Оглавление
Введение
1. Проблема политического отчуждения в психологических и общественно-научных концепциях
2. Политическое отчуждение как социальная проблема
3. Преодоление политического отчуждения
Заключение
Список литературы
Введение
Термин "отчуждение" активно используется философами, начиная с Гегеля, а в психологии понятие отчуждения разные авторы используют для обозначения целого ряда феноменов: неудовлетворённости жизнью в целом или её отдельными сферами, переживания бессилия, аномии, нигилизма или цинизма по отношению к общественным ценностям, переживание изоляции, чувство утраты смысла. Отчуждением называют проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и прочего. [1]
В психологии понятие отчуждения впервые было использовано 3. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. По Фрейду, отчуждение выражается в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). Существенно расширил сферу применения этого понятия Э. Фромм.
Согласно Фромму, отчуждение индивида выступает в пяти формах: отчуждение от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя. В современной социальной психологии используется отчуждение и при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредствованности ценностным содержанием совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чуждых и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания.
Настоящая курсовая работа посвящена изучению и анализу проблемы отчуждения применительно к сфере политики. В политической психологии отчуждение рассматривается как чувство неудовлетворенности, разочарования и безразличия в отношении политических лидеров, политики правительства и самой политической системы. Политическое отчуждение представляется как отстранение большинства сознательных граждан от реальных процессов формирования власти и контроля над ней, которое, считается, "естественно" присущим автократичным и тоталитарным режимам.
Проблема политического отчуждения в настоящее время является одной из самых актуальных для разных политических систем: например, в демократическом обществе она выражается в абсентеизме, ставя под сомнение легитимность важнейшего института демократического общества - свободных выборов.
Целью работы, таким образом, является изучение проблемы политического отчуждения.
1. Проблема политического отчуждения в психологических и общественно-научных концепциях
Впервые увидел в отчуждении политическую составляющую Жан-Жак Руссо. В его теории политическое отчуждение выражается в отторжении от индивида его "естественного права" на осуществление власти и управления собственным бытием и заключается в факте существования государства, правительства, представительского депутатства. Сущностной причиной такого положения объявляется Руссо возникновение общественного института частной собственности и связанного с ним нарастания человеческого неравенства (в том числе и политического). Путь преодоления политического отчуждения по Руссо - установление государственных форм непосредственной (плебисцитарной) демократии, способной вернуть изначально принадлежащие индивиду властные функции.
К. Маркс в этой связи полагал государство посредником между человеком и его свободой, считая главной причиной политического отчуждения существование антагонистических общественных отношений, проявлением которых в условиях господства буржуазного способа производства выступает отчуждение товарное (материально-экономическое). Видами товарного отчуждения Маркс объявлял: отчуждение от человека орудия и продукта его труда, собственности, социальной (в том числе и политической) сущности человека, человека от человека; отчуждение преодолевается в результате процесса осуществления совокупности мероприятий пролетарской революции. В условиях современной цивилизации люди для общения друг с другом вообще прибегают к услугам посредников ("отчужденных сущностных сил") - языка, денег, права и пр. В противовес марксистскому взгляду для преодоления реального экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею "системы участия" (во владении и распределении прибыли), а политического отчуждения - участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление). Воплощением политического отчуждения в государстве, по М. Веберу, выступает его чрезмерная бюрократизация. Однако полностью преодоление политического отчуждения, как отчуждения властных функций и институтов от человека, недостижимо в обозримом историческом будущем
В психологии для анализа чувства политического отчуждения существует, по меньшей мере, семь теорий.
Согласно теории сложной организации, политическая неудовлетворенность возникает, когда люди не могут или не хотят участвовать в политических делах общества, крупных формальных организаций или своих общин. Представители этого направления видят две основных причины политического отчуждения в обществе - дефицит первичных взаимоотношений и невозможность включаться в добровольные объединения и принимать участие в их делах. Наличие этих двух явлений будет приводить к чувствам политического отчуждения[2].
В работах Пьера Бурдье политическое отчуждение предстает как господство над индивидами и социальными группами тех учреждений и персоналий - партий, парламентов, аппаратов и лидеров, которые "по определению" должны отражать интересы своих граждан или членов, а не властвовать над ними. Такие феномены, как политический абсентеизм, девальвация гражданской идентичности, контроль над властью со стороны наиболее мощных экономических игроков, являются последствиями и проявлениями политического отчуждения. Принцип представительства народа, класса, социальных групп, нации или этноса лежит в основе формирования институтов современной демократической власти. Но парадоксальной для политической жизни и производительной для политической науки является обоснование П. Бурдье положения, что процесс политического отчуждения является закономерным следствием присущего представительской демократии делегирования власти (представительства), которое за счет определенных механизмов превращается в узурпацию власти "уполномоченными лицами" над той группой, от которой они и получили власть. То есть политическое отчуждение является неотъемлемой чертой представительской демократии. Бурдье признает, что этот процесс делегирования является необходимым средством институализации группы, что заключается в передаче своих прав представителям в юридическом значении этого термина. В условиях представительской демократии определенная группа или организация не существуют без регистрации в государственных учреждениях (Минюсте, например) и наличия представителей, которые осуществляют такую институализацию в форме создания аппарата, совокупности "освобожденных работников". Последние работают исключительно от имени и по поручению группы. Но не только в юридическом, да и в более широком символическом смысле группы не существует без процесса представительства: символическое представительство означает создание символического образа определенной группы в виде печати, знамени, бренда, рекламы и тому подобное. Благодаря символическому представительству определенная социальная группа в буквальном смысле этого слова "узнает себя". Поэтому пролетариат, который по своему социально-экономическому положению был вынужден постоянно бороться за снятие политического отчуждения, постоянно же его и порождал в процессе организации в солидарную группу и осознания общих интересов через своих представителей. Следовательно, это парадоксально, но факт: чтобы бороться за власть обездоленным массам людей, которые не имеют мощного экономического "аргумента", нужно идти на риск политического отчуждения и постоянно снимать его.
Процесс политического отчуждения в наиболее прозрачный способ исследован Бурдье как раз на примере политических партий: сначала люди могут собираться вместе и обсуждать общие проблемы, но для решения этих проблем в общении с государством и другими политическими институциями необходимо назначить представителей - уже совокупность которых создают аппарат или бюро. Постепенно бюро не только перебирает на себя решение всех вопросов, но и само разрабатывает повестку дня, вопросы, которые нужно обсудить и принять решение - решения тоже готовятся бюро, а члены определенной организации только голосуют за них. Поэтому соотношение между членами организации и созданным ими бюро парадоксально переворачивается: теперь собрание членов должно манифестировать и легитимировать власть аппарата. Теперь уже не группа делегирует и назначает представителей, а аппарат полностью перебирает на себя функцию делегирования в форме назначения делегатов на партийные съезды, кандидатов в депутаты от партии или организации, которые формально утверждаются именно на съездах, пленумах и собраниях. В сущности, создается феномен "представительства самих представителей" - депутаты или партийные лидеры, которые считаются представителями определенных социальных агентов, становятся представителями только бюрократии. Благодаря такому "представительству самих представителей" рождается такая сила как аппарат. Теперь только аппарат определяет, кому представлять группу или кого группа должна утвердить представителем. Сам аппарат назначает делегатов на съезд, которые, как кажется (в том числе и им самим) являются представителями более широкой общественности, но в действительности являются назначенными самим аппаратом, что всегда лучше знает "истинные потребности" организации и угрозы ее существованию. Аппарат монополизирует легитимизирующую и символическую деятельность определенной организации и социальной группы. Состав "освобожденных работников" может изменяться, отдельные из них могут делать ошибки и подлежать наказанию, но аппарат всегда прав, поскольку правовое представительство народа постоянно его воспроизводит.
Теория массового общества (Г. Тард, Г. Лебон) исходит из предположения, что современное общество оказывается сложным и непонятным, не предлагает четко сформулированных достижимых целей, состоит из людей с различными ценностями, представляет мало возможностей для удовлетворения личных запросов и не предлагает чувства личного контроля. Эти характеристики общества и ведут к политическому отчуждению.
Для сравнения: теория неблагоприятных социальных условий утверждает, что не фактическое социальное положение порождает политическую неудовлетворенность людей; скорее, неудовлетворенность является следствием восприятия людьми, занимающими определенные социальные позиции, своих отношений с другими людьми и другими социальными организмами. Эта теория поддерживается данными о существовании связи социоэкономического статуса (уровня образования, дохода и профессии) с политической неудовлетворенностью, причем такие чувства чаще встречаются у лиц с более низким уровнем формального образования, более низкими доходами и у квалифицированных работников физического труда.
Теория личной несостоятельности постулирует три предпосылки политического отчуждения:
Индивидуум должен занимать социальное положение, которое ограничивает его свободу действий;
Эти ограниченные возможности должны препятствовать достижению жизненно важных для него целей;
Индивидуум должен воспринимать себя неудачником в своих попытках достичь этих целей.
В этом случае сама по себе неудача в достижении личных жизненных целей не порождает политического отчуждения; чтобы оно возникло, такая неудача должна быть социально обусловлена и признана таковой самим индивидуумом.
Теория социальной изоляции утверждает, что чувства политической неудовлетворенности связаны с изоляцией от данной политической системы или с недостаточным слиянием с ней. Этот дефицит слияния (или ассимиляции) относится к любым социальным связям с любым социальным объектом, не обязательно с самим обществом, и может быть когнитивным или поведенческим по своей природе. Кроме того, социальная изоляция может быть вынужденной или добровольной, неосознанной или осознанной. В этом случае неудовлетворенность можно было бы предсказать, исходя из отсутствия интереса к политике, политической апатии, слабой поддержки проводимой политики, политического невежества и провала голосования.
В отличие от этих социологических теорий политического отчуждения, модель социальной депривации постулирует, что личные чувства социальной депривации приводят к низкой самооценке, которая, в свою очередь, имеет следствием высокие уровни политического отчуждения. У этой теории есть два ключевых элемента - связь между воспринимаемой социальной депривацией и низкой самооценкой и связь между низкой самооценкой и ощущаемым политическим отчуждением - не получили поддержки в обследованиях белых и черных американских подростков. Напротив, объяснение политической неудовлетворенности с позиций социально-политической реальности неоднократно подтверждалось в эмпирических исследованиях. Эта теория устанавливает прямую связь между восприятием функционирования социально-политической системы и чувствами политической неудовлетворенности, причем критические оценки работы этой системы напрямую связаны с переживанием неудовлетворенности. Хотя модель социально-политической реальности получает сильную эмпирическую поддержку, она в то же время обладает существенным недостатком, так как не предоставляет каких-либо объяснений связи между критическим отношением индивидуума к функционированию системы и его чувствами политической неудовлетворенности.
Такое объяснение предлагается теорией неудовлетворенности системой, согласно которой в возникновение политического отчуждения вносят вклад три причинных фактора. Во-первых, должно иметь место критическое восприятие социально-политической реальности, т.е. экономической и расовой дискриминации. Во-вторых, должна возникнуть политически иррациональная, перфекционистская реакция на действия социально-политической системы, носящая обычно моралистический, ригидный, преувеличенный характер. В-третьих, должно также возникнуть психологическое реактивное сопротивление, или восприятие угрозы, исходящей от социально-политической системы. Это воспринимаемая угроза или реальная потеря свободы будут переживаться особенно остро, если индивидуум характеризуется высокой чувствительностью к такого рода угрозе или потере или если он рассматривает себя в одном ряду с другими, кто уже подвергся ранее такой угрозе или потере свободы. Все эти предпосылки формируют специфическую причинную последовательность. Так, критическое восприятие социально-политической реальности не только вносит непосредственный вклад в чувство отчуждения по отношению к социально-политической системе, но также приводит к иррациональным политическим представлениям и реактивному сопротивлению. В свою очередь, иррациональные политические представления благоприятствуют высоким уровням реактивного сопротивления и генерируют политическое отчуждение. Наконец, чувство психологического сопротивления также вносит свой вклад в политическое отчуждение.
Оригинальная концепция отчуждения, в том числе политического, принадлежит С. Беллоу. Основные характеристики отчуждения С. Беллоу усматривает в скуке: "Скука есть разновидность страдания, вызванного невозможностью реализовать свои силы, ощущением попусту растраченных возможностей и таланта, неоправдавшимися ожиданиями относительно наилучшего использования своих способностей . Одаренные люди ощущают себя на десятилетия загнанными на унылый запасной путь, существующими вне закона, сосланными в какой-то жалкий курятник"[3]. Невозможность реализации заложенного в человеке потенциала - еще один из существенных моментов отчуждения. Причем речь идет об объективных препятствиях: в случае политического отчуждения - это несовершенство властно-государственного и правового механизма. Объективное отчуждение в итоге приводит к отчуждению субъективному, скажем, к нежеланию участвовать в политике, поскольку такая деятельность становится бессмысленной, не дающей реального результата, или, напротив, к поиску способов, позволяющих, допустим, обойти в своих интересах закон. Причем в этом случае неважно, хорош закон или плох, - индивида он не удовлетворяет, он отчужден от закона.
Скуке Беллоу противопоставляет интерес как способ и результат преодоления отчуждения: "Когда Троцкий говорил о перманентной революции, он на самом деле имел в виду перманентный интерес. В свои первые дни революция была вдохновенным занятием . Когда этот блистательный, но короткий период закончился, что пришло на смену ему? Самое скучное общество в истории . Власть есть способность навязывать скуку"[4].
2. Политическое отчуждение как социальная проблема
Современный человек отчужден от социальных сил, которые даже с помощью политических и правовых механизмов демократического характера не поддаются его влиянию и контролю. В лучшем случае - поддаются лишь частично. Войны и экономические депрессии становятся по своему действию почти форс-мажорной, природной силой.
Этот момент в наибольшей степени проявляется именно в правовом отчуждении. И не случайно Э. Фромм писал: "Нами управляют законы, которые мы не контролируем и даже не хотим контролировать, и этот факт является одним из самых ярких проявлений отчуждения"[5]
В политическом, равно как и в правовом, отчуждении диалектически соединяются две крайности. Конформизм по отношению к несправедливым законам, имеющим к тому же погрешности с точки зрения юридической техники, отчуждает индивида от идеи права, формирует ложную правовую идеологию. Если же закон, норма совпадают с правом (идеальным представлением о норме), тогда объективных причин для отчуждения не должно быть.
С другой стороны, неприятие норм права как неких безусловных для общества ценностей говорит об отчуждении индивида от общества и государства, будь его законоположения несправедливы или, напротив, максимально приближены к идеалу правовой справедливости.
Предметом особого внимания теорий процесса политического недовольства являются последствия неудовлетворенности политической системой.
Чувства политической неудовлетворенности, приводящей к отчуждению, включают, по меньшей мере, пять компонентов:
Бессилие ("Моё мнение никак не влияет на то, что делает правительство");
Недовольство ("Правительство обслуживает интересы небольших организованных групп, таких как бизнес или промышленность, и не слишком-то заботится о нуждах таких людей, как я");
Недоверие ("Большинство политиков - политические проститутки");
Отстранение ("Когда я думаю о правительстве, я не воспринимаю его так, как если бы оно было моим правительством");
Безнадежность ("Будущее этой страны мне видится мрачным"). [6]
Во-первых, эти пять компонентов неудовлетворенности оказываются в высшей степени взаимосвязанными: высокий уровень неудовлетворенности по одному из них коррелирует с высокими уровнями четырех других. Во-вторых, в основе этих пяти компонентов, по-видимому, лежат два аттитюдных измерения: политическое бессилие и отстранение образуют личное измерение неудовлетворенности, а политическое недовольство, недоверие и безнадежность составляют системное измерение неудовлетворенности. В-третьих, исследование атрибуции ответственности за политическую неудовлетворенность показывают, что люди чаще характеризуют существующее состояние политической системы неумышленным поведением частных лиц ("Граждане не располагают достоверной информацией в отношении политики и положения дел в обществе, поскольку правительство постоянно им лжет"), чем умышленным поведением чиновников ("Политики не соответствуют занимаемым ими должностям").
Обнаружена довольно устойчивая связь чувства политической неудовлетворенности с двумя демографическими факторами: социоэкономическим статусом и расовой принадлежностью. В частности, политическое отчуждение в большей степени характерно для низших слоев общества и рабочего класса по сравнению со средними и высшими слоями, а цветное население испытывает большее политическое отчуждение по сравнению с белым населением[7].
Наиболее широко распространенным следствием политического отчуждения является феномен абсентеизма - отказа или воздержания от участия в выборах. Поскольку значение выборов в механизме организации и функционирования демократических политических систем очень велико и практически все важнейшие институты формируются на их основе, то феномен абсентеизма является предметом наиболее пристального внимания, как со стороны теоретиков, так и практиков политики. Ведь в результате неуправляемости и нарастания явления абсентеизма или организации избирательной кампании без учета причин и механизмов, его вызывающих, деятельность политической системы может быть просто блокирована и начнется ее разрушение.
Знание основных психологических причин, способствующих неучастию в выборах, позволяет предотвратить наступление негативных последствий такого рода акций. Количество избирателей, отказывающихся от участия в голосовании, увеличивается, когда сам выбор приходится делать или из очень ограниченного (1-2), или из очень большого числа кандидатов. Практика организации избирательных кампаний показывает, что существует некий оптимум количества кандидатов, переход за нижнюю или верхнюю границы которого грозит нарастанием абсентеизма. Существует тесная связь между интенсивностью политической жизни, яркостью и привлекательностью избирательных программ и экономическим положением страны и рядового избирателя. На фоне экономической разрухи, деградации условий существования политический плюрализм выглядит раздражающе и оборачивается отказом от участия в выборах, которые, на взгляд гражданина, выглядят пустой тратой времени и ресурсов; этот же результат наступает в том случае, если выборы в силу тех или иных причин бывают слишком частыми, следуют одни за другими: программы, образы кандидатов как бы накладываются друг на друга, теряют индивидуальные характеристики, не вызывают положительного, заинтересованного отношения; в силу тех или иных причин, может быть, и случайного порядка, возникает неприязнь к личности кандидата или к тому политическому течению, которое он представляет; немаловажный фактор, который необходимо всегда учитывать организаторам избирательных кампаний, - это так называемые противоречивые искушения, когда момент исполнения гражданского долга совпадает с периодом отдыха или отъездом, семейными праздниками, соревнованиями и т.д.
Среди мотивов поведения, сдерживающих участие в выборах, доминирующую роль играет чувство безразличия к политическим делам, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса, лишающее людей возможности сделать осознанный, продуманный выбор, а иногда и создающее впечатление игры или фарса, участие в котором рассматривается как недостойное дело[8].
В основе поведения абсентеистов лежит политическое отчуждение как отсутствие мотивации. Для таких избирателей ценность выборов не настолько высока, чтобы покрыть усилия, необходимые для голосования.
Виды реального абсентеизма можно классифицировать следующим образом: по продолжительности - устойчивые (по религиозным, идеологическим убеждениям) и неустойчивые (конъюнктурные - под влиянием ситуации); по отношению к политической системе - лояльные и оппозиционные (неудовлетворенность отдельными элементами); по степени понимания собственной позиции - сознательные и бессознательные.
Относительно российского общества В.Г. Зарубин подразделяет абсентеистов на последовательных и непоследовательных. Для первых характерны отсутствие интереса к предвыборной кампании и негативная оценка значимости результатов голосования. Вторые проявляют интерес к предвыборной кампании и считают результаты голосования важными для себя. Несмотря на это, они уверены в том, что лично их голос ничего не даст в общем подсчете голосов. [9]
Политическое отчуждение порождает ещё один неприятный феномен - феномен политического фетишизма - приписывания отдельным политикам, депутатам, министрам и аппаратам самостоятельного, независимого от социальных агентов (избирателей, народа, социальных групп) существования и самостоятельного достижения удивительных свойств в форме харизмы или определенного шарма. Здесь сила группы превращается в прекрасные свойства политиков и властных структур (аппарата президента, партийное бюро и тому подобное), поэтому "магическая" харизма является результатом перенесения на политика и властные инстанции доверия и надежд многих социальных агентов, которая за счет такого отчуждения и выступает как магическая сила. Поэтому политический фетишизм приводит к не рациональному, а мифически-магическому восприятию отдельных политиков и органов власти. Мифичность означает превращение последних в героев или мессий, которые в борьбе с мифическими чудовищами или демонами защищают и очищают наше социально-политическое пространство. Магичность заключается в надежде на то, что слово и харизма политиков удивительно превратятся в дела независимо от рациональной программы мероприятий по преодолению кризиса, наличия единомышленников и компромисса с оппозицией. Такое восприятие политиков не имеет никакого отношения ни к деятельности возглавляемых ими учреждений, ни к рациональным аргументам в виде цифр роста или падения валового дохода или рабочих мест и тому подобное. Отчуждение населения от власти проявляется в том, что власть совсем не ассоциируется у нашего гражданина с собой, своим окружением, местным обществом или даже районной местной администрацией, местонахождение власти для наших граждан - это столица, откуда и ожидается решение всех проблем путем "появления мессии". В этой ситуации каждые выборы превращаются в "последний" бой за истинного выразителя народных надежд.
В нынешней политической ситуации в России явления политического отчуждения прослеживаются достаточно чётко. Зачастую политическая элита преднамеренно уходит от четкого выражения своих позиций и пытается эксплуатировать ценности, которые далеко не всеми разделяются. Более того, для значительной части населения эти ценности быстро начинают превращаться в негативные символы.
Существует мнение, что в России произошел и все более углубляется разрыв между политической властью и обществом. Иначе говоря, создалась ситуация, когда отчуждение гражданина от политической системы достигло еще большего, чем в предшествующий исторический период, уровня, чем это было перед драматическими событиями конца 80-х - начала 90-х гг[10].
3. Преодоление политического отчуждения
Многие научные авторитеты сходятся на том, что отчуждение - неотъемлемая характеристика человеческого существования.
Стопроцентное избавление от отчуждения невозможно, так как человек с рождения связан определенными отношениями с другими людьми. А любые отношения уже предполагают момент отчуждения. Таким образом, до известного предела отчуждение - это нормальное и неизбежное явление. По мнению В. Лейбина, отчуждение имеет реальные объективные основания в самой общественной по характеру человеческой деятельности и может быть рассмотрено в качестве нормальной, жизненно полезной функции, свидетельствующей о потенциальных способностях человека к обособлению[11].
Проблема преодоления политического отчуждения крайне актуальна в связи с воплощением в реальность общечеловеческих ценностей. Под политическим отчуждением в этом случае понимается превращение государства, возникшего в результате человеческой деятельности, в нечто не зависимое от общества, чуждое обществу и господствующее над ним. Политическое отчуждение имеет различные формы и степени, вплоть до превращения относительной самостоятельности государства (при определенных состояниях общества) в самостоятельность абсолютную.
Проблема политического отчуждения как таковая теоретически была поставлена, как уже говорилось выше, в трудах многих выдающихся мыслителей. Но стремление практически преодолеть политическое отчуждение было свойственно ряду передовых политических мыслителей еще на ранних этапах истории.
Это стремление имело разные формы и степени выражения. В наиболее последовательном виде протест против политического отчуждения выражен идеей отмирания государства, отпадения надобности в политической власти, замены управления людьми управлением вещами и производственными процессами. Идея общества без власти и подчинения не раз высказывалась на всех этапах истории политических и правовых учении. Она содержалась в древних мифах и сказаниях, в произведениях философов, в идеологии ряда религиозных движений, в произведениях некоторых социалистов Ее своеобразной модификацией являются анархизм, анархо-синдикализм и идея "отмирания государства", свойственная марксизму и некоторым другим теориям. Путь преодоления политического отчуждения по Руссо - установление государственных форм непосредственной (плебисцитарной) демократии, способной вернуть изначально принадлежащие индивиду властные функции. К. Маркс в этой связи полагал государство посредником между человеком и его свободой, считая главной причиной политического отчуждения существование антагонистических общественных отношений, проявлением которых в условиях господства буржуазного способа производства выступает отчуждение товарное (материально-экономическое). Видами товарного отчуждения Маркс объявлял: отчуждение от человека орудия и продукта его труда, собственности, социальной (в том числе и политической) сущности человека, человека от человека; отчуждение преодолевается в результате процесса осуществления совокупности мероприятий пролетарской революции. В условиях современной цивилизации люди для общения друг с другом вообще прибегают к услугам посредников ("отчужденных сущностных сил") - языка, денег, права и пр. В противовес марксистскому взгляду для преодоления реального экономического отчуждения западные исследователи выдвинули идею "системы участия" (во владении и распределении прибыли), а политического отчуждения - участия (соучастия) в процессе выработки, принятия и осуществления государственных решений всеми гражданами (например, через всеобщее избирательное право и право референдума, коммунальное управление). Воплощением политического отчуждения в государстве, по М. Веберу, выступает его чрезмерная бюрократизация. Однако полностью преодоление политического отчуждения, как отчуждения властных функций и институтов от человека, недостижимо в обозримом историческом будущем.
Однако уже на ранних этапах истории проявляется стремление практически преодолеть политическое отчуждение, выражавшееся в различных формах. Наиболее последовательный протест против политического отчуждения выражен идеей отмирания государства, идеей замены управления людьми управлением вещами и производственными процессами. Сама по себе идея общества без власти и подчинения не раз высказывалась на всех этапах политической и правовой мысли, она встречается в древних мифах и иносказаниях, произведениях социалистов. Модификацией этой идеи является анархизм и идея отмирания государства.
В разные эпохи широкое распространение имели и имеют демократические теории подчинения государства народу. В этих теориях обосновываются различные формы самоуправления, непосредственная и представительная форма демократии, выборность и ответственность должностных лиц. Главное требование этих теорий - подчинение государства обществу.
Рядом с демократическими теориями, а иногда и в сочетании с ними, развивались идеи подчинения государства праву. Суть этих идей состояла в том, что людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон[12]. Политическое отчуждение в этих теориях преодолевалось лишь частично, поскольку государство оставалось для общества внешней силой, хотя и подчиненное закону. В процессе развития идей подчинения государства праву возникли либеральные теории, поставившие проблему прав человека и разработавшие систему гарантий защиты этих прав. Идея общественного порядка, основанного на законе, возникла еще в Древнем мире, но в период буржуазных революций проблемы прав человека получили новое содержание и широкое распространение[13].
Из пессимистических взглядов Гоббса на природу человека логически выводилась принципиальная отчужденность государства от народа. Однако в его концепции не только считались естественными и закономерными самые, казалось бы, антисоциальные страсти людей, но и в рамках полного политического отчуждения личности за последней признавались достоинство, свобода и равенство в отношениях с себе подобными. Ради этого достаточно содержательного гражданского равенства (отнюдь не равенства нулей, как в деспотическом государстве!) и возводилось в принцип само это политическое отчуждение. По существу, Гоббсом описано гражданское общество, охраняемое авторитарной властью (Стюартов или Кромвеля). В этой теории нет противоречий, хотя противоречивой часто становилась государственно-правовая практика, считающая источником права произвольную волю суверена, но пытавшаяся предписать этой воле правила естественных законов. Нередко ответом суверена на эти попытки были деяния и суждения: "Лучше капля силы, чем мешок права". Стремление преодолеть такое чисто практическое противоречие заметно в теории Спинозы, отождествлявшего право и силу, а также в концепции Локка, согласно которой свобода и равенство граждан предписаны государству самой природой.
Локком был предложен тот вариант преодоления политического отчуждения, который состоит в замене традиционной суверенной власти государства над обществом и народом суверенитетом права. Как необходимое средство обеспечения верховенства закона, основанного на данных природой правах человека, обосновывалось ослабление самого государства (разделение властей). В результате государство оказывалось подчиненным незыблемым принципам права, а само право из велений власти превращалось в стабильную основу общества равных перед законом и свободных собственников.
Иной вариант преодоления политического отчуждения был предложен Спинозой: коль скоро государство порождено противоречием между страстями и разумом людей, то вся задача в том, чтобы и людьми, и государством руководил разум. Это достигается демократическим устройством государства, при котором оно фактически сливается с народом и, оставаясь обособленной от общества силой, воплощающей разумную общую волю, перестает быть чуждым и опасным для общества и народа.
В процессе революционных событий в Англии разрабатывался также революционный вариант преодоления политического отчуждения. Левеллеры и диггеры отстаивали идею революционно-демократической власти, подготавливающей условия для максимального развития демократии на основе институтов англосаксонского самоуправления и парламентаризма.
На практике можно увидеть неоднозначные подходы к решению проблемы политического отчуждения. В основном, усилия бывают сосредоточены на решении проблемы-следствия, а именно, проблемы абсентеизма.
Так, в некоторых странах закон устанавливает обязательное голосование избирателей, включенных в списки, и соответственно наказание за неявку на выборы. В качестве наказания возможно общественное порицание: список не явившихся на голосование лиц вывешивается у здания суда или мэрии, публикуется в местных газетах, хотя эта мера не считается достаточно действенной. Объявление порицания с вызовом в суд - несколько более действенная мера, но если количество абсентеистов велико, то и она производит слабое впечатление. Лишение судом на определенный срок избирательных прав - наиболее эффективный способ. Дело не в том, что избиратель и без лишения его избирательного права не ходит на выборы, а в том, что в случае лишения по суду избирательных прав он не может быть принят на государственную и муниципальную службу, причем не только классифицированную, но и обычную (например, учителем в государственной школе).
Применяется также наложение штрафа за неявку. Штраф налагается судом в соответствии с размерами, установленными в законе. В Турции в пересчете на доллары США это приблизительно 14 долл., в Египте - менее 1 долл., но и такие суммы значительны для бедняков. В Великом герцогстве Люксембург (государстве), где уровень жизни очень высокий, штраф составляет приблизительно 80 долл. США за неявку в первый раз и 240 долл. - во второй. В Греции участие в выборах - обязанность каждого гражданина. У каждого совершеннолетнего есть книжка для голосования, где ставят печати об участии в выборах. Не голосовавшим грозит штраф до 100 тыс. драхм (около 300 долл.) или, что еще более важно, общественный остракизм: отказ в приеме на государственную службу. В некоторых развивающихся странах за неявку избирателей на выборы предусматривалась даже возможность тюремного наказания (в Пакистане в 1984 г). Наказания при обязательном голосовании распространяются не на всех. В ряде стран для определенной группы лиц голосование является факультативным (например, в Бразилии для лиц в возрасте 16 - 18 лет и старше 70 лет). Они не могут быть наказаны за неявку на выборы. [14]
В преодолении абсентеизма избирателей заслуживает внимания опыт государств - участников Европейского союза по данному вопросу. Европейская комиссия, в частности, рекомендовала следующие меры: "Комиссия призывает все государства-участники, в которых еще нет такой практики, рассылать по почте приглашения участвовать в выборах, необходимо сконцентрировать усилия на поощрении избирателей и на оказании им помощи при регистрации в качестве избирателей, а также на информировании о праве избирать и быть избранными".
Но эти шаги направлены на преодоление последствий, глубинной проблемы они, разумеется, не решают. Эффективных путей решения проблемы политического отчуждения в политической психологии на сегодняшний день, по сути, не выработано.
Заключение
В настоящей работе мы попытались провести анализ понятия "политическое отчуждение", изучить взгляды на это явление различных авторов, проследили пути решения проблемы политического отчуждения.
Проблема политического отчуждения является предметом многих исследований, однако не принадлежит к числу абстрактных. Напротив, её проявлениями обеспокоены все, кому небезразличны достижения демократии. В настоящей курсовой работе мы пришли к выводу, что практически проблема политического отчуждения личности выражается в таких явлениях, как политическая дезориентация и абсентеизм.
Политическое отчуждение возникает там, где присутствуют пять составляющих его чувств: Бессилие, Недовольство, Недоверие, Отстранение, Безнадежность.
Проблема политического отчуждения наблюдается не только в социально "неблагополучных" государствах, но и в странах с высоким уровнем жизни населения. Если в первом случае чувство политического отчуждения основывается на безнадёжности и недоверии, то во втором на первый план выходит отстранение. Авторы указывают, что с ростом благосостояния общества человек замыкается на личных проблемах. В ситуации отсутствия кризисов интерес к политической сфере пропадает: на выборы приходит всё меньше избирателей, растёт роль денег в определении конечного победителя. Таким образом, чувство политического отчуждения порождает абсентеизм - отказ избирателей от участия в демократических выборах.
На сегодняшний момент предложено несколько практических решений проблемы абсентеизма, однако, на мой взгляд, эти решения направлены на преодоление последствий, а не самой проблемы. Несмотря на то, что множество исследователей пытались найти объяснение природе и причинам политического отчуждения, эта проблема в психологии до сих пор не решена и требует дальнейшего анализа для эффективного преодоления.
Список литературы
1. Амельченко Н. Представительская демократия и формы политического отчуждения // http://society.ru/
2. Демидов А., Федосеев А. Основы политологии Москва "Высшая школа" 1995
3. Зарубин В.Г. Абсентеизм как феномен современной политической культуры // Проблемы и перспективы политических технологий в Забайкалье (Опыт избирательных кампаний начала 90-х годов). Доклады и сообщения к научно-практической конференции. Чита, 1995
4. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия // Общество, государство, местное самоуправление, личность: теоретические и практические аспекты их соотношения http://society. polbu.ru/koveshnikov_gosuprav/ch03_all.html
5. Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007.
6. Лейбин В. Проблема отчуждения сквозь призму перестройки // Коммунист. 1990. N 6
7. Лисюк Ю.А. Понятие отчуждения // Общество и право, 2008, N 3
8. Рыбаков, О.Ю. Политическое отчуждение человека / Под ред. О.Б. Манжора; Саратовская гос. академия права. - Саратов, 1997
9. Федотова В.Г. / Хорошее общество: Монография / Москва / Прогресс-Традиция / 2005
10. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
11. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
[1] Психологический словарь Петровского А.В. и Ярошевкого М.Г. http://www.pbi.ru
[2] Рыбаков, О.Ю. Политическое отчуждение человека / Под ред. О.Б. Манжора; Саратовская гос. академия права. - Саратов,1997
[3] Цит. по: Отчуждение при социализме // Социологические исследования. 1989. N 6
[4] Цит. по: Отчуждение при социализме // Социологические исследования. 1989. N 6
[5] Фромм Э. Современное положение человека // Психоанализ и этика. М., 1993.
[6] Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы
[7] Рыбаков, О.Ю. Политическое отчуждение человека /Под ред. О. Б. Манжора; Саратовская гос. академия права. - Саратов,1997
[8] Демидов А., Федосеев А. Основы политологии Москва «Высшая школа» 1995.
[9] Зарубин В.Г. Абсентеизм как феномен современной политической культуры // Проблемы и перспективы политических технологий в Забайкалье (Опыт избирательных кампаний начала 90-х годов). Доклады и сообщения к научно-практической конференции. Чита, 1995.
[10] Смирнов В.В. «Конфликтогенные точки» в социально-политическом механизме российского общества // http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/9103.html.
[11] Лейбин В. Проблема отчуждения сквозь призму перестройки // Коммунист. 1990. N 6
[12] Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия Общество, государство, местное самоуправление, личность: теоретические и практические аспекты их соотношения http://society.polbu.ru/koveshnikov_gosuprav/ch03_all.html
[13] Амельченко Н. Представительская демократия и формы политического отчуждения //http://society.ru/
[14] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 209.