Реферат по предмету "Психология"


Необходимость знания психолого-педагогических особенностей общения как составляющей социализации личности

План Вступление 1. Общение как процесс межличностного взаимодействия 1.1. Определение общения 1.2. Процесс и структура
1.3. Роль общения в социальной адаптации личности 2. Социальная регуляция коммуникативного поведения индивида 2.1. Необходимость выработки положительных навыков коммуникации 2.1. Знание психолого-педагогических особенностей общения – залог успеха в работе с людьми. Вывод Список использованной литературы « .Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…» М.В. Ломоносов Если на пустынной улице встретятся два человека, не остановятся не заговорят а вскользь взглянут друг на друга уже вполне можно считать что произошел процесс общения двух индивидуумов. Бесспорно полностью рассмотреть и изучить все стороны этого многогранного процесса невозможно досконально ибо как неповторима каждая отдельная личность так индивидуальны и неповторимы ее проявления в общении, восприятии жизни, творчестве… Однако изучение и осмысление основных психологических особенностей коммуникации является обязательным для психолога и бесспорно весьма полезным для каждого человека, желающего глубже понять себя, свое место в социуме и научится лучшим, более качественным отношениям с ближним. В данной работе на рассмотрение выносятся такие вопросы: 1) Определение, процесс и структура межличностной коммуникации. 2) Роль общения в социальной адаптации личности. 3) Необходимость выработки положительных навыков коммуникации. 4) Знание психолого-педагогических особенностей общения – залог успеха в работе с людьми. Цель данной работы – изучение основных психолого-педагогических особенностей общения, обоснование необходимости знания особенностей общения как составляющей социализации личности. 2. Общение как процесс межличностного взаимодействия 2.1 Определение общения. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило безпроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: a) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. b) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы. c) Обсуждение интересующей проблемы. d) Решение проблемы. e) Завершение контакта (выход из него). 1.2. Процесс общения. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал. Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так: Общение Коммуникация интеракция социальная перцепция § Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. § Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). § Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее). Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения: 1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.) 2) Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика) Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
Мимика – это движение мышц лица. Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве. 3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса) В психологии выделяют четыре дистанции общения: - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). - Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. - Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз. 4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. 1.3. Роль общения в социальной адаптации личности. Общение является водной из важнейших составляющих социализации личности. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осу­ществляемый в общении и деятельности. Пожалуй важность и ценность данного опыта являются очевидными, в этой связи стоило бы выделить основные психологические функции общения: § Функция обеспечения психологического комфорта личности § Удовлетворение потребности в общении § Функция самоутверждения Однако наряду с этим общение выполняет также ряд функций необходимых для социума вообще – основные социальные функции общения: § Организация совместной деятельности § Управление поведением и деятельностью § Контроль Таким образом общение играет важную роль в процессе социальной адаптации личности – самоутверждении, реализации, приобретении опыта и т.д. 3. Социальная регуляция коммуникативного поведения индивида. 2.1. Необходимость выработки положительных навыков коммуникации. Так как при помощи коммуникации человек имеет возможность проявить и идентифицировать себя в системе личность-социум, так и окружение обуславливает ряд особенностей как естественно возникающих в процессе общения (забота, элементарная учтивость) так и искусственно создаваемых в процессе культурного развития правил и ограничений (этикет) для более «качественного функционирования» данной этнической (социальной) группы, социума. Однако каждый индивидуум имеет определенную свободу выбора – следовать или нет системе правил при общении, большое влияние при этом имеет темперамент, интеллектуальный и культурный уровень, воспитание, социальный статус и т.д. Разумеется, что тактичный, внимательный человек вызывает большую симпатию и уважение окружающих нежели эгоистичный, высокомерный тип. Так же и вежливый, уверенный в себе и умеющий владеть собой имеет больше возможностей для более полной реализации в профессиональной, творческой деятельности и даже личной жизни. Так как все что мы делаем так или иначе соотносится с социумом, человек «стадное животное» и что бы там не говорили , независимость – понятие весьма относительное. Следовательно, развитие в себе положительных навыков поведения при общении – вежливость, тактичность, внимание к окружающим, красивая, правильная речь и т.д. является полезным не только с точки зрения карьерного и материального роста но и морального самоощущения личности ибо не только уважение сотрудников и друзей (которое далеко не всегда возникает вследствие вышеперечисленного) но и сознание того, что ты сам поступаешь хорошо, порядочно, честно может радовать, придавать вкус к жизни. 2.2. Знание психолого-педагогических особенностей общения – залог успеха в работе с людьми. Однако выработки в себе положительных качеств порой бывает недостаточно, особенно если дело касается работающих в социальной сфере – с людьми, как например автор данной работы. Я работаю в частной фирме менеджером по изготовлению мягкой и корпусной мебели «под заказ» и продаже готовой продукции. Это само по себе требует знания психологии человека и умении разрешать различные ситуации, нередко конфликтные. В любом виде деятельности конфликты неизбежны. И в этом плане работа менеджера очень тяжелая, так как ты находишься «меж двух огней» – с одной стороны клиент-заказчик (со своим характером, темпераментом, психологическими особенностями), с другой – фирма-изготовитель (со своими производственными проблемами, перебоями в работе и уровнем ответственности работников). В случае недовольства клиента качеством выполненного заказа он взыскивает с того, кто непосредственно принимал заказ и при этом ему не интересно кто что прикручивал, мол, ты – работник фирмы, значит, несешь ответственность за качество продукции. Клиент расстроен, удручен, разъярен и на первом месте для работника должно быть не самооправдание, а поиск путей разрешения конфликта и здесь самое главное придти к оптимальному соглашению, так чтоб «и овцы целы и волки сыты». Хотя очень часто даже при идеально выполненной работе со стороны фирмы возникает неудовлетворенность со стороны клиента: «…представлял одно, получилось другое», «вроде и цвет сам подбирал и комплектующие, а что-то тут не так…» и тому подобное. При этом немаловажную роль имеет умение «видеть человека», например – темперамент, если человек явно холерического склада (он не стоит спокойно на месте, куда-то спешит, ты его задерживаешь) ни в коем случае нельзя при нем медленно рыться в бумагах, «мямлить под нос» – это его раздражает и усложняет ситуацию, либо же ты имеешь дело с флегматичной, уравновешенной личностью, которой нужно спокойно, обстоятельно рассказывать, вдумчиво отвечать на расспросы. Так же обстоит дело и с консультацией, порой имеешь дело с человеком неуверенным, сомневающимся – в таком случае надобно постараться понять его вкусы, предпочтения и тактично подсказать, помочь сделать определенный выбор, так чтоб это было именно то, что ему нужно. И хотя подобная работа требует немалых затрат энергии, вознаграждением звучат слова: «Приятно было с вами работать. Мы еще к вам придем». И приходят. Поэтому всем кто работает с людьми ни в коем случае не следует пренебрегать психологическим знанием. Вывод Итак, рассмотрев выше основные особенности процесса общения, можно с уверенностью заявить, что знание психолого-педагогических особенностей межличностной коммуникации является не просто важным, но и необходимым для каждого индивидуума, желающего полно реализоваться в профессиональной деятельности, занять свое место в социуме, что называется «взять от жизни свое» и в то же время не причинять вреда окружающим, избавится от личных проблем, причина которых зачастую кроется в нашем неумении, а от этого и нежелании контактировать с людьми и в конечном счете обрести гармонию с собой и миром. Список использованной литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. 2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003. 3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972. 4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.