Содержание
Введение. 2
1. Высшее образование в РОССИИ 4
2. Кризис высшего образования. 12
Заключение. 16
Список литературы 17
Введение
Отличительной чертой программ преобразования российской экономики, появившихся в последнее десятилетие, является приоритет макроэкономических показателей. Поведение людей рассматривается как фактор последующих порядков значимости. Другой отличительной характеристикой преобразований является то, что реформирование осуществляется в основном путем импорта институтов, доказавших свою эффективность в успешных экономиках. То же, как можно заметить, характерно и для усилий по модернизации российского образования. Однако попытки импортировать институты, свойственные рыночной модели развития экономики, предполагают неявно, что «логика экономического развития заставит людей принимать правильные решения». Такое рассуждение опирается на известный тезис Алчиана о естественном отборе привычек, норм и правил поведения. Однако практика трансформации российского общества и экономических структур доказала ошибочность этого тезиса для данного случая.
Сегодня для того, чтобы разобраться в причинах болезненного состояния национального хозяйства и всех его элементов (системы образования в том числе), потребовалось вспомнить, что западная экономика, где так успешно действуют неоклассические принципы рациональности и утилитаризма, базируется на устоявшейся системе привычек, норм и правил поведения, которые не просто «наверняка возникли в процессе тщательного выявления выгод и невыгод различных образов действий» (А.Маршалл), но стали результатом длительной и кропотливой работы просветителей. Тем не менее, такого рода деятельность, исследование роли образования, как системообразующего фактора экономики, до недавнего времени оставались за рамками традиционного экономического анализа.
Исследователи, работающие в области образования и педагоги, в свою очередь, практически не предпринимают попыток серьезно оспорить традиционное отношение общества (не только российского) к образованию, как к сфере услуг . Однако уже становится сложно не замечать факты и явления, которые свидетельствуют о том, что сама современная экономика становится экономикой знаний (движимой знаниями), что границы между системой образования и экономикой (хозяйством) исчезают .
События последних лет (взрывы жилых домов в Москве, Волгодонске, разрушение башен WTC в Нью-Йорке и последующее фактическое объявление войны, приобретающей характер мировой) помимо прочего разрушили прежние «цивилизованные» представления о рациональности и заставили обратить внимание на глубинные мотивы человеческого поведения. Обращение к скрытым доминантам человеческого поведения, в формировании которых немалую роль играет образование, потребовалось и для объяснения причин системного кризиса, который переживает сегодня российская экономика.
Разрушение старой парадигмы образования в России (не только экономического) является не просто проблемой, обострившейся в ходе финансово-экономического кризиса. Это целый комплекс вопросов, которые ставят перед собой мировые научные сообщества. Однако в России, оказавшись совмещенной по времени с процессом ломки социально-экономических устоев, эта проблема приобретает особую остроту. Еще в 1967 году Г.П.Щедровицкий писал: « .мы уже дошли до того, что ставим вопрос о кардинальной перестройке всего содержания обучения и воспитания». Причем, это была проблема не только тогдашнего Советского Союза, что подтверждали студенческие волнения во Франции, ФРГ, США и других странах. Сегодня же на повестке дня стоит вопрос о выживании нации.
Высшее образование в РОССИИ
Рассмотрим принципы организации университетского образования в России на примере филологического факультета МГУ. Факультет, существующий в своем нынешнем виде с 1941 года, является на сегодня одним из ведущих центров гуманитарного образования в нашей стране и объединяет 20 кафедр, а также 6 лабораторий и учебно-научных центров. Ежегодно по результатам вступительных экзаменов на первый курс факультета поступают около двухсот студентов, большая часть из которых занимают бюджетные, то есть бесплатные места. Стоимость платного обучения составляет около тысячи долларов США в семестр. Вступительные экзамены включают в себя сочинение - первый и самый важный этап - и три устных экзамена по русскому языку и литературе, истории и иностранному языку. Конкурс на филфак традиционно бывает высоким, и попасть туда непросто.
Всем поступившим предстоит учиться на следующих отделениях:
русского языка и литературы
романо-германской филологии
классической филологии
византийской и новогреческой филологии
славянской филологии
русского языка как иностранного
теории и практики перевода
теоретической и прикладной лингвистики
филологического обеспечения связей с общественностью
лингвокриминалистики
обеспечения информационно-издательской деятельности
Первые два отделения являются для факультета ведущими (именно на них учится большинство студентов), последние три отделения - новые, открыты лишь в 2002 году и функционируют только на платной основе. Кроме того, на факультете имеется вечернее отделение, где студенты специализируются по русскому языку и литературе.
Таким образом, уже при поступлении в университет будущий студент выбирает себе определенную специализацию - пока в самых общих рамках, но учебная программа на каждом отделении имеет свои особенности уже с первого года обучения. Некоторые лекционные курсы - например, введение в языкознание, история русской и зарубежной литератур, русский язык, история философии, - являются обязательными сразу для нескольких отделений, но на каждом отделении изучается свой набор базовых языков, причем не только современных, но и мертвых. По этой причине случаи перехода студентов с одного отделения на другое достаточно редки - им приходится сдавать так называемую "академическую разницу". Например, если студенту романо-германского отделения к концу первого курса вдруг захочется стать русистом, в эту "разницу" войдут древнегреческий и старославянский языки, которые ему самостоятельно придется осваивать "с нуля".
На первом курсе студенты в основном налегают на языки, а также слушают вводные курсы по базовым филологическим дисциплинам. Кроме того, уже на первом году обучения начинаются так называемые общие курсы по истории русской и зарубежной литературы, рассчитанные на 8-10 семестров, - именно они и становятся стержнем широкого гуманитарного образования, которое дает своим выпускникам факультет.
Студенты второго курса выбирают себе дополнительный иностранный язык, переходят к более продвинутому изучению общих филологических дисциплин, а также приступают к самостоятельной научной работе. Для этого они по желанию делятся по основному для филологов критерию - на лингвистов и литературоведов. Научная работа подразумевает посещение специальных курсов и специальных семинаров и состоит в самостоятельных исследованиях различных аспектов языка или литературы под наблюдением научных руководителей; в конце учебного года студент обязан отчитаться о своем вкладе в науку в виде письменной курсовой работы. За время учебы в университете студент может "переквалифицироваться" из лингвиста в литературоведы или специализироваться по обеим дисциплинам сразу.
Спецкурсы и спецсеминары - основной инструмент профессиональной специализации на факультете. Их число велико, они объявляются на каждой кафедре и обычно предоставляют студентам довольно широкий выбор. В обязательном порядке студенты должны специализироваться в рамках своего отделения, но дополнительно могут посещать и спецкурсы других отделений. Нередки случаи, когда курсовые и даже дипломные работы студенты пишут не на своем отделении, а на чужом, особенно по смежным темам. Обычно в спецсеминаре участвуют до десяти-двенадцати студентов (хотя бывает и двадцать-тридцать), но факультет в состоянии обеспечить и занятия преподавателя со студентом один на один.
Поскольку филология - это прежде всего история языка и литературы, то студент, переходя с курса на курс, движется в хронологическом порядке по программе основных предметов от одного исторического периода к другому. Например, если на первом курсе студент романо-германского отделения слушает курс истории античной литературы и зарубежной литературы средних веков, то к концу пятого он доберется до зарубежной литературы второй половины ХХ века. Все тексты, включенные в программу каждого семестра (а это обычно произведения двух-трех и более десятков авторов), он прочтет в переводах на русский язык, но зато получит общее и достаточно глубокое представление о духовной культуре Западной Европы (в оригинале тексты читаются и изучаются в рамках спецкурсов и спецсеминаров). Соответственно, лингвистическая часть общих курсов для студентов того же отделения, основной язык которых - английский, будет включать в себя последовательное знакомство с германской филологией (на примере готского языка) и изучение древнеанглийского, среднеанглийского и современного английского языков (причем изучение различных теоретических и практических аспектов современного английского начинается уже на первом курсе и идет параллельно с историческим обзором).
Так пройдут третий и четвертый год (на каждом из которых также нужно будет написать курсовую работу и прослушать специальные курсы), а к пятому курсу количество учебных предметов в расписании значительно сокращается - студенты готовятся к защите дипломных работ. Помимо собственно филологических дисциплин студенты различных отделений знакомятся с российской историей, историей философии и рядом других предметов. Каждый учебный год завершается так называемой практикой - работой на кафедре, в школах, библиотеках, издательствах, научных институтах, информационных центрах и других подобных заведениях Москвы. Русисты также выезжают в фольклорные экспедиции по сельским районам России, студенты-классики - на археологические раскопки памятников античности в Крыму. Кроме того, на филфаке МГУ регулярно работают программы студенческого обмена, в рамках которых студенты разных курсов на непродолжительный срок выезжают в различные зарубежные ВУЗы. Кстати, все живые иностранные языки и другие предметы на филфаке часто ведут не только отечественные, но и зарубежные преподаватели; практикуется и чтение отдельных лекций заезжими иностранцами.
Наконец, дело доходит до государственных экзаменов по двум-трем предметам и до дипломных защит. После успешного преодоления и этого этапа бывший студент будет готов к самостоятельной жизни, в которой ему предстоит устраиваться на свой страх и риск - с отменой государственного распределения молодых специалистов университет за дальнейшую судьбу своих выпускников ответственности не несет. Но, как правило, серьезных проблем с трудоустройством у выпускников филфака не возникает, хотя следует отметить, что в школьные учителя они идут редко. Хорошая языковая подготовка позволяет искать более денежные места - в PR-структурах бизнеса, в СМИ, в издательствах и так далее.
Особо выдающиеся выпускники могут поступить в аспирантуру, чаще всего - при той кафедре, на которой они защищали диплом. Это еще три года научной работы под крылом факультета, в течение которых аспирант обязан сдать кандидатский минимум и подготовить диссертацию. В аспирантуру МГУ принимаются и выпускники других российских вузов, но обычно их число невелико, так как количество мест и в очной, и в заочной аспирантуре ограничено, прием осуществляется на основе конкурсных экзаменов, а уровень подготовки у филфаковских выпускников объективно выше, чем у бывших студентов, приехавших из провинции (ну и система опеки "своих" тоже, конечно, имеет место). Успешная защита диссертации наделяет молодого ученого степенью кандидата филологических наук. Никаких материальных выгод эта степень не дает (если только новоиспеченный кандидат не собирается работать в системе академического образования и науки, что также бывает нечасто), поэтому защиту кандидатской диссертации можно рассматривать исключительно как удовлетворение собственной тяги к познанию или честолюбия.
Ученые советы филфака дают возможность защищать не только кандидатские, но и докторские диссертации. Докторантуры открыты при многих кафедрах и никакого специального курса обучения уже не предполагают - соискатель степени в вольном порядке консультируется с необходимыми специалистами и ведет самостоятельную научную работу, результатом которой также становится диссертация. При кафедрах филфака МГУ также работают и защищаются как "свои" докторанты, так и приехавшие из других городов.
У вышеописанной системы есть как свои плюсы, так и минусы. Факультет МГУ действительно дает хорошее филологическое образование и предоставляет студентам и аспирантам определенный простор для научной деятельности. Система подготовки аспирантов обеспечивает факультет собственными кадрами. Филфак является центром не только педагогической и научной, но еще и издательской деятельности, поэтому поставляет большое количество научной и методической литературы на академический книжный рынок. Выпускники факультета с успехом работают за рубежом, в том числе и в учебных заведениях. Наконец, диплом филфака МГУ - это престижно, он позволяет выпускнику рассчитывать на достаточно хорошее рабочее место и, в перспективе, на относительно высокую зарплату.
Но при этом самое ценное, чем наделяет университет своих выпускников, - широкий гуманитарный кругозор, навыки научной работы, глубокие познания по поводу особенностей сонетной формы в творчестве Пушкина или умение отличить аорист от плюсквамперфекта - остается практически невостребованным на современном рынке труда, где в первую очередь ценится беглая английская речь. Кроме того, филфак хоть и существует в рамках университета, но не предоставляет своим студентам возможности приобрести по-настоящему универсальное образование. Любознательный студент может, конечно, посещать лекции и семинары не своего отделения, а то и факультета, в качестве вольнослушателя, но ему придется делать это за счет своего свободного времени, которого, если относиться к обязательному расписанию хоть сколько-нибудь серьезно, остается очень мало.
Да и сами учебные программы большинства отделений отнюдь не совершенны, поскольку нацеливают студента на достаточно узкую специализацию и практически не оставляют возможности "перестроиться" по ходу учебы. Учитывая, что многие абитуриенты подают документы на филфак больше по настоянию родителей, чем из-за осмысленного интереса к языку и литературе, нередки случаи, когда, проучившись год-два, студент понимает, что делать ему тут нечего. Но время упущено, бросать учебу часто бывает жалко или неудобно по различным причинам, и человек, в котором, возможно, как раз в это время умирает великий экономист или философ, вынужден разбираться в падежах и жанрах, мучая и себя, и преподавателей.
И все же к предлагаемым реформам университетского образования в России следовало бы относиться с осторожностью. При всем несовершенстве учебного процесса и структурного устройства отдельных факультетов, за 250 лет своего существования МГУ доказал свою состоятельность. Это налаженный и сложный механизм, консерватизм которого хоть и является фактором отчасти тормозящим, зато служит надежным заслоном от разного рода рискованных нововведений в ту же, например, учебную программу (вроде предложения преподавать историю по Новой хронологии Фоменко). Сломать этот механизм можно, но не потребуется ли еще 250 лет на то, чтобы отладить новый?
Поговорим немного о правах студента. Здесь каждый знает свои права и напоминает о них по необходимости. Как бы российские преподаватели протестовали, если бы на уроках студенты шуршали обёртками от шоколада, и не под партой, как это делается у нас, а прямо под носом учителя, пили бы кока-колу из жестяной банки, предварительно смачно щелкнув кольцом для открывания, или просто бы жевали жвачку? Здесь ни один преподаватель не посмеет запретить подобное - это будет нарушение прав студента, а у студента все права, так как он платит за учебу, а, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. А если какой-нибудь учитель из другой цивилизации, например, российской или чилийской, как в моём случае, воспротивится и попытается изменить правила, то он будет непонят и осужден студентами, которые в глаза ему скажут, что он не прав. А затем каждый семестр все преподаватели подвергаются процессу, который называется примерно "Оценка Учителя", когда в анкете особой формы вы можете писать, как говорится, всё, что вы думаете об этом преподавателе, и вам за это ничего не будет, а вот карьера вашего учителя может пострадать
Кризис высшего образования
Образование - автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. В этой области заняты одновременно около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным аспектам политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование - это одно из средств решения важнейших проблем не только общества, но и отдельных индивидов. В любом государстве характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.
Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качественного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.
Как говорилось в докладе ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании, политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, на защиту окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международных взаимоотношений и обогащение национальной культуры, не даст эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Без этого усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовых технологий, будут неэффективны. В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, все чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции - формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в странах (развитых и развивающихся, богатых и бедных, издавна славящихся своими учебными заведениями или с трудом создающих их сейчас), этот кризис проявляется в разных формах. В конце XX в. ситуация стала еще тревожнее. Констатация кризиса образования из научной литературы перешла в официальные государственные документы. Даже США, обеспокоенные слабой подготовкой учащихся в области науки и техники, определили ситуацию как "безумное образовательное разоружение". До недавнего времени кризис образования считался советскими специалистами исключительно зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается, однако кризисная ситуация не тождественна упадку. Российская система образования обладает рядом достоинств, выгодно отличающих ее от систем этой сферы США и Европы. В России кризис образования развернулся на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием общего кризиса нашего государства, всей его социально-экономической и общественно-политической системы.
За последние десять лет практически все развитые страны проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее. Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовало реформирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений идущей в России в конце XX - начале XXI в. реформы образования можно выделить: демократизацию системы обучения и воспитания; гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования; компьютеризацию; интернационализацию процесса образования. В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; право личности на свободное развитие; единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур; общедоступность образования; адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; светский характер образования в государственных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей - доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.
Заключение
Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход К 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения с мировой практикой системы образования.
Новой государственной социальной политикой становится политика субсидиарного государства. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования существует платное во всех звеньях - от детских садов и до университетов. Государство заботится о том, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оплата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов как госзаказ станут распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями как государственными, так и негосударственными. Привлечение инвестиций в сферу образования, инвестиции в человека становятся государственной политикой. Развивается нормативная правовая база в области образования: постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения обо всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования. Государственные социальные гарантии обучающимся в основном выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.
Список литературы
1. К проблеме оценки качества образования// Экономика в школе. 2003. № 2. - С. 46-50.
2. Философская машина экономики/ /Школьный экономический журнал 2002. № 3 - С. 31-37.
3. Россияне империи времени упадка// Моё отечество, 2001. № 3. - С. 29-40.
4. О методе описания динамики объектов институциональных структур и рассогласований, возникающих в процессах импорта и легализации институтов (на примере российской экономики 90-х годов). - М.:ГУ-ВШЭ, материалы научногосеминара кафедры экономической теории, 29 февраля 2000.
5. Система образования как объект соглашения//Высшее образование в Российской Федерации. 2000. №3. -С. 81-91.