Реферат по предмету "Право"


Авторское право. Вопросы и ответи

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Авторское право» 1 Понятие интеллектуальной собственности и система ее правовой охраны 2 Основные институты права интеллектуальной собственности. 3 Понятие субъективного авторского права 4.Виды субъективного авторского права
5.Понятие объекта авторского права 6.Субъекты авторского права 7. Система источников современного авторского права России. 8.Понятие смежных прав, их производность от авторских прав 9.Субъекты смежных прав 10.Объекты смежных прав 11Система источников современного авторского права России. 12Основные положения Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 13 Государство как субъект авторского права 14 Порядок оформления прав на объект авторского права 15Сущность исключительного права, предоставляемого законом правообладателям (авторское право) 16 Виды объектов авторского права. 17 Основания возникновения субъективного авторского права 18 Правовое регулирование передачи авторских прав. Авторский договор. 19 Авторы произведений как субъекты авторского права 20 Наследники и иные правопреемники как субъекты авторского права 21 Субъективное авторское право юридического лица 22Правовое регулирование деятельности организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе 23 Исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания как субъекты смежных прав 24 Содержание исключительного права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания 25 Гражданско-правовые способы защиты прав авторов 26 Уголовная ответственность за разглашение коммерческой и банковской тайны. 27 Основные положения Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 28 Основные международные соглашения в области охраны авторских прав. 29. Основные международные соглашения в области охраны смежных прав 30 Правовые последствия присоединения России к международным соглашениям по охране интеллектуальной собственности 31. Примеры норм международных договоров, имеющих прямое действие на территории России 2 Прежде всего выделяется институт авторского права и смежных прав. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться авторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом. Другим правовым институтом, входящим в систему подотрасли «право интеллектуальной собственности», является патентное право. Оно регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Объединение трех названных объектов интеллектуальной собственности в рамках единого института патентного права объясняется следующими соображениями. Во-первых, изобретения, полезные модели и промышленные образцы, с одной стороны, обладают значительным сходством, и с другой — существенно отличаются от иных объектов интеллектуальной собственности. Все они являются результатами творческой деятельности, имеют конкретных создателей, права которых признаются и охраняются законом, совпадают друг с другом по ряду признаков и т.д. Во-вторых, их охрана осуществляется посредством единой формы, а именно путем выдачи патента. В-третьих, правовое регулирование связанных с этими тремя объектами общественных отношений имеет гораздо больше сходства, чем различий, и к тому же осуществляется в России единым законодательным актом, а именно Патентным законом РФ. Как и авторское право, патентное право имеет дело с охраной и использованием нематериальных благ, являющихся продуктами интеллектуального творчества. Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как и произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторским правом, представляют собой результаты мыслительной деятельности, идеальные решения тех или иных технических или художественно-конструкторских задач. Лишь впоследствии, в ходе их внедрения, они воплощаются в конкретные устройства, механизмы, процессы, вещества и т.п. Наряду, со сходством сравниваемые объекты имеют и существенные различия. Если в произведениях науки, литературы и искусства основная ценность и предмет правовой охраны — их художественная форма и язык, которые отражают их оригинальность, то в объектах патентного права ценность представляет прежде всего само содержание тех решений, к которым пришли изобретатели. Именно оно и становится предметом охраны патентного права. В отличие от формы авторского произведения, которая фактически неповторима и может быть лишь заимствована, решение в виде устройства, способа, вещества, штамма или внешнего вида изделия может быть разработано другими лицами совершенно независимо от первого его создателя. С развитием товарно-денежных отношений в России все более важным элементом рыночной экономики становятся такие объекты промышленной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для всех товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг. Такой правовой механизм представлен особым институтом рассматриваемой подотрасли гражданского права, а именно институтом средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Данный правовой институт, как и патентное право, имеет дело с так называемой промышленной собственностью, то есть с исключительными правами, реализуемыми в сфере производства, торгового обращения, оказания услуг и т.п. Основной функцией рассматриваемого института интеллектуальной собственности является обеспечение должной индивидуализации производителей и их товаров, работ и услуг. Сам институт состоит, однако, из двух тесно взаимосвязанных, но все же относительно самостоятельных частей, а именно субинститута средств индивидуализации участников гражданского оборота (фирменные наименования) и субинститута средств индивидуализации продукции, работ и услуг (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров). Творения, признаваемые произведениями науки, литературы или искусства, а также изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами, не исчерпывают всего многообразия результатов творческой деятельности. Наряду с ними имеется немало объектов, которые создаются творческими усилиями людей, представляют ценность для общества и также нуждаются в общественном признании и правовой охране. Наличие такого рода объектов и необходимость правового регулирования связанных с ними общественных отношений в настоящее время признается подавляющим большинством государств. Россия не представляет в этом отношении какого-либо исключения. Помимо традиционных объектов, охраняемых авторским и патентным правом, а также институтом средств индивидуализации участников гражданского оборота, российское гражданское право предоставляет охрану селекционным достижениям, топологиям интегральных микросхем, информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, и некоторым другим результатам интеллектуальной деятельности. Опираясь на отличия указанных результатов интеллектуальной деятельности от традиционных объектов интеллектуальной собственности, все их можно условно отнести к сфере единого правового института, а именно института охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
Причины 1 Слово «интеллект» в Словаре русского языка С. И. Ожегова разъясняется как «мыслительная способность, умственное начало у человека», а «интеллектуальный» — как «умственный, духовный; с высокоразвитым интеллектом». Стало быть, формула «интеллектуальная собственность» охватывает собственность, возникающую как результат интеллектуальной деятельности.
К слову, каких-то десять—пятнадцать лет назад законодательство — тогда еще советское — вообще не знало понятия «интеллектуальная собственность», о чем, кажется, не без грусти сообщал автор короткой статьи в Юридическом словаре (1984 г.): « .Понятие И. с. впервые введено в 1967 Конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, участником которой является СССР. "В сов. законодательстве понятие И. с. не применяется». Теперь это понятие прочно вошло в законодательство Российской Федерации, стало неотъемлемой составляющей регулирования гражданского права. Что понимается под интеллектуальной собственностью по законодательству Российской Федерации? В законодательстве РФ не содержится четкое определение понятия «интеллектуальная собственность», но в ст. 128 вступившего в действие с 01. 01. 95 г. Гражданского кодекса РФ указано, что интеллектуальная собственность относится к одному из видов объектов гражданских прав и является исключительным правом гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности. В раду каких видов объектов гражданских прав находится интеллектуальная собственность? Статья 128 ГК РФ называет интеллектуальную собственность в ряду таких видов объектов гражданских прав, как вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; нематериальные блага. Как Гражданский кодекс РФ определяет содержание понятия «интеллектуальная собственность»? К сожалению, действующий ГК РФ, употребляя это понятие, фактически не раскрывает его содержание, хотя именно в ГК оно и должно быть раскрыто, тем более что в него включена специальная ст. 138, которая так и называется — «Интеллектуальная собственность». Вот что в ней говорится: «В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.)». Не раскрывая содержание понятия «результаты интеллектуальной деятельности», законодатель одним и тем же предложением приравнивает к ним «средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг», т. е. приравнивает к тому, что само требует расшифровки. Ничего не остается делать, как искать ответ в других правовых актах. В каких иных правовых актах раскрывается содержание понятия «интеллектуальная собственность»? В частности, в утратившем с принятием первой части ГК РФ силу Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24. 12. 90 г. говорится: « .объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы, искусства и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, «ноу-хау», торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания» (п. 4 ч. 2 ст. 2 названного Закона). Не будем комментировать обоснованность столь широкого перечня объектов, лишь заметим, что некоторые юристы ставили под сомнение его корректность. Более точный ответ, и довольно подробный, содержится в Стокгольмской конвенции от 14. 07. 67 г. (с изменениями от 02. 10. 79 г.), учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее — Стокгольмская конвенция). В п. 8 ст. 2 этой Конвенции определено: « .интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: — литературным, художественным и научным произведениям, — исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, — изобретениям во всех областях человеческой деятельности, — научным открытиям, — промышленным образцам, — товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, — защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях». Вот теперь вроде бы должно быть ясно, о чем идет речь, когда употребляется понятие «интеллектуальная собственность». Но . 5 Авторское право распространяется на все виды произ ведений науки, литературы и искусства, являющиеся ре зультатом творческой деятельности. При этом не имеют значения назначение и достоинства произведения, а также способ его выражения. В частности, по мнению законодателя, объектами ав торского права являются: — литературные произведения (включая программы для ЭВМ); — драматические и музыкально-драматические произве дения, сценарные произведения; — хореографические произведения и пантомимы; — музыкальные произведения с текстом или без текста; — аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видео фильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и те лепроизведения) ; — произведения живописи, скульптуры, графики, дизай на, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; — произведения декоративно-прикладного и сценографи-ческого искусства; — произведения архитектуры, градостроительства и са дово-паркового искусства; — фотографические произведения и произведения, по лученные способами, аналогичными фотографии; — географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к гео графии, топографии и к другим наукам (ст. 6 Закона «Об авторском праве»). Указанный перечень, безусловно, не является исчерпывающим. К объектам авторского права могут быть от несены и иные виды произведений науки, литературы и искусства при условии соответствия требованию закона: быть результатом творческой деятельности, выраженным в какой-либо объективной форме. 3 В широком смысле авторское право представляет собой совокупность норм гражданского и иных отраслей права, которые регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Применительно к конкретным лицам авторское право понимается как совокупность принадлежащих автору (фи зическому лицу) имущественных и личных неимуществен ных (духовных) прав в отношении созданного им творчес ким трудом произведения науки, литературы и искусства, обладающим новизной и оригинальностью. Каковы основные функции авторского права? Содержание норм авторского права дает основание сделать вывод, что одной из основных его функций яв ляется создание правовых, имущественных и иных условий для эффективной творческой деятельности в сфере науки, литературы и искусства, обеспечение реальных возможностей автору для признания и защиты его права на созданное им творческим трудом произведение.
Наряду с этим не менее значимой функцией автор ского права является создание правовых, материальных и иных условий для использования произведения науки, ли тературы и искусства максимально широким кругом лиц. То есть авторское право решает проблему разумного со четания прав автора на произведение и возможностью ис пользования его обществом.
6 Кто является носителем авторских прав? В Российской Федерации автором может быть толь ко физическое лицо, творческим трудом которого соз дано произведение. Автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или эк земпляре произведения, до тех пор пока не будет доказано иное. При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произве дении, считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Может ли быть признано автором несовершеннолетнее или недееспособное лицо? Содержание гражданской правоспособности не связа но ни с возрастом, ни состоянием здоровья конкретного лица. Статья 17 ГК РФ определяет, что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская дее способность) признается в равной степени за всеми граж данами и возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. В связи с этим носителем авторских прав в отношении созданных ими произведений могут быть и лица, не до стигшие совершеннолетия либо признанные в установлен ном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными. Но при реализации авторских прав малолетних авторов (не достигших 14 лет) и недееспособных лиц в качестве их законных представителей выступают родители или опекуны, которые и совершают сделки от их имени. Несовершеннолетний (с 14 до 18 лет) автор произве дения науки, литературы и искусства или иного охраняе мого законом результата интеллектуальной деятельности осуществляет свои права самостоятельно. Вместе с тем он так же самостоятельно несет и имущественную ответст венность по совершенным им сделкам в сфере авторских правоотношений. Автор, дееспособность которого ограничена судом на основании того, что вследствие злоупотребления спирт ными напитками или наркотическими средствами он ста вит семью в тяжелое материальное положение, реализует свои авторские права лишь с согласия назначенного ему попечителя, задачей которого в соответствии со ст. 33 ГК РФ является оказание подопечному содействия в осущест влении им своих прав и исполнении обязанностей, а также охрана его от злоупотреблений третьих лиц. В каких случаях носителем авторских прав является юридическое лицо (организация, предприятие и др.)? По российскому законодательству, юридическое лицо (организация) не может выступать в качестве автора за исключением случаев, когда произведение создано за ру бежом. На основе законодательства страны, где создано произведение, носителем авторских прав может быть при знано и юридическое лицо. Наряду с этим юридические лица могут быть облада телями производного авторского права по завещанию ав тора, по договору с автором при создании произведения в порядке выполнения служебных обязанностей или слу жебного задания и в некоторых иных случаях. 7 Система источников авторского права в Российской Федерации в настоящее время представляет достаточно целостную совокупность законодательных и подзаконных актов, регулирующих авторские отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, лите ратуры и искусства. Правовое регулирование интеллектуальной собственности, в том числе авторского права, в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению Рос сийской Федерации и должно быть основано лишь на федеральном законодательстве и принятых на его основе подзаконных актах. Законодательные акты: Конституция Российской Федерации (1993), ст. 44 ко торой гарантирует каждому свободу литературного, худо жественного, научного, технического и других видов твор чества, а также охрану законом интеллектуальной собст венности; Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и изменениями от 19. 07. 95 г. С принятием указанного закона, большинст во норм которого являются нормами прямого примене ния, в стране создана современная правовая основа для регулирования авторских отношений, учитывающая меж дународные конвенции и соглашения; Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23. 09. 92 г., в котором законодательно за креплено положение, что программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права. В част ности, программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям литературы, а базам данных — как сборникам. Отдельные вопросы авторско-правового характера ре гулируются нормами Закона РСФСР «О средствах массо вой информации» от 27. 12. 91 г., в том числе условия использования авторских произведений, писем и др.; За кона Российской Федерации «Об архитектурной деятель ности в Российской Федерации» от 17. 11. 95 г. (в части авторского права на произведения архитектуры); Граждан ского кодекса Российской Федерации (применение общих положений о сделках, положений обязательственного права, наследственного права, способов защиты нарушен ных прав, правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства и др.); Уголовного кодекса Российской Федерации (уголовная ответственность за нарушение ав торских и смежных прав), Кодекса РСФСР об админи стративных правонарушениях (административная ответст венность за продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фоно грамм); иных законодательных актов. Подзаконные акты: Постановления Правительства Российской Федерации «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21. 03. 94 г. № 218, «О порядке опреде ления расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждения физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов» от 28. 05. 92 г. № 355, Положение о регистрации кино- и видеофильмов, утвержденное постановлением Правительства от 28. 04. 93 г. и др., а также подзаконные акты общего ха рактера в области авторского права, принимаемые феде ральными органами управления в сфере культуры, печати и информации (инструкции, правила и иные) или орга нами власти и управления субъектов Федерации (положе ния о творческих конкурсах, о проведении выставок, об охране памяти деятелей науки, литературы и искусства и др.). К числу источников авторского права относятся и по становления Верховного Суда Российской Федерации, ко торый наделен правом на основании обобщения судебной практики давать руководящие разъяснения по наиболее сложным вопросам применения норм авторского законо дательства, обязательные для судов и иных участников процесса. В настоящее время не потеряло своей практи ческой значимости постановление Пленума Верховного Суда СССР «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских право отношений» от 18. 04. 86 г.
Большую группу источников авторского права состав ляют международные договоры и соглашения. Российская Федерация является правопреемники СССР по всем за ключенным СССР международным договорам в области авторского права, и в том числе о присоединении с 27 мая 1973 г. к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., о вступлении с 1968 г. в члены Всемирной организации интеллектуальной собственности и др.
С марта 1995 г. Россия является участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.), участником Со глашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24. 09. 93 г., подписанного 11 государствами — членами СНГ, и ряда других много сторонних и двусторонних соглашений и договоров в дан ной области 8 Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и по становок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. Определение «смежные права» во многом обусловлено зависимостью и производностью указанных видов твор ческой деятельности от авторов произведений и их ав торских прав. Не случайно правовые нормы, регули рующие авторские права и связанные с ними смежные права исполнителей, производителей фонограмм, органи заций эфирного или кабельного вещания объединены в рамках единого Закона РФ «Об авторском праве и смеж ных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и измене ниями от 19. 07. 95 г. (далее — Закон об автбрском праве), в котором смежным правам посвящен специаль ный раздел. 10 Круг объектов, на которые распространяются смежные права, четко определен Законом об авторском праве (ст. 35). В их числе: — исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных тех нических средств); — фонограмма, т. е. любая исключительно звуковая запись (фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осу ществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение) исполнений или иных звуков; — передача организации эфирного или кабельного веща ния, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией. 9 Российское законодательство в качестве субъектов смежных прав выделяет следующие категории: исполнитель — в эту категорию входят актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инстру менте или иным образом исполняет произведения лите ратуры или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля, представления) и дирижер; производитель фонограмм — физическое или юриди ческое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен ность за первую звуковую запись с помощью технических средств в каких-либо материальных формах исполнения или иных звуков. При отсутствии иных доказательств про изводителем (изготовителем) фонограммы признается фи зическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со держащем ее футляре; организация эфирного вещания — организация, осу ществляющая распространение звука или изображения способом беспроволочной связи (теле- и радиостудия и др-); организация кабельного вещания — организация, также распространяющая звук или изображение, но только иным техническим способом — через кабель, проводную сеть и др. 11 Правовой основой смежных прав является система ис точников законодательства об авторском праве, которая достаточно полно рассмотрена выше. Система источников авторского права и смежных прав в России представляет совокупность законодательных и подзаконных актов, международных соглашений и иных правовых норм в этой сфере. В их числе группа законодательных актов: — Конституция Российской Федерации (1993 г.), ст. 44 которой гарантирует каждому свободу литературно го, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также охрану законом интеллектуаль ной собственности; — Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и изменениями от 19. 07. 95 г.; — Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23. 09. 92 г. Общие гражданско-правовые аспекты в сфере автор ских и смежных прав регулируются нормами Гражданско го кодекса Российской Федерации: общими положениями обязательственного и наследственного права, положения ми о сделках, способах защиты нарушенных прав, о пра воспособности иностранных граждан и лиц без граждан ства и др.; нормами Уголовного кодекса Российской Фе дерации; Кодекса РСФСР об административных правона рушениях и иных законодательных актов. Источниками авторского права и смежных прав явля ется и группа подзаконных актов, в том числе: постановления Правительства Российской Федерации «О мини мальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусст ва» от 21. 03. 94 г. № 218, «О порядке определения рас ходов, учитываемых при налогообложении сумм возна граждения физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов» от 28. 05. 92 г. № 355, Положение о регистрации кино- и видеофильмов, утвержденное постановлением Правительства от 28. 04. 93 г., и др., а также подзаконные акты общего характера в области авторского права, принимаемые фе деральными органами управления в сфере культуры, пе чати и информации или органами власти и управления субъектов Федерации К числу источников авторского права относятся и по становления Верховного Суда Российской Федерации, ко торый дает руководящие разъяснения по наиболее слож ным вопросам применения норм авторского законода тельства, обязательные для судов и иных участников про цесса. Большую группу источников авторского права состав ляют международные договоры и соглашения. Российская Федерация является правопреемником по всем заключен ным СССР международным договорам в области автор ского права и смежных прав, в том числе о присоедине нии с 27. 05. 73 г. к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., о вступлении с 1968 г. в члены Всемирной организации интеллектуальной собст венности и др. С марта 1995 г. Россия является участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.) (см. Приложение № 3), участником Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24. 09. 93 г., подписанного 11 государствами — членами СНГ, и ряда других многосторонних и двусторонних соглашений и до говоров в данной области.
Наряду с этим правоотношения в области смежных прав регулируются и рядом иных подзаконных актов, международных договоров. Постановлением Правительства РФ «О ставках возна граждений исполнителям за некоторые виды использова ния исполнения (постановки)» от 17. 05. 96 г. № 614 ут верждены:
— Положение о ставках вознаграждения исполните лям за некоторые виды использования исполнения (по становки); — Ставки вознаграждения исполнителям за использо вание исполнения (постановки) путем передачи в эфир или сообщения по кабелю; — Ставки вознаграждения исполнителям за воспроиз ведение или иное использование исполнения (постанов ки), включенного в фонограмму; — Ставки вознаграждения исполнителям за использо вание исполнения (постановки), включенного в фоно грамму или аудиовизуальное произведение, при публич ном исполнении (показе) в местах с платным и бесплат ным входом; и др. Российская Федерация с 13. 03. 95 г. является участ ницей Конвенции 1971 г. об охране интересов произво дителей от незаконного воспроизводства их фонограмм, которая обязывает ее участников обеспечивать охрану прав производителей фонограмм от производства и ввоза копий таких фонограмм без разрешения правообладателя (см. Приложение № 10). Россия является правопреемницей СССР в Конвенции 1974 г. о распространении несущих профаммы сигналов, передаваемых через спутники (Конвенция ратифицирова на ПВС СССР 12. 08. 88 г. и действует на территории СССР, а сейчас в России — с 13. 11. 88 г.). Конвенция обязывает предотвращать распространение любого несу щего профаммы сигнала органом, для которого сигнал не предназначался. 17 Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу самого факта его создания — независимо от того, было ли это произведение обнародова но. Данное положение вытекает из определенных в ст. 8 ГК РФ оснований возникновения гражданских прав и обязан ностей, в том числе и в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных резуль татов интеллектуальной деятельности. Закон не указывает на завершенность работы по со зданию произведения как условие для возникновения авторских прав. Законченные и незаконченные произведе ния (эскизы, черновые варианты и др.) охраняются в равной мере. По российскому законодательству, для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистра ции произведения, иного специального оформления про изведения или соблюдения каких-либо формальностей (ст. 9 Закона об авторском праве). Вместе с тем автор или иной обладатель исключитель ных авторских прав для оповещения о своих правах впра ве использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состо ит из трех элементов: — латинской буквы «С» в окружности; — имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; — года первого опубликования произведения. По программам для ЭВМ и базам данных — латин ской буквы «С» в окружности, имени правообладателя и года первого зыпуска. Но следует отметить, что наличие или отсутствие ука занного знака не имеет правового значения, в любом слу чае законом обеспечивается равная защита авторских прав. 20 С учетом общих положений Гражданского кодекса РФ о наследственном праве авторские права могут перейти по наследству.в двух случаях: — по закону, т. е. гражданам, которые по степени род ства или иным обстоятельствам законодательно включены в перечень законных наследников. Они наследуют в по рядке очередности, определенной нормами ГК РСФСР (ст. 532). К наследникам первой очереди относятся дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыно вители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти; к наследникам второй очереди — бра тья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери. К числу наследников по закону также относятся не трудоспособные лица, состоящие на иждивении умершего не менее одного года. При наличии других наследников они наследуют наравне с наследниками той очереди, ко торая призывается к наследованию. В проекте нового ГК РФ круг наследников значитель но расширен, конкретизирован, предполагается установ ление четырех очередей наследников по закону; — по завещанию, оформленному в установленном по рядке, согласно которому автор передает свои имущест венные авторские права любому физическому лицу, а также любой организации (юридическому лицу), незави симо от места их нахождения, рода занятий и функций. Если специально не определено в завещании, то по наследству переходят все предусмотренные законом автор ские права (право на обнародование, право на использо вание, право на вознаграждение и др.) за исключением тех, которые носят исключительно личный характер и по закону не могут переходить по наследству. Так, не пере ходит по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения. Наслед ники автора вправе осуществлять защиту указанных прав. Эти правомочия наследников сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников автора защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации. 18 Имущественные права автора на использование про изведения, указанные в ст. 16 Закона об авторском праве (право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на перевод, право на перера ботку и др.), могут передаваться только по авторскому договору, за исключением рассмотренных выше случаев свободного использования произведения. Передача имущественных прав может осуществляться на основе заключенного с автором или их наследниками авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключитель ных прав. Авторский договор о передаче исключительных прав обеспечивает правовые аспекты использования произведе ния определенным способом и в установленных догово ром пределах только лицу, которому эти права передают ся, и дает такому лицу право запрещать подобное исполь зование произведения другими лицами. Наряду с этим передача исключительных прав на ис пользование произведения не лишает автора права запре щать использование произведения другими лицами, если лицо, которому переданы исключительные права, не осу ществляет защиту этого права. Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения на равне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом. Права, передаваемые по авторскому договору, счита ются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное. Какие условия должны лежать в основе авторского договора? В настоящее время российским законодательством не установлена единая типовая форма авторского договора, Закон об авторском праве определяет лишь перечень ус ловий, обязательных для включения в авторский договор.
В частности, авторский договор должен предусматри вать: — способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); — срок и территорию действия передаваемых прав; — размер вознаграждений и (или) порядок определе ния размера вознаграждения за каждый способ использо вания произведения, порядок и сроки его выплаты;
— другие условия, которые стороны сочтут сущест венными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передаемся право, договор может быть рас торгнут автором по Истечении 5 лет с даты его заключе ния, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за 6 месяцев до расторжения договора. При отсутствии в авторском договоре условия о тер ритории действия передаваемых прав действие передавае мого по договору права ограничивается территорией Рос сийской Федерации. Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не пере данными. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Вместе с тем следует учитывать, что: — предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, неизвестных на момент заключения договора или которые автор может создать в будущем; — условие авторского договора, ограничивающее ав тора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области, является недействительным; — условия авторского договора, противоречащие по ложениям законодательства 29 Большую группу источников авторского права состав ляют международные договоры и соглашения. Российская Федерация является правопреемником по всем заключен ным СССР международным договорам в области автор ского права и смежных прав, в том числе о присоедине нии с 27. 05. 73 г. к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., о вступлении с 1968 г. в члены Всемирной организации интеллектуальной собст венности и др. С марта 1995 г. Россия является участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г.), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г.) (см. Приложение № 3), участником Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24. 09. 93 г., подписанного 11 государствами — членами СНГ, и ряда других многосторонних и двусторонних соглашений и до говоров в данной области. Наряду с этим правоотношения в области смежных прав регулируются и рядом иных подзаконных актов, международных договоров. Постановлением Правительства РФ «О ставках возна граждений исполнителям за некоторые виды использова ния исполнения (постановки)» от 17. 05. 96 г. № 614 ут верждены: — Положение о ставках вознаграждения исполните лям за некоторые виды использования исполнения (по становки); — Ставки вознаграждения исполнителям за использо вание исполнения (постановки) путем передачи в эфир или сообщения по кабелю; — Ставки вознаграждения исполнителям за воспроиз ведение или иное использование исполнения (постанов ки), включенного в фонограмму; — Ставки вознаграждения исполнителям за использо вание исполнения (постановки), включенного в фоно грамму или аудиовизуальное произведение, при публич ном исполнении (показе) в местах с платным и бесплат ным входом; и др. Российская Федерация с 13. 03. 95 г. является участ ницей Конвенции 1971 г. об охране интересов произво дителей от незаконного воспроизводства их фонограмм, которая обязывает ее участников обеспечивать охрану прав производителей фонограмм от производства и ввоза копий таких фонограмм без разрешения правообладателя (см. Приложение № 10). Россия является правопреемницей СССР в Конвенции 1974 г. о распространении несущих профаммы сигналов, передаваемых через спутники (Конвенция ратифицирова на ПВС СССР 12. 08. 88 г. и действует на территории СССР, а сейчас в России — с 13. 11. 88 г.). Конвенция обязывает предотвращать распространение любого несу щего профаммы сигнала органом, для которого сигнал не предназначался. 23 24 Права производителя фонограммы признаются за ним при соблюдении одного из следующих условий: — производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории России; — фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 35 Закона об авторском праве). Наряду с этим ст. 5 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизвод ства их фонограмм (Женева, 29. 10. 71 г.) констатирует, что в тех случаях, когда одно из государств-участников, в соответствии со своим национальным законодательством, требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производи телей фонограмм, эти формальности считаются выпол ненными, если все разрешенные копии фонограмм, рас пространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде символа «R» в окружности с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма на ходится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначе ния, то надпись должна также включать фамилию произ водителя, его правопреемника или обладателя исключи тельной лицензии. Каковы права организации эфирного вещания? Организации эфирного вещания в отношении ее пере дачи принадлежат исключительные права использовать передачу в любой форме и давать разрешение на исполь зование передачи, включая право на получение возна граждения за предоставление такого разрешения. Исключительное право давать разрешение на исполь зование передачи в соответствии с п. 2 ст. 40 Закона об авторском праве означает возможность организации эфирного вещания разрешать осуществление следующих действий: — передавать ее передачу другой организации эфир ного вещания; — сообщать передачу для всеобщего сведения по ка белю; — записывать передачу; — воспроизводить запись передачи; — сообщать передачу для всеобщего сведения в мес тах с платным входом. Исключительное право организации эфирного веща ния, в части воспроизведения записи передачи, не рас пространяется на случаи, когда: — запись передачи была произведена с согласия ор ганизации эфирного вещания; — воспроизведение передачи осуществляется в виде небольших отрывков из исполнения, постановки, фоно граммы, передачи в эфир или по кабелю для включения в обзор о текущих событиях; исключительно в целях обу чения или научного исследования; для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при усло вии, что такое цитирование осуществляется в информа ционных целях. В чем заключаются исключительные права организации кабельного вещания?
В соответствии с п. 2 ст. 41 Закона об авторском праве организации кабельного вещания в отношении ее передачи принадлежат исключительные права использо вать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление такого разрешения.
Исключительное право давать разрешение на исполь зование передачи означает право организации кабельного вещания разрешать осуществление следующих действий: — одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организацией кабельного ве щания. Под понятием «сообщать для всеобщего сведения по кабелю» здесь имеется в виду показ передачи органи зации кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств; — передавать передачу в эфир; — записывать передачу; — воспроизводить запись передачи; — показ передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом. Исключительное право организации кабельного веща ния в части воспроизведения записи передачи не распро страняется на случаи, когда: — запись передачи была произведена с согласия ор ганизации кабельного вещания; — воспроизведение передачи осуществляется для включения в обзор о текущих событиях небольших отрыв ков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю; исключительно в целях обучения или научного исследования; для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фоно граммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. 21 По российскому законодательству, юридическое лицо (организация) не может выступать в качестве автора за исключением случаев, когда произведение создано за ру бежом. На основе законодательства страны, где создано произведение, носителем авторских прав может быть при знано и юридическое лицо. Наряду с этим юридические лица могут быть облада телями производного авторского права по завещанию ав тора, по договору с автором при создании произведения в порядке выполнения служебных обязанностей или слу жебного задания и в некоторых иных случаях. 22 Организации, управляющие имущественными правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав на коллек тивной основе, создаются в целях обеспечения имущест венных прав указанных субъектов смежных прав в случа ях, когда их практическое осуществление в индивидуаль ном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение про изведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи). Такие организации создаются непосредственно об ладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе уста ва. Возможно создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей автор скими и смежными правами. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не может заниматься коммерчес кой деятельностью. Каков порядок передачи полномочий на управление имущественными правами на коллективной основе? Полномочия на коллективное управление имущест венными правами в соответствии с п. 2 ст. 45 Закона об авторском праве передаются непосредственно обладателя ми авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим до говорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами. Такие договоры не являются ав торскими, а в полной мере относятся к гражданско-пра вовым документам. Любой автор, его наследник или иной обладатель ав торских и смежных прав вправе передать по договору осу ществление своих имущественных прав такой организа ции, а организация обязана принять на себя осуществле ние этих прав на коллективной основе, если управление такой категорией прав относится к уставной деятельности этой организации. Указанные организации не вправе осуществлять ис пользование произведений и объектов смежных прав, по лученных для управления имущественными правами на коллективной основе. Каковы основные функции организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе? Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий следую щие основные функции: — согласовывать с пользователями размер вознаграж дения и другие условия, на которых выдаются лицензии; — предоставлять "лицензии пользователям на исполь зование прав, управлением которых занимается такая ор ганизация; — •согласовывать с пользователями размер вознаграж дения в тех случаях, когда эта организация занимается сбором такого вознаграждения без выдачи лицензии, в частности, при воспроизведении аудиовизуального произ ведения или звукозаписи произведения без согласия ав тора произведения, исполнителя и производителя фоно граммы, но исключительно в личных целях и с выплатой последним вознаграждения. (В связи с этим следует от метить, что вознаграждение за указанную форму исполь зования исполнения и произведения выплачивается изго товителями или импортерами оборудования (аудио- и ви деомагнитофоны, иное оборудование) и материальных но сителей (звуко- и (или) видеопленки и кассеты, лазерные диски, компакт-диски, иные материальные носители), ис пользуемых для такого воспроизведения (п. 1 ст. 26 Зако на об авторском праве). Размер вознаграждения и условия его выплаты опре деляются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, уп равляющими имущественными правами авторов, произво дителей фонограмм и исполнителей на коллективной ос нове, с другой стороны, а в случае, если стороны не до стигнут такого соглашения, — специально уполномочен ным органом Российской Федерации. Сбор и распределение этого вознаграждения осущест вляются одной из организаций, управляющих имущест венными правами авторов, производителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе в соответствии с соглашением между этими организациями. Если этим со глашением не предусмотрено иное, указанное вознаграж дение распределяется в следующей пропорции: 40% — ав торам, 30% — исполнителям, 30% — производителям фо нограмм. Правительством Российской Федерации могут уста навливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории России произведений, пере шедших в общественное достояние. Такие отчисления вы плачиваются в лрофессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе); — собирать предусмотренное лицензиями возна граждение и иные виды вознаграждений за использо вание объектов авторского права и смежных прав без лицензий;
— распределять и выплачивать собранное в соответ ствии с рассмотренным выше порядком вознаграждение представляемым ею обладателям авторских и смежных прав; — совершать любые юридические действия, необходи мые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация;
— осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав (ст. 46 Закона об авторском праве). 25 соответствии со ст. 49 Закона об авторском праве обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: — признания прав; — восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; — возмещения убытков, включая упущенную выгоду; — взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; — выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо воз мещения убытков или взыскания дохода; — принятия иных предусмотренных законодательны ми актами мер, связанных с защитой их прав, в том числе указанных в ст. 12 ГК РФ (признания оспоримой сделки недействительной, взыскания неустойки, компенсации морального вреда и др.). Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитраж ный суд за нарушение авторских или смежных прав взыс кивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответст вующие бюджеты. 26 Уголовный кодекс РФ, введенный в действие с 01. 01. 97 г., в главе 19 «Преступления против конститу ционных прав и свобод человека и гражданина» предус матривает уголовную ответственность за нарушение автор ских и смежных прав. Статья 146 УК РФ определяет, что незаконное исполь зование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе риод от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Часть 2 указанной статьи УК РФ определяет ответст венность за те же деяния, но совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, и предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 400 до 800 минимальных раз меров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 4 до 8 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 лет. Исходя из диспозиции ст. 146 УК РФ, нарушения ав торских и смежных прав являются уголовным деянием в случае: — незаконного использования объектов авторского права и смежных прав; — присвоения авторства — при условии, что эти дея ния причинили крупный ущерб. Нарушения иных личных неимущественных прав об ладателя авторских или смежных прав не являются объ ектом указанного преступления и могут повлечь иную от ветственность: гражданско-правовую, административную.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Курсовой проект
Реферат Межотраслевой баланс производства и распределения продукции отраслей материального производства
Реферат Курсовая по сетям связи
Реферат Становление рынка ценных бумаг в России
Реферат Лжепредпринимательство как общественно опасное деяние
Реферат Фармакокинетика и фармакодинамика антибактериальных препаратов
Реферат Nlp-3: дайте спеть виолончели
Реферат Владение в римском праве 2
Реферат Биржевая деятельность и операции с ценными бумагами
Реферат Методы разделения пластин и подложек
Реферат Механизмы действия и режимы электростимуляции
Реферат Методы уменьшения шумов и повышения помехоустойчивости электронных устройств
Реферат Микропроцессор В1801ВМ1 архитектура и система команд
Реферат Методы борьбы с компъютерными вирусами
Реферат Методы коммутации. Проблемы безопасности. Оценка Сети