Реферат по предмету "Философия"


Философия, и ее роль в обществе. Этапы развития философского знания

1. Мировоззрение и его исторические типы. 2. Философия, ее возникновение и особенности. 3. Исторические типы философии. 1. Мировоззрение и его исторические типы. Мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир и место человека в этом мире.
Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Оно присуще каждому человеку и включает познавательный , ценностный и поведен­ческий элементы. Поскольку жизнь людей и общества носит исторический характер, постольку и мировоззрение подвержено историче­ским переменам. Однако, во все времена существовало так называемое житейское мировоззрение, стихийно складывавшееся из самой жизни людей, их непосредственного опыта. Оно содержит элементарные знания, "память предков", жизненный опыт, традиции, предрассудки и т.д. Житейское мировоззрение не систематизировано, стихийно, в нем эмоциональное преобладает над рациональным. На разных этапах человеческой истории в мировоззрении общества преобладали те или иные убеждения, идеалы, нормы жизнедеятельности, то есть тот или иной тип мировоззрения, тот или иной интеллектуальный, эмоциональный, духовный настрой. Однако, когда речь идет о мировоззрении в целом, то в его составе выделяют три обязательных элемента. Это обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Знания выступают фундаментом мировоззрения, ибо в совокупности они дают ту или иную, однако, обязательно целостную картину мира. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценно­стей. Ценности воплощают в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потреб­ностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. На основе знаний и сложившейся системы ценностей вырабатывается поведение человека и общества. Анализируя мировоззрение, можно заметить так же, что в различных формах мировоззрений по-разному представлен интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения (чувства) - мироощущение, познавательно интеллектуальная (разум) - миропонимание. Разум и чувства входят в мировоззрение не обособленно, а во взаимосвязи, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему мировоззрению особый характер, ибо воля побуждает человека к действию. Итак, мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропони­мания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убежде­ний и сомнений, общественно значимого и личностного, тради­ционного и творческого мышления. История человеческого общества знает три основных типа мировоззрения. Исторически первыми формами мировоззрения ыли мифологическое и религиозное. Мифологическое мировоззрение. Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология была универсальной формой общественного сознания. Мифы — древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах и героях — многообразны. Но у мифов есть принципиальное отличие от легенд и сказок, прежде всего, с точки зрения тематики мифов. Много мифов разных народов посвящено космическим темам. Они заключают в себе по­пытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии и т.д. Интерес к проблеме происхождения мира как бы сам собою ставил вопрос и о происхождении людей. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей — добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. Сточки зрения мифологического сознания, миф - не выдумка, а самая подлинная реальность. Миф наивен, понятен, потому что он не имеет ничего общего с научным знанием, а значит, он научно неопровержим. Все, происходящее в мифе, осязаемо, видимо, возможно, реально. Этот мир населяют люди, герои и боги. Боги отличаются от людей только тем, что бессмертны и всемогущи. Во всем остальном они ведут вполне земную жизнь. Герои могущественны, но смертны, они часто вступают в борьбу с богами, с судьбой. Герой - нравственный идеал, образец для подражания. Мифы были универсальным учебником, включавшим не только знания о мире, но представления о нормах поведения, ценностях и идеалах. Мифо­логические образы, сюжеты сохранились в культуре различных народов — в литературе, живописи, музыке, скульп­туре. Мифами наполнены мировые религии — христианство, ислам, буддизм. В рамках мифологического мировоззрения определился круг универсальных, значимых для всего человечества вопросов: о мире, о человеке, о боге, о нравственном идеале. Их унаследовали от мифа две другие, более поздние формы мировоззрения — религия и философия. В поиске ответов на мировоззренческие вопросы, поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути. Религиозное мировоззрение. Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, для которой характерно удвоение мира, его деление на посюсторонний (“земной”, естественный, воспринимаемый органами чувств) и по­тусторонний (“небесный”, сверхъестественный, сверхчувствен­ный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозные представления - продукт исторического развития общества. По мере того, как продолжалось познание мира человеком, появлялось все больше и больше фактов, которые не "вписывались" в традиционное мифологическое мировоззрение. Прежде всего, потому, что в устойчивой системе сложившихся отношений человека с богами неожиданно, но довольно часто, возникали не стандартные ситуации негативного характера: с одной стороны, поведение человека соответствовало установленным правилам поведения, но с другой, на него (человека), по совершенно непонятным причинам обрушивались неприятности, или даже несчастья. Эти таинственные силы не вписывались в стройную мифологическую систему мира, а значит, неизбежно возникали вопросы об их сущности и месте обитания. Видимо, на первых порах человеку казалось, что эти силы везде, в каждом из окружающих человека предметах. Отсюда, вероятно, и "одушевление" всего окружающего. Возможно, это и был первый шаг на пути "отделения" души от тела, как материальной оболочки. Следующим шагом стало "переселение" этих душ в иной мир. Таким образом, происходит удвоение мира: на материальный, земной мир, который понятен человеку и познаваем, и некий нематериальный мир, непознаваемый, чуждый.
Таинственные силы вызывают смешанное чувство страха и уважения по отношению к ним. Это поклонение “высшим силам” постепенно приводит к понятию (образу) бога как высшего существа, достойного поклонения. Таким образом, на основе религиозных верований формируются религии, как более систематизированный вариант мировоззрения.
Важной особенностью религиозного мировоззрения становится вера как особое состояние, чувство, настроение, переживание человека. Внешней формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, догматов. Религия — явление многоплановое и многозначное. Она по­рождена объективными условиями, конкретным историческим этапом развития общества. Подобно мифологическому религиозное мировоззрение выполняет значимые для человека функции. Помимо мировоззренческой (дает человеку целостное представление о мире и месте человека в нем) и культурно-воспитательной функций (сохраняет роль своеобразного универсального "учебника"), она играет иллюзорно компенсаторную роль. Поскольку в ней сильна потусторонняя сторона человеческого бытия, религия противопоставляет его как лучшее по сравнению с посюсторонним миром. Соответственно при определенных условиях жизнь человека после смерти может оказаться значительно лучше. На уровне религиозных представлений религиозное мировоззрение сохранило мифологичность в ответах на универсальные вопросы: о мире, человеке и боге. Однако, если мифологическое сознание "законсервировалось" на ступени несистематизированного миропонимания, то в ряде религий произошли существенные изменения, они "достроили" свои здания до теоретического уровня. Произошла систематизация вероучения в сторону большей доказательности и убедительности. Самым ярким примером тому стало христианство, в котором, благодаря "соединению" с философией родилась христианская теология. 2. Философия, ее возникновение и особенности. “Философия” буквально означает “любовь к мудрости”. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения философия изначально представляла собой принципиально иной, рациональный тип миропонимания. Можно говорить о том, что философское мировоззрение, как и религиозное, "выросло" из мифологического. Но это произошло в другую, не первобытную эпоху. Рождение философии обусловлено, видимо, следующими объективными обстоятельствами. Во-первых, необходим был достаточный уровень развития общества в целом, и производства в частности, при котором существовал бы слой людей, освобожденных от непосредственного участия в процессе производства материальных благ, а занятый непосредственно духовной деятельностью, которая становилась их профессией (если мифы - народное творчество, то философия - творчество авторское). Во-вторых, объем достоверных знаний о мире должен был быть таков, чтобы он явно вступал в противоречие с существующим мифологическим мировоззрением, но не только, эти отдельные знания можно было еще и хоть как-то систематизировать, объединить в целостную рациональную картину мира. Философия родилась примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Древней Индии и в Древнем Китае. При этом только древнегреческая философия полностью освободилась от "мифологической оболочки" и стала рациональным мировоззрением, тогда как на Древней Востоке этого не произошло, и философские учения в большей или меньшей степени сохраняли иррациональность, мифологичность. В рамках философского мировоззрения, прежние мифы под­вергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование. Слово “философия” стало синонимом зарождающейся теоретической мысли, философское мышление воплотило в себе стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме познания мира, “любовь к мудрости” предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устрой­стве и целях человеческой жизни. Философия, "выросшая" из мифологического мировоззрения, унаследовала и его универсальные вопросы. Это значит, что проблема возникновения и устройства мира способствовала развитию интереса к природе, и философия выступила как философия природы, или натурфило­софия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в те­чение многих веков. Что же еще волновало философов? Предметом их раздумий неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познание, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и жизненных проблем. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соот­ношениях. Но ведь это основные темы всякого мировоззрения. В чем же сказалось своеобразие философии? Прежде всего, в теоре­тическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращен­ные к знаниям, разуму людей. Философия - теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллек­туальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему философия - это теоретическое мировоззрение, система взглядов. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объ­яснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеке. Важно подчеркнуть, что для философско­го мышления характерно не раздельное рассмотрение этих про­тивоположностей, а постоянное их соотнесение. Про­блема “мир — человек” является, по сути, универсальной, выступает как абстрактное выражение практически любой философской проблемы и может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Без знаний, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. По мнению И.Канта, " .мудрость . вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании .". Подлинный философ, на его взгляд,—это философ практиче­ский, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом. Потому так важна нравственная сторона философского мировоззрения (Как тут не вспомнить проблему героя в мифологии или нравственного идеала в религии). Философия в самом высоком ее значении воплощает в себе, по Канту, идею совершенной мудрости. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностями людей, прежде всего - с нравствен­ными ценностями. И.Кант писал: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно подобаю­щим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". А самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье, достоинство, высокий нравственный долг.
Каковы же функции философии в сложном комплексе об­щественно-исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и че­ловека — практические, познавательные и ценностные. Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие “универсалии”, всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем имеющие общечеловеческий смысл.
Помимо функции экспликации “универсалий” философия решает задачу рационализации (перевода в логическую, понятийную форму) и систематизации результатов человеческого познания. Именно целостный взгляд на явления способствовал рождению гениальных догадок, самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с философским образом мысли становились толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира. Философия не только стремится обобщить, осмыслить, оценить интеллектуальные и жизненно-практические достижения человечества, но и его негативный исторический опыт. Таким образом, она выполняет критическую функцию. По отношению к предшествующему философия выполняет роль своего рода ми­ровоззренческого “сита”. Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгля­ды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональ­ное, истинное. Это значит, что в системе культуры философия играет роль аккумулятора мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим поколениям. Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему, она обладает мощными конструктивными творческими возможностями. Важнейшей функцией философии является интеграция всех форм чело­веческого опыта - практического, познавательного и ценностного. Европейская традиция, восходящая к античности, высоко це­нившая единство разума и нравственности, прочно связывала философию с наукой. Античная философия включала все знания о мире, однако процесс познания продолжался, что привело к научной революции семнадцатого века: выделению из единой натурфилософии отдельных наук. 3. Исторические типы философии. Итак, зародившись примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае, Индии и Греции, философия прошла длительный исторический путь. Естественно, что на разных его этапах своего развития она имела свои особенности. С точки зрения европейской традиции можно выделить следующие исторические типы философии: - античная философия (или древнегреческая философия), - средневековая философия, - философия гуманизма, - философия Нового времени, - современная. или неклассическая философия. Античная (древнегреческая) философия. Спецификой ее особенно в начале было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первых ее представителей часто называли "физиками" (physis - по-гречески "природа"). Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. При этом уже раннее философское мышление ищет, по возможности, рациональные объяснения происхождения и сущности мира. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихий­ная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непре­рывно изменяющееся целое, в котором неизменное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалек­тика у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей. Пожалуй, самой известной и поразительно долгоживущей стала атомистическая теория Демокрита (атом, как неделимый несотворимый и неуничтожимый "первокирпичик"всего материального в этом мире). Космоцентризм долгое время был магистральной линией античной философии, в рамках которой рассматривалась и проблема человека, как части космоса, природы. Однако постепенно формируются новые представления о месте и пред­назначении человека в космосе, возрастает роль и значение проблемы человека в структуре древнегреческого философского знания. Новый шаг в развитии античной философии связан с именем Платона (427 -347 г.г. до н.э.). Он, в отличие от Демокрита, рассматривает бытие (существующее) не как материальное, а как идеальное, тем самым, став родоначальником объективного идеализма в философии. И, наконец, вершиной развития древнегреческой философской мысли стала философия Аристотеля (384 -322 г.г. до н.э.). Аристотель завершает классический период в развитии древнегреческой философии. В принципиальных философских вопросах Аристотель близок объективному идеализму, что позволит использовать его философское учение для дальнейшего развития христианской теологии. Средневековая философия. Философская мысль средних веков принадлежит V—XV векам. Средневековое мыш­ление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяю­щей все сущее, является не природа, а бог. Теоцентризм средневековой философии тесно связан с креационизмом (идеей божественного творения мира "из ничего"), провиденциализмом (божественный замысел предопределяет историю общества, жизнь людей) и эсхатологией (учением о конце мира). Средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия, преимущественно в ее идеалистическом варианте, с другой. Эти две традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом. Первым систематизатором христианского вероучения стал Августин Блаженный, или Аврелий Августин (354 - 430 г.г.), а одной из самых ярких фигур - Фома Аквинский (1225 -1274 г.г.). Однако не следует забывать, что и в эпоху средневековья, несмотря на господство христианской теологии, в Европе сохранялось некоторое свободомыслие. Философия гуманизма. XV - XVI века в Западной Европе были периодом становления раннебуржуазных отношений, и получили название - эпоха Возрождения. Эта новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления, отсюда название «Ренессанс», то есть «Возрож­дение». Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Воз­рождения оказывается его ориентация на искусство: если средне­вековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века — бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Разносторонность — вот идеал человека той эпохи. В отличие от средневекового мастера, который при­надлежал к своей корпорации, цеху и т. д. и достигал мастерства именно в своей сфере, ренессансный мастер, освобожденный от кор­порации и вынужденный сам отстаивать свою честь и свои инте­ресы, видит высшую заслугу именно во всесторонности своих зна­ний и умений. Отсюда и возрождение интереса к природе, стремление к ее познанию, ведь природа - мастерская человека-творца.
Таким образом, философия снова становится натурфилософией - философией природы, и на смену теизму приходит пантеизм ("бог во всем") - христианский Бог сливается с природой, растворяется в ней. В философии гуманизма происходит радикальное переосмысливание роли человека, рождается идея прометеизма - человека как творца мира, равного Богу, продолжающего его творчество.
Философия Нового времени. Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового вре­мени. В последней трети XVI — начале XVII века происходит буржу­азная революция в Нидерландах, в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Развитие буржуазного общества порождает изме­нения не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука. Развитие науки Нового времени постепенно ослабляет влияние церкви, вызывает к жизни новую ориентацию философии. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономи­ческого и социального благоденствия - эти умонастроения формировались еще в XVII веке и были продолжены и углублены в XVIII сто­летии, которое осознавало себя как эпоху разума и света, возрож­дения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. На знамени просветителей написаны два главных лозунга — наука и прогресс. Для философии Нового времени характерен, прежде всего, рационализм, стремление к созданию целостных философских систем. Проблемы мира, его первоначала и закономерностей, рассматриваются с учетом новых научных достижений, отсюда, например, господство механицизма во взглядах на мир и человека. Особую значимость приобретает теория познания. Довольно разнообразен спектр мнений по проблеме человека. Современная. или неклассическая философия. Для классической философии был характерен, прежде всего, рационализм, стрем­ление к созданию целостных философских систем. В новое время даже скептицизм сохранял веру в науку, был в целом рационалистическим движением, теории, отличавшиеся от рационализма и тем более противостоявшие ему, что называется, не были определяющими. Неклассическая философия критиковала традиционный рационализм, его понимание мира и познания, претендовала на утверждение нового миропонимания. Точкой отсчета стали изучение и высокая оценка роли нерациональных форм и процессов духовного опы­та. Философия XX века на место разума водрузили иные, уже нерациональные «абсолюты». Столь радикальный мировоззренческий переворот был обусловлен процессами, имевшими место уже в XIX веке. Общество не просто меняется, а меняется на глазах одного поколения, причем, эти изменения фиксируются на уровне простого здраво­го смысла. Отсюда неизбежное формирование чувства неустойчивости, изменчивости ми­ра в противоположность устойчивости и стабильности. Показателем динамизма были не только достижения научно-технического прогресса, вошедшие в жизнь и быт людей. Воз­можно, более важным была политическая нестабильность: девятнадцатый век стал эпохой политических революций, "сотрясавших" Европу в течение всего столетия. А первая мировая война и ее последствия радикально изме­нили мировоззрение европейцев. Вывод, сделанный на уровне передовой общественной мысли мог быть предельно однозначен: мир не просто хрупок и неустойчив, человек не просто маленькая песчинка в этом мире, а, что, пожалуй, особенно важно, мир неразумен, он не поддается разумному пониманию и объяснению. Невозможно, с точки зрения здра­вого смысла, человеческого разума, объяснить стремление людей к уничтожению себе по­добных, самоуничтожению. Эти настроению будут только усиливаться в двадцатом веке, который даст еще больше фактов, подтверждающих названные выводы. Это и вторая ми­ровая война, и создание атомного и другого, подобного ему, оружия, и уничтожение при­родного баланса в самых разных регионах земного шара . Попытки философов найти иные, новые первоосновы бытия, осознать место че­ловека в "другом" мире, создать иную общечеловеческую мораль, систему этических и эстетических ценностей и идеалов и т. д. стали отличительной чертой современной фило­софии. В рамках философии второй половины XIX - XX веков выделилось несколько на­правлений: "философия жизни", позитивизм, прагматизм, фрейдизм, экзистенциализм и другие. Каждое из них внесло свою лепту в формирование мировоззрения и культуры двадцатого века. Каждое имело свою социальную опору, свою степень влияния на обще­ство. Однако, совершенно очевидно, что история современной западной философии начи­налась как история иррациональной философии. И на протяжении последних полутора сот лет именно иррационализм был ведущей чертой философии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проектирование деталей машин
Реферат 1. Сутність міжнародного бізнесу, базові риси його як економічної категорії
Реферат Кикладская цивилизация
Реферат Влияние различных предшественников на урожайность и качество зерна
Реферат Типи сільськогосподарських підприємств
Реферат Особливості проведення сучасного уроку історії
Реферат Понятие срока годности гарантийного срока и срока службы
Реферат Mills Utilitarianism Essay Research Paper Mill
Реферат International Business Essay Research Paper The Rise
Реферат Анализ качества работы эндоскопического кабинета
Реферат Історія взаємовідносин людини і природи. Основні поняття популяційної екології людини
Реферат Cell Phones And Driving Essay Research Paper
Реферат Mischief Maker Essay Research Paper The Mischief
Реферат «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17. 12. 2010 г. №1897)
Реферат Джеймс Фенимор Купер. Дом о семи фронтонах