Реферат по предмету "Право"


Правовые основы приватизации

1. Понятие и правовое регулирование приватизации Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в соб­ственности Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции, муниципальных образований имущества, в собственность физи­ческих и (или) юридических лиц.
(Ст. 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества») При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную. Правовые основы приватизации государственного и муници­пального имущества в РФ в настоящее время определяются Фе­деральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватиза­ции государственного и муниципального имущества»1 (далее – Закон о приватизации). Он введен в действие с 27 апреля 2002 г. До этого вопросы приватизации регулировались Федераль­ным законом от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государ­ственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», а еще ранее - Законом РСФСР от 3 июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», который и заложил правовые основы приватизации. В некоторых субъектах РФ в соответствии с Законом о приватиза­ции приняты и действуют свои законодательные акты, которые уста­навливают особенности приватизации имущества, находящегося в собственности соответствующего субъекта РФ. В качестве примера приведем Закон г. Москвы от 11 апреля 2001 г. № 12 «О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы»2. Кроме того, особенности приватизации некоторых видов имуще­ства установлены специальными законами. Например, особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транс­порта определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имущест­вом железнодорожного транспорта»3. Согласно Закону приватизация должна осуществляться по сле­дующим принципам: - равенство покупателей государственного и муниципального имущества; - открытость деятельности органов государственной власти и ор­ганов местного самоупрвления; 1 СЗ РФ. 2002. № 4, с изм. от 27 февраля 2003 г. 2 Ведомости Московской городской Думы. 2001. № 6. 3 РГ. 2003. 5 марта. - возмездность отчуждения имущества, которое может переда­ваться в частную собственность за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государ­ственное или муниципальное имущество. Статьей 33 Закона о прива­тизации установлено, что денежными средствами, полученными от продажи государственного или муниципального имущества, являются денежные средства, полученные от покупателей в счет оплаты госу­дарственного или муниципального имущества, за вычетом расходов на организацию и проведение приватизации. Размер и виды затрат на ор­ганизацию и проведение приватизации федерального имущества оп­ределены Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 270 «О размерах и видах затрат на организацию и проведение приватизации федерального имущества»1. Так, в нем указано, что раз­мер затрат на эти цели у Российского фонда федерального имущества как специализированного государственного учреждения составляет три процента суммы денежных средств, полученных от покупателей в счет оплаты приобретенного имущества, но не более фактических рас­ходов по видам затрат, определенным в Постановлении. Полученные от продажи имущества денежные средств перечис­ляются в соответствующий бюджет в сроки, указанные в Законе. В случае несвоевременного перечисления денежных средств уплачи­ваются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на да­ту выполнения денежных обязательств перед соответствующим бю­джетом. Кроме того, Законом предусмотрена возможность списания указанных средств в бесспорном порядке. Следует отметить, что приватизация в нашей стране не все­гда осуществлялась на возмездных началах. Так, с 1991 г. до 1 июля 1994 г. проходил чековый этап приватизации, когда в качестве средств платежа при приобретении в частную собственность объек­тов приватизации могли использоваться приватизационные чеки. Эти чеки опосредовали механизм бесплатной передачи гражда­нам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Но­минальная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. со­ставляла 10 тыс. рублей Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживающим на ее территории. При выдаче приватиза­ционного чека взимался комиссионный сбор в размере 25 рублей2. Закон о приватизации имеет ограниченную сферу действия и не распространяется на приватизацию объектов, перечисленных в ч. 2 ст. 3 Закона. К таким объектам относятся, например, земля (за ис­ключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том 1 СЗ РФ. 2002. № 18 Ст. 1759. 2См : Положение о приватизационных чеках, утвержденное Указом Президента РФ от 14 августа 1992 г. №914. числе имущественные комплексы), природ­ные ресурсы, государственный резерв, государственный и муници­пальный жилищный фонд и др. Отчуждение указанного имущества регулируется иными федеральными законами. Например, привати­зация жилищного фонда осуществляется согласно Закону РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР». Помимо Закона, правовое регулирование приватизации может осуществляться принимаемыми в соответствии с ним иными феде­ральными законами и подзаконными актами. В качестве примера можно назвать утвержденные постановлениями Правительства РФ Положения о продаже государственного и муниципального имуще­ства на конкурсе, аукционе и другие акты, которые будут рассмот­рены в данной главе. В силу Закона о приватизации 1997 г. должна была приниматься на уровне федерального закона Государственная программа прива­тизации. Проект этой программы, изменения и дополнения в нее обязано было ежегодно представлять в Государственную Думу Пра­вительство РФ одновременно с проектом закона о государственном бюджете на соответствующий год. Однако закон о Государственной программе приватизации так и не был принят. С многочисленными изменениями и дополнениями действовала Государственная про­грамма приватизации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 были утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 г.1 Закон о приватизации 2001 г. ввел новое понятие – «прогнозный план (программа) приватизации». В отличие от Государственной про­граммы, которая задумывалась как нормативный правовой акт, про­гнозный план (программа) приватизации по своей юридической при­роде - акт планирования (прогнозирования). В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона о приватизации, он содержит перечень федеральных го­сударственных унитарных предприятий, акций открытых акцио­нерных общества, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизиро­вать в соответствующем году. В нем приводятся характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации. Поста­новлением Правительства РФ от 19 августа 2002 г. № 6172 были ут­верждены «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества». Процесс разработки про­граммы включает несколько этапов: направление предложений о приватизации в Минимущество РФ (предложения могут направ­ляться органами государственной власти и местного самоуправле­ния, федеральными государственными унитарными предприятия­ми, открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, иными юридическими ли­цами и гражданами); рассмотрение их в Минимуществе РФ, феде­ральных органах исполнительной власти, осуществляющих коорди­нацию и регулирование в соответствующих отраслях экономики, на предмет целесообразности; формирования проекта программы Минимуществом РФ. До внесения в Правительство проект программы подлежит согласованию с Минэкономразвития РФ, Минфином РФ, МАП РФ, Российским фондом федерального имущества.
Акции стратегических акционерных общества и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Прези­дента РФ. Акции ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», субъектов ес­тественных монополий в сфере железнодорожных перевозок входят в прогнозный план на основании федерального закона.
1Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. № 370 в Основные положения Государст­венной программы приватизации внесены изменения. Указ Президента РФ от 24 дека­бря 1993 г. № 2284 признан утратившим силу, кроме п. 1, разд. 2.1 и 5.19 Государствен­ной программы приватизации, утвержденной этим Указом, и п. 3.1 приложения № 2 к названной программе. // РГ. 2003. 29 марта. 2СЗ РФ. 2002. № 34. Ст. 3305. В соответствии с Законом о приватизации, прогнозный план (про­грамма) приватизации федерального имущества ежегодно утверж­дается Правительством РФ. Утвержденный прогнозный план на­правляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финан­совый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выпол­нении прогнозного плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Госу­дарственную Думу Правительством РФ. Так, Прогнозный план (программа) приватизации федерально­го имущества на 2003 г. утвержден распоряжением Правительст­ва РФ от 20 августа 2002 г. № 1156-р1. Он состоит из двух разделов: I. Основные направления реализации политики в сфере привати­зации федерального имущества в 2003 г. П. Федеральное имущество, приватизация которого планирует­ся в 2003 г. Раздел содержит два перечня: открытых акционерных обществ, которые находятся в федеральной собственности и акции которых планируется приватизировать в 2003 г.; федеральных госу­дарственных унитарных предприятий, которые планируется прива­тизировать в 2003 г. Приведены характеристики каждого из объек­тов. Для акционерных обществ указаны: их наименование, место нахождения, количество акций, находящихся в федеральной собст­венности и планируемых к приватизации. В отношении предприя­тий приведены данные о стоимости основных средств на 1 января 2002 г. и среднесписочная численность работающих. Закон о приватизации вводит понятие «стратегические предприя­тия и акционерные общества». К стратегическим относятся: - федеральные государственные унитарные предприятия, осу­ществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и бе­зопасности государства, зашиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ; - открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособ­ность и безопасность государства, защиту нравственности, здоро­вья, прав и законных интересов граждан РФ. Предложения о формировании перечня стратегических пред­приятий и акционерных общества, о внесении в него изменений, ка­сающихся состава субъектов, необходимости и степени участия в них РФ утверждаются Президентом РФ по представлению Прави­тельства РФ. 1СЗ РФ. 2002. № 35. Ст. 3388, с изм. от 9 октября 2002 г. 2. Субъекты приватизации Под субъектами приватизации следует понимать собственников, продавцов, покупателей государственного и муниципального иму­щества, а также уполномоченные государственные органы и специ­ализированные организации. Собственниками отчуждаемого имущества является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные обра­зования. Для реализации своих прав как собственника публичные об­разования создают органы, уполномоченные управлять соответству­ющим имуществом и, следовательно, наделенные компетенцией в сфере его приватизации. В отношении федерального имущества та­ким органом выступает Правительство РФ, компетенция которого в сфере приватизации определена в ст. 6 Закона о приватизации. В ча­стности, Правительство РФ представляет Президенту РФ для ут­верждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, представляет предложения о внесении в него изменений, утверждает прогнозный план (программу) приватизации, принимает решения об условиях приватизации, изда­ет нормативные правовые акты по вопросам приватизации. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечиваю­щим проведение единой государственной политики в области при­ватизации, является Минимущество РФ. Этот орган – правопреем­ник Министерства государственного имущества РФ, а оно в свою очередь - Госкомимущества РФ. В субъектах РФ создаются терри­ториальные органы по управлению государственным имуществом. Перечислим функции Минимущества РФ в данной сфере: - разработка и издание в пределах своей компетенции норматив­ных правовых актов, регулирующих процесс приватизации; кон­троль за их выполнением; - разработка проекта прогнозного плана (программы) приватиза­ции, контроль за ее реализацией; - принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции; - преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ; - осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хо­зяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которого находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения. Согласно распоряжению Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 605-р1, осуществ­лять эти функции поручено Российскому фонду федерального иму­щества. Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и му­ниципальных учреждений, а также кроме иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципально­го имущества превышает 25 процентов. В целях защиты публичных интересов федеральными законами могут быть установлены ограничения на участие в приватизации от­дельных категорий физических и юридических лиц. Открытые ак­ционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации. 3. Объекты приватизации Объекты приватизации - это то государственное или муниципаль­ное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с данным Законом. Как уже указывалось, ряд объектов выведен из сферы действия Закона о приватизации, при этом некоторые из них не подлежат приватизации по иным федеральным законам. Напри­мер, согласно ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «О почто­вой связи», имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, приватизации не подлежит. Кроме того, установлен запрет на приватизацию имущества, от­несенного федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объекты, изъятые из оборота), а также имущества, которое в силу федеральных законов может на­ходиться только в государственной или муниципальной собственно­сти. Объекты приватизации классифицируются по различным кри­териям.
1. По своему содержанию объекты делятся: на имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предпри­ятий; принадлежащие государственным и муниципальным образо­ваниям акции открытых акционерных обществ, созданных в процес­се приватизации; отдельные виды имущества (здания, сооружения и земельные участки, на которых они расположены и которые необхо­димы для их использования; объекты незавершенного строительст­ва; земельные участки, находящиеся у унитарного предприятия на праве постоянного, т.е. бессрочного пользования или аренды; объек­ты культурного наследия; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, входящие в имущественные комплек­сы унитарных предприятий, и др.).
1СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1878. 2. В зависимости от формы собственности выделяют объекты го­сударственной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъ­ектам РФ. 3. В зависимости от возможности и порядка осуществления при­ватизации можно выделить объекты: - приватизируемые в общем порядке; - приватизация которых осуществляется с особенностями, пре­дусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-куль­турного и коммунально-бытового назначения, имущественные ком­плексы унитарных предприятий и пр.). - приватизируемые в особом порядке (стратегические пред­приятия); - закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления. 4. Решение об условиях приватизации Решение об условиях приватизации принимается в сроки, позво­ляющие обеспечить его приватизацию, в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации. Постановлением Правительст­ва РФ от 9 июля 2002 г. № 5121 утверждены «Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального иму­щества». Подготовка решений об условиях приватизации федерального имущества осуществляется Минимуществом РФ либо по его пору­чению - его территориальными органами, с учетом мнения РФФИ в части определения способа приватизации находящихся в федераль­ной собственности айций акционерных обществ. Решения о привати­зации принимаются Правительством РФ, Минимуществом РФ либо по поручению Министерства - его территориальным органом. Наря­ду с решением об условиях приватизации Минимуществом РФ при необходимости подготавливаются решения об установлении обреме­нения в отношении имущества, подлежащего приватизации, о даль­нейшем использовании федерального имущества, не подлежащего приватизации. Эти решения принимаются одновременно с решени­ем о приватизации. В решении об условиях приватизации должны содержаться сле­дующие сведения: 1) наименование имущества и данные, позволяющие его индиви­дуализировать; 1 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2868. 2) способ приватизации; 3) нормативная цена, т. е. минимальная цена, по которой воз­можно отчуждение этого имущества. «Правила определения нор­мативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» определены Постановлением Прави­тельства РФ от 31 мая 2002 г. № 3691. Эти правила касаются: - подлежащего приватизации имущественного комплекса уни­тарных предприятий; - находящихся в государственной или муниципальной собствен­ности акций открытого акционерного общества, образованного в про­цессе приватизации; - иного подлежащего приватизации имущества; 4) порядок рассрочки платежа (в случае ее предоставления); 5) иные необходимые сведения. При приватизации имущественного комплекса унитарного пред­приятия решением о приватизации также утверждаются: - состав подлежащего приватизации имущества. Он определяет­ся в передаточном акте на основании данных акта инвентаризации, аудиторского заключения, документов о земельных участках. В пе­редаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества; расчет балансовой стоимости активов; сведения о раз­мере уставного капитала, количестве акций и их номинальной стои­мости (в случае создания ОАО); - перечень объектов, в том числе исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса. Иму­щество, не включаемое в состав приватизируемых активов, изыма­ется собственником. 5. Способы приватизации Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 13 Закона о приватизации2. К ним относятся: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акцио­нерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специали­зированном аукционе; 1 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2172. 2 Следует иметь в виду, что Федеральным законом «Об особенностях управления и рас­поряжения имуществом железнодорожного транспорта» определен способ приватиза­ции, не предусмотренный Законом о приватизации: изъятие имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесение его в уставный капитал еди­ного хозяйствующего субъекта - ОАО «Российские железные дороги». 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями; 5) продажа за пределами территории РФ находящихся в госу­дарственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через органи­затора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества по­средством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результа­там доверительного управления. Законом предусмотрены ограничения на выбор способа приватизации отдельных объектов. Например, приватизация имуществен­ного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством ми­нимальный размер уставного капитала ОАО, может осуществлять­ся только путем преобразования в открытое акционерное общество. Определение способа приватизации осуществляется в такой по­следовательности: Если принимается решение о приватизации фе­деральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, для которых балансовая стоимость основных средств на последнюю отчетную да­ту превышает 5 млн МРОТ, то в качестве способа приватизации мо­гут быть выбраны: преобразование унитарного предприятия в от­крытое акционерное общество, аукцион, специализированный аукцион, продажа за пределами территории РФ находящихся в го­сударственной собственности акций открытых акционерных об­ществ, внесение федерального имущества в качестве вклада в ус­тавный капитал стратегического акционерного общества. Имущество, не соответствующее указанным требованиям, может быть приватизировано дополнительно на конкурсе, путем внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерно­го общества. Если аукцион, специализированный аукцион или кон­курс по продаже такого имущества был признан несостоявшимся, приватизация может осуществляться иными способами.
Следует отметить, что новый Закон о приватизации предусмат­ривает применение ряда способов приватизации, не известных ра­нее действовавшему законодательству. Это, например, продажа за пределами территории РФ принадлежащих государству акций от­крытых акционерных обществ, продажа акций открытых акционер­ных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг, продажа государственного или муниципального имущества посред­ством публичного предложения и др. Вместе с тем, законодатель от­казался от ряда способов отчуждения имущества, которые были предусмотрены Законом 1997 г., таких как продажа акций создан­ных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам; отчуждение акций владельцам ценных бумаг, удосто­веряющих права на приобретение этих акций; выкуп арендованного имущества.
Однако следует учитывать, что до вступления в силу Закона о при­ватизации 2001 г. договоры аренды с правом выкупа были заключены. Их судьбу, в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, определило Положение о реализации договоров арен­ды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государст­венного и муниципального имущества», которое было утверждено По­становлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 7071. Данное Положение разделило заключенные договоры аренды на два вида. 1. Если в договоре аренды с правом выкупа определены размер, сроки и порядок внесения выкупа, то арендатор направляет в Минимущество РФ (его территориальный орган) заявление с при­ложением заверенной копии договора аренды и платежных доку­ментов о внесении выкупа. Минимущество РФ в месячный срок рас­сматривает представленные документы и направляет арендатору извещение о подтверждении выполнения им условий договора. Оп­лата приобретаемого федерального имущества подтверждается за­веренной банком копией платежного документа о перечислении суммы выкупа в доход федерального бюджета. 2. Если в договоре аренды с правом выкупа не определены размер выкупа, сроки и порядок его внесения выкупа, то арендатор направляет в Минимущество РФ (его территориальный орган) за­явление о выкупе с приложением заверенной копии договора арен­ды, платежных документов о внесении выкупа (если до подачи заявления арендатор в соответствии с условиями договора произво­дил платежи в счет выкупа) и предложение о порядке выкупа иму­щества. Минимущество РФ в двухмесячный срок рассматривает представленные документы и привлекает независимого оценщика для оценки арендованного имущества на дату подачи заявления о выкупе. В случае, если рыночная стоимость арендованного имущества не превышает 10 тыс. МРОТ, Минимущество РФ принимает решение о продаже этого имущества арендатору. На основании этого решения Минимущество РФ заключает с арендатором дополнительное соглашение, которое определяет размер выкупа, сроки и порядок его внесения. Размер выкупа соответствует рыночной стоимости арен­дованного имущества, установленной оценщиком. 1СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3804 Если рыночная стоимость арендованного имущества составляет более 10 тыс. МРОТ, Минимущество РФ направляет арендатору предложение о совместном создании открытого акционерного обще­ства с внесением арендуемого имущества в качестве вклада госу­дарства в его уставный капитал. Арендатор в месячный срок со дня получения предложения направляет в Минимущество РФ уведом­ление о согласии, к которому прилагает перечень имущества, вноси­мого арендатором в уставный капитал этого общества, отчет незави­симого оценщика, проект устава открытого акционерного общества, предложения о формировании его органов управления и подписан­ный арендатором проект соглашения о расторжении договора арен­ды с правом выкупа. На основании поступивших документов Минимущество РФ прини­мает решение о внесении от имени РФ в качестве вклада арендуемого имущества в уставный капитал открытого акционерного общества, со­здаваемого совместно с арендатором, с предоставлением последнему права первоочередного приобретения акций общества. Этим же реше­нием утверждаются устав акционерного общества и кандидаты в его органы управления, назначается представитель РФ для участия в уч­редительном собрании. Количество акций, передаваемых РФ и арен­датору, определяется пропорционально внесенным ими вкладам. Од­новременно с арендатором заключается соглашение о расторжении договора аренды с правом выкупа. После регистрации отчета о размещении первого выпуска акций они передаются РФФИ для их продажи арендатору. В целях реали­зации арендатором права первоочередного приобретения акций, продавец направляет арендатору извещение о количестве подлежа­щих продаже акций и их цене, которая определяется на основании отчета независимого оценщика. Если в течение двух месяцев со дня отправления извещения арендатор не воспользуется свои правом первоочередного приобретения акций, такие акции подлежат прива­тизации в порядке, предусмотренном Законом о приватизации. Рассмотрим более подробно некоторые из способов приватизации, установленных Законом о приватизации 2001 г. | 6. Приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации унитарного предприятия служит прогнозный план (программа) приватизации. При подготовке предприятия к преобразованию в открытое акционерное общество проводится инвентари­зация, составляется промежуточный баланс унитарного предприя­тия, осуществляется аудиторская проверка, определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, оценивается имущество. При этом должны быть опре­делены: срок преобразования; величина уставного капитала откры­того акционерного общества; количество акций, их номинальная сто­имость, способы и сроки продажи; состав совета директоров и ревизионной комиссии; должен быть разработан устав общества. Законом о приватизации введены некоторые ограничения в отношении распоряжения имуществом предприятия и увольнения работ­ников со дня утверждения прогнозного плана до момента перехода права собственности к покупателю. Так, не допускается сокращать численность работников предприятия; совершать сделки, цена кото­рых превышает 5 процентов балансовой стоимости активов; получать кредиты и др. Решением об условиях приватизации унитарного предприятия утверждаются: а) состав подлежащего приватизации имущественного комплекса; б) перечень объектов (в том числе исключительных прав), не под­лежащих приватизации в составе имущественного комплекса. В ча­стности, в перечень входят исключительные права на объекты ин­теллектуальной собственности, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Указы­вается дальнейшая судьба таких объектов, например, передача но­вому собственнику по договору, передача в собственность субъекту РФ или муниципальному образованию, передача иным юридичес­ким лицам;
в) перечень обременении (ограничений) имущества, включенного^ в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, в соответствии со ст. 28-31 Закона о приватизации; г) расчет балансовой стоимости активов унитарного предприя­тия, подлежащих приватизации. В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о приватизации, балансовая стоимость их активов определяется как сумма стоимости чистых.активов унитарного предприятия, исчис­ленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стои­мости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объек­тов, не подлежащих приватизации в составе имущественного
комплекса; д) размер уставного капитала, количество именных обыкновен­ных бездокументарных акций общества и, номинальная стоимость одной акции. При наличии соответствующего решения указывается также, что в отношении общества принято решение об использова­нии «золотой акции». Решение об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия утверждается Правительством РФ,:] Минимуществом РФ или его территориальным органом. Кроме того, утверждается Устав открытого акционерного обще­ства, назначается единоличный исполнительный орган, определяет­ся количественный состав и назначаются члены совета директо­ров и его председатель, назначаются члены ревизионной комиссии. На основании решения и в соответствии с ним составляется переда­точный акт, который подписывается принимающей стороной после регистрации акционерного общества. Государственная регистрация осуществляется единоличным исполнительным органом общества. Им же осуществляется регистрация сделки приватизации (возник­новения права собственности у открытого акционерного общества). В целях обеспечения обороны страны и безопасности государст­ва, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан соответственно Правительство РФ, органы государствен­ной власти субъектов РФ могут принять решение об использовании «золотой акции». «Золотая акция» - это специальное право на учас­тие соответственно РФ, ее субъектов в управлении открытыми ак­ционерными обществами. Решение об использовании «золотой ак­ции» может быть принято при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратеги­ческих акционерных обществ. Представители государства или муниципальных образований назначаются в Совет директоров (на­блюдательный совет) и ревизионную комиссию общества. Они долж­ны уведомляться о сроках проведения собрания, повестке дня. Представители могут вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного об­щего собрания. Они имеют право вето при принятии общим собрани­ем акционерного общества решений по важнейшим вопросам дея­тельности общества, таким как внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация, ликвидация, изменение уставного капитала, совершение крупных сделок. Представители государства и муници­пальных образований имеют и иные права, определенные ст. 38 За­кона о приватизации. Специальное право («золотая акция») исполь­зуется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного об­щества. Оно действует до принятия решения о его прекращении и не подлежит замене на акции общества, в отношении которого принято решение об использовании такого права. Законом предусмотрены некоторые особенности правового поло­жения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Права акционеров открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляют соответственно Правительство РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, специализированное государственное учреждение, органы государственной власти субъ­ектов РФ, органы местного самоуправления. Интересы публичных образований в органах управления и ревизионных комиссиях пред­ставляют лица, занимающие государственные или муниципальные должности. Порядок управления определяется Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 195. При закреплении в государственной или муниципальной собст­венности 100 процентов акций полномочия общего собрания акцио­неров осуществляет от имени соответствующего собственника Пра­вительство РФ, либо орган государственной власти субъекта РФ, либо орган местного самоуправления. Единоличный исполнительный орган открытого акционерного об­щества, включенного в перечень стратегических, не вправе совер­шать сделки, связанные с отчуждением акций, внесенных в уставный капитал общества, а равно сделки, влекущие за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление без согла­сия Правительства РФ или уполномоченного государственного орга­на. Сделка, совершенная без такого согласия, ничтожна. 7. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе Порядок проведения конкурса определен Законом о приватиза­ции и Положением о проведении конкурса по продаже государст­венного или муниципального имущества, утвержденном Постанов­лением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 5841. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного обще­ства, которые составляют более чем 50 процентов уставного капита­ла этого общества, если в отношении указанного имущества его по­купателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену, при условии выполнения им условий кон­курса. Исчерпывающий перечень условий приведен в Законе о прива­тизации. Это сохранение определенного числа рабочих мест или со­здание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повыше­ние квалификации работников; ограничение на изменение профиля Деятельности и др. При продаже федерального имущества они ут- 1 СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3228. верждаются Минимуществом РФ. Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, должны быть указаны сроки их испол­нения и порядок подтверждения исполнения. При продаже федерального имущества продавцами на конкурсе выступает РФФИ (его отделения) или, по поручению -Правительст­ва РФ, иные специализированные государственные учреждения. Законодательством определены права и обязанности продавца. В ча­стности, не позднее чем за 30 дней до объявленной даты он должен опубликовать информационное сообщение о проведении конкурса, указав в нем: наименование имущества; начальную цену (на основа­нии отчета независимого оценщика); условия и сроки платежа; по­рядок, место, даты начала и окончания подачи заявок; порядок озна­комления покупателей с информацией; порядок определения победителей; размер, срок, порядок внесения задатка; условия кон­курса; место и срок подведения итогов и др. Конкурс является открытым по составу участников. Для учас­тия в нем претенденты представляют заявку, платежный документ (Для подтверждения перечисления претендентом установленного задатка), иные документы. Задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, но не более чем 4,5 млн МРОТ. Кон­курс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.
Предложения о цене подаются участниками в запечатанных кон­вертах в день подведения итогов конкурса либо, по желанию претен­дента, при подаче заявки. Решение продавца об опреде­лении победителя конкурса оформляется протоколом. Утвержден­ный продавцом протокол является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи.
Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов конкурса. При уклонении (отказе) победи­теля конкурса от заключения договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается. Остальным претендентам суммы за­датков возвращаются в течение 5 дней с даты утверждения прото­кола. Договор купли-продажи между продавцом и покупателем, ко­торым является победитель конкурса, заключается не позднее 10 дней с даты подведения итогов конкурса в порядке, определенном ГК РФ и Законом. Договор предусматривает: порядок выполнения победителем условий конкурса,- порядок подтверждения выпол­ненных обязательств, порядок осуществления контроля за выпол­нением условий, ответственность сторон. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности осуществ­ляются в порядке, установленном 'законодательством РФ и догово­ром купли-продажи, не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Срок выпол­нения условий конкурса не может превышать одного года. Побе- дитель вправе до перехода к нему права собственности совершать в отношении объекта ряд полномочий, определенных Законом о при­ватизации. Выполнение условий конкурса контролируется продавцом. В течение 10 дней с даты окончания срока выполнения условий конкурса победитель направляет продавцу сводный (итоговый) отчет. Фактическое исполнение условий конкурса на основании представленного победителем отчета осуществляет комиссия, со­здаваемая для этих целей продавцом. При продаже федерального имущества в состав комиссии включаются сотрудники продавца, представители Минимущества РФ, соответствующего отраслево­го федерального органа исполнительной власти, Минэкономразви-тия РФ, Министерства труда и социального развития РФ. В случае неисполнения победителем конкурса условий, ненадле­жащего их исполнения договор купли-продажи расторгается-по со­глашению сторон или в судебном порядке с одновременным взыска­нием с победителя неустойки. Имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении этого имущества прекращаются. Помимо неустойки с покупателя могут быть взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой. 8. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе На аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Порядок прове­дения аукциона определяют Закон о приватизации и Положение об организации продажи государственного или муниципального иму­щества на аукционе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 5851 (далее - Положение). Аукцион является открытым по составу участников. Для участия в нем претендент представляет заявку, платежный документ, под­тверждающий перечисление задатка, иные документы. Предложе­ния по цене приватизируемого имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи пред­ложений) либо заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма). Форма подачи предложений определяется реше­нием об условиях приватизации. Задаток устанавливается в разме­ре 20 процентов начальной цены, но не более 4,5 млн МРОТ. Аукци­он, в котором принял участие только один претендент, признается 1 СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3229, с изм. от 11 ноября 2002 г. несостоявшимся. Претендент приобретает статус участника аукци­она с момента оформления продавцом протокола о признании пре­тендентов участниками. Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе установлен Законом о приватизации и является исчерпывающим. При продаже федерального имущества продавцом на аукционе выступает РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительст­ва РФ, иные специализированные государственные учреждения. Права и обязанности продавца и комиссии по проведению аукциона определены Законом о приватизации и Положением. Продавец пуб­ликует информационное сообщение о проведении аукциона, вклю­чающее: наименование имущества; начальную цену; форму подачи предложений; порядок, место, даты начала и окончания подачи за­явок; исчерпывающий перечень представляемых покупателем до­кументов и требования к ним; срок заключения договора купли-про­дажи; порядок определения победителя; размер, сроки и порядок внесения задатка; место и срок подведения итогов; порядок ознаком­ления покупателей с иной информацией. Положением подробно определен порядок проведения аукционов двух видов: с подачей предложений о цене имущества в открытой и закрытой форме. По итогам конкурса составляется протокол, подпи­сываемый аукционистом и уполномоченным представителем про­давца. Протокол является документом, удостоверяющим право по­бедителя на заключение договора купли-продажи имущества. Победителем признается лицо, предложившее наиболее высо­кую цену за выставленное на аукционе имущество. Уведомление о победе выдается победителю в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя от заключе­ния договора купли-продажи имущества задаток не возвращается и он утрачивает право на заключение договора. Другим участникам аукциона суммы задатков возвращаются в течение 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Договор купли-продажи заключается между продавцом и победителем аукциона в соответствии с ГК РФ и Законом о приватизации не позднее 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Оплата государственного имущества производится едино­временно в течение 10 дней после заключения договора купли-про­дажи или в рассрочку в порядке, установленном Законом. Передача имущества и оформление прав собственности на него осуществля­ются в соответствии с законодательством и договором купли-прода­жи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущест­ва. Факт оплаты подтверждается выпиской со счета продавца о поступлении средств в размере и в сроки, указанные в договоре. Продавцом публикуется сообщение об итогах аукциона. 9. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций Специализированным аукционом признается способ продажи ак­ций на открытых торгах, при котором все победители получают ак­ции открытого акционерного общества по единой цене за одну ак­цию. Порядок его проведения определяется Законом о приватизации и Положением об организации продажи находящихся в государст­венной или муниципальной собственности акций открытых акцио­нерных обществ на специализированном аукционе, утвержденным Постановлением Правительства от 12 августа 2002 г. № 5851.
Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Аукцион, в котором принял участи только один участ­ник, признается несостоявшимся. Заявка на участие в специализи­рованном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки2 и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о прове­дении аукциона.
Заявки подразделяются на два типа: 1) заявками первого типа считаются заявки, в которых претен­дент выражает намерение купить акции по любой единой цене про­дажи, сложившейся на специализированном аукционе; 2) заявками второго типа признаются заявки, в которых претен­дент выражает намерение купить акции по единой цене продажи, сложившейся на специализированном аукционе, но не выше макси­мальной цены покупки одной акции, указанной в заявке. В заявке должна быть указана сумма денежных средств, направ­ляемых претендентом на оплату акций. Эта сумма перечисляется на один из указанных в информационном сообщении счетов продавца. При продаже на специализированном аукционе акций, находя­щихся в федеральной собственности, продавцами выступают РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительств";! РФ, иные специ-|; ализированные учреждения. Функции продавца при проведении специализированного аукциона определяются Законом о приватиза­ции и Положением. Решения продавца, в том числе об итогах приема заявок, об определении участников специализированного аукциона и об итогах специализированного аукциона, оформляются соответ­ствующими протоколами. СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3229, с изм. от 11 ноября 2002 г. ~ Типовая форма заявки утверждена Приложением к Постановлению Правительства от 12 августа 2002 г. № 585. Единая цена продажи акций устанавливается по следующим правилам: а) при ее расчете учитываются только денежные средства пре­тендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена рассчитывается таким образом, чтобы она обеспе­чивала максимально возможный коэффициент реализации акций (отношение числа акций, подлежащих передаче победителям, к числу продаваемых акций), который не может быть менее 0,95. Победители специализированного аукциона определяются по следующим правилам: 1) число акций, получаемых победителем, вычисляется путем де­ления суммы денежных средств, указанных в заявке, на единую це­ну продажи; 2) в первую очередь удовлетворяются все заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств больше единой цены продажи; 3) во вторую очередь удовлетворяются все заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки превышает единую цену продажи. Оставшиеся акции распределяются следующим образом: - в первую очередь удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств равна единой цене продажи; - во вторую очередь удовлетворяются заявки второго типа, в ко­торых указанная максимальная цена покупки равна единой цене продажи (последовательно - от заявки, в которой указана большая сумма, к заявке, в которой указана меньшая сумма); Не удовлетворяются заявки первого типа, в которых указанная сумма денежных средств меньше единой цены продажи, и заявки второго типа, в которых указанная максимальная цена покупки меньше единой цены продажи. Протокол об итогах специализированного аукциона оформляется продавцом в день подведения итогов. Утвержденный продавцом про­токол означает для победителей специализированного аукциона за­ключение договоров купли-продажи. Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через 30 дней с даты подведения итогов аукциона в соответствии с законо­дательством РФ и условиями специализированного аукциона. Также ; в месячный срок со дня подведения итогов для регистрации покупа­телей в реестре владельцев акций эмитента продавец направляет ре­естродержателю эмитента передаточные распоряжения. Законом и Положением предусмотрены особенности проведения межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций, находящихся в федеральной собственности. Спе­циализированный аукцион является межрегиональным, если прием заявок организован одновременно на территории не менее 15 субъ­ектов РФ, и всероссийским, если заявки принимаются одновремен­но на территории не менее 25 субъектов РФ. 10. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг Продажа акций открытых акционерных обществ через организа­тора торговли осуществляется по правилам, установленным органи­затором торговли. В продаже могут участвовать брокеры в соответствии с «Правилами привлечения брокеров для продажи на­ходящихся в государственной и муниципальной собственности ак­ций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг», утвержденными Постановлением Прави­тельства РФ от 28 ноября 2002 г. № 8451. «Правила .» подробно рег­ламентируют функции продавца при данном способе приватизации. В частности, продавец устанавливает начальную цену акций, про­водит конкурс по отбору брокеров, контролирует исполнение броке­ром своих поручений и др. Число брокеров устанавливается исходя из предполагаемого объема продаж акций, но не может быть меньше трех и больше десяти. Отбор брокеров осуществляется на конкурсной основе. В инфор­мационном сообщении публикуются сведения о проведении конкур­са и иная информация в порядке, установленном «Правилами .». Для участия в конкурсе претендент представляет продавцу заявку по установленной форме с приложением необходимых документов (ан­кета по установленной форме, копии учредительных документов и документов о государственной регистрации брокера, копия лицен­зии профессионального участника рынка ценных бумаг и др.). Осно­вания для отказа в приеме заявки также определены «Правилами .». Критериями отбора брокеров служат наибольший объем торго­вого оборота брокера за последние полгода и продолжительность предшествующего периода работы, в течение которого к брокеру не применялись санкции со стороны органа, регулирующего рынок Ценных бумаг. Методика оценки показателей разрабатывается про­давцом. Решение продавца об отборе брокеров является документом, ко­торый удостоверяет право указанных в нем брокеров на заключение с продавцом договора поручения. После публикации решения об условиях приватизации, предусма­тривающего продажу через организатора торговли, отобранные на конкурсе брокеры могут направить продавцу предложения о размере премии за превышение цены акций над их начальной ценой. С учетом 1 СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4881. полученных предложений продавец выбирает брокера, предложив­шего наименьший размер премии за превышение цены продажи ак­ций над начальной ценой, и подписывает с ним договор поручения. В договоре, в частности, должны быть определены: перечень организаторов торговли, через которых брокер может осуществлять продажу акций; порядок взаимодействия брокера и продавца; условие совершения брокером сделок с ценными бумагами продавца только на основании заявок, адресованных неограниченному числу участников торгов при продаже акций в порядке приватизации; порядок определения размера вознаграждения брокера и премии за превышение цены продажи акций над начальной ценой и др. При этом в Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 845 указано, что:
- размер выплачиваемого брокеру вознаграждения не может превышать 0,3 процента начальной цены продажи акций; - размер премии за превышение цены продажи указанных акций над их начальной ценой не может быть более одного процента разни­цы между этими ценами. 11. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
Продажа имущества посредством публичного предложения осуществляется, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение в этом случае рассматривается в качестве публичной оферты. Порядок продажи имущества данным способом установлен Законом о прива­тизации, а также Положением об организации продажи государст­венного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 5491. Следует иметь в виду, что это Положение должно применяться при продаже федерального имущества. В отно­шении же имущества, находящегося в государственной собственно­сти субъектов РФ и в муниципальной собственности, оно является примерным. Организацию продажи федерального имущества осуществляют РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные учреждения. Функции продавца опре­делены в Законе о приватизации и Положении. В частности, прода­вец принимает решение об установлении: начальной цены имуще­ства (цены первоначального предложения, которая не может быть меньше начальной цены аукциона}; величины, на которую снижа- t>. 2002 № 30. Ст. 3051 ется начальная цена; периода, по истечении которого последова­тельно снижается цена предложения (не менее трех дней}; мини­мальной цены предложения, по которой может быть продано иму­щество (цена отсечения}. При этом в соответствии с Законом нормативная цена составляет 50 процентов начальной цены несо­стоявшегося аукциона. Претенденты подают продавцу заявку, в которой должна быть указана цена имущества (первоначальная или сформировавшаяся на момент подачи заявки в результате снижения). В заявке также должно содержаться указание на то, что претендент полностью и бе­зоговорочно принимает публичное предложение о продаже имуще­ства, ознакомлен с проектом договора купли-продажи и обязуется заключить договор по цене предложения. Право приобретения имущества принадлежит заявителю, кото­рый первым подал в установленный срок заявку на приобретение имущества по цене первоначального предложения. При отсутствии в установленный срок заявки на покупку имущества по цене первона­чального предложения осуществляется ее последовательное сни­жение до цены отсечения. Прием заявок прекращается после реги­страции первой заявки. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации заявки приведен в Законе о приватизации и Положении. Зарегистрированная заявка является предложением (акцептом} о заключении договора купли-продажи-Договор заключается в день регистрации заявки. Далее, в течение 10 дней, покупатель должен произвести оплату имущества. Не позднее чем через 30 дней после полной оплаты происходит передача имущества и оформляются права собственности. При уклонении или отказе покупателя от оп­латы с него взыскивается пеня в размере 5 процентов суммы плате­жа за каждый день просрочки. 12. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. Порядок продажи данным способом установлен Законом о приватизации и Положением об организации продажи государственного или муни­ципального имущества без объявления цены, утвержденным Поста­новлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. № 549. Как уже указывалось, это Положение должно применяться при продаже фе­дерального имущества. В отношении имущества, находящегося в го­сударственной собственности субъектов РФ и в муниципальной соб­ственности, оно является примерным. Организацию продажи федерального имущества осуществляют РФФИ (его отделения) или, по поручению Правительства РФ, иные специализированные учреждения. Функции продавца определены в Законе о приватизации и Положении. Претенденты направляют продавцу заявки со всеми прилагаемы­ми к ним документами. В заявке должно содержаться обязательство претендента заключить договор купли-продажи имущества по пред­лагаемой им цене. Предложение о цене приобретения имущества при­лагается к заявке в запечатанном конверте. Зарегистрированная за­явка является поступившим к продавцу предложением (офертой) претендента. После анализа представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Покупателем имущества признается: - при принятии к рассмотрению одного предложения о цене при­обретения имущества - претендент, подавший это предложение; - при принятии к рассмотрению нескольких предложений - пре­тендент, предложивший за продаваемое имущество наибольшую цену; - при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предло­жений о цене приобретения имущества - претендент, заявка кото­рого была зарегистрирована ранее других. Договор купли-продажи имущества заключается с победителем в течение 10 дней с даты подведения итогов продажи. Единовременная оплата имущества (если не предоставлена рассрочка) осуществляет­ся в течение 10 дней со дня заключения договора. В договоре должна быть предусмотрена уплата покупателем неустойки в случае его ук­лонения или отказа от оплаты имущества. При уклонении покупателя от заключения договора в установленный срок он утрачивает право на его заключение. В этом случае продажа имущества признается несо­стоявшейся. Кроме того, продажа считается несостоявшейся, если в указанный в информационном сообщении срок для приема заявок ни одна них не была зарегистрирована либо по результатам рассмотре­ния зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене приоб­ретения имущества не было принято к рассмотрению. 13. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ В качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ государственное или муниципальное имущество может вноситься по решению Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Доля акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности и приобретаемых соответственно РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, в общем количестве обыкновен­ных акций этого акционерного общества не может составлять менее 25 процентов плюс одна акция. Иные правила могут быть установле­ны Президентом РФ в отношении стратегических акционерных об­ществ. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акци­онерных обществ может осуществляться: - при учреждении открытых акционерных обществ;
- в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ. Порядок внесения акций, количество акций, приобретаемых в собственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, до­ля этих акций в общем количестве акций открытого акционерного общества и цена приобретения указанных акций определяются Законом о приватизации, Федеральным законом «Об акционерных обществах», законодательством об оценочной деятельности. Особен­ности установлены в отношении приватизации имущества феде­рального железнодорожного транспорта Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распо­ряжения имуществом железнодорожного транспорта»1.
14. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления : Договор доверительного управления акциями открытого акцио­нерного общества заключается по результатам конкурса. Одно­временно с договором доверительного управления с победителем конкурса заключается договор купли-продажи. Лицо, заключив­шее договор доверительного управления, приобретает в .собствен­ность акции открытого акционерного общества после истечения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора. Сведения о количестве (доле в уставном капитале) и цене прода­жи акций публикуются в соответствующем информационном сооб­щении о проведении конкурса. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора Доверительного управления является основанием расторжения в су­дебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций. Исполнение условий указанного договора Подтверждается отчетом доверительного управляющего.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автор и ведущий программы «Военная программа» тк «Россия» Сладков А. В
Реферат Сущность и роль анализа финансового состояния коммерческого банка
Реферат Визначення та аналіз факторів, що впливають на ефективність маркетингової стратегії у брендингу
Реферат Political Correctness Essay Research Paper Political CorrectnessThe
Реферат Правова регламентацiя организацii та дiяльностi судових органiв Украiни
Реферат Організація бухгалтерського обліку у Франції та Китаї
Реферат Типы векселей
Реферат Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Реферат Технико-экономические обоснования и финансовые расчеты
Реферат Порядок исчисления и уплата акцизов при импорте товаров
Реферат Управление банком в рыночных условиях
Реферат Традиционные и современные способы привлечения капитала
Реферат Pop Art And Sampling Essay Research Paper
Реферат Учет кредитования физических лиц в ОАО Балтийский банк
Реферат Определение устойчивости равновесия Расчет зависимости напряженности электрического поля от