Реферат по предмету "Психология"


Основные проблемы современной дефектологии . Л.С. Выготский

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕФЕКТОЛОГИИ Еще недавно вся та область теоретического знания и научно-практической работы, которую мы условно называем общим именем «дефектология», считалась чем-то вроде малой педа­гогики, наподобие того, как медицина выделяет малую хирур­гию. Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Наиболее распространенные психоло­гические методы исследования ненормального ребенка основыва­ются на чисто количественной концепции детского развития, осложненного дефектом. При помощи этих методов определяется степень понижения интеллекта, но не характеризуется самый дефект и внутренняя структура лично­сти, создаваемая им. эти методы устанавливают степень, но не род и тип дефекта.
То же справедливо и относительно других педологических методов изучения дефективного ребенка, методов не только психологических, но и охватывающих другие стороны детско­го развития (анатомическую и физиологическую). Считать и мерить в дефектологии начали раньше, чем экспери­ментировать, наблюдать, анализировать, расчленять и обоб­щать, описывать и качественно определять. Практическая дефектология избрала тоже этот наиболее легкий путь числа и меры и пыталась осознать себя как малую педагогику. Если в теории проблема сводилась к количествен­но ограниченному, уменьшенному в пропорциях развитию, то на практике, естественно, была выдвинута идея сокращенного и замедленного обучения. В Германии тот же Крюнегель, а у нас А. С. Грибоедов справедливо защищают мысль: «Необходим пересмотр и учебных планов, и методов работы в наших вспо­могательных школах», так как «умень­шение учебного материала и удлинение времени его проработ­ки», т. е. чисто количественные признаки, составляют до сих пор характерное отличие специальной школы. Чисто арифметическая концепция дефективности — харак­терная черта отживающей, старой дефектологии. Реакция про­тив этого количественного подхода ко всем проблемам теории и практики составляет самую существенную черту дефектоло­гии современной. Представление о дефективности как о чисто количествен­ной ограниченности развития, несомненно, находится в идей­ном родстве со своеобразной теорией педологического пре­формизма, согласно которой внеутробное развитие ребенка сводится исключительно к количественному нарастанию и увеличению органических и психологических функций. Де­фектология проделывает сейчас идейную работу, похожую на ту, которую в свое время проделали педагогика и детская пси­хология, когда они защищали положение: ребенок не есть ма­ленький взрослый. Дефектология борется сейчас за основной тезис, в защите которого видит единственный залог своего су­ществования как науки, именно тезис, гласящий: ребенок, раз­витие которого осложнено дефектом, не есть просто менее раз­витой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но иначе раз­витой. Мы никогда не получим по методу вычитания психологии слепого ребенка, если из психологии зрячего вычтем зритель­ное восприятие и все, что с ним связано. Точно так же и глухой ребенок не есть нормальный ребенок минус слух и речь. Педо­логия уже давно овладела той мыслью, что процесс детского развития, если рассматривать его с качественной стороны, есть, говоря словами В. Штерна, цепь метаморфоз (1922). Дефек­тология сейчас овладевает сходной идеей. Как ребенок на каж­дой ступени развития, в каждой его фазе представляет каче­ственное своеобразие, специфическую структуру организма и личности, так точно дефективный ребенок представляет каче­ственно отличный, своеобразный тип развития. Есть, действительно, полное соответствие между своеобра­зием каждой возрастной ступени в развитии ребенка и своеоб­разием различных типов развития. Как переход от ползания к вертикальной походке и от лепета к речи есть метаморфоза, ка­чественное превращение одной формы в другую, так речь глу­хонемого ребенка и мышление имбецила суть качественно иные функции по сравнению с мышлением и речью нормальных детей. Только с идеей качественного своеобразия (не исчерпывае­мого количественными вариациями отдельных элементов) тех явлений и процессов, которые изучает дефектология, она впер­вые приобретает твердую методологическую основу. Было бы, однако, величайшей ошибкой думать, что с нахож­дением этой идеи методологическое оформление новой дефек­тологии закончено. Напротив, оно лишь начинается. Как толь­ко определяется возможность особого вида научного знания, так сейчас же возникает тенденция к его философскому обо­снованию. Помимо тенденции к философскому оформлению, перед современной дефектологией встают совершенно конкретные отдельные проблемы. Их разрешение составляет предмет боль­шинства дефектологических исследований. Дефектология имеет свой, особый объект изучения; она должна овладеть им. Процессы детского развития, изучаемые ею, представляют огромное многообразие форм, почти безгра­ничное количество различных типов. Наука должна овладеть этим своеобразием и объяснить его, установить циклы и мета­морфозы развития, его диспропорции и перемещающиеся цен­тры, открыть законы многообразия. Далее встают проблемы практические: как овладеть законами этого развития? В настоящей статье и сделана попытка критически наметить основные проблемы современной дефектологии в их внутрен­ней связанности и единстве под углом зрения тех философских идей и социальных предпосылок, которые положены в основу нашей теории и практики воспитания. Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, ослож­ненном дефектом, есть двойственная роль органического недо­статка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, сла­бость, умаление развития; с другой — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефек­тологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выра­ботки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефек­тивного ребенка не может ограничиваться установлением сте­пени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных — замещающих, надстраивающихся, вырав­нивающих процессов в развитии и поведении ребенка. Слабая память, например, выравнивается через выработку понимания, которое становится на службу наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы компенсируют­ся внушаемостью и тенденцией к подражанию и т. д. Функции личности не монополизированы таким образом, что при ненор­мально слабом развитии одного какого-либо свойства непре­менно и при всех обстоятельствах страдает выполняемая им за­дача; благодаря органическому единству личности другая спо­собность принимает на себя ее выполнение ( (В.Штерн, 1921). Таким образом, закон компенсации одинаково приложим к нормальному и осложненному развитию. Т. Липпс видел в этом основной закон психической жизни: если психическое событие прерывается или тормозится, то там, где наступает перерыв, задержка или препятствие, происходит «затопление», т. е. по­вышение психической энергии; препятствие играет роль запру­ды. Этот закон Липпс называл законом психической запруды (Stauung). Энергия концентрируется в пункте, где процесс встретил задержку, и может преодолеть задержку или пойти окольными путями. Так на месте задержанного в развитии про­цесса образуются новые процессы, возникшие благодаря запруде (Липпс Т., 1907).
А. Адлер и его школа в основу своей психологической сис­темы кладут учение о малоценных органах и функциях, недо­статочность которых постоянно стимулирует повышенное раз­витие. Ощущение дефективности органов, по словам Адлера, является для индивида постоянным стимулом к развитию пси­хики. Если какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не справляется вполне со своими задачами, тогда центральная нервная система и психи­ческий аппарат человека принимают на себя задачу компенси­ровать затрудненное функционирование органа. Они создают над малоценным органом или функцией психологическую над­стройку, стремящуюся обеспечить организм в слабом, угрожаемом пункте, создают повышенные возможности и стимулы к ком­пенсации и сверхкомпенсации.
Нет, кажется, сейчас дефектолога, который отрицал бы первостепенное значение реак­ции личности на дефект, компенсаторных процессов в разви­тии, т. е. той чрезвычайно сложной картины положительных влияний дефекта, обходных путей развития, сложных его зиг­загов, картины, которую мы наблюдаем у каждого ребенка с дефектом. Самое важное то, что вместе с органическим дефек­том даны силы, тенденции, стремления к его преодолению или выравниванию. Вот этих тенденций к повышенному развитию и не замечала прежняя дефектология. А между тем именно они придают своеобразие развитию дефективного ребенка; они со­здают творческие, бесконечно разнообразные, иногда глубоко причудливые формы развития, равных или подобных которым мы не наблюдаем в типическом развитии нормального ребенка. Нет надобности быть адлерианцем и разделять принципы его школы, чтобы признать справедливость этого положения. «Он будет хотеть все видеть, — говорит Адлер про ребен­ка, — если он близорук; все слышать, если у него аномалия слу­ха; все будет хотеть говорить, если у него есть налицо затрудне­ние в речи или есть заикание .» Противоположность органи­ческой недостаточности и желаний, фантазий, снов, т. е. пси­хических стремлений к компенсации, столь всеобъемлюща, что можно на основании ее вывести основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в психические стремления к компенсации и сверхкомпенсации». Если есть слепота, то психиче­ское развитие направлено от слепоты, против слепоты и т. п. Было бы ошибкой полагать, что процесс компенсации все­гда непременно кончается удачей, успехом, всегда приводит к формированию таланта из дефекта. Как всякий процесс пре­одоления и борьбы, и компенсация может иметь два крайних исхода — победу и поражение, между которыми располагаются все возможные степени перехода от одного полюса к другому. Исход зависит от многих причин, но в основном от соотноше­ния степени недостатка и богатства компенсаторного фонда. Но какой бы исход ни ожидал процесс компенсации, всегда и при всех обстоятельствах развитие, осложненное дефектом, пред­ставляет творческий процесс (органический и психологиче­ский) созидания и пересозидания личности ребенка на основе перестройки всех функций приспособления, образования но­вых — надстраивающихся, замещающих, выравнивающих про­цессов, порождаемых дефектом, и прокладывания новых, об­ходных путей развития. Мир новых, бесконечно разнообразных форм и путей развития открывается перед дефектологией. Положительное своеобразие дефективного ребенка и созда­ется в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляю­щие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенса­цию в процессе развития. Если слепой или глухой ребенок до­стигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефек­том достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка. Ключ к своеоб­разию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компен­сации. Своеобразие в развитии дефективного ребенка имеет пределы. На основе нарушенного дефектом равновесия в приспособи­тельных функциях перестраивается на новых началах вся сис­тема приспособления, которая стремится к новому равновесию. Компенсация, как реакция личности на дефект, дает начало но­вым, обходным процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции. Многое из того, что присуще нормальному развитию, исчезает или свертывается из-за дефекта. Создается новый, особенный тип развития. «Па­раллельно, с пробуждением моего сознания, — рассказывает о себе А. М. Щербина, — мало-помалу, можно сказать, органи­чески вырабатывалось своеобразие моей психики, создавалась как бы вторая природа, и при таких условиях своего физиче­ского недостатка непосредственно я ощущать не мог». Но ор­ганическому своеобразию, созиданию «второй природы» положены границы социальной средой, в которой протекает про­цесс развития. Прекрасно сформулировал эту идею по отно­шению к психологическому развитию слепых К. Бюрклен; в сущности, она может быть распространена и на всю дефекто­логию. «У них развиваются, — говорит он про слепых, — такие особенности, которых мы не можем заметить у зрячих, и надо полагать, что в случае исключительного общения слепых со слепыми, без всякого сношения со зрячими, могла бы возник­нуть особая порода людей». Мысль Бюрклена можно пояснить следующим образом. Слепота как органическая неполноценность дает толчок процес­сам компенсации, приводящим, в свою очередь, к образованию особенностей в психологии слепого и перестраивающим все его отдельные функции под углом основной жизненной задачи. Каждая отдельная функция нервно-психического аппарата сле­пого обладает особенностями, часто очень значительными по сравнению со зрячим. Предоставленный сам себе, этот биоло­гический процесс образования и накопления особенностей и уклонений от нормального типа (в случае жизни слепого в мире слепых) с неизбежностью привел бы к созданию особой поро­ды людей. Под давлением же социальных требований, одина­ковых для слепых и зрячих, развитие этих особенностей скла­дывается так, что структура личности слепого в целом имеет тенденцию к достижению определенного нормального социаль­ного типа. Процессы компенсации, созидающие своеобразие личности слепого ребенка, не текут свободно, а направлены на определен­ные цели. Эта социальная обусловленность развития дефектив­ного ребенка складывается из двух основных факторов. Во-первых, само действие дефекта всегда оказывается вто­ричным, не непосредственным, отраженным. Как уже сказано, своего дефекта ребенок непосредственно не ощущает. Он вос­принимает те затруднения, которые проистекают из дефекта, непосредственное следствие дефекта — снижение социальной позиции ребенка; дефект реализуется как социальный вывих. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются. Органические, врожденные причины действуют, как подчеркивает­ся в школе Адлера, не сами по себе, не прямо, а косвенно, через вызываемое ими снижение социальной позиции ребенка. Все , наследственное и органическое должно быть еще истолковано психологически, для того чтобы можно было учесть его истин­ную роль в развитии ребенка. Малоценность органов, по Адле­ру, приводящая к компенсации, создает особую психологиче­скую позицию для ребенка. Через эту позицию, и только через нее, дефект влияет на развитие ребенка. Этот психологический комплекс, возникающий на основе снижения социальной пози­ции из-за дефекта, Адлер называет чувством неполноценности. В двучленный процесс «дефект — компенсация» вносится третий, промежуточный член: «де­фект — чувство малоценности — компенсация». Дефект вызы­вает компенсацию не прямо, а косвенно, через создаваемое им чувство малоценности. Что чувство малоценности есть психо­логическая оценка собственной социальной позиции, легко по­яснить на примерах. В Германии поднят вопрос о переимено­вании вспомогательной школы. Название Hilfsschule кажется оскорбительным и родителям, и детям. Оно как бы налагает на учащегося клеймо неполноценности. Ребенок не хочет идти в «школу для дураков».
Попасть в «школу для дураков» — значит для ребенка встать на затрудненную социальную позицию. Поэтому для Адлера и его школы первым и основным пунктом всего воспитания является борьба с чувством малоценности. Надо не дать ему развиться, овладеть ребенком и привести его к болезненным формам компенсации. Основное понятие индивидуально-пси­хологической лечебной педагогики, говорит А. Фридман, — это ободрение {Ermutinang). Ее методы представляют технику ободрения. Ее область охватывает все, что угрожает человеку потерей мужества (Entmiitigung). Предположим, что органиче­ский дефект не приведет по социальным причинам к возникновению чувства малоценности, т. е. к низкой психологической оценке своей социальной позиции. Тогда не будет и психоло­гического конфликта, несмотря на наличие органического де­фекта. У некоторых народов, скажем, вследствие суеверно-ми­стического отношения к слепым создается особое почитание слепого, вера в его духовную прозорливость. Слепой там ста­новится прорицателем, судьей, мудрецом, т. е. занимает вслед­ствие своего дефекта высшую социальную позицию. Конечно, при таких условиях не может быть речи о чувстве малоценно­сти, дефективности и т. д. Решает судьбу личности в после­днем счете не дефект сам по себе, а его социальные послед­ствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации тоже направлены не на прямое восполнение де­фекта, которое большей частью невозможно, а на преодоление затруднений, создаваемых дефектом. И развитие, и воспита­ние слепого ребенка имеют дело не столько со слепотой самой по себе, сколько с социальными последствиями слепоты.
А. Адлер рассматривает психологическое развитие лично­сти как стремление занять определенную позицию по отноше­нию к «логике человеческого общества», к требо­ваниям социального бытия. Оно развертывается как цепь пла­номерных, хотя и бессознательных действий, определяемых объективной необходимостью социального приспособления. Процесс развития дефективного ребенка двояким образом социально обусловлен: социальная реализа­ция дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона соци­альной обусловленности развития, социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что со­зданы и сложились в расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону. Глубокое своеобразие пути и способа развития при общности конечных целей и форм у де­фективного и нормального ребенка — вот наиболее схемати­ческая форма социальной обусловленности этого процесса. В. Штерн выдвигает положение: частные функции могут представлять уклонение от нормы и все же личность или орга­низм в целом могут принадлежать к совершенно нормальному типу. Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ре­бенок. От исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефек­тивности и нормальности. Сама по себе слепота, глухота и дру­гие частные дефекты не делают еще своего носителя дефектив­ным. Замещение и компенсация функций не только имеют ме­сто, не только достигают иногда огромных размеров, создавая из дефектов таланты, но и непременно, как закон, возникают в виде стремлений и тенденций там, где есть дефект. Положение Штерна есть положение о принципиальной возможности соци­альной компенсации там, где прямая компенсация невозможна, т. е. возможности полного в принципе приближения дефектив­ного ребенка к нормальному типу, к завоеванию социальной полноценности. Исключительную важность при изучении де­фективного ребенка представляет его моторная сфера. Мотор­ная (двигательная) отсталость может в различных степенях комбинироваться с умственной отсталостью всех видов, придавая своеобразную картину развитию и поведению ребенка. Часто наблюдают эту форму дефективности у слепого ребенка. Принципиально важным и решающим является не статис­тический расчет, а несомненное положение, что моторная отста­лость может быть относительно широко независима от интел­лектуального дефекта; она может отсутствовать при умствен­ной отсталости и, наоборот, быть в наличии при отсутствии интеллектуального дефекта. В случаях комбинированной мо­торной и интеллектуальной недостаточности каждая форма имеет свою динамику и компенсация в одной сфере может про­текать в ином темпе, в ином направлении, чем в другой, в за­висимости от чего создается чрезвычайно интересное соот­ношение этих сфер в развитии дефективного ребенка. Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интел­лектуальных функций и легко управляемой, моторная сфера представляет часто центральную сферу для компенсации ин­теллектуального дефекта и выравнивания поведения. Поэтому при изучении ребенка мы должны требовать не только двойной характеристики (моторной и интеллектуальной), но и установ­ления отношения между той и другой сферой развития. Очень часто это отношение бывает результатом компенсации. Во многих случаях, по мысли К. Бирнбаума, даже настоя­щие, заложенные в конституциональных особенностях дефек­ты интеллектуального поведения в известных пределах могут быть компенсированы тренировкой и развитием замещающих функций, например столь ценным теперь «моторным воспита­нием». Это подтверждают экспериментальные исследования и школьная практика. М. Крюнегель, производивший последнее по времени экспериментальное исследование моторной ода­ренности умственно отсталых детей. Исследование показало, что моторное развитие умственно отсталого ребенка большей частью опережает его интеллектуальное развитие на 1-3 года и только в четверти случаев совпадает с ним. На основании опы­тов Крюнегель приходит к выводу: около 85 % всех обучаю­щихся во вспомогательной школе слабоумных детей способны при соответствующем воспитании к труду (ремесленному, ин­дустриальному, техническому, сельскохозяйственному и т. д.). Проблема моторной недостаточности — прекрасный при­мер того единства в многообразии, которое наблюдается в раз­витии дефективного ребенка. Личность развивается как единое целое, как единое целое реагирует она на дефект, на создавае­мое им нарушение равновесия и вырабатывает новую систему приспособления и новое равновесие вместо нарушенного. Но именно благодаря тому, что личность представляет единство и действует как единое целое, она в развитии непропорциональ­но выдвигает те или иные функции, многообразные и отно­сительно независимые друг от друга. Эти положения — многообразие относительно независимых в развитии функций, единство всего процесса развития личности — не только, не противоречат друг другу, но, как показал Штерн, взаимно обуславливают друг друга. В усиленном и повышенном развитии одной какой-либо функции находит выражение компенсаторная реакция всей личности, стимулируемая дефектом в другой сфере. Не только личность в целом, но и отдельные ее стороны при внимательном исследовании обнаруживают то же единство в многообразии, ту же сложную структуру, то же взаимоотно­шение отдельных функций. Можно сказать, не опасаясь впасть в ошибку, что развитие и углубление научных идей о личности в настоящее время движется в этих двух, с первого взгляда противоположных, направлениях: 1) раскрытия ее единства и 2) сложной и многообразной ее структуры.
Интеллектуальный дефект, утверждал Линдворский, осно­ван в конечном счете на том или ином факторе восприятия от­ношений. Вариантов интеллектуальных недостатков столько же сколько факторов восприятия отношений. Слабоумный никогда не может быть представлен как слабоумный вообще. Всегда надо спрашивать, в чем заключается недостаток интел­лекта, потому что есть возможности замещения и их надо сде­лать доступными слабоумному. Уже в этой формулировке вполне ясно выражена та мысль, что в состав такого сложного образования входят различные факторы, что в соответствии со сложностью его структуры возможен не один, но много каче­ственно различных типов интеллектуальной недостаточности и что, наконец, благодаря сложности интеллекта его структу­ра допускает широкую компенсацию отдельных функций.
Это учение встречает сейчас всеобщее признание. О. Липманн схематически намечает следующие ступени, через которые прошло развитие идеи об общей одаренности. В самом начале ее отождествляли с одной какой-либо функцией, например па­мятью, следующим шагом было признание, что одаренность проявляется в целой группе психических функций (внимание, комбинаторная деятельность, различение и т. д.). Ч. Спирмен во всякой разумной деятельности различает два фактора: один — специфический для данного вида деятельности и другой — об­щий, который он считает одаренностью. А. Бине, наконец, свел определение одаренности к средней целого ряда гетерогенных функций. Только в последнее время опыты Р. Йеркса и В. Кёлера над обезьянами, Е. Штерн и X. Богена над нормальными и слабоумными детьми установили, что существует не одна ода­ренность, но много типов одаренности, в частности наряду с разумным познанием стоит разумное действие. У одного и того же индивида один тип интеллекта может быть развит хорошо и одновременно другой — очень слабо. Есть и два типа слабоумия — слабоумие познания и слабоумие действия, которые не необходимо совпадают. Схемы исследования практического интеллекта, предло­женные Липманном и Штерном, базируются на критерии прак­тического интеллекта, выдвинутого Кёлером (умения целесо­образно употреблять орудия, умения, несомненно, сыгравшие решающую роль при переходе от обезьяны к человеку и явив­шиеся первой предпосылкой труда и культуры). Представляя особый качественный тип разумного поведе­ния, относительно независимый от других форм интеллекту­альной деятельности, практический интеллект может в различ­ной степени комбинироваться с другими формами, создавая всякий раз своеобразную картину развития и поведения ребен­ка. Он может явиться точкой приложения компенсации, сред­ством выравнивания других интеллектуальных дефектов. Ограничимся указанием на глу­бокое качественное различие практического и теоретического (гностического) интеллекта, установленное рядом экспери­ментальных исследований. Учение о практическом интеллекте сыграло, и еще долго бу­дет играть революционизирующую роль в теории и практике дефектологии. Оно ставит проблему качественного изучения слабоумия и его компенсации, качественного определения об­щего интеллектуального развития. У глухонемого ребенка, например, в сравнении со слепым, умственно отсталым или нор­мальным оказывается различие не в степени, но в типе интел­лекта. О существенной разнице в роде и типе интеллекта, когда у одного индивида превалирует один, у другого — другой тип, говорит Липманн. Наконец, и представ­ление об интеллектуальном развитии изменяется: последнее теряет характер только количественного нарастания, посте­пенного усиления и повышения умственной деятельности, но сводится к идее перехода от одного качественного типа к дру­гому, к цепи метаморфоз. В этом смысле Липманн выдвигает глубоко важную проблему качественной характеристики интеллектуального возраста по аналогии с фазами речевого развития, установленными Штерном (1922): стадия субстан­ции, действия, отношений и т. д. Проблема сложности и нео­днородности интеллекта показывает и новые возможности компенсации внутри самого интеллекта, а наличие способно­сти к разумному действию у глубоко отсталых детей открыва­ет огромные и совершенно новые перспективы перед воспита­нием такого ребенка. Врастание нормального ребенка в цивилизацию представля­ет обычно единый сплав с процессами его органического соз­ревания. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирова­ния личности. Поскольку органическое развитие совершается в культурной среде, постольку оно превращается в историче­ски обусловленный биологический процесс. Развитие речи у ребенка может служить хорошим примером слияния двух пла­нов развития — натурального и культурного. У дефективного ребенка такого слияния не наблюдается; оба плана развития обычно более или менее резко расходятся. При­чиной расхождения служит органический дефект. Культура человечества созидалась при условии известной устойчивости и постоянства биологического человеческого типа. Поэтому ее материальные орудия и приспособления, ее социально-пси­хологические аппараты и институты рассчитаны на нормаль­ную психофизиологическую организацию. Пользование этими орудиями и аппаратами предполагает в качестве обязательной предпосылки наличие свойственных человеку интеллекта, ор­ганов, функций. Врастание ребенка в цивилизацию обуслов­лено созданием соответствующих функций и аппаратов; на из­вестной стадии ребенок овладевает языками, если его мозг и речевой аппарат развиваются нормально; на другой высшей ступени развития интеллекта ребенок овладевает десятичной системой счета и арифметическими операциями. Постепен­ность и последовательность процесса врастания в цивилиза­цию обусловлены постепенностью органического развития. Дефект, создавая уклонение от устойчивого биологическо­го типа человека, вызывая выпадение отдельных функций, не­достаток или повреждение органов, более или менее суще­ственную перестройку всего развития на новых основаниях, по новому типу, естественно, нарушает тем самым нормальное течение процесса врастания ребенка в культуру. Ведь культу­ра приноровлена к нормальному, типическому человеку, при­способлена к его конституции, и атипическое развитие, обусловленное дефектом, не может непосредственно и прямо, как это имеет место у нормального ребенка, врастать в культуру. Глухота как органический дефект, рассматриваемый ис­ключительно со стороны физического развития и формирова­ния ребенка, не является недостатком особенно тяжелым. Боль­шей частью этот недостаток остается более или менее изолиро­ванным, его прямое влияние на развитие в целом сравнительно невелико; он не создает обычно каких-либо особо тяжелых нарушений и задержек в общем развитии. Но вызываемая этим дефектом немота, отсутствие человеческой речи, невозмож­ность овладения языком создают одно из самых тяжелых осложнений всего культурного развития. Все культурное разви­тие глухого ребенка будет протекать по иному руслу, чем нор­мального; не только количественная значимость дефекта раз­лична для обоих планов развития, но, что самое главное, каче­ственный характер развития в обоих планах будет существенно различным. Дефект создает одни затруднения для органическо­го развития и совершенно другие — для культурного; поэтому оба плана развития будут существенно расходиться друг с дру­гом; степень и характер расхождения будут определяться и из­меряться всякий раз различным качественным и количествен­ным значением дефекта для каждого из этих двух планов.
Часто бывают нужны особые, специально созданные куль­турные формы для того, чтобы осуществить культурное разви­тие дефективного ребенка. Наука знает множество искусствен­ных культурных систем, представляющих теоретический инте­рес. Наряду со зрительным алфавитом, которым пользуется все человечество, для слепых создан особый осязательный алфа­вит, точечный шрифт. Наряду со звуковым языком всего чело­вечества создана дактилология, т. е. пальцевая азбука и жестикулярно-мимическая речь глухонемых. Процессы овладения и пользования этими культурными вспомогательными системами отличаются глубоким своеобразием по сравнению с пользованием обычными средствами культуры. Читать рукой, как делает слепой ребенок, и читать глазом — различные психологические процессы, несмотря на то, что они выполняют одну и ту культурную функцию в поведении ребенка и имеют в основе сходный физиологический механизм.
Постановка проблемы культурного развития дефективно­го ребенка как особого плана развития, подчиненного особым законам, обладающего особыми трудностями и особыми сред­ствами их преодоления, составляет серьезное завоевание со­временной дефектологии. Основным здесь является понятие примитивности детской психики. Выделение особого типа дет­ского психологического развития, именно ребенка-примитива, не встречает, кажется, сейчас возражений ни с чьей стороны, хотя в содержании этого понятия есть еще кое-что спорное. Смысл понятия заключается в противоположении примитив­ности — культурности. Как дефективность есть отрицательный полюс одаренности, так примитивность есть отрицательный полюс культурности. Ребенок-примитив — это ребенок, не проделавший культур­ного развития, или, точнее, находящийся на самых низших сту­пенях культурного развития. Примитивная психика — здо­ровая психика; при известных условиях ребенок-примитив проделывает нормальное культурное развитие, достигая интел­лектуального уровня культурного человека. Это отличает при­митивизм от слабоумия. Очень долгое время примитивизм детской психики прини­мали за патологическую форму детского развития и смешива­ли со слабоумием. В самом деле, их внешние проявления часто чрезвычайно схожи. Бедность психологической деятельности, недоразвитие интеллекта, неправильность умозаключений, не­лепость понятий, внушаемость и т. д. могут быть симптомами того и другого. При существующих в настоящее время мето­диках исследования (Бине и др.) ребенок-примитив может дать картину, сходную с умственной отсталостью; нужны осо­бые приемы исследования для того, чтобы вскрыть истинную причину болезненных симптомов и различить примитивизм и слабоумие. Примитивизм может встречаться без дефекта, может соче­таться даже с высокоодаренной психикой, как и дефект не обя­зательно приводит к примитивизму, но может сочетаться и с типом глубоко культурной психики. Дефект и примитивность психики — две совершенно различные вещи, и там, где они встречаются вместе, необходимо их разделять и различать каждую в отдельности. Особенный теоретический интерес представляет мнимая патология на фоне примитива. А.Е. Петрова, анализируя примитивную девочку, говорившую одновременно на татарском и русском языках и признанную психически ненормальной, показала, что весь симптомокомплекс, заставивший заподозрить болезнь, определялся в основном примитивностью, обусловленной в свою очередь отсутствием твердого владения каким-либо языком. «Наши многочисленные наблюдения доказывают, — говорит Петрова, — что полная замена одного неокрепшего языка другим, также незавершенным, не проходит безнаказанно для психики. Эта замена одной формы мышле­ния другою особенно понижает психическую деятельность там, где она без того небогата». Этот вывод позволяет уста­новить, в чем именно заключается с психологической стороны процесс культурного развития и отсутствие чего создает при­митивность детской психики. В данном случае примитивность обусловлена неполным овладением языком. Но и вообще про­цесс культурного развития сводится в основном к овладению культурно-психологическими орудиями, созданными челове­чеством в процессе исторического развития и аналогичными по психологической природе языку; примитивность же сво­дится к неумению пользоваться подобного рода орудиями и к естественным формам проявления психологических функций. Все высшие формы интеллектуальной деятельности, равно как и все прочие высшие психологические функции, становят­ся возможными только на основе пользования подобного рода орудиями культуры. «Язык, — говорит Штерн, — становится орудием мощного развития его (ребенка. — Л. В.) жизни, пред­ставлений, эмоций и воли; только он делает, наконец, возмож­ным всякое настоящее мышление: обобщение и сравнение, суждение и заключение, комбинирование и понимание». Эти искусственные приспособления, которые иногда по аналогии с техникой называют психологическими орудиями, направлены на овладение процессами поведения — чужого или своего, так же как техника направлена на овладение процессами природы. В этом смысле Т. Рибо (1892) называл непроизвольное внимание естественным, а произвольное — искус­ственным, видя в нем продукт исторического развития. Пользо­вание психологическим орудием видоизменяет все протекание и всю структуру психологических функций, придавая им но­вую форму. Развитие многих естественных психологических функций (памяти, внимания) в детском возрасте или не наблюдается в сколько-нибудь значительном размере, или имеет место в столь незначительном объеме, что за его счет никак не может быть отнесена вся огромная разница в соответствующей деятельно­сти ребенка и взрослого. В процессе развития ребенок вооружается и перевооружается различнейшими орудиями, ребенок старшей ступени от ребенка младшей ступени отличается как взрослый от ребенка не только большим развитием функций, но еще степенью и характером культурного вооружения, ин­струментарием, т. е. степенью и способом овладения деятель­ностью собственных психологических функций. Неумение использовать естественные психологические функции и овладеть психологическими орудиями определяет в самом существенном тип культурного развития дефективно­го ребенка. Овладение психологическим орудием и посред­ством его собственной естественно-психологической функци­ей создает всякий раз как бы фикцию развития, т. е. поднимает данную функцию на высшую ступень, увеличивает и расширя­ет ее деятельность. Значение использования при помощи ору­дия естественной функции экспериментально выяснил Бине. Исследуя память выдающихся счетчиков, он натолкнулся на лицо, обладающее средней памятью, но обнаружившее силу за­поминания, равную силе запоминания выдающихся счетчиков и даже во многом превосходившую их. Бине назвал это явле­ние симуляцией выдающейся памяти. «Большинство психоло­гических операций могут быть симулированы, — говорит он, — т. е. заменены другими, которые походят на них только внешне и отличаются по природе» Степень примитивности детской психики, характер вооружения культурно-психологическими орудиями и способ исполь­зования собственных психологических функций — вот три ос­новных момента, определяющих проблему культурного разви­тия дефективного ребенка. Примитив отличается не меньшим объемом накопленного опыта, но иным (естественным) спосо­бом его накопления. С примитивностью можно бороться, созда­вая новые культурные орудия, пользование которыми приоб­щит ребенка к культуре. Шрифт Л. Брайля, дактилология суть сильнейшие средства преодоления примитивности.
Первые экспериментальные исследования по использова­нию психологических орудий дефективным ребенком сделаны в последнее время в школе Н. Аха. Сам Ах, создавший метод для исследования функционального использования слова в ка­честве средства, или орудия, для выработки понятия, указал на принципиальное сходство этого процесса с процессом овладе­ния языком у глухонемых (1932). Бахер (Bacher, 1925) приме­нил этот метод к исследованию слабоумных (дебильных) детей и показал, что это лучшее средство качественного исследования слабоумия. Корреляция между теоретическим и практическим интеллектом оказалась невелика, и умственно отсталые дети (в степени дебильности) обнаружили гораздо лучшее пользо­вание практическим, нежели теоретическим, интеллектом. Ав­тор видит в этом совпадение с подобными же результатами, по­лученными Ахом при опытах с лицами, перенесшими мозговое ранение. Так как слабоумные не используют слова в качестве орудия для выработки понятия, у них невозможны высшие формы интеллектуальной деятельности, основанной на пользо­вании абстрактными понятиями.
Ребенок делает важнейшее в своей жизни открытие, что «каждая вещь имеет название» (Там же), что слово есть знак, т. е. средство называ­ния и сообщения. Вот этого полного, сознательного, волевого пользования речью не достигает слабоумный ребе­нок, и уже вследствие этого высшая интеллектуальная деятель­ность остается для него закрытой. Буквально то же самое обнаруживают исследования детей-примитивов. «Чем непохожи дерево и бревно?» — спрашивает Петрова такого ребенка. «Дерево не видал, ей-богу, не видал . Дерева не знаю. Ей-богу, не видал .» (Перед окном растет ли­па.) На вопрос с указанием на липу: «А это что?» — ответ: «Это липа». Примитивный ответ, в духе тех примитивных народов, на языке которых нет слова «дерево», слишком абстрактного для конкретной психики мальчика. Малыш прав: дерева никто из нас не видел; мы видели березу, липу, сосну и т. п., т. е. конк­ретно роды деревьев» (Петрова А. Е., 1925). Его неспособность к высшим формам абстрактного мышления не есть прямое следствие его интеллектуального дефекта, он вполне способен к логическому мышлению в дру­гих формах, к практически интеллектуальным операциям и т. д. Он лишь не овладел словом как орудием абстрактного мышления: эта неспособность есть следствие и симптом его примитивности, но не его слабоумия. Остается создавать особые культурные орудия, приспособленные к психологической структуре такого ребенка, или овладевать общими культурными формами при помощи особых педагоги­ческих приемов, потому что важнейшее и решающее условие культурного развития — именно умение пользоваться психо­логическими орудиями — у таких детей сохранено, их культур­ное развитие поэтому может пойти иным путем, оно принци­пиально вполне возможно. В. Элиасберг справедливо видит в употреблении искусственных средств, направленных на преодоление дефекта, дифференциальный симптом, позво­ляющий отличить слабоумие (demenz) от афазии. Употребление психологических орудий есть действи­тельно самое существенное в культурном поведении человека. Оно отсутствует только у слабоумных. Наше изложение основных проблем дефективности было бы не закончено в самом существен- ном пункте, если бы мы не попытались наметить основную линию практической дефектологии, которая с неизбежностью вытекает из такой постановки теоретических проблем. В полном соотношении с тем, что в теоретической области мы обозначили как переход от количественной к качественной концепции дефективности, главной чертой современной практической дефектологии является постановка положительных задач, стоящих перед специальной школой. Нельзя более довольствоваться в специальной школе просто сокращенной программой общей школы и ее облегченными и упрощенными методами. Специальная школа стоит перед задачей положительного творчества, создания своих форм работы, отвечающих своеобразию ее воспитанников. Никто из писавших у нас по этому вопросу не выразил более четко эту мысль, чем А. С. Грибоедов: «Изучая педологию отсталого ребенка, мы видим ясно, что отличие его от нормального — не только количественное, но и качествен­ное и что он, следовательно, нуждается не в более длительном пребывании в школе, не в нахождении только в классах с наи­меньшим числом детей и не в соединении с себе подобными по уровню и темпу психического развития, а в специальной школе, своей программой, со своей особой методикой, со своим бытом и со своим специальным педагогическим персоналом». Специальная школа может ставить себе общую цель: ведь ее воспитанники будут жить и действовать не в качестве «особенной породы людей», а в каче­стве рабочих, ремесленников и т. п., т. е. определенных соци­альных единиц. Именно общность цели при своеобразии средств достижения этой цели составляет величайшую трудность и глубочайшее своеобразие специальной школы и всей практиче­ской дефектологии, как общность конечной точки при своеоб­разии развития составляет величайшую особенность дефек­тивного ребенка. Именно для того, чтобы де­фективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства. «Лечебный фактор должен пропитывать и налагать свой отпечаток на всю работу шко-_ требует Грибоедов в полном согласии с общим взгля­дом на умственно отсталого ребенка как на больного. Еще Г. Я. Трошин предостерегал против воззрения, которое «в ненормальных детях видит только болезнь, забывая, что в них, кроме болезни, есть еще нормальная психическая жизнь» Мы считаем симптоматичным и глубоко справедливым выступление Элиасберга, против исключительного господства наглядности во вспомогательной школе. Именно потому, что умственно отсталый ребенок так зависим в своем опыте от наглядных, конкретных впечатлений и так мало развивает предоставленный сам себе абстрактное мышле­ние, школа должна освободить его от обилия наглядности, слу­жащей помехой развитию отвлеченного мышления, и воспиты­вать эти процессы. Иначе говоря, школа должна не только при­меняться к недостаткам такого ребенка, но и бороться с ними, преодолевать их. В этом заключается третья основная черта практической проблемы дефектологии: помимо общности це­лей, стоящих перед нормальной и специальной школой, поми­мо особенности и своеобразия применяемых в специальной школе средств, творческий характер всей школы, делающий эту школу школой социальной компенсации, социального воспита­ния, а не «школой слабоумных», заставляющий ее не приспо­сабливаться к дефекту, но побеждать его, входит как необходи­мый момент проблемы практической дефектологии. Вот те три точки, которые определяют весь круг практической дефектоло­гии. Дефектология должна опереться на философский диалектико-материалистический фундамент, на котором строится наша общая педагогика, и на фундамент социальный, на котором строится наше социальное воспитание. Это и есть проблема нашей дефектологии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Авіаційний транспорт України
Реферат Hannibal Essay Research Paper HannibalFor those interested
Реферат Теория государства и права (шпаргалки)
Реферат HerbicideTolerant Crops Essay Research Paper Patrick DonahoeNats
Реферат BIOS и CMOS
Реферат Mary Queen Of Scots Essay Research Paper
Реферат Эффективность экологического предпринимательства
Реферат Криминальная ответственность. Защита права собственности (Украина)
Реферат 1. Понятие "психология". Психология как наука, ее особенности
Реферат Предмет, задачи, периодизация и источники истории физической культуры и спорта
Реферат Сражение на реке Булл-Ран сражение при Манассасе
Реферат Оценка уровня качества продукции
Реферат Аналіз відпроцювання елементів дресирування для для захисно-караульної служби (ЗКС)
Реферат Borland C для Windows
Реферат Авторская программа кружка «Школьный музей» Автор: Щелухина Анна Сергеевна, учитель истории и кубановедения высшей квалификационной категории