План:
Введение
1. Организационная структура избирательной системы США и источники права
2.Основные принципы избирательного права
3. Избирательные органы США
4. Аппарат Государственного секретаря
5. Избирательные советы штатов и местные избирательные советы
6. Определение результатов голосования и итоги голосования на выборах
7. Контроль за проведением выборов
8. Публикация результатов выборов
9. Финансирование федеральных выборов
11. Порядок избрания в Палату Представителей и Сенат Конгресса США
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Выборы – один из древнейших институтов конституционного права. В настоящее время выборы представляют собой основную форму волеизъявления населения, форму реализации народного суверенитета как одного из основных конституционных принципов.
Соединенные Штаты Америки – крупнейшая мировая держава с развитой демократической государственностью и прочными правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, законы и резолюция Конгресса, нормативные правовые акты Президента, решения Верховного суда и некоторые обычаи. В этой крупной стране, имеющей, к тому же, федеративное устройство, избирается большое число различных органов государственной власти – федеральных, штатных и местных. Конституция США в своем первоначальном виде вместе с конституциями штатов создали отнюдь не демократическую избирательную систему, и только во второй половине ХХ в. эта система сумела избавиться от наиболее существенных своих недостатков. Развитие избирательного права сопровождалось приспособлением к двухпартийной системе (и наоборот), которая постепенно создала сильные преграды для проникновения в органы государственной власти представителей других политических партий.
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ США И ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Существенной чертой организационной структуры избирательной системы США является ее тесная взаимосвязь с развитием федеральных органов власти.
Федерализм предполагает систему правления, в которой политическая власть поделена между федеральным центром и органами власти на местах так, что каждый уровень власти юридически самодостаточен и независим от других в пределах своей сферы деятельности.[1] Другими словами, в США федеральные структуры власти обладают определенными конкретными властными полномочиями, тогда как остальная власть сосредотачивается в штатах.
К числу конституционных норм, регулирующих активное избирательное право граждан, относятся следующие:
XV поправка (1870г.)- запрет расовой дискриминации на выборах;
XIX поправка (1920г.)- предоставление избирательного права женщинам;
XXIII поправка (1961г.)- предоставление права избирать президентских выборщиков жителям округа Колумбия;
XXIV поправка (1964г.)- запрет ограничения права голоса вследствие неуплаты какого-либо избирательного или иного налога;
XXVI поправка (1971г.)- предоставление права участвовать в голосовании гражданам с 18 лет.
ХХ поправка к Конституции США указывает на то, что «полномочия, которые не предоставляются Соединенным Штатам Америки Конституцией, а также не запрещаются ею для штатов, соответственно передаются штатам или народу».[2]
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Важнейшими принципами (руководящими идеями) избирательного права зарубежных стран являются принципы всеобщности, равенства, свободы участия в выборах, прямого и тайного голосования.[3]
Принципы избирательного права Соединенных Штатов Америки соответствуют общедемократическим: всеобщее, равное, тайное голосование.
Правда, особенностью является наличие как прямого, так и косвенного избирательного права.
3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ США
За последние 30 лет федеральное правительство разработало ряд специальных сфер ответственности в избирательной системе США, поручив отдельным федеральным службам и органам осуществлять наблюдение за ними.
Федеральная избирательная комиссия, созданная в 1974 году, как независимый орган, контролирует прежде всего финансирование федеральных избирательных кампаний по выборам кандидатов в президенты, вице-президенты, палату представителей и Сената Конгресса США, комитеты поддержки этих кандидатов.
Она состоит из 6 членов с правом голоса, назначаемых Президентом США и утверждаемых Сенатом Конгресса США сроком на 6 лет. При этом не более трех ее членов могут иметь одинаковую партийную ориентацию.
Для принятия решения Комиссии требуется поддержка ее четырех членов. Каждый год из ее состава избираются председатель и его заместитель, представляющие разные партии. В соответствии с законом комиссия должна собираться 1 раз в месяц, но обычно это происходит чаще. В основном заседания открыты для публики.
Одним из структурных органов комиссии является Генеральный совет, управляющий деятельностью учреждений, отвечающих за исполнение избирательного законодательства.
Он подготавливает материалы по гражданским тяжбам в суде, проектам для рассмотрения в комиссии, справки, постановления и т.п.
Другим структурным элементом согласно закону является Директор по кадрам, ведающий штатом Комиссии и руководящий деятельностью административного отдела по компьютерным базам данных, информационного отдела, отдела по связям с прессой, архивного отдела, отчетов и сводного отдела.
Имеются и такие специальные подразделения, как Программа помощи федеральной избирательной системе при Министерстве Обороны США, следящая за обеспечением голосования военнослужащих, их семей, любых граждан, находящихся за границей.
Есть Управление по правам Министерства юстиции США, отвечающее за соблюдением законодательных положений, защищающих права неграмотных, национальных меньшинств, инвалидов, а также граждан, находящихся за границей.
Большинство штатов определили по закону или на практике одного руководителя и один аппарат для координации избирательных кампаний штата. Эти обязанности возлагаются на Государственного секретаря штата или исполнительного директора.
4. АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ
В 34 штатах из 50 Государственный секретарь является главным должностным лицом по выборам. Срок этой выборной должности- 4 года.
Его основные обязанности:
- проверка и утверждение результатов выборов штата и в федеральные органы;
- ознакомление представителей местных властей с избирательными законами штата путем публикации пособий и других материалов;
- утверждение норм использования новых избирательных автоматов и избирательных систем для голосования на местах в штате.
- контроль за работниками и служебными лицами на выборах;
5. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ ШТАТОВ И МЕСТНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ
10 штатов и округ Колумбия поручают проведение выборов избирательным советам штата. Это многочисленные, двухпартийные, назначаемые персонально губернатором на определенный срок организации.
Исполнительный директор (председатель) избирательного совета штата является главным должностным лицом на выборах в штат.
Регистрацией занимается местная организация по регистрации или совет регистраторов.
В крупных районах проведение выборов обеспечивают советы по выборам графства, либо профессиональный руководитель избирательной кампании.
В США избиратели обязаны заранее зарегистрироваться в качестве сторонников одной из политических партий либо как независимые. Водительское удостоверение наряду с карточкой социального страхования является в США достаточным для удостоверения личности.
Источники информации - для проверки и обновления и обновления записей об избирателях включают судебную систему, агентства, обладающие демографической информацией и почтовую службу страны.
Хотя избирательные органы и улучшают системы регистрации избирателей, им приходится отвечать на возрастающие требования других организаций о точности и своевременности предоставления информации о регистрации избирателей и предстоящих выборах.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ И ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ
Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. когда побеждает тот кандидат, который получил больше любого другого хотя бы на один голос. Штаты не устанавливают минимального числа избирателей, ниже которого выборы признавались бы несостоявшимися. Поэтому даже самая массовая неявка избирателей на выборы сама по себе не влияет на определение результатов.
Составление сводных данных по результатам голосования начинается должностными лицами в приблизительно 13 тыс. местных органах по всей стране.
В число этих лиц входят:
а) привлеченные работники избирательных комиссий в местах для голосования в день выборов или лица, фактически представляющие две основные политические партии;
б) регистрационные работники или служащие Центральной избирательной комиссии штата, работающие по совместительству или приглашенные временно на период проверки подсчета голосов либо для учета голосов;
в) должностные лица на постоянной основе, которые непосредственно отвечают за проведение выборов.
7. КОНТРОЛЬ ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ВЫБОРОВ
В США традиционным способом контроля является назначение вспомогательных работников на избирательные участки от двух основных политических партий, а также формирование бригад для обработки бюллетеней и доставки документации от обеих партий.
В большинстве штатов разрешено официально назначать одного-двух представителей от кандидатов и политических партий для присутствия в качестве наблюдателей на избирательных участках. Эти наблюдатели не имеют права вмешиваться в процедуру выборов, но могут следить за поведением избирателей и подсчетом голосов.
8. ПУБЛИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
Процедура сбора информации по выборам следующая. Каждый репортер сообщает условный кодовый номер, по которому компьютер устанавливает название штата, графства и избирательного участка США, откуда поступило данное сообщение. Звуковая система автоматического ответа использует свою базу данных, из которой извлекает избирательный список для этого избирательного участка и фактически ведет диалог с репортером. На следующий день после выборов работники Службы новостей для избирателей звонят в избирательную комиссию и уточняют результаты голосования по данному графству.
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
Законодательство США предусматривает государственную финансовую поддержку выборов Президента США, дотации на проведение всеобщих выборов, партийных съездов. Средства в Фонд кампаний по выборам Президента США идут в виде добровольных вычетов из налогов.
От выборов к выборам суммы государственных дотаций возрастают. Контроль за расходованием средств на предвыборную кампанию осуществляет федеральная комиссия, члены которой назначаются Президентом.
Реальные затраты на избирательные кампании намного превышают суммы, установленные законами. Крупные корпорации и банки оказывают огромное влияние на исход выборов, предоставляя в обход законов финансовую помощь своим кандидатам.
Практически после каждых выборов пресса сообщает о фактах подкупа избирателей, обмана при подсчете голосов, нарушений предвыборной этики и правил финансирования.
10. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ В ПАЛАТУ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ И СЕНАТ КОНГРЕССА США
Конгресс США состоит из Сената и Палаты представителей Палата представителей состоит из членов, избираемых 1 раз в два года народом каждого из штатов; при этом избиратели должны отвечать требованиям, установленным для избирателей наиболее многочисленной палаты Законодательного собрания штата. Не может быть представителем тот, кто не достиг 25-летнего возраста, не состоит в течение семи лет гражданином США и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.
В состав Сената входят по два сенатора от каждого штата, избираемые на шесть лет, каждый сенатор имеет один голос. Не может быть сенатором тот, кто не достиг 30-летнего возраста, не состоит в течение 9 лет гражданином США и не является в момент избрания жителем того штата, где он избирается.
Время, место и порядок избрания сенаторов и представителей устанавливаются в каждом штате ее законодательным собранием, но Конгресс может в любое время издать закон, устанавливающий или изменяющий подобного рода правило, за исключением правил и месте выборов сенаторов. Срок полномочий сенаторов и представителей оканчивается в полдень 3 января того года, в который эти полномочия должны были окончиться.
Заключение
В заключение данной работы можно сделать краткие выводы:
В США действует всеобщее и равное избирательное право. Активное избирательное право принадлежит всем лицам, имеющим гражданство США, достигшим 18 лет и проживающим в данной местности в течение определенного времени (для президентских выборов – 30 дней, для других выборов – от трех месяцев до одного года). Лишены права голосовать душевнобольные и осужденные. В некоторых штатах в местных выборах не участвуют бедняки.
Наиболее простая система выдвижения кандидатов – петиционная, которая требует, чтобы под документом о выдвижении кандидата было собрано установленное законом число подписей избирателей.
Выборы проходят по избирательным округам, разбитым на участки. В каждом округе обычно избирается один депутат, хотя баллотируется несколько кандидатов. Избирательные округа образуются штатами по принципу равного количества проживающих избирателей.
Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. когда побеждает тот кандидат, который получил больше любого другого хотя бы на один голос.
Федеральное законодательство оплачивает расходы по выборам Президента, сенаторов и членов Палаты представителей. Частное лицо также может сделать взнос в предвыборный фонд одного кандидата в размере не более 1 тыс. долл., а общая сумма таких взносов в фонды кандидатов, партийных комитетов и различных предвыборных организаций не должна превышать 25 тыс. долл. в течение года.
Законодательством предусматривается также частичное государственное финансирование предвыборных кампаний по выборам Президента.
Список использованной литературы:
1. Зарубежное избирательное право: Уч. пособие. Из-во НОРМА, 2003г.
2. Институты конституционного права иностранных государств. М.: «Городец-издат», 2002г.
3. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов/Под общ. ред. члена-корр. РАН, проф. М.В. Баглая.- М.: Из-во НОРМА, 2000г.
4. Конституция США// Конституции зарубежного государства: Уч. пособие./ Сост. Авт. В.В. Маклаков. М., 1996г.
5. Конституции зарубежных государств. Уч. пособие./Сост. проф. В. Маклаков.-2-е изд., исп. и доп.- М.: Из-во БЕК. 2000г.
[1] Зарубежное избирательное: Учебное пособие.- Издательство НОРМА, 2003 С. 49
[2] Конституция США// Конституции зарубежных государств: Уч. пособие./ Сост. Авт. В.В. Маклаков, М. 1996
[3] О характеристике принципов избирательного права и способах их искажения. С. 328-339