Жизнедеятельность людей всегда активно воздействовала на окружающую среду. Процессы взаимодействия человеческого общества и природы протекают в форме циклических круговоротов веществ, энергии, информации. Расширение и углубление этих процессов приводит к нарушению экологического равновесия, обострению природно-общественных противоречий, появлению социально-экологических проблем. Сложившаяся экологическая ситуация на планете Земля и крайне обострившаяся на отдельных территориях ставит под угрозу дальнейшее существование человечества. Об этом свидетельствуют заключения Саммитов в Рио-де-Жанейро (Бразилия), Иоханнесбург (ЮАР), Киото (Япония); доклады членов Римского клуба, публикации учёных многих стран. Стало вполне очевидным, что без активной экологической политики проблемы сохранения комфортной среды жизни людей не решить. Отсюда вытекает важность согласования экологической политики на всех территориальных уровнях: планетарном, межгосударственном, государственном, региональном и локальном. Следует отметить, что социально-экологические процессы не замыкаются в границах отдельных стран или регионов, они протекают в едином географическом пространстве. В то же время объекты природопользования и источники загрязнения локализованы в пространстве, «прикреплены» к территории, которая имеет не только естественные, но и государственные и административные границы. Исходя из этих посылок правомерно проводить глобальную, межгосударственную, государственную, региональную и муниципальную экологическую политику.
Региональная экологическая политика должна быть направлена на улучшение экологических условий жизни людей и сохранение природных ландшафтов. Необходимо отметить, что в современных условиях повысилась роль территориальных органов власти, которые вырабатывают и реализуют собственную экологическую политику. При этом учитываются индивидуальные природные, экономические, социальные особенности каждого региона и муниципального образования. В то же время экологическая ситуация во многих регионах остается напряженной и сохраняет тенденцию перехода к кризисному состоянию. Например, в благополучной Пермской области на всей территории наблюдается превышение уровня предельно допустимой концентрации вредных для человека и природы веществ в почве, водном и воздушном бассейнах. Нависла угроза сохранения генофонда даже на охраняемых территориях, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Антропогенный пресс достиг пределов самовосстановления биоты, а в отдельных районах уже ведет к необратимым последствиям. Деградирующая среда жизнедеятельности людей оказывает прямое воздействие на демографические и валеологические (валеология-наука о здоровье человека) процессы. В последние годы заметно возросло количество заболеваний, ухудшилось состояние здоровья подрастающего поколения, сократилась продолжительность жизни, снизилась рождаемость. Существующая тенденция ухудшения экологической обстановки и разрушение природной среды вызывает озабоченность населения, политических партий и общественных движений. Стало вполне очевидным, что необходимы новые подходы к разработке и реализации региональной экологической политики, опирающейся на современные принципы и обновленный механизм ее реализации. Структура современной экологической политики включает три блока. Первый блок – концептуальный аналитико-прогностичсский, второй – непосредственно региональной экологической политики, третий – механизмы реализации политических решений. В совокупности он охватывает все сферы региональной экологической политики, реализуемой вместе со смежными видами региональной политики.
Стратегической целью региональной экологической политики является создание условий для формирования благоприятной среды жизнедеятельности людей и совершенствования процессов природопользования. Исходя из целевой установки вытекают следующие задачи региональной экологической политики:
· всю деятельность по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подчинить социально-экологическим приоритетам, способствующим сбалансированному развитию региональных систем «природа-хозяйство-население»;
· снизить ресурсо-, водо-, энергоёмкость предприятий за счёт их технологического перевооружения и территориальной организации экономики на основе конструкции энергопроизводственных циклов;
· сформировать целостную региональную экологическую инфраструктуру;
· реформировать региональную экономику, развитие и размещение производительных сил осуществлять с учётом экологического фактора, социальной ориентации и сохранения природной среды;
· снизить степень загрязнения водного и воздушного бассейнов, почвы за счёт технического перевооружения промышленных предприятий, жёсткого контроля за работой транспорта, соблюдения агрохимической технологии в сельскохозяйственном производстве;
· построить систему утилизационных предприятий, перерабатывающих промышленные и бытовые отходы;
· во всей экологической деятельности учитывать бассейновую организацию экосистем, рекультивационную деятельность по восстановлению нарушенных ландшафтов, сохранение природного наследия (заповедников, заказников и др.);
· разработать блок взаимосвязанных экологических программ, начиная с программы охраны окружающей среды, в которой отразить специфику мероприятий по безопасности жизнедеятельности людей на разных территориальных уровнях (регион, город, село);
· разработать программы рационализации природопользования, в основу которых должен быть положен критерий сохранения целостности биогеоценозов и благоприятной среды жизнедеятельности людей;
· организовать геоинформационное обеспечение единой региональной системы экологического мониторинга;
· повысить экологическую образованность и культуру управленческого аппарата и населения всех регионов.
При разработке и реализации концептуальных основ экологической политики, экологических программ и мероприятий желательно придерживаться следующих принципов:
1. Приоритетность экологических мероприятий по территориям регионов в зависимости от остроты экологических проблем.
2. Сохранение целостности природных ландшафтов и биогеоценозов.
3. При разработке природоохранных мероприятий учитывать континуально-дискретные свойства географической оболочки и природной среды регионов.
4. Системность и комплексность формирования среды жизни людей.
5. Реальность и достижимость поставленных целей и задач.
6. Реальность функционирования геоэкосистем на разных территориальных уровнях.
7. Оптимальность сочетания социальной, экологической и экономической эффективности хозяйственной деятельности населения, согласованность действий всех природопользователей на компромиссной основе.
8. Профилактика негативных природных и техногенных явлений и их воздействии на здоровье и благополучие населения.
9. Постоянный мониторинг за природными и хозяйственными процессами.
Опираясь на систему принципов, региональные органы управления могут обосновать приоритетные направления экологической политики. При этом необходимо согласовать её стратегию и тактику с долгосрочными целями и задачами всех видов региональной политики. Особое внимание следует обратить на перспективные направления развития региональной экономики, демографии и экистики(теория формирования и эволюции человеческих поселений). При разработке конкретных предложений желательно учитывать достижения научно-технического прогресса и баланс будущего регионального бюджета. Региональная экологическая политика может стать действенной только в том случае, когда она будет конкретно адресной и территориально ориентированной. Для этого необходимы проведение социально-экологического районирования страны и регионов и классификация выделенных таксонов (территорий) по степени сбалансированности природопользования, уровню загрязнения и пригодности природной среды для человеческого бытия.
В зависимости от степени сбалансированности использования природных ресурсов предстоит разработать систему действенных мер по согласованию деятельности всех природопользователей на конкретных территориях. При этом необходимо установить регламент работы и ограничения лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также отходов в водный и воздушный бассейн, почву. Рационализация процессов природопользования должна осуществляться с учётом всего комплекса природных условий и ресурсов, сохранения целостности природных ландшафтов и биогеоценозов. Для этого необходимо принять меры по снижению ресурсоёмкости предприятий, совершенствованию технологических процессов и созданию энергопроизводственных циклов (холдингов, финансово-промышленных компаний и т.д.). Региональная организация природопользования на основе конструкции энергопроизводственных циклов (в сочетании с ресурсными циклами) позволит сбалансировать не только весь производственный поток от добычи сырья и топлива до конечной продукции, но и более комплексно использовать весь природно-ресурсный потенциал, а также утилизировать все отходы и отбросы производства. Пространственно-временные сочетания энергопроизводственных циклов станут материально-структурной основой локальных и региональных производственных комплексов. «Прохладное» отношение к теории и практике развития комплексов в переходный период ни чем не оправдано и может иметь негативные последствия. Зарубежный опыт подсказывает, что комплексное развитие региональной экономики приносит не только экономический, но и экологический эффект. Классификация социально-экологических таксонов (территорий) по степени обострения экологической ситуации может быть использована для разработки и реализации конкретных профилактических мер по улучшению природной среды жизни людей, оздоровлению природных ландшафтов, предотвращению аварийных ситуаций и экологических катастроф. Состояние экологической среды становится одним из факторов развития и размещения производительных сил и обеспечения безопасности жизни населения, разработки и реализации прогнозов последствий антропогенного и техногенного воздействия на природные ландшафты. Действенность региональной экологической политики может быть повышена путём совершенствования социально-экономического механизма природопользования и охраны природы с учётом новых нормативов и лимитов в каждом регионе. Ужесточение коэффициентов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в природной среде должно сопровождаться штрафными санкциями за экологические нарушения. Одновременно следует расширять диапазон поощрительных мер за экологическое оздоровление территории, за внедрение на предприятиях ресурсосберегающих и малоотходных технологий, создание эколого-инфраструктурных объектов и др. Среди этих мер превалируют субсидии, кредиты (льготные, долговременные), займы под низкие проценты, снижение налогов и т.д. Важным резервом повышения действенности экологической политики является деятельность природоохранных служб субъектов РФ и муниципальных образований по совершенствованию инвестиционной обеспеченности из бюджетов всех уровней, экологических фондов и других источников финансирования. Среди приоритетных направлений региональной экологической политики выделяется комплекс мер по формированию эколого-инфраструктурного обустройства территории. При этом особое внимание следует обратить не только на создание системы утилизирующих, очистных, улавливающих сооружений, но и выделение особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки и др.). Они являются балансиром урбанизированных территорий, сохраняя и очищая окружающую среду от антропогенных воздействий, охраняя и воспроизводя геобиоценозы, флору и фауну. В состав инфраструктуры должна входить система учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень экологического образования и воспитания населения. На территориях техногенной перегрузки необходимо предусмотреть комплекс мер по медико-экологической реабилитации населения. Содержащиеся в выбросах ксенобиотики оказывают непосредственное влияние на организм человека (особенно детей), вызывая сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, заболевания желудочно-кишечного тракта и кожи, аллергозы. Поэтому в структуре региональной экологической политики необходимо предусмотреть профилактические и лечебные мероприятия, реабилитацию на курортах и других рекреационных формированиях. Особо следует предусмотреть систему мер по обеспечению экологической безопасности людей. Она включает техногенную, природную, социально-экологическую безопасность. Региональная экологическая политика должна диагностировать возможность возникновения экстремальных ситуаций и предусмотреть систему мероприятий по снижению экологического риска жизнедеятельности людей. Для этого необходима организация геоинформационного обеспечения органов управления и постоянно действующего экологического мониторинга
Одними из острейших проблем современного Китая являются экологические. В силу давления демографического фактора на ограниченные природные ресурсы они выглядят более серьезными по сравнению с ситуацией в других странах. В основе большинства из этих проблем - непродуманные политические решения (в период политики «большого скачка»), приведшие к значительным экологическим потерям.
Ставка в сельскохозяйственной политике на зерновые культуры привела к вовлечению в хозяйственный оборот не используемых массивов, в том числе лесов и болот, результатом чего стала эрозия почв и расширение площади земли, подверженной заболачиванию и засолению. Продолжался процесс опустынивания, частично имевший природное происхождение, но в основном связанный с перевыпасом скота, вырубкой деревьев под сельскохозяйственные угодья или на стройматериал. Снижение плодородия почв, сокращение посевных и пахотных земель, орошаемой площади стало устойчивой тенденцией. Устранение экологических последствий такой политики рассматривалось в контексте решения продовольственной проблемы, не учитывая интересы охраны окружающей среды. В итоге противоэрозийные мероприятия отставали от темпов эрозии почв.
Организованные посадки леса не смогли в полной мере компенсировать его вырубку, к тому же они проводились неравномерно: на юге возникли новые леса, а на северо-востоке продолжалась вырубка леса.
На долю Китая приходилось 10 % мирового разнообразия животного и растительного мира, однако осушение болот, вырубка лесов, деградация лугов, загрязнение атмосферы и водных ресурсов привели к потере многих видов животного и растительного мира. Однако сокращение биоразнообразия долгое время оставалось без внимания. Приоритетными экологическими проблемами были признаны в первую очередь те, которые связаны с промышленным загрязнением.
В результате индустриализации и урбанизации для Китая одной из основных стала проблема дефицита питьевой воды: ежегодно на душу населения в Китае приходится менее четверти среднемировой нормы потребления воды. Кризис водных ресурсов существовал уже давно, но на рубеже веков он усилился из-за увеличения спроса на воду со стороны населения и промышленности, а также вследствие деградации водных ресурсов в связи с их загрязнением. Из 35 знаменитых озер Китая загрязнено 17. С течением времени ситуация все больше обостряется.
Устаревшая технология сжигания угля и отсталая промышленная структура, отсутствие эффективного экологического контроля привели к загрязнению атмосферы (двуокисями серы и углерода) практически во всех крупных городах страны и обострили медико-санитарную обстановку. Выбросы в атмосферу двуокиси серы стали главной причиной кислотных дождей.
По сравнению с другими развивающимися и даже некоторыми развитыми странами Китай достиг существенных успехов в создании законодательной и исполнительной базы экологического регулирования. С 1983 года охрана окружающей среды рассматривается как важная часть государственной политики.
1.2 Анализ окружающей среды Китая
Состояние окружающей среды Китая обусловлено географическим положением страны, демографическими характеристиками, политикой в области энергетики, особенностями интенсивного экономического развития, характеристиками антропогенной деятельности, экологической политикой и поведением основной части населения по отношению к окружающей среде.
Начиная с 1970 г., по мнению экспертов, Китай стоит перед лицом серьезной деградации окружающей среды, и эта ситуация привлекает постоянное внимание международного сообщества. В настоящий момент Китай стоит перед лицом таких глобальных экологических проблем, как потеря биоразнообразия, опустынивание, уничтожение лесов, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды, загрязнение воздуха и почв, изменение климата.
Основным энергоносителем до сих пор является каменный уголь; его добыча в 1987 г. составила 928 млн т, на его долю приходится 76,3% производства всей первичной энергии в стране. По-прежнему каменный уголь является источником серьезного загрязнения окружающей среды в Китае. Его использование дает 73% выбрасываемой в атмосферу сажи и 90% двуокиси серы. С 1950 г. до 2002 г. объем выбросов двуокиси углерода от ископаемого топлива в Китае составил 9,3% от мирового объема за тот же период, по среднедушевому уровню выбросов двуокиси углерода Китай стоит на 92-м месте в мире, коэффициент упругости выбросов двуокиси углерода на единицу ВВП тоже весьма низок (Белая книга…, 2006). Выбросы от использования каменного угля являются причиной «кислотных дождей» и густого смога над Пекином и другими крупными городами.
В преддверии Олимпиады 2008 г. благодаря предпринятым мерам в Пекине состояние окружающей среды заметно улучшилось, однако остаются серьезные проблемы с загрязнением водных бассейнов, прибрежных морских зон, воздушного бассейна.
1.3 Изменение климата в Китае
В связи с увеличением выбросов СО2, СН4 и N2О в Китае предсказывается ежегодное повышение средней температуры от 0,5 до 0,8°C, что выше глобального среднего повышения. Изменение температуры в Северо-Западном и Северо-Восточном регионах Китая заметно особенно зимой. С 1986 г. до 2005 г. в Китае было подряд двадцать тёплых зим. Предсказывают, что к 2020 г. температура в Китае будет повышаться на 1,3-2,1°C, а к 2050 г. прогнозируется повышение на 2,3-3,3°C.
Наблюдается изменение количества региональных осадков в сторону их увеличения. В регионах Щипы (северо-западная часть Китая), Донпы (северо-восточная часть Китая) и Хуанпы (центральная и северная части Китая) осадки заметно уменьшились. Каждые десять лет они уменьшались в среднем на 20-40 мм; в регионах Щинан (юго-западная часть Китая) и Хуаннан (центрально-южная часть Китая) осадки заметно усиливались, каждые десять лет они повышались на 20-60 мм. В будущие 50 лет среднегодовое количество осадков будет увеличиваться: уже к 2020 г. на 2-3%, а к 2050 г. на 5-7%. Следствием сокращения количества осадков может оказаться опустынивание. Наступление пустыни Гоби и некоторых других пустынь в Китае есть результат чрезмерной эксплуатации земельных угодий и глобального потепления.
В последние пятьдесят лет на территории Китая наблюдается увеличение стихийных бедствий. На юге чаще бывают наводнения, на севере -- засуха. На последующие 100 лет прогнозируется учащение природных катаклизмов, таких как наводнения, засухи, ураганы и др., понижение урожая сельскохозяйственных культур, потеря биоразнообразия.
Еще одним следствием изменения климата является подъем уровня моря. Наиболее заметно это произойдет у дельт рек Чжуцзян, Янцзы и Хуанхэ: там возможно повышение уровня воды на 9-107 см. В числе возможных последствий потепления ученые отмечают также расширение подверженных опустыниванию территорий и дальнейшее сокращение площади ледников в Северо-Западном Китае (на 27% к 2050 г.). Быстрое таяние ледников является следствием глобального потепления, оно будет обостряться. Китайские учёные прогнозируют исчезновение ледников в Тибете .
2.2 Внутренняя экологическая политика Китая
Китай активно продвигает политику и мероприятия, направленные на смягчение климатических изменений, принял ряд политических мер и добился успехов в регулировании структуры экономики, изменении форм развития, всемерной экономии энергии, повышении эффективности потребления энергоносителей, оптимизации энергоструктуры, а также в лесонасаждении.
Первоочередными задачами здесь остаются:
1) регулирование структуры экономики, вывод на новый уровень процесса оптимизации отраслевой структуры;
2) всемерное энергосбережение, повышение эффективности энергоносителей;
3) развитие возобновляемых источников энергии;
4) развитие экономики замкнутого цикла, снижение выбросов тепличных газов;
5) снижение выбросов тепличных газов в сельском хозяйстве и деревнях;
6) лесонасаждение и поглощение двуокиси углерода;
7) наращивание и расширение исследований, научное противодействие климатическим изменениям.
3.1 Основные проблемы китайской экологической политики
Экономические и технологические реформы, которые стимулировали сельскохозяйственное, индустриальное и энергетическое развитие в Китае за последние два десятилетия, способствовали и нарушению баланса в экосистеме Китая. В настоящее время подорванной можно считать репродуктивность полей, озер, рек, лесов, прибрежных районов страны. Противоречивость стремления Китая к реализации своих экономических и экологических интересов становится все более и более очевидной. Государство, конечно, при этом продолжает делать выбор в пользу первого в ущерб последнему. За последние два десятилетия во время экономического бума в Китае рост потребления значительно ухудшил экологическую ситуацию в стране. Стремление к экономическим достижениям и реформам тормозит процесс экологического оздоровления. Стране требуется все больше и больше природных ресурсов, неуклонно растет энергопотребление. Тем не менее Китай стремится и финансирует научные разработки в области новых технологий, способствующих реализации принятых экологических законов и инициатив.
Китай отказался подписать договор, устанавливающий ограничения на выбросы в атмосферу в рамках Конвенции ООН по изменению климата в 1997 г. в Киото. КНР заявила, что этот договор затормозит развитие его национальной экономики. Также китайская делегация заявила, что борьба с бедностью и экономическое развитие являются основными приоритетами китайской политики, в связи с чем правительство КНР вынуждено отложить принятие решения по вопросу парникового эффекта. Для Китая основным источником загрязнения видится бедность. В связи с масштабами китайской территории и традиционной структурой экономики маловероятно, что в ближайшее время Китай сможет перейти к экономике «чистой индустрии». В настоящее время экономика страны основана на тяжелой промышленности, химической, угольной и др., которые потребляют огромное количество энергии и дают большое количество неперерабатываемых отходов. Было бы нереалистично считать, что Китай в ближайшее время сможет внедрить достаточное количество современных технологий, которые позволят разрешить противоречия между потребностями экономического роста и охраны окружающей среды. Следует отметить, что Китай -- третья по территории и первая по численности населения страна мира, в связи с чем решение данного противоречия, так или иначе, касается всех стран. В аспекте изменения климата Китай в последнее время уже столкнулся с такими явлениями, как сокращение площади ледников в высокогорьях, повышение уровня моря, и другими проблемами, связанными с глобальными изменениями климата. С одной стороны, экология Китая в современном ее состоянии негативно влияет на Россию, особенно в районах Сибири и Дальнего Востока, с другой стороны, по данным наблюдений, 25% всех примесей в воздухе Лос-Анджелеса приходят из Китая. Ни для кого не секрет, что Китай лидирует по выбросам диоксида серы в атмосферу, способствует загрязнению рек, морей, подземных вод, опустыниванию и росту болезней в мире, вызванных неблагоприятной окружающей средой.
3.3 Неофициальная экологическая политика и общественное мнение по вопросам окружающей среды
за последние 20 лет в Китае возник ряд независимых неправительственных экологических организаций, таких как «Друзья природы», «Институт глобальной экологической культуры в Пекине», «Волонтеры зеленой Земли», «Пекинский фонд защиты окружающей среды». Эти организации ставят своей целью экологическое образование населения Китая, подготовку волонтеров, организацию общественных мероприятий, распространение информации и др. Одновременно во многих образовательных учреждениях создаются студенческие группы защиты окружающей среды.
Некоторым международным НПО, таким как WWF, было разрешено с середины 90-х годов ХХ столетия открыть офисы в Китае, другие начали осуществление специальных программ, ориентированных на Китай, например Совет по защите окружающей среды и Программа чистой энергии для Китая.
КНР придает большое значение своей экологической политике. Это: разработка перспективных технологий защиты окружающей среды, создание природоохранных зон, активизация экологического воспитания и образования, создание экономических предпосылок для перехода предприятий на новые стандарты производства. В результате при сохранении заданной тенденции Китай может выйти на одно из ведущих мест в мире по охране окружающей среды и экологическому состоянию нашей планеты.
В ближайшее время защита окружающей среды останется важным вопросом во внутренней и внешней политике Китая. Экологический фактор будет одним из важнейших в развитии экономики, политики, правовой системы и дипломатии КНР.
Много усилий придется приложить правительству Китая для реализации и воплощения в жизнь уже принятых законодательных актов в области защиты окружающей среды. Сейчас этот процесс осложняется отсутствием должного уровня взаимодействия между органами местной власти. В связи с этим центральное правительство может попытаться способствовать сохранению окружающей среды посредством уменьшения энергозатрат в производственной сфере, расширения масштабов использования чистой энергии.
В настоящее время у китайского руководства нет четкого виденья и плана возможностей воплощения такой политики в жизнь. Рыночно ориентированная экономика, курс на материальное процветание, недостаточный уровень сотрудничества ответственных за экологическую политику институтов власти и науки, между центральной властью и провинциями, недостатки правовой системы, недостаточное внимании со стороны общественности, ограниченное финансирование вкупе препятствуют эффективной реализации в Китае экологической политики.
В качестве усилий, необходимых для улучшения экологической обстановки в Китае и мире, КНР необходимо сбалансировать свой политический курс, исходя из равнозначности приоритетов экономического развития и сохранения окружающей среды, стимулировать экологическое правоприменение внутри страны, способствовать взаимодействию ответственных за экологическую политику ведомств и институтов, расширить финансовую поддержку программ по защите окружающее среды, способствовать информационному обеспечению своей политики внутри страны, расширить диалог с международными партнерами посредством официальных и неофициальных каналов.
Список использованной литературы
1. Белая книга «Охрана окружающей среды в Китае». Пресс-канцелярия Госсовета КНР в 2006.
2. Белая книга «Охрана окружающей среды в Китае. 1996-2005». Пресс-канцелярия Госсовета КНР. 05.06.2006.
3. Ван Жуфэй. Экологические проблемы в мире и экологическая дипломатия Китая в XXI веке // Магистерская диссертация. Дипломатический институт Китая, 2007. 56 с.
4. Ван Яньюань. Исследование современной экологической политики Китая // Магистерская диссертация. Хэбэйский педагогический университет, 2003. 41 с.
5. Дин Цзиньгуан. Экологическая дипломатия Китая: достижение и проблемы // Социальная наука Ганьсу. Циндаоский университет. 2007. № 7. С. 168-170
6.Закон о предотвращении эрозии почвы Китайской Народной Республики 7-й созыв Всекитайского собрания народных представителей постоянного комитета (ПК ВСНП) (20-я сессия), 29.06.1991 (перевод Ю Хань).
7. Конференция ООН по торговле и развитию. Энергоуслуги и экологические услуги: цели переговоров и приоритетов в области развития / Под ред. С. Царриллели. ООН. Нью-Йорк; Женева, 2008.
8. Лесное право Китайской Народной Республики, 9-й созыв Всекитайского собрания народных представителей постоянного комитета (ПК ВСНП) (2-я сессия), 29.04.1998 (перевод Ю Хань).