Реферат по предмету "Право"


Законодательство о пресечении злоупотреблений монопольным положением субъектами хозяйствования на торговом рынке

План: Введение Глава I Понятие монополии и определение монопольного положения субъекта хозяйствования по законодательству Украины 1.1 Понятие монополии и её виды 1.2 Определение монопольного положения субъекта хозяйствования по законодательству Украины
1.3 Злоупотребление монопольным положением на рынке Глава II Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования занимающих монопольное положение на рынке 2.1 Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования занимающих монопольное положение на рынке 2.2 Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий Глава III Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 3.1 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства 3.2 Ответственность субъектов естественных монополий Заключение Библиография
Введение Профессионализм юриста заключается в его знании и умении ориентироваться в различных отраслях права. Коммерческое право занимает важное место среди остальных отраслей права. Украина на сегодняшнем этапе развития также подошла к признанию наличия коммерческого права. Об этом, прежде всего, свидетельствует огромный массив при­нятого и принимаемого законодательства в этой сфере и проведенная попытка его кодификации, вылившаяся в раз­работку и обсуждение проекта соответствующего кодекса. Для Украины актуальным остается вопрос о надлежа­щем правовом закреплении экономических преобразова­ний и становлении коммерческого права с последующим его развитием, с учетом зарубежного и собственного исто­рического опыта. Коммерческое право — совокупность правовых норм, регулирующих коммерческие отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию это­го вида деятельности в обеспечении интересов государства и общества. Поэтому всестороннее познание и сис­темное изучение новшеств коммерческого пра­ва имеет важное практическое значение для подготовки юри­стов высшей квалификации, а также позволяет создать базу для дальнейшего эффективного реформирования коммерческого законодательства. Не последнее место в земельном праве занимает вопрос о антимонопольном законодательстве. Как свидетельствует практика Антимонопольного коми­тета Украины, общее количество нарушений антимонополь­ного законодательства из года в год увеличивается. В час­тности, количество выявленных и прекращенных в после­дние годы злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий выросло в 1,9 раза. Структурно доминируют нарушения, прямо или непос­редственно направленные на получение прибыли путем установления монопольных цен или получения других преимуществ, связанных с использованием уже наличной рыночной власти. Что несомненно наносит вред как потребительским так и государственным интересам. Для изучения тако­го рода правонарушений необходимо выяснить, прежде всего, что понимается под монополией и каким образом определяется монопольное положение субъекта хозяйствования на рынке. Поэтому актуальность изучения данной темы очевидна. В своей работе я попытаюсь достичь целей: - полно осветить данный раздел коммерческого права; - изучить связанное с ним законодательство и его применение.
Глава I Понятие монополии и
определение монопольного положения субъекта хозяйствования по законодательству Украины

1.1 Понятие монополии и её виды Для определения понятия «монополия» следует исхо­дить из того, что, с одной стороны, монополия выступает в качестве антипода конкуренции, а с другой — служит ре­зультатом, следствием наличия конкуренции в экономике государства. Встречается несколько определений понятия «монопо­лия», в зависимости от избранного критерия: 1) как исключительное право распоряжения производственными ресурсами в сфере производства и обра­щения; 2) как право оказания определяющего влияния на те или иные сферы общественной жизни, базирующие­ся на различных предпосылках — экономических, юри­дических, политических; 3) как крупное объединение, возникшее на основе кон­центрации производства и сбыта определенной продук­ции с целью получения максимальной прибыли; 4) в структурном понимании, как один из четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополис­тической конкуренции, олигополии и монополии. Поведение монополистических объединений на рынке отличается от свободной конкуренции, прежде всего, принципиально другим подходом к ценообразованию: 1) монопольные объединения сами и по своему ус­мотрению устанавливают цену на свою продукцию. Речь идет о монопольной цене — особом виде рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже об­щественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода; 2) фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией (один покупатель ресурсов, товаров), удва­ивает собираемую «дань» посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и мо­нопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Та­кое движение цен основывается на расширении зон из­бытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, кото­рые в условиях инфляции повышают цены на свои го­товые изделия в несколько раз больше, чем увеличива­ются цены в отраслях добывающей промышленности. В нашей стране «ножницы цен» использовались особен­но широко в период индустриализации народного хозяй­ства. Государство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало относительно высокие цены на про­мышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода «нож­ницы цен» не устранены (Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций. — М.: Юрайт, 1998); 3) до обострения конкуренции фирмы-монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии. В экономической литературе приводятся следующие классификации монополий. 1. С учетом степени охвата экономики выделяются: в масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет пол­ный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой; в масштабе национального хозяйства — абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная моно­полия внешней торговли и т.п.). 2. В зависимости от характера и причин возникновения различаются: Естественная монополия. Субъектом естественной монополии является только юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную дея­тельность. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоря­жении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и страте­гическое значение для всего общества (транспортировка нефти и нефтепродук­тов трубопроводами; транспортировка природного и нефтя­ного газа трубопроводами и его распределение; железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зача­стую существование естественных монополий оправдыва­ется тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают това­ры с меньшими затратами по сравнению с расходами ре­сурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм. Конкуренция в ряде случаев может рассматри­ваться как нецелесообразное явление[1].
Выяснить, какие предприятия признаны субъектами естественных монополий, можно из перечней, которые составляются Антимонопольным Комитетом Украины в отношении общегосударственного рынка и его территориальными отделениями в отношении региональ­ных рынков. Понятие и деятельность субъектов естественных мо­нополий регулируется различными нормативно-правовы­ми актами, среди которых необходимо выделить: Закон Украины «О естественных монополиях», Воздушный ко­декс Украины, Кодекс торгового мореплавания Украины, Закон Украины «О защите экономической конкуренции», «Об Антимонопольном комитете Украины», «О транспор­те», «О связи», «О трубопроводном транспорте», «О же­лезнодорожном транспорте», «О защите от недобросовес­тной конкуренции», «Об электроэнергетике» и др.
Легальные монополии, образующие на законном осно­вании (их называют «защищенными» от конкуренции), в сфере патентной системы, авторского права, торговых зна­ков и знаков обслуживания, а также возникающие в силу специального разрешения государства (в соответствии с Указами Президента Украины от 29.09.98 г. № 1069/98 и от 02.08.99 г. № 941/99 была образована Госспецмонополия Украины, которая в дальнейшем была ликвидиро­вана, а функции данного государственного органа были переданы Министерству финансов Украины). Искусственные монополии. Под этим условным назва­нием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка. Обра­зуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест, концерн и т.п.
1.2 Определение монопольного положения субъекта хозяйствования по законодательству Украины Согласно п.l ст. 12 Закона «О защите экономической конкуренции» субъект хозяйствования занимает моно­польное (доминирующее) положение на рынке товара, если: на этом рынке у него нет ни одного конкурента; не испытывает значительной конкуренции вследствие ограниченности возможностей доступа других субъектов хозяйствования относительно закупки сырья, материалов и сбыта товаров, наличия барьеров для доступа на рынок других субъектов хозяйствования, наличия льгот или иных обстоятельств. Монопольным (доминирующим) считается положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке товара превышает 35 процентов, если он не докажет, что испы­тывает значительную конкуренцию (п.2 ст.12). Монопольным (доминирующим) также может быть признано положение субъекта хозяйствования, если его доля на рынке товара составляет 35 или менее процентов, но он не испытывает значительной конкуренции, в част­ности вследствие сравнительно небольшого размера до­лей рынка, которые принадлежат конкурентам (п. 3 ст.12). Следовательно, Закон «О защите экономической кон­куренции» содержит две презумпции относительно мо­нопольного (доминирующего) положения: а) положение субъекта хозяйствования, доля которо­го на рынке определенного товара составляет бо­лее 35 %, презюмируется в качестве монопольного (доминирующего), однако эта презумпция может быть опровергнута посредством доказывания субъектом хозяйствования обратного. Иными сло­вами, если доля субъекта хозяйствования на рынке свыше 35 %, то Законом установлена презумпция доминирующего положения, при этом бремя ее оп­ровержения (то есть доказывания обратного) возла­гается на субъект хозяйствования; б) положение субъекта хозяйствования, доля которого составляет 35% и меньше, определяется в качестве монопольного (доминирующего), если это доказано антимонопольными органами. То есть, если доля субъекта хозяйствования 35% и ниже, установлена презумпция отсутствия доминирующего положения, при этом бремя ее опровержения возложено на орга­ны Антимонопольного комитета. Таким образом, в законодательстве Украины не уста­новлена неопровержимая презумпция отсутствия у субъек­та хозяйствования монопольного (доминирующего) поло­жения[2]. Следовательно, монопольное (доминирующее) положе­ние характеризуется несколькими чертами, позволяющи­ми его отличать от иного, не доминирующего положения субъектов хозяйствования на рынке. Это, прежде всего то, что монопольное положение может устанавливаться толь­ко в отношении субъектов хозяйствования, которые за­нимаются производством определенного товара, поэто­му оно устанавливается на определенном товарном рын­ке. Обязательной чертой монопольного положения является то, что оно дает субъекту хозяйствования воз­можность оказывать влияние на состояние конкурент­ной среды на рынке определенного товара. Формальным же критерием монопольного положения субъекта хозяй­ствования является обладание определенной долей на рынке этого товара. Монопольное положение субъектов предприниматель­ства на рынке определяется Антимонопольным комите­том Украины в соответствии с Методикой определения монопольного положения предпринимателей на рынке, утвержденной распоряжением Антимонопольного коми­тета Украины от 05.03.2002 г. № 49-р. Процедуру определения монопольного положения мож­но разделить на ряд стадий. На первой стадии составляется перечень товаров, от­носительно которых определяется монопольное положе­ние субъекта хозяйствования, а также определяется пере­чень их потребителей. При определении товаров органы Антимонопольного комитета, как правило, используют ус­тановленные органами статистики Украины различные товарные номенклатуры. На второй стадии определяется продолжительность занятия субъектом хозяйствования монопольного поло­жения на рынке. Хотя данная продолжительность равна, как правило, годичному промежутку времени, из этого правила есть исключения. Значимость этой стадии опре­деляется тем, что определение продолжительности заня­тия субъектом хозяйствования определенного положения на рынке имеет существенное значение для решения воп­роса о монопольном положении субъекта хозяйствова­ния на рынке. Третья стадия характеризуется определением товарных границ рынка отдельно для каждого товара из общего списка, относительно которых осуществляется определение моно­польного положения субъекта на рынке. Товарные грани­цы рынка определяются путем формирования группы вза­имозаменяемых товаров. В ряде случаев как доказатель­ство взаимозаменяемости товаров может рассматриваться коэффициент перекрестной эластичности спроса. На четвертой стадии определяются территориальные границы рынка, позволяющие охарактеризовать его как общегосударственный или региональный. Правильное определение границ рынка является существенным воп­росом при решении вопроса о монопольном положении субъекта хозяйствования на рынке, так как позволяет определить, какие предприятия должны рассматриваться как конкуренты существующего доминирующего пред­приятия. Территориальные границы рынка определенно­го товара определяются путем установления минималь­ной территории, за пределами которой, с точки зрения потребителей, приобретение товаров, которые принадле­жат к группе взаимозаменяемых товаров, является не­возможным или нецелесообразным.
На пятой стадии исчисляется доля субъекта хозяй­ствования на рынке, размер которой по действующему за­конодательству и является отправным для определения наличия или отсутствия монопольного положения этого субъекта на соответствующем рынке. Эта стадия может быть подразделена на три этапа: а) определение общего объема товарного рынка, на котором действует субъект хозяйствования; б) установление объема поступления то­вара данного субъекта хозяйствования на соответствую­щий рынок; в) исчисление рыночной доли субъекта хо­зяйствования на географически определенном товарном рынке. Доля субъекта хозяйствования на рынке опреде­ляется как процентное выражение соотношения объема поступления товара этого субъекта хозяйствования к об­щему объему рынка товара, который анализируется.

1.3 Злоупотребление монопольным
положением на рынке Согласно законодательству Украины само по себе об­ладание субъектом хозяйствования монопольным (доми­нирующим) положением не является противоправным. Таковым является лишь злоупотребление доминирова­нием на рынке. Закон «О защите экономической конкуренции», в от­личие от ранее действовавшего законодательства, дает легальное определение понятия «злоупотребление моно­польным (доминирующим) положением на рынке». Согласно п.1 ст.13 Закона, злоупотреблением монополь­ным (доминирующим) положением на рынке являются действия или бездействие субъекта хозяйствования, за­нимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопуще­нию, устранению либо ограничению конкуренции, в част­ности ограничению конкурентоспособности других субъек­тов хозяйствования, или ущемлению интересов других субъектов хозяйствования либо потребителей, которые были бы невозможными при условии существования значительной конкуренции на рынке. Помимо легальной дефиниции, в Законе содержится перечень составов правонарушений, признаваемых зло­употреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, который, в отличие от ранее действо­вавшего Закона «Об ограничении монополизма .» не яв­ляется исчерпывающим. В соответствии с п.2 ст.13 Закона злоупотреблением монопольным (доминирующим) положением на рынке, в частности, признается: 1) установление таких цен либо других условий при­обретения или реализации товара, которые невоз­можно было бы установить при условии существо­вания значительной конкуренции на рынке; 2) применение разных цен либо разных других усло­вий к равнозначным соглашениям с субъектами хо­зяйствования, продавцами или покупателями без объективно оправданных на то причин; 3) обусловливание заключения соглашений приняти­ем субъектом хозяйствования дополнительных обя­зательств, которые по своей природе или согласно торговым и иным честным обычаям в предприни­мательской деятельности не касаются предмета до­говора; 4) ограничение производства, рынков или техническо­го развития, которое причинило либо может причи­нить ущерб другим субъектам хозяйствования, по­купателям, продавцам; 5) частичный или полный отказ от приобретения или реализации товара из-за отсутствия альтернативных источников реализации или приобретения; 6) существенное ограничение конкурентоспособности других субъектов хозяйствования на рынке без объективно оправданных на то причин; 7) создание препятствий доступу на рынок (выходу из рынка) либо устранение с рынка продавцов, покупа­телей, других субъектов хозяйствования.
Глава II Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования занимающих монопольное положение на рынке

2.1 Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов хозяйствования занимающих монопольное положение на рынке Вопросы государственного регулирования и контроля являются одними из основных для функционирования субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (до­минирующее) положение на рынке, а также в целом — для восстановления и/или поддержания конкуренции на рынке. Основа заложена в ст. 42 Конституции Украины и развита в соответствующих нормативно-правовых ак­тах, в частности, в Законе Украины «О защите экономи­ческой конкуренции». Всю систему государственного регулирования поведе­ния субъектов хозяйствования, занимающих монополь­ное (доминирующее) положение на рынке, можно рассмат­ривать в трех направлениях: предупреждение монополизации рынков и ограниче­ния конкуренции, а также создания монопольных обра­зований; установление правил поведения существующих или создающихся монопольных структур; определение соответствующих мер государственного воздействия в ответ на совершенное правонарушение (злоупотребление монопольным (доминирующим) поло­жением). Их применение необходимо как стабилизирующий и восстановительный механизм, направленный на устране­ние возникающей диспропорции на рынке и утвержде­ние конкурентных отношений. Первое направление особенно значимо ввиду общей важности превентивных (профилактических, предупреди­тельных) мер, которые направлены на предотвращение образования монопольных структур, в результате моно­полизации товарных рынков, а с учетом нынешней ситу­ации речь также должна идти и о ремонополизации то­варных рынков, в первую очередь региональных, а также существенном ограничении конкуренции на всем рынке или в значительной его части. Данные положения в пра­вовом выражении оформлены в законодательстве о кон­троле за экономической концентрацией. Регулирование поведения монополистов с целью огра­ничения монополистической деятельности субъектов хо­зяйствования и обеспечения оптимального баланса инте­ресов монополистических структур и общества следует рассматривать в ракурсе общей политики демонополиза­ции экономики Украины. Если говорить о субъектах, то особенно подлежит регулированию и контролю деятель­ность субъектов естественных монополий, что подтверж­дается и выведением на законодательный уровень общих правил деятельности такого рода субъектов. Деятельность субъектов хозяйствования, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке, под­лежит целенаправленному регулированию, что было от­мечено в Государственной программе демонополизации экономики, утвержденной Постановлением Верховного Совета Украины. Среди этих сфер следует выделить регу­лирование: установления и изменения цен (тарифов) субъектами хозяйствования, занимающими монопольное положение на рынке; соблюдения стандартов и показате­лей качества для товаров и услуг, производимых (реализуемых) монополистами; поддержания необходимых объе­мов производства и др. Ценовая политика в сфере монополистической деятель­ности должна подчиняться как общим предписаниям за­конодательства о ценах и ценообразовании, так и специальным нормативно-правовым актам. Регулирование цен на продукцию монопольных образований осуществляется путем установления фиксированных цен, граничных уров­ней цен, граничных уровней торговых надбавок и наценок, граничных нормативов рентабельности или путем введе­ния обязательного декларирования изменения цен.
Контроль за соблюдением качества, стандартов при производстве и реализации продукции, работ и услуг мо­жет быть связан напрямую с политикой ценообразования, проводимой монополистом, поэтому данное направление также имеет существенное значение. В связи с отсутстви­ем специальных правовых норм, устанавливающих и оп­ределяющих контроль государства за соблюдением стан­дартов и качества в рамках антимонопольного законода­тельства должны применяться общие предписания других отраслей права, в первую очередь, хозяйственного и граж­данского.
Поддержание необходимых объемов производства осуществляется, прежде всего, с целью обеспечения необ­ходимыми объемами товарного наполнения рынка и обя­зательной возможности доступа всех членов общества к определенным товарам, поставляемым на рынок моно­польными образованиями. Регулирование и контроль в этой сфере со стороны органов Антимонопольного коми­тета Украины могут иметь место как в общем аспекте при анализе тех или иных рынков, так и, что более дей­ственно, — адресно при анализе положения того или ино­го субъекта хозяйствования на рынке. Применение охранительно-правовых средств защиты, в том числе мер юридической ответственности, к субъек­там хозяйствования, нарушающим законодательство о защите экономической конкуренции, в частности, злоупот­ребляющим монопольным (доминирующим) положени­ем, должно также рассматриваться как корректировка вышедшего за рамки дозволенного поведения. При этом монопольная структура может продолжать свою закон­ную деятельность, если не была применена такая санк­ция, как принудительный раздел. Поэтому применяемые меры юридической ответственности к субъектам, занима­ющим монопольное положение на рынке, также являют­ся мерами, осуществляемыми в рамках общего контроля за поведением монополистов.
2.2 Государственное регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий Государственный контроль за соблюдением антимо­нопольного законодательства в сферах естественных мо­нополий осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. Обществен­ный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляют объединения потребителей в порядке, установленном законодательством. Кроме Антимонопольного комитета Украины к орга­нам, которые имеют право осуществлять контроль за дея­тельностью субъектов естественных монополий, отнесены также национальные комиссии регулирования естествен­ных монополий, которые образуются и функционируют в соответствии с Законом Украины «О естественных моно­полиях», а также органы исполнительной власти и орга­ны местного самоуправления. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий должно осуществляться на основе следующих принципов: гласности и открытости процедур регулиро­вания; адресности регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии; самооку­паемости субъектов естественных монополий; стимули­рования повышения качества товаров (услуг) и удовлет­ворение спроса на них, а также обеспечение защиты прав потребителей. Предмет регулирования деятельности субъектов есте­ственных монополий — цены (тарифы) на товары, кото­рые производятся (реализуются) субъектами естествен­ных монополий; доступ потребителей к товарам, произво­димым (реализуемым) субъектами естественных монопо­лий, а также другие условия осуществления предпринимательской детальности в случаях, предусмотренных за­конодательством. Одним из первоначальных проявлений государствен­ного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий является введение системы лицензирования их деятельности как в сферах естественных монополий, так и на смежных рынках. Под смежным рынком пони­мается товарный рынок, не находящийся в состоянии ес­тественной монополии, для субъектов которого реализа­ция произведенных товаров или использование товаров других субъектов хозяйствования невозможна без непо­средственного использования товаров, которые произво­дятся (реализуются) субъектами естественных монополий. Перечень смежных рынков приведен в ст. 6 Закона Ук­раины «О естественных монополиях». Следует отметить, что регулирование лицензирования деятельности субъектов естественных монополий осуще­ствляется лишь двумя статьями Закона «О естественных монополиях». Поэтому необходимо руководствоваться общим нормативно-правовым актом, регламентирующим лицензирование — Законом Украины «О лицензирова­нии определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. Однако обращение к данному законодатель­ному акту не позволяет в полной мере учитывать специ­фику лицензирования деятельности субъектов естествен­ных монополий, поскольку формулировки лицензируемых видов хозяйственной деятельности и сферы деятельности субъектов естественных монополий (перечень смежных рынков) не идентичны. Деятельность субъектов хозяйствования, работающих в условиях естественной монополии, должна подвергать­ся ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства.
Глава III Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

3.1 Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Раздел VIII Закона «О защите экономической конку­ренции» устанавливает перечень нарушений законодатель­ства о защите экономической конкуренции, а также и санкции за их совершение. В частности, согласно ст. 50 Закона нарушениями за­конодательства о защите экономической конкуренции являются: · антиконкурентные согласованные действия; · злоупотребление монопольным (доминирующим) по­ложением; · антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хо зяйственного управления и контроля; · невыполнение решения, предварительного решения органов Антимонопольного комитета Украины или их выполнение не в полном объеме; · концентрация без получения соответствующего разре­шения органов Антимонопольного комитета Украины, в случае если наличие такого разрешения необходимо; · непредставление информации Антимонопольному ко­митету Украины, его территориальному отделению в ус­тановленные органами Антимонопольного комитета Ук­раины, председателем его территориального отделения либо нормативно-правовыми актами сроки и др. Нарушение законодательства о защите экономической конкуренции влечет ответственность, установленную за­коном. Исходя из смысла Закона Украины «О защите эконо­мической конкуренции», за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции возможно приме­нение мер административной, гражданско-правовой ответственности, а также двух специфических санкций в виде налагаемых Антимонопольным комитетом штрафов и принудительного раздела монопольных образований. Наиболее распространенной санкцией за нарушение антимонопольного законодательства в Украине является наложение штрафов на предпринимателей Антимонополь­ным комитетом Украины.
Согласно ст. 52 Закона органы Антимонопольного комитета Украины налагают штрафы на объединения, субъектов хозяйствования: юридических лиц; физических лиц; группу субъектов хозяйствования — юридических и/или физических лиц, которая в соответствии со ст. 1 Закона признается субъектом хозяйствования, в случаях, предус­мотренных ч.4 ст.52.
Размеры штрафов дифференцированы в зависимости от вида правонарушения. Ст. 53 Закона предусматривает такую специфическую санкцию, как принудительный раздел. Если субъект хозяйствования злоупотребляет монопольным (доминирующим) положением на рынке, органы Антимонопольно­го комитета Украины имеют право принять решение о принудительном разделе субъекта хозяйствования, кото­рый занимает монопольное (доминирующее) положение. Решение органов Антимонопольного комитета Украи­ны о принудительном разделе субъекта хозяйствования подлежит исполнению в установленный срок, который не может быть менее шести месяцев. Реорганизация субъекта хозяйствования, подлежаще­го принудительному разделу, осуществляется по его ус­мотрению при условии устранения монопольного (доми­нирующего) положения этого субъекта хозяйствования на рынке. Согласно п.1 ст.54 Закона «О защите экономической конкуренции» за правонарушения, предусмотренные п. 13-16 ст. 50 Закона, должностные лица и другие работники субъектов хозяйствования, работники органов власти, ор­ганов местного самоуправления, органов административ­но-хозяйственного управления и контроля несут адми­нистративную ответственность согласно закону. За правонарушения, предусмотренные п. 4, 13-16 ст. 50 Закона, должностные лица органов власти, органов мест­ного самоуправления, органов административно-хозяй­ственного управления и контроля несут административ­ную ответственность согласно закону. Административная ответственность предусмотрена ст.ст. 1661-1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП). Гражданско-правовая санкция в виде возмещения ущерба предусмотрена ст.55 Закона. Лица, которым при­чинен ущерб вследствие нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, могут обратиться в суд, хозяйственный суд с заявлением о его возмещении. Некоторые нарушения законодательства о защите эко­номической конкуренции могут влечь возмещение ущер­ба в двойном размере — ущерб, причиненный нарушени­ями законодательства о защите экономической конку­ренции, предусмотренными п. 1, 2, 5, 10, 12, 18, 19 ст. 50 Закона, возмещается лицом, совершившим нарушение, в двойном размере причиненного ущерба. Ст. 230 Уголовного кодекса Украины (УК) предусмат­ривает уголовную ответственность за нарушение антимо­нопольного законодательства.
3.3 Ответственность субъектов
естественных монополий Согласно Закону Украины «О естественных монопо­лиях» от 20.04.2000 г. ответственность субъектов есте­ственных монополий как юридических лиц состоит в уплате штрафа, а также в изъятии незаконно получен­ных прибыли и выручки за совершенные правонаруше­ния. Кроме этого, убытки, причиненные деяниями субъек­тов естественных монополий в результате нарушения норм Закона, подлежат возмещению в порядке, предус­мотренном гражданским законодательством Украины. Национальные комиссии регулирования деятельности субъектов естественных монополий налагают штрафы на субъектов естественных монополий за: · несвоевременное предоставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных мо­нополий, — в размере до двухсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан; · непредставление информации органам, регулирующим деятельность субъектов естественных монополий, или представление заведомо недостоверных данных — в размере до одной тысячи необлагаемых налогом миниму­мов доходов граждан; · неисполнение или несвоевременное исполнение реше­ний органов, регулирующих деятельность субъектов есте­ственных монополий, и нарушение условий и правил осу­ществления предпринимательской деятельности в сферах естественных монополий и на смежных рынках (лицен­зионных условий) — в размере до пяти тысяч необлагае­мых налогом минимумов доходов граждан. Уплаченные в тридцатидневный срок со дня получе­ния решения о наложении штрафа суммы поступают в Государственный бюджет Украины. В противном случае штраф взыскивается по реше­нию суда (хозяйственного суда), а за каждый день про­срочки уплаты штрафа начисляется пеня в размере одно­го процента суммы штрафа. Прибыль, полученная субъектами естественных мо­нополий в результате нарушения норм Закона Украины «О естественных монополиях», изымается в судебном по­рядке в Государственный бюджет Украины, а также вы­ручка, полученная в результате нарушения установлен­ных органами, регулирующими деятельность субъектов естественных монополий, уровня цен (тарифов), изымает­ся в соответствующий бюджет согласно законодательству о ценах и ценообразовании. Ст. 18 Закона предусматривает административную от­ветственность должностных лиц субъектов естественных монополий за ряд совершенных ими правонарушений. Характерным является содержание ст. 20 Закона «О естественных монополиях», в которой предусмотрен об­щий императив — ответственность согласно действующе­му законодательству должностных лиц органов, регули­рующих деятельность субъектов естественных монопо­лий, за невыполнение или ненадлежащее выполнение дол­жностных обязанностей, в том числе за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну. В порядке, предусмотренном гражданским законодательством, ус­тановлена необходимость возмещения ущерба, причинен­ного в результате принятия неправомерных решений, дей­ствий или бездействия органов, регулирующих деятель­ность субъектов естественных монополий, и противоре­чащих Закону.
Заключение В этой работе я дал определение монополии, показал, что монополия (абсолютная, чистая и искусственная) возникает из-за отсутствия действенной конкуренции и эффек­тивных средств правовой защиты потребителей, при этом резко уси­ливается давление производителя (поставщика, продав­ца) на покупателя (потребителя) при навязывании усло­вий договора, в том числе при установлении цен на продукцию. При монополии производства потребитель не может реально осуществить право выбора производителя (продавца) и попадает в экономическую зависимость от производителя-монополиста, который нечестными спосо­бами пытается воспользоваться своим монопольным положением. Особенностью этого нарушения законодательства является осуще­ствление субъектом хозяйствования, занимающим моно­польное (доминирующее) положение на рынке, таких дей­ствий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, получение прибыли, обусловленной не эффективностью деятельнос­ти или высокой производительностью, а неправомерным использованием им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление такого положе­ния посредством устранения с рынка конкурентов либо ограничения их доступа на рынок.
Показал, что нарушение законодательства в сфере монополий наносит вред не только интересам потребителей, но и государственным. Выяснил, что монополия может приносить положительный результат как в случаях с государственной и естественной монополией, когда создаются това­ры с меньшими затратами по сравнению с расходами ре­сурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
Поскольку, как свидетельствует практика Антимонопольного коми­тета Украины, общее количество нарушений антимонополь­ного законодательства из года в год увеличивается. В частности, количество выявленных и прекращенных в после­дние годы злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий выросло в 1,9 раза. Отсюда и реальная необходимость всестороннего познания коммерческого пра­ва в области монопольного законодательства, это также позволит создать базу для дальнейшего эффективного реформирования коммерческого законодательства. Для Украины актуальным остается вопрос о надлежа­щем правовом закреплении экономических преобразова­ний и становлении коммерческого права с последующим его развитием, с учетом зарубежного и собственного исто­рического опыта, в том числе и в сфере антимонопольного законодательства.
Библиография: 1. Конституция Украины от 28.06.1996 – Симферополь: «Крымполиграфторг», 1998г. 2. Об ограничении монополизма и недопущении недо­бросовестной конкуренции в предпринимательской деятель­ности: Закон Украины от 18.02.92 г. // Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 21. — Ст. 296. 3. Об Антимонопольном комитете Украины: Закон Ук­раины от 26.11.93 г. Законодательство Украины электронная информационно-справочная система июль 2003. 4. О естественных монополиях: Закон Украины от 20.04.2000 г. // Урядовий кур'єр. — 2000. — № 92. 5. Об основных направлениях конкурентной политики на 1999 — 2000 годы и меры по их реализации: Указ Пре­зидента Украины от 26.02.99г. // Урядовий кур'єр. — 1999. — № 40. 6. Методика определения монопольного положения субъектов хозяйствования на рынке. Утверждена распо­ряжением Антимонопольного комитета Украины от 10.03.94 г. // Государственный информационный бюлле­тень приватизации. — 1994. — № 6. 7. Положение о составлении и ведении перечня субъек­тов хозяйствования, которые занимают монопольное поло­жение на рынке. Утверждено распоряжением Антимоно­польного комитета Украины от 10.03.94 г. // Государ­ственный информационный бюллетень о приватизации. — 1994. — № 7. 8. О внесении изменений и дополнений в некоторые распоряжения Антимонопольного комитета Украины: Распоряжение Антимонопольного комитета Украины от 29.01.99 г. // Офіційний вісник України. — 1999. — № 10. 9. Положение о порядке проведения проверок соблю­дения антимонопольного законодательства. Утверждено распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 29.11.99 г. № 249-р //Офіційний вісник України. — 1998. — № 30. 10. Дахно І.І. Антимонопольне право. Курс лекцій. — К.: Четверта хвиля, 1998. — 352 с. 11. Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, З.А. Швандар, Е.М. Куприянов и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 439 с. 12. Правові основи підприємницької діяльності /Під ред. В.І. Шакуна, П.В. Мельника, В.М. Поповича — К.: Пра­вові джерела, 1997. — 780 с 13. Предпринимательское право в вопросах и ответах: Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и допол­ненное // Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. — X.: ООО «Одиссей», 2002. — 576 с. 14. Предпринимательское право Украины: Учебно-практическое пособие // Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. — X.: «Одиссей», 2001. — 544 с. 15. Саниахметова Н.А. Юридический справочник пред­принимателя. — Харьков: «Одиссей», 2001. — 832 с. [1] Предпринимательское право в вопросах и ответах: Учебное пособие. Издание 2-е, переработанное и допол­ненное // Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. — X.: ООО «Одиссей», 2002. [2] Предпринимательское право Украины: Учебно-практическое пособие // Под общей ред. Н.А. Саниахметовой. — X.: «Одиссей», 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физическое воспитание детей до 3 лет
Реферат Фундаментальные интересы России и политика стратегической безопасности в Восточной Азии
Реферат Иностранцы в Германии
Реферат Финансирование культуры в Италии
Реферат Www consultant ru Выпуск от 15 июля 2011 года Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Реферат Анестезия при оториноларингологических операциях
Реферат Реорганизация русской армии в начале XVIII в
Реферат Видеоадаптеры персональных компьютеров
Реферат Система команд Структура слова команд Синтаксис команд Группы команд
Реферат Сочинение по рассказу Михаила Шолохова Родинка
Реферат Двигатели внутреннего сгорания на сжиженном водороде
Реферат Економічна історія
Реферат Формирование информационной культуры личности
Реферат Электрическая схема 3-х комнатной квартиры
Реферат Проблеми забруднення природного середовища