом, функциональная нагрузка самооценки очень велика. Формирование её влечет за собой возникновение новой потребности – быть на уровне тех требований, которые человек сам к себе предъявляет, тех целей, к которым он стремится.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.*
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.
Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит.
Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью*. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.
Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.
Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.
Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.
Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.
На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.
Раздел II. Изучение личности подростка.
2.1 Методика исследования самооценки подростка.
Исследование личности – одна из многих областей психологических исследований. Другие области отведены проблемам воспитания, педагогической психологии, сравнительного анализа поведения, физиологической психологии, социальной психологии и психоанализа.
Все названные сферы исследования так или иначе затрагивают тему личности. Психология личности ставит перед собой задачу конкретного исследования этой темы и познания существенных факторов, определяющих личность.
В этой курсовой работе для сравнения, я использую два теста: личностный и на определение самооценки.
Данное исследование проводилось в экспериментальном классе. Исследование проводилось в групповом и индивидуальном режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.
В ходе исследования были использованы методы наблюдения, тестирования.
Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом
1 этап- исследование личностных качеств каждого ребенка в классе.
2 этап- изучение самооценки.
3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.
В точных экспериментах были противопоставлены личность и личностные факторы. Аналитическая оценка факторов точно определенной выборки в настоящее время является психологическим стандартом теста. Так, ММРІ (Миннесотский многофазисный личностный каталог) первым использовал анкеты, которые можно обрабатывать статистическими методами. И до этого в общих чертах уже обозначились личностные критерии, однако пришлось преобразовывать их с помощью сложных статистических методов в определенные факторы.
Такой личностный тест построен на идеях, созвучных основополагающим идеям ММРІ. Оригинал теста защищен и не подлежит опубликованию.
Однако, в один из используемых тестов в этой курсовой работе, положена идея ММРІ.
Для исследования самооценки была применена методика изучения самооценки качеств личности Столяренко.
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).
Материалом для исследования послужили анкеты, где в каждой из четырех таблиц указаны 20 личностных качеств (добродушие, искренность, самостоятельность и др.)
Методика предполагает следующую процедуру проведения: Школьнику предлагается четыре небольших таблицы, в каждой из которой представлены личностные качества человека соответственно названию той или иной таблицы. «Допустим, ты представляешь себе идеального человека, какие у него должны быть по твоему качества?». Среди выписанных школьником качеств, он должен обвести в кружочек, те качества, которые в реальности присущи ему. Так школьник должен перейти ко второму набору качеств, затем третьему и четвертому.
Высота самооценки определяется с помощью определенной формулы
П = · 100%
Р – реальные качества, И – качества идеального человека. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Средней" самооценкой принято считать самооценку с баллами от 46 до 56; "Завышенной" – с баллами от 55 до 69 и выше; "Заниженной" – с баллами от 0 до 45.
2.2 Анализ результатов.
Данное исследование проводилось в общеобразовательной школе №1 города Люботина, среди учеников среднего класса – 7-«Б».
Обработка результатов изучения школьного класса осуществляем следующим образом: в заготовленных таблицах(см. приложение 2.2.3), мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.
Мы поставили целью нашего исследования определить личностные качества и самооценку. Кроме того, нами была выдвинута гипотеза про влияние личностных качеств на самооценку учащегося.
После проведение теста на определение самооценки мы получили такие результаты.
По общим данным мы должны констатировать, что уровень самооценки у 50 % класса завышен.
Иначе говоря, коэффициент самооценки у половины учеников (11 учащихся) составляет больше 56, т.е. завышен; у 4 учащихся – от 46 до 56, средняя самооценка, и только у двух учащихся такой коэффициент – от 0 до 45, что таким образом позволяет говорить про их заниженную самооценку.
Рисунок 2. 2. 1. Уровни самооценки данного класса
Что же касается обработки методики на определение личностных качеств, то она проводилась следующим образом.
В заготовленных таблицах (2.2.1) учащиеся выбирали свой вариант ответа на заданный вопрос. После этого подбивались результаты с помощью небольших таблиц расположенных в конце каждого теста. Там же мы можем наблюдать их результаты.
Количество баллов каждого ученика по двум тестированиям и их расшифровку можно посмотреть в приложениях 2.2.1, 2.2.2 и 2.2.3.
Исходя из следующих данных мы можем определить влияние личностных качеств на уровень самооценки.
У группы учеников, которые имеют завышенную самооценку, ярко выражены такие качества как общительность и интровертность.
У группы учеников, которые имеют средний уровень самооценки, ярко выражены такие качества как возбудимость и невозмутимость.
У группы учеников, которые имеют заниженную самооценку, ярко выражены такое качество как депрессивность.
Поскольку у определенных групп были ярко выражены определенные личностные качества, то этим подтверждается гипотеза о влиянии личностных качеств на самооценку подростков.
Интересным стало то, что у девочек этого класса, самооценка более завышена, чем у мальчиков.
В ходе исследований мы обнаружили довольно интересный фактор того, что большинство мальчиков этого класса, имеют довольно высокий показатель по шкале мужество-женственность (приложение 2.2.1). Это показывает их склонность к типично женскому способу поведения.
Вывод.
В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.
В процессе проведенного исследования у ребенка его самооценки можно сказать, что по полученным результатам мы видим, что чем больше развито определённое личностное качество у ребенка, тем большее влияние происходит на самооценку учащегося.
Изучение природы личностных качеств и самооценки непростая задача. Особенно сложно она решаема в детских коллективах. В своей работе я попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния личностных качеств на самооценку детей, в его повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении с подростками, в совместной деятельности разнопланового характера.
Проведенные исследования также дают материал для дальнейшего, более глубокого изучения влияния личностных качеств на самооценку, как в данном возрасте – подростка, так и в других возрастах, при условии дополнительного изучения особенностей соответствующего возраста предполагаемых испытуемых. Они так – же дают материал для работы как непосредственно в исследованной группе, так и в других, подобных группах школьников подросткового возраста.
Литература
1. Алферов А.Д. «Психология развития школьников», Ростов на Дону, 2000г.
2. Боброва В. Г., Вахрушев М. «Общая характеристика развития личности подростка», Ростов на Дону, 1966г.
3. Блонский П.П. «Психология», 2000г.
4. Божович Е. Д. «Психология особенного развития личности подростка», 1969г.
5. В. Вишневский «Такие простые сложные истины. Заметки журналиста о становлении личности подростка», 1984г.
6. «Возрастная и педагогическая психология» /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.
7. «Вопросы психологии развития личности подростка и юноши», Тюмень, 1969г.
8. Выготский Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956г.
9. «Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности», Под ред. Щадрикова В.Д., 1989г.
10. Драгунова Т.В. «Подросток», М., 1976г.
11. Ивашкин В. «Психологическое изучение школьников», 1990г.
12. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
13. Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967.
14. Кудрявцев Г. А. «Общая психологическая характеристика личности трудных подростков», Алма-Ата, 1967г.
15. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.
16. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики», М., 1972г.
17. Липкина А.И. «Самооценка школьника», М., 1976г.
18. «Личность и создание», 1989г.
19. Маклаков А. Г. «Общая психология», издательство «Питер» , 2002г.
20. «Нравственное воспитание школьников в коллективе. Учетные записки ЛГПИ им. А.И. Герцена», Сб. Т. 368. Л., 1970г.
21. Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), «Феникс», 2000г., 565 стр.
22. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г., 512стр.
23. «Познание учащегося и формирование его личности», Вильнюс, 1975г.
24. «Психология развивающейся личности», под ред. Петровского А. В., 1987г.
25. «Психологические исследования», Под ред. Прангигивили А.С., 1966г.
26. «Психология особенности формирования личности школьника», 1983г.
27. «Развитие личности ребенка», под ред. Фонарева А. М., М.: «Прогресс» 1987г., 272 стр.
28. Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», -Сп.б: изд. «Питер», 2000г., 712 стр.
29. Сироткин Л.Ю. «Формирование личности: проблема устойчивости», Казань, 1992г.
30. Собр. соч. Л.С. Выготского. М., 1982г. Т.1. С.20
31. Энциклопедия психологических тестов: I-III том, 2000г.
Приложение
ЛИЧНОСТНЫЙ ТЕСТ
нет
Преимущественно нет
Скорее нет
Скорее да
Преимущественно да
да Часто ли Вы недовольны своими поступками? Считаете ли Вы, что слишком много денег тратится на ненужные для Вас вещи? Считаете ли Вы, что на любой заданный вопрос Вы всегда сможете дать правильный ответ? Часто ли Вы расстраиваетесь из-за прошлых неудач? Бывают ли у Вас ощущения беспокойства и неуравновешенности? Готовы ли Вы подчиниться строгой дисциплине? Можете ли Вы показать свои чувства перед посторонними? Не вызывает ли у Вас иногда страх Ваша собственная агрессивность? Часто ли Вы ввязываетесь в ссоры (драки)? Любите ли Вы по-настоящему лишь не многих людей? Нервничаете ли Вы перед публичным выступлением? Очень ли Вам трудно признать свою вину? Спорите ли Вы, если Вас «обсчитают» в магазине? Можете ли Вы открыто говорить о своих отношениях с девушкой (парнем)? Не возникает ли у Вас иногда такое чувство, что за вашей спиной говорят о Вас? Считаете ли Вы, что надо хорошо закончить школу? Легко ли пробудить в Вас ревность? Часто ли Вы грызете ногти или карандаши? Часто ли Вы страдаете от головной боли? Смущаетесь ли Вы в большом обществе? Способны ли Вы пойти на уступки, чтобы не ссориться? Весело ли Вам на многолюдных праздниках? Часто ли Вы фигурируете в мелких инцидентах? Замечали ли Вы за собой легкую раздражительность при принятии важного решения? Часто ли Вы ищите развлечений в тайне? Считаете ли Вы, что у Вас много недоброжелателей, которые вредят Вам? Можете ли Вы придать вечеринке нужный характер? Вы любите шумную музыку? Прислушиваетесь ли Вы к советам других? Чувствуете ли Вы себя в роли подчиненного лучше, чем в роли руководителя? Часто ли Вас беспокоят возможные недостатки в Вашей внешности? Уверены ли Вы в своей способности молниеносно дать сдачи? Нет ли у Вас навязчивых страхов? Всегда ли Вы соблюдаете хоть какие-то приличия? Активно ли Вы занимаетесь спортом? Говорили ли Вам когда-нибудь, что Вы непредсказуемы? Вспыльчивы ли Вы? Вмешиваетесь ли Вы в разговоры? Часто ли Вам кажется, что Вас подвели? Кажется ли Вам, что Вас никто не понимает? Мешает ли Вам шум? Часто ли Вас беспокоят боли в желудке? Часто ли Вы бываете невнимательны? Способны ли Вы оскорбить другого? Интересуетесь ли Вы политикой? Не трещит ли у Вас голова при мысли о внезапной смерти? Запасаетесь ли Вы вещами, которые, по Вашему мнению, когда-нибудь могут Вам пригодиться? Бывают ли у Вас сильные приступы ревности? Вы, как правило, хорошо настроены? Считаете ли Вы, что Ваша жизнь имеет смысл? Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес? Принимаете ли Вы близко к сердцу благополучие окружающих? Предпочитаете ли Вы заниматься в одиночестве? Не бывает ли у Вас навязчивых мыслей? Раздражают ли Вас мелочи? Смакуете ли Вы пищу или набрасываетесь на еду? Откровенно ли Вы высказываете свое мнение? Обсуждаете ли Вы своих одноклассников? Считают ли Вас заносчивым? Считаете ли Вы, что позвонив по телефону, Вы поступаете невежливо? Любите ли Вы отдыхать под медленную эмоциональную музыку? Соблюдаете ли Вы ежедневную личную гигиену? Самостоятельны ли Вы? Имеете ли Вы вредные привычки? Могли бы Вы убить в порядке необходимой самообороны? Восхищаетесь ли Вы красивыми людьми? Считаете ли Вы, что важно быть всегда корректно одетым? Болеете ли Вы за какую-либо футбольную команду? Часто ли Вы берете деньги в долг? Нравиться ли Вам выбираться из дому? Любите ли Вы детей? Долго ли тревожат Вас плохие известия? Хотите ли Вы быть лидером? Привлекают ли Вас люди, имеющие успех? Хорошо ли Вы спите? Нравятся ли Вам нерешительные, постоянно раздраженных людей? Скрываете ли Вы свою агрессивность, предпочитая не давать ей волю? Если бы напали на Вашу страну, пошли бы Вы добровольцем воевать? Обсуждаете ли Вы с друзьями сексуальные проблемы? Доброжелательно ли Вы настроены к повседневности? Считаете ли Вы, что откровенность «очищает атмосферу»? Чувствуете ли Вы себя скованным в многолюдном обществе? Курите ли Вы? Считаете ли Вы, что можете учиться лучше? Чувствуете ли Вы себя дома лучше всего? Считаете ли Вы себя уверенным в себе? Доставляет ли Вам удовольствие общение с людьми? Есть ли у Вас азарт к коллекционированию? Не создается ли у Вас впечатление, что учитель проводя урок обращается к Вам лично?
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
Фамилия, имя, отчество _
Город _
Школа № класс
Дата заполнения
Подсчет баллов
Нервозность
Агрессивность
18 =…………баллов
19 =…………баллов
23 =…………баллов
41 =…………баллов
42 =…………баллов
55 =…………баллов
61 =…………баллов
67 =…………баллов
74 =…………баллов
83 =…………баллов
8 =…………баллов
9 =…………баллов
24 =……… .баллов
37 =…………баллов
44 =…………баллов
48 =…………баллов
65 =…………баллов
68 =…………баллов
78 =…………баллов
89 =…………баллов
Н=……общее число бал лов по шкале Н
А=… .общее число баллов по шкале А
Общительность
Невозмутимость
10 =…………баллов
22 =…………баллов
25 =…………баллов
27 =…………баллов
38 =…………баллов
47 =…………баллов
51 =…………баллов
56 =…………баллов
71 =…………баллов
87 =…………баллов
21 =…………баллов
29 =…………баллов
32 =…………баллов
43 =…………баллов
49 =…………баллов
57 =…………баллов
61 =…………баллов
76 =…………баллов
80 =…………баллов
86 =…………баллов
О=……общее число баллов по шкале О
Нв=……общее число баллов по шкале Нв
Депрессивность
Возбудимость
4 =…………баллов
12 =…………баллов
21 =…………баллов
26 =…………баллов
33 =…………баллов
34 =…………баллов
45 =…………баллов
53 =…………баллов
54 =…………баллов
72 =…………баллов
5 =…………баллов
11 =…………баллов
17 =…………баллов
20 =…………баллов
24 =…………баллов
36 =…………баллов
37 =…………баллов
55 =…………баллов
77 =…………баллов
89 =…………баллов
Д=……общее число баллов по шкале Д
В=……общее число баллов по шкале В
Экстравертность -
Интровертность
Мужество -
Женственность
9 =…………баллов
20 =…………баллов
21 =…………баллов
46 =…………баллов
53 =…………баллов
54 =…………баллов
71 =…………баллов
77 =…………баллов
79 =…………баллов
85 =…………баллов
7 =…………баллов
14 =…………баллов
17 =…………баллов
19 =…………баллов
21 =…………баллов
26 =…………баллов
31 =…………баллов
66 =…………баллов
74 =…………баллов
81 =…………баллов
ЭИ=……общее число баллов по шкале ЭИ
МЖ=……общее число баллов по шкале МЖ
Подсчет баллов
…………… баллов
Межличностные отношения, общение
Поведение
1. Вежливость
2. Заботливость
3. Искренность
4. Коллективизм
5. Отзывчивость
6. Радушие
7. Сочувствие
8. Тактичность
9. Терпимость
10. Чуткость
11. Доброжелательность
12. Приветливость
13. Обаятельность
14. Общительность
15. Обязательность
16. Ответственность
17. Откровенность
18. Справедливость
19. Совместимость
20. Требовательность
1. Активность
2. Гордость
3. Добродушие
4. Порядочность
5. Смелость
6. Твердость
7. Уверенность
8. Честность
9. Энергичность
10. Энтузиазм
11. Добросовестность
12. Инициативность
13. Интеллигентность
14. Настойчивость
15. Решительность
16. Принципиальность
17. Самокритичность
18. Самостоятельность
19. Уравновешенность
20. Целеустремленность
Деятельность
Переживания, чувства
1. Вдумчивость
2. Деловитость
3. Мастерство
4. Понятливость
5. Скорость
6. Собранность
7. Точность
8. Трудолюбие
9. Увлеченность
10. Усидчивость
11. Аккуратность
12. Внимательность
13. Дальновидность
14. Дисциплинированность
15. Исполнительность
16. Любознательность
17. Находчивость
18. Последовательность
19. Работоспособность
1. Бодрость
2. Бесстрашие
3. Веселость
4. Душевность
5. Милосердие
6. Нежность
7. Свободолюбие
8. Сердечность
9. Страстность
10. Стыдливость
11. Взволнованность
12. Восторженность
13. Жалостливость
14. Жизнерадостность
15. Любвеобильность
16. Оптимист.
17. Сдержанность
18. Удовлетворенность
19. Хладнокровн.
20. Чувств- ость
Подсчет баллов
…………… баллов
* Кон И.С. Социология личности. – М.: Политиздат, 1967.
* Собр. соч. Л.С. Выготского. М., 1982. Т.1. С.20
* Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», -Сп.б: изд. «Питер», 2000г., 712 стр.
** Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики», М., 1972г.
* Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.
* Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. – 168с.