Содержание:
1. Профессиональная деформация сотрудников ОВД, пути её преодоления
1.1. Общее понятие о профессиональной деформации
1.2. Проявления профессиональной деформации
1.3. Причины профессиональной деформации
1.4. Структура профессиональной деформации
1.5. Основные принципы воспитательной работы
1.6. Практические рекомендации для начальников ОВД по профилактике профессиональной деформации
2. Психология осмотра места происшествия
2.1. Общее понятие осмотра места происшествия
2.2. Цели осмотра места происшествия
2.3. Трудности при проведении осмотра места происшествия
2.4. Успешность осмотра места происшествия
3. Задача
Список литературы
1. ПрофессиональнаядеформациясотрудниковОВД
ипутиеёпреодоления.
1.1. Профессиональную деформацию можно определить как искажение характера и результатов профессиональной деятельности сотрудников ОВД, их служебных и внеслужебных отношений в коллективе под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды.
Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.
Не существует фатальной предопределённости профессиональной деформации для каждого из работающих в органах внутренних дел. Только от волеизъявления конкретного лица зависит степень его сопротивляемости деформирующему воздействию со стороны объективных факторов, которыми наполнена его профессиональная деятельность. Профессиональной деятельности сотрудников ОВД присущи следующие основные элементы: предмет деятельности, субъект деятельности, содержание (цель и задачи), формы, средства, методы и результат деятельности. Каждый из элементов подвергается процессу деформации в разной степени.
Коррозия сознания сотрудников может быть эффективно предотвращена благодаря наличию следующих морально-деловых качеств: долг, достоинство, честь и ответственность.
1.2. Проявления профессиональной деформации.
«Полицейский характер» развивается у сотрудников в течение первых 3-4-х лет службы:
- цинизм;
- излишняя серьёзность;
- замкнутость;
- холодность;
- властность;
- максимализм в суждениях;
- бесчувственное, формальное отношение к людям, отсутствие сопереживания, сострадания;
- беспринципность;
- бесчестность, корыстность, бессовестность, безразличие к личности, объекту профессиональной деятельности;
- сознательное нарушение основных принципов морали и её норм (долга, совести, ответственности, чести и достоинства);
- низкий профессиональный уровень знаний;
- мстительное, злобное, подозрительное отношение к людям;
- неправильное понимание властных полномочий, злоупотребление ими и др.
Уровень разводов среди полицейских США в течение первых трёх лет службы достигает 70%.
По числу самоубийств среди полицейских — в 6,5 раз выше уровня среди мужского населения по стране.
Продолжительное воздействие отрицательных факторов на сотрудника милиции, в том числе — влияние криминогенной среды — формирует у сотрудника стереотип хладнокровного, а порой и безразличного отношения к физическим страданиям и моральным переживаниям людей.
1.3. Причины профессиональной деформации.
1. Объективные.
1.1. Специфичность профессиональной деятельности, постоянные физические и психические перегрузки, переутомление, негативные последствия конфликтных и экстремальных ситуаций, таящих опасность для жизни и здоровья, дефицит отпущенного времени.
1.2. Постоянный контакт с преступной средой, негативным отрицательным и растлевающим влиянием преступника на сотрудников.
1.3. Недостатки в организации и управлении деятельностью (несовершенство отчётности, взаимодействия служб, «процентомания»). .
1.4. Отрицательное влияние товарищей по работе, допускающих злоупотребление властными полномочиями, формализм и равнодушие к людям, халатное отношение к служебным обязанностям.
1.5. Отсутствие систематического и действенного контроля со стороны руководства и непосредственного начальника за деятельностью сотрудников
1.6. Плохое оперативно-техническое оснащение.
1.7. Неблагоприятные бытовые условия и семейные отношения.
1.8. Ошибки в подборе, расстановке и воспитании кадров.
1.9. Просчёты в воспитании работников.
2. Субъективные.
2.1. Низкий служебно-профессиональный уровень и нежелание совершенствовать профессиональные качества (самоуспокоенность, снижение самокритичности, переоценка своего профессионального опыта).
2.2. Растерянность, психологическая неподготовленность к работе, отсутствие навыков и умений контролировать своё поведение, любым способом снять психологическую нагрузку (расхлябанность, злоупотребление спиртными напитками).
2.3. Неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие единства интересов личности и всего коллектива.
2.4. Недостаточная развитость морально-деловых качеств и волевых качеств сотрудников.
2.5. Неумение отделять интересы дела от интересов карьеры, склонность к групповщине, а порой и позиция собственной исключительности.
2.6. Неумение работников рационально организовывать своё рабочее время, а также снимать физические и психологические стрессы, отвлекаться от негативных эмоций во внеслужебных отношениях и в семье.
Деление причин на объективные и субъективные условно, они взаимопереходят друг в друга.
Группа негативных факторов.
1. Юридические:
- несовершенство уголовно-процессуального законодательства;
- нечёткая урегулированность работы;
- отсутствие юридических гарантий, ограничивающих сотрудников от противозаконных приказов и указаний начальников.
2. Экономические:
- отсутствие чётких экономических стимулов;
- «уравниловка» в оплате;
- неэффективность потолочных званий;
- возможность извлечения побочной материальной и иных выгод в повседневной работе;
- недостаточная техническая оснащённость.
3. Организационные:
- слабый подбор в расстановке кадров;
- слабый контроль со стороны руководства;
- специфичность работы ОВД;
- плохая организация внутреннего учёта и контроля, в том числе неверные критерии оценки работы;
- недостаточные меры по повышению квалификации сотрудников.
4. Интеллектуальные:
- низкий уровень профессиональных знаний;
- недостаточный уровень политической, правовой и общей культуры;
- недостатки в воспитании и самовоспитании подчинённых.
5. Социально-психологические:
- грубость и неуравновешенность руководителей;
- социальная, групповая, национальная нетерпимость;
- излишняя самоуверенность;
- чрезмерное тщеславие и карьеризм;
- низкий самоконтроль.
1.4. Структура профессиональней деформации.
Открытая (видимая) — бездушное, бесчеловечное отношение к преступнику, задержанному, правонарушителю, упоение властью, убеждённость во вседозволенности. Пренебрежение нормами служебной этики. Чрезмерная подозрительность, обвинительный уклон, отсутствие самокритичности. Использование незаконных методов в борьбе с преступностью, руководство ложным принципом «средства оправдывают цель». Злоупотребление спиртными напитками, наркотиками. Некультурность речи, злоупотребление жаргоном преступного мира. Неопрятный внешний вид, неряшливость, неаккуратность.
Скрытая (невидимая) — злоупотребление служебным положением в процессе работы, преобладание корыстных целей над государственными, общественными. Аморальность в быту. Нравственное обеднение (оскудение) сотрудника. Ложное понимание интересов службы, неверное понимание престижа, фиктивное создание благополучия в работе (марафет). Укрывательство преступлений, взяточничество. Сращивание с преступной средой.
Учитывая причины возникновения профессиональной деформации, её открытую и скрытую формы проявления, следует осуществлять целенаправленное и непрерывное профилактическое воздействие.
К числу направлений такого рода воздействия относятся:
ОБЩИЕ МЕРЫ — действительная, а не мнимая автономия ОВД, их равновесие и взаимосдерживание с другими правоохранительными органами, подчинение их только закону и высокая ответственность перед законом;
НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ МЕРЫ - качественное улучшение профессиональной подготовки; совершенствование организации управления, коренное улучшение воспитательной работы; создание здорового морально-психологического климата в подразделениях.
Главная задача воспитательной работы — это, прежде всего, формирование у каждого работника активной жизненной позиции, деловитости, чувства нового, компетентности, сознательного отношения к труду, общественному долгу.
1.5. Основные принципы воспитательной работы:
- принцип целеустремлённости в процессе служебной деятельности;
- единство слова и дела;
- индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании;
- сочетание высокой требовательности к подчинённым с уважением их личного достоинства и заботой о них;
- единство теории и практики;
- учёт положительного опыта в воспитании личности, коллектива.
Нравственная надёжность сотрудника милиции играет важную роль, поскольку он имеет сравнительно доступную возможность удовлетворять свои материальные и иные потребности за счёт лиц, попавших в сферу его деятельности. Особо выделяется эта черта в работе с женщинами «лёгкого поведения», наркоманами, женщинами, преступившими черту закона, и с тем, чтобы уйти от ответственности, пытаются войти в интимные отношения с сотрудником. В связи с этим, современное воспитательное воздействие начальника, его принципиальность, личный пример будут определять нравственное поведение подчинённых. «Железный Феликс», будучи сам «рыцарем без страха и упрёка», карал беспощадно каждого, кто пятнал репутацию чекиста, какое бы положение он ни занимал. Достаточно вспомнить, к примеру, тот факт, что член коллегии Петроградской чрезвычайной комиссии Д. Чудин был расстрелян в 1919 году за то, что вступил в интимную связь с сожительницей арестованного спекулянта.
Неблагоприятные семейные отношения сотрудников в совокупности с другими причинами могут служить развитию профессиональной деформации. Семья сотрудника — это своеобразный тыл, обеспечивающий его работу. Поэтому одна из важнейших задач, которая возлагается на начальника, это создание оптимальных условий внеслужебной деятельности. Это укрепление семьи, обеспечение нормальных бытовых условий сотрудников. Специфика работы, как правило, отрывает сотрудника в известной степени от семьи. Если к этому прибавить плохие бытовые условия, отсутствие жилья — это может привести к нежелательному конфликту в семье, её распаду. Осуществляя воспитательную работу, начальник обязан оказывать помощь в укреплении семьи, формировать правильную реакцию членов семьи на трудности службы. Такой цели можно добиться организацией досуга сотрудников и их семей. Она должна носить плановый характер. Необходимо стремиться сделать отдых сотрудников и членов их семей насыщенным, увлекательным и разнообразным.
Совершенствование организации и управления всей структурой милиции является важным направлением в профилактике профессиональной деформации. Недостатки организации служебной деятельности: сотрудники часто меняют зоны обслуживания, нечётко распределяются функциональные обязанности подчинённых, неравномерно несут служебную нагрузку; отсутствие планомерности и системности в работе, разобщённость, отсутствие чёткой задачи, цели и конкретных путей по их достижению; слабая организация и проведение занятий по служебной подготовке, низкий уровень воспитательной работы.
К сожалению, многие руководители на практике не придают этому вопросу первостепенного значения. Случается и так, что вновь назначенным руководителям порой негде почерпнуть таких знаний. В целом же психологический барьер негативного отношения к проблеме эффективности управления коллективом проявляется в непонимании проблемы. Существует даже такое неверное убеждение, что начальнику достаточно быть хорошим профессионалом. Однако, руководитель должен знать науку управления, постоянно внедрять научную организацию управленческого труда, поскольку эта функция является его главной профессиональной, служебной обязанностью.
Конфликт в деятельности сотрудника милиции заложен в самой природе этой работы. Деятельность осуществляется в постоянном напряжении, в экстремальных условиях. Всё это требует от сотрудников своеобразной психической закалки, умения быстро «разряжаться», восстанавливать работоспособность. Многое зависит и от того, как сотрудник относится к работе. Потеря интереса к ней в конечном итоге может привести сотрудника к нервозности, усталости, конфликтности с руководством. Неправильная организация рабочего времени, постоянные повышенные нагрузки на работе, могут даже у сотрудника, любящего своё дело, сформировать усталость, физическое и психическое переутомление. В таком состоянии проявляются апатия, безразличие и даже отвращение к любимой работе. Пожалуй, самая распространённая ошибка людей, увлечённых делом, - стремление работать 24 часа в сутки. Между тем наши возможности не беспредельны. Мозгу необходим не просто отдых, ему необходимо время, чтобы переработать и систематизировать накопленную информацию. Поэтому нужно уметь отдыхать.
В связи с этим перед начальником подразделения встаёт задача собственно психологической подготовки как неотъемлемого атрибута профессиональной подготовки.
Психологическая подготовка сотрудников — важнейшая защитная мера от профессиональной деформации. Жизнь настоятельно диктует создание в горрайорганах восстановительных центров, которые должны включать кабинет психологической разгрузки, спортивный комплекс, сауну и т.д.
Учитывая психологическую нагрузку, различные конфликтные ситуации, отрицательные эмоции, сотруднику важно знать способы эмоциональной разрядки. Необходимо помнить, что в послестрессовом периоде важно привести в действие все основные рычаги успокоения: создать конкурирующую доминанту, утилизировать выделяющиеся активные вещества, прекратить «умственную жвачку» неприятных событий, тем самым блокировать выделение новых порций гормонов стресса. Поэтому хорошо, когда заранее отработаны методики восстановления эмоционального равновесия, подобраны индивидуальные комплексы.
При появлении злобы, чувства агрессивности, полезны: имитация бокса, каратэ с невидимым противником (1-3 минуты); дыхательные упражнения или приседания (20-40 раз); прогулка (30 минут).
1.6. Практические рекомендации начальникам подразделений ОВД для профилактики профессиональной деформации сотрудников:
1. В сфере организации профессиональной деятельности:
1) Подбор личного состава из числа сотрудников, желающих работать и любящих работу в данном отделении.
2) Постановка реальных задач — промежуточной и конечной, главной и подчинённой, принятие всех мер по выполнению их в срок.
3) Формирование навыков вести целеустремлённую индивидуальную работу с гражданами, лицами из числа ранее судимых, а также иных лиц, попавших в сферу деятельности работников ОВД.
4) Привитие сотрудникам умения общаться с людьми, находить общие интересы, психологически на них влиять.
5) Поощрение у подчинённых творческого мышления, нестандартного подхода к каждому событию, разрешения материалов с использованием передовой науки и практики.
6) Привитие подчинённым умения подвергать работу самоанализу и самоконтролю.
7) Обучение конкретным приёмам психологического воздействия на других лиц, психологическая подготовка сотрудника милиции к конфликтным и стрессовым ситуациям.
8) Развитие физической силы и выносливости сотрудников.
2. В сфере воспитательной работы:
1) Формирование у сотрудников научного мировоззрения, нравственно-правовых убеждений, волевых качеств.
2) Воспитание чувства критики и самокритики.
3) Воспитание силы воли и характера сотрудников.
4) Воспитание психологического иммунитета против воздействия со стороны преступного мира, устойчивости.
5) Оказание воздействия личным примером в службе и в быту.
6) Умелое сочетание в процессе воспитательного воздействия на подчинённых мер принуждения и убеждения.
7) Создание здорового морально-психологического климата в служебном коллективе.
8) Целенаправленное и систематическое воздействие на внеслужебную деятельность подчинённых, забота об их досуге и быте.
3. В сфере формирования нравственно-психологического климата в коллективе:
1) Создание условий, ускоряющих адаптацию молодых и вновь прибывших сотрудников.
2) Систематический сбор и оценка социально-психологической информации о подчинённых (неформальное лидерство, психологическая атмосфера, слухи, сплетни и т.д.).
3) Совершенствование взаимоотношений между членами коллектива, руководителями и подчинёнными путём развития товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.
4) Совершенствование системы информирования сотрудников о ближайших и перспективных целях и задачах, стоящих перед
коллективом.
5) Эффективное использование общественного мнения коллектива.
6) Гласное и открытое решение вопросов материального и морального поощрении отличившихся сотрудников.
7) Изучение, закрепление и развитие положительных традиций профессиональной деятельности.
8) Подбор, расстановка первичных коллективов и групп с учётом индивидуальных особенностей и психологической совместимости сотрудников.
2. Психологияосмотра, местапроисшествия.
2.1. Общими тактико-криминалистическими положениями осмотра являются:
1) неотложность;
2) объективность, полнота и всесторонность;
3) целеустремлённость;
4) использование научно-технических средств и помощи специалистов;
5) соблюдение криминалистических правил обращения с исследуемыми объектами;
6) единое руководств.
Осмотр места происшествия — это неотложное следственное действие, состоящее в непосредственном восприятии следователем и другими, участниками осмотра места происшествия в целях изучения обстановки, обнаружения, фиксации и изъятия следов и других вещественных доказательств, выдвижения и проверки версий о событии преступления, его механизме, участниках, а также решения других вопросов, которые могут иметь значение для правильного решения уголовного дела.
2.2. Цели осмотра места происшествия:
1) непосредственное изучение следователем материальной обстановки места происшествия для выяснения характера и обстоятельств расследуемого события;
2) обнаружение, фиксация, изъятие и оценка следов преступления и иных вещественных доказательств;
3) получение исходной информации для выдвижения общих и частных версий о механизме события, его участниках, о личности преступника и др.;
4) получение данных для организации розыска преступника по горячим следам и других оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, при проведении осмотра необходимо установить обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений.
Материальную обстановку происшествия в системно-структурном отношении следует рассматривать как состоящую из входящих в неё элементов, а само происшедшее событие — как в целом, так и по отдельным его элементам — в виде различных следов, несущих необходимую информацию. Эти следы являются изменениями структуры материальной обстановки, которые возникли в результате события преступления.
Следователь исследует материальную обстановку места происшествия в двух состояниях — до и после происшествия. Первое состояние следователь устанавливает посредством допросов потерпевших, очевидцев, подозреваемых и обвиняемых, путём проведения экспериментов и самого осмотра места происшествия. Второе определяет посредством проведения осмотра, при котором он непосредственно наблюдает вредные результаты совершённого деяния. После анализа и сравнительного исследования обоих состояний места происшествия следователь будет в состоянии выявить изменения, которые были внесены в данную обстановку действиями преступника, механизм возникновения следов, месторасположение отдельных предметов, их причинную связь с расследуемым событием.
2.3. Осмотр места происшествия в принципе возможен при расследовании любого преступления.
Осмотр места происшествия — сложное следственное действие. Сложность его определяется прежде всего тем, что обстановка места происшествия не всегда остаётся неизменной после происшествия (она изменяется под влиянием метеорологических условий, в результате влияния фактора времени, в силу возможных действий лиц, первыми обнаруживших происшествие на месте, и т.п.). Сложность осмотра состоит в том, что приходится исследовать довольно часто значительное количество самых разнообразных объектов. Нередко осмотр длится в течение довольно продолжительного промежутка времени, что приводит к психической и физической усталости следователя и других участников осмотра.
Трудность осмотра может состоять и в том, что на его участников нередко оказывает влияние обстановка места происшествия (трагическая ситуация — обнаружение трупа, особенно трупа несовершеннолетнего, настроение толпы людей, окружающей место происшествия, и т.п.). Сложность осмотра часто определяется тем, что преступники при совершении преступления прибегают к различным инсценировкам, и распознать истинный характер их действий довольно сложно. Наконец, следователю нередко приходится осматривать незнакомые места, зачастую довольно отдалённые от расположения следственного подразделения, при этом могут возникнуть следующие непредвиденные трудности:
1. Производство осмотра места происшествия для следователя обычно совпадает с острым недостатком информации. Нередки случаи, когда в ходе осмотра места происшествия следователю необходимо получить ответ на главный вопрос: имело ли место событие преступления вообще?
2. Вопросы, которые ставит перед собой и пытается разрешить следователь в ходе осмотра места происшествия, имеют, как правило, комплексный характер. Следователь стремится установить, было ли совершено преступление (или произошёл несчастный случай, самоубийство, и т.п.), кто совершил преступление, когда, где и по каким причинам оно было совершено, каков механизм действия преступника и т.п.
3. Характерная особенность осмотра места происшествия — получение информации путём наблюдения за конкретной обстановкой места происшествия с последующим анализом результатов наблюдения. Иными словами, информация при осмотре места происшествия получается на первом этапе на уровне конкретных образов, т.е. на уровне первой сигнальной системы, ассоциируется, направленно отбирается в мыслительные модели (версии), которые обретают словесно-логическую форму. При переходе информации из одной формы в другую происходит её частичная утрата и возможные искажения, что неизбежно влияет на полноту и объективность выдвинутой версии.
4. Основным средством закрепления добытой в ходе осмотра информации является протокол осмотра, в котором вся собранная в результате наблюдения информация излагается в словесной форме, в синтезированном виде (протокол, схема с приложениями).
5. К протоколу осмотра места происшествия нередко прилагаются фотографии, схемы, рисунки, вещественные доказательства, отражающие результаты осмотра в форме образов на уровне первой сигнальной системы.
6. В ходе осмотра места происшествия следователь получает информацию не от людей, а от вещей, и в этом отношении осмотр места происшествия является противоположностью допроса. (В следственной практике получает всё большее распространение воспроизведение показаний на месте происшествия, которое совмещает в себе характерные особенности допроса и осмотра).
Производя осмотр, следователь выдвигает версии о характере события, его участниках, их действиях и др. Уже приступая к осмотру, следователь при общем ознакомлении с обстановкой выдвигает типичные версии, т. е. самые характерные объяснения встретившейся ситуации, основанные на обобщении следственной практики. Например, получив сообщение об обнаружении трупа с признаками насильственной смерти, следователь предполагает, что могло произойти убийство или несчастный случай. В ходе дальнейшего осмотра эти общие версии проверяются, конкретизируются, выдвигаются частные версии, например, о времени совершения преступлений, орудиях преступления, действиях участников расследуемого события и др.
Обнаружение следов и других вещественных доказательств на месте происшествия - это очень сложный процесс. В большинстве случаев следователь сталкивается с неясной обстановкой, для которой может быть характерно наличие очевидных, бросающихся в глаза следов или очень малое их количество; кроме того, имеющиеся следу могут быть не видны.
Очень труден поиск микрочастиц — текстильных волокон, мелкого стекла, краски и лака, штукатурки, извести, шерстяных волокон, мелких остатков пищи, табака, пепла, окурков, почвы, различных микроорганизмов и т.п. Эти объекты мелки и очень легки, поэтому при осмотре следует тщательно следить за тем, куда ступает нога осматривающего. В помещениях следует закрыть окна и двери, так как сквозной ветер может унести микрочастицы. Собирать их следует с помощью липкой ленты или пылесоса.
Следователь должен тщательно анализировать обнаруженное, на основании установленных фактов строить версии о местах возможного оставления следов участниками происшествия, производить мысленный поиск этих следов. Суть поиска состоит в том, что следователь, проанализировав обнаруженные им следы и другие вещественные доказательства, строит версии о возможности существования других следов, связанных с обнаруженными следами, предполагает, какие конкретные следы и где именно (на каких участках, объектах, предметах) могут находиться на месте происшествия и, исходя из этого, ищет их.
Успех раскрытия большинства преступлений, совершённых в условиях неочевидности, в значительной степени зависит от своевременно и правильно выдвинутой версии. Здесь огромную роль играют такие профессионально важные качества следователя, как воображение, следственное мышление, интуиция.
2.4. Для успешного осмотра места происшествия рекомендуется решать три задачи в строгой последовательности.
Задача первая — собрать всю информацию, которая может иметь отношение к расследуемому событию. На этом этапе не следует ограничиваться сбором сведений под влиянием только одной версии.
Вторая задача — проанализировать собранную информацию и на этой основе попытаться создать версии, которые бы объясняли произошедшее событие.
Задача третья заключается в сопоставлении каждой выдвинутой версии со всей обстановкой места происшествия. В ходе такого сопоставления должны быть объективно отмечены все противоречия (негативные обстоятельства).
Если при решении второй задачи нет возможности выдвинуть хотя бы одну достаточно обоснованную версию, следует признать, что следователь поторопился, и вернуться к решению первой задачи (сбору информации).
Если же при проверке каждой выдвинутой версии выявляются противоречия, необходимо вернуться вновь к решению сначала первой, а затем второй задачи.
Картина преступления (криминальная версия) порождает в голове следователя ещё одну модель — план расследования, которая представляет собой также последовательность действий, связанных с поиском преступника.
3. Задача.
Свидетель Свиридов был вызван к следователю к 10 часам утра. Однако когда он пришёл, следователь был занят и попросил подождать. Свидетелю пришлось ждать около двух часов. На допросе свидетель раздражённо отвечал на вопросы следователя, который никак не мог установить с ним психологический контакт.
Задание: Проанализируйте создавшуюся ситуацию и определите, какие психологические факторы могли оказать негативное влияние на эмоциональное состояние Свиридова. Дайте рекомендации по установлению психологического контакта в данном случае.
Решение: Мастерство следователя, как специалиста, связано с искусством общения, работой с людьми, воздействием на них. Оно не может быть сведено только безукоризненному выполнению юридически значимых действий по ведению юридических дел. Нельзя представлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурно правильном совершении юридически значимых действий (вызов свидетеля, предъявление обвинения, осмотр места происшествия и пр.), составлении юридических документов, оформлении доказательств, проведении экспертиз и др. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учёта его психологии, индивидуальности, активности.
В данном случае следователь не учёл психологии свидетеля, который был вызван к 10 ч утра на беседу с ним. Следователь заставил свидетеля прождать целых 2 часа, тем самым, подорвав его настрой на беседу и спровоцировав у него отрицательное эмоциональное состояние. Не сумев справиться с негативными эмоциями, свидетель на допросе раздражённо отвечал на вопросы следователя, не желая идти с ним на контакт.
Сам следователь не обладает такими личностными качествами, определяющими успешность работы, как:
- дисциплинированность;
- исполнительность (к назначенному времени);
- принципиальность;
- умение устанавливать психологический контакт;
- наличие организаторских качеств;
- владение коммуникативной техникой поведения;
- ответственность;
- самоуважение.
Видя, что со свидетелем трудно установить психологический контакт, следователь должен был применить приём выявления и оценки психического состояния человека (тон голоса, выражение лица, поза, жесты), которые помогли бы ему более эффективно и продуктивно построить свои отношения с собеседником.
Необходимо было искренне извиниться, сославшись на важность и безотлагательность беседы, а также воспользоваться такими психологическими приёмами, как сопереживание («Я могу понять Ваше настроение; если Вам так будет удобнее, можно перенести наш разговор на более поздний срок»), контакт глаз, «накопление _согласия», использование _собирательного местоимения «мы» (сближает).
Вывод: От опытного, наблюдательного юриста не укроются психологические проявления, которые помогут ему более эффективно построить свои отношения с собеседником.
Списокиспользованнойлитературы.
1. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии, т.т. 1,2. М.: Педагогика, 1989.
2. Прикладная юридическая психология. Под ред. А.М. Столяренко. М.: Юнити, 2001.
3. Немов Р.С. Практическая психология: познание себя, влияние на людей. Пособие для учащихся. М.: Владос, 1998.
4. Еникеев М.И. Общая юридическая психология: ч.1 - М.: Юридическая литература, 2000.
5. Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников ОВД. Киев, 1990.