Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Концептуальные основы лечения и реабилитации лиц злоупотребляющих

--PAGE_BREAK--Как правило, наркоманы и токсикоманы, в отличие от больных алкоголизмом, быстрее деградируют в интеллектуальном отношении, становятся безразличными, безвольными, оторванными от жизни, уже задолго до поступления в стационар теряют работу, трудовые навыки. Продолжительная астения углубляет эти состояния. Поэтому при лечении необходимо в ежедневный режим обязательно включать трудотерапию, начиная с дозированного труда, постепенно переходя на полный рабочий день.
Заключительный этап лечения наркомании и токсикомании — поддерживающая терапия — охватывает длительный промежуток времени. На протяжении этого периода больные обязательно должны находиться под наблюдением сотрудников наркологического кабинета, постоянно посещать кабинет или быть под наблюдением патронажной медицинской сестры на дому. В это время обязательно проводятся психотерапевтическое вмешательство, повторные курсы условно-рефлекторной, общеукрепляющей, стимулирующей терапии.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов, ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, — ППМС-центры. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:
­                     оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;
­                     оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;
­                     организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;
­                     оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;
­                     взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;
­                     разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ;
­                     разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию и интегрированных в образовательное учреждение.
Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.
Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.
Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, рассматривается как система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на отказ от психоактивных веществ, с формированием устойчивой антинаркотической направленности личности, на их ресоциализацию и реинтеграцию в общество. То есть содержание реабилитации определяется не только самим заболеванием, но и возрастом, к которому относится ее формирование. Существенным является тезис о том, что потенциал развития ребенка велик и по мере структурирования и раскрытия личности многие возрастные проблемы снимаются естественным образом. Это, в определенном смысле, устраняет основания для последующей наркотизации и приема других ПАВ.
Принципиальным является положение о том, что реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ, является комплексной, но в значительной степени педагогической (воспитательной) деятельностью и должна осуществляться бригадой специалистов — педагогов, психологов, медицинских и социальных работников. Создание необходимых условий для личностного роста и социализации ведет к компенсации состояния и возвращает несовершеннолетнего к нормативному жизненному циклу в обществе.       
В качестве цели реабилитации рассматривается возвращение несовершеннолетнего к жизни в обществе на основе восстановления физического и психического здоровья, отказа от психоактивных веществ, восстановления (или формирования) его нормативного личностного и социального статуса.
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения конкретных задач реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.
Основными задачами реабилитации являются:
1.     Формирование у несовершеннолетнего мотивации (установки) на окончательный отказ от употребления наркотиков и других ПАВ.
2.     Формирование осознанной мотивации на включение в реабилитационный процесс и последующее участие в нем.
3.     Коррекция и развитие структуры личности несовершеннолетнего через обеспечение позитивного личностного развития и приобретения социальной компетентности путем функционирования в условиях реабилитационной среды.
4.     Создание в реабилитационном учреждении для несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ, реабилитационной среды, влияющей на восстановление и формирование социально приемлемых личностных и поведенческих навыков (качеств), способствующих их реадаптации и ресоциализации.
5.     Осуществление воспитательной и образовательной деятельности на всех этапах реабилитации с учетом особенностей несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.
6.     Осуществление комплекса терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию патологического влечения к ПАВ, устранение психических и соматических нарушений, предотвращение срывов и рецидивов.
7.     Реорганизация жизненной среды, восстановление семейных отношений, коррекция взаимоотношений с основными значимыми другими лицами, на основе работы как с самим несовершеннолетним, так и с его ближайшим социальным окружением.
8.     Формирование реальной жизненной перспективы на основе продолжения образования, развития трудовых навыков, правовой защиты и обеспечения социальной поддержки несовершеннолетнего.
Реабилитация предполагает использование следующего ряда принципов при ее реализации.
Добровольное согласие на участие в реабилитационных мероприятиях. Данный принцип предполагает получение согласия несовершеннолетнего реабилитанта (или его законного представителя) на участие в реабилитационном процессе. Согласие целесообразно зафиксировать подписанием между несовершеннолетним (или его законным представителем) — с одной стороны и реабилитационным учреждением — с другой, договора или контракта, с указанием прав и обязанностей сторон, условий, по которым возможно досрочное расторжение договора.
Прекращение приема ПАВ. Принципиальным является формирование мотивации (установки) пациента на полный отказ от всех основных видов ПАВ.
Конфиденциальность. Все участники реабилитационного процесса должны уважать право ребенка на неразглашение информации относительно его участия в реабилитации. Передача информации третьим лицам возможна только с согласия самих несовершеннолетних или их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Системность реабилитационных мероприятий. Реабилитационные программы строятся на объединении и координации комплекса воспитательных, образовательных, психологических, медицинских и иных реабилитационных мероприятий и на интеграции усилий всех заинтересованных лиц. Системность реабилитационного процесса обеспечивается согласованными усилиями специалистов различного профиля, взаимодействующих в одной структуре (команде, бригаде).
Этапность реабилитационных мероприятий. Процесс реабилитации строится поэтапно с учетом объективной оценки реального состояния несовершеннолетнего и его закономерной динамики. Выделяются следующие основные этапы реабилитации: начальный (вхождение в реабилитационную программу), развернутый, завершающий (выход из реабилитационной программы).
Позитивная  направленность реабилитационных мероприятий.
Позитивно ориентированным воздействиям отдается приоритет перед негативно ориентированными санкциями и наказаниями. Вместо хронических конфликтных взаимоотношений с нормативным социумом у несовершеннолетних вырабатывается позитивная личностная направленность. Это достигается путем ориентации реабилитационных мероприятий на принятие, поддержку, поощрение. Создается атмосфера, обеспечивающая личностный рост и развитие.
Ответственность. В ходе реабилитационного процесса несовершеннолетние становятся все более самостоятельными, обучаются принятию и осуществлению ответственных решений, освобождаются от гиперопеки. Большое значение имеет самостоятельное ответственное решение об отказе от ПАВ.
Включение в реабилитацию основных значимых других лиц. Этот принцип предполагает консультирование, диагностику и коррекцию проблем, существующих у членов семьи и значимых других лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Участие значимых других лиц в процессе реабилитации специально оговаривается в контракте для работы с реально существующими проблемами.
Реорганизация жизненной среды и формирование реабилитационной среды. Предполагается осуществление многосторонней поддержки социально-приемлемого поведения и соответствующих изменений образа жизни несовершеннолетнего через воздействие на все компоненты жизненной среды. Сам по себе процесс реабилитации требует создания специальной реабилитационной среды, оказывающей терапевтическое воздействие на несовершеннолетнего
Дифференцированный подход к реабилитации различных групп несовершеннолетних. Предполагается наличие спектра дифференцированных реабилитационных программ и включение в них несовершеннолетнего с учетом его реабилитационного потенциала и в соответствии с показаниями и противопоказаниями.
Непрерывная поддержка несовершеннолетнего. Несовершеннолетнему, злоупотребляющему ПАВ, оказывается комплексная социальная и личностная поддержка как на протяжении периода участия в реабилитационной программе, так и после ее завершения.
В структурном отношении процесс реабилитации делится на три взаимосвязанных блока:
­                     предшествующий основной программе реабилитации;
­                     основная программа реабилитации;
­                     реализуемый после завершения основной программы реабилитации.
Несовершеннолетние, злоупотребляющие ПАВ, могут получить консультативную помощь в самых различных структурах. К ним относятся:
­                     специальные консультативные пункты;
­                     телефоны доверия;
­                     комиссии по делам несовершеннолетних;
­                     образовательные учреждения,
­                     медицинские учреждения (как специализирующиеся, так и не специализирующиеся в оказании помощи несовершеннолетним, злоупотребляющим ПАВ).  При этом особое значение имеет организация консультативной помощи и проведение мотивирующих воздействий в учреждениях, оказывающих наркологическую или психиатрическую помощь, помощь при отравлениях, инфекционных заболеваниях;
­                     учреждения социальной помощи;
­                     организации, занимающиеся уличной работой;
­                     места досуга,
­                     общественные организации;
­                     группы само- и взаимопомощи;
­                     СМИ.
Немалое значение имеет также информация, циркулирующая среди самих потребителей ПАВ.
Важно сформировать реабилитационную бригаду, способную помочь несовершеннолетним решать проблемы медицинского, психологического и социального характера, связанные со злоупотреблением ПАВ. Бригада — это прежде всего функциональная система, для которой лица, зависимые от ПАВ, и члены их семей являются системообразующим фактором. Члены бригады (педагог, врач, психолог, социальный педагог, социальный работник) обязаны четко представлять границы своих профессиональных возможностей и подготавливать почву для постепенного перехода реабилитируемых, несовершеннолетних лиц от медико-психологического этапа к социальному этапу реабилитации.
Реабилитация несовершеннолетних может осуществляться как в стационарных, так и в амбулаторных условиях.
Для оказания консультативной помощи должна быть подготовлена печатная продукция, содержащая соответствующую информацию  Работники учреждений и организаций в ходе проведения специальных тренингов и раздачи учебных пособий должны быть подготовлены к оказанию консультативной помощи несовершеннолетним и осуществлению мотивирующих воздействий.
По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к наркотическим средствам снизился соответственно до 14,2 лет — среди мальчиков и 14,6 лет — среди девочек. Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков свидетельствует о том, что уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в 2 раза выше, чем среди населения в целом. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза чаще, чем взрослые.
Одновременно с распространением наркотизации в детско-подростковой среде происходит абсолютный рост числа несовершеннолетних, нуждающихся в помощи в связи с наркозависимостью.
При этом прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев наркомании среди  несовершеннолетних и ростом числа противоправных деяний, совершаемых детьми и подростками в наркотическом опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками. Так, около 40% случаев госпитализации в детские психиатрические клиники в настоящее время составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с токсикоманией и наркоманией. На фоне общего сокращения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, продолжает расти.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.