План:
1. Деятельность участкового уполномоченного милиции по защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Правовой статус участкового уполномоченного милиции.
Задача №1
Список используемой литературы
1. Деятельность участкового уполномоченного милиции по защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
В целях защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в соответствии с приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (с изменениями от 3 мая 2003 г.) участковый уполномоченный должен:
• Принимать на административном участке меры по сохранности частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. При необходимости вносить собственникам имущества за подписью начальника горрайлиноргана внутренних дел письменные предложения об устранении выявленных недостатков и принятии конкретных мер по их устранению.
• Оказывать содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики.
• Участвовать в пределах своей компетенции в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности и пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, и в принятии в установленном порядке совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер по их технической укрепленности.
• Проводить разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны, либо других организаций своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.
Участковый уполномоченный в сфере обеспечения безопасности дорожного движения собственности в соответствии с приказом МВД №900 от 16 сентября 2002 г. № 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" (с изменениями от 3 мая 2003 г.) участковый уполномоченный должен:
· Контролировать в пределах своей компетенции на административном участке соблюдение водителями автомототранспорта и пешеходами правил дорожного движения.
· Изымать в установленном порядке водительские удостоверения у лиц при совершении ими административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, а также при исполнении постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники.
· В случае изъятия водительских удостоверений выдавать в установленном порядке временные разрешения на право управления транспортным средством.
· Оказывать сотрудникам ДПС помощь в обеспечении движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий, в розыске угнанных, похищенных и используемых в противоправных целях транспортных средств, а также водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия.
· Участвовать совместно с сотрудниками ДПС в обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке.
· Проводить на административном участке мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также на профилактику аварийности на автомототранспорте и нарушений правил дорожного движения.
В соответствии с приказом МВД РФ №19 от 17 января 2006г. «Об организации деятельности органов и подразделений внутренних дел по предупреждению преступлений» Участковый уполномоченный милиции должен:
• Проводить ежемесячный анализ складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках, вносят руководству горрайоргана внутренних дел предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов милиции.
• Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. В случае невыполнения ранее данных предписаний вносят руководству горрайоргана внутренних дел предложения о принятии к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
• Отчитываются не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений.
• Не реже одного раза в квартал участвуют в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности, пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, оружия и боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительской власти и органами местного самоуправления меры по усилению их технической укрепленности.
• Привлекают население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных воспитательных мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения.
• Устанавливают доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.
• Выявляют на административном участке брошенный, бесхозяйный или разукомплектованный автотранспорт, принимают меры по установлению его принадлежности, проводят проверку на предмет нахождения в розыске.
• Оказывают содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики.
• Проводят разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.
2. Правовой статус участкового уполномоченного милиции.
В системе служб общественной безопасности МВД России важным звеном в обеспечении безопасности личности, охране общественного порядка и общественной безопасности принадлежит участковым уполномоченным милиции и их помощникам.
Служба участковых уполномоченных входит в состав милиции общественной безопасности МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России и горрайлинорганов внутренних дел и выполняет возложенные на нее задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел.
Правовую основу деятельности службы участковых уполномоченных составляет Конституция России, Закон Российской Федерации «О милиции», федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, приказы МВД России.
В силу поставленных законом задач и возложенных ведомственными нормативными актами функциональных обязанностей, участковый уполномоченный несёт персональную ответственность за состояние правопорядка на строго определённой, ограниченной по количеству проживающего на ней населения, территория обслуживания. Ни одна другая служба органов внутренних дел не имеет столь жёсткого нормативного прикрепления к территории обслуживания, как служба участковых уполномоченных. Это правило проверенно на практике и неизменно сохраняется с момента создания в стране данной службы, которая относится к числу старейших в системе органов внутренних дел.
За многие годы служба неоднократно претерпевала разнообразные изменения. Менялись наименования должностей (участковый надзиратель, инспектор, уполномоченный, вновь инспектор, и вновь уполномоченный). В ходе многочисленных преобразований служба входила в структуру подразделений охраны порядка, уголовного розыска, профилактики и вновь вернулась в систему обеспечения общественного порядка. При этом неизменным оставались ее назначение и задачи.
Участковые уполномоченные на всех этапах развития этой службы являются главным связующим звеном органов внутренних дел с населением, гарантом защиты прав и свобод граждан от преступных посягательств по месту жительства. Одним из приоритетных направлений их деятельности является обеспечение безопасности личности и имущественной безопасности граждан, включающих: оказание помощи, в том числе доврачебную, лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; принятие неотложных мер в чрезвычайных обстоятельствах (авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и др.).
Многогранная деятельность участковых уполномоченных основывается на соблюдении законов и подзаконных нормативных актов. Основным ведомственным нормативным правовым актом, регулирующим их деятельность, является Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденная приказом МВД России 16 сентября 2002 г, № 900. Инструкцией определены общие положения, основные цели, задачи, функции и полномочия сотрудников этой службы по реализации возложенных на них обязанностей по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка, критерии оценки результатов оперативно-служебной деятельности данной службы.
Важнейшей задачей участковых уполномоченных является предупреждение и раскрытие преступлений, розыск преступников. Для выполнения этой задачи на них возлагается ряд обязанностей:
· принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством;
· анализировать складывающуюся оперативную обстановку и вносить руководству органа внутренних дел предложения по повышению эффективности оперативно - профилактической деятельности подразделений и улучшению координации их деятельности;
· устанавливать организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
· выявлять лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотроппые вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информировать об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции;
· осуществлять проверки соблюдения должностными лицами и гражданами установленных правил регистрационного учета, а также вести списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства, ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания;
· участвовать в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности;
· привлекать население административного участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения;
· проверять на причастность к совершенным преступлениям ранее судимых лиц, других категорий правонарушителей, состоящих на профилактическом учете, а также лиц с противоправным поведением;
· устанавливать доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести;
· выявлять лиц, допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, хронических алкоголиков, психически больных, создающих непосредственную опасность для себя и окружающих;
· контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничений, установленных для них законодательством, а также в пределах своей компетенции в установленном порядке принимать участие в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы;
· выявлять и пресекать преступления, не представляющие общественной опасности, в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.
Участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен по поручению начальника органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции органов внутренних дел. При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, а в исключительных случаях, вызванных отсутствием следователя, по поручению начальника органа дознания - по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов предварительного следствия. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.
В ходе розыска отдельных категорий лиц, установление местонахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности, участковый уполномоченный должен по письменным запросам военных комиссариатов осуществлять мероприятия по установлению места нахождения лиц, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу, прохождения военных сборов или альтернативной гражданской службы. При выявлении на административном участке по приметам и другим данным лиц, объявленных в розыск, участковый уполномоченный устанавливает через родственников и знакомых разыскиваемых лиц, если они ранее проживали на административном участке, сведения, имеющие значение для их розыска и задержания. При установлении места нахождения разыскиваемого он незамедлительно информирует инициаторов розыска и при необходимости принимает участие в задержании таких лиц. Участковый должен оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.
При прибытии на место происшествия раньше следственно-оперативной группы участковый уполномоченный должен принять меры по охране места происшествия. А в случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции участковый уполномоченный самостоятельно проводит предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для раскрытия и расследования преступления.
По указанию непосредственного начальника в пределах своей компетенции на территории административного участка участковый вправе:
1) исполнять письменные поручения лиц, производящих дознание, следователя, прокурора и суда о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
2) в случаях и порядке установленных уголовно-процессуальным законодательством исполнять письменные поручения следователей о производстве отдельных следственных действий и исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также осуществлять содействие при их проведении.
Участковый уполномоченный при несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должен обеспечивать охрану общественного порядка на территории административного участка. В этих целях ему необходимо осуществлять регулярный обход административного участка, проводить проверку подъездов домов, чердачных и подвальных помещений, пустующих и подлежащих сносу строений с целью выявления и задержания лиц, представляющих оперативный интерес, пресечения преступлений и других правонарушений. О результатах данной работы участковый уполномоченный докладывает начальнику и дежурному органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки и вносит предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка. При необходимости по согласованию с руководителями органа внутренних дел, а в их отсутствие - с дежурным по органу внутренних дел осуществлять маневрирование патрульно-постовыми нарядами на территории административного участка. В период несения службы участковый уполномоченный должен проверять несение службы патрульно-постовыми нарядами, оказывать им помощь в пресечении преступлений и других правонарушений, в задержании преступников, обеспечивать взаимодействие с общественными объединениями правоохранительной направленности, участвующими в охране общественного порядка. При этом он информирует патрульно-постовые наряды об изменениях оперативной обстановки и совершении правонарушений на участке, а также о лицах, потенциально способных к совершению преступлений и иных правонарушений.
В целях поддержания постоянной связи с населением, органами местного самоуправления участковый уполномоченный должен реже одного раза в квартал отчитываться о проделанной работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью перед жителями административного участка, а при необходимости - перед органами местного самоуправления.
В целях защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности участковый уполномоченный должен принять меры по сохранности указанных форм собственности. При необходимости может вносить за подписью начальника горрайлиноргана внутренних дел письменные предложения собственникам имущества об устранении выявленных недостатков и принятии конкретных мер по их устранению. Участковый должен в пределах своей компетенции проводить проверки состояния технической укрепленности и пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств и принять в установленном порядке совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления мер по их технической укрепленности.
Участковый уполномоченный при оказании помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в защите их законных прав и интересов должен в пределах своей компетенции содействовать территориальным антимонопольным органам, подразделениям органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, органам государственного контроля за соблюдением законодательства, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также соответствующим службам и подразделениям органов местного самоуправления, осуществляющим контроль за качеством и безопасностью товаров, работ или услуг.
Участковому уполномоченному необходимо по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности обеспечивать охрану общественного порядка на административном участке при выселении граждан из жилых помещений по решению суда.
В работе с общественными формированиями правоохранительной направленности в осуществлении ими мероприятий по охране общественного порядка и проведении профилактической работы с правонарушителями и другими гражданами, потенциально склонными к совершению противоправных действий участковому необходимо поддерживать взаимодействие, оказывать им содействие и помощь. В этих целях предусматривается осуществление инструктажей членов общественных объединений правоохранительной направленности, внештатных сотрудников милиции при заступлении их на дежурство по охране правопорядка и оказании им методической и практической помощи в работе. Участковый уполномоченный информирует членов общественных объединений правоохранительной направленности о совершенных на административном участке правонарушениях, организует получение от них информации, представляющей оперативный интерес для органов внутренних дел. При этом им обобщается и анализируется работа членов общественных объединений правоохранительной направленности и внештатных сотрудников милиции, вносятся в установленном порядке начальнику органа внутренних дел либо в органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности и поощрении членов общественных объединений правоохранительной направленности, отличившихся в охране общественного порядка.
В сфере обеспечения безопасности дорожного движения участковый уполномоченный должен контролировать в пределах своей компетенции на административном участке соблюдение водителями автомототранспорта и пешеходами правил дорожного движения. В этих целях им проводится следующая работа: в установленном порядке изымаются водительские удостоверения у лиц при совершении ими административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, а также при исполнении постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники; сотрудникам ДПС оказывается помощь в обеспечении движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий, в розыске угнанных, похищенных и используемых в противоправных целях транспортных средств, а также водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия; совместно с сотрудниками ДПС участвует в обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке; проводит мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также на профилактику аварийности на автомототранспорте и нарушений правил дорожного движения. Участковый уполномоченный при рассмотрении обращений и заявлений граждан должен анализировать причины поступления письменных обращений жителей административного участка, в установленном порядке и в пределах своей компетенции принимать меры по их устранению. При этом поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаков состава преступления, рассматриваются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней. Им осуществляется прием: а) сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях и регистрировать их в журнале обращений и приема граждан; б) сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях с обязательной их регистрацией в установленном порядке в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
Участковому уполномоченному предписано принимать по письменным обращениям граждан одно из следующих решений:
· привлечение в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности;
· принятие к правонарушителям мер профилактического воздействия;
· направление за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя;
· об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа.
Участковый уполномоченный при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете, должен выявлять на административном участке лиц, подлежащих индивидуальному предупреждению совершения ими преступлений и других правонарушений и осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу со следующими категориями граждан:
· освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом;
· осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
· освобожденными от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям;
· допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений;
· хроническими алкоголиками и лицами, больными наркоманией, а также допускающими потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, из числа состоящих на учете в учреждениях здравоохранения, систематически допускающими правонарушения;
· психически больными лицами, представляющими непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете в учреждениях здравоохранения;
· несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.
Иные обязанности могут быть возложены на участкового уполномоченного только федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, а также нормативными правовыми актами МВД России путем внесения в установленном порядке соответствующих изменений или дополнений в Инструкцию по организации деятельности участкового уполномоченного.
Исполнение перечисленных обязанностей составляет служебную деятельность участкового уполномоченного, осуществляемой административными методами с отчетливо выраженной профилактической направленностью и опорой на помощь общественности и граждан.
В качестве основных направлений в деятельности участковых уполномоченных можно выделить: административно-юрисдикционное, оперативно-розыскное, уголовно-процессуальное; отдельным направлением является социально-правовое обслуживание населения.
Под административно-юрисдикционной деятельностью понимается: совокупность взаимообусловленных процессуальных действий, совершаемых участковыми уполномоченными: документальное оформление выявленных правонарушений и направление материалов по подведомственности; рассмотрение и принятие юрисдикционного решения по установленным фактам административных правонарушений; исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Это самостоятельный вид правоохранительной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность участковыми уполномоченными осуществляется в процессе пресечения и раскрытия преступлений. Так, они вправе использовать некоторые методы оперативно-розыскной деятельности, перечень которых определен статьей 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», в частности следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан; наведение справок; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
В соответствии ведомственными нормативными актами МВД России участковому уполномоченному в целях решения задач по выявлению, предупреждению и розыску преступников предписывается обязанность установления и осуществления доверительных отношений с отдельными гражданами о сотрудничестве на без контрактной основе с их добровольного согласия при условии сохранения, по их желанию, строгой конфиденциальности. В целях установления доверительных отношений с гражданами участковые уполномоченные организуют планомерную отработку административного участка. Это важная и трудная работа участковых. Она предусматривает регулярное посещение всех домовладений, квартир, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на участке, и личное знакомство с гражданами и трудовыми коллективами. Во время отработки жилого сектора участковые вручают визитные карточки с указанием в них сведений о расположении служебных помещений, номеров телефонов, дней и времени приема граждан. Кроме установления доверительных отношений, в ходе отработки решаются такие вопросы, как выявление и постановка на контроль лиц, склонных к совершению преступлений, формирование сведений о гражданах, которые представляют оперативный интерес.
В рамках уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, на органы внутренних дел, в том числе участковых уполномоченных возложена обязанность проведения предварительного расследования преступлений в форме дознания, по уголовным делам, по которых производство предварительного следствия не обязательно в порядке, установленном главой 32 указанного Кодекса. Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, участковые уполномоченные вправе выполнять предусмотренные ст. 157 указанного Кодекса неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Деятельность службы участковых уполномоченных по социально-правовому обслуживанию населения определяется выполнением поставленных перед ними целей, задач и функций, а также использование ими разнообразных форм и методов в оперативно-служебной деятельности, урегулированных законодательством и направленных на оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
В целях обеспечения выполнения возложенных обязанностей участковым уполномоченным предоставлены определенные права, которые можно разделить на две группы: 1) права, связанные с проведением предупредительно-профилактической работы; и 2) права, связанные с реагированием на правонарушения, обеспечивающие выявление, пресечение правонарушений и привлечение виновных лиц к ответственности.
В первую группу прав, связанных с проведением предупредительно-профилактической работы можно отнести право:
· принимать меры к доставлению в медицинские учреждения либо в дежурную часть органа внутренних дел лиц, находящихся на улице или общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим и себе, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья и жизни;
· осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических лиц, предметов, фактов и использовать в своей деятельности данные этих учетов, а также информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру и другие технические и специальные средства;
· использовать транспортные средства предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;
· использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям всех форм собственности, общественным объединениям и гражданам;
· временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан и транспортные средства на отдельные участки местности и объекты, обязывать их оставаться там или покинуть эти участки и объекты в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья;
· останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, производить их досмотр при подозрении, что данные средства используются в противоправных целях.
Во вторую группу, связанную с реагированием на правонарушения, можно включить право:
· требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению милицией своих полномочий;
· удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;
· проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми законодательством возложен на милицию;
· вызывать в установленном порядке в органы внутренних дел (служебные помещения участковых уполномоченных) граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве участкового;
· составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц, совершивших административные правонарушения; осуществлять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, административное задержание; производить в установленном порядке личный досмотр и досмотр вещей и документов, обнаруженных при задержании;
· входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями всех форм собственности, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках (о всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан участковый уполномоченный немедленно докладывает рапортом руководству органа внутренних дел);
· изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения;
· отстранять от управления транспортным средством водителей и иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения или в силу физического состояния не способных управлять транспортным средством, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;
· задерживать и доставлять в орган внутренних дел в соответствии с законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступления либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
· направлять или доставлять при необходимости лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, в медицинское учреждение для освидетельствования;
· останавливать транспортные средства, водители которых нарушили правила дорожного движения, а также транспортные средства, если есть достаточные основания полагать, что они или пассажиры объявлены в розыск.
Рассмотрение прав дает возможность увидеть, что участковые уполномоченные располагают широким набором организационных и правовых средств индивидуально-профилактического воздействия. По своему содержанию они включают в себя целенаправленную деятельность по выявлению, изучению и устранению причин отдельных видов преступлений, условий и обстоятельств их совершения на обслуживаемой территории, а также по индивидуальному воздействию в отношении лиц, имеющих в своем поведении антиобщественную направленность.
В число организационных средств, которые опираются, в основном, на методы убеждения входят, например, посещение и проверка контролируемого лица по месту жительства и работы, личная беседа или с участием представителей общественности, оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве, содействие в прохождении курса добровольного лечения от хронического алкоголизма или наркомании, сообщение по месту работы о допущенном правонарушении, обсуждение правонарушителей в трудовом коллективе или в общественных организациях и т.д. Перечисленные средства участковый уполномоченный использует, как правило, самостоятельно.
В применении правовых средств индивидуально-профилактического воздействия, базирующихся на методах принуждения, роль участкового уполномоченного также весьма значительна. Среди таких мер: контроль и профилактическая работа с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых в соответствии с законом установлены ограничения; подготовка материалов для привлечения к административной ответственности; оказание содействия работникам здравоохранения в направлении на добровольное либо принудительное лечение психических больных, представляющих опасность для окружающих; принятие в пределах своей компетенции участия в контроле за поведением лиц, осужденных к мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы; оказание содействия подразделениям по делам несовершеннолетних в выявлении родителей, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей и принятию к ним мер в соответствии с законодательством др.
Исходя из изложенного, можно определить, что служба участковых уполномоченных милиции в системе обеспечения общественной безопасности и общественного порядка представляет собой специфический, достаточно обособленный, однако совершенно конкретный и действенный социальный институт, отличающийся многообразием, сложностью и специфичностью выполняемых задач на административном участке, назначение которого остается неизменным с момента его образования - защищать законные интересы и права граждан, а также обеспечить реальную помощь общественности в обеспечении общественной безопасности и охране общественного порядка в городах и населённых пунктах.
ЗАДАЧА №1
Участковый уполномоченный милиции во дворе жилого комплекса остановил автомобиль марки «Вольво» гос. номер Т235ТТ 16 РУС, который заехал во двор под запрещенный знак «Въезд запрещен». В ходе разбирательства участковый уполномоченный милиции обратил внимание на то, что от водителя исходил запах алкоголя.
В соответствии с ФЗ «О милиции» п.11 милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия; (в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 68-ФЗ)
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты; (в ред. Федеральных законов от 31.03.1999 N 68-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
В соответствии с приказом МВД от 2 июня 2005 г. N 444
«О ПОЛНОМОЧИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МВД РОССИИ И ФМС РОССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗАДЕРЖАНИЮ» п.5.3 участковый уполномоченный должен составить на водителя административный протокол по статье 12.6 КоАП РФ «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» и в соответствии со статьей 23.3 ч.2 п.6 передать его на рассмотрение сотруднику государственной инспекции безопасности дорожного движения.
При обнаружении запаха алкоголя от водителя участковый уполномоченный должен в соответствии с приказом МВД №900 от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» пунктом 16.2 участковый уполномоченный имеет право изымать в установленном порядке водительские удостоверения у лиц при совершении ими административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, а также при исполнении постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида или другими видами техники.
В случае изъятия водительских удостоверений выдавать в установленном порядке временные разрешения на право управления транспортным средством.
В соответствии с приказом МВД от 2 июня 2005 г. N 444
«О ПОЛНОМОЧИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МВД РОССИИ И ФМС РОССИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗАДЕРЖАНИЮ.» пунктом 5.3 участковый уполномоченный имеет право составить на водителя административный протокол по статье 12.8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения». В соответствии со статьей 27.12. КоАП РФ «Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения»:
1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7 настоящего Кодекса, подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
2. Отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида.
3. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
4. В протоколе об отстранении от управления транспортным средством соответствующего вида, а также в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
5. Протокол об отстранении от управления транспортным средством, а также протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, их составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В случае отказа лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, от подписания соответствующего протокола в нем делается соответствующая запись.
6. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу.
Поэтому в этой ситуации участковый уполномоченный должен сообщить ближайшему инспектору ДПС, написать рапорт о выявленном административном правонарушении и передать для дальнейшего разбирательства инспектору ДПС.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации. М.,"Юридическая литература", 1993.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М.: Юрайт, 2002 г.
3. Приказ МВД РФ №444 от 02.07.05 г.
4. Приказ МВД РФ №900 от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».
5. Административная деятельность ОВД. Учебник / под ред. Попова Л.Л. - М.: Академия МВД СССР, 1987.
6. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СЛУЖБ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Учебник под ред. Ю.Н. Ольховникова.М. Академия МВД СССР, 2004.
7. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. / Под общ. ред. Сидоренко Е.Н. - М.: проспект, 2002 г.
8. Информационно-методический материал для изучения с личным составом КоАП РФ . НА МВД РФ и УК ГУВД Нижегородской области. -Н.Н.: 2002 г.