Современные международные отношения все чаще характеризуются тем, что решение политических и экономических вопросов происходит путем ведения локальных войн. Инициаторами которых чаще всего выступают Соединенные Штаты Америки и их союзники по блоку НАТО. При этом в качестве объекта нападения выбираются государства, политика руководства которых не устраивает США, в которых наиболее ярко выражены внутриполитические противостояния, а также страны, имеющие большие запасы стратегически важных ресурсов и относительно слабые вооруженные силы.
Интерес представляет тот факт, что военно-политические предпосылки развязывания конфликта в Югославии (1999 г.) носят во многом сложный характер, более того, аспекты протекания рассматриваемого конфликта, имеют прикладной характер для политического руководства любого государства вследствие того, что без глубокого и четкого понимания причин развязывания рассматриваемого в работе локального военного конфликта, нельзя своевременно и адекватно реагировать на динамичные изменения внешнеполитической ситуации в мире, принимать обоснованные военно-политические решения следуя четко сформированной концепции национальной безопасности государства.
Представители разных этнических и религиозных групп не смогли сосуществовать мирно, и в начале 90-х годов Югославия распалась на отдельные государства. Из состава федерации Югославия (СФРЮ) вышли 4 республики из 6: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Сербия и Черногория образовали новое, меньшее но площади, государство, сохранившее прежнее название "Югославия" (СРЮ).
Сегодня две трети населения современной Югославии (бывшей Сербии и Черногории) состоит из сербов и черногорцев. Исключение представляет провинция Косово, расположенная на границе с Албанией. Ее населяют в основном люди албанского происхождения. Автономный край Косово, из-за которого началась агрессия НАТО, неоднократно менял свой статус в составе Сербии и в итоге стал требовать полной независимости.
Конфликт в исторической области Косово является производной от этноисторических, политических и экономических составляющих. Они то в основном и определили особенности его протекания.
К этноисторическим причинам косовского конфликта, по мнению экспертов по данному вопросу, следует отнести следующие:
- во-первых, Косово находится в центре непосредственного соприкосновения двух главных суперэтнических целостностей (христианской и мусульманской) современного мира, что предопределяет, как было сказано выше, особую остроту национальных конфликтов в данном регионе;
- во-вторых, этнический конфликт носит ярко выраженный религиозный характер, имеющий глубокие исторические корни.
- в-третьих, 500-летняя исламская оккупация сопровождалась активной национально-освободительной борьбой (особо активной с XVII в.);
- в-четвертых, национально-освободительная борьба велась при постоянном иностранном политико-военном вмешательстве, причем великие державы преследовали узконациональные политико-экономические цели;
- в-пятых, резко изменилась этнодемографическая ситуация в регионе.
К политическим причинам косовского конфликта, на наш взгляд, следует отнести:
— заинтересованность ведущих стран Запада, прежде всего США, в окончательном развале и подчинении своему влиянию Союзной Республики Югославия (СРЮ);
— неспособность руководства СРЮ и Сербии своевременно определить политическую линию в отношении Косово, реализовать на практике политику национально-культурной автономии, спрогнозировать основные направления обострения обстановки и оказать воздействие на лидеров оппозиции;
- приверженность руководства СРЮ силовым методам разрешения конфликта, крайне непродуктивным ввиду его этнорелигиозной окраски;
- скрытую и открытую поддержку сепаратистских настроений местного населения извне как со стороны мусульманских государств, так и со стороны довольно сильной албанской диаспоры. Наличие исторической национальной идеи этнических албанцев - создание так называемой Великой Албании.
К экономическим причинам конфликта следует отнести:
- низкое промышленное развитие региона, высокий уровень безработицы (по некоторым данным, до 40—60%);
- наличие на территории края запасов полезных ископаемых, в том числе редкоземельных металлов;
- финансовая поддержка сепаратистских настроений со стороны иностранных государств (Албания, Турция, исламские государства Азии и Африки).
Так или иначе, назревавший на протяжении многих десятилетий этот сложный по форме религиозный этноисторический конфликт в Югославии, был переведен в широкомасштабную активную фазу именно с началом военной операции ОВС НАТО «Решительная сила» как ответ на военное вмешательство ВС Сербии.
Что же все-таки послужило поводом для иностранной интервенции ОВС НАТО на территорию суверенной СРЮ?
Анализ фактического материала ряда источников позволяет обобщить основные цели командования ОВС НАТО, развернувшего боевые действия. Таким образом, на наш взгляд, военно-политическое руководство США и НАТО в качестве основных военных и политических целей операции «Решительная сила» определило следующее:
· продемонстрировать всему миру решимость НАТО любой ценой добиться решения косовской проблемы на своих условиях;
· вынудить С. Милошевича прекратить якобы имеющее место физическое уничтожение албанского мирного населения в Косово;
· существенно подорвать военно-экономический потенциал СРЮ;
· лишить федеральные власти возможности проводить в будущем силовые акции в Косово.
Кроме того, проведенная руководством НАТО военная операция преследовала и другие политические цели, в частности:
· полную утрату сербами Косово;
· неизбежное падение режима С.Милошевича с дестабилизацией общего положения в СРЮ и последующем установлением проамериканского порядка;
· установление в Юго-Восточной Европе зоны полного натовского контроля.
А также, учитывая наступательный характер операции, можно выделить и такие военные цели:
на первом этапе операции:
· испытание сверхновых типов вооружения (ВТО, НЛВО, ОНФП), единой системы управления войсками и оружием, объединенных систем связи ОВС, интегрированных разведывательно-ударных боевых технических систем любого варианта базирования ;
· отработка на практике перспективной концепции ведения войн нового шестого поколения ( так называемая «Единая перспектива 2010»);
· разработка и проверка на практике новых тактических приемов ведения ограниченных по масштабам войн;
на втором этапе операции:
· утилизация уже устаревших видов вооружения;
· стажировка всего летного состава соединений, участвовавших в операции;
· демонстрационные действия.
К слову добавим, что на протяжении всей операции также ставились цели по отработке концепции ведения полномасштабных информационных войн нового уровня с гарантированным захватом информационного превосходства над противником.
Военно-политические цели, которые преследовало руководство НАТО, в частности США, во многом и определили облик последовавших вскоре боевых действий.
Формы и способы применения СВН НАТО в Балканском конфликте.
Воздушно-космическо-морская ударная операция проведена полностью бесконтактным способом на континентально-удаленном от США горно-лесистом Балканском театре с достаточно развитыми экономикой, экономической и военной инфраструктурой и созданной системой обороны Югославии.
В ходе двухэтапной шестинедельной воздушно-космическо-морской ударной операции главные усилия войск союза НАТО были направлены на поражение ключевых объектов военного и экономического потенциала, инфраструктуры и коммуникаций Сербии и Косово. Основные координаты операции и войны в целом были перенесены в воздушно-космическое пространство, которое и стало театром войны.
Исходя из значительного количества задействованных многонациональных сил и средств, тактики их применения, организации вопросов взаимодействия и связи операция НАТО «Решительная сила» против Югославии, вероятнее всего, имела целью отработать сценарий проведения воздушной операции на Южно-Европейском ТВД, включающем территорию России и Республики Беларусь.
Особого интереса заслуживает тактика применения боевой авиации НАТО в конфликте, как основе РУБС:
· действия на больших высотах;
· гибкое сочетание непрерывной разведки объектов поражения с последующим нанесением групповых и одиночных авиационно-ракетных ударов;
· массированное применение высокоточного оружия способствовало решению некоторых задач без входа в зону поражения зенитных ракетных комплексов противника.
Высокоточные крылатые ракеты воздушного и морского базирования поражали цели на дальностях 200-800 км от рубежей пусков. В течение первых шести недель операции были испытаны новейшие типы крылатых ракет воздушного базирования.
В течение всего периода удары были нанесены по более чем 520 объектам, из них около 50% объекты гражданского назначения.
При выборе объектов поражения военного назначения главное внимание уделялось выводу из строя тех из них, которые влияют на поддержание обороноспособности страны.
В ходе операции НАТО против Югославии применялись самые интенсивные из когда-либо имевших место разведывательных мероприятий с использованием космических средств для разведки, навигации, целеуказания системам оружия и оценки результатов нанесения бомбовых ударов, а также высокоскоростной помехозащищенной передачи данных любого предназначения и типа, документирование результатов ударов.
Характерным при этом явилось то, что кроме военных ИСЗ широко применялись и космические аппараты гражданского назначения.
Здесь, на Балканах впервые в этой войне Соединенные Штаты применили и проверили на практике глобальную систему управления непосредственно из Пентагона действиями на удаленном театре войны, и думается, что, скорее всего именно эта цель была также одной из главных при «обосновании» необходимости акции против Югославии.
По мнению многих аналитиков, объединенная система управления, развернутая ОВС на Балканском ТВД, оказалась довольно громоздкой и не всегда удовлетворяла требованиям быстродействия в принятии решений согласно оперативной обстановки.
В ходе воздушно-космическо-морской ударной операции силами союза НАТО одновременно проводилась операция РЭБ, которая кроме мощного помехового заградительного и прицельного подавления радиоэлектронных средств Югославии государственного и военного назначения включала множество высокоточных огневых ударов по другим радиоизлучающим объектам.
Имеются сведения, что важнейшей (если не самой главной) целью второго этапа войны в Югославии для США и союзников по НАТО были дальнейшие всесторонние испытания в реальных боевых условиях новых высокоточных систем оружия, систем разведки, управления, связи, навигации, РЭБ, всех видов обеспечения, вопросов взаимодействия. Однако нам также известно, что США и другие страны союза НАТО использовали второй период операции для своего широкомасштабного избавления и от излишков бомбового оружия прошлого поколения войн, что также привело к значительному затягиванию окончания войны в целом.
В порядке натурного эксперимента в течение мая США, похоже, создавали искусственную погоду на театре войны.
Одним из ключевых моментов все кампании является то, что информационная война, проводимая НАТО, характеризовалась высокой интенсивностью, масштабностью, круглосуточным воздействием, отсутствием шаблонов, широким использованием дезинформационных приемов, тенденциозным и максимально централизованным подбором информации для ее передачи в средства массовой информации, согласованностью в освещении событий.
Впервые мощное информационное обеспечение крупной военной операции было развернуто в сети Интернет.
Как показала история, поставленные перед собой цели войска коалиции, в общем, достигли. Установлено новое политическое руководство страны.
Анализируя окружающую обстановку, обобщая причины, цели руководства ОВС НАТО и итоги рассмотренного военного конфликта, следует отметить, что в очередной раз за последние годы была предпринята попытка поставить под сомнение сложившийся в мире баланс сил.
Рассмотренный военный конфликт, дает возможность проследить проецирование применения военной силы и на саму Республику Беларусь. Это подтверждалось уже не раз высказанной мыслью, что расширение НАТО на восток предпринимается с главной целью — ослабить влияние России в Европе и мире. В результате вскоре будет возможен такой вариант развития событий: сейчас вокруг республики построено прочное кольцо НАТО, которое уже позволяет Западу диктовать свои условия по многим проблемным геополитическим вопросам, а в последующем, есть предположения, и о возникновении факторов, дающих уже возможность оказывать эффективное экономическое, политическое, а, возможно, и военное воздействие как на Минск, так и на Москву.
Считаем необходимым проведение глубокого всестороннего анализа последовательности возникновения и развития кризисной ситуации в Югославии, порядок и способы ведения боевых действий ОВС НАТО в ходе решения рассмотренного локального конфликта, итоги и последствия, достигнутые военными средствами, как для стран-участниц конфликта, так и для всего мирового сообщества, так как адекватная оценка происходившего может и должна помочь отечественным специалистам в области внешней политики и военной стратегии при решении ряда военно-стратегических задач, обусловленных окружающей внешней военно-политической обстановкой, и, в частности, в вопросах построения концепции национальной безопасности и военной доктрины Республики Беларусь в свете последних мировых событий.
Литература
1. Независимое Военное Обозрение №6/1997; 3,38,42/1998; 14,24/1999; 21/2001; 10/ 2003; 45/2004.
2. Зарубежное военное обозрение. - № 9/2002; № 4/2003
3. Слипченко В.И. Войны шестого поколения, Вече, М. 2002г.
4. Доклад - Операция ОВС НАТО «Решительная сила»против союзной республики Югославия - ВВА им Гагарина, Монино,1999 г.
5. Адамюк О.И, Баты А.С. – Вооруженные военные конфликты в Югославии и Ираке, УО ВАРБ, Минск, 2005 г.
6. Политология, методические рекомендации, УО ВАРБ, Минск, 2005г.