СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
1.1. Сущность, цели и правила проведения налоговых проверок
1.1.1. Камеральная налоговая проверка
1.1.2. Выездная налоговая проверка
1.2. Нормативно-правовая база проведения налоговых проверок
1.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ
2.1. Методика проведения налоговых проверок
2.2. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам камеральной налоговой проверки
2.3. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам камеральной налоговой проверки
Дирекция информа-ционных банковских процессов
Департамент учета и отчетности ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
3.1. Совершенствование камеральных налоговых проверок
3.2. Совершенствование выездных налоговых проверок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономки. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.
Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития государства.
Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.
Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций и бухгалтеров, не стоить думать, что мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.
Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить.
Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.
Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими “ужасающими” и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.
Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.
Цель данного проекта - изучить сущность, задачи налоговых проверок, рассмотреть методику проведения налоговых проверок, а также меры по совершенствованию налоговых проверок.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность, цели и задачи налоговых проверок.
2. Рассмотреть и проанализировать методику проведения налоговых проверок.
3. Показать меры по совершенствованию проведения налоговых проверок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
1.1. Понятие, сущность и цели налоговых проверок
Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый в том числе и путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.
Налоговая проверка является формой контроля налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в целях принятия мер по предотвращению и устранению нарушений, взыскания недоимок по налогам, привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Существуют два вида проверок налогоплательщиков налоговыми органами - камеральная проверка и выездная.
Целью проведения налоговых проверок является установление своевременного и правомерного исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.
1.1.1. Камеральная налоговая проверка.
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверка является основной формой текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа (налоговыми инспекторами) в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Камеральным проверкам подвергается вся предоставляемая в налоговые органы налоговая отчетность, а периодичность их проведения определяется установленной законодательством периодичностью представления налоговой отчетности в налоговый орган.
Основными этапами камеральной проверки являются:
Ø проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
Ø визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
Ø проверка своевременности представления налоговой отчетности;
Ø проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
Ø проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
Ø проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы [11].
На данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающий в себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы; проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; полученным из других источников.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе на основании статей 87, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федераций истребовать у налогоплательщика (иного обязанного лица) дополнительные, сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. За непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике или отказ от представления документов по запросу налогового органа налогоплательщик (иное обязанное лицо) несет ответственность, предусмотренную статьями 126, 127 Налогового кодекса Российской Федерации.
Срок проведения камеральной проверки не может превышать трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов.
1.1.2. Выездная налоговая проверка.
Наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она выявляет наибольшее число налоговых правонарушений.
В то же время эта форма налогового контроля наиболее трудоемка, требует больших затрат рабочего времени сотрудников налоговых органов и высокого уровня их квалификации. В связи с этим проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов.
Основные задачи выездной налоговой проверки:
Ø всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования выводов о правильности исчисления и полноте и своевременности перечисления в бюджеты и внебюджетные фонды установленных налогов и сборов;
Ø выявление искажений и несоответствий в содержании исследуемых документов, фактов нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления отчетности и налоговых деклараций;
Ø анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов и сборов;
Ø формирование доказательной базы по фактам выявленных налоговых правонарушений и обеспечение документального отражения этих нарушений;
Ø доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы либо неправильного исчисления налогов, формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за выявленные налоговые правонарушения [11].
Цель выездной проверки - проверка соблюдения налогоплательщиком или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок” (в редакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).
Решение должно содержать:
Ø Наименование налогового органа;
Ø Номер решения и дату его вынесения;
Ø Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
Ø Идентификационный номер налогоплательщика;
Ø Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;
Ø Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);
Ø Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
Ø Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;
Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.
Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки [7].
1.2. Нормативно-правовая база проведения налоговых проверок
Проведение налоговых проверок регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
4. Инструкция "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесении решения по результатам рассмотрения ее материалов" N 52 от 31 марта 1999 года.
5. Федеральный закон от 8 июля 1999 года "Об административной ответственности юридических лиц (организации) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
6. Приказ МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок».
7. Регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства.
8. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями и дополнениями).
В соответствии со ст. 15 « Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ». Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
В соответствии со ст. 1 НКРФ «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах».
Налоговый кодекс РФ дает право налоговым органам проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Министерством финансов РФ и Министерством РФ по налогам и сборам утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
В 1997 году Государственная налоговая служба РФ приняла Регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства, в соответствии с которым стали проводиться камеральные проверки. В положениях Регламента впервые цели и задачи камеральной проверки, даны конкретные методические рекомендации по ее проведению.
1.3. Зарубежный опыт проведения налоговых проверок (на примере США)
Контроль за своевременностью и правильностью исчисления и уплаты налогов является одной из основных функции налогового ведомства любой страны.
Федеральная налоговая служба (ФНС) США построена по территориально-функциональному принципу. В ее составе находятся 10 центров обслуживания (service centers) и 33 окружных инспекции (district offices).
Аналог МНС России в Соединенных Штатах Америки — Служба внутренних доходов. Она является одной из самых могущественных государственных структур.
В арсенал налоговых инспекторов США входят различные методы контроля. Но прежде чем рассказать о них, отметим, что все эти методы подчиняются ряду общих правил.
Во-первых, налоговая проверка начинается с того, что налоговый инспектор направляет в адрес налогоплательщика решение о проверке. Если налогоплательщик не согласится с полученным решением, налоговый инспектор может инициировать проверку через суд.
Во-вторых, по законодательству США Служба внутренних доходов (далее — СВД) обязана строго соблюдать права и законные интересы налогоплательщиков. Это означает, например, что СВД не может проводить налоговую проверку налогоплательщика по непредусмотренным основаниям или с нарушением таких оснований.
В-третьих, в рамках проведения проверки налоговых деклараций СВД имеет право проверять документы бухгалтерского учета и принимать объяснения как самого налогоплательщика, так и третьих лиц. Если в рамках проводимой проверки налоговый инспектор принял решение проверить бухгалтерские документы третьих лиц, он должен сообщить об этом проверяемому налогоплательщику.
Виды проверок:
В США существует три вида налоговых проверок:
1) заочная (проводится путем направления документов в Контрольное управление СВД по почте);
2) камеральная (проводится по месту нахождения СВД);
3) выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика).
Выбор вида налоговой проверки зависит от комплекса и сложности поставленных вопросов. Как правило, камеральные налоговые проверки проводятся только в отношении налоговых деклараций и не затрагивают текущие вопросы осуществления налогоплательщиком своей деятельности.
Камеральные проверки проводятся в СВД налоговыми аудиторами. В инициативном письме, направляемом налогоплательщику, содержится просьба о встрече с налоговым аудитором в офисе СВД. Как правило, в таком письме указывается, какие конкретно документы должен представить налогоплательщик налоговому аудитору.
Выездные налоговые проверки предназначены для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц и проводятся в месте осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.
Время и место проведения налоговой проверки определяет СВД с учетом конкретных обстоятельств. Критерии обоснованности выбора места и времени для проведения собеседования с налогоплательщиком и проверки документов бухгалтерского учета и отчетности определены инструкциями СВД. В соответствии с этими инструкциями инспекторам рекомендовано назначать налоговые проверки на рабочие дни и в рабочее время. Важно, что при этом они не должны учитывать какие-либо особенности бизнеса налогоплательщика. Но во избежание сложностей СВД должна согласовывать с налогоплательщиком время проведения проверки.
Налоговый инспектор самостоятельно выбирает, какую именно налоговую проверку проводить — камеральную или выездную. При этом он руководствуется собственными представлениями, какой вид проверки наиболее эффективен и целесообразен.
По законодательству США при проведении налоговой проверки СВД практически ничем не ограничена в возможности истребовать у налогоплательщика различные документы и иные источники информации. Так, помимо бумажных носителей налоговый инспектор может оценивать и иные материальные носители информации (например, аудио- и видеозаписи и др.). На практике случается, что суды признают неправомерным истребование у налогоплательщика документов, которыми СВД уже обладала. Впрочем, существуют и прямо противоположные судебные случаи.
Что касается срока представления тех или иных документов для проверки, то с момента соответствующего запроса и до момента предоставления запрашиваемых документов должно пройти как минимум десять дней.
В соответствии с Налоговым кодексом США если гражданин, который вызван налоговым инспектором для дачи показаний, а также для предоставления каких-либо документов, отказывается явиться, то районный суд США может обязать его подчиниться требованиям инспектора. Кроме того, за отказ выполнить требования налогового инспектора суд может привлечь налогоплательщика как к гражданско-правовой, так и к уголовной ответственности.
Служба внутренних доходов США намерена увеличить число налоговых проверок налогоплательщиков с уровнем дохода более 100 тысяч долларов в год, а также налогоплательщиков, имеющих собственный бизнес (self-employed). Особое внимание будет уделено американским налогоплательщикам, совершающим финансовые операции за рубежом.
Как заявил глава Службы внутренних доходов США Марк Эверсон, ужесточение налоговых проверок необходимо, чтобы гарантировать, что налоговое бремя справедливо распределяется между группами налогоплательщиков с разным уровнем дохода. Аудиторы обещают принять меры против компаний и физических лиц, которые используют незаконные схемы налогового планирования и реализуют сложные финансовые операции с единственной целью ухода от налогов.
В период с 30 сентября 2004 года по 30 сентября 2005 года Служба внутренних доходов США проверила отчетность 1,2 миллиона индивидуальных налогоплательщиков по уплате подоходного налога. Количество проверок увеличилось на 20 процентов в сравнении с предыдущим годом. Вместе с тем статистика свидетельствует о том, что налогоплательщики с уровнем дохода более 100 тысяч долларов в год редко подвергаются проверкам. В 2005 финансовом году аудиторы проверили лишь 1,58 процента таких налогоплательщиков, в 2004 финансовом году - 1,25 процента [14].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РФ
2.1. Методика проведения налоговых проверок
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи [2].
К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:
Ø Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
Ø Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
Ø В том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки [11].
2.2. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам камеральной налоговой проверки
В 2003 году относительно к 2002 году суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней по текущей задолженности) увеличились в 1,6 раза и составили 67,4 млрд. рублей.
За 2003 год налоговыми органами с использованием информации, полученной от таможенных органов, а также в режиме координации контрольных мероприятий проведено 118,5 тыс. камеральных налоговых проверок организаций-участников внешнеэкономической деятельности, по результатам контрольных мероприятий доначислено порядка 19,5 млрд. рублей.
По результатам камеральных и выездных проверок в государственную казну за 2003 год дополнительно начислено платежей порядка 274,8 млрд. рублей, что на 54,3 млрд. рублей (или на 25%) больше, чем в 2002 году. Кроме того, по результатам проверок отказано в возмещении НДС по экспортным операциям и на внутреннем рынке на сумму 51,3 млрд. рублей.
Прирост сумм дополнительно начисленных платежей на 9,2 пункта опережает прирост налоговых поступлений (15,4%).
За I квартал 2004 года по результатам выездных и камеральных проверок налоговыми органами доначислено 115 млрд. рублей (по предварительным данным), проведено 62,5 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (здесь и далее приведены отчетные данные) и 23,2 тыс. проверок физических лиц. Сумма доначисленных платежей по результатам выездных проверок по сравнению с I кварталом 2003 года увеличилась на 24,8 млрд. рублей или в 2 раза и составила 48,9 млрд. рублей.
Отмечаются положительные сдвиги в организации и проведении камеральных проверок, которым отводится приоритетная роль в решении вопроса повышения эффективности налогового контроля. Так в 2003 году относительно к 2002 году суммы доначисленных платежей по камеральным проверкам (без учета пеней по текущей задолженности) увеличились в 1,6 раза и составили 67,4 млрд. рублей [15].
2.3. Анализ доначислений налоговых платежей по итогам выездной налоговой проверки
За истекший 2001 год налоговыми органами проведено 605 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций и 415 тыс. проверок физических лиц.
В результате контрольной работы, проведенной налоговыми органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими контролирующими и правоохранительными органами, в государственную казну дополнительно начислено налогов и пеней и предъявлено налоговых санкций на сумму 274 млрд. рублей, что составило 12% к общей сумме платежей, начисленных налогоплательщикам на основании налоговых деклараций и расчетов. Сумма дополнительно начисленных платежей увеличилась по сравнению 2000 годом на 25 млрд. рублей[14].
Существенно возросла результативность проверок: в расчете на одного работника налоговых органов, занимающего должность руководителя или специалиста, доначислено платежей на сумму 1865 тыс. рублей (что по сравнению с 2000 годом больше на 146 тыс. рублей или на 9 %), взыскано 406 тыс. рублей (что по сравнению с 2000 годом больше на 119 тыс. рублей или в 1,4 раза). Доначисления в расчете на одну выездную проверку налогоплательщика - организации возросли в 1,2 раза и составили 113 тыс. рублей, взыскания - в 1,4 раза и составили 43 тыс. рублей [15].
По результатам контрольной работы наиболее значительные доначисления и взыскания в консолидированный бюджет произведены налоговыми органами Красноярского края, Москвы и Санкт-Петербурга, Кемеровской, Самарской и Свердловской областей.
Значительные доначисления получены при проверках:
Ø крупнейших налогоплательщиков, представляющих ведущие отрасли экономики Российской Федерации (12 млрд. рублей),
Ø организаций, которые не представляют отчетность в налоговые органы или представляют "нулевую" отчетность (4,5 млрд. рублей);
Ø организаций, осуществляющих добычу, производство, использование и обращение драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (субъекты рынка драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе кредитных организаций (3,4 млрд. рублей);
Ø нефтяных компаний и организаций-экспортеров нефти и нефтепродуктов (3,3 млрд. рублей);
Ø организаций и физических лиц, занимающихся оптовой торговлей (3,3 млрд. рублей);
Ø организаций, осуществляющих лов, переработку, транспортировку и реализацию рыбы и морепродуктов, в том числе реализацию нерезидентам (2,7 млрд. рублей);
Ø строительных организаций (2,5 млрд. рублей);
Ø организаций и физических лиц, осуществляющих реализацию горюче-смазочных материалов (2,2 млрд. рублей);
Ø организаций агропромышленного комплекса (2,1 млрд. рублей);
Ø налоговых агентов по вопросу учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях (2,0 млрд. рублей) [15].
Помимо этого существенные нарушения выявлены по вопросам соблюдения валютного законодательства, доначислено штрафных санкций в размере 2,0 млрд. рублей.
По вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в сфере торговли и оказания услуг доначислено штрафных санкций на сумму 690 млн. рублей [15].
К нарушителям налоговой дисциплины принимаются предусмотренные действующим законодательством меры воздействия (налоговые санкции, административные штрафы, уголовная ответственность).
2004
2005
Количество выездных проверок организаций, тыс.
220
123,4
Сумма доначисленных неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, млрд. рублей
576,7
215,5
Сумма предъявленных налоговых санкций и начисленных пеней, млрд. рублей
523,4
175,7
Табл.1 Показатели контрольной работы налоговых органов за 2004 год и 2005 год
Всего ФНС России за 2005 год проведено 155 тысяч выездных налоговых проверок организаций, при этом по результатам 97% проведенных проверок выявлены нарушения.
По результатам выездных налоговых проверок за 2005 год налоговыми органами страны дополнительно начислено в бюджеты всех уровней 233 млрд.руб., из них по НДС – 95,2 млрд.руб., по налогу на прибыль – 69,8 млрд.руб., по ЕСН – 8,2 млрд.руб. [15].
ГЛАВА 3 МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОВЕРОК
3.1. Совершенствование камеральных налоговых проверок
Совершенствование камерального контроля - фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок.
Минфин предлагает внести изменение в налоговое законодательство в части совершенствования камеральных проверок, в первую очередь банков. Об этом сообщил источник в правительстве в преддверии заседания кабинета министров, на котором будут рассматриваться меры по совершенствованию налогового администрирования. Источник подчеркнул, что налоговые органы не могут выехать во все организации, которые надо проверить, и поэтому у налоговиков есть график невыездных проверок [13].
Проблема заключается в том, продолжил источник, что по результатам таких проверок «часто появляются вопросы, которые оспариваются». По словам источника, это связано с несовершенством налогового законодательства, а также с собственными трактовками отдельных положений и законов финансистами и бухгалтерами проверяемых предприятий и специалистами по исчислению налогов.
Минфин РФ предлагает в рамках совершенствования норм, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, в частности, конкретизировав вопросы, которые должны проверяться при проведении таких проверок.
Также предлагается установить порядок, в соответствии с которым при выявлении существенных изменений показателей в отчетности по сравнению с показателями отчетности предыдущих периодов налоговый орган вправе направить налогоплательщику уведомление с указанием выявленных фактов и требованием представить пояснения.
СХЕМА 1. «Новый порядок проведения камеральной проверки с 01.01.07 г.»
Помимо этого, предлагается определить конкретные случаи (возврат или возмещение ранее уплаченного налога, использование налоговой льготы или налогового вычета), когда могут быть истребованы дополнительные документы в ходе проведения камеральных проверок, а также исчерпывающий перечень таких документов [13].
Предусматривается исключение возможности повторного истребования документов, которые ранее уже представлялись в налоговые органы. Также предлагается увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных документов, возможность увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема истребованных документов.
3.2. Совершенствование выездных налоговых проверок
Минфин РФ предлагает установить предельный срок проведения выездной налоговой проверки в два месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, — пять месяцев. Об этом говорится в материалах Минфина РФ к заседанию коллегии ведомства, которое состоится во вторник.
При этом в предельный срок выездной налоговой проверки предлагается не включать время проведения экспертиз или встречных проверок, а также время представления налоговому органу истребованных документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки [14].
В целях дальнейшего совершенствования планирования и полготовки к выездных налоговых проверок необходимо проведение следующих мероприятий:
Ø разработка единого программного обеспечения, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков;
Ø внедрение качественно новых основ для проведения камеральной проверки, такие как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы, а также обеспечение приёма как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде. Все это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок и повысит их результативность;
Ø необходимы дальнейшие усилия в развитии межведомственного информационного взаимодействия налоговой службы с МВД России, таможенной службой, службой судебных приставов, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Если с 1 января 2007 года при проведении повторной выездной проверки будет обнаружен факт совершения налогоплательщиком правонарушения, которое не было выявлено в результате первоначальной проверки, налоговые санкции к налогоплательщику применяться не будут. Об этом Минфин России напоминает в письме от 07.11.2006 № 03-07/1-308.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе была раскрыта тема «Налоговые проверки организаций».
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
Ø Целью проведения налоговых проверок является установление своевременного и правомерного исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Ø Камеральная проверка является основной формой текущего контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджеты различного уровня.
Ø Наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она выявляет наибольшее число налоговых правонарушений.
Ø Проведение выездных налоговых проверок целесообразно в первую очередь в тех случаях, когда затраты на них многократно перекрываются суммами дополнительно начисленных в результате проверки налогов.
Ø За I квартал 2004 года по результатам выездных и камеральных проверок налоговыми органами доначислено 115 млрд. рублей (по предварительным данным), проведено 62,5 тыс. выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций (здесь и далее приведены отчетные данные) и 23,2 тыс. проверок физических лиц.
Ø По результатам выездных налоговых проверок за 2005 год налоговыми органами страны дополнительно начислено в бюджеты всех уровней 233 млрд.руб., из них по НДС – 95,2 млрд.руб., по налогу на прибыль – 69,8 млрд.руб., по ЕСН – 8,2 млрд.руб.
Ø Совершенствование камерального контроля - фактор повышения эффективности выездных налоговых проверок.
Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы государственного налогового контроля, представляющего собой систему организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации М., 1994.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. – М.,2006.
3. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с изменениями и дополнениями).
4. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.
5. Приказ МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок».
6. Регламент планирования и подготовки документальных проверок соблюдения налогового законодательства.
7. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К», 2005. – 314с.
8. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоги и налогообложение: Пособие для сдачи экзамена. – М: Юрайт-Издат., 2005. – 207с.
9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2006. – 384с.
10. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2005. – 256 с.
11. Организация и методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. Наук, проф. А.Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2005.
12. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Юрайт-Издат, 2005. – 720с.
13. Журнал « Российский налоговый курьер» http://www.rnk.ru
14. Журнал «Время Бухгалтера» № 42(96) 20 2006 www.v2b.ru
15. Федеральная налоговая служба – www.nalog.ru.
16. Федеральная служба государственной статистики – www.gks.ru.