Всплеск активности международного терроризма в современном мире консолидировал всеобщие усилия в борьбе с этим злом, в том числе и через модернизацию образовательных систем, призванных сформировать новое миропонимание целостности человеческой цивилизации во всем ее многообразии на основе планетарной этики. Недооценка образовательного аспекта, политизация просвещенческих систем с опорой на излишний традиционализм ведут к росту экстремизма и терроризма как в масштабах всего мирового сообщества, так и на региональном уровне и в пределах отдельных стран. Примером тому может служить одно из крупнейших мусульманских государств мира – Исламская Республика Пакистан, оказавшаяся в эпицентре глобальной борьбы с международным терроризмом.
Сохранившаяся в современном Пакистане традиционная мусульманская система образования имеет глубокие исторические корни и обусловлена постоянным воздействием исламской религии на социально-политическое и культурное развитие пакистанского общества. Можно сказать, что ислам для пакистанцев является не только религией, но и целостной системой воззрений, материальной и духовной культуры, социальной практики, включая и просвещение. Его традиционные институты выступают в качестве главного инструмента передачи религиозных взглядов, сохранения культурной самобытности и идентичности.
Все вышеотмеченное позволяет представить, какое впечатление произвела на сознание пакистанцев реакция мирового общественного мнения сначала на трагические события 11 сентября 2001 г. в США, а затем и 7 июля 2005 г. в Великобритании. Имеется в виду, что на Западе они вызвали волну страха и подозрительности к мусульманскому миру в целом и его традиционным институтам, в частности. Их стали напрямую связывать с джихадом, ростом насилия и террора как на глобальном и региональном, так и на государственном уровнях. Однако подобнаяисламофобия, отождествление всех теологических учебных заведений с терроризмом неправомерны и опасны, т.к. вызывают крайне негативную реакцию со стороны мусульман, считающих традиционные институты просвещения неотъемлемой частью своего культурно-исторического наследия. Такая реакция на Западе может спровоцировать в конечном итоге раскол мира по цивилизационно-религиозному признаку.
Корень проблемы экстремизма лежит не в исламе, а в его политизации, попытках использования религиозного фактора для легитимизации власти, утверждения исламской модели государства насильственным путем. Это способствует радикализации ислама, приданию ему воинствующего характера, ведет к нивелированию грани между фундаментализмом, выступающим за сохранение мусульманской традиции (в том числе и через систему религиозного обучения и воспитания), и экстремизмом, рассматривающим насилие в качестве основного средства достижения "торжества ислама". Свидетельством тому как раз и может служить опыт Пакистана, где политизация религиозной системы образования сказалась на росте экстремистских настроений среди населения страны, приверженного в своем большинстве мусульманской традиции.
Результаты выборочного социологического опроса, проведенного в 2003 г. пакистанскими учеными при содействии Карачинского центра социальной политики и развития среди учащихся 10–11-х классов городских школ различного типа (медресе, общеобразовательных частных и государственных школ с преподаванием на урду и английском), а также среди их учителей, позволяют в определенной мере судить о состоянии общественного сознания и политической культуры пакистанцев.
Наибольшая степень воинственности и нетерпимости, "милитаризации сознания" присуща учащимся и улемам религиозных учебных заведений. Так, среди приоритетов Пакистана по Кашмирскому вопросу ученики медресе выделили, в первую очередь, возможность его решения с помощью открытой войны с Индией (60%) или путем использования джихадистских группировок против индийской армии (53%), отвергая возможность мирного урегулирования этого долголетнего конфликта (55%). Преподаватели медресе настроены более радикально. Их ответы соответственно составили: 70%, 60% и 67%. При этом консерватизм и нетерпимость учащихся религиозных учебных заведений проявляются в отказе предоставить равные права женщинам (77%) и религиозным меньшинствам страны: ахмадийцам (82%), индусам (76%) и христианам (73%). Степень нетерпимости их наставников по всем четырем позициям еще более высока: 97%, 96%, 85% и 78% соответственно. Учащиеся и преподаватели общеобразовательных школ придерживаются более умеренных взглядов1.
Руководством страны предпринимаются конкретные меры по деполитизации и модернизации традиционной мусульманской системы просвещения с целью недопущения дальнейшего распространения экстремистских взглядов среди пакистанской молодежи, вовлечения ее в созидательную социально и экономически ориентированную деятельность, адаптированную к современным реалиям жизни.
Особую обеспокоенность пакистанского руководства вызывает контингент учащихся религиозных учебных заведений, насчитывающий, по различным оценкам, до 2 млн. человек. В наибольшей степени это касается тех 200 тыс. учеников, которые наряду с религиозным обучением получили и военную подготовку в медресе экстремистского толка, подконтрольных различным исламистским партиям и группировкам (к ним относится до 10–15% теологических учебных заведений страны)2. Создание и неконтролируемый рост подобной параллельной военизированной структуры представляет опасность не только для самого Пакистана, отягощенного этнорелигиозными противоречиями, но и для всего Южноазиатского региона и мира в целом.
Неудивительно поэтому, что предпринятая в стране реформа традиционной мусульманской системы просвещения (2001) направлена на осуществление контроля со стороны государства за учебной и финансовой деятельностью религиозных учебных заведений, на их плавную интеграцию в общий поток школ. С этой целью в соответствии с Указом президента Пакистана от 18 августа 2001 г. было создано Федеральное ведомство религиозного образования, отвечающее за обновление учебных планов и программ теологических школ. Кроме того, в 2002 г. был также принят Закон о добровольной регистрации и регулировании деятельности религиозных учебных заведений, предусматривающий, в том числе, государственный контроль за обучением в них иностранцев. После июльских терактов в Лондоне, где прослеживался пакистанский след, государственная регистрация теологических школ стала уже обязательной, так как пакистанское руководство внесло поправку № 22 от 21 августа 2005 г. в действующий еще с колониальных времен Закон о регистрации общественных организаций (1860), на основе которого функционируют и религиозные учебные заведения Пакистана. В соответствии с данной поправкой все семинарии, не прошедшие государственной аудиторской проверки (в срок до 31 декабря 2005 года), подлежат закрытию, а студенты-иностранцы – депортации на родину.
Эти нововведения государства вызвали заметное негативное отношение у части пакистанскихулемов. Лишь одна десятая часть всех медресе добровольно прошла государственную регистрацию к 2005 г., а требованию государства об участии в аудите первоначально подчинились только 208 семинарий3. Руководители остальных медресе расценили реформы как попытку вмешательства государства во внутренние дела частных теологических учебных заведений, имеющих свои Центральные управления религиозного образования. Последние аккумулируют и контролируют принадлежащую им религиозно-благотворительную собственность (вакф) и координируют деятельность входящих в них медресе. В зависимости от богословской школы или партийной принадлежности они, в частности, представлены следующими Духовными управлениями:
1. "Деобанди" – создано в 1959 г. с центром в Мултане (административный центр одноименной области в провинции Пенджаб). Объединяет под своим началом 7 тыс. теологических семинарий, большинство из которых находится в самом Пенджабе (1176), а также в Синде (687), Белуджистане (624) и СЗПП (382).
2. "Барелви" – основано в 1960 г. и располагается в Лахоре (административный центр провинции Пенджаб). Насчитывает 1585 религиозных школ, в основном в сельских районах Пенджаба (994) и Синда (487).
3. "Ахл-и Хадис" – образовано в 1955 г. с центром в Фейсалабаде – городе, получившем свое название в 1976 г. в честь короля Саудовской Аравии Фейсала, ранее г. Лайалпур (административный центр одноименной области Пенджаба). Имеет 376 медресе, преимущественно в городских районах провинции Пенджаб.
4. "Джамаат-и ислами" – учреждено в 1983 г. и находится в г. Лахоре. Общее количество теологических учебных заведений, расположенных в основном в городских районах страны, составляет 500 медресе, из которых 40 семинарий предназначены для девушек. Большое внимание в учебных программах уделяется изучению трудов основателя этой партии А.А.Маудуди.
5. Духовное управление шиитских медресе – создано в 1959 г. и располагается также в Лахоре. Насчитывает 419 теологических учебных заведений, почти половина из которых (202) находится в Пенджабской провинции.
Все духовные управления объединены в Ассоциацию теологических семинарий. Суммарное количество ее медресе (9880, включая 448 женских теологических семинарий) представляет официальную статистику функционирующих в стране медресе4. Между тем, по сообщениям пакистанской прессы и американских экспертов, в Пакистане насчитывается до 80 тыс. теологических учебных заведений, включая школы при мечетях (мактабы) и около 40 тыс. медресе. В них обучается одна треть всей учащейся молодежи страны5.
Религиозные учебные заведения в определенной мере позволяют компенсировать отсутствие доступа части пакистанской молодежи к образованию в рамках системы формального обучения и выполняют своего рода роль институтов по социальной защите обездоленных детей и подростков, получающих здесь помимо знаний (преимущественно теологических) бесплатное питание, кров и одежду. К данной категории учащихся из семей с низким уровнем доходов относятся, как показали результаты выборочного социологического опроса за 2003 г., до 77% учеников религиозных школ6. Именно причины социально-экономического порядка, а не религиозная или политическая мотивация заставляют учащихся посещать теологические учебные заведения.
Эти институты традиционного мусульманского образования наряду с мечетями получают ежегодно, по данным международной группы по изучению кризисов (МГК), религиозные пожертвования из различных фондов, а также от частных лиц на общую сумму в размере 70 млрд. рупий (1,1 млрд. долларов). При этом ежегодная государственная поддержка религиозных институтов через благотворительный налог – закят – составляет только 4,5 млрд. рупий (75 млн. долларов)7.
Помощь США в размере 100 млн. долларов на 2002–2005 годы была направлена на реформирование национальной системы образования Пакистана, включая обновление учебных планов и программ, а также подготовку преподавателей по современным дисциплинам. Она предназначалась для религиозных институтов, расположенных в Синде, Белуджистане, граничащей с Афганистаном полосе племен. Однако на фоне религиозно-благотворительных финансовых потоков выглядела несоразмерно малой8. Она не могла заинтересовать мусульманских улемов, настроенных в своем большинстве антиамерикански и усматривающих в ней попытку осуществления внешней экспансии чуждой для пакистанцев идеологии.
Финансовая независимость основной массы религиозных учебных заведений во многом объясняет стремление улемов избежать внешнего вмешательства во внутренние дела теологических школ, уклониться от ограничения их академической самостоятельности в выборе содержания образования, носящего в целом средневековый, догматичный характер. Имеющийся подчас политизированный оттенок создает почву, как указывалось выше, для культивирования экстремистских настроений среди учащихся. Суровая дисциплина, царящая в религиозных учебных заведениях, полная зависимость и подчиненность учеников своим наставникам приводят порой, по сообщениям пакистанской прессы, к проявлениям со стороны последних физического и сексуального насилия по отношению к подопечным, нарушению прав ребенка в этих школах закрытого типа9.
Вместе с тем нельзя отрицать, что ряд крупных и известных медресе Пакистана, сохраняя традиции религиозного просвещения, пытаются строить учебно-воспитательный процесс с привлечением новых образовательных методик и информационных технологий. Так, медресе "АнджуманФаиз-ул Ислам", расположенное в г. Равалпинди (провинция Пенджаб), предоставляет учащимся помимо религиозного образования и общеобразовательную подготовку. Богатая библиотека медресе имеет не только религиозную литературу на арабском и урду, но и лучшие художественные произведения мировой классики на английском языке. Теоретические занятия по химии сочетаются с практической подготовкой учащихся по данному предмету. В специально оборудованной химической лаборатории они проводят необходимые опыты и доступные им исследования. В медресе обучается, находясь на полном бесплатном пансионе, около 700 детей-сирот. Практикуется совместное обучение мальчиков и девочек до 5 класса10.
Большой популярностью не только среди пакистанцев, но и у иностранцев пользуется другая теологическая семинария "ДжамияБинория", находящаяся в г. Карачи (провинция Синд). Она была основана в 1983 г. улемами Деобандской школы богословия. Насчитывает до 7 тыс. учащихся в возрасте от 8 до 20 лет и старше, в том числе около 900 иностранных студентов из 28 стран мира, включая США, Канаду, Францию, Великобританию, Малайзию, Бангладеш, Афганистан, государства Центральной Азии, Африки, а также ряда арабских стран. В медресе имеется специальное женское отделение, на котором обучаются до 800 учениц в возрасте от 12 до 20 лет11.
"ДжамияБинория" занимает большую территорию, представляющую собой студенческий городок с развитой инфраструктурой: учебными и административными корпусами, мечетью, поликлиникой, общежитиями на 3 тыс. мест для иногородних студентов и иностранцев, супермаркетом и магазином по доступным ценам, столовыми и двумя ресторанами. Студенческая жизнь организована в строгом соответствии с нормами и установками ислама: изоляция полов в быту и учебе, обязательное соблюдение ритуальной практики (ежедневной пятикратной молитвы, поста и т.д.). Выходным днем в учебном заведении является пятница12.
Медресе обладает значительной научно-технической базой, оснащено современными компьютерами, мониторинговой системой видеонаблюдения, имеет свой сайт в "Интернете" (www.binoria.org), электронные средства связи, с помощью которых муфтии медресе консультируют всех желающих по различным вопросам частного, либо общественного характера, дают советы и рекомендации на основе мусульманского права.
Значительное обновление учебных планов и программ медресе было осуществлено в 1999 г., когда в нем было создано отделение международного образования, где в течение двух лет студенты изучают такие предметы, как английский язык, основы компьютерных знаний, общую историю и историю ислама, а также финансы. На базе медресе создается и медицинский колледж. Языком обучения в "ДжамияБинория" является арабский.
Выпускники медресе, закончившие полный десятилетний курс обучения, получают диплом по исламиату, приравненный к степени магистра. Он позволяет продолжить обучение на степень доктора наук по данной специализации в любом университете страны. К докторской степени в области мусульманского права приравнивается и диплом муфтия (знатока Шариата), который можно получить после двух лет дополнительного обучения в медресе. Выпускники "ДжамияБинория" могут также служить имамами мечетей. Особенно престижным считается получение места имама в зарубежных исламских центрах и мечетях, открывающихся в США и странах Европы, где ежемесячный доход служителя культа составляет до 4 тыс. долларов13.
Можно предположить, что процессы глобализации будут способствовать постепенному отходу исламских фундаменталистов от экстремистского крыла улемов, продвижению ислама по пути умеренности и демократии при условии успешной реализации стратегии "просвещенной умеренности" по всем направлениям, включая осуществление давно назревшей реформы традиционной мусульманской системы просвещения, представленной начальными школами при мечетях (мактабами) и религиозными учебными заведениями полного цикла (медресе или дар ул-улумами).
Начальные школы при мечетях (мактабы) структурно вошли в национальную систему образования Пакистана. Они выполняют роль учебных заведений неформального типа. Срок обучения обычно не превышает 3 лет. Имам мечети чаще всего является и единственным учителем мактаба. Школы содержатся за счет государства и частично – за счет местной общины. Учебный план включает помимо изучения Корана овладение элементарными навыками чтения, письма и счета. В своей массе мактабы располагаются в сельской местности и труднодоступных районах страны, где система общеобразовательных школ отсутствует или недостаточно развита. Количество этих религиозных школ государством планируется увеличить с 40 тыс. в 2002–03 учебном году до 57 тыс. мактабов к 2010 г.14Предусматривается обновление учебных программ и назначение в каждую школу по меньшей мере одного квалифицированного педагога с целью повышения качества образования.
Религиозные учебные заведения полного цикла представлены теологическими семинариями (медресе), а также медресе повышенного типа – духовными академиями (дар улулум). Традиционно являются частными религиозно-просветительскими институтами. Содержатся на частные религиозные пожертвования (вакф) и частично за счет государственных отчислений от сборов религиозного налога (закят). Как правило, имеют отделения начального, среднего и высшего религиозного образования. В медресе обычно принимаются учащиеся в возрасте от 7–8 лет и старше. Язык обучения – урду и отчасти арабский. Главные формы обучения – лекция, диспут и работа с книгой, заучивание наизусть текста Корана. Основу обучения составляет изучение таких предметов, как юриспруденция (фикх), теология (калам), история (тафсир), хадисоведение, этика, логика, риторика, арабская грамматика и синтаксис15. Главной учебной дисциплиной в медресе является мусульманское право (фикх). Оно определяет принадлежность религиозного учебного заведения к той или иной богословской школе (мазхабу). Наибольшее распространение имеет ханифитская школа суннитского права.
Наметилась тенденция включения в учебные планы медресе и предметов общеобразовательного цикла. К началу 2004 г. около 340 религиозных семинарий обновили содержание образования. В соответствии с государственным Планом действий в области образования на 2001–2006 годы планируется интегрировать 8 тыс. медресе в современную систему образования. С этой целью предметы естественнонаучного цикла, а также математика, пакистановедение, английский язык вводятся на отделении начального обучения в 4 тыс. медресе и среднего – в 3 тыс. теологических семинариях. На отделении высшего и среднего образования учащимся в 1 тыс. медресе предлагается освоить такие дисциплины, как английский язык, экономика, пакистановедение и информатика. Общее количество преподавателей-контрактников соответствующей квалификации должно составить 32 тыс. педагогов с ежемесячной оплатой труда в размере 3000–5000 рупий в зависимости отих квалификации16. На реформирование медресе государством в целом выделяется 255 млн. долларов17.
Следует также упомянуть и о созданной в последнее десятилетие сети институтов исламского образования "Ал-худа" с центром в Исламабаде. Они осуществляют религиозно-просветительскую деятельность в основном среди пакистанских женщин, проживающих в городах. Главные формы обучения: лекции, диспуты, работа над религиозной литературой, в первую очередь изучение Корана и Сунны. Коран, хадисология, арабский язык составляют основу обучения. Для работающих женщин занятия проводятся в вечернее время. Используются также дистанционные формы обучения: телевидение, радио, "Интернет". Количество слушательниц превышает 3 тыс. женщин18.
Появление женских религиозных институтов "Ал-худа" связано с возникновением такого нового для Пакистана феномена, как исламский феминизм. Он во многом обусловлен ростом самосознания пакистанских женщин, их стремлением улучшить свое социально-экономическое положение и положить конец процессу феминизации бедности и неграмотности в стране (по индексу гендерного развития Пакистан занимает 102 место среди 135 стран мира)19.
Вполне очевидно, что в пакистанском обществе растет осознание необходимости обновления и реформ по всем направлениям, включая народное просвещение и образование. Реализация программ модернизации выступает в качестве основной предпосылки увеличения экономического, научного, социокультурного и духовного потенциала страны. Такой рост, умножение "человеческого капитала" способны обеспечить стране безопасность, сохранить ее национальную идентичность и самобытность в ходе неминуемо происходящей интеграции в общемировое поликультурное пространство. Последнее формируется на основе современных достижений человеческой цивилизации, и в нем превалируют идеи мира, гармонии и справедливости, составляющие основу планетарной этики.
На это и направлена реализуемая в Пакистане при президенте П.Мушаррафе государственная стратегия "просвещенной умеренности". Большое внимание в ней уделяется реформированию традиционных мусульманских просветительских институтов, их постепенному сближению с современной системой образования с целью создания интегрированной модели обучения и воспитания пакистанских граждан, формирования у них толерантного сознания, культуры мира и ненасилия. В своем интервью российской газете "Завтра" президент Исламской Республики Пакистан П.Мушарраф, в частности, подчеркнул следующее: "Борьба с терроризмом и экстремизмом должна вестись на трех уровнях: глобальном, в рамках исламского мира и в каждой отдельно взятой стране. Необходимо всячески содействовать социально-экономическому развитию исламских стран, улучшать в них систему образования и здравоохранения и поднимать уровень жизни. …Преподавание религии должно вестись для повышения духовности, а не для того, чтобы подпитывать терроризм, создавать ему идеологическую базу. Оно должно способствовать лучшему пониманию сущности мусульманской религии. Мы установили контроль за деятельностью медресе, ввели правила их регистрации. Наша цель состоит в том, чтобы создать условия для исламского возрождения, где нет места ни терроризму, ни экстремизму. Подлинный ислам отрицает их".
Литература
пакистан терроризм экстремизм традиционализм
1. Серенко И.Н. Исламизация женского образования в Пакистане. // Ближний Восток и современность. Сборник статей. Вып. 22. – М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004, с. 277–286.
2. Завтра. М., февраль 2006, № 6 (638), с. 4.