Реферат по предмету "Право"


Проекты и новый жилищный кодекс РФ

Содержание Введение 1. Экспертное заключение на проекты Жилищного кодекса Российской Федерации 2. Новый Жилищный Кодекс РФ Заключение Список использованной литературы
Приложение
Введение Новый Жилищный Кодекс гласит: Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
1. Экспертное заключение на проекты Жилищного кодекса Российской Федерации Жилищные отношения в нашей стране до недавнего времени продолжали в значительной мере регулироваться советским жилищным законодательством, которое не отвечало современным требованиям. Принятие Гражданского кодекса Российской Федерации в некоторой степени упорядочило регулирование жилищных отношений. Тем не менее, этого оказалось недостаточно, поскольку данный законодательный акт не мог учитывать всех особенностей жилья как сложного объекта, обеспечивающего жизнедеятельность граждан. Жилье требует к себе особого, комплексного подхода, который обеспечивал бы защиту не только гражданских, но и иных прав в жилищной сфере. Значительно изменившиеся экономические, социальные и правовые потребности общества постоянно заставляют обращаться к вопросу о подготовке проекта нового Жилищного кодекса Российской Федерации, предназначение которого видится в современном регулировании жилищных отношений. Были подготовлены два проекта Жилищного кодекса Российской Федерации. Один проект Жилищного кодекса представлен рабочей группой, возглавляемой председателем Комитета Государственной Думы по законодательству П.В. Крашенинниковым (далее – проект рабочей группы), другой – Госстроем России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее – проект Госстроя России). Одной из основных задач Жилищного кодекса является определение четких границ в области регулирования жилищных отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. Конституция Российской Федерации отнесла регулирование жилищных отношений к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предметы ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определены в проектах с учетом того, что значительная часть жилищных отношений имеет гражданско-правовой характер и должна находиться в исключительном ведении Российской Федерации. Так, проектами Жилищного кодекса к предметам ведения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отнесено установление порядка заключения договоров найма и аренды жилых помещений из жилищного фонда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в то время как правовое регулирование отдельных видов сделок с жилыми помещениями находится в компетенции Российской Федерации. Что касается регулирования жилищно-правовых отношений, то к компетенции Российской Федерации в Жилищном кодексе следует отнести лишь определение общих рамок. Необходимо отметить, что проекты во многом отходят от этого принципа или создают путаницу. Например, в проекте Госстроя России необоснованно исключено из полномочий Российской Федерации установление оснований и порядка заключения договора социального найма жилых помещений социального использования, договоров найма в общежитиях и служебных жилых помещениях. Одновременно в данном проекте определение категорий граждан, имеющих право на бесплатное жилье, объявляется исключительной компетенцией Российской Федерации. Представляется, что на федеральном уровне целесообразней было бы установить основные критерии отнесения граждан к имеющим право на бесплатное жилье и предоставить субъектам Российской Федерации, исходя из их финансовых возможностей, право относить к числу нуждающихся иные категории граждан. В проекте рабочей группы нормы, касающиеся категорий граждан, имеющих право на бесплатное жилье, просто дублируют друг друга в статьях, определяющих полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом остается неясным соотношение этих норм. Необходимо также отметить, что проектами при определении компетенции органов местного самоуправления не учитываются нормы принятого в октябре 2003 г. Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Сегодня гарантии и содержание права граждан на жилище сильно изменились (государство берет на себя заботу об обеспечении жильем лишь малоимущих граждан). В России строится иной механизм отношений государства и гражданина в области жилья. Потребности граждан, нуждающихся в жилье, все чаще удовлетворяются за счет их собственных средств. За последние годы многие граждане в результате приватизации, наделения правом собственности членов жилищных и жилищно-строительных кооперативов, выплативших паевые взносы, свободной купли-продажи жилых помещений, наследования, стали собственниками жилья. Очевидно, что отношения собственности в жилищной сфере имеют поэтому особую актуальность и требуют соответствующего правового регулирования. Следует отметить, что проект рабочей группы в части, касающейся права собственности граждан на жилье, во многом повторяет нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (например, нормы, определяющие права собственника на жилое помещение), что представляется нецелесообразным. Указанным недостатком в равной степени страдает и проект Госстроя России.
Среди вещных прав на жилье проект рабочей группы выделяет право пользования жилым помещением, предоставленным по завещательному отказу, а также по договору пожизненного содержания с иждивением. Это обусловлено отсутствием в Гражданском кодексе Российской Федерации подробного регулирования порядка пользования жилыми помещениями, принадлежащими гражданам на основании названных вещных прав, а также необходимостью упорядочения этих отношений.
В проекте Госстроя России более подробно урегулирована традиционная область жилищных отношений, касающаяся пользования жилыми помещениями в государственном и муниципальном жилищном фонде. Проект Госстроя России подробно определяет порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок учета таких граждан, очередность предоставления им жилых помещений, а также порядок пользования жилыми помещениями в домах государственного и муниципального жилого фонда социального использования. Праву пользования жилыми помещениями, принадлежащими гражданам и юридическим лицам на праве собственности, в проекте Госстроя России уделено второстепенное внимание. Это следует, в первую очередь, из общей структуры проекта, в которой разделы и главы, посвященные пользованию жильем в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, расположены прежде разделов и глав, посвященных праву собственности на жилые помещения. Представляется, что в новом жилищном законодательстве должен быть решен вопрос, касающийся порядка пользования жилыми помещениями членами семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к другому лицу, а также вопрос о праве граждан на жилое помещение при прекращении семейных отношений с собственником. Помимо прочих проблем, отсутствие правового регулирования таких ситуаций ощутимо тормозит развитие рынка жилья. В настоящее время члены семьи собственника жилого помещения имеют самостоятельное право пользования жилым помещением. Собственник жилого помещения и другие лица обязаны не препятствовать членам семьи собственника в осуществлении ими своего права на жилое помещение. Переход права собственности на жилище к другому лицу не является основанием для прекращения такого права. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения за бывшими членами семьи собственника сохраняется право пользования жилым помещением. Представляется, что решение указанных проблем в новом жилищном законодательстве может осуществляться путем установления договорных отношений между названными лицами. В проекте рабочей группы предлагается урегулировать отношения между собственником жилого помещения и бывшими членами его семьи, а также отношения между членами семьи бывшего собственника и новым собственником посредством договора коммерческого найма жилого помещения. В проекте Госстроя России предлагается более радикальное решение проблемы отношений членов семьи прежнего собственника и нового собственника жилого помещения. Так, проектом предусматривается, что с прекращением права собственности (кроме случаев, когда жилое помещение является у членов семьи бывшего собственника единственным местом постоянного проживания) право пользования жилым домом, жилым помещением у членов семьи собственника и бывших членов семьи собственника прекращается вместе с правом собственности. Такой подход, будучи направлен на защиту прав собственников, значительно ограничивает права членов семьи бывших собственников, а также граждан, утративших семейные связи с собственником, что представляется неоправданным. Что касается урегулирования взаимоотношений собственника жилого помещения с бывшими членами его семьи, проект Госстроя России предусматривает следующее: граждане, утратившие семейные связи с собственником жилого помещения, вправе продолжать пользоваться жилым помещением на прежних условиях. Однако по требованию собственника с бывшим членом семьи может быть заключен договор найма либо безвозмездного пользования жилым помещением. Необходимо отметить, что ни в одном из проектов Жилищного кодекса не устанавливаются положения, направленные на защиту прав несовершеннолетних и недееспособных членов семьи собственника при переходе прав на жилое помещение к другому лицу. Представляется, что эти вопросы следует урегулировать. Рассматриваемые проекты Жилищного кодекса содержат подробные положения, направленные на регулирование деятельности жилищных, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья (особенно это касается проекта рабочей группы). Проекты определяют порядок создания и деятельности жилищных, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также правовое положение их членов. В настоящее время действительно существует необходимость законодательной регламентации функционирования жилищных и жилищно-строительных кооперативов. В то же время статус товариществ собственников жилья достаточно подробно урегулирован в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О товариществах собственников жилья". Очевидно, в случае принятия проекта рабочей группы этот Федеральный закон должен будет утратить силу, однако в связи с отсутствием четкого указания на это пока трудно давать всестороннюю оценку указанным нормам. В проекте Госстроя России, напротив, правовое положение товариществ собственников жилья урегулировано в довольно общем виде. Кроме того, положения этой главы проекта во многом не соответствуют законодательству Российской Федерации, а также содержат множество неточностей и противоречий. В частности, в проекте необоснованно смешиваются понятия кондоминиума и товарищества собственников жилья. Кроме того, наличие в проекте противоположных по смыслу норм не дает ответа на вопрос, является ли товарищество собственников жилья юридическим лицом. Что касается урегулирования деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, то в проекте Госстроя оно явно недостаточно. Так, например, в проекте совершенно не уделяется внимания уставам жилищного и жилищно-строительного кооператива. Оба проекта Жилищного кодекса направлены на дальнейшее развитие договорных отношений в области жилья. Следует иметь в виду, что специфика жилищных отношений в этой сфере не позволит полностью перейти на гражданско-правовые принципы регулирования, поэтому нельзя не согласиться с предложенным в обоих проектах Жилищного кодекса подходом, сохраняющим применение административных методов в регулировании этих отношений. Однако пределы и порядок использования административно-правовых институтов в проектах Жилищного кодекса отличны от тех, которые используются в жилищном законодательстве, принятом в советское время и продолжающем действовать сейчас. Представляется, что нормы публично-правового характера в новом жилищном законодательстве будут использоваться для регулирования отношений, возникающих в процессе предоставления жилья и непосредственного пользования им (содержание жилья, обеспечение соблюдения правил безопасности, выполнение градостроительных, противопожарных, экологических и иных требований и другие). Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения договоров в жилищной сфере, носящие гражданско-правовой характер, не могут регулироваться иначе как гражданско-правовыми нормами.
В представленных проектах Жилищного кодекса предпринята попытка кодифицировать нормы, регулирующие все виды договоров, применяющихся в жилищной сфере. При этом необходимо отметить, что оба проекта в области договорных отношений необоснованно вторгаются в сферу правового регулирования Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормы проектов, касающиеся гражданско-правовых договоров (аренда, найм, социальный найм, поднайм), требуется привести в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом того, что подробное регулирование в Жилищном кодексе должен получить только договор найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования (договор социального найма). В остальном жилищное законодательство должно определять лишь особенности названных институтов в части, неурегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации.
В проекте рабочей группы используется понятие "договор коммерческого найма", которое не известно Гражданскому кодексу Российской Федерации. По существу, этим понятием обозначаются отношения найма жилого помещения, урегулированные в Гражданском кодексе Российской Федерации, поэтому цель введения такого понятия в проекте остается неясной. Обоими проектами Жилищного кодекса не учитывается, что в Законе Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" уже дано понятие договора социального найма, отличающееся от определений данного договора, предложенных в проектах. Кроме того, определения этого договора в проектах представляются неполными, поскольку не позволяют отличить этот вид договора от иных видов договоров. В проектах Жилищного кодекса происходит отказ от понятия "ордер", используемого в жилищном законодательстве с 1937 года. Единственным основанием для вселения гражданина в жилое помещение предполагается определить договор социального найма жилого помещения, который должен заключаться на основании решения собственника жилого помещения. Ордер выпадает из сложной юридической процедуры, предшествующей вселению гражданина в жилое помещение в государственном и муниципальном жилом фонде, как излишнее административное звено, потерявшее в настоящее время актуальность. Рассматривая проекты Жилищного кодекса, нельзя не остановиться на вопросе выселения граждан из жилых помещений, занимаемых ими по договору социального найма. Оба проекта предусматривают возможность выселения граждан без предоставления другого жилого помещения. Выселение граждан без предоставления другого жилого помещения предусматривается проектами Жилищного кодекса в случаях самоуправного их вселения в жилые помещения, лишения граждан родительских прав, использования нанимателями жилого помещения не по назначению и его систематической порчи. Проектом рабочей группы также предусматривается выселение граждан без предоставления другого жилого помещения при нарушении ими без уважительной причины обязательств по оплате жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. При этом в проекте не оговаривается, какие именно причины следует считать уважительными. В проекте Госстроя России вопрос выселения предлагается решать иначе. Так, нанимателю жилого помещения во всех названных случаях судом может быть установлен срок (не более года) для устранения нарушений. Для наймодателя предусмотрено дополнительное условие для обращения в суд с требованием о выселении граждан, не вносящих плату за жилье, – плата не вносится нанимателем более шести месяцев. При выселении неплательщиков им предоставляется другая жилая площадь по нормам общежития. Кроме того, в случае лишения граждан родительских прав и невозможности их дальнейшего проживания с детьми, вместо выселения судом может быть принято решение о принудительном обмене жилья. Таким образом, проект Госстроя России предоставляет гражданам больше шансов сохранить имеющееся жилье. В проектах Жилищного кодекса одним из важнейших является понятие "жилое помещение". Жилые помещения как самостоятельные объекты жилищных и гражданских прав представлены в проектах в виде квартиры, жилого дома, изолированной комнаты в квартире или жилом доме. В проекте рабочей группы жилое помещение определяется как помещение, предназначенное для постоянного проживания граждан и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Данное определение представляется недостаточно четким и существенно суженным по сравнению с определением, содержащимся в Гражданском кодексе Российской Федерации, где в качестве основных признаков жилого помещения как объекта договора найма жилого помещения называется его изолированность и пригодность для постоянного проживания. В качестве основных признаков жилого помещения, предложенных в проекте Госстроя России, называются его изолированность, соответствие нормативно-техническим требованиям и наличие видов благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта. Это определение представляется более точным. Развитие частного предпринимательства настойчиво ставит вопрос о возможности использования жилых помещений для иных, кроме проживания, целей. В настоящее время в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодательства жилое помещение имеет строго целевое назначение, то есть должно использоваться нанимателями и собственниками только для проживания. Единственным исключением являются адвокаты, которым предоставлено право размещать в жилом помещении, принадлежащем им на праве собственности или на основании договора найма, адвокатский кабинет с соблюдением определенных условий. В представленных проектах Жилищного кодекса предлагается отказаться от жесткого ограничения цели использования жилья собственником. Так, предполагается, что собственник жилого помещения – индивидуальный предприниматель – сможет использовать принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение для занятия не запрещенной законом экономической деятельностью. Вместе с тем трудно понять, как указанные положения соотносятся с другими нормами проектов, устанавливающими пределы использования жилых помещений (запрет на размещение в жилых домах промышленных производств, возможность размещения предприятий непромышленного характера, учреждений, организаций и их структурных подразделений только после перевода жилых помещений в нежилые, обязанность собственника использовать жилое помещение только по назначению, то есть для проживания). Очевидно, что вопрос о возможности использования жилых помещений для других (кроме проживания) целей требует серьезной доработки. При этом необходимо иметь в виду, что такой подход может быть реализован только при следовании ряду необходимых условий, основным из которых является соблюдение прав и интересов других лиц. В проекте Госстроя России вопрос защиты прав и интересов других лиц решается путем закрепления за исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации права устанавливать перечни видов профессиональной и предпринимательской деятельности, разрешенных в жилых и нежилых помещениях жилых домов, а также перечни учреждений и организаций, которые могут быть размещены в нежилых помещениях жилых домов. В проекте рабочей группы механизма контроля за использованием жилых помещений для иных, кроме проживания, целей не предусмотрено.
Хотелось бы отметить, что оба проекта Жилищного кодекса, предусматривая возможность использования гражданином жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, не только для проживания, но и для осуществления предпринимательской деятельности, не устанавливают для таких собственников особых условий оплаты жилья и коммунальных услуг. Представляется, что введение таких условий было бы вполне оправданным.
В проектах Жилищного кодекса значительное место уделено вопросам оплаты жилья и коммунальных услуг, поскольку эффективность работы жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время связывается с переходом к полной оплате потребителями получаемых услуг, а также постепенным переводом отрасли на режим безубыточного функционирования. В проекте рабочей группы предусматривается, что плата за жилое помещение и оказание коммунальных услуг устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение затрат на содержание и ремонт жилого помещения, в том числе на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также коммунальных услуг. В проекте рабочей группы определяются основы оплаты жилья и коммунальных услуг (структура их оплаты, срок внесения платежей, порядок предоставления компенсаций, субсидий и льгот). При этом предусматривается, что порядок исчисления платы за жилое помещение и оказание коммунальных услуг, а также правила их оказания устанавливаются Правительством Российской Федерации. Представляется, что этот раздел в проекте Госстроя России требует большей упорядоченности и точности формулировок. В частности, более подробно регулируя вопросы оплаты жилья и коммунальных услуг, проект Госстроя России не выделяет основных принципов такой оплаты. Необходимо определить также, исходя из какой площади жилого помещения (общей или жилой) будет производиться расчет оплаты жилья. Представляется неуместным использование в проекте неопределенных понятий "особые обстоятельства", "как правило, не чаще одного раза в год". Следует отметить, что проект Госстроя России не учитывает современной тенденции перевода существующих льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму. Проектом предполагается, что субсидии и льготы могут предоставляться гражданам как в денежной форме, так и в форме уменьшения самого платежа. В проектах Жилищного кодекса нашли отражение вопросы содержания жилищного фонда, а также его сохранности и эксплуатации. Вместе с тем представляется, что в Жилищном кодексе большее внимание должно быть уделено особенностям договоров об обслуживании жилищного фонда. В проектах Жилищного кодекса продекларирован, но не раскрыт новый для жилищного законодательства принцип управления жилищным фондом, базирующийся на конкурсной основе. Необходимо отметить, что наряду с нормами, касающимися управления жилищным фондом, в эти разделы проектов Жилищного кодекса вошли положения, посвященные страхованию жилищного фонда. Очевидно, что они должны быть исключены, как не соответствующие предмету регулирования этих разделов.
2. Новый Жилищный Кодекс РФ 1 марта вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской федерации. Он был принят Госдумой 22 декабря и одобрен Светом Федерации 24 декабря. В канун Нового года, 29 декабря кодекс был подписан президентом России. Одновременно с ЖК глава государства подписал федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». До 1 марта 2005 года в РФ действовал старый Жилищный кодекс РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР в 1983 году). По мнению специалистов Правительства РФ, этот кодекс устарел на 80%. Именно поэтому было принято решение о его трансформации. Принятие кодекса прошло относительно незаметно на фоне общественного резонанса, вызванного социальной реформой. Новые нормы кодекса активно обсуждались в середине 2004 года, когда первый вариант документа был представлен на суд общественности. С отрицательным отзывом на ЖК выступил депутат ЗС Антон Романов. Он отметил многочисленные изменения документа, значительно ухудшающие положение нанимателей и людей, претендующих на получение жилых помещений. В частности, ЖК предусматривал лишение права жителей РФ на получение бесплатных квартир, теперь этой возможностью могли воспользоваться только малоимущие граждане. Кодекс также предусматривал принудительно выселение из квартир нанимателей, более полугода не осуществлявших арендную плату и коммунальные платежи. Эти вопросы стояли настолько остро, что разработчики Кодекса вынуждены были дорабатывать текст закона. В частности, предполагалось, что корректировке будут подвергнуты статьи, которые регламентировали права на получение квартир, а также механизм выселения граждан за неуплату. Однако, как показало время, эти положения ЖК остались неизменными, и с 1 марта проблема нового Жилищного кодекса стала предметом обсуждения всей России. Согласно Кодексу, право на бесплатное предоставление жилья по договору социального найма имеют только малоимущие. Но в самом Кодексе нет понятия «малоимущий». Это своими законами должны определить регионы. Однако к 1 марта ни один из регионов РФ соответствующего закона не принял. Резонанс от введения таких законов может быть очень сильным, так как в более богатых регионах в число малоимущих могут попасть люди, которые в регионах с низкими бюджетными доходами, в списки не войдут. В исключительном положении оказались те люди, которые сумели встать в очередь на получение бесплатной квартиры до 1 марта 2005 года. Им жилье предоставят вне зависимости от того, будут ли они признаны малоимущими, или нет. Право на внеочередное жилье осталось за гражданами, живущими в ветхих помещениях (в том случае, если их квартиры признаны непригодными для проживания), за детьми-сиротами, несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, лицами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний. Из нового Жилищного кодекса исключено понятие ордера на вселение. Вселение в квартиру теперь возможно на основании договора социального найма, который заключается после решения о предоставлении жилья. Владельцы приватизированных квартир обязаны платить за текущий и капитальный ремонт и услуги ЖКХ, наемщики – то же самое, плюс - вносить плату за наем. Человек может быть выселен из квартиры на основании судебного решения, если он не вносил плату в течение 6 месяцев. В этом случае он лишается права на занимаемую жилплощадь, и переселяется в меньшую квартиру (общежитие из расчета 6 кв. м на человека). Закон также предусматривает, что в случае расторжения семейных отношений с собственником жилья, бывший член семьи лишается права на занимаемое помещение (если он не имеет прав собственности на жилье совместно с супругом). Ранее, даже если квартира находилась в собственности одного из членов семьи, другой получал приоритетное право на долю при разделе квартиры, если с ним оставался ребенок. С нанимателями сложнее – если бывший супруг уходит из квартиры и живет в другом месте, то он теряет право на квартиру наемщика (в случае, если он выписан из договора социального найма). Если же остается жить в этой же квартире, за ним сохраняется право на проживание. Фактически эта норма обрекает разведенные семьи существовать в одном помещении.
До 2007 года за нанимателями квартир остается право на бесплатную приватизацию. Однако те , кто получит социальное жилье после 1 марта 2005 года, этого право уже лишены. Остается возможность вернуть квартиру муниципалитету, то есть «деприватизировать» ее. Но эта операция совершается через суд.
Защитники нового ЖК говорят о том, что впервые кодекс решает проблему бесконечных очередей на квартиры. Очереди приводили к тому, что практически никто из нуждающихся в жилье не получал. Сейчас же есть возможность в краткие сроки обеспечить квартирами самое незащищенное население. Кроме того, считается, что введение ряда дополнительных законодательных актов позволит покончить с монополизмом на ранке строительства жилья, а также обеспечит государственную поддержку массовой жилищной ипотеки. Однако противники новой версии ЖК указывают на то, что кодекс по сути намеренно сужает круг людей, претендующих на социально жилье. В этот список, в частности, не смогут уже войти молодые семьи. Получение же ипотечных кредитов для большинства населения так и остается призрачной мечтой – по подсчетам, для того, чтобы иметь право на банковский кредит, надо зарабатывать не менее 25 тыс. рублей в месяц. Пока же ЖК не дает никаких госгарантий для поддержки населения в части жилищной ипотеки. По данным Росстроя, сейчас в очереди на получение социального жилья стоят 4,4 млн. семей. Причем сроки ожидания – 15-20 лет. В улучшении жилищных условий нуждаются около 28 млн. семей. С просьбой прокомментировать новый федеральный закон мы обратились к депутатам Законодательного собрания. Глава комиссии по ЗС по регламенту, депутатской этике, связям с общественностью и СМИ Антон Романов считает, что в данной редакции Жилищный кодекс принимать было нельзя. «Кодекс ущемляет основные права граждан – на бесплатное получение жилья, на сохранение за людьми права на проживание в квартире, - пояснил Антон Васильевич. – Кроме социального напряжения, этот документ ничего не вызовет. Нет, ситуация, с монетизацией не просто повторится. Она будет углублена. Лишение человека права на жилье – это лишение права на жизнь». Антон Романов считает, что Жилищный кодекс должен быть доработан с учетом мнения граждан. «А сегодняшний документ фактически отдает жилищную сферу на откуп частному капиталу», - прокомментировал депутат. Депутат ЗС, председатель комитета по социально-культурному законодательству Татьяна Воронова в отличие от своего коллеги не столь категорична: - Всегда, когда вступает в силу какой-то новый механизм, кто-то остается доволен, а кто-то нет, - сказала депутат. - Выселение - это один из механизмов борьбы с неплательщиками, который практикуется во всем мире. Применяется он только в крайних случаях. Наверное, не очень правильно, когда население одной страны ставится в разные условия в зависимости от уровня бюджета того или иного региона. Хотя, с другой стороны, везде и прожиточный минимум разный. Сейчас вопрос в том, чтобы региональные власти сработали четко и слажено. Главный акушер-гинеколог, депутат Наталья Протопопова уверена, что закон все же может вызвать серьезные потрясения в обществе. Тем не менее, депутат заявила, что изменения в Жилищный кодекс все же необходимы: - Человек обязан платить за квартиру. Те, кто не этого не делает, своими руками разрушают систему ЖКХ, не давая ей возможности нормально работать. Вступивший в силу Жилищный кодекс заставит население более ответственно подходить к вопросу оплаты услуг ЖКХ. Хочу отметить, что никто не говорит о выселении. Злостным неплательщикам будет предоставлено отдельное жилье, может быть менее благоустроенное. Человек должен иметь жилье в соответствии с уровнем своих доходов. Для нас переход к такому взгляду на проблему ЖКХ будет достаточно болезненным. Проблема в том, какую категорию населения можно считать малоимущей? Ведь все регионы имеют разный уровень доходов. Думаю, что детализация этого вопроса должна происходить на местном уровне. Хотелось, чтобы решения были найдены быстрее. Депутат Законодательного собрания Виктор Долгов убежден, что федеральные законодатели несколько поторопились с принятием Жилищного кодекса. В результате в документе появились «белые пятна» и различные правовые ловушки. - Принятие любого законопроекта – это, прежде всего, большая ответственность депутатов. А если этот законопроект напрямую затрагивает интересы людей - это ответственность вдвойне, - сказал Виктор Долгов. - Поэтому, если в каком-либо законодательном документе есть неточности, белые или серые пятна, то логично еще раз его изучить, поправить, уточнить и со спокойной совестью его принимать. Тем более, если речь идет о понятии "малоимущие", и кто будет попадать под эту категорию. «Сырым» назвал закон о Жилищном кодексе и депутат ЗС, председатель ИРО СПС Алексей Козьмин: В кодексе очень много непроработанных моментов, - сказал Алексей Павлович. - Реформу такого пласта нашей жизни, как ЖКХ, нужно было проводить поэтапно, с «пилотными» регионами. Получилось, как со 122-м законом. Но я считаю, что выселение – это нормальная мера, так нужно действовать, чтобы разобраться с неплательщиками. Нужно только тщательно продумать механизм. Депутат ЗС, Сергей Левченко уверен, что принятие нового Жилищного кодекса только усугубит и без того непростую социальную ситуацию в регионе. - К примеру В Иркутской области уже есть случаи выселения, - отметил Сергей Георгиевич. - Аналогичная ситуация была в США в годы Великой депрессии. Тогда, несмотря на кризис в стране, людей массово выселяли из квартир. Это могло кончиться очень плохо, правда власть во время поняла свою ошибку. А в нашей стране, где всегда найдется человек, который доведет любую формальность до абсурда, это особенно страшно. В Жилищном кодексе исключены многие нормы, десятилетиями существовавшие в законодательстве. Например, в 30-е годы было утверждено право ученых на дополнительную жилплощадь. Теперь эта норма исключена. Отсюда можно сделать вывод, что наука нашей стране не нужна. Депутат ЗС Владимир Мичурин уверен, что старый жилищный кодекс необходимо было менять, но новый документ явно не продуман: - Старый закон не соответствовал реалиям, но и тот, что сейчас нам предлагают, совсем сырой. Очевидно, что ряд статей работать не будут. Жилье – это очень важная сфера, и в ней действовать нужно сверхосторожно. Очень слабо проведена информационная компания - население с новым кодексом не знакомо. Я считаю, что не нужно было вводить этот закон сразу. На то, чтобы он заработал, нужно года 3-4. Может быть, стоило внедрять его постатейно. Для России очень характерна ситуация, когда сначала реализуется реформа, а потом уже задумываемся, нужна ли она в таком виде. Очень показателен в этом отношении пример с монетизацией льгот. Отсутствие единой методики для определения класса неимущих – это безусловный недостаток закона. Получается расслоение, как при монетизиции. То, что по новому кодексу предполагается выселение неплательщиков, по-моему, нормально. Ведь выселять будут только проживающих в неприватизированном жилье. Для собственников жилья предусмотрена другая процедура – через суд.
Пока свое мнение не высказала главная заинтересованная сторона – население РФ. Аналитики прогнозируют: принятие нового Жилищного кодекса может вызвать серьезные последствия, сравнимые со «взрывом» монетизации. Ведь через полгода судам предстоит лишить жилья первых неплательщиков. И не исключено, что люди снова выйдут на улицы.

Заключение
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; 4) стимулируют жилищное строительство; 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; 6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; 7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Список использованной литературы 1. "Жилищный Кодекс РФ" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 31.12.2005) 2. Экспертное заключение на проекты Жилищного кодекса Российской Федерации., Экспертиза подготовлена Фондом развития парламентаризма в России в декабре 2003 г. 3. Новый Жилищный кодекс: вторая монетизация?, Регион, 2005 4. Жители аварийных домов в Уфе: Нам предлагают жилплощадь меньшую, чем могила на кладбище., новости, 02.06.2006 5. Жилищный Кодекс РФ "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 14, 6. Жилищный Кодекс РФ "Российская газета", N 1, 12.01.2005, 7. Жилищный Кодекс РФ "Парламентская газета", N 7-8, 15.01.2005.
Приложение
В Уфе на улице Фрунзе, владельцы аварийного жилья не прекращают протестовать против предлагаемых им вариантов расселения. Сегодня, 2 июня, несколько десятков человек снова вышли на улицу, теперь уже на санкционированную протестную акцию. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в МВД Башкирии, соответствующее уведомление ими было подано. Недовольные требуют предоставления им жилой площади исходя из санитарных норм, то есть по 14 квадратных метров на человека. Однако, согласно новому жилищному кодексу, получить они могут лишь ту площадь, которую имеют сегодня. При этом количество прописанных в доме членов семьи не учитывается. Владельцы ветхих квадратных метров считают это нарушением санитарных норм. Основной лозунг пикетчиков: "Каждой семье по квартире". Сейчас в каждой квартире нескольких ветхих домов по улице Фрунзе ютятся по 3-4 семьи. Недовольные жители домов в самом центре башкирской столицы говорят, что взамен подлежащих сносу построек им предлагают по одно-, двухкомнатной квартире на окраинах города. Владельцу одной из квартир Нурле Магадееву, у которого проживают 8 человек, составляющих 4 самостоятельные семьи, предложили однокомнатную квартиру. "Если бы у нас были деньги на ипотеку, мы бы давно уже не ютились в этих халупах, - заявила одна из жительниц аварийных домов Полина Горовая. - Путин провозгласил идею повышения рождаемости. Но нашим детям негде рожать детей, мы живем в коммуналках по нескольку семей в одной комнате. В понедельник, 5 июня, нас приедут выселять. Жилфонд и риэлторы нам угрожали ОМОНом. Представители администрации города говорят, будто мы "плодимся здесь как кролики". Прокурор Кировского района не верит, в это и предлагает решать вопросы через суд". На 5 семей предлагают 30 квадратных метров. "Могила на кладбище и та больше", - возмущается пенсионерка. Отметим, что аналогичная ситуация наблюдается во всем 570-м квартале Уфы, который ограничен улицами Пушкина и Фрунзе. Всего здесь расположено 20 аварийных домов. Их жители готовы строить частные дома на этой земле, но городские власти им не разрешают возводить собственные постройки. Согласно санитарным нормам на каждого человека должно приходится по 14,5 квадратных метров жилой площади.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.