Реферат по предмету "Финансы"


Роль и место финансов в воспроизводственном процессе

Введение………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Социально экономическая сущность и функции финансов……..4

Понятие и сущность финансов……………………………………………………………………5-8

Функции финансов…………………………………………………………………………………….9-10

Финансы и расширенное воспроизводство……………………………………………11-14


Глава 2. Роль финансов в обеспечении эффективности воспроизводственного процесса……………………………………………………………15

2.1 Направление участия финансов в воспроизводственном процессе……15-19

2.2 Механизм участия финансов в воспроизводственном процессе…….....20-23

Глава 3. Пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе…………………………………………………….24-28

Заключение…………………………………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………………....30

Введение
Финансы – это система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.

Для современного развития экономической науки данная тема весьма актуальна, так как экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому социально-экономическими условиями общественного производства (развитием производительных сил, спецификой потребностей обще­ства и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных доходов, отве­чающих структуре его использования, то есть обеспечивают сбалансиро­ванность между материально-вещественным и финансово-стоимост­ным аспектами процесса национального производства.

При выполнении данной работы автором была поставлена следующая цель: изучить основные пути использования финансов в условиях рыночного хозяйства.

Представляется целесообразным постановка следующих задач:

– раскрыть сущность и функции финансов;

– проанализировать основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве, а так же пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе

Предметом исследования являются основные направления эффективного использования финансов в общественном воспроизводстве.

Глава 1. Социально экономическая сущность и функции финансов

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)1 и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию, стимулирующую функцию, воспроизводственную функцию

1.1
Понятие и сущность финансов
Финансы — экономические отношения, связанные с процессом формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.1

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям2:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов – второе направление воздействия финансов на развитие экономики.

Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами3:

через эффективное вложение финансовых ресурсов;

создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно повторяющихся циклов4.

Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.

А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию — финансы.

Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, то есть переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения — вторая стадия воспроизводственного процесса. Деньги первичны — финансы вторичны.

Примерами финансовых отношений являются5:

отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления материально-технической базы, подготовка и повышение квалификации кадров;

отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

отношения между государством и населением (уплата налогов и сборов, финансирование государством части социально — культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

отношения между банками и населением (вклады населения в Сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

отношения между вышеуказанными субъектами и теневой экономикой.

1.2 Функции финансов

Выделяют несколько основных функций финансов: распределительную, контрольную и регулирующую, стимулирующую и воспроизводственную.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.6

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.7

Стимулирующая функция состоит в использовании распределенного дохода либо для расширения производства, либо для накоплений и социальных потребностей. Государство с помощью системы финансовых рычагов воздействует на развитие отраслей, предприятий в ту или иную сторону.8

Рычаги:

Бюджет

Цены и тарифы

Налоги

Экспортные и импортные пошлины и тарифы

Воспроизводственная функция обеспечивает сбалансированность трудовых, материальных и денежных средств на всех стадиях простого и расширенного производства. Способствует развитию производства через рост инвестиций.9

Функции финансов осуществляются:

на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

во всех сферах общественной жизни (материальное производство, сфера обращения, сфера потребления);

на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном — финансы предприятий, внутриотраслевом — финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном — госбюджет и внебюджетные фонды).

1.3 Финансы и расширенное воспроизводство

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий: средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

1. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Следует отметить, что расходы из федерального бюджета на финансирование народного хозяйства в реальном выражении в 1990-е годы сократилась. Так, в Федеральном бюджете РФ на 1998 г. они составляют 41 млрд. руб., или 8% общей суммы расходов бюджета против 33—34% в условиях административно-командной системы.

2. С начала 1992 г. по 1998 г. отмечалось замедление темпов инвестиционной активности. Сокращались объемы централизованных капитальных вложений. Недостаточны были объемы государственных инвестиционных кредитов.

Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере во всем народнохозяйственном комплексе. Одна из причин этого — кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексе. Для инвесторов более предпочтительной является непроизводственная сфера, в частности, успешно развивающееся жилищное строительство.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате проведенной в 1992, 1994, 1995, 1996, 1997 гг. переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

Доля собственных средств предприятий в общем объеме капиталовложений в настоящее время превысила бюджетные ассигнования на эти цели.

Следует иметь в виду, что падение производства нельзя остановить без увеличения инвестиций в российскую экономику. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих направлениях:

1) дальнейшая децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

2) государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

3) размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

4) усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

5) значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

6) использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;

7) совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятия.

3. Большое воздействие на финансы предприятий оказывают налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Однако в современных условиях налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство.

4. Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.

Глава 2. Роль финансов в обеспечении эффективности воспроизводственного процесса
2.1 Направление участия финансов в воспроизводственном процессе
Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальными носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы, представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами.

Финансы используют для достижения конечной цели рас­пределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процесса и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня населения.

Государство использует финансы как действенное ору­дие в распределении финансовых ресурсов, которые пред­ставлены совокупным общественным продуктом и нацио­нальным доходом.

Основными экономическими агентами, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, являются:10

– частный бизнес – производители материальных и немате­риальных благ и услуг;

– население – потребители этих ценностей;

– государство как институт, создающий условия для максими­зации полезностей частного бизнеса и населения.
Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с по­мощью таких макроэкономических показателей, как:11

– валовой внутренний продукт (ВВП – текущая стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение определенного периода времени (главным обра­зом, года) на экономической территории страны);

– национальный доход (НД – вновь созданная за год стои­мость, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);

– инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен на товары и услуги в экономике в процентах);

– сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (со­отношение доходов и расходов бюджетной системы, кото­рое проявляется либо в дефиците – при превышении рас­ходов над доходами, либо в профиците – при превышении доходов над расходами);

– сальдо текущих операций (соотношение совокупной креди­торской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

– потребительский и отложенный спрос населения (часть на­ционального дохода, которая расходуется на потребление, и часть его, которая сберегается соответственно);

– сальдо торгового и платежного балансов (результат опера­ций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефи­цита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той целью развития экономической системы, которая реализуется (или должна реализовываться) с помощью финансов.

При помощи финансов государство обеспечивает целесо­образное распределение совокупного общественного продукта в денежной форме и соблюдение нужных пропорций в раз­витии отраслей народного хозяйства. Перспективное регули­рование экономики, в том числе отраслевые и территориальные пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и национального дохода.

Финансы практически используют во всех аспектах экономического роста страны. С помощью финансов осуществля­ется распределение валового внутреннего продукта на фон­ды накопления и потребления.

В результате распределения национального дохода часть его образует фонд накопления, который используется на уве­личение основных и оборотных фондов, формирование стра­ховых запасов и др. На практике накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вло­жений. Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим темпы расширенного производства.

Использование финансов на предприятиях осуществля­ется на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия производственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.

Важную роль играют финансы в использовании денеж­ных средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство, расширение, реконструкцию предпри­ятий и техническое перевооружение).

Особое место занимают финансовые отношения между государством и экономическими (хозяйствующими) субъек­тами, то есть предприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий (организаций) в государствен­ный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные де­нежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через финансовые отношения с помощью различ­ных способов (налогов, сборов, пошлин и так далее) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций), формируется государственный бюджет и региональные бюд­жеты. При этом предприятия (организации) при определен­ных условиях получают финансовую поддержку в виде раз­личных налоговых льгот или прямых ассигнований из государственного бюджета.

Существенное значение в системе платежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприя­тиями (организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров, которые регламентируют взаим­ные финансовые обязательства поставщиков и покупателей по платежам. Финансовые отношения такого рода охватыва­ют взаимосвязи не только между экономическими субъекта­ми, но и государственными организациями по поставкам про­дукции и товаров для государственных нужд.

Финансы используются в отношениях между предприя­тиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, ма­териалы, топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т – Д) и возникают платежно-расчетные отношения, в ре­зультате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Финансовые отношения между государством и организа­циями регулируются с использованием экономических рыча­гов (системы налогов и предоставления кредитов, регулиро­вания процентных ставок за кредит и пошлин, пре­доставлением различного рода экономических льгот).

В стране действуют различные общественные организа­ции и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения культуры, образования, медицинского обслу­живания, физкультуры и спорта), которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учрежде­ние имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюд­жета либо независимо от государства (членские взносы, по­жертвования, доходы от побочной деятельности). Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное финансирование может со­четаться с системой налогообложения (долевого участия в доходах), а средства общественных организаций могут вкла­дываться на добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.

Применяется широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые отношения между государством и населением возникают, прежде всего, по поводу получения от государства различного рода вып­лат (пенсии, пособия, стипендии) и льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на об­разование, лечение, покрытие расходов на другие цели, пре­доставляемые населению бесплатно, полностью либо час­тично.


2.2 Механизм участия финансов в воспроизводственном процессе


Воспроизводственныйпроцессвключает в себя 4 стадии:

1) производство

2) обмен

3) распределение

4) потребление

В воспроизводстве участвуют различные экономические субъекты:

домашние хозяйства

хозяйствующие субъекты

государство

У всех экономических субъектов воспроизводственногопроцессаесть доходы и расходы, т.е. все они имеют своеобразные бюджеты, состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникают профициты этих бюджетов, а у других – дефицит. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов.

Все доходы субъектов экономических отношений впроцессевоспроизводства делятся на:

первичные

вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов.

Они образуются:

1) у организаций в форме прибыли, остающихся в их распоряжении и амортизационных отчислений;

2) у работников в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам, выплат из внебюджетных фондов;

3) у государства – в форме перераспределенных фондов организаций и населения в бюджет и внебюджетные фонды.

Процессыформирования и использования доходов субъектов воспроизводственногопроцессасопровождается распределением и перераспределением этих фондов необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов.Возникающие у отдельных экономических субъектов профициты бюджета перераспределяются:

с помощью государственных финансов, т.е. часть доходов, аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов;

с помощью финансовых посредников, это коммерческие и сберегательные банки, частные пенсионные фонды, страховые компании и т.д.;

с помощью финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы, приносящих доход – ценные бумаги.

Главным инструментом регулирования воспроизводственныхпропорций являются финансыпредприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственнойструктуры производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление, осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. Регулирование воспроизводственнойструктуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Таким образом, регулирующие возможности финансовпредприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов.

Широкое использование финансовпредприятий для регулированиявоспроизводственныхпропорций не исключает участия в данномпроцессестрахования, ролькоторого все больше возрастает (используется в случае ощутимого ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке собственных финансовых ресурсов), бюджета12.

Все более возрастающее значение для экономики имеет государственное регулирование общественного производственного процесса.Государство имеет множество возможностей вмешательства в экономику. С помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) оно стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственныепропорции: амортизационную политику, бюджетное финансирование различных целевых затрат, систему социального страхования и др.

Особая рольвгосударственном механизме регулирования народнохозяйственных пропорций отводится бюджетной системе. При этом части бюджетных отношений — по поводу формирования доходов бюджета (платежи в бюджет) и их расходования (финансирование) — имеют свое особенное значение впроцессерегулирования. Платежи в бюджет влияют в основном на формирование собственной финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции) и, следовательно, регулируют лишь величину доли собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования. Бюджетное же финансирование (в разных его формах) увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Посредством использования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований государство может оказывать стимулирующее воздействие на процессыпроизводства и воспроизводства.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, впроцессекоторых образуются и используются фонды денежных средств.

Для регулирования отраслевых пропорций используются финансыпредприятий и государственный бюджет. При этом предприятия воздействуют на отраслевую структуру через финансовый рынок, находя посредством его зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают ценные бумаги других предприятий, предоставляют свои временно свободные средства взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную политику, влияя на цены.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы,а также частично финансыпредприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т. п. Влияние финансовпредприятий на территориальную структуру общественного производства сказывается в расширении зоны предпринимательства, инвестировании средств в развитие городов и населенных пунктов.

Глава 3. Пути повышения эффективности функционирования финансов в воспроизводственном процессе

Общественный прогресс предполагает две формы развития – революционную и эволюционную. Можно привести много примеров революционного перехода от низших социально-экономических формаций к высшим. Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы.

Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества – его работников.

Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным общественным формам организации экономической и социальной жизни человека. Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода.

Финансы способствуют появлению новых политических движений и партий, обеспечивают эффективное их участие в общественной жизни, революционном преобразовании страны. Любой партии необходимо финансовая база, так как партия использует систему доходов и расходов для укрепления своего организационного единства, широкого распространения своих программных взглядов среди различных социальных групп и общественных движений.

Преимуществами эволюционного развития общественного прогресса являются: замена старых общественных форм новыми; отсутствие вооружённой классовой борьбы; возможность избежать бессмысленных разрушений в период революции; возможность проведения реформ в условиях благоприятной идеологической обстановки.

Преемственность финансовых отношений обеспечивает плавный переход от отживающих форм финансовых отношений к прогрессивным способам организации финансов. При этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых кадров, изменять методы работы.

Парламентские, мирные формы борьбы политических сил и идей требуют значительных финансовых затрат, отвлекают людей от созидательной деятельности, затягивают процесс реформирования общества. В результате страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с материальными и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий.

Расстройство финансов приводит к разрушению денежного обращения, инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном счёте к резкому падению уровня жизни населения. Последствия финансового кризиса в годы войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.

Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами на содержание и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана со значительными разрушениями производственных, социально-культурных объектов и других элементов созданного национального богатства. Естественно, что по окончании гражданской войны восстановление этих объектов требует огромных материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.

Общество, осуществляющее реформы, как правило, не проводит массовых компаний по разрушению до основания старых структур, чтобы на их месте построить новые. Финансовые потери в обществе, которое осуществляет реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекут катастрофических последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений в революционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных сил заводят страну в тупиковую ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в конце двадцатых и тридцатые годы, когда проводились «реформы» в области государственного кредита.

Движения к общественному прогрессу по пути реформ характерно колоссальной экономией материальных, трудовых и финансовых ресурсов и на этой основе –ускоренное движение к новому состоянию общества, характеризующемуся материальным и духовным благополучием большинства своих граждан.

Для осуществления реформ в обществе должны быть объективные и субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому, который был показан в отношении предпосылок социальной революции.

Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы, процент по государственным ценным бумагам, процент по вкладам, местные бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна дифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и других финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным трудом.

Финансы Российской Федерации находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам, большой внутренней и внешней задолженности страны.

Задача состоит в том, чтобы остановить спад производства, инфляционный процесс, активизировать инвестиционную деятельность для обеспечения структурной перестройки народного хозяйства, преодолеть бюджетный дефицит, совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения в целях достижения финансовой стабилизации.

Одна из важных задач государства – решение пробле­мы экономического роста, в котором воплощается расширен­ное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень важен для определения перспектив развития страны и регио­нов, развития отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного хозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования фи­нансов в общественном воспроизводстве заключаются, преж­де всего, в экономической сущности финансов, в их распре­делительной и контрольной функциях.

Можно выделить следующие основные направления эф­фективного использования финансов в общественном воспро­изводстве:

1) распределение финансовых ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса;

2) использование финансов в системе платежно-расчет­ных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими экономическими субъектами;

3) использование финансов как инструмента экономичес­кого стимулирования производства и труда.

4) финансирование бюджетных расходов государства, в том числе на содержание государственного аппарата управ­ления, на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства, финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и отрасле­вой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных программ и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмот­ренных законом о федеральном бюджете.
Заключение

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы13.

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру воспроизводственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансы – это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота.

Роль финансов можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.
Список использованной литературы

1. Смородина М.И. Финансы и кредит: Курс лекций. – М.: МГТУ, 2006.

2. Левин У.П. Финансы и кредит. – М.: Инфра-М, 2005.

3. Заяц, Н.Е. Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В.
4. Сорокина и др. – Мн.: БГЭУ, 2005.
5. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов

/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002.
6. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансовхозяйствующего субъекта: Учебное пособие М.: Финансыи статистика,1994.
7. Белолипецкий В.Г. Финансыфирмы: Курс лекций/ Под ред. И.М. Мерзлякова. – М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. —М.: ЮНИТИ, 2001. —527 с. ISBN5-238-00067-7.

9. Лебедев В.М. Развитие инвестиционной сферы в Российской экономике// Финансы.- 1998.- №7.

10. Литовских А.М. Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. – Таганрог: ФЭМП, 2003.

11. Сайт журнала «Финансы и кредит» //www.fin-izdat.ru

12. Сайт электронных книг по финансам //www.aup.ru/books/i003.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.