СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1. Понятие налогового планирования
1.2. Классификация налогового планирования
1.3. Уровни налогового планирования
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЦИТАДЕЛЬ
2.1. Анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым предприятием
2.2. Анализ налогового поля ООО «Цитадель»
2.3. Анализ налоговой нагрузки на предприятие
2.4. Анализ эффективности учетной и налоговой политики
2.5. Расчет и анализ структуры налогов
2.6. Анализ налогового производства
2.7. Анализ финансовых результатов
2.8. Анализ экономико-финансового состояния предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поскольку налог - это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ’’ущерб", причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.
Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости" налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе*. Ст. 12 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривает, что "налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательными актами".
Уклониться от налогообложения можно как легальными методами (tax avoidance), так и при помощи незаконных операций (tax evasion).
Избежание налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.
Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.
Цель данной курсовой работы – изучение эффективности налогового планирования и состояния расчетов с бюджетом на примере ОАО «Цитадель».
Основные задачи курсовой работы:
- изучение теоретических аспектов налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта;
- анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым предприятием;
- анализ налоговой нагрузки;
- анализ эффективности учетной и налоговой политики;
- рассмотрение основных показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Методы исследования: логический, монографический, экономико-статистический, графический, табличный.
1. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА УРОВНЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1. Понятие налогового планирования
Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.
Под налоговым планированием понимаются способы выбора "оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в "налоговых воротах" и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров. [1]
Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их "компенсация" может повлечь за собой крупные финансовые потери.
Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.
Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.
Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.
НБ=НН/ОРП*100% НБ – налоговое бремя
НН – налоги начисленные за отчетный период
ОРП – объем реализованной продукции [2]
НБ/ВНП
Уровень налогового планирования
Необходимость НП
10-15% четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот уровень профессионального бухгалтера разовыми консультациями внешнего налогового консультанта минимальна, разовые мероприятия
20-40% налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора абонентское обслуживание в специализированной компании необходимо, регулярные мероприятия
45-60% важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами жизненно необходимо, ежедневные мероприятия
более 60% смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции
без комментариев
Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
Налоговая оптимизация - процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.
Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией.
Многие задают вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при которой они будут минимальны?
Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. Разработанные поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.
В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.
При резком изменении или значительном и постоянно несоответствии указанным параметрам Вы рискуете подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность организации или сделать ее практически невозможной.
Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.
Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.
Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, - только в конкретном случае после предварительной экспертизы.
Налоговое планирование на уровне предприятия - это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают. [3]
Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:
придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
свести к минимуму налоговые обязательства;
максимально увеличить прибыль;
разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
эффективно руководить денежными потоками;
избегать штрафных санкций.
Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.
Классификация видов налогового планирования
Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).
В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.
1.2. Классификация налогового планирования
В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:
текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы;
контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия;
текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений;
стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие.
В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:
использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции,
использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством,
использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования.
Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.[4]
И, наконец, в зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.
Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.
Организация налогового планирования
Существует мнение, что налоговое планирование и его объемы зависят от величины налогового давления (нагрузки) на предприятие.
Едва ли можно согласиться с такими утверждениями по нескольким причинам.
Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.
Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.
Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.
о касается крупных предпринимательских структур, то в их организационной структуре следует формировать специальные отделы налогового планирования.
В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить:
финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;
бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;
юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.
случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.
Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:
руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации
юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами
бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить
специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы (см. схему 1).[5]
Схема 1. Виды налогового планирования
1.3. Уровни налогового планирования
Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:
уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен. При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно выучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;
уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;
уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления (см. схему 2).[6]
Схема 2. Уровни налогового планирования
Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.[7]
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЦИТАДЕЛЬ».
2.1. Анализ налоговой базы по налогам, уплачиваемым предприятием
На первом этапе выполнения аналитической части работы рассмотрим коэффициенты прироста имущества, выручки и от реализации и прибыли предприятия за период 2003-2004 гг., являющихся налогооблагаемой базой для основных налогов предприятия: налога на имущество, НДС и налога на прибыль.
Данные отразим в таблице 1.
Проводя анализ полученных данных, можно отметить, что среднегодовая стоимость имущества за анализируемый период возросла и составила 20015 тыс.руб., коэффициент прироста составил 1,03, что можно интерпретировать как рост на 3 %.
Выручка от реализации продукции также имела тенденцию к росту и составила в 2004 г. 7 % от аналогичного показателя в 2003 г.
Прибыль, полученная предприятием в 2004 г., возросла в абсолютном выражении на 271 тыс.руб., что составляет 47 % от аналогичного показателя в предыдущем году, то есть можно высказать мнение о значительном росте налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
2.2. Анализ налогового поля ОАО «Цитадель»
Для того, чтобы проанализировать налоговое поле предприятия, составим таблицу 2, в которой отразим такие данные по налогам как:
- нормативная база;
- ставка;
- сроки уплаты.
Отметим, что составляемое нами налоговое поле включает налоги, уплачиваемые предприятием ООО «Цитадель» в 2004 г.
Отметим, что налоговое поле предприятия не является постоянным. Ввиду постоянных изменений в части налогового законодательства могут происходить значительные изменения в части исчисления и уплаты налога.
Так, например, на следующий налоговый периоде намечаются изменения следующего плана:
- понижение ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 18 %;
- повышение ставки налога на имущество предприятий с 2 до 2,2 %.
2.3. Анализ налоговой нагрузки на предприятие
Одним из показателем эффективной работы предприятия, и в том числе оптимизации налогов, является размер налоговой нагрузки на предприятие.
Для определения уровня совокупной налоговой нагрузки нам необходимо рассчитать отношение суммы всех налогов, уплаченных предприятием, к общей сумме доходов, полученной предприятием.
Данные отразим в таблице 3.
При анализе данной таблицы следует учесть, что как правило, размер налоговой нагрузки на российские предприятия и организации( за исключением мелкого предпринимательства) значительно выше оптимального значения и составляет 35-40 %, в то время как оптимальный размер – не более 25 %. Поэтому важность расчета и анализа данного показателя для ООО «Цитадель» не вызывает сомнений.
Отметим, что такой показатель как общая величина доходов предприятия мы определяли как сумму выручки от реализации с учетом НДС и прочих налогов, а также прочих доходов, учтенных на бухгалтерском счете «Прибыли и убытки».
Анализируя представленные в таблице 3 данные, следует отметить что за анализируемый период уровень налоговой нагрузки на наше предприятие имел тенденцию к росту и составил в 2004 г. 26,2 %, что на 0,7 % больше аналогичного показателя в 2003 г.
Отметим также, что исчисленный показатель налоговой нагрузки превышает предельный уровень (25 %), то есть с можно сделать вывод, что предприятие нуждается в мерах по налоговой оптимизации и необходимые регулярные, своевременные мероприятия в части налогового планирования.
Данные таблицы 3 позволяют оценить влияние общей величины доходов предприятия и суммы налоговых платежей на уровень совокупной налоговой нагрузки. Так, учитывая, что темп роста доходов составил 108,3 %, а темп роста налоговых платежей – 113,5 %, можно сделать вывод о том, что причиной уменьшения налоговой нагрузки стал менее быстрый рост общих доходов предприятия в сравнении с резким ростом размера налоговых платежей.
В таблице 4 конкретизируем показатели налоговой нагрузки и проведем их анализ.
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что практически все показатели налоговой нагрузки имели тенденцию к росту, за исключением налоговой нагрузки на чистую прибыль(снижение на 0,7 тыс.руб.) и налоговой нагрузки на финансовый ресурсы (снижение на 0,5 %), а это достаточно важные и существенные показатели. Интерпретируя их, можно отметить, что рост налоговой нагрузки был менее значительным, чем рост чистой прибыли и финансовых ресурсов предприятия.
Что касается сравнительного анализа динамики показателей, то можно сделать вывод о том, что наиболее значительно возросла налоговая нагрузка на по отношению к реализации – рост на 2,5 %.
2.4. Анализ эффективности учетной и налоговой политики
Далее перейдем к изучению влияния учетной и налоговой политики предприятия на размер налоговых платежей.
Определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики является одним из условий эффективного налогового производства.
В ООО «Цитадель» учетной политикой установлен наиболее распространенный на сегодняшний день среди предприятий метод определения выручки от реализации в целях налогообложения – кассовый метод (по мере поступления выручки на счета денежных средств).
Приведем пример расчета влияния выбранного метода на сумму НДС:
Н = (РП – РПа) * Нс
где РП – выручка от реализации без НДС (кассовый метод);
РПа – выручка от реализации без НДС (метод по отгрузке)
Нс – ставка НДС (20 %)
Н = (7482– 7100) * 20 % = 76,4 тыс.руб (по данным 2004 г.).
Отсюда можно сделать вывод о том, что применяемый метод увеличивает объем уплачиваемого НДС на 76,4 тыс.руб. в год (при расчете на месяц получаем 6,4 тыс.руб.), но тем не менее мы не считаем целесообразным рекомендовать предприятию переходить на «метод по отгрузке», так как он менее «надежен», чем кассовый.
В качестве одной из мер по уменьшению влияния принятой учетной политики на сумму уплачиваемых налогов, можно порекомендовать ООО «Цитадель» заключать договора с оговоренным сроком оплаты отгруженной продукции (желательно день отгрузки). Данная мера позволит также увеличить объем оборотных активов и увеличить их ликвидность.
2.5. Расчет и анализ структуры налогов
Далее перейдем к рассмотрению структуры налоговых платежей, уплачиваемых предприятием.
Для оценки структуры налоговых платежей рассмотрим таблицу 5.
Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно сделать вывод о том, что на протяжении последних двух лет в ООО «Цитадель» наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей приходился на НДС (более 39,1 % в 2004 г.).
Отметим, что сложившаяся в ООО «Цитадель» структура налоговых платежей является типичной для российских предприятий, высокий удельный вес налога на добавленную стоимость – не редкость.
Следует обратить внимание, что достаточно большой удельный вес в структуре налоговых платежей занимает налог на доходы физических лиц – более 16,6 % в 2004 г. и единого социального налога – более 22 % в отчетном периоде (отметим, что предприятие выступает налоговым агентом при перечислении данных видов налогов) . Процент данных налогов достаточно велик ввиду достаточно высокой численности персонала предприятия (87 чел.).
Анализируя изменение структуры налоговых платежей в динамике за последние три года, можно отметить увеличение удельного веса налога на прибыль с 7,5 до 9,8 %%, налога на имущество – с 6 до 6,2 %%, налога на доходы физических лиц – с 15,8 до 16,6 %% и уменьшение удельного веса НДС с 42 до 39,1 %, транспортного налога – с 7 до 5,9 %.
Если анализировать структуру налоговых платежей в целом, то можно отметить, что она не претерпела значительных изменений.
2.6. Анализ налогового производства
Для того, чтобы изучить, насколько эффективна в анализируемом предприятии система налогового производства, рассмотрим данные, представленные в таблице 6 по налогу на добавленную стоимость.
Отметим, что задолженностей по уплате прочих видов налогов предприятие не имеет.
Анализируя данные, представленные в таблице 6, можно сделать вывод о том, что удельный вес недоимок в сумме налоговых платежей по НДС довольно значителен и колеблется в пределах 9– 13,8 % за анализируемый период. Отметим, что в динамике удельный вес недоимки снизился на 4,8 %, что весьма существенно.
Что касается изменений сумм задолженности за период 2003-2004 гг., можно сделать вывод об их снижении со 106 тыс.руб. до 76 тыс.руб.
В качестве основных мероприятий по своевременной уплате налогов в бюджет, можно порекомендовать предприятию:
- внимательно изучить сроки уплаты НДС в бюджет и составить график уплаты;
- иметь резерв денежных средств для уплаты налогов;
- приобрести справочно-информационную систему типа «Гарант», «Консультант- Плюс», чтобы быть в курсе последних изменений и нововведений налогового законодательства.
2.7. Анализ финансовых результатов
Далее рассмотрим Отчет о прибылях и убытках.
Для того, чтобы проанализировать Форму - 2, произведем расчет таблицы 7.
Анализ данной таблицы позволяет сделать вывод о том, что удельный вес себестоимости продукции в общей сумме выручки от реализации колеблется в пределах 90 -92 %%. За анализируемый период удельный вес себестоимости снизился на 2 %,что следует отметить как положительный момент в деятельности предприятия, так как свидетельствует о снижении затрат на производство продукции, о повышении эффективности производства.
Размер валовой прибыли в структуре выручки составляет по данным 2004 г. 10 %, что довольно существенно. Что же касается его динамики, то мы наблюдаем увеличение удельного веса валовой прибыли за анализируемый период на 2 %, а в абсолютном выражении это составляет 189 тыс.руб.
Удельный вес коммерческих расходов к общему объему выручки составил 1,14 %, а управленческих – 0,72 % по данным 2004 г.
Что касается удельного веса чистой прибыли, то можно отметить, что на ее долю в структуре выручки приходится 8,6 % в 2004 г., что на 2,3 % больше аналогичного показателя в 2003 г., следовательно рост размера чистой прибыли можно считать незначительным.
Рост размера чистой прибыли свидетельствует о том, что предприятие стало более эффективно использовать имеющиеся у него ресурсы.
2.8. Анализ экономико-финансового состояния предприятия
Для того, чтобы провести экспресс- анализ деятельности предприятия за 2003-2004 гг. рассчитаем таблицу 8.
Данная таблица содержит комплекс показателей, позволяющих сделать вывод об эффективности работы предприятия, его финансовом состоянии и динамичности развития.
При проведении анализа расчетной таблицы 8, можно отметить следующие моменты.
Оценка имущественного потенциала показала увеличение суммы хозяйственных средств, находящихся в обращении на 6208 тыс.руб. или на 36,7 %. Стоимость основных средств также увеличилась и составила 11220 тыс. руб. в 2004 г., что на 2,9 % больше аналогичного показателя в предыдущем отчетном периоде.
Как положительный момент в деятельности предприятия, следует отметить снижение коэффициента износа основных средств на 0,02.
Как еще одну положительную тенденцию можно выделить снижение коэффициента соотношения заемных и собственных средств на 1 %, что свидетельствует о повышении финансовой устойчивости предприятия.
Рост коэффициента текущей ликвидности за 2003-2004 гг. на 0,1 показал, что предприятие улучшило эффективность использования наиболее ликвидных активов (денежные средства).
Оценка финансового положения ООО «Цитадель» позволила выявить рост недостатка собственных оборотных средств на 855 тыс.руб. и рост прибыли на 151 тыс.руб. или на 34,5 %.
Оценка динамичности ООО «Цитадель» показала увеличение темпов роста выручки от реализации на 0,2 % и увеличение темпов роста прибыли на 0,2 %.
Оценка эффективности использования экономического потенциала выявила увеличение рентабельности продаж на 2,1 % и увеличение рентабельности капитала на 2,1 %.
В целом же можно сделать вывод о том, что за анализируемый период предприятие значительно улучшило результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, несмотря на выявленный рост сумм уплачиваемых налогов и в целом налоговой нагрузки на предприятие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ эффективности налогового планирования и состояния расчетов с бюджетом на примере ООО «Цитадель» позволил выявить следующие тенденции в части организации налогообложения на предприятии:
- Анализ налогооблагаемой базы показал рост среднегодовой стоимости имущества, выручки от реализации, а также прибыли до налогообложения;
- За 2003-2004 гг. уровень совокупной налоговой нагрузки на предприятие увеличился и составил 26,2 %, что превышает критический порог на 1,2 % и свидетельствует о необходимости внедрения мероприятий по совершенствованию системы налогообложения;
- В структуре налоговых платежей около 40 % приходится на НДС, что свидетельствует о значимости этого налога для предприятия, значителен также удельный вес налога на доходы физических лиц и единого социального налога, налога на прибыль;
- Изучение задолженности по налогам выявило высокий удельный вес недоимки в общей сумме поступлений по налогу на добавленную стоимость (9 % в 2004 г.);
- Экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности показал улучшение финансовых результатов, снижение затрат на 1 рубль реализации и увеличение рентабельности и темпов роста прибыли.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что система налогообложения на данном предприятии действует достаточно эффективно, но в качестве мер по оптимизации налогообложения, на наш взгляд, следует порекомендовать такие как: обзор нормативно-правовой базы и комментариев специалистов по налоговой тематике (в том числе по СМИ); составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок; составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки. при принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно изучать законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами рациональное использование существующих налоговых льгот по каждому из уплачиваемых налогов; контроль со стороны руководства за своевременной сдачей отчетности по налогам и платежам; разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками; более эффективно использовать налоговые льготы - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции; анализировать финансовое состояние предприятия.
В итоге следует отметить , что только комплексное и грамотное использование указанных мероприятий позволит достичь эффективности от их применения, снизить налоговую нагрузку и улучшить финансовые результаты.
Список использованной литературы:
1. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. - № 1. – 2005
2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2003
3. Болдырев М. О современных методах финансового анализа// Бизнес и банки. - 2005. – №6. – стр. 35-41
4. Большой экономический словарь./ Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Фонд "Правовая культура", 2005. - 528 с.
5. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т1. – Киев: Ника-Центр, 2005
6. Горский И.В. Налоговая политика и экономический рост - Финансы - №1, 2004 - С. 22-26
7. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики - Аудитор - № 9, 2003 - С. 3-7
8. Лаптев И.И., Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы общества - Налоговый вестник - № 3. – 2003
9. Налоговая реформа и направления налоговой политики - ЭКО - № 1, 2003 - С. 115-119
10. Налоговая оптимизация // Налоги и финансовое право. - № 12. – 2004 г. – стр. 73-80, стр. 132-134
11. Налоги: Учебное пособие/Под ред. Д, Г, Черника. М.: Финансы и статистика, 1995
12. Налоговый Кодекс Российской Федерации (в 2-х частях) – М.: «ТД ЭЛИТ – 2000», 2003
13. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Официальный текст по состоянию на 15 февраля 2001 года. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2001
14. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998
15. Свитуньков С.Г. Налоговая система России. Учебное пособие, Ульяновск : ФМГУ ,2004
16. Юткина Т. Налоговое право, налоговая политика России и управление налогообложением - Аудитор - № 1, 2004 - С. 36-44
17. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение - М: Инфра-М, 2002
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ОАО «Цитадель»
_Шмакова Л.И.
П Р И К А З
О Б У Ч Е Т Н О Й П О Л И Т И К Е № 0 8
Приказываю:
I. Начисление амортизации по основным средствам производить по законодательно установленным нормативам:
— линейный способ: применяется норма амортизации =1/n * 100 %, где n — срок полезного использования амортизируемого имущества, в месяцах
- сумма амортизации за 1 месяц в дальнейшем определяется как сумма оставшейся амортизации/число оставшихся месяцев.
II. Оценку материальных ресурсов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве производить по средней себестоимости
III. Создавать резервы:
а) на оплату отпусков;
б) за выслугу лет;
IV. Включать затраты на ремонт основных средств в себестоимость отчетного периода
V. Группировку затрат проводить на условно постоянные и условно переменные; формировать сокращенную себестоимости товаров, работ, услуг с использованием способа Direct Сosting
VI. В качестве метода определения выручки от реализации продукции, работ, услуг применять кассовый метод (по оплате)
VII. Организация бухгалтерского учета осуществляется самостоятельно бухгалтерией VIII. Установить, что бухгалтерская отчетность предприятия, отражающая нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия и результаты хозяйственной деятельности за отчетный период включая имущество производств и хозяйств, филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, составляется бухгалтерией. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно.
Генеральный директор _Шмакова Л.И.
05. 02.2005 г.
[1] Налоговая реформа и направления налоговой политики - ЭКО - № 1, 2003 - С. 115-119
[2] Налоговая оптимизация // Налоги и финансовое право. - № 12. – 2004 г. – стр. 73-80, стр. 132-134
[3] Налоговая реформа и направления налоговой политики - ЭКО - № 1, 2003 - С. 115-119
[4] Налоговая оптимизация // Налоги и финансовое право. - № 12. – 2004 г. – стр. 73-80, стр. 132-134
[5] Лаптев И.И., Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы общества - Налоговый вестник - № 3. – 2003
[6] Налоговая оптимизация // Налоги и финансовое право. - № 12. – 2004 г. – стр. 73-80, стр. 132-134
[7] Лаптев И.И., Кузнецов Л.Д. Налоговая политика и интересы общества - Налоговый вестник - № 3. – 2003