СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие демографической политики
2. Задачи демографической политики
3. Характеристика демографической ситуации в России
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Концепция демографической политики Российской Федерации - система определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. Она составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья и продолжительности жизни, миграции и иных аспектов демографического развития. В Российской Федерации сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, что обусловливает необходимость разработки и осуществления, первоочередных мер, нацеленных на смягчение данной проблемы. [1]
Целью данной контрольной работы, является выявление тенденции и факторов, влияющих на данных ход развития демографии в Российской Федерации и наиболее глубокое всестороннее изучение данной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать состоянии России в демографическом аспекте и изучить направления демографической политики в Российской федерации.
1. Понятие демографической политики
Демография - наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Она устанавливает и изучает закономерности воспроизводства населения, закономерности изменения его численности, состава, территориального размещения и состояния, а также причины этих изменений
Демографический процесс - это последовательность однородных демографических событий в жизни людей, имеющая значение для смены их поколений. Основными демографическими процессами являются рождаемость, смертность, брачность, прекращение брака, миграция, социальная мобильность (межгрупповые переходы). Эти процессы состоят из демографических событий, которые происходят с отдельными людьми и изменяют их демографические состояния.
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность общества в области упорядочивания демографических процессов. Она призвана сохранить или изменить тенденции динамики численности, состава, размещения населения, его качества и миграции.
Демографическая политика, с одной стороны, - это составная часть общей социально-экономической политики общества. С другой стороны, демографическая политика - это составная часть политики народонаселения наряду с регулированием занятости, условий труда, уровня жизни, социального обеспечения населения. [3]
Демографическую политику надо отличать от семейной политики. Последняя состоит из деятельности государственных и общественных служб по социальной защите семей, созданию условий для выполнения семьей своих обязанностей.
Объектом демографической политики является население страны в целом или ее части: отдельные социально-демографические группы населения, семьи того или иного типа. Демографическая политика представляет совокупность разносторонних мер, которые условно делят на три группы - экономические, административно-правовые, воспитательно-пропагандистские. Направленность таких мер многообразна: снижение заболеваемости и смертности, повышение или снижение уровня рождаемости, изменение направленности и объемов миграции и др.
Для успешного воплощения демографической политики необходимо четкое определение ее целей, в том числе уровней и размеров демографических показателей населения, наилучших с точки зрения жизнедеятельности общества. [4]
2. Задачи демографической политики.
Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста. [2]
Задачами демографической политики Российской Федерации являются:
- в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни:
· увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
· улучшение репродуктивного здоровья населения;
· увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;
· улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.
- в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
· создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
· всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
· создание условий для самореализации молодежи;
· социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.
- в области миграции и расселения:
· регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;
· повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;
· обеспечение интеграции мигрантов в российский социум и формирование толерантности к мигрантам. [Приложение 1]
3. Характеристика демографической ситуации в России
Системная демографическая политика, решающая стратегические задачи сохранения целостности государства, охватывает все сферы народного хозяйства, но не передоверяет выполнение ряда задач отдельным министерствам и ведомствам. Такой подход предполагает скорее переориентацию всей социальной, экономической и прочей общественно-государственной деятельности на интересы реализации демографической политики, нежели подчиненность последней социально-экономическим и другим государственным целям.
Оправданность данного видения в настоящее время продиктована тяжелейшим демографическим кризисом и определяющей ролью демографических процессов для всего социального развития.
Семейная политика, направленная на поддержку семьи, улучшение условий ее жизнедеятельности, способствует достижению целей демографической политики. [5]
В российских условиях демографическая политика в области рождаемости в значительной своей части должна совпадать с политикой семейной, так как необходимым условием повышения рождаемости является улучшение условий жизни семей с детьми.
Для реализации эффективной демографической политики необходимо множество условий. К таким условиям относятся следующие:
· политическая воля;
· научное обоснование;
· адекватное финансирование;
· информационная сопровождение;
· субъектность: наличие системы органов власти (управленческой структуры), отвечающей за реализацию данной политики на федеральном и региональном уровнях.
Политическая воля по отношению к необходимости преодоления демографического кризиса была продемонстрирована:
-в принятой Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.;
в создании специального Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики (впоследствии преобразован в комиссию); [Приложение 3]
-в принятии целого ряда нормативных актов, направленных на повышение уровня жизни российских семей,;
-в последнем «революционном» послании президента Д. А. Медведева (от 30 ноября 2010 г.).
Последнее президентское послание особенно важно, так как именно с него берет начало собственно демографическая политика в России. Все предыдущие инициативы, включая пресловутый «материнский капитал», повышение детских пособий, проведение «Года семьи», компенсацию родительских расходов за пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и т. д., справедливо отнести к проявлениям социальной и семейной политики.
Перечисленные выше управленческие решения в лучшем случае стимулировали увеличение доли двухдетных семей, что, при условии успешности данных мер, лишь замедляло темпы депопуляции, но отнюдь не способствовало даже простому воспроизводству населения, т. е. элементарному замещению поколений.
И только с момента оглашения последнего президентского послания можно говорить о первых инициативах в рамках непосредственно демографической политики:
-предложение о выделении земельных участков семьям, начиная с третьего ребенка;
-дополнительные налоговые преференции многодетным семьям;
-поддержка просемейной социальной рекламы, популяризирующей позитивный образ трехдетной семьи.
Принципиальное отличие последнего президентского послания — акцент на стимулировании рождения третьего и последующих детей. Именно среднедетная модель рождаемости (3–4 детей) является минимально необходимой для расширенного воспроизводства населения.
Таким образом, озабоченность власти демографическими проблемами была неоднократно и однозначно продемонстрирована. Более того, из всех вышеперечисленных условий это, пожалуй, единственное, которое столь последовательно соблюдается на протяжении последних нескольких лет. [6]
Увы, того же самого нельзя сказать о научном потенциале, от которого зависит экспертное обоснование и разработка направлений и конкретных практических мер антидепопуляционной демографической политики.
В России до сих пор нет ни одного государственного демографического института. На всю нашу большую страну нет даже ни одного демографического факультета. У нас есть много нефтяных, экономических, правовых и прочих институтов и университетов, но у нас нет не одного демографического вуза или научно-исследовательского института.
На сегодня весь багаж демографических знаний сконцентрирован всего лишь на нескольких кафедрах и небольших подразделениях, расположенных преимущественно в Москве. Это фатальная управленческая ошибка, доставшаяся в наследство современникам еще со времен советского периода. Всего в отечественной (советской) истории было два демографических института — в Киеве и Ленинграде. Оба были закрыты: ленинградский — в 1934 г., просуществовав всего четыре года, киевский — в 1938 г., просуществовав 19 лет.
В то же время на нашу демографическую ситуацию и демографическую политику стараются активно влиять зарубежные организации. Например, скандально известный Центр экологии и демографии человека финансируется одновременно несколькими западными фондами, включая Фонд Сороса. Неудивительно, что из этого центра звучат, по сути антироссийские рекомендации, предлагающие сосредоточиться на привлечении миллионов мигрантов и не пытаться повышать рождаемость.
Для соответствия управленческого ответа на демографический вызов масштабу и остроте данной проблемы, в России должно быть по несколько демографических институтов в каждом крупном городе. [7]
Финансирование демографической (семейной) политики.
Считается общепринятым, что расходы на прямые финансовые выплаты семьям не должны быть менее 2% от ВВП. В России отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось с 0,98% в 1996 г. до 0,4% в 2010г., вместо предусмотренного «Основными положениями государственной семейной политики» роста до 2,2%. В сравнении со среднеевропейским уровнем расходы России на семейные пособия в 8–10 раз меньше, чем в европейских странах.
При этом расходы на семейную и демографическую политику не должны ограничиваться указанными объемами финансирования материального стимулирования рождаемости и должны включать обеспечение целого ряда мер в области информационного сопровождения, образования, жилищной и градостроительной политики, организационного и научно-исследовательского обеспечения, а также иных сегментов указанной политики.
Информационное сопровождение.
К сожалению, о достойном информационной работе по повышению семейных ценностей говорить тоже не приходится. Чего стоят такие передачи, как, к примеру, «Дом-2», разлагающие фильмы и сериалы и антисемейная телереклама. Доля демографически позитивной рекламной информации в ее общем объеме, использующем образ семьи, составила лишь 2,6% . [Приложение 2]
Весь спектр брачно-семейных и репродуктивных установок, формируемых коммерческой рекламой, находится в узком диапазоне демографической деградации. Модель демографического поведения, предлагаемая потребителю с помощью профессиональных методов воздействия на массовое сознание, сводится либо к неполной семье (как правило, во главе с матерью-одиночкой), либо к образованию малодетной (в большинстве случаев однодетной) семьи, выступающей главным фактором депопуляции российского населения.
Необходимо законодательно запретить использовать негативный образ семьи в коммерческих, развлекательных и прочих целях. [8]
Корпорации и сотрудники СМИ должны понимать, что эксплуатировать семейную тематику во вред населению недопустимо. Телевизионные и рекламные образы являются социально подражательными, а значит, способны непосредственно влиять на репродуктивное поведение.
Приятным исключением здесь является деятельность Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства по размещению уличной социальной рекламы. Социальная реклама фонда регулярно размещается в российских регионах. Одним из ярких примеров является одобренная Президентом информационная кампания на территории Алтайского края.
Похожая инициатива была проявлена руководством программы «Святость материнства», в рамках которой уже дважды за последние полгода на железнодорожных вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга размещаются сотни баннеров с демографической социальной рекламой. Однако все это лишь региональные и общественные мероприятия, на общегосударственном уровне ничего подобного нет.
На уровне исполнительной власти демографическую политику курирует Минздравсоцразвития, в котором нет специального департамента по демографическим вопросам, зато есть департамент занятости и трудовой миграции. Напрашивается вывод о том, что привлечение иностранных мигрантов для министерства важнее, чем стабилизация численности коренного населения.
В любой сфере общественно-государственных отношений существует более или менее внятная управленческая логика:
· в сфере здравоохранения есть Минздравсоцразвития, у которого имеются территориальные структурные подразделения в каждом регионе;
· вопросами миграции занимается Федеральная миграционная служба;
· правопорядок обеспечивает Министерство внутренних дел,
· в сфере образования работает Министерство образования, при чрезвычайных ситуациях подключается МЧС и т. д. [10]
Однако в вопросах разработки и реализации демографической политики в стране царит полный хаос. Этой темой в регионах либо не занимается никто, либо все, кому не лень. Показательно, что даже на концептуально-программном уровне наблюдается межведомственная разобщенность и несогласованность управленческих действий.
Итак, можно констатировать, что демографическая политика в РФ при наличии неоднократно выраженной политической воли со стороны высшего руководства не имеет необходимой научной опоры. Отсутствие научного обеспечения данной политики ставит под сомнение возможность разработки достойного ответа на тяжелый демографический вызов.
Несмотря на частые упоминания о необходимости проведения семейной и демографической политики в России, наблюдается катастрофическое недофинансирование семейного компонента. По сравнению, с европейскими странами, которым удалось добиться неплохих результатов при проведении семейной и демографической политики, в Россия выделяется в 10 раз меньше средств на поддержку семей.
Отсутствие полноценной материальной поддержки сопровождается невмешательством (попустительством) государства в ценностно-идеологической сфере. [Приложение 4]
Все государственные каналы, печатные и электронные издания, не говоря уже о частных СМИ, активно пропагандируют малодетность и другие кризисные формы семейных отношений.
Информационное сопровождение зарождающейся демографической политики в стране полностью отсутствует: нет ни позитивной социальной рекламы, ни противодействия антисемейной продукции, ни семейно ориентированного документального, художественного, развлекательного контента.
И наконец, главной организационной проблемой, препятствующей преодолению депопуляции, является тот факт, что демографическая политика в России до сих пор никак не выделена институционально: она не имеет структурного оформления и лишена конкретного субъекта действия. Фактически, ни одно федеральное ведомство за эту сферу не отвечает.
Молодежная, экономическая, оборонная, здравоохранная, социальная и прочие государственные политики имеют четкое ресурсное и институциональное воплощение, в то время как семейная и демографическая политика не закреплена ни за одним из ведомств. [9]
Хорошо известно, что важнейшим условием эффективной работы является четкая специализация. К сожалению, в современных российских условиях реализация демографической политики осуществляется без соблюдения этого непременного условия. У нас нет единой специализированной профильной общефедеральной структуры, отвечающей за семейную или демографическую политику, нет таких организаций и в регионах.
Заключение
Очевидно, что Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями на федеральном и на региональном уровне.
Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.
С целью определения стратегии государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях. Что касается демографической политики государства, то, исходя из приведённых в работе данных, она должна строиться на базовых принципах и целях.
Необходимо сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.). [11]
Следует сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере плат-ных услуг.
Надо содействовать семье в реализации воспитательных функций, создавая льготные режимы занятости для родителей, сохраняя и развивая системы дошкольного воспитания, не подменяющего семью, а помогающего ей воспитывать детей, педагогического просвещения родителей и т.п.
Наконец, в стремлении к новой социально-экономической системе в стране государство должно обеспечить сочетание рыночной экономики и государственной системы социальной защиты семей с детьми, активизацию демографической политики в регионах с тенденцией к депопуляции.
Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует
незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.
С целью определения стратегии государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.
Выполнение этих общих требований и целей - залог нормального демографического развития страны.
Список литературы
1.Белобородов И.И.Демографическая ситуация в России[Текст]:Лекции-М.:Дело,2011-128с.
2.Бойко А.И.Экономическая демография[Текст]:Учебник-М.:Дело,2009-260с. 3.Волгин Н.А. Демография[Текст]:Учебник-М.:РАГС,2005-547с.
4.Гаврилов А.И.Региональная экономика и управление[Текст]:Учебник-М.: Инфра-М, 2002-398с.
5.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики[Текст]:Учебник-М.:ГУ ВШЭ,2006-239с.
6. Ломакин В.К. Мировая экономика[Текст]:Учебник-М.:Юнити,2005-542с.
7. Тихомиров Н.А. Демография[Текст]:Учебник-М.:Экзамен, 2005-324с.
8. Чистяков Е.Г. Территориальная организация населения[Текст]:Учебник-М.:Юнити,2007-386с.
9. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 год: [указ Президента 11.10.2007].
10.О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: [принят Гос. думой 22.10.2006, № 256].
11.http://www.demographia.ru
Приложение 1
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 февраля 2011 г. N 58-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
В 2011 - 2015 ГОДАХ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
НА ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, на территории Липецкой области:
Утвердить план мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Липецкой области согласно приложению.
Глава администрации области
О.П.КОРОЛЕВ
Приложение
к распоряжению
администрации области
от 22 февраля 2011 г. N 58-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2011 - 2015 ГОДАХ КОНЦЕПЦИИ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
N п/п
Наименование мероприятия
Сроки исполнения
Исполнители
I. Мероприятия, направленные на снижение смертности населения от предотвратимых причин
1. Снижение уровня смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний
1.1.1.
Разработка областной целевой программы "Совершенствование системы охраны здоровья населения Липецкой области на 2014 - 2015 годы"
2013 г.
Управление здравоохранения Липецкой области
2. Снижение уровня смертности населения от социально значимых заболеваний
1.2.1.
Внедрение скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
1.2.2.
Внедрение новых психотерапевтических методов для профилактики суицидальных действий у больных, страдающих депрессивными расстройствами
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
3. Снижение уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий
1.3.1.
Организация обучения лиц первого контакта: сотрудников ГИБДД, пожарных, спасателей аварийно- спасательной службы оказанию первой помощи при ДТП
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
1.3.2.
Внедрение автоматизированной системы управления реанимационно-спасательными бригадами Центра медицины катастроф с использованием навигации
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
4. Снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний
1.4.1.
Разработка областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы"
Сентябрь 2011 г.
Управление труда и занятости Липецкой области
II. Мероприятия, направленные на повышение рождаемости, снижение младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения
1. Повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий
2.1.1.
Ведение мониторинга объемов высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
2. Укрепление репродуктивного здоровья населения
2.2.1.
Подготовка и распространение информационно-методических материалов для населения о средствах контрацепции и различных технологиях производства аборта
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
2.2.2.
Создание системы диспансерного наблюдения за женщинами, перенесшими прерывание первой беременности
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
2.2.3.
Диспансеризация мальчиков - подростков с уроандрологической патологией с целью проведения профилактики заболеваемости репродуктивной системы
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
III. Укрепление института семьи, популяризация семейных ценностей
3.1.
Мониторинг социально неблагополучных семей с целью обеспечения защиты прав детей, недопущения любых форм их дискриминации в вопросах поддержания здоровья, получения образования, отдыха
2011 - 2015 гг.
Управление социальной защиты населения Липецкой области
3.2.
Чествование многодетных семей (вручение сертификата на материнский (семейный) капитал при участии руководства территориальных управлений ПФР по Липецкой области)
Ежегодно в День города (в городах и районах области)
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Липецкой области (далее - ОПФР по Липецкой области) (по согласованию)
3.3.
Материнский капитал с доставкой на дом - акция, посвященная Дню Матери (вручение сертификатов многодетным семьям)
Ежегодно, третья декада ноября
Управляющий ОПФР по Липецкой области (по согласованию)
3.4.
Вручение юбилейных сертификатов на материнский капитал
Раз в полугодие
Управляющий ОПФР по Липецкой области (по согласованию)
IV. Мероприятия, направленные на создание условий для мотивации к ведению здорового образа жизни, ответственному отношению к состоянию своего здоровья
4.1.
Методическое и информационное сопровождение региональных и муниципальных программ демографического развития
2011 - 2015 гг.
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области, управление социальной защиты населения Липецкой области, управление внутренней политики Липецкой области, управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области
4.2.
Развитие и совершенствование деятельности Центров здоровья
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
4.3.
Осуществление профилактического скрининга, популяризация гигиенических знаний и проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни среди граждан, относящихся к категории здоровых или условно здоровых (имеющих факторы риска), в рамках "Школ здоровья"
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области
4.4.
Проведение областных акций по отказу от вредных привычек, по профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, разработка обучающей системы формирования стереотипов поведения, безопасного для здоровья и жизни
2011 - 2015 гг.
Управление здравоохранения Липецкой области, управление внутренней политики Липецкой области
4.5.
Информационное сопровождение мероприятий, направленных на формирование у населения установки на здоровый образ жизни, ответственное отношение к состоянию своего здоровья у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, с целью формирования мотивации для ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой, туризмом и спортом, распространения общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения
2011 - 2015 гг.
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области, управление здравоохранения Липецкой области, управление образования и науки Липецкой области, управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области, управление внутренней политики Липецкой области
V. Организационное и информационное обеспечение реализации Концепции
5.1.
Размещение в средствах массовой информации области материалов о приоритетах демографической политики и о принимаемых мерах по стабилизации демографической ситуации в области
2011 - 2015 гг.
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области
5.2.
Проведение в средствах массовой информации области тематических публикаций и социальной рекламы, направленной на понимание ценностей материнства и отцовства, повышение статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее двоих детей, распространение положительного опыта семей, имеющих несколько детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2011 - 2015 гг.
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области
5.3.
Информирование граждан через областные (районные, городские) СМИ о возможных для жизни и здоровья опасностях, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке вредных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить их негативное воздействие на здоровье человека
2011 - 2015 гг.
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области
5.4.
Информационно-разъяснительная работа, направленная на информирование населения о возможностях использования материнского (семейного) капитала
2011 - 2015 гг.
ОПФР по Липецкой области (по согласованию)
Приложение 2
Распределение телерекламы по формам семьи и типам родительства
Приложение 3
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
Указ Президента Российской Федерации N 1351 от 9 октября 2007 Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года
В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению условий для устойчивого демографического развития страны постановляю: Утвердить прилагаемую Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных образований руководствоваться положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года при решении задач в области народонаселения. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить план мероприятий по реализации в 2008 — 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
1.Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Справка к Указу «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
В Концепции дается оценка современной демографической ситуации в Российской Федерации и тенденций ее развития, определяются принципы демографической политики Российской Федерации (основу которых составляют комплексность решения демографических задач, выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов, учет региональных особенностей демографического развития, координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), а также основные задачи демографической политики Российской Федерации.
К числу основных отнесены следующие задачи: сокращение уровня смертности граждан, прежде всего в трудоспособном возрасте; сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов; повышение уровня рождаемости; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; регулирование внутренней и внешней миграции, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Концепцией также определены комплексные меры, осуществляемые в три этапа, следствием которых должно стать улучшение демографической ситуации в стране. Такими мерами, в частности, являются: формирование у различных групп населения, особенно у подрастающею поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни; проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья; ранняя диагностика заболеваний с применением передовых технологий; повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи; улучшение материально-технического и кадрового обеспечения учреждений здравоохранения; применение новых инновационных технологий лечения и развитие высокотехнологичной медицинской помощи; внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ; пропаганда ценностей семьи, усиление государственной поддержки семей, имеющих детей; создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество.
Приложение 4