План:
Понятие пенсии
Виды трудовых пенсий
Обязательное пенсионное страхование
Условия назначения трудовой пенсии
Структура трудовой пенсии
Право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Негосударственные пенсии
Список использованной литературы
Понятие пенсии
Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью. Является формой социальной защиты населения.
В ст. 2 Закона о трудовых пенсиях[1] впервые в истории отечественного пенсионного законодательства дано правовое определение понятия «трудовая пенсия». Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о трудовых пенсиях.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Негосударственная пенсия – денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Как правило, носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат. В России институт негосударственной пенсии получил распространение сравнительно недавно, с 1993г.
Виды трудовых пенсий
Закон о трудовых пенсиях определяет три вида трудовых пенсий:
- трудовая пенсия по старости;
- трудовая пенсия по инвалидности;
- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Ранее действовавший Закон о госпенсиях[2] предусматривал также такие виды пенсий, как пенсии за выслугу лет и социальные пенсии. В Законе о трудовых пенсиях эти виды пенсий не предусматриваются. Пенсии за выслугу лет трансформировались в досрочные трудовые пенсии по старости (ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), а социальные пенсии – это вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который регулируется Законом о государственном пенсионном обеспечении.[3]
Обязательное пенсионное страхование
Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании[4]), отвечающие условиям Закона о трудовых пенсиях.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
организации;
индивидуальные предприниматели;
физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со статьей 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.
Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании.
Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:
- работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
- являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в в случае уплаты страховых взносов в ПФ РФ в добровольном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Положение о возможности добровольной уплаты страховых взносов в ПФ РФ впервые введено в законодательство и закреплено в ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.
Ранее, в соответствии с Законом о госпенсиях, граждане России, работающие за границей, получали право на трудовую пенсию с учетом работы за границей без каких-либо условий, в т. ч. без условия уплаты страховых взносов в ПФ РФ за время работы за границей. Теперь с 01.01.2002 в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении граждане России, работающие за пределами ее территории, подлежат обязательному пенсионному страхованию только при условии уплаты страховых взносов в ПФ РФ
В том случае, если международный договор предусматривает иной порядок пенсионного страхования, то соответственно применяется порядок, предусмотренный международным договором.
Помимо вышеуказанных граждан РФ, право на трудовую пенсию имеют нетрудоспособные члены их семей. Речь идет о праве этой категории лиц на пенсию по случаю потери кормильца при соблюдении условий, предусмотренных Законом о трудовых пенсиях.
Условия назначения трудовой пенсии
Трудовая пенсия того или иного вида назначается при выполнении условий, установленных соответствующими статьями Закона о трудовых пенсиях.
Так, например, для назначения трудовой пенсии по старости мужчине требуется достижение возраста 60 лет, женщине - 55 лет, .а также наличие страхового стажа не менее 5 лет.
"Страховой стаж" - новый правовой институт, под которым согласно ст. 2 Закона о трудовых пенсиях понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Ранее для установления пенсии по старости требовался общий трудовой стаж 20 лет для женщин, 25 лет - для мужчин, а при наличии общего трудового стажа 5 лет и более могла быть установлена пенсия по старости при неполном стаже.
Право на досрочное назначение пенсии сохранено за всеми категориями граждан, которым оно предоставлялось ранее по законодательству, действовавшему по состоянию на 31 декабря 2001 г., на основании Закона о государственных пенсиях.
Статья 27 Закона о трудовых пенсиях предусматривает 15 категорий тружеников, имеющих право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста.
Право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 1 января 2003 г. будет иметь не менее половины требуемого специального стажа.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 9, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
К числу нетрудоспособных членов семьи относятся:
- дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие 18 лет (если же они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то признаются нетрудоспособными до окончания ими такого обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет) или старше этого возраста, если они стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
- один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца, независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, если они достигли возраста 18 лет и заняты уходом за другими детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, и не работают;
- родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности (если они не состояли на иждивении умершего кормильца, то имеют право на пенсию при условии, что они утратили источник средств к существованию независимо от времени, прошедшего после смерти кормильца);
- дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности – при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать.
При невыполнении условий Закона о трудовых пенсиях (одного или всех одновременно) трудовая пенсия не устанавливается. Пунктом 4 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях определяется, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определены Законом о государственном пенсионном обеспечении.
Структура трудовой пенсии
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей пенсии.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из базовой и страховой частей.
Такая структура трудовых пенсий направлена на достижение трех целей пенсионного обеспечения: борьба с бедностью, компенсация утраченного заработка и обеспечение материальной достаточности.
Различные части трудовой пенсии имеют разные источники финансирования.
Часть трудовой пенсии
Источник финансирования
Ответственный за выплату
базовая часть
соответствующая часть единого социального налога (взноса)
Федеральный бюджет
страховая часть
основная часть страхового взноса, уплачиваемого работодателем в солидарную пенсионную систему
Пенсионный фонд РФ
накопительная часть
основная часть страхового взноса, уплачиваемого работодателем в солидарную пенсионную систему
Пенсионный фонд, а также негосударственные фонды и иные страховщики
В структуре трудовой пенсии всех видов выделена базовая часть – единая федеральная гарантия фиксированного (минимального) дохода в старости.
Для всех получателей трудовых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца) базовая часть устанавливается в фиксированном размере, который определяется в зависимости от вида пенсии, возраста пенсионера, установленной степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) и наличия нетрудоспособных членов семьи пенсионера.
Страховая часть трудовой пенсии зависит от результатов труда конкретного человека (которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в ПФ РФ) и устанавливается в дифференцированной сумме.
Базой для исчисления страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, величина которого формируется из общей суммы страховых взносов, поступивших в ПФ РФ за конкретное застрахованное лицо, и пенсионных прав застрахованного, приобретенных до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (до 1 января 2002 г.), выраженных в денежном исчислении.
Накопительная часть трудовой пенсии по старости и по инвалидности исчисляется из средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 4 Закона о трудовых пенсиях, гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Право на пенсию одновременно нескольких видов – довольно распространенный в практике случай (например, право на пенсию по старости и по инвалидности или пенсию по инвалидности и по случаю потери кормильца). Однако получение пенсий всех полагающихся видов законом всегда ограничивалось, за исключением отдельных категорий граждан. Достаточно вспомнить ст. 5 Закона о госпенсиях, которой было предусмотрено, что гражданам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.
При наличии права на одновременное получение трудовых пенсий нескольких видов по Закону о трудовых пенсиях гражданин должен выбрать, какую он предпочитает. Как правило, критерием выбора является размер пенсии. При установлении пенсий в соответствии с Законом о госпенсиях критерием выбора могли быть условия выплаты пенсии в период работы (так, пенсии за выслугу лет некоторым категориям работников не выплачивались при продолжении работы, дающей право на эту пенсию). Закон о трудовых пенсиях не устанавливает ограничений по выплате пенсии в период работы, поэтому выбор вида пенсии в большинстве случаев, по всей видимости, будет определяться ее размером.
Вместе с тем для некоторых категорий граждан допускается одновременное получение трудовой пенсии (части трудовой пенсии) и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии Законом о государственном пенсионном обеспечении.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Определение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, содержащееся в ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении, является родовым по отношению ко всем видам пенсий, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Оно позволяет разделить пенсии по целевому назначению на три группы.
Первую группу составляют пенсии, которые предоставляются в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности).
Вторую группу образуют пенсии, выплачиваемые в целях компенсации вреда, причиненного:
- при прохождении военной и приравненной к ней службы (во внутренних войсках МВД и в Железнодорожных войсках РФ, ФСБ России и др.);
- в результате радиационных и техногенных катастроф (на Чернобыльской АЭС в 1986 г., на Семипалатинском военном полигоне в 1949 г. и в 1962 г., на производственном объединении "Маяк" в 1957 г. и др.).
В третью группу входят социальные пенсии, выплачиваемые нетрудоспособным лицам в целях предоставления им средств существования. Право на них не зависит от какой-либо трудовой или общественно-полезной деятельностью в прошлом.
В соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
- пенсия за выслугу лет;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- социальная пенсия.
Право на пенсию за выслугу лет имеют федеральные государственные служащие и военнослужащие.
Пенсия за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним лицам, проходящим военную службу по контракту, назначается в порядке, предусмотренном Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.
По нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении пенсии по инвалидности назначаются военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны и гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Пенсия по старости в рамках Закона о государственном пенсионном обеспечении назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф.
Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам. Согласно п. 4 ст. 5 Закона о трудовых пенсиях социальная пенсия устанавливается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. По смыслу этой нормы обязательным условием назначения социальной пенсии является невозможность назначения какой бы то ни было трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) безотносительно к размеру последней. Соответствующее правило закреплено и в п. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении в отношении предусмотренных этой нормой категорий граждан.
В случае смерти военнослужащих и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, пенсия по случаю потери кормильца членам их семей предоставляется по нормам ст. 8 и 10 Закона о государственном пенсионном обеспечении
Негосударственные пенсии
Негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые гражданину в соответствии с условиями пенсионного договора между негосударственным пенсионным фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Под вкладчиком понимается физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд, под участником - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.
Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.
Пенсионный договор в обязательном порядке должен содержать:
- наименование сторон;
- сведения о предмете договора;
- положения о правах и об обязанностях сторон;
- положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;
- вид пенсионной схемы;
- пенсионные основания;
- положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
- положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;
- сроки действия и прекращения договора;
- положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;
- положения о порядке урегулирования споров;
- реквизиты сторон.
Пенсионным договором могут быть предусмотрены другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Негосударственные пенсионные фонды в России существуют на основании указа президента от 16 сентября 1992 года, который определил общие принципы этого вида деятельности.
В настоящее время, правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регулирует Закон о негосударственных пенсионных фондах[5]. Суть закона в том, что каждый нетрудоспособный россиянин имеет право на государственную пенсию за то, что работал. Но, кроме того, право на дополнительную негосударственную пенсию, которую может обеспечить себе сам.
В большинстве европейских стран именно выход на пенсию открывает широкие возможности для пенсионеров, которые могут позволить себе как отдых у моря, так и новый автомобиль. К сожалению, говорить о достойной жизни пенсионеров в нашей стране не приходится. Очевидно, что и в ближайшие годы правительству страны не решить эту проблему. Слабое состояние экономики страны, а также демографическая ситуация в долгосрочном плане, уменьшение соотношения числа работающих граждан к числу пенсионеров не дают основания ожидать заметного повышения государственных пенсий.
Пенсионная реформа предполагает изменение ответственности за будущую пенсию. Эта ответственность будет возлагаться на работодателя, на государство и на самого работника. То есть речь идет о наличии государственной пенсии и пенсии дополнительной.
Для реализации этого в России создан новый институт финансовых организаций - негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды - некоммерческие организации, не имеющие своей целью получение прибыли. Их деятельность лицензируется, контролируется государством и целиком направлена на формирование и приумножение пенсионных накоплений граждан (участников фондов).
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета от 20 декабря 2001 г. N 247.
- Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51. Ст. 4832.
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета от 20 декабря 2001 г. N 247.
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 19. Ст. 2071.
- Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27. Ст. 351.
- Комментарий к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» / Под общ. ред. Е.Н.Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
- Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» / Под ред. Е.Н.Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
- Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» / Под ред. Е.Н.Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
- Боженко Е. Государственный контроль за негосударственными пенсиями // Наше Время. 14 июля 2000 г. № 26.
- Назарец В.Г. Негосударственная пенсия. Миф или реальность? // Челябинский рабочий. 24. мая 2002.
- Савицкая Т.М. Трудовая пенсия: общая характеристика // Справочник кадровика. 2003. №3.
[1] Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета от 20 декабря 2001 г. N 247.
[2] Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 6 декабря 1990 г. N 27. Ст. 351.
[3] Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета от 20 декабря 2001 г. N 247.
[4] Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51. Ст. 4832.
[5] Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 мая 1998 г. N 19. Ст. 2071.