Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Возрастная психология. Развитие ребенка в младенчестве

Склярова Т. В.
Социальнаяситуация развития в младенчестве – новая форма единства матери и ребёнка.«Ребёнок из эндопаразита становится экстеропаразитом» — цитирует Л.С.Выготскийодного из физиологов начала ХХ в. Это выражение демонстрирует не столькопаразитарную сущность ребёнка, сколько суть взращивания младенца. Какневозможно полноценное развитие человека в первые месяцы после зачатия внематеринской утробы, так и невозможно становление личности вне эмоциональногоединства с взрослым в младенчестве.
Сточки зрения М.И. Лисиной (1986), ребенок уже с первых недель своей жизнистановится субъектом общения. Результаты ее систематических наблюденийпоказывают, что младенцы после двух месяцев вступают во взаимодействие совзрослым, которое можно назвать общением, так как они развивают особуюактивность, объектом которой является взрослый, стремятся привлечь еговнимание. В первые месяцы жизни происходит оформление потребности в общении.Автор выделила критерии, наличие которых позволяет установить сформированностьданной потребности:
–внимание и интерес ребенка к взрослому; взрослый является объектом особойактивности ребенка;
–эмоциональные проявления в адрес взрослого, через которые ребенок обнаруживаетоценку взрослого, которая неразрывно связана со знанием о нем;
–инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого, вчем усматриваются стремления ребенка познакомить взрослого с собой;
–чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживаетсявосприятие детьми той оценки, что дает им взрослый.
Решающеезначение для возникновения потребности в общении у ребенка имеет поведениевзрослого, его позиция по отношению к ребенку как субъекту общения, наделениеего действий определенным смыслом.
Напериод младенчества приходятся такие формы общения взрослого и ребенка, какситуативно-личностная и ситуативно-деловая (по М.И.Лисиной). Проанализируем ихподробнее. Ситуативно-личностная форма общения появляется примерно в 2 месяца иимеет самое короткое время существования – до 6 месяцев. Место общения –общение с близкими людьми, обеспечивающими выживание ребенка. Мотив –личностный, взрослый – индивидуализированный источник активной ласки и внимания,не связанный с действиями ребенка. Средства общения – экспрессивно-мимические.Значение данной формы общения для психического развития ребенка заключается внеспецифической общей активации ребенка, становлении у него перцептивныхдействий, подготовке к овладению действием хватания. Ребенок первого полугодияжизни четко реагирует на различия в интенсивности внимания взрослого (появление,улыбка, разговор), но не умеет еще отличать их от отрицательных экспрессийвзрослого (укоризна, гнев). Лишь во втором полугодии дети начинают адекватнореагировать на подобные экспрессии: хмурятся, плачут, отстраняются. Своеобразиеобщения младенцев также состоит в том, что в первом полугодии жизни, умеяразличать градации внимания взрослого, они не отличают одного взрослого отдругого. Только к концу полугодия дети начинают устойчиво узнавать мать. Еслипосле 8 месяцев младенцы начинают бояться чужого человека, то до этого временипросто меньше радуются ему, меньше проявляют инициативу общения, т.е. вколичестве обращений к родному и чужому есть различия. Качественные различиястановятся заметными только со второго полугодия.
С6 месяцев до 3 лет функционирует ситуативно-деловая форма общения ребенка совзрослым (в ходе совместной со взрослыми предметной деятельности). Содержаниепотребности в общении – потребность в сотрудничестве. Мотив – деловой: взрослыйкак партнер по совместной деятельности, образец для подражания, эксперт пооценке умений и знаний, помощник. Средства общения – предметно-действенныеоперации. Значение данной формы общения для психического развития ребенка – вразвитии предметной деятельности, подготовке к овладению речью; это первый этапразвития активной речи.
Иззарубежных теорий развития ранний опыт общения ребенка и близкого взрослогоактивно обсуждается в психоанализе. Здесь подчеркивается, что опыт отношений сродителями на первом году жизни, порождающий или не порождающий привязанность квзрослому, определяет дальнейший ход психического развития ребенка (Дж. Боулби,А. Фрейд, М. Эйнсворт). Привязанность определяется тем, в какой мере матьобеспечивает защиту и безопасность ребенка. Качество привязанности зависит отраннего опыта отношений мать – ребенок. Нежность, заботливость формируютнадежную привязанность и доверие к миру, влияют на успехи в школе, отношения сровесниками, на решение социальных и познавательных проблем. Типичное поведениеребенка, имеющего надежную привязанность к матери, по мнению ученых данногонаправления, характеризуется активной исследовательской деятельностью в новойобстановке, отсутствием страха перед незнакомцами и радостью при появленииматери. Авторы данного направления считают, что тенденция к формированиюпривязанности обусловлена врожденными генетическими механизмами. Кроме надежной,выделяют ненадежную и тревожно-амбивалентную привязанности.
Поопределению чешского ученого З. Матейчека привязанность – это психологическоеявление, а не биологическое, и проявление привязанности к матери – это границав эмоциональном развитии ребенка. Специфическая эмоциональная привязанностьпроявляется у большинства детей к 7 месяцам и после этого к
8месяцам формируется страх чужого человека.
СогласноЭ. Эриксону о наличии веры во взрослого у ребенка можно судить по легкости егокормления, глубоком сне и нормальной работе кишечника. Первое социальноедостижение младенца состоит в готовности позволить матери исчезнуть из видубезо всякой чрезмерной тревожности или гнева, поскольку ее существование сталовнутренней уверенностью, точно так же как и ее новое появление – предсказуемым.
Такоепостоянство, непрерывность и тождественность жизненного опыта формируютзачаточное чувство собственной индивидуальности.
Хочетсяподчеркнуть, что в психоаналитическом подходе к пониманию сущности развития вмладенчестве, как и в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, акцентделается на неразрывной связи матери и ребенка и на переживании ребенком этогоединства.
Спецификасоциальной ситуации развития младенца в культурно-исторической концепцииотражена в главном противоречии возраста: желании общаться с взрослым иотсутствии речевых средств реализации этого желания. Овладение эмоциональнымобщением происходит только к концу младенческого периода. В развитии речи каксредства общения выделяются две связанные между собой линии: понимание речивзрослого; становление собственно активной речи. Развитие понимания речивзрослого опережает развитие собственной речи ребенка. Ребенок слушает иразличает звуки, фонемы в речи близкого человека. Развитие внутренней речи идетот предложения к слову, а внешней – от слова к предложению.
Собственноактивная речь младенца в своем становлении проходит ряд этапов: первыевокализации и гуление (пропевание гласных звуков), которые уже входят в составкомплекса оживления. В начале второго полугодия появляется лепет (произнесениеслогов: ба-ба-ба; па-па-па; да-да-да), и к 8, 5–9, 5 месяцам ребеноквокализирует модулированным лепетом (Кольцова, 1979) – лепет с интонированиемили лепетным говорением.
Кконцу года в речи ребенка появляются первые слова (от 5–6 до 10–12). Этопростые слова, содержащие повторяющиеся слоги (мама, баба, дай и др.), слова-звукоподражания.
Центральнаяпсихологическая функция сознания младенца – сенсомоторика. Сенсомоторика – этопсихофизиологическое целое, когда движения являются продолжением восприятия.Дифференциация сенсорики и моторики происходит благодаря слову взрослого, которое«вклинивается» в развитие этих функций, делая их самостоятельными. Все другиепсихические функции (память, мышление, речь) подчинены в своем развитии логикеразвития центральной функции. Ориентировка на новое, развивающаяся напротяжении всего второго полугодия жизни, представляет собой уже формуповедения, а не простую реакцию. В ходе манипулирования предметом ребенкуоткрываются его новые качества. При переходе в ранний возраст предметныедействия, способы действия с предметами становятся содержанием общения ребенкаи взрослого, т.е. происходит смена типа общения.
Центральнымновообразованием литического периода младенчества является чувство доверия кблизкому взрослому, а через него – к другим людям, миру в целом.
Лишениемладенца непосредственного общения с взрослым человеком, связанное сотсутствием необходимых тактильных контактов проявляется в феноменегоспитализма. Понятие «госпитализм» вошло в науку после Второй мировой войны, когдапсихологи описали поведение детей, воспитывающихся в Домах малютки. Поддержаниефизиологического существования младенцев было хорошим – детей вовремя кормили, пеленали,выполнялись все необходимые гигиенические правила ухода. Несмотря на это, процентзаболеваемости и смертности детей был высоким. У здоровых детей наблюдалисьнеобоснованные физиологически отклонения – судороги, учащённое сердцебиение, рвота.Дальнейшее развитие этих детей показывало другие признаки госпитализма — нарушаютсяречевое развитие, познавательные функции, страдает эмоциональная сфера, позженаблюдается отсутствие волевого поведения, инициативы, такие дети способны лишьповторять и выполнять задания по инструкции. Безличное отношение к взросломучеловеку характеризует их поведение, они не проявляют избирательности поотношению к сверстникам и взрослым. Исследования госпитализма позволилиспециалистам сформулировать советы по предотвращению этого психологическогонедуга. Основное направление – обеспечение стабильного личностного общениявзрослого и ребёнка. Взрослый, обеспечивающий тактильные контакты младенцу, учитывающийего индивидуальные реакции, дающий ему возможность сориентироваться вокружающей действительности, помогающий перейти к собственным действиям, помогаетформированию эмоционально-положительного отношения ребёнка сначала к самомувзрослому, а как следствие – ко всему, что его окружает. Обретение «базовогодоверия к миру» мыслится Э.Эриксоном как жизненная задача в младенческий периодразвития. Важнейшую роль в формировании доверия-недоверия к миру играет позицияматери. Она решает, что хорошо для ребёнка и, исходя из этого решения, формируеткартину мира у младенца. Традиции русского материнского фольклора показывают, какимобразом мать помогала ребёнку воспринимать окружающий мир и своё место в нём(62). Колыбельные, пестушки, потешки призваны как можно раньше, даже заранее, датьребёнку ориентиры во взаимоотношениях с миром. В телесных играх, где пальчики, ладошки,ушки младенца становятся персонажами сюжетной игры, ребёнок осваиваетпространство своего тела. В колыбельных песнях можно обнаружить характеристикумира, в котором предстоит малышу жить. Как правило, описание начинается сфиксации того места, где положен ребёнок. «Исходной точкой отсчёта в мировойсистеме координат является ребёнок, лежащий в своей колыбели, а пространствоокружающего мира выстраивается вокруг ребёнка через противопоставление тёплогодома-защиты, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасноговнешнего мира – тёмного леса, луга, речки, куда до поры до времени ребёнкуходить не надо»(62, с. 16) Уже в младенчестве даются понятия края, как опаснойграницы двух миров. Ограничения, с которыми знакомят ребёнка в самом раннемвозрасте, помогают ему ориентироваться в пространстве окружающего мира. Край, какграница объекта, помогает воспринимать предметный мир. Край, как границазнакомого и незнакомого мира помогает выработать соответствующую стратегиюповедения. Таким образом, зачастую русский материнский фольклор обозначаетжелаемые для ребёнка области доверия миру и область недоверия, опасения и дажезапрета. Это позволило М.В.Осориной назвать главной задачей младенческогопериода обретение базового доверия к жизни (а не к миру, как переводятЭ.Эриксона). «Для полноценного психического развития ребёнку важно утвердитьсяв том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире, — самое хорошее, мама – самаялучшая, дом – самый родной… На этом глубинном чувстве базового доверия к жизнибудет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить вопреки всемневзгодам и его иррациональная уверенность в том, что всё кончится хорошовопреки обстоятельствам»(62, с. 16).
Особоезначение имеют для ребёнка все те действия взрослого, которые в народнойпедагогике именуют традициями пестования, это телесные игры и забавы. В такихизвестных всем незатейливых играх, как «Идёт коза рогатая…» или «Мы ехали-ехалипо кочкам-кочкам, да в ямку – бух!» взрослый пестует растущее тело младенца, ионо, по народному выражению «подходит как тестечко». Для того, чтобы младенецподрос, ему просто необходим частый физический контакт с взрослым, которыйобеспечивает дальнейшее развитие и тела, и психики ребёнка. В этой связи можносказать, что «испортить» ребёнка заботой, любовью и вниманием взрослого в этотпериод невозможно.
Первуюполовину младенчества часто называют «вбирающей», «впитывающей». Ребёноквзаимодействует с миром поначалу как реципиент – вбирает в себя пищу, прислушиваетсяк разнообразию звуков, вглядывается в окружение, делает первые попытки взятьпредметы. Это очень чувствительный период. Для того, чтобы первый опыт жизниребёнка был плодотворным, взрослым следует обратить внимание на своевременностьи умеренность тех стимулов, которые он адресует малышу. Святитель ФеофанЗатворник советует родителям: «Пусть чувства получают первые впечатления отпредметов священных: икона и свет лампады- для глаз, священные песни – дляслуха…»(84, с. 35). Вторую половину младенчества связывают с прорезываниемзубов, которые, по ироничному замечанию Э.Эриксона, позволяют «не тольковбирать, но и кусать». В развитии младенца берёт начало тенденция к активномурегулированию, воздействию на окружающую действительность. В это время малышнаучается более эффективно управлять своим телом – меняет позиции, учитсясидеть, совершенствует механизмы хватания. Актуальной становится задачаудержания – предметов, положения собственного тела, внимания взрослогочеловека. Присутствие матери позволяет малышу спокойно, без тревожностизнакомится с окружением. Специалистами подмечен тот факт, что появление новогочеловека или предмета, которое во второй половине младенчества обычносопровождается тревогой и даже страхом, в присутствии матери переживается болееспокойно. Мама является гарантом стабильности ситуации для младенца. Поэтомупоказателем психической стабильности самого ребёнка к концу первого года жизнистановится его готовность отпускать из поля зрения маму. Если младенец позволяетматери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или раздражения, значит, внём сформировалась внутренняя уверенность в мамином существовании. Как правило,эта внутренняя уверенность вызревает в детях, окружённых родительской лаской илюбовью, для которых были найдены оптимальные формы выражения. «Способностьребёнка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, ив какой форме она выражалась». (59, с. 201).
Завершаетмладенчество кризис одного года. Основные новообразования к концу первого годажизни – прямохождение и слово. Способность к прямохождению позволяет иначевоспринимать окружающий мир. Появляются совсем иные способы воздействия наближайшее окружение – «уже не мама ведёт меня, а я её веду». Появление словапомогает вербально воздействовать на ситуацию. Социальная ситуация развития вкорне меняется – «там, где было единство, стало двое: взрослый и ребёнок. Междуними выросло новое содержание – предметная деятельность» (59, с. 211) Это исоставляет основное содержание кризиса одного года. Ребёнок приобретаетнекоторые навыки воздействия на предметный мир и пробует себя в новом качестве.
Первыепроявления кризиса начинают наблюдаться в поведении ребенка уже к 8–9 месяцам.Возможны протесты ребенка против попыток взрослого управлять им, чрезмернаякапризность, требования повышенного внимания; ребенок настаивает насамостоятельном выполнении отдельных действий, отказывается от предметов и пищи,предлагаемой взрослыми, требует выполнения своих желаний криками и истериками.Одно из желаний, связанных с вхождением в кризис одного года, – это стремлениемалыша занять вертикальное положение и ходить. Однако, в ситуацияхнеповиновения взрослому ребенок может начать валяться по полу, кричать, стучатьногами, словно отказываясь от приобретений своего возраста – умения ходить иговорить. Демонстрация таких форм неповиновения взрослому сопровождаетсяпристальным вниманием ребенка за реакцией взрослого на его поведение. Сутьютаких припадков является испытание взрослого, исследование его реакции, этоформа воздействия на взрослого. Ребёнок пробует новые формы и степеньинтенсивности, с которыми можно обратиться к взрослому. «Именно взрослый своейреакцией на «припадок» ребёнка может сделать его нормой поведения, а можетбуквально одним своим действием раз и навсегда избавить себя и ребёнка отучастия в подобной семейной драме. Опыт работы с маленькими детьми показывает, чтоотсутствие реакции взрослого на «припадок» — лучшее средство для дальнейшегоразвития отношений с ребёнком»(1, с. 389).
Позитивныйвариант прохождения кризиса первого года помогает ребенку приобрести важноесоциальное качество — дисциплинированность. Нейтральное отношение взрослых ксимптоматике кризисных проявлений может формировать такие социальные качествакак тревожность и конформизм. Негативное отношение взрослого дает основания дляформирования в поведении ребенка агрессивности и эгоизма.
Помнению Е.О. Смирновой, итогом кризиса 1 года являются глубокие психологическиепреобразования, затрагивающие личность ребенка в целом. Эти преобразованиясвязаны с возникновением собственных, независимых от взрослого желаний ребенка.Рвется первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от него.
Начинаясамостоятельно передвигаться, пробуя владение словом, выстраивая по-новому своиотношения с взрослыми людьми, более успешно оперируя предметами, справившись скризисом первого года, малыш вступает в раннее детство.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.