Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней среды
некоммерческих организаций 4
1.1 Понятие и виды некоммерческих организаций 4 запасные части для стиральных машин бесплатный сайт Москва
1.2 Характеристика внешней среды организации и факторов
ее составляющих 10
Глава 2. Функционирование некоммерческих организаций 14
во внешней среде
2.1 Методы анализа внешней среды организации 14
2.2 Стратегия развития некоммерческих организаций в РФ 21
Глава 3. Перспективы развития некоммерческих организаций в России 24
3.1 Актуальные проблемы некоммерческих организаций 24
3.2 Прогнозы развития некоммерческих организаций 29
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Введение
Актуальность темы. Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных некоммерческих организаций остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.
В экономической литературе анализ внешней среды некоммерческих организаций рассматривается такими исследователями как И.Т. Балабановым, О.Н. Волковой, В.Я.Горфинкелем, ,В.В Ковалёвым., Г.В. Савицкой, В.А. Швандерем и др.
Цель работы — исследование анализа внешней среды в разработке стратегии некоммерческих организаций.
Задачами исследования являются:
- исследование анализа внешней среды некоммерческих организаций;
-выявление особенностей анализа внешней среды в некоммерческих организациях;
-определение эффективности функционирования некоммерческих организаций;
Объект исследования: влияние внешней среды на деятельность некоммерческих организаций.
Предмет исследования: некоммерческие организации.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения.
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней среды некоммерческих организаций
1.1 Понятие и виды некоммерческих организаций
Некоммерческая организация - юридическое лицо, основная цель которого не связана с извлечением прибыли и которое не распределяет полученную прибыль между участниками. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов. Могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Особенности создания и деятельности отдельных форм установлены федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. Некоммерческие организации создаются для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ. [1, с. 13]
Ассоциация и союз - некоммерческая организация, которая создается путем объединения коммерческих или некоммерческих организаций в целях координации их деятельности, а равно для представления и защиты общих имущественных интересов.
Автономная некоммерческая организация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридическим лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для целей, направленных на достижение общественных благ.
Учреждение - некоммерческая организация, создаваемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера, и финансируется полностью или частично этим собственником.
Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных вкладов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели.
Товарищество собственников жилья - форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание.
Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.
Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).
Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Политическая партия создается свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц. Со дня создания политическая партия осуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированием региональных отделений политической партии и получением политической партией документа, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственный реестр юридических лиц.
Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Кредитный потребительский кооператив граждан - потребительский кооператив граждан, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Кредитные потребительские кооперативы граждан могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Число членов кредитного потребительского кооператива граждан не может быть менее чем 15 и более чем 2 000 человек. Членами кредитного потребительского кооператива граждан могут быть граждане, достигшие возраста 16-ти лет. Имущество кредитного потребительского кооператива граждан образуется за счет паевых взносов его членов, доходов кредитного потребительского кооператива граждан от осуществляемой им деятельности, а также за счет спонсорских взносов, благотворительных пожертвований и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Сельскохозяйственный потребительский кооператив -сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с предусмотренными выше требованиями для выполнения одного или нескольких из указанных видов деятельности.
Жилищный накопительный кооператив - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. По общему правилу число членов кооператива не может быть менее чем 50 человек и более чем 5 000 человек. Жилищный накопительный кооператив создается по инициативе не менее чем 50 человек и не более чем 5 000 человек. Государственная регистрация кооператива осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. [5, с. 7]
1.2 Характеристика внешней среды предприятия и факторов
её составляющих.
Внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности.
Внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. В ней можно выделить макроокружение (среду косвенного влияния) и микроокружение.
Микроокружение среда включает в свой состав совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на возможность предприятия обслуживать своих потребителей (конкуренты, поставщики, посредники, клиенты и т.д.). Иногда к микроокружению среде относят саму фирму, рассматривая различные ее подразделения как внешние по отношению к маркетинговой службе.
Под макровнешней средой (макросредой) или макроокружением функционирования фирмы понимают совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты микросреды (политические, социально-экономические, правовые и т.д.).
Макроокружение создает общие условия, в которых действует предприятие, определяя для него и других предприятий границы допустимого и недопустимого. Подобно тому как атмосфера по-разному действует на человека, так и макроокружение в разной степени влияет на организации в зависимости от уровня ее «здоровья». [4, с. 64]
Макроокружение по отношению к предприятию выступает как причина и условие ограничения (или возможности расширения) деятельности; как предпосылка, вызывающая необходимость изменений на предприятии. Состав макроокружения, характеристика формирующих его элементов и их влияние на организацию представлен следующим образом:
Политическая составляющая представлена органами государственной власти и конкурирующими партиями и группами. При всех различиях устройства государство и рынок находятся в сложных взаимоотношениях, зависящих от господствующей системы взглядов на общественную организацию, особенностей этапа развития страны, политических воззрений лидеров и др. Политические факторы характеризуют уровень стабильности политической обстановки, содержание правительственных программ и программ ведущих партий и политических группировок.
Экономическая составляющая определяется уровнем развития и особенностями рыночного механизма. В первую очередь речь идет о темпах экономического роста, бюджете страны и его выполнении, доступности ресурсов, объемах производства и торговли, уровне и распределении доходов, расходов и сбережений населения, покупательской способности отдельных слоев населения и организаций, уровне безработицы, уровне налогообложения, инфляции, процентной ставке. Производительности труда, величине заработной платы и т.д.
Социальная составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Они характеризуются уровнем образования, трудовой этикой, положением различных слоев общества, уровнем социальной стабильности или взрывоопасности, характером социальных конфликтов, социальной борьбой и т.д. Социальная среда влияет на рынок рабочей силы, предпочтения при выборе товаров-конкурентов, спрос на товары, затраты по их обслуживанию, выбор целей и средств их достижения, особенности работы предприятия т.д.
Технологическая составляющая представлена факторами научно-технического прогресса в области производства, материалов и продуктов. Преимущество получают те фирмы, которые берут на вооружение достижения НТП. Технологические факторы являются основными причинами появления новых отраслей и производств (например, производство компьютеров стало возможным по мере развития технологии микроминиатюризации), глубокого изменения действующих отраслей (изменение технологии записи звука преобразило аудиотехнику и саму отрасль). Увеличение объемов капиталовложений в развитие науки и техники, ускорение процесса генерирования новых идей развитие продукта и технологии его изготовления, появление новых методов продвижения товара к потребителю, новых способов рекламы, новых информационных систем открывают более широкие перспективы перед организациями, но и создают для них невиданные ранее угрозы: сокращается цикл жизни нового продукта, продукт становится все более дифференцирован, появляются новые конкуренты.
Демографическая составляющая характеризуется численностью и половозрастным составом населения, уровнем и темпами рождаемости и смертности, плотностью населения и его миграцией, представлениями о семье и т.д. Демографические изменения, происходящие в разных странах (старение населения, рост или сокращение численности населения, изменения в структуре населения) могут повлечь изменения в наборе товаров и услуг, предоставляемых потребителю, подтолкнуть производителей к расширению или сужению номенклатуры выпускаемой продукции, вызвать изменения в процессе реализации и продвижения товара на рынок.
Правовая составляющая устанавливает права, ответственность и обязанности предприятий, определяющие правила деловых взаимоотношений, отношения предприятия с обществом, ограничения на отдельные виды деятельности, порядок регистрации предприятия, его санации, права потребителей продукции, требования к стандартам и др. Правовые факторы чрезвычайно важны для определения оптимальности и перспективности ведения бизнеса. Изучение правовой составляющей должно состоять как в изучении содержания правовых актов, так и существующей практики их соблюдения.
Природная составляющая характеризует наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды конкретного региона, которые как сама организация, так и субъекты микроокружения среды должны учитывать в своей хозяйственной деятельности, так как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности ее осуществления. Учет природной составляющей призван обеспечить экологическую защиту окружающей среды при организации производства, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Культурная составляющая во многом определяет индивидуализацию запросов потребителей по отношению к товарам и услугам. Предпочтения, отдаваемые потребителями одному товару по сравнению с другими продуктами, часто могут основываться только на культурных традициях, привычках, отношении к мирозданию и обществу и др. [10, с. 58]
Проведение аналитического этапа, показало, что по отношению к некоммерческим организациям анализ внешней среды имеет особое значение, так как эти организации имеют повышенную зависимость от внешней среды (в контексте формирования целей организаций, финансового и иного обеспечения, дополнительного контроля за их деятельностью и т. п.).
Глава 2. Функционирование некоммерческих организаций
во внешней среде
2.1 Методы анализа внешней среды организации
Анализ внешней средыпредставляет собой процесс, посредством которого разработки стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут предотвратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. [15, с. 107]
С точки зрения угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на 3 конкретных вопроса:
1) Где сейчас находится организация?
2) Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?
3) Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?
Задачи анализа внешней среды состоят:
· в установлении и оценке влияющих факторов, представляющих угрозу или способствующих развитию предприятия;
· в изучении изменений, влияющих на текущую деятельность организации, и установлении их тенденций.
Изучая различные компоненты внешнего окружения, очень важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое – это то, что все компоненты макроокружения сильно влияют друг на друга. Изменения в одной из компонент обязательно приводит к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения. [11, с. 73]
Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них. [7, с. 110]
Комплексный анализ стратегических факторов внешней и внутренней среды (SWOT – анализ) – это углублённый анализ внешних возможностей, угроз (положительных или отрицательных тенденций, явлений внешней среды, которые могут привести к улучшению или ухудшению условий деятельности) и анализ сильных и слабых сторон организации.
Данный вид анализа направлен на выявление и детальное понимание
внешних благоприятных и неблагоприятных условий, внутренних аспектов управленческой деятельности организаций (стратегических факторов внешней и внутренней среды) и связанных с ними стратегических проблем.
Данный вид анализа, выполненный по отношению к некоммерческим организациям (НКО), показал, что к наиболее важным благоприятным условиям внешней среды можно отнести: продолжение демократизации общества, повышение роли, значения и численности НКО, расширение сферы услуг, развитие инфраструктуры НКО, появление новых технических возможностей и усиление взаимодействия со всеми ветвями власти, организациями бизнеса и другими НКО (таблица 1).
К неблагоприятным следует отнести: налоговые ограничения,
неразвитость благотворительности, добровольческого движения, филантропии бизнеса, сохранение остроты многих социально-экономических проблем, межнациональных и военных конфликтов, сокращение отечественных и иностранных инвестиций, повышение конкуренции, слабую информированность и осведомлённость местного сообщества о деятельности НКО, дороговизну рекламы и т. д.
Таблица 1 – SWOT – анализ деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации
Возможности (opportuniities)
- повышение демократизации общества;
- повышение роли, значения и численности
НКО;
- расширение сферы услуг;
- налоговые льготы для НКО;
- налоговые льготы для лиц, осуществляющих добровольные пожертвования в НКО;
- тенденция экономического роста в стране;
- появление новых технических возможностей (ИНТЕРТЕТ, электронные библиотеки, совершенные средства связи и т. д.);
- развитие интеграции, стремление к объединению;
- создание ресурс-центров, библиотек НКО, выпуск специализированных журналов и газет;
- повышение взаимодействия со всеми ветвями власти;
- усиление международных связей
Сильные стороны (strengths)
- наличие у большинства сотрудников НКО высшего образования, навыков работы с компьютером, достаточного опыта;
- использование добровольцев;
- желание постоянных и добровольных работников НКО жертвовать своим временем, силами, использовать формальные и неформальные связи;
- тесный контакт с потребителями,
клиентами;
- гибкость негосударственных некоммерческих организаций;
- свободный график работы;
- рациональное использование рабочего времени;
- наличие новых, оригинальных идей решения острых социально-экономических проблем;
- ориентация на высокое качество услуг и повышенное внимание к клиентам;
- работники НКО заинтересованы в конечных результатах труда
Угрозы (threats)
- налоговые ограничения;
- неразвитость благотворительности, добровольческого движения, филантропии бизнеса, пассивность населения;
- не снижение остроты многих социально- экономических проблем, сохранение межнациональных и военных конфликтов;
- сокращение отечественных и иностранных инвестиций;
- повышение конкуренции;
- слабая информированность и осведомлённость местного сообщества о деятельности НКО;
- огромный поток информации от других организаций, дороговизна рекламы;
- отсутствие интереса со стороны СМИ к работе НКО;
- рост инфляции;
- снижение доходов населения и предприятий;
- завуалированный интерес со стороны некоторых зарубежных организаций (угроза национальной безопасности)
Слабые стороны (weaknesses)
- значительная зависимость от факторов внешней среды;
- низкая финансовая устойчивость;
- низкая средняя заработная плата в целом по сектору;
- непрофессионализм добровольцев;
- отсутствие навыков планировать работу организации;
- низкий уровень организованности участников НКО;
- отсутствие сплочённости членов НКО в достижении поставленных целей;
- отсутствие конкретных программ деятельности;
- низкий профессионализм лидеров НКО;
- отсутствие навыков работы с добровольцами;
- отсутствие навыков по налаживанию связей с общественностью и прессой;
- отсутствие навыков по изучению рынка
(маркетинговая неграмотность)
PEST – Анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегию компании (Таблица 2).
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Обычно PEST-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды организации после проведения SWOT анализа.
Таблица 2 - Факторы PEST-анализа
Политические Факторы:
· Текущее законодательство на рынке
· Будущие изменения в законодательстве
· Европейское/международное законодательство
· Регулирующие органы и нормы
· Правительственная политика, изменение
· Государственное регулирование конкуренции
· Торговая политика
· Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции
· Выборы на всех уровнях власти
· Финансирование, гранты и инициативы
· Группы лоббирования/давления рынка
· Международные группы давления
· Экологические проблемы
· Прочее влияние государства в отрасли
Социальные факторы:
· Демография
· Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы
· Структура доходов и расходов
· Базовые ценности
· Тенденции образа жизни
· Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии
· Модели поведения покупателей
· Мода и образцы для подражания
· Главные события и факторы влияния
· Мнения и отношение потребителей
· Потребительские предпочтения
· Представления СМИ
· Точки контакта покупателей
· Этнические / религиозные факторы
· Реклама и связи с общественностью
Экономические факторы: Экономическая ситуация и тенденции Динамика ставки рефинансирования Уровень инфляции Инвестиционный климат в отрасли Заграничные экономические системы и тенденции Общие проблемы налогообложения Налогообложение, определенное для продукта / услуг Сезонность / влияние погоды Рынок и торговые циклы Платежеспособный спрос Специфика производства Товаропроводящие цепи и дистрибуция Потребности конечного пользователя Обменные курсы валют Основные внешние издержки Энергоносители Транспорт Сырье и комплектующие
Технологические факторы:
· Развитие конкурентных технологий
· Финансирование исследований
· Связанные / зависимые технологии
· Замещающие технологии/решения
· Зрелость технологий
· Изменение и адаптация новых технологий
· Производственная емкость, уровень
· Информация и коммуникации, влияние интернета
· Потребители, покупающие технологии
· Законодательство по технологиям
· Потенциал инноваций
· Доступ к технологиям, лицензирование, патенты
· Проблемы интеллектуальной собственности
В стратегическом менеджменте PEST-анализ удобно применять при разработке плана маркетинга в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды компании и доступных ресурсов.
Отличие SWOT-анализа от PEST-анализа состоит в том, что PEST-анализ изучает рынок, а SWOT-анализ изучает положение организации на рынке, концепцию продукции или идею. [9, с. 126]
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таблицу профиля среды (Таблица 3) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:
· важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
· влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
· направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.
Таблица 3
Факторы среды
Важность для отрасли, А
Влияние на организацию, В
Направленность влияния, С
Степень важности, D=A-B-C
1.
2.
3.
.
Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.
Анализ среды — это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Однако она не плывет в окружении как лодка, не имеющая руля, весел или паруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.
2.2 Стратегия развития некоммерческих организаций в РФ
Подавляющее большинство некоммерческих организаций (например, в виде государственных, муниципальных и иных учреждений) в рамках своей деятельности относятся к социальной сфере. Учитывая основные направления современных государственных реформ в этой области, острую востребованность новых идей по реформированию социальной сферы, было проведено исследование в целях разработки стратегии перехода к новой концепции управления социальной сферой. При этом были учтены основные положения теории стратегического менеджмента, его сущность и отличия от других технологий управления (бюджетирования, долгосрочного и стратегического планирования) (рисунок 1).
Рисунок 1 – Сущность стратегического менеджмента по отношению к социальной сфере
Процесс разработки стратегии включал следующие последовательные действия:
1) выполнение стратегического анализа деятельности некоммерческих организаций, составляющих социальную сферу. В ходе стратегического анализа были исследованы внешние и внутренние факторы развития некоммерческого сектора;
2) на основе комплексных результатов стратегического анализа были разработаны возможные стратегические альтернативы развития социальной сферы, которые после сопоставления с критериями стратегического выбора и составили основу для окончательных возможных стратегических линий развития (представленных в виде соответствующих сценариев развития);
3) в заключение (в соответствии с заданной последовательностью этапов стратегического менеджмента: стратегического анализа, стратегического выбора и этапом реализации стратегии) были исследованы условия реализации стратегии и разработан ряд мер по активизации процесса реализации. [13, с. 285]
Далее, на этапе стратегического выбора на основе комплексных результатов стратегического анализа были сформированы следующие стратегические альтернативы развития некоммерческих организаций, составляющих социальную сферу (Таблица 5).
Таблица 5 – Стратегические альтернативы развития некоммерческих организаций, составляющих социальную сферу.
После сопоставления с критериями оценки стратегических альтернатив: соответствия миссии социальной сферы (всестороннему развитию человеческого потенциала страны); соответствия системе стратегических целей по отдельным отраслям (укреплению здоровья населения России в здравоохранении, повышению образовательного уровня в здравоохранении и т. д.); обеспеченности ресурсами и другими критериями было выявлено, что наиболее оптимальным стратегическим вариантом будет стратегическая линия на достижение устойчивых конкурентных позиций отраслей социальной сферы не сколько на основе наличных ресурсов, сколько за счет возможностей наращивания стратегического потенциала некоммерческой деятельности и создания соответствующих внешних условий. [14, с. 225]
Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке необходимо проводить прогнозирование внешней среды. При этом также могут быть использованы методу экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы. Заключительным этапом анализа внешней среды является подготовка и предоставление отчета руководству предприятия и его подразделениям. Они должны содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (минимизации) угроз для предприятия.
Глава 3. Перспективы развития некоммерческих организаций в России
3.1 Актуальные проблемы некоммерческих организаций
Если выявленные сильные и слабые стороны российских НКО сопоставить с ключевыми факторами (критериями) успеха в некоммерческом секторе (таблица 6), то выяснится, что в современных условиях управление некоммерческими организациями в РФ не соответствует требованиям эффективного управления и основано на конкурентных преимуществах низкого ранга (связанных с наличием непрофессиональной рабочей силы добровольцев, традиционной технологии, наличием большого спроса на услуги НКО и т. д.).В то время как для повышения конкурентоспособности НКО в современных условиях требуется овладение конкурентными преимуществами высокого ранга (связанных с наличием квалифицированного персонала, высокой репутации, развитым маркетингом, инновациями, долговременными связями с потребителями, органами власти, другими НКО, СМИ и т. д.), налицо противоречие между требованиями рыночной внешней среды и современной организацией управления российских некоммерческих организациях или наличие стратегической проблемы неэффективного менеджмента, несоответствия системы управления новым условиям, низкой конкурентоспособности некоммерческих организаций.
Дальнейший анализ показал, что причины выявленных проблем имеют как внутренний, так и внешний характер: к внутренним относится недостаток профессионализма в управлении НКО, влекущий за собой организационную и финансовую слабость НКО и т. д.; к внешним трудности во взаимоотношениях с властными структурами, коммерческими организациями, населением, СМИ, слабая информированность населения о деятельности НКО (что также является следствием непрофессиональных действий руководителей некоммерческих организаций).
Таблица 6 – Ключевые факторы успеха деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации
№
п/п
Ключевые факторы успеха деятельности некоммерческих организаций
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Выявление и решение наиболее острых и актуальных проблем общества в соответствии с уставной деятельностью.
Квалифицированный персонал.
Гибкость структуры управления.
Высокая организационная и финансовая устойчивость. Эффективные внутренние и внешние коммуникации. Сотрудничество с органами власти и организациями бизнеса. Объединение с другими НКО, совместная работа с ними. Налаживание контактов со СМИ.
Инновации, творчество.
Прозрачность поступления и расходования средств.
Высокое качество товаров (услуг).
Тесный контакт с потребителями, клиентами. Широта охвата потребителей товаров (услуг). Имидж НКО, её безупречная репутация. Эффект масштаба известности НКО. Использование труда добровольцев.
Заинтересованность в конечных результатах труда.
Изучение отечественного и зарубежного опыта.
Другими словами, несоответствие системы управления НКО новым условиям обусловлено не только быстрыми изменениями требований внешней среды, но и несоответствием им уровня профессиональных знаний руководства НКО при отсутствии научного подхода к управлению российскими некоммерческими организациями, несоблюдения принципиальных требований науки управления к содержанию управленческой деятельности НКО и не знания методов, способов осуществления этих принципиальных основ. Формы реализации принципов и методов управления на практике в подавляющем большинстве НКО носят не научный, а самый примитивный характер, основываясь на действиях «в слепую», используя методы «проб и ошибок». Не выполняются или выполняются не в полном объёме не только общие принципы управления (среди которых в первую очередь системный, ситуационный, маркетинговый и другие), но и частные принципы управления НКО (что мешает выполнять непосредственные задачи НКО).
Так, например:
- Нарушение принципа приоритета уставных (социально-значимых) целей проявляется в отмеченных злоупотреблениях и махинациях со средствами в НКО;
- Нарушение принципа формирования и представительства общественного мнения проявляется в отсутствии активной деятельности как по привлечению общественного внимания к решаемым социально-экономическим проблемам, так и по формированию соответствующего общественного мнения о самой НКО (то есть в отношении её имиджа и деловой репутации);
- Нарушение принципа контроля за соответствием уставным целям и принципа открытости и прозрачности поступления и расходования средств -нарушение принципа достижения максимального разнообразия и максимального объёма возможных источников формирования структуры доходов
- Нарушение принципа широкого использования нетрадиционных форм организации труда и рабочего времени в первую очередь проявляется в неэффективной работе с добровольцами.
Не выполнение принципов эффективного управления лишает организацию возможности при рассмотрении всего спектра методов управления выбрать именно те методы, которые наиболее полно соответствуют конкретной ситуации, а слепое копирование методов работы зарубежных организаций (без учёта отечественной специфики) обычно приводит к неожиданным (и не всегда положительным) результатам.
Так, отсутствие функционального разделения управленческого труда по отдельным видам работ приводит к неэффективному применению методов управления функциональными видами деятельности (основной и предпринимательской) и их подсистемами (маркетинг, финансы, управление персоналом, связи с общественностью, СМИ и т. д.).
Отсутствие или непродуманность планирования, организации управления, обеспечения мотивации к труду, выполнения контроля затрудняет эффективное применение методов выполнения функций управления.
Недостаточный сбор и анализ информации о рынке, потребителях, партнёрах и т. д., не использование творческого потенциала НКО предполагает нерациональный выбор и неэффективное применение методов принятия управленческих решений.
Таким образом, в современных условиях необходимо осознанное, комплексное применение достижений науки управления в соответствии с изменившимися требованиями внешней среды в виде стратегического управления, что должно позволить некоммерческим организациям не только выжить, но и быть успешными в достижении поставленных целей. [19, с. 37]
Дополнительно укажем, что отношение населения к деятельности НКО определить в значительной степени затруднительно, так как в этом случае необходимо обобщить разнообразные субъективные мнения людей об уровне образования, здравоохранения, культуры, искусства и т.д. Существуют и объективные трудности по формированию критериев оценки (как прямо, так и косвенно оценивающих деятельность НКО).
Кроме того, этому мешает ряд проблем и затруднений, среди которых, например, существующие стереотипные представления о том, что:
- в государственных учреждениях (государственных НКО) больше ответственности, порядка (бюрократии), но хуже качество услуг (которые в основном бесплатны) и широко распространена неофициальная оплата услуг;
- в негосударственных НКО обычно представлен больший ассортимент услуг, сопровождающийся высоким качеством при более высокой стоимости;
- деятельность многих НКО сопровождается разнообразными махинациями и злоупотреблениями.
В каждой из этих четырёх групп в качестве главных факторов, оказывающих наибольшее влияние, необходимо выделить такие, как:
- политическую деятельность федеральных, региональных и местных органов власти, законодательное регулирование деятельности НКО в РФ, налоговую политику (среди политико-правовых факторов);
- уровень и качество жизни населения, социальную дифференциацию населения, традиции, обычаи, привычки и социальную активность населения (среди социокультурных);
- официальный прожиточный минимум, уровень конкуренции, развитость рыночной инфраструктуры и направления инвестиционной политики (среди экономических факторов);
- компьютерную грамотность, возможность подключения к интернету и другим средствам связи, уровень развития соответствующей техники и технологии (среди технико-технологических факторов). [19, с. 40]
Полученные результаты стратегического анализа внешней среды могут быть использованы в качестве основы для формирования целого ряда стратегических выводов. Например, сопоставление ключевых факторов успеха в некоммерческом секторе с сильными и слабыми сторонами управления некоммерческими организациями позволяет выявить, что в настоящее время управление некоммерческими организациями в нашей стране не позволяет создавать необходимые условия для обеспечения успешной деятельности НКО.
3.2 Прогнозы развития некоммерческих организаций
В современных условиях необходимо осознанное и комплексное применение достижений науки управления в соответствии с изменившимися требованиями внешней среды, что должно позволить некоммерческим организациям не только выжить, но и быть успешными в достижении поставленных целей. При этом, на наш взгляд, возможны следующие сценарные линии развития:
Оптимистический вариант. Значительными темпами будут развиваться не только инициативы «сверху» (например, представленные в настоящее время рядом национальных проектов, федеральных и региональных программ), но и за счет создания соответствующих благоприятных условий будут стимулироваться инициативы со стороны населения, его некоммерческих объединений (организаций), т. е. «снизу», что будет выражаться в виде повышения социальной активности, заинтересованности, доверия, росте числа новых идей решения социально-экономических проблем, расширения масштабов благотворительности, добровольческого движения, социальной ответственности бизнеса.
Кроме того, будет значительно активизирован и вектор горизонтальных внешних коммуникаций – т. е. расширен перечень используемых механизмов межсекторного взаимодействия, повышения прозрачности и ответственности органов государственной (муниципальной) власти перед гражданами и гражданским обществом. [17, с. 9]
Индикаторами этого сценария будут выступать следующие показатели: факты принятия целого ряда новых законодательных актов или внесения поправок к имеющимся (например, законы «О добровольчестве в РФ», «О благотворительстве в РФ», поправки в Налоговый кодекс в отношении налоговых льгот для некоммерческих организаций или лиц, осуществляющих добровольные пожертвования в НКО и т. д.); значительный рост числа конкурсов государственного и муниципального заказа; достижение ряда существенных положительных результатов административной реформы.
Пессимистический вариант. Осуществляемые мощные инициативы государства в виде национальных проектов и ряда других программ после 2008 года постепенно сойдут на нет под воздействием целого ряда факторов: резкого снижения мировых цен на российское сырье, переориентации внимания государства на другие национальные проекты и, как следствие, смещения акцентов в финансировании; неудовлетворительных результатов проведения административной реформы; изменения государственной политики после выборов нового Президента нашей страны и т. д.
Индикаторами данной сценарной линии являются: факты резкого колебания цен на мировых рынках, инициирования новых государственных проектов в других областях, не относящихся к социальной сфере; результаты административной реформы, результаты политических выборов.
Реалистический вариант. Государственные инициативы в виде национальных проектов будут пролонгированы ещё на ряд лет (2 – 4 года), что обусловлено сохранением остроты ряда социальных проблем и невозможностью их решения за столь короткий временной срок. Будут спонтанно и фрагментарно появляться все новые примеры межсекторного взаимодействия, но их массового проявления ещё отмечаться не будет.
Индикаторы этого сценария: продление сроков реализуемых ныне национальных проектов, появление небольшого числа новых федеральных или региональных программ по отдельным отраслям социальной сферы, относительно невысокое нарастание примеров межсекторного взаимодействия по отдельным регионам нашей страны.
Исходя их декларируемых целевых приоритетов развития социальной сферы нашей страны, отметим, что, несомненно, наиболее привлекательным стратегическим вариантом её развития является оптимистический сценарий или компромиссный (промежуточный) вариант как улучшенная версия реалистического сценария на основе целого ряда целенаправленных действий. [15, с. 26]
Чтобы добиться максимально возможных результатов указанных вариантов предлагаемой стратегии, следует ориентироваться на эффективное практическое обеспечение следующих условий:
1) Развития гражданского общества;
2) Расширения роли и значения негосударственных некоммерческих организаций;
3) Повышения открытости органов государственной власти и местного самоуправления;
4) Использования широкого перечня возможных механизмов межсекторного взаимодействия.
Вне всяких сомнений, за прошедшие несколько лет ситуация в общественном секторе кардинально изменилась. Выросли сами некоммерческие организации, возросла их роль в жизни общества, продолжается планомерная работа по выработке местного законодательства и наработке тех механизмов и инструментов, которые характерны для регионов. В регионах идет гораздо более активное и быстрое реагирование на решение общественных проблем (например, проблемы беспризорности), усиливается консолидация общественных структур и органов власти для решения местных проблем. Возрастает количество местных благотворительных средств и источников финансирования деятельности НКО, усиливается работа среди НКО по наработке межрегиональных связей, созданию коалиций, однако некоммерческий сектор пока не играет той роли, которая должна быть возложена на него.
Заключение
На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных НКО) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.
Практически все основные функциональные подразделения организации имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.
Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современной НКО для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является повышенное внимание к осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей организации при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая., М, 2004.
2. Андреев С. Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М.: Финпресс, 2002. – 320 с.
3. Антология экономической классики. В. Петти. А. Сит. Д. Рикардо – М.: МП "ЭКОНОВ", "КЛЮЧ", 1993 – 475 с.
4. Артеменко В.Г., Беллендир Н.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 1999.- 255с.
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта.-М.: "Финансы и статистика", 2000 – 208 с.
6. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. - К.:"Ника-Центр",1999- 528с.
7. Бланк И.А. Управление прибылью – К.: "Ника-Центр",1998 – 554 с.
8. Бланк И.А. Управление формированием капитала. – Киев: Ника-Центр, Эльга, 2002. – 512 с.
9. Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2001. – 496 с.
10. Ковалёв В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: "Финансы-ЮНИТИ", 1999-639с.
11. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 432с.
12. Козырев В.М. Основы современной экономики. - М.: "Финансы и статистика", 2000 – 368 с.
13. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Н.П.Любушина .- М.: ЮНИТИ, 2000. – 471 с.
14. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. – М.: "Финансы и статистика", - 1999. – 200с.
15. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: учебник для вузов. – М.: Финансы-ЮНИТИ, 2003. – 639 с.
16. Парахина В. Н., Максименко Л. С., Панасенко С. В. Стратегический менеджмент. – М.: КНОРУС, 2005. – 496 с.
17. Результаты международного исследования стратегий и управления некоммерческими структура- ми / М. Бьянки, М. А. Кувшинова, Л. Тампьери, И. В. Герц // Некоммерческие организации в России. № 3. 2006.
18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 336 с
19. Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: "Финансы и статистика", 2000. – 200 с.
20. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк и др.; Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 - 518с.
21. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / По ред. Н.Ф.Самсонова. – М.: Финансы- ЮНИТИ, 1999. – 495 с.
22. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятий на российском рынке. / Под ред. Е.С.Стояновой. – М.: Перспектива, 1998. – 368 с.
23. Финансы в управлении предприятием /Под ред. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2006 - 160с.
24. Экономика предприятия. Учебник для вузов /Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандера. – М.: "Банки и биржи. ЮНИТИ", 2002 – 742 с.