План реферата
I. Вводная часть
II. Основная часть
II.1.Детство. Продолжатель дела отца
II.2.Начало создания коллекции живописи
II.3.Благотворительная деятельность
II.4.Передача галереи Москве
II.5.Декрет о национализации
II.6.Великая Отечественная война в истории галереи
II.7.Современная Третьяковка
III. Заключение
Вводная часть
Искусство занимает важную роль в жизни человека. Живопись и скульптура, музыка и архитектура, театр и кино окружают нас, неся "разумное, доброе, вечное", делая нашу жизнь духовной и нравственной.
Живопись - одна из ярчайших граней искусства. Миллионы полотен находятся в стенах музеев и выставочных залов, являются украшением частных коллекций мира. Веками формировались художественные фонды, по крупицам собиралось все то, что сегодня принадлежит всему человечеству.
Но кто создавал художественные галереи ? Кто коллекционировал полотна ? На чьи средства приобретались шедевры живописи ? История сохранила для нас имена тысяч людей, чья жизнь прошла рядом с такими понятиями, как меценатство, благотворительность, бескорыстие. Одним из таких людей был наш соотечественник Павел Михайлович Третьяков.
Кем он был, меценат и коллекционер, почетный гражданин Москвы, человек, достойный всяческого уважения ? В наше время, когда о благотворительности частенько стали подзабывать, этот вопрос выглядит особенно актуально.
Жизнь и деятельность Павла Михайловича Третьякова и нашла свое отражение в настоящем реферате. Краткое биографическое описание позволяет узнать о времени, в которое он жил. Показано, как братья Третьяковы начали заниматься благотворительностью и какие их деяния были особенно успешны. Отдельное место занимает история создания художественной галереи, названной позднее Третьяковской. В конце реферата рассказано о том наследии, которое осталось после смерти Павла Михайловича Третьякова.
При написании реферата использовалась художественная и
научная литература. Особое внимание уделялось произведениям, в которых приведены воспоминания современников Павла Михайловича и историков, исследователей его жизни. Книги энциклопедической направленности позволили подчеркнуть сведения справочного характера.
II. Основная часть
Третьяков Павел Михайлович (1832 - 1898) - предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель. Потомственный почетный гражданин (1856), коммерции советник (1880), почетный гражданин г.Москвы (1897). Член московского отделения Совета торговли и мануфактур (1868-1889). Действительный член петербургской Академии Художеств (1893). Член Русского музыкального общества (1860-1898), член совета Московского художественного общества (1872-1894).
II.1. Детство. Продолжатель дела отца.
Третьяковы происходили из старого, но небогатого купеческого рода. Родоначальник купцов Третьяковых - Елисей Мартынович (прадед Павла Михайловича) - прибыл в Москву в 1774 году семидесятилетним стариком из города Малый Ярославец. В Малоярославце купеческий род Третьяковых существовал еще с 1646 года. Дед - Захар Елисеевич - был московским купцом 3-й гильдии. В 1828 году он устроил в Москве заведение по окраске и крахмалению холста и парусины. Отец - Михаил Захарович (1801-1850), московский купец 2-й гильдии, - вел торговлю полотном из собственных лавок, в 1846 году купил и в 1847 перестроил "торговые, всенародные, дворянские и семейные мужские и женские бани" в Якиманской части Москвы.
Образ жизни всех Третьяковых был самый патриархальный, интересы редко выходили дальше лавки, дома и церкви. Детей воспитывали в строгости, траты на "пустяки" не допускались. Но вот чтение книг всячески поощрялось.
Третьяков получил хорошее домашнее образование. Учителя ходили на дом, и Михаил Захарович сам следил за обучением. С четырнадцати лет Павел вместе с братом Сергеем приобщался к семейному делу в лавках Старых торговых рядов между Варваркой и Ильинкой: торговали Третьяковы льняным полотном.
В 1-й половине 1850-хх гг. братья унаследовали дело отца и стали развивать операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. Им принадлежала известнейшая Новая Костромская мануфактура льняных изделий. Они были льнянщики, а лен в России всегда почитался коренным русским товаром. Расширяя дело отца, они построили бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тысяч человек. Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно, но все-таки эта семья никогда не считалась одной из самых богатых. В дальнейшем успешное ведение дел позволило Третьяковым тратить немалые средства на благотворительные цели, а также собирание художественных коллекций. При создании своей знаменитой галереи Павел Михайлович тратил огромные, в особенности по тому времени, деньги, может быть, несколько в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.
Оба брата усердно занимались своими промышленными делами, но это не мешало им уделять немало времени и иной деятельности: оба они широко занимались благотворительностью, в частности в 1860 году ими было создано весьма ценное в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых на Донской улице. Попечительство над училищем продолжалось в течение всей жизни Павла Михайловича ( Сергей Михайлович умер раньше, в 1892 году ) и после его смерти.
II.2. Начало создания коллекции живописи.
Молодой Павел Третьяков очень любил театр, музыку, библиотеки. Поездка в 1852 году в Петербург на всю жизнь оставила в нем неизгладимое впечатление. Он впервые побывал в Эрмитаже и просто влюбился в живопись. Увлеченный искусством, Третьяков в 1854 году начал собирать художественную коллекцию национальной русской живописи. Первые его приобретения - десять полотен старых голландских мастеров - куплены на "развалах" у Сухаревой башни. Но, не имея на первых порах опыта и разносторонних знаний в области искусства и руководствуясь глубоким патриотическим чувством, Третьяков решил сосредоточиться на собирании работ современных ему русских художников. Известно, что никакого специального художественного образования Павел Михайлович не имел. Тем не менее, раньше других он распознавал талантливых художников. Более того, у того или иного мастера он, как правило, приобретал наиболее значительные работы. Годом зарождения его галереи принято считать 1856 год, когда были приобретены картины "Искушение" Н.Г.Шильдера и "Финляндские контрабандисты" В.Г.Худякова. Затем последовала покупка работ И.П.Трутнева, А.К.Саврасова, К.А.Трутовского, Ф.А.Бруни, Л.Ф.Лагорио, блистательного портрета итальянского археолога М.Ланчи кисти К.Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная, не расчитанная на рекламу и восхваления. Можно сказать, что уже с самого начала коллекционирования Третьяков имел ясное представление о цели своего труда.
Павел Михайлович Третьяков не преследовал никаких корыстных целей. Им овладела идея создать музей национальной живописи. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие".
Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто, произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина, ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство. Это было время сложения демократического искусства, время зарождения новой школы русской живописи. Принципы, которыми руководствовался Третьяков в своей деятельности, находились в связи с общим подъемом народно-освободительного движения в России, и поэтому галерея сыграла такую выдающуюся организующую роль в развитии русского искусства.
В деятельности Третьякова-коллекционера прослеживается внимание прежде всего к творчеству современных ему художников реалистического направления середины и второй половины XIX века - передвижников, представителей демократического крыла отечественной школы, что определило своеобразие собрания галереи, влияние этого собрания на развитие реалистического искусства, его прогрессивное, революционизирующее общественно-воспитательное воздействие. Тонкий ценитель искусства, Третьяков сосредоточивал в галерее лучшие картины. Он покупал даже произведения, которые были запрещены царскими властями для публичного обозрения ("Сельский крестный ход на пасхе" Перова и другие). Приобретения Павел Михайлович делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупал целые собрания: в 1874 г. приобрел туркестанскую серию В.В.Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 г. - его же индийскую серию (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов А.А.Иванова. В 1885 г. Третьяков купил 102 этюда В.Д.Поленова, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В.М.Васнецова Павел Михайлович приобрел собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями в киевском Владимирском соборе. Наиболее полно и лучшими работами оказались представлены в его собрании В.Г.Перов, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков, И.И.Левитан, В.А.Серов. Попутно шло пополнение галереи произведениями художников XVIII - первой половины XIX столетия и памятниками древне-русской живописи. Этот героический период русского искусства можно понять, прочувствовать и изучить в Москве, в "Третьяковке" так, как нигде больше.
У Третьякова был безошибочный вкус. Он не боялся покупать произведения молодых, еще неизвестных художников. Об особенностях собирательства Павла Михайловича свидетельствует и тот факт, что многие работы для галереи были выполнены по его собственному заказу. И ни тогда, ни сегодня эти работы не смогли разочаровать самых требовательных ценителей отечественного искусства ни своей проблематикой, ни художественными достоинствами.
Известный русский искуствовед В.В.Стасов характеризовал Третьякова как настоящего, глубокого и тонкого знатока живописи. Павел Михайлович пересмотрел почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться более всего о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она - не случайное собрание картин, она - результат знания, соображений, строгого взвешивания и глубокой любви к делу.
Все художники, молодые и уже знаменитые, мечтали, чтобы их картина висела в Третьяковской галерее, потому что уже сам факт покупки картины Павлом Михайловичем Третьяковым был актом общественного признания таланта художника. Так один удивительный человек смог повлиять на все русское живописное искусство и стать выразителем общественного мнения России.
II.3. Благотворительная деятельность.
Павел Михайлович Третьяков активно участвовал в благотворительной деятельности. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, с 1869 года состоял членом совета Московского попечительства о бедных. Был также членом советов Московского коммерческого и Александровского коммерческого училищ. Половину своих средств завещал на благотворительные цели: на устройство приюта для вдов, малолетних детей и незамужних дочерей умерших художников ( построен в 1909-1912 годах арх. Н.С.Курдюковым в Лаврушинском пер., д.3 ), для раздачи рабочим и служащим своих предприятий, а также на финансирование галереи. Принимал участие во всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой (1877 - 1878 г.г.) войн. Стипендии П.М.Третьякова были установлены в коммерческих училищах - Московском и Александровском. В 1871 году по инициативе Павла и Сергея Третьяковых был проложен проезд между Никольской ул. и Театральным пр. на месте существовавшего ранее, но застроенного в XVIII веке проезда. На участке, приобретенном Третьяковыми специально для устройства проезда, архитектор А.С.Каминский в 1870-1871 годах возвел два здания с проездными арками, обращенными на Никольскую улицу и на Театральный проезд; фасад здания со стороны Театрального проезда был встроен в Китайгородскую стену рядом с башней (1534-1538 г.г.) и решен в романтическо-средневековом духе. Внутри проезда находились магазины. Подобное градостроительное решение уникально для Москвы. Новый проезд получил название Третьяковского проезда.
В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф.Васильеву и столь многим другим, что их даже трудно перечислить, помогал им во всех затруднительных жизненных ситуациях: Худякову, когда тот переезжал в Петербург, Трутовскому, когда его постигло личное горе - умерли жена и ребенок, М.К.Клодту, когда должны были продать его имение с аукциона; кроме того П.М.Третьяков опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов и сирот неимущих художников. В то же время, покупая картины, он называл весьма умеренные цены, терпеливо торговался с авторами, иногда отказывался от слишком дорогих произведений, которые очень хотел приобрести, - берег деньги все для той же цели: собрать как можно больше произведений, представить русскую школу не только в лучших ее проявлениях, но и со всей возможной полнотой. Чуткость к искусству, всегдашняя искренность, готовность оказать материальную и нравственную поддержку, а главное, одушевлявшая Третьякова высокая цель снискали ему глубокое уважение и любовь художников. Все самое честное и передовое в искусстве того времени тянулось к Третьякову, помогало ему. Некий молчаливый уговор художников о предоставлении права первого выбора Третьякову ставил его вне конкуренции с другими коллекционерами. Многолетние дружеские связи соединяли его с Крамским, Репиным, Перовым, Стасовым, Ярошенко, Максимовым, Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими. Сам же Павел Михайлович был необычайно скромен. Когда в Москве был создан Первый съезд художников, названный в честь заслуг собирателя именем Третьякова, Павел Михайлович просто сбежал из Москвы, чтобы только избежать этого чествования.
Близко общаясь со многими художниками, известными композиторами, артистами, учеными, писателями Третьяков задумал создать "Русский пантеон" - портретную галерею своих великих соотечественников, современников, сохранить их живые образы для будущих поколений. Отныне Павел Михайлович начал разыскивать и заказывать портреты по составленному списку. Он выкупал у наследников уже имеющиеся портреты именитых людей, а также заказал ряд портретов В.Г.Перову, И.Н.Крамскому, И.Е.Репину, Н.Н.Ге и другим мастерам портретной живописи. По выражению И.Е.Репина " . Обширная галерея портретов и автопортретов сохранила для потомков образы лиц, дорогих нации, лучших ее сынов ." ( Л.Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других ).
Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А.Иванова к картине "Явление Христа народу", собрания коллекционера Ф.И.Прянишникова, таких капитальных произведений, как "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" Сурикова, "Крестный ход в Курской губернии" и "Протодьякон" Репина и др. На рубеже 1870 - 1780 годов Третьяков стал коллекционировать и рисунки (к 1893 году в его коллекции был 471 рисунок); с 1890-х годов формировал собрание икон. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы. При его жизни в экспозицию они не включались, а находились в кабинете владельца. Собирал Третьяков и скульптуру, однако эта часть коллекции была небольшой - 9 скульптур к 1893 году.
С 1851 года вместе с братом Сергеем Павел Михайлович жил в небольшом двухэтажном доме, расположенном в Лаврушинском переулке. Сергей Михайлович тоже был коллекционером, но собирал картины западноевропейских художников. Дом, где было положено начало галерее, постепенно разрастался и перестраивался. Быстрое пополнение коллекции побудило владельца задуматься о сооружении специального музейного здания. Архитектор А.С.Каминский несколько раз перестраивал дом братьев Третьяковых, приспосабливая его для размещения коллекций. В 1872 - 1874 годах к дому была добавлена первая пристройка, а в дальнейшем, по мере увеличения коллекции, Павел Михайлович трижды расширял свою галерею. Так, в старом замоскворецком переулке выросло одно из первых в России специализированных зданий для размещения художественного собрания. Главный фасад галереи в неорусском стиле был построен уже после смерти Третьякова, в 1900 - 1905 годах по эскизу В.М.Васнецова. В 1936 году была возведена 8-зальная пристройка в формах "неорусского стиля" ( арх. А.В.Щусев ).
Оценивая деятельность Третьякова, В.В.Стасов писал: "Чего не делают больше общественные учреждения, - то поднял на плечи частный человек и выполняет со страстью, с жаром, с увлечением . Сверх того, никто столько не хлопотал и не заботился о личности и нуждах русских художников ."
II.4. Передача галереи Москве.
Давно мечтавший о превращении личной коллекции в общенациональное достояние, Третьяков в августе 1892 года подал в Московскую городскую Думу предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. В его заявлении говорится: " .Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской Думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями".
Среди условий дарения Павел Михайлович Третьяков поставил всего несколько : он пожизненно остается попечителем галереи и продолжит пополнение собрания картин, а галерея должна быть "открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими".
При передаче галереи городу в 1892 году коллекция, включавшая 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров, была оценена в 1.5 миллиона рублей. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства его умершего брата - Сергея Михайловича ( в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства, сейчас они находятся в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина ). Общий размер пожертвования достигал 2 миллионов рублей.
Дар братьев Третьяковых родному городу явился событием огромной важности и для Москвы, и для культурной жизни всей страны. Современники по достоинству оценили его, откликнувшись множеством приветствий создателю музея. К открытию галереи был приурочен 1-й Всероссийский съезд художников. Передвижники, творческие искания которых Третьяков самоотверженно поддерживал многие годы, писали в адресе собирателю: "Весть о Вашем пожертвовании давно уже облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление значительности принесенных Вами на его пользу усилий и жертв".
С 1881 года галерея стала общедоступной. К 1885 году в ней побывало около 30 тысяч человек. А уже в 1890-х годах галерею посещали до 150 тысяч человек ежегодно.
15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея. Новый очаг культурной жизни получил наименование "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".
Газета "Новости" писала тогда : "Говорят, будто по покупной цене картин Третьяковская галерея стоит 1.5 миллиона рублей. Подите-ка, купите ее теперь по этой цене ! Ей, милостивые государи, нет теперь цены ! Она является беспримерным и бесценным художественным собранием."
В том же 1893 году Павел Михайлович отказался от дворянства, которое хотел даровать царь после передачи галереи Москве. "Я купцом родился, купцом и умру", - ответил Третьяков явившемуся его обрадовать чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью, - Почетный гражданин города Москвы.
Третьяков продолжал пополнять собрание, например, в 1894 году он передал галерее 30 картин, 12 рисунков и мраморную статую "Христианская мученица" работы М.М.Антокольского; занимался изучением коллекции, с 1893 года издавал ее каталог ( с 1896 года - под названием "Каталог художественных произведений Городской галереи Павла и Сергея Третьяковых" ).
В 1895 году В.В.Стасов, как бы предвосхитив будущую судьбу музея, утверждал в письме к Павлу Михайловичу Третьякову, что его чудесная галерея есть русская, всенародная, государственная, народная, национальная Галерея, все равно как, например, собрание сочинений Пушкина, Льва Толстого, Грибоедова, Гоголя, Лермонтова, Островского. Все это - всенародно и национально.
Дар братьев Третьяковых явился определенным итогом, но не завершением самоотверженного служения П.М.Третьякова на пользу русской художественной школы, в расцвет и торжество которой он поверил с юных лет. До последних дней Третьяков оставался бессменным попечителем музея, постоянно пополнял его собрание на собственные средства новыми произведениями искусства.
В конце ноября 1898 года Павел Михайлович слег, началось обострение язвы желудка. Он отказался от консилиума врачей. Скрывая свои страдания от близких, каждое утро вызывал к себе служащих галереи и торговой конторы с докладом. О галерее он думал и в свое последнее утро 4 декабря 1898 года. Молча выслушав сообщения, Павел Михайлович угасающим голосом произнес: "Берегите галерею ." и тотчас умер. Эти слова были последними.
Похоронили его на Даниловском кладбище. А в 1948 году прах был перенесен на Новодевичье кладбище. В.В.Стасов, в некрологе на смерть П.М.Третьякова, писал, что Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура - он тут же назначает себе день и час, когда ему надо, непременно надо, идти на Замоскворечье, в Лаврушинский переулок, и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ, которые были накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни.
II.5. Декрет о национализации.
После смерти основателя галерея управлялась Советом, избираемым Городской думой. Совет включал известных московских коллекционеров и художников ( И.Е.Цветков, И.С.Остроухов, В.А.Серов, И.Э.Грабарь ), наследников братьев Третьяковых ( А.П.Боткина, В.П.Зилоти ).
Новый этап в истории Третьяковской галереи начался после Великой Октябрьской социалистической революции. 3 июня 1918 года В.И.Ленин подписал постановление Совета Народных Комиссаров о национализации галереи, в котором говорилось, что галерея является по своему культурному и художественному значению учреждением, выполняющим общегосударственные просветительные функции. С тех пор галерея получила название Государственной Третьяковской галереи. За годы Советской власти собрание Третьяковской галереи чрезвычайно возросло. Если к моменту революции в Третьяковской галерее было около 4 тысяч произведений живописи, скульптуры и рисунка, то к 1956 году ее собрание увеличилось в 10 раз, включая произведения древнерусской живописи, картины, скульптуру, произведения графики, предметы декоративно-прикладного искусства. Рост коллекции Третьяковской галереи был обусловлен тем, что в нее влились: Музей иконописи и живописи ( собрание И.С.Остроухова ), Цветковская галерея, замечательная своей коллекцией русского рисунка, собрание картин русских художников Румянцевского музея и несколько национализированных частных коллекций. Рост собрания Третьяковской галереи осуществлялся также непрерывно путем государственных покупок.
II.6. Великая Отечественная война в истории галереи.
Во время Великой Отечественной войны на подготовку и вывоз коллекций Галереи дали всего 9 июльских дней. В одних залах еще ходили посетители, в других уже снимали картины.
Сокровищницу русского изобразительного искусства, шедевры мирового значения вывезли из Москвы в глубокий тыл, за несколько тысяч километров. Такого не было еще в отечественной истории, да и вообще во всей мировой практике.
Ящики для картин сколачивали основательно, поскольку дорога предстояла дальняя и трудная. Внутри ящики обивались клеенкой, а некоторые из них еще и оцинкованным железом снаружи. В них и укладывали бесценные живописные полотна Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Брюллова, Верещагина, Крамского, Репина, Ге, Куинджи.
Снять, например, со стены "Утро стрелецкой казни" или "Боярыню Морозову" было делом очень не простым. Человек 10 понадобилось, чтобы спустить вниз полотна, ведь вес картин был весьма значительным. На полу картины вынимали из огромной массивной рамы, а потом накатывали на специально изготовленный деревянный валик. Непременно красочным слоем внутрь, переложив папиросной бумагой и мягкой фланелевой тканью. Обшивали такой валик холстиной и только после этого укладывали в ящик подходящей длины.
Самое большое полотно в Третьяковской галерее - картина А.Иванова "Явление Христа народу" (5.7 м х 5.4 м) - тоже было свернуто на вал, но он не мог поместиться даже в самый большой товарный вагон. Директор Третьяковской галереи А.И.Замошкин даже ездил специально советоваться с железнодорожными специалистами, и тогда было решено вал с картиной поместить на две открытые платформы и тщательно прикрыть брезентом.
Много волнений сотрудникам Галереи доставила и картина И.Е.Репина "Иван Грозный убивает своего сына". Красочный слой ее оказался настолько слабым, что мог осыпаться при любой неосторожной встряске.
Когда сотрудники Галереи вынули это живописное полотно из массивной золоченой рамы, то сразу же заметили на нижней кромке холста осыпь красочных слоев. Ее пинцетом собрали до самой последней крошки, но холст, конечно, нельзя было завернуть на вал, нельзя было даже перевернуть его красочным слоем вниз. Много чего нельзя было делать со знаменитой картиной. Даже просто трогать ее с места.
Но война диктовала свои неумолимые законы, поэтому холст сняли с подрамника, живопись заклеили папиросной бумагой, чтобы красочный слой больше не осыпался. Потом его положили на большой фанерный лист и покрыли фланелевой тканью, сверху еще положили фанерный лист с фланелевой тканью. Щиты с помощью винтов так крепко закрепили друг с другом, что картина оказалась накрепко зажатой между ними.
Все наиболее ценные картины, графические листы, рисунки, скульптуры ( всего 18430 экспонатов ) бережно уложили в 634 ящика, которые погрузили в вагоны специального эшелона, сопровождающегося усиленной охраной. На открытых платформах были установлены спаренные зенитные пулеметы.
Ночью 15 июля поезд отправился. Без гудка, без провожающих, без привычных прощальных слов и напутствий. Застучали колеса, быстро промелькнули силуэты домов без единого огонька в окнах.
Так покидали свое жилище в Лаврушинском переулке Москвы картины, которые помнили те времена, когда их с такой любовью собирал Павел Михайлович Третьяков.
II.7. Современная Третьяковка.
Собрание Третьяковской галереи дает возможность изучить развитие русского искусства начиная с произведений XI-XII веков и кончая работами современных художников. Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием произведений древнерусской живописи XI-XVII веков, среди которых такие уникальные произведения, как мозаика "Дмитрий Солунский" ( XI- начало XII века ), "Богоматерь Владимирская" ( XI- начало XII века ), "Троица" ( 1-я четверть XV века ) Андрея Рублева, произведения Дионисия ( 2-я половина XV века ), Симона Ушакова ( XVII век ). Хорошо представлены в Третьяковской галерее русские портреты XVIII века - работы живописцев Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого и В.Л.Боровиковского, скульптора Ф.И.Шубина и др.
В 1982 году Третьяковка была закрыта на генеральную реконструкцию, которая продлилась до 1996 года. В здании Государственной картинной галереи на Крымском валу, которое в 1986 году передали музею, периодически проводились тематические и персональные выставки. За время реконструкции были построены здание депозитария ( хранилище ) и технический корпус, покрыты стеклянной крышей внутренние дворы ( арх.Г.В.Астафьев, Б.А.Климов, И.М.Виноградский ). В галерее установили современные приборы контроля за температурой и влажностью, которые позволяют следить за сохранностью картин. В комплекс Государственной Третьяковской галереи входит также церковь Николая Чудотворца в Толмачах. На правах отделов-филиалов в Государственную Третьяковскую галерею входят музеи-квартиры А.М.Васнецова и Корина, Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной. Обновленная Третьяковская галерея по-прежнему остается одним из любимых музеев москвичей и туристов.
III. Заключение
Люди, не равнодушные к искусству, приезжая в Москву, обязательно выделяют время для посещения знаменитой Галереи. Иностранные туристы посещают Третьяковку как одну из главных достопримечательностей Москвы. А начало нашей национальной гордости положил замечательный человек Павел Михайлович Третьяков, которого благодарные потомки будут помнить всегда.
Толковый словарь определяет благотворительность как "безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу". Применительно к жизни Павла Михайловича Третьякова хочется добавить: "и которые не забудутся никогда". Побывав хотя бы раз в Третьяковской галерее, убеждаешься в этом без лишних слов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая Советская Энциклопедия, том 43. Государственное научное изд."Большая Советская Энциклопедия", 1956 г.
2. Бурышкин П.А. "Москва купеческая". Изд."Высшая школа", Москва, 1991 г.
3. Боткина А.П. "П.М.Третьяков в жизни и искусстве". Москва, 1993 г.
4. 1000 лет русского предпринимательства (из истории купеческих родов). Изд."Современник", Москва, 1995 г.
5. Энциклопедия "Москва". Научное изд."Большая Российская Энциклопедия", Москва, 1997 г.
6. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
7. Зилоти В.П. "В доме Третьякова". Изд."Искусство", Москва, 1998 г.
8. Ионина Н.А. "100 великих музеев мира". Москва, 1999 г.
9. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Российские столицы. Москва и Санкт-Петербург. "Аванта +", Москва, 2001 г.