Содержание:
Введение
Глава 1 Проблема семейных дисгармоний
в контексте профессиональной деятельности
1.1. Семья как социальный институт
1.2. Дисгармоничные семейные отношения
1.3. Профессиональная деятельность как фактор детерминирующей особенности семейных отношений
1.3.1. Стресс на рабочем месте
1.3.2. Синдромы хронической усталости и эмоционального выгорания у медицинских сестер
1.3.3. Структура переживаний человека в процессе деятельности
Глава 2. Исследование влияния продолжительности профессиональной деятельности сотрудников ПНИ на взаимоотношения в их семьях
2.1. Структура методик и эксперимента
2.2. Результаты
2.3. Анализ результатов
Выводы
Заключение
Список литературыВведение
В настоящее время проблема взаимоотношений в семье является одной из центральной и вместе с тем трудноразрешимых проблем психолого- педагогических наук. Внимание многих психологов во всем мире сконцентрировано на вопросах внутри семейных отношений ( Аккерман Н.,Ковалев С.В., Минухин С., Фишман Ч., Браун Дж, Кристенсен Д, Сатир В, Эйдемиллер Э., Юстицкис В., Дружинин В.Н., Мишина Т.М.,)
Но, к сожалению, вопрос о влиянии профессиональной деятельности на взаимоотношения в семье мало изучен. Зачастую жизненные обстоятельства складываются таким образом, что человеку приходиться останавливать свой выбор на такой профессиональной деятельности, которая не всегда благоприятно действует на его эмоциональное и физическое состояние. Что может привести, в некоторых случаях, к возникновению внутрисемейных конфликтов. Целью данной курсовой работы является исследование влияния профессиональной деятельности на взаимоотношения в семье.
Предметом экспериментального исследования выступает взаимосвязь продолжительности трудовой деятельности и взаимоотношений в семье.
Объект – сотрудники психоневрологического интерната.
Гипотеза – продолжительность профессиональной деятельности сотрудников психоневрологического интерната влияет на возникновение семейных дисгармоний.
Для того, чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу необходимо решить ряд задач, которые возникают в ходе решения выше обозначенной проблемы:
1. Изучить литературу на данную тематику.
2. Разработать и провести экспериментальное исследование на соответствующем контингенте людей.
Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленной целью. В ходе работы были использованы диагностические методы (тест – опросник удовлетворенности браком, разработанный В. В. Столиным, Т. Л. Романовой, Г. П. Бутенко и метод “ Мандала” Дж. Келлогг).
Организационная база исследования. Исследование проводилось в ноябре 2004 г. на базе психоневрологического интерната. В исследовании принимали участие сотрудники ПНИ (медецинские сестры) В количестве 12 человек.Глава 1 Проблема семейных дисгармоний в контексте профессиональной деятельности.
1.1. Семья как социальный институт
Приведем традиционное определение данного понятия, встречающееся во многих справочных изданиях. Семья — это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Однако жизнь вносит некоторые коррективы в такое понимание семьи. В частности, развивается “гостевой” (регулярно-раздельный) брак, предполагающий раздельное проживание супругов в течение достаточно длительного промежутка времени.
Многие специалисты используют определение семьи, предложенное А.Г. Харчевым: “семья — это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой, обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения”. (Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: 2004. - с. 22)
Комментируя данное определение, С.В. Ковалев подчеркивает несколько важных моментов.
Семья меняется со временем, в соответствии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов.
Малой группой семью можно назвать потому, что она вполне попадает под определение этого исходного элемента социума, отличаясь характером (интимно-личностным) объединения людей. (Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.:1988. – с. 53)
Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение существования самого человечества.
Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотноше-
ниях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.
Точное содержание понятия “семья” зависит от определенного исторического и культурного контекста. Изначально под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственно семьи, сюда относились многочисленная родня, слуги, рабы и даже домашние животные. Таким образом, под семьей понималось объединение людей в целях эффективного социального регулирования или управления. В самой своей основе семья является сообществом, предполагающим защиту и удовлетворение элементарных потребностей своих членов; биосоциальной структурой, ограждающей от голода и депривации, в формах которой развивался человеческий род. В современном обществе нормативная семья может быть описана как социоэкономическая единица, существующая вокруг гетеросексуальной пары.
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы.
Согласно общепринятой трактовке, понятие “социальный институт” означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.
Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия.
Социальные институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.
Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом.
Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.
Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.
Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике.
Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.
Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений — рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д. — вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения.
Семья как малая группа
Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов.
Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Первичные признаки малой группы:
· общие цели и деятельность;
· личный контакт между членами группы;
· определенный эмоциональный климат;
· особые групповые нормы и ценности;
· физический и моральный образец члена группы;
· относительная независимость этой группы от других групп;
· принципы приема в группу;
· сплоченность;
· социально-психологический контроль поведения;
· особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы.
Вторичные признаки:
· конформность;
· интимность отношений;
· стабильность;
· добровольность объединения.
Отечественный социолог и философ М.С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого человека:
· здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях;
· она дает возможность получить личное удовлетворение от общения с близкими людьми;
- общение и жизнедеятельность в первичных группах позволяют снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которыми страдает современный человек от чрезмерных социально-психологических перегрузок на работе;
- мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе.
Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.
Функции семьи
Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.
Активность семейной системы, приводящая к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и разнонаправленной. Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радости, печали. Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием детей, социальным обучением, а также развитием каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи каждого из партнеров с родительской семьей и социальным окружением в целом.
В науке о семье пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.
Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции.
* Порождение и воспитание детей.
* Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
* Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.
* Создание условий для развития личности всех членов семьи.
* Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
* Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
* Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
* Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
* Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
* Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
* Организация деятельности по финансовому обеспечению
семьи.
* Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.
Семейный 'психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:
* обеспечение выживания;
* защита семьи от внешних повреждающих факторов; забота членов семьи друг о друге;
* воспитание детей
* создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;
* поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;
* социальный контроль над поведением друг друга.
Позиции специалистов по этому вопросу хорошо согласуются, имеющиеся различия касаются степени детализации сфер жизнедеятельности семьи. Например, сексуально-эротическая функция отделяется от репродуктивной ввиду самостоятельной ценности человеческой сексуальности, ведущей роли семьи в психосексуальном развитии индивида, а также автономизации сексуального и прокреативного поведения.
В целом, обеспечение благоприятного психологического климата, коммуникации чувств, взаимной моральной и эмоциональной
поддержки, понимания и принятия членами семьи друг друга часто называют психотерапевтической функцией семьи. Функция организации досуга, по всей видимости, является составной частью рекреативной функции. В свою очередь, рекреативная функция понимаемая как восстановление эмоционально-энергетических ресурсов благодаря комфортности семейного общения, сближается по смыслу и с психотерапевтической, и с коммуникативной. Функция постоянства общения, с одной стороны, имеет непосредственное отношение к коммуникативным аспектам семейной жизни; с другой стороны, она отражает особую потребность членов семьи воспроизводить ситуации общения, придавать определенный ритм внутрисемейному взаимодействию. Правомерность выделения функции духовного совершенствования подвергается сомнению. Литовский семейный психолог Г. Навайтис прямо говорит о том, что существует достаточно много стабильных семей, не отличающихся ни условиями для самореализации их членов, ни высоким уровнем их духовности. (Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: 2004. – с.40)
Сообразуясь с частотой упоминания в литературе, отдельно остановимся на функции безопасности, фелицитологической и гедонистической функциях семьи. Функция безопасности подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. В ней выражается заинтересованность людей в долговременном выживании, стабильности и уверенности в будущем. Семейная жизнь подчинена определенному распорядку, регулируется нормами и правилами, что позволяет застраховать ее от неприятных событий. А. Маслоу рассматривал родительские ссоры, случаи физического оскорбления, разлуку, развод и смерть в семье в качестве моментов, особенно вредных для благополучия ребенка. Эти факторы делают его окружение нестабильным, непредсказуемым и, следовательно, ненадежным.
Подобно тому, как двухлетний малыш прячется за маму или папу от взглядов незнакомцев, человек любого возраста в минуту опасности предпочитает быть рядом с близкими. В семье мы ощущаем ценность своей жизни и черпаем силы, чтобы справиться со страхом, болью, болезнью. Поведение в чрезвычайных обстоятельствах (таких, как войны, землетрясения, наводнения и т. п.) подтверждает готовность людей к самопожертвованию ради своих родных и близких.
Шансы выжить многократно возрастают, если о нас кто-то заботится. Функция безопасности проявляется и в том, что семья внутренне противится изменениям и преобразованиям, видя в них угрозу стабильности своего существования.
Фелицитологическая функция воплощает в себе мечты и надежды каждого человека на обретение семейного счастья. В понятие “счастливая семья” люди вкладывают разное содержание: для одних это общность взглядов и взаимопонимание, для других — материальный достаток, для третьих — таланты и школьные успехи детей. Символами семейного счастья могут быть и отдельная квартира, и совместные путешествия по живописным местам, и день рождения ребенка, и радость встречи даже после недолгой разлуки. Столь разнообразные взгляды объединены общим представлением о том, что счастье как состояние полного высшего удовлетворения чаще всего переживается в кругу семьи. В семье исполняются наши стремления и желания, компенсируются обиды, нанесенные окружением, поощряются наши способности и достижения. Члены семьи сопереживают удачам и радостям друг друга. Чувство удовлетворения субъект испытывает и тогда, когда удается сделать что-либо хорошее для своих любимых.
Семейное счастье — продукт коллективного творчества. В семье как системе невозможно, чтобы кто-то был счастлив или несчастлив изолированно; переживания одного человека так или иначе затрагивают других. Поэтому так ценится проявление эмпатии и действенный характер любви: от совместных усилий зависит желательный исход дела.
В идеале семья выполняет и гедонистическую функцию. Само название этой функции указывает на то, что она связана с удовлетворением потребности в физическом и психическом комфорте. Находясь в родном доме, среди дорогих сердцу людей, человек достигает спокойного и радостного состояния души. Всем хорошо знакомо чувство наслаждения . вкусной едой, беззаботным отдыхом, непринужденной обстановкой во время семейных праздников, да и просто совместных обедов. Семейное общение изобилует приятными ощущениями, фантазиями, размышлениями. Взрослые получают удовольствие оттого, что проводят время вместе с детьми. Прогулки, игры, аттракционы, спортивные состязания, цирковые и театральные представления . Список забав и развлечений может быть огромным.
У людей, выросших в неблагополучных семьях, есть трудности в умении веселиться, расслабляться. Сама мысль о радостях жизни может показаться им непозволительной. Между тем способность быть раскованным, отходить от обыденности, принимать участие в игре, проявлять остроумие и чувство юмора — все это характеристики здоровой личности.
Любая функция семьи по-разному проявляется на уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семейных функций.
В психологии семьи понятие “функция” используется практически во всех своих значениях:
* это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
* это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
* функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
* чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.
Г. Навайтис подчеркивает, что часть функций семьи основывается на личностном общении, взаимодействии конкретных людей. Удовлетворение соответствующих потребностей зависит от личностей членов семьи. Действительно, мы чувствуем себя счастливыми, любимыми или защищенными благодаря людям, составляющим нашу семью.
Семья, в отличие от других малых групп, способна удовлетворить потребности в их комплексе, в их органичной целостности. Собственно, ради этого люди и объединяются в семейный союз. Отсюда и возникает чувство незаменимости семьи, а при ее распаде — сожаление и горечь утраты.
В силу своей полифункциональности семья объединяет индивидуальные, групповые и общественные интересы. Например, глубоко личное чувство взаимной любви и влечение мужчины и женщины друг к другу дают начало новой жизни. Появление на свет ребенка означает продолжение рода, связь поколений. Одновременно рождением детей семья обеспечивает воспроизводство населения. Во многом благодаря семейному воспитанию ребенок достигает социальной и психологической зрелости.
В любой семье достижение каждым индивидом необходимого или желательного целевого состояния не происходит бесконфликтно. Серьезные проблемы возникают в нескольких случаях: 1) какие-либо центральные потребности одного или нескольких членов семьи не удовлетворяются; 2) не согласуются основные потребности разных членов семьи; 3) способы удовлетворения потребностей взаимоисключаются или не устраивают кого-либо из членов семьи; 4) потребности одного из членов семьи представляются остальным чрезмерными. Тогда в течение некоторого времени какие-либо члены семьи будут существовать за счет других или же семья может распасться.
Каждый аспект семейной жизни обладает определенной значимостью для того или иного члена семьи. Однако какие-либо функции семьи выходят на первый план, становятся приоритетными. Эти установки формируются в родительской семье и регулируют поведение партнеров уже в период, предшествующий заключению брака. В общей мотивации супружеского союза можно выделить четыре ведущих побудителя: хозяйственно-бытовой, нравственно-психологический, семейно-родительский и интимно-личный. Разумеется, другие мотивы, часто неосознаваемые, тоже оказывают влияние
на принятие решения о браке, но в качестве главенствующих побуждений часто выступают перечисленные.
Мужчина и женщина могут воспринимать свой брак как преимущественно хозяйственно-бытовой союз, считая, что главное в семье — хорошо налаженный быт, грамотное домоводство и крепкое хозяйство. Образное выражение этой установки — “Дом — полная чаша”. Предпринимаются все меры для сохранения здоровья и работоспособности членов семьи.
Супружество может иметь смысл нравственно-психологического союза: в партнере видится прежде всего друг, спутник жизни, единомышленник, разделяющий наши взгляды и убеждения. Между членами семьи царит взаимопонимание и уважение, личность каждого оценивается по достоинству, независимо от того, взрослый это или ребенок.
Ориентация на брак как на семейно-родителъский, педагогический союз исходит из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Для таких родителей характерна позиция детоцентризма, т. е. повышенной материальной и духовной заботы о детях. Пристальное внимание уделяется нуждам и интересам ребенка, изыскиваются средства для его разностороннего развития.
Супруги могут расценивать свой союз как интимно-личный, стремясь обрести желанного и любимого партнера. В такой семье большое значение придается взаимным симпатиям, любви, верности и постоянству привязанностей.
В зависимости от того, какая функция признается ведущей, оформляется и семейный уклад. Уклад — это установившийся порядок, сложившееся устройство семейной жизни, по которому судят о своеобразии конкретной семьи. Кроме хозяйственно-бытового, нравственно-психологического, родительского, интимно-личного укладов, можно назвать еще несколько вариантов. Встречаются семьи, ориентированные на организацию досуга. Общие интересы, хобби, способы времяпрепровождения объединяют членов семьи. Здесь важен полноценный, насыщенный впечатлениями отдых, а не регулярность приемов пищи или чистота в квартире. Типичный пример — семьи заядлых туристов, чьи дети с малых лет приобщаются к девственной природе. Семья может развиваться и как психотерапевтический союз. В такой семье главными задачами будут эмоциональная поддержка, теплота, сочувствие и сопереживание. Это семья — своеобразная психологическая отдушина и обитель доверия.
Муж и жена могут происходить из семей с различными укладами. В добрачный период можно узнать, каковы представления партнера относительно первостепенных целей семейного союза. В первые два-три года совместной жизни отдается предпочтение какому-либо укладу: чаша весов склоняется в чью-то сторону или молодожены выбирают свой собственный путь. Можно выработать компромиссные варианты, чтобы каждый из супругов согласился с выбором. На основе избранного уклада предъявляются требования к партнеру. Различия в иерархии семейных ценностей приводят к конфликтам. Разногласия могут обостряться в переломные, кризисные периоды существования семьи, когда ведущие мотивы вступают в противоборство. В этом случае супругам необходимо достичь договоренности, прийти к единому мнению.
С течением времени функции семьи изменяются, что особенно ярко продемонстрировал XX в. Если в прошлом приоритетом обладали совместное ведение хозяйства и продолжение рода, то сегодня на первом месте оказывается уже не экономическая и даже не биологическая, а социально-психологическая функция. В былые времена от качества выполнения хозяйственно-экономических задач зависело физическое выживание членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты значимость этой функции постепенно утрачивается.
Что касается российских семей, то экономическая сторона их жизнедеятельности подверглась существенным преобразованиям. При переходе к рыночным отношениям семья как хозяйственно-экономическая единица изыскивает альтернативы для своего выживания, будь то фермерское хозяйство или труд на приусадебном участке. Семейный бизнес, в котором задействовано большинство родственников, далеко не редкость.
Динамика семейных функций проявляется в том, что происходит перераспределение компетенции удовлетворения тех или иных потребностей между семьей и обществом. Бурно и экспансивно развивается сфера бытовых и оздоровительных услуг, создаются новые, все более совершенные приборы и средства, облегчающие домашний труд. Открываются предприятия общественного питания. Индустрия развлечений предлагает семье разные варианты использования свободного времени. Функция воспитания детей частично передается детским образовательным учреждениям, для которых готовятся квалифицированные педагогические кадры.
Мотивы самореализации в области выбранной профессии и работы конкурируют со стремлением посвятить себя семейной жизни. Вследствие профессиональной повсеместной занятости усложняется система межличностных коммуникаций. Индивид получает возможность, кроме семьи, принадлежать к различным малым группам. Для современного человека открыты двери многих объединений: клубов по интересам, религиозных общин, благотворительных организаций и т. п. Новейшие информационные технологии создают “мир без границ”. Кроме того, субъект может проявить инициативу в формировании круга своих друзей. Дружеские привязанности наполняются эмоциональной теплотой, самораскрытием, пониманием, признанием, увлеченностью идеями и делами. По глубине эмоционального контакта дружеские отношения сопоставимы с семейными.
Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами. Это повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака.
Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.
В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи. Дело в том, что
информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому и т. д. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Имеются и противоположные прогнозы: задачу подготовки высокообразованного и квалифицированного работника полностью возьмут на себя другие социальные институты.
Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности.
История каждой отдельной семьи также доказывает, что цели ее существования не остаются неизменными.
Во-первых, со временем трансформируются потребности членов семьи. Например, у супругов пожилого возраста наблюдается снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с постепенным регрессом либидо до уровня эротической, а затем и платонической стадий.
Во-вторых, семья развивается поэтапно, и в каждый момент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выходит на передний план. Задача молодоженов — осуществить дифференциацию от родительской семьи. С появлением малыша им предстоит осваивать родительские роли, содержание которых будет меняться по мере взросления ребенка.
Для любого человека, входящего в состав семьи, она обладает функциональной ценностью. Психологи обращают внимание и на другой аспект. Каждый член семьи занимает в ней определенную “экологическую” нишу, то есть выполняет необходимые для поддержания баланса системы функции. Говорят о функциональной ценности отдельного члена семьи.
Бикарьерная семья
Современная семья в промышленно развитых странах мира обладает значительным потенциалом для развития бикаръерной семьи. Это тип семьи, в которой равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены и оба супруга успешно сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры в избранной профессии. Такая семья обладает высоким уровнем интегрированности и единством ценностных ориентации. Супруги равномерно распределяют между собой домашние обязанности, уважительно относятся к профессиональным планам друг друга, проявляют взаимную терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Каждый знает, что может положиться на партнера в любых важных начинаниях. Рабочее и свободное время используется рационально, отдых и досуг организуются так, чтобы восстанавливались затраченные на работе ресурсы. Дети выражают свою причастность к семейным делам, выполняют домашние поручения, приобретают опыт сотрудничества со взрослыми и друг с другом. В них воспитывается ответственность и самостоятельность. Дети хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.
Бикаръерная семья стала реальностью благодаря серьезным изменениям в социальном положении женщины. В 50-е, конце 60-х — начале 70-х годов XX в. в индустриально развитых странах начался процесс активного вовлечения женщин (в том числе замужних) в сферу производительного труда. В ФРГ 40% женщин, вышедших замуж в 1962 г. в возрасте от 25 до 30 лет, работали по найму. Через 10 лет работали уже 48% всех замужних женщин этой возрастной категории. К 1982 г. их доля выросла до 59%. В СССР в 1987 г. общая численность рабочих и служащих женщин составила 50,8%. В 1938 г. лишь один из пяти американцев одобрял замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии, если муж способен содержать ее. В 1993 г. такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных, хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей идеальной семейной ситуацией является ситуация, когда отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях.
Во-первых, рост экономики сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Увеличивается доля женских профессий, требующих высокой квалификации, удовлетворяющих потребность в самоутверждении, позволяющих занять определенное положение, в частности, на государственной службе. Женская экспансия видна в сфере здравоохранения, образования и культуры, а также в государственном и коммунальном управлении. Во-вторых, все больше женщин не хочет ограничивать себя ролями домохозяйки и матери. Своей работой они стремятся обеспечить собственный доход, относительную независимость от мужа, получить удовлетворение от самореализации в профессии, расширить и обогатить социальные контакты. Девушки и молодые женщины стали рассматривать профессиональную деятельность как неотъемлемую составляющую собственной жизни, имеющую самостоятельную ценность, а не как переходный этап до вступления в брак и рождения детей. Они учитывают, что возможности профессионального роста после длительного перерыва в работе существенно ограничены. Женщина зрелых лет тоже заинтересована в продолжении трудовой деятельности, которая может наполнить смыслом ее жизнь, когда повзрослевшие дети покинут родительский дом.
Несмотря на значительные трансформации тендерных ролей, “женская дилемма” продолжает существовать. Это конфликт ролей, противоречие между профессиональной занятостью женщины и ее внутрисемейными обязанностями. В первую очередь нужно констатировать факт, что подлинного равноправия в сфере труда достичь не удалось. На женскую половину населения падает две трети всего рабочего времени и лишь одна десятая мировой заработной платы; на долю женщин приходится в мире только сотая часть имущественного состояния. В Советском Союзе женщины заняли хуже оплачиваемые и менее престижные рабочие места. Еще один ти- пичный образ советской эпохи — женщина в оранжевом жилете, обходчик железнодорожных путей или укладчица асфальта. О таком ли равноправии мечталось? При переходе страны к рыночной экономике обнаружилось, что предприниматели не хотят брать на работу беременных и многодетных женщин. В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских мужчин эта вероятность в три раза выше.
Семейные заботы требуют много сил, и женщине трудно конкурировать с мужчинами. Возросшая трудовая активность замужних женщин не освобождает их от приготовления еды, ежедневного обслуживания членов семьи, забот о престарелых родителях, контактов с воспитателями и учителями и т. д.
Воспитание детей остается в женских руках. Мужчины стремятся к неограниченной самореализации в сфере профессионального труда, во что и вкладывают не только личные, но и семейные ресурсы. К тому же существует предубеждение, обычно выносимое из родительской семьи, что мужчины меньше подходят для воспитания, чем женщины, хотя известно, что на протяжении многих веков отец определял социальный статус ребенка.
Тройная нагрузка материнства, домашнего хозяйства и работы выступает препятствием для социальной и политической активности. Тем самым ставится под сомнение возможность свободного разностороннего развития личности женщины.
Понятие “женская дилемма” сложнее по своему содержанию и не исчерпывается конфликтом профессиональной и семейной ролей. Это конфликт моделей самореализации, противоречие между автономией и служением ближнему. Некоторые женщины пытаются копировать черты мужской личности, подражают рационализму мужчин, что не приносит желаемого эффекта, так как равноправие не означает тождественности. Многие женщины стремятся к независимости, чтобы в ней вырваться из мнимого плена эмоциональности. Это приводит к конфликту, большинство женщин мучается страхом утраты любви.
Становление бикарьерной семьи во многом зависит от продуктивности решения “женской дилеммы”. Эту проблему необходимо рассматривать только в контексте тендерного взаимодействия, учитывать жизненные позиции и мужа, и жены, их интерпретации супружеских ролей. Если женщина не тяготится выполнением домашних обязанностей, то и упреков в адрес мужа по поводу его нежелания помочь супруге удается избежать. Если мужчина поощряет индивидуальные потребности жены, в том числе и связанные с внесемейной активностью, попытки женщины преуспеть и в карьере, и в семье будут более состоятельными.
Следует выделить ряд факторов, которые могут упрочить положение бикарьерной семьи. К ним относятся: право и практическая возможность участия женщины в общественной и политической жизни; активизация мужчин в воспитании детей; рациональное разделение труда в домашнем хозяйстве; повышение социальной значимости домашнего труда; модернизация традиционных ролевых структур; формирование адекватных полу профессиональных и семейных ролей.
Крайний вариант бикарьерной семьи предполагает, что профессиональная или социально-политическая деятельность для мужа и жены важнее, чем семейная. Супруги могут быть заняты совместным бизнесом. Их домашняя работа сведена к минимуму, переадресовывается специально нанятым людям. Приобретается большое количество бытовой техники, продуктов быстрого приготовления. Члены семьи часто пользуются предложениями сферы бытового обслуживания.
Дети находятся под присмотром няни или предоставлены сами себе, по мере взросления они вовлекаются в семейный бизнес. Супруги напоминают деловых партнеров, каждый из них может преследовать свои индивидуальные интересы. Серьезные конфликты возникают, если эти интересы и потребности ущемляются. Но чаще члены семьи, в особенности дети, испытывают дефицит эмоциональной теплоты и внимания. Поэтому родители, посвящающие себя профессиональному труду, должны соизмерять свои затраты и уделять время занятиям с детьми.
В России, как и в других странах мира, модель бикарьерной семьи находит своих сторонников, хотя напряжение в отношениях между людьми, связанное с тендерной рассогласованностью, сохраняется. По прогнозам футурологов, в информационном обществе благодаря компьютеризации семья и место работы объединятся, семейное производство станет центром _ социально-экономической жизни общества.
1.2. Дисгармоничные семейные отношения.
Одним из подходов к определению проблемной семьи являются работы известного отечественного психолога А. Спиваковской. Она выделяет особые типы так называемых “дисгармоничных семейных союзов”, подчеркивая, что сложность обретения супружеской и родительской гармонии заключается в том, что каждая из психологических закономерностей, определяющих супружеское и родительское поведение, содержит внутреннюю конфликтность и противоречие.
А.С. Спиваковская называет семь законов, которым подчиняются супружеские отношения в семье. Осуществление этих законов (знание супругами выделенных ниже закономерностей) позволяет создавать в семье благоприятную атмосферу и обеспечивать правильное воспитание ребенка. Следует отметить, что термин “закон” здесь употребляется не в строго широком толковании. (Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.: 1996. – с.48)
Закон первый: соединение
Данный закон предполагает, что само объединение в браке мужчины и женщины несет в себе потенциальный конфликт. Под конфликтом понимается ситуация, когда при взаимодействии друг с другом супруги находятся в разных позициях в силу своего добрачного опыта и разницей в усилиях, которые прилагаются в реализации целей объединения на разных этапах совместной жизни. Попытка объединения неизбежно наталкивается на изначальную разъединенность и различия между мужчиной и женщиной. Данная проблема решается, если супруги не склонны рассматривать обязательные трудности как следствие собственной несостоятельности или упрямства партнера.
Закон второй: слияние и граница
При создании семейной общности возникает противоречие между двумя потребностями: в слиянии и сохранении собственной отдельности (границы). Гармоничные семейные отношения предполагают динамическое равновесие, являющееся результатом борьбы противоречивых тенденций: усилий по сплочению семейной группы и стремлением к сохранению индивидуальной автономии. Семейная структура может разрушиться, если потребность одного из супругов в слиянии или отдельности не находит своего удовлетворения.
Закон третий: взаимодополнителъностъ
Стабильность и гармония семейных отношений обеспечивается взаимодополнением личностных черт (так называемая “комплиментарность”). Предполагается, что союз супругов с полярными чертами характера более стабилен (например склонность к подчинению у одного и стремление к лидерству у другого).
Закон четвертый: соотнесение целей и планов
В гармоничном семейном союзе личностные цели супругов согласованны, жизненные планы непротиворечивы. В дисгармоничной семье один из супругов может отказаться от собственного плана во имя интересов семьи, и это не может не вызвать отрицательные эмоции, усталость и потерю радости от семейной жизни.
Закон пятый: узнавание
Смысл данного закона состоит в том, что в семейном контакте для достижения гармонии необходимо инициировать (постоянно вырабатывать) желание узнавания близкого человека. Утверждение о том, что мы кого-то знаем до конца, ошибочно и неконструктивно.
Закон шестой: понимание и принятие
Гармоничная семья позволяет общаться “без маски”. Человек может находить в семейном кругу понимание, уверенность, что другие хотят его понять. Если семейная атмосфера становится таковой, что каждый член семьи вынужден менять рабочую “маску” на домашнюю, то общение становится неискренним, неестественным и вызывает эмоциональное напряжение.
Закон седьмой: эмоциональная зрелость и чувство ответственности
Под эмоциональной зрелостью понимается способность любить другого, готовность к эмоциональной отдаче. Эмоционально незрелые люди часто требуют больше любви для себя, нежели дают ее другим, чувствуя при этом себя обиженными и недолюбленными. Ответственное поведение противостоит спонтанности и непосредственной эмоциональности, выполняя функции упорядочивания и организации форм поведения в семье. Предполагается, что в стабильной, гармоничной семье, независимо от актуального эмоционального состояния супругов, сохраняется забота о другом человеке.
Таким образом, автор приходит к выводу, что дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам индивидуальных качеств. Семья действительно превращается в некий театр, где каждый вынужден играть навязанную, “чуждую”, но предписанную семейным союзом роль.
На основании нарушения законов семейной гармонии автором выделены восемь типов дисгармоничных союзов, которые получили своеобразные метафорические названия.
1. “Внешне спокойная семья”. Это семья, в которой не принято предъявлять друг другу искренние чувства. Чувство ответственности настолько превалирует над спонтанностью отношений, что негативные чувства существуют в подавленном, глубоко запрятанном виде. Отношения упорядочены. Обязанности выполняются педантично. Длительное блокирование эмоций приводит к состоянию депрессии, тоски, скуки.
2. “Вулканическая семья”. В этом типе семьи эмоциональная непосредственность и спонтанность преобладают над чувством ответственности. Отношения в семье изменчивы и открыты, супруги часто выясняют отношения (сходятся, расходятся, скандалят, чтобы после ссоры пылко признаваться в любви до гроба). В такой семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, так как бурные ссоры между родителями воспринимаются ими как трагедия, угрожающая стабильности детского мира.
3. “Семья-санаторий”. Рассматривается как наиболее характерный пример семейной дисгармонии. Такая семья развивается как симбиоз, в котором один из членов семьи (это может быть и взрослый, и ребенок) заставляет близких окружать его вниманием, оберегать от тревоги перед неопределенностью внешнего мира. Все члены семьи объединяются для осуществления заботы, прилагая усилия для своеобразного Коллективного самоограничения (например, уменьшаются
контакты с друзьями, дискредитируются внесемейные ценности, ограничивается круг общения и т. п.)- Закрытость семьи приводит к фиксации внимания на здоровье, подчеркиванию опасностей. Характерные признаки такой семьи - мелочная опека, жесткий контроль, чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей. У детей возникают невротические срывы из-за перегрузки нервной системы. В подростковом возрасте усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи. Также может сформироваться ипохондрическая личность (со сверхценной идеей заботы о собственном здоровье).
4. “Семья-крепость”. Еще один тип закрытой проблемной семьи, которая психологически вооружается против всех, кто не включен в семейный круг (у супругов возникает выраженное усиление чувства “мы”). В основе семейного союза лежат представления о жестокости, всеобщем зле и людях как носителях агрессивных намерений. Данные представления формируются по типу негативной проекции (враждебные чувства по отношению друг к другу трансформируются и ' переносятся на внешний мир в целом). В таких семьях часто наблюдается сильное доминирование отца или матери, жизнь регламентирована, внутрисемейная атмосфера лишена теплоты, непосредственности, близости. Ребенка любят “условно”, т. е. ребенка любят тогда, когда его поведение соответствует предъявляемым требованиям. Он неизбежно попадает в ситуацию внутреннего конфликта, которая вызывается столкновением позиций родителей, собственным опытом и требованиями окружающего мира.
5. “Семья-театр”. Такие семьи удерживают стабильность семейных отношений за счет специфического, демонстративного, “театрализованного” образа жизни. Эмоции бурные, но неглубокие, многое делается “напоказ”. Например, посторонним людям демонстрируется любовь к ребенку (ее внешние проявления). Но дети при этом остро чувствуют, что родителям не до них. В такого рода семьях один из родителей испытывает потребность в признании, постоянном внимании, любовании. Отсутствие подлинной близости, демонстрация мнимых достоинств формируют в детях эгоцентризм.
6. Семья “третий лишний”. В данном случае речь идет о семьях, где родительство бессознательно воспринимается как помеха супружеским отношениям. Стиль детско-родительских отношений формируется по типу скрытого неприятия. В таких семьях дети испытывают чувство собственной неполноценности при сильной эмоциональной зависимости от родителей (они с трудом переносят разлуку с родителями, с трудом приспосабливаются к новым группам).
7. “Семья с кумиром”. В таких семьях воспитание ребенка является главным фактором, скрепляющим семью. Забота о ребенке объединяет супругов, так как они переносят нереализованные в супружеском контакте чувства на ребенка. Ребенок становится центром семьи, объектом гиперопеки, повышенного внимания. Все желания ребенка незамедлительно выполняются. У родителей, приносящих себя в жертву потребностям ребенка, существует бессознательное желание препятствовать взрослению ребенка, сохраняя и поддерживая его инфантильные проявления. Воспитываясь в семье такого типа, дети становятся пассивными, несамостоятельными. При столкновении с внесемейным окружением эти дети требуют к себе повышенного внимания и, не получая его, приписывают окружению жестокость и несправедливость.
8. “Семья-маскарад”. Для семьи данного типа характерна рассогласованность жизненных целей и планов супругов. Каждый из родителей предъявляет ребенку различные требования, противоречащие друг другу. Мир семьи представляется ребенком как чередование и мелькание разных масок (маска строгого, гиперопекающего отца сменяется маской всепрощающей матери). Такое “мелькание” вызывает чувство тревожности и расщепления самооценки у ребенка. (Основы психологии семьи и психологического консультирования. Под общ. ред. Н.Н. Посысоева, с. 213-214).
1.3.Профессиональная деятельность как фактор детерминирующей особенности семейных отношений.
Представители некоторыхпрофессий более других подвержены стрессовым ситуациям, что часто приводит к возникновению внутрисемейных дисгармоний. В том случае, когда условия трудовой деятельности негативно отражается на личности работника, в частности сотрудника ПНИ, это не может не сказаться на общей обстановке в семье. Во многих семьях ключевая роль отводится женщине. Именно ее поведение, сознание, ее роль как супруги, матери, работницы предъявляют к ней высокие требования. Эта двойственность влияния профессиональной занятости непосредственно переносится и на процесс воспитания. Однако положительные и отрицательные моменты данного воздействия зависят, как и от нравственно-психологического климата в семье, так и от личности матери. Следовательно, есть семьи и профессии, где указанное влияние является положительным, но не мало таких, где профессиональная деятельность матери приносит больше вреда, чем пользы.
1.3.1Стресс на рабочем месте.
Феномен профессионального “выгорания” приводит к тому, что человек впустую проводит львиную долю рабочего времени, в результате чего его карьера оказывается под угрозой. Такое состояние — это сочетание завышенных ожиданий с ситуацией “хронического стресса”. К сожалению, чаше всего его жертвами становятся энтузиасты и идеалисты, которые, начиная работать, устанавливают для себя чрезвычайно высокие стандарты, а также те, кто по роду своей деятельности вынужден много общаться с людьми. (Маслаш. 1982. – с. 4).
Спустя некоторое время таких людей охватывает чувство беспомощности, безнадежности, разочарованности, Я-концепция приобретает негативную окраску, формируется отрицательная установка по отношению к работе, коллегам, с которыми он работает бок о бок, и к жизни в целом. Признаки этого выгорания напоминают симптоматику хронического стресса. Люди, страдающие от выгорания, жалуются физическое истощение, отсутствие энергии, хроническую усталость и слабость. Они часто подвержены болезням, их мучают мигрени, высокое мышечное напряжение. У них либо вообще нет аппетита, либо они постоянно переедают. Они испытывают проблемы со сном, их мучают ночные кошмары. Они становятся нервными и раздражительными, а членов своих семей воспринимают как с одну досадную неприятность.
Все эти симптомы, так похожие на проявления стресса, можно сгруппировать в три фактора, связанных с трудовой деятельностью человека: (1) эмоциональное истощение, (2) деперсонализация; и (3) снижение личной успешности. Профессионалы, которые жалуются на эмоциональное истощение, чувствуют я “выжатыми”. Им кажется, что внутри “образовалась пустота”, которую нечем заполнить. У них
_появляется ощущение, что им нечего дать другим. Чтобы с этим справиться, некоторые решают уйти и абстрагироваться от производственной ситуации. Работники отделений скорой помощи часто видят столько трагизма, что единственной защитой для них становится перестать чувствовать.
Вторая реакция на выгорание, деперсонализация, нередко проявляется в поразительном цинизме, с которым профессионал подходит к другим людям.
И последний этап выгорания — снижение ощущения личной успешности — проявляется в снижении самооценки, так как жертвы выгорания понимают, что уже не справляются со своими обязанностями, что, в свою очередь, может привести к развитию депрессии. Помимо снижения производственных стандартов, на данном этапе можно наблюдать снижение " продуктивности и увеличение количества ошибок, беспрерывное ожидание конца рабочего дня или трудоголизм. Эделвич и Бродски проследили стадиальность развития этого расстройства у библиотекарей:
Стадия 1: Энтузиазм — имеет место в период окончания школы и получения первой должности.
Стадия 2: Стагнация — наступает спустя 1-2 года “настоящей работы”.
Стадия 3: Фрустрация — наступает спустя примерно семь лет .
Стадия 4: Апатия — на уровне поведения трудно уловить переход от стадии 3 к стадии 4.
Стадия 5: Интервенция.
Если не попытаться вмешаться, велика вероятность, что библиотекарь сменит профессию.
Мы можем в общих чертах рассмотреть два основных источника стресса, связанного с выгоранием.
(1) личностные особенности самого человека.
(2) причины, корни которых лежат в структуре организации или содержании трудовой деятельности.
Женщины чаще жалуются на эмоциональное истощение, которое они переживают тяжелее, чем мужчины. Мужчины же более склонны к деперсонализации и ожесточению.
Возможно, это связано с тем, что женщины в большинстве своем на службе выполняют качественные функции, чем мужчины. Женщины чаще всего занимают должности, требующие эмоциональной вовлеченности, скажем, медсестры или социального работника, в то время как мужчины, как правило, выполняют традиционно маскулинные функции, например служат в полиции.
Склонность к выгоранию практически не имеет этнических различий. Американцы азиатского происхождения почти не отличаются по этому показателю от своих белых соотечественников, хотя они несколько более подвержены эмоциональному истощению, чуть более склонны к деперсонализации и имеют несколько заниженное ощущение собственной успешности. Афро-американцы более устойчивы к выгоранию, чем белые и азиаты. Возможно, это происходит из-за высокой сплоченности афро-американского сообщества.
У более опытных сотрудников признаки выгорания проявляются в меньшей степени, но, может быть, все дело в том, что молодые люди, став жертвами этого синдрома, довольно скоро меняют профессию. Возможно, причина в том, что, как только молодые работники, переполняемые юношеским оптимизмом, начинают свою карьеру, их радужные иллюзии разбиваются о реальность настоящей трудовой жизни. Тяжесть выгорания положительно связана с уровнем образования. Работники, начавшие свой трудовой путь, даже не закончив колледж, меньше всего страдают от проявлений выгорания, профессионалы с бакалаврской степенью подвержены ему в большей степени, что же касается специалистов, получивших дипломы университетов, то именно они и составляют наиболее уязвимую группу.
Семейное положение тоже определенным образом связано с феноменом сгорания. Замужние женщины и женатые мужчины сгорают реже, чем разведенные, которые, в свою очередь, становятся жертвами сгорания реже, чем одинокие люди. Наличие в доме детей снижает степень сгорания. Вероятно, семья служит буфером, смягчающим стрессы и неурядицы, которые человек переживает на работе. Судя по всему, существуют определенные группы характерологических черт, которые делают человека потенциальной жертвой профессионального сгорания. К числу выявленных предпосылок сгорания относятся неуверенность в себе, нетерпеливость, нетерпимость, приверженность традиционным ценностям сильная потребность в одобрении и контроле. Другие исследователи отмечали сверхобязательность, чрезвычайную преданность неумение абстрагироваться от работы, идеализм перфекционизм.
Среди особенностей организации, которые могут спровоцировать выгорание у сотрудников, относятся недостаточная профессиональная автономия, нодостаточность иметь дело с общественностью, ролевые конфликты, ролевая неопределенность, ограничение возможностей личных достижений, неоправданная положительная обратная связь, большая загруженность и внешние стрессоры наподобие шума и постоянных заминок.
Причиной выгорания могут стать коллеги, если вместо того, чтобы оказывать поддержку, они превратятся в источник стресса, или несправедливое руководство. Жертвы выгорания чаще всего предъявляют к своим боссам следующие претензии: размытые критерии оценки результатов труда, принуждение гнаться за количеством в ущерб качеству; недостаток обратной связи; и взаимное недоверие между сторонами.
Но есть ли какое-то решение проблемы выгорания? Маслаш считает, что те сотрудники, которые чувствуют, что находятся “на грани”, должны начать работать “разумнее”, а не напряженнее. Им нужно научиться ставить перед собой реалистичные цели, изменить свой подход к проблемам, найти возможность сменить обстановку, не принимать все близко к сердцу, беречь себя, сменить работу, или, быть может, начать новую жизнь. (Кэрол Ойстер. Социальная психология групп. – СПб.: 2004, с. 212-213).
1.3.2Синдромы хронической усталости и эмоционального выгорания у медицинских сестер.
Общеизвестно, что определенным гарантом эффективной профессиональной деятельности любого специалиста является наличие безопасной рабочей среды. Особое значение это приобретает для лиц, чья профессиональная деятельность постоянный контакт с людьми, большую эмоциональную насыщенность и, как следствие, комплекс факторов, вызывающих стресс.
По определению иммунологов, синдром хронической усталости (СХУ) – это “беспричинная, сильно выраженная, изматывающая организм общая усталость, не проходящая после отдыха, мешающая человеку жить в привычном для него ритме”. Следует отличать СХУ от простой усталости, которая является естественной реакцией организма на переутомление. Типичные жалобы больных: прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных физических нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна (бессонница или сонливость); головные боли необычного характера; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих СХУ, может регистрироваться длительная низкотемпературная лихорадка, боли при глотании, першение в горле, поражение лимфатических узлов. Необходимо отметить, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, вызвавшие появление подобных симптомов.
До недавнего времени была популярна вирусная гипотеза возникновения СХУ. Однако большинство исследователей склонны считать, что присоединение вирусной инфекции развивается позднее. Факторами, способствующими развитию СХУ, могут быть различные стрессовые ситуации, в том числе и профессионального характера, депрессия, нарушение сна, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, нехватка свежего воздуха. На фоне сформировавшегося иммунодефицита и развивается вирусная инфекция. Интересна гипотеза российских ученых: лица, страдающие СХУ, — это люди с уязвимой нервной системой и врожденной иммунной слабостью. Эмоциональные и внушаемые по природе женщины страдают СХУ в 2—3 раза чаще мужчин. В США не так давно было распространено мнение, что СХУ чаще всего встречается у лиц, "слишком усердствующих на работе". Сегодня специалисты склонны считать: СХУ не признает социальных отличий и поражает как трудоголиков, так и тех, кто не очень-то перетруждается на службе. Однако ряд исследователей утверждает, что среди заболевших действительно много лиц, предъявляющих к себе слишком высокие требования, и к группе риска относятся прежде всего те, кто чаще подвергается на работе стрессу.
Существует также определенная связь с профессиональными стрессовыми факторами в развитии другой патологии — синдрома эмоционального выгорания. "Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью" — так обозначен синдром эмоционального выгорания в МКБ-10. Большинство исследователей характеризует
СЭВ как эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением. Помимо соматических расстройств, проявляющихся усталостью, восприимчивостью к изменениям внешней среды, частыми головными болями, расстройствами желудочно-кишечного тракта и бессонницей, наблюдаются также серьезные психологические проблемы. Привычная, ранее легко выполняемая работа, дается с большим трудом. Для ее выполнения сотрудник рано приходит на работу, задерживается или берет работу домой. Появляется чувство неосознанного беспокойства, обиды, скуки, разочарования, вины, невостребованности; возникают неуверенность в себе, раздражительность, подозрительность, чувство гнева, ригидность и неспособность принимать решения. Иногда наблюдаются такие явления, как дистанцирование от пациентов и коллег, общая негативная установка на жизненные перспективы. Причина выгорания — профессиональный стресс. Наибольшая вероятность развития профессионального выгорания существует у медицинского персонала в отделениях с высоким уровнем стресса — интенсивной терапии, трансплантации, ожеговых и онкологических. Как показали исследования, к сотрудникам с СЭВ предъявлялись чрезмерные требования в работе, они чувствовали дополнительную персональную ответственность и вовлеченность в судьбу пациентов, причем ответственность за принятие решений возлагалась на работников при отсутствии соответствующих полномочий. Кроме социальных и ситуационных факторов, существуют личностные предпосылки выгорания.
Таким образом, в развитии этих двух видов синдромов социальные, профессиональные, ситуационные и личностные факторы могут иметь решающее значение. Прослежена взаимосвязь частоты выявленных признаков СХУ и СЭВ с условиями и характером выполняемой работы, должностью и специальностью медицинских сестер, личностными качествами специалистов и рядом социальных факторов. Учитывая, что наибольшие перегрузки испытывают медицинские сестры, выполняющие руководящую работу, на которых возложена ответственность не только за состояние здоровья большого количества пациентов, но и за деятельность своих коллег, за результаты работы как отдельного работника, так
Были проведены исследования по выявлению признаков СХУ и СЭВ у главных медицинских сестер различных лечебно-профилактических учреждений г. Омска. Обследовано 20 медицинских сестер, разделенных на две подгруппы: первая — медицинские сестры, проработавшие в должности в среднем 7 лет, средний возраст — 47, 6 лет; вторая — 10 старших медицинских сестер-дублеров, временно исполняющих обязанности главных медицинских сестер, средний стаж работы в должности — 3 с половиной года; средний возраст — 41,5 года.
Исследования проводились преподавателями Омского областного центра повышения квалификации работников здравоохранения — специалистами в различных областях медицины и психологии. Помимо объективного обследования все главные медицинские сестры прошли тестирование с целью выявления разнообразных признаков СХУ и СЭВ (по методу В.В. Бойко, Д.Я. Райгородского, Э.В. Боллзу). Основанием для постановки диагноза СХУ было наличие у обследованных сочетания двух основных и 8 из 11 малых симптомов.
Как показали результаты исследования, признаки синдрома хронической усталости не обнаружены ни у одной из 10 обследованных главных сестер. У двоих — старших медицинских сестер-дублеров выявлены признаки СХУ. В клинической картине СХУ доминировали слабость, расстройство сна, головные боли, плохая переносимость физических нагрузок, которые ранее переносились легко, повышенная чувствительность к яркому свету, некоторое снижение концентрации внимания.
Средний возраст медицинских сестер с признаками СХУ составил 43 года, а стаж работы в должности — 3 с половиной года.
Признаки эмоционального выгорания у всех обследованных медицинских сестер отсутствовали.
Таким образом, у главных медицинских сестер нами не выявлено признаков синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания. Синдром хронической усталости диагностирован у 20% обследованных медицинских сестер-дублеров. Эти данные являются лучшими по сравнению с результатами исследований у медицинских сестер других специальностей. Показательно, что старшие медицинские сестры — дублеры главных медицинских сестер и временно выполняющие их обязанности не испытывали серьезных психологических проблем, связанных с профессиональной деятельностью. Данный факт представляется нам очень интересным, так как предыдущие исследования показали высокую частоту хронической усталости и эмоционального выгорания именно у старших медицинских сестер отделений. Старшие медицинские сестры, временно исполняющие обязанности главных медицинских сестер, демонстрировали высокую устойчивость к воздействию негативных факторов, связанных с профессиональной деятельностью.
Деятельность главных медицинских сестер предполагает наличие постоянного уровня напряжения вследствие большой ответственности и высокой интенсивности труда. Выполняемая главными медицинскими сестрами работа характеризуется широким спектром профессиональных обязанностей, частой сменой видов деятельности, разнообразием деловых контактов с другими людьми в течение рабочего дня. В связи с тем, что условия и характер труда медсестры-организатора требуют постоянного эмоционального и физического напряжения, логично предположить, что подобная сфера деятельности просто создана для выгорания и хронической усталости, так как многие значимые переменные стресса включены в эту должность до того, как конкретный человек будет на нее назначен. Однако анализ полученных данных показал, что признаки СХУ и СЭВ наблюдались у главных медицинских сестер значительно реже, чем у старших медицинских сестер, медицинских сестер педиатрических, терапевтических и инфекционных отделений. По нашему мнению, важным "профилактическим" моментом является наличие в деятельности главных медицинских сестер персональной ответственности за принятые решения и личного контроля за выполняемой работой. Возможность почувствовать собственный успех и контролировать собственную деятельность, в пределах своей компетенции принимать решения, а не только нести за них ответственность — все это должно способствовать поддержанию психологического и физического здоровья специалиста и являться, в конечном итоге, залогом эффективной профессиональной деятельности. По нашему мнению, руководители отделений, учреждений должны структурировать и организовывать работу так, чтобы дело стало более значимым для его исполнителей, дать возможность каждому в пределах своего рабочего места и своей компетенции получить определенный контроль над собственной деятельностью, удовлетворение от своей работы . (Главная медицинская сестра №8. 2003.// Синдромы хронической усталости и эмоционального выгорания у медицинских сестер. - Е.А. Лялюкова, Т.В. Евсеева, Е.П. Романова.)
1.3.3Структура переживаний человека в процессе деятельности.
Переживания есть отражение тех качеств и особенностей объектов, а отношения человека к тем или иным объектам, явлениям, событиям. Очи не увеличивают нашего знания.
Переживания человека сигнализируют о личностном смысле происходящих событий, о том, насколько сильно эти события затрагивают основные интересы, потребности личности. Механизм продуцирования переживаний является сложнейшим вопросом, нерешенным до сих пор во всей его полноте. Можно отметить, что они являются результатом работы одной из основных регулирующих систем личности, опираясь на эмоционально-оценочный и мотивационно-побудительный характер, которой человек строит свое поведение и получает возможность пристрастного отношения к миру. Изучение переживаний является важной задачей психологии, так как их анализ позволяет проникнуть в наиболее интимные, личностно-значимые стороны бытия человека.
Актуальной задачей психологии является изучение переживаний, возникающих в процессе деятельности человека. В теоретическом плане это интересно для раскрытия одной из ведущих сторон бытия человека, его деятельностного существования. Изучение переживаний в деятельности позволит более полно понять характер и функции переживаний, раскрыть мотивационно-эмоциональные механизмы регуляции деятельности. В практическом плане это дает возможность выхода па диагностику качественного своеобразия функциональных состояний.
Переживания человека, возникающие в деятельности, являются феноменальной картиной, информирующей человека о возникновении того или иного состояния, но ничего не говорящей о причине, источнике этого состояния, его сущности. Следовательно, анализ переживаний, кроме чисто описательной их характеристики, классификации и т. п., должен содержать анализ факторов, их обусловивших, вскрытие детерминант, их вызвавших.
Анализ литературы позволяет достаточно обоснованно признать, что основными факторами, определяющими природу, качественное своеобразие и интенсивность переживаний, являются такие параметры деятельности, как мотив, цель и результат, а точнее говоря, векторы “мотив—цель” и “цель—результат”. Эти факторы и прежде всего вектор “мотив—цель” являются системообразующими как для всей психологической системы деятельности (ПСД), так и для ее аффективно-эмоционального аспекта.
Эти факторы и прежде всего вектор “мотив—цель” выступает в роли своеобразного “стержня”, организующего всю систему психических процессов и состояний, которые в эту деятельность включаются. Динамика перцептивных, мнемических, интеллектуальных и иных психических процессов, а также их взаимоотношения и взаимопереходы в контексте развертывающейся деятельности существенно зависит от основной образующей: вектора “мотив—цель”. То же самое можно сказать и о динамике работоспособности и эмоциональных состояний”. Мотив, соотнесенный с целью, вызывает актуализацию и сонастраивание всех планирующих, информационных, когнитивных, моторных компонентов ПСД. 1о одновременно все эти перестройки сопровождаются определениями переживаниями, сигнализирующими человеку об их личностной значимости. Это проявляется в желании (или в нежелании) достичъ поставленной цели, в готовности, приподнятости, воодушевлении. Достижение каждой промежуточной, а на заключительном этапе и конечной цели деятельности также обязательно сопровождается целым спектром переживаний
успеха—неуспеха, радости, огорчений. Они являются следствием эмоционально-личностной оценки полученного результата. Так, одна и та же положительная отметка, например, “4”, одного ученика может несказанно обрадовать, а другого — огорчить, причем второй ученик будет хорошо понимать, что “4” — отметка хорошая (интеллектуальная оценка общественного, “надындивидуального” значения отметки), но тем не менее он будет огорчен, ее получил (эмоциональная оценка личностного смысла отметки). Для педагога, воспитателя, наставника очень часто важно и
•необходимо знать не столько сам результат своего подопечного, только эмоциональную реакцию на него. Это может дать для понимания личности ученика, его мотивационной сферы гораздо больше, чем многочисленные беседы, опросы и т. н.
Таким образом, изучение и анализ переживаний человека в процессе деятельности являются важным методическим средством познания мотивационно-целевой сферы личности, ее внутренних установок, ожиданий.
Переживания человека в деятельности очень разнообразны, или того, чтобы подойти к их анализу, надо прежде всего выявить наличие каких-либо общих параметров, факторов, вокруг которых группируется все это многообразие переживаний, попытаться свести эти переживания в несколько групп, наиболее полно описывающих пространство субъективных переживаний человека в процессе деятельности. Наиболее адекватным методом для решения этой задачи является факторный анализ.
Задача настоящего исследования заключалась в выявлении структуры переживаний человека в процессе деятельности с. помощью факторного анализа.
Глава 2. Исследование взаимосвязи продолжительности профессиональной деятельности и взаимоотношениями в семье у работников ПНИ
2.1. Структура эксперимента и методик.
В эксперименте приняли участие 12 человек (сотрудники психоневрологического интерната). Средний возраст – 33 года
Отбор производился по следующим критериям:
1. продолжительность трудовой деятельности;
2. половозрастные особенности;
3. занимаемая должность;
4. семейное положение.
В ходе экспериментального исследования приняли участие 12 женщин, занимающих должность медсестры, которые были поделены 2 группы по 6 человек.
Первая группа – с продолжительностью трудовой деятельности от 5 до 10 лет. (Ср. возраст – 31г.)
Вторая группа – с продолжительностью трудовой деятельности свыше 20 лет. (Ср. возраст – 44г.).
Сначала испытуемым был предложен тест-опросник удовлетворенности браком, разработанный В.В Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности. А также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятие себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Вторым этапом работы стал психодиагностический метод “Мандала”, Дж.Келлогг. Мандала – циркулярные изображения, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией. Для того чтобы понять психологическое содержание мандалы, необходимо учитывать особенности цвета и формы. Формы имеют свои вариации и нередко сочетаются между собой. Оптимальный набор материалов для работы – это разноцветные карандаши, ручки, фломастеры и белый лист бумаги, на которой изображен круг. После этого испытуемые заполняют пространство круга и иногда также пространство за его пределами.
2.2.Результаты.
В ходе проведенного исследования нами была выявлена взаимосвязь между продолжительностью трудовой деятельности и особенностями взаимоотношений в семье.
В ходе предварительной беседы было отмечено, что 3 женщины из 12 оказались разведены, причем 2 из них развелись, проработав около 7 лет по инициативе мужчин. Третья женщина развелась, проработав 12 лет.
Также было выявлено, что у женщин работающих довольно длительное время в ПНИ наблюдаются семейные дисгармонии.
В таких семьях может наблюдаться, что непосредственность и спонтанность преобладают над чувством ответственности, отношения в семье изменчивы, супруги часто выясняют отношения. Дисгармоничные отношения родителей нередко отрицательно влияют на формирование личности ребенка. В такой семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, т.к. бурные ссоры между родителями воспринимаются ими как трагедия, угрожающая стабильности детского мира.
Тест-опросник удовлетворенности браком позволил нам выделить две группы людей с разными показателями благополучия семейных отношений:
1-ая группа с продолжительностью профессиональной деятельности от 5 до 10 лет, средний возраст испытуемых – 31год. Показатель степени удовлетворенности браком равен 36,5, т.е. благополучное или скорее благополучное семейное положение.
2-ая группа с продолжительностью профессиональной деятельности свыше 20, средний возраст – 44 года. Средний показатель степени удовлетворенности браком равен 18, 5. Что свидетельствует о семейном неблагополучии.
В психодиагностической методике “Мандала” мы видим различия в выборе цветовых сочетаний у трех выделенных групп.
1-ая группа – зеленый, синий, желтый, красный цвета.
2-ая группа – оранжевый, черный, красный, зеленый, коричневый цвета.
Для математической обработки полученных данных был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Гипотеза: Н0 – Корреляция между продолжительностью трудовой деятельности сотрудников ПНИ и взаимоотношениями в семье не отличается от нуля.
Н1 - Корреляция между продолжительностью трудовой деятельности сотрудников ПНИ и взаимоотношениями в семье значимо отличается от нуля.
Rsэмп= 0,76
Rsэмп>Rsкр (pВывод: Нулевая гипотеза отвергается. Корреляция между продолжительностью трудовой деятельности сотрудников ПНИ и взаимоотношениями в семье является положительной. Данные приведены в таблице (см. Приложение 2).
2.3.Анализ результатов.
Проанализировав данные по проективной методике “Мандала”, можно сказать, что сочетание определенных цветов в каждой из групп испытуемых неслучайно.
Так, преобладание синего, зеленого, желтого цветов в 1 группе испытуемых ( стаж – 5-10 лет) говорит о том, что для этих людей характерно: высокий интеллект, хорошие, теплые отношения с отцом ( желтый цвет); способность заботиться о других и о себе, состояние зрелости (зеленый цвет); интуитивные способности (синий цвет); также отмечена маскулинизация, т.е. в женских рисунках преобладает желтый цвет.
Любопытен тот факт, что психотерапевты и медицинские сестры часто пользуются зеленым и желтым цветами при рисовании. В данном сочетании желтый цвет выражает силу характера, зеленый же цвет в этом случае отражает способность оказывать другим поддержку.
Для 2 группы характерно сочетание красного, оранжевого, черного или коричневого цветов. Это указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться как в чувстве любви, так и в чувстве ненависти, также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам и отцу (оранжевый цвет); красный цвет связан с сексуальной потребностью, способностью отстаивать свои интересы. Коричневый цвет может быть признаком большого потенциала, а иногда он указывает на наличие мазохистических тенденций. Использование черного цвета может означать, что для данного человека характерно депрессивное состояние и стресс. Наличие бледно-зеленого цвета является индикатором прекращения роста и развития и утраты энергетического потенциала.
Таким образом, мы видим, что у людей с разной продолжительностью трудовой деятельности наблюдается различное сочетание определенных цветов.
Выводы.
В ходе проведенного нами исследования была подтверждена в
теоретическом и практическом аспекте гипотеза о том, что для людей
подчиняемого типа характерно проявление конформности при
решении конфликтных ситуаций.
Продолжительность трудового стажа в условиях Психоневрологического интерната увеличивает возможность возникновения внутрисемейных конфликтов.
Одним из следствий дисгармоничных отношений в семье является негативное влияние на формирование личности ребенка.
Заключение
Поставленные задачи выполнены:
· проведен анализ работ по теме влияния трудового стажа на взаимоотношения в семье;
· подобраны методы исследования (тест-опросник удовлетворенности браком, метод “Мандала”);
· проведено экспериментальное исследование влияния продолжительности профессиональной деятельности сотрудников ПНИ на взаимоотношения в их семьях;
· полученные результаты свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между продолжительностью трудового стажа возникновением семейной дисгармонии.
Также важно отметить и практическую значимость полученных в исследовании результатов. Знание особенностей влияния продолжительности профессиональной деятельности на взаимоотношения в семье может помочь психологу прогнозировать ситуацию возникновения семейной дисгармонии, регулировать, корректируя ее.
В дальнейшем возможно проведение исследования для получения данных о характерологических особенностях личностей, которые наиболее подвержены негативным условиям трудовой деятельности, влияющих на возникновение внутрисемейных конфликтов; создать программу, направленную на предотвращение негативного воздействия условий труда на семейные взаимоотношения.
Разработать рекомендации по преодолению негативных последствий продолжительности профессиональной деятельности на взаимоотношения в семье сотрудников ПНИ.
Список литературы:
1.Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000
2.Психологические тесты (2 ч.). Под ред. А.А. Карелина. – М.:2001
3.Ойстер К. Социальная психология групп. – М.:2004
4.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М.:1992
5.СидоренкоЕ.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.:2003
6. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. – М.:1996
7.Уэделл М. Семья и ее динамика. Семейная психотерапия. – СПб.:2002
8.Чирков В.И. Мотивация трудовой деятельности. – Ярославль:1985
9.Диагностика в арт-терапии. Метод “Мандала”. Под ред. Копытина Н.Л. – СПб.:2002
10.Главная медицинская сестра. №8. 2003// Синдромы хронической усталости и эмоционального выгорания у медицинских сестер.
Е.А. Лялюкова, Т.В. Евсеева, Е.П. Романова.
11.Практическая психодиагностика. Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара: 2003
Приложение 1
№ испытуемого
возраст
стаж
показатель
характеристика
Сем. положение
1
42
20
24
Скорее неблагополучная
Муж, 2 детей
2
33
11
31
Скорее благополучная
Муж, 1 ребенок
3
33
4
37
благополучная
Муж, 2 детей
4
30
12
26
Скорее неблагополучная
Разведена, 2 детей
5
31
12
28
Переходная
Разведена,1 ребенок
6
28
3
35
Благополучная
Муж, 2 детей
7
30
2
33
Благополучная
Муж, 1 ребенок
8
45
27
20
Неблагополучная
Муж, 3 детей
9
40
21
15
Абсолютно неблагополучная
Разведена , 1 ребенок
10
28
5
41
Абсолютно благополучная
Муж, 1 ребенок
11
40
20
26
Скорее неблагополучная
Муж, 1 ребенок, муж, 1 ребенок
12
30
10
29
Скорее благополучная
Муж, 1 ребенок
Приложение 2
Расчет d для рангового коэффициента корреляциии Спирмена между продолжительностью профессиональной деятельности и взаимоотношениями в семье сотрудников ПНИ.
№ испыт
Пок-ль35 удов33летворенно31сти браком
Ранг
Преимущественный выбор цвета. М-ка “Мандала”*
Ранг
Разность рангов,d
D
1
28
7
+
2
5
25
2
31
8
+-
1,5
6,5
42,25
3
33
9
+
2
7
49
4
35
10
+
2
8
64
5
37
11
+
2
9
81
6(5-10л)
41
12
+
2
10
100
7
15
1
-
1
0
0
8
20
2
+-
1,5
0,5
0,25
9
24
3
-
1
2
4
10
26
4,5
+
2
2,5
6,25
11
26
4,5
+-
1,5
3
9
12(>20л)
29
6
+
2
4
16
410, 9
*Выбор цвета разделен на 2 группы:
позитивные цвета (зеленый, красный, синий) – “+” - 2 ранг;
негативные цвета (желтый, черный, оранжевый, коричневый) – “_” – 1 ранг.
Поскольку в обоих сопостовляемых ранговых рядах присутствуют группы одинаковых рангов, перед подсчетом коэффициента ранговой корреляции необходимо ввести поправки на одинаковые ранги:
Т1= (а – а)/12=0,5;
Т2= (b- b)/12=30,5.
Расчет ранговой корреляции:
Rsэ=1- 6 d + Т1+Т2/N(N - 1)=0,76
Rsкр = 0,58(p 0,73(pRsэмп > Rsкр (p0,76>0,58
Отсюда следует, что Н0 отвергается. Корреляция между продолжительностью профессиональной деятельности и взаимоотношениями в семье является положительной.
Приложение 3