В конце 90-х годов Ливия перешла к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали частичную либерализацию экономики, преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.
Как известно, в ливийской экономике долгое время преобладал государственный сектор (за исключением сельского хозяйства). К началу 80-х годов на него приходилось более 70% валовой продукции промышленности. По данным официальной статистики, государственные предприятия обеспечивали около 80% ВВП1. Но в середине 80-х годов в условиях неблагоприятной конъюнктуры мирового нефтяного рынка и введения экономических санкций против Ливии ее руководство было вынуждено вновь разрешить деятельность частного национального капитала.
Экономическое положение в стране продолжало ухудшаться. Поступления от экспорта нефти снизились до 6 млрд. долл. в 1986 г. по сравнению с 22,5 млрд. в 1983 г. Особенно негативно на развитии экономики сказалось введение дополнительных санкций против Ливии в 1992 и 1993 гг., поскольку они предусматривали запрет на импорт технологического оборудования и запасных частей для нефтеперерабатывающих заводов, нефтегазопроводов в соответствии с утвержденным перечнем. В сложившихся тяжелых финансово-экономических условиях ливийское руководство приступило к проведению курса на осуществление рыночных реформ, преодолению внешнеэкономической изоляции, созданию условий для привлечения в страну иностранных инвестиций и возвращения американских нефтяных компаний.
В декабре 2003 г. Ливия согласилась допустить инспекторов ООН по вооружениям, сделала доступной международной общественности всю информацию относительно оружия массового поражения (ОМП) и прекратила начавшуюся реализацию дорогостоящей программы по созданию ядерного оружия. Кроме того, она начала осуществлять выплаты компенсаций (в размере 2,7 млрд. долл.) родственникам жертв авиакатастрофы, происшедшей в 1988 г. над шотландским городом Локерби. Ливия согласилась также на дополнительные выплаты каждой семье в размере 4 млн. долл. Одновременно велись переговоры с германской стороной относительно размеров компенсации семьям жертв теракта в берлинской дискотеке в 1986 г.
В ответ на ливийские инициативы США в марте текущего года разрешили своим гражданам поездки в Ливию, а 23 апреля 2004 г. было объявлено о смягчении санкций, введенных в 1986 г., которые запрещали американским компаниям торговать с Ливией. Был открыт путь к участию фирм США в тендерах на получение нефтяных контрактов. В июне Триполи и Вашингтон возобновили прямые дипломатические отношения, прерванные в 1980 г.
В конце 2004 г. в Триполи состоялась конференция, организованная Middle East Assosiation (Англия) и Compass Rose International, на которой присутствовали официальные ливийские лица и иностранные бизнесмены. Иностранным предпринимателям был представлен список проектов для инвестирования во всех секторах ливийской экономики. На конференции с большой речью выступил сын лидера ливийской революции Сейф аль-Ислам, в которой он обрисовал экономическую политику и ливийскую модель приватизации. Новая экономическая политика предусматривала сокращение расходов на военные цели и развитие экономики на основе приватизации и привлечения иностранных инвестиций. К 2007 г. намечено приватизировать 360 государственных предприятий, из них 260 – к концу 2005 г. Иностранным инвесторам предлагаются для приватизации 80 государственных предприятий2.
Что касается стратегии экономического развития, то, как заявил секретарь Высшего народного комитета Джамахирии (премьер-министр) Шукри Ганем 14 декабря 2004 г. на Арабском стратегическом форуме, проходившем в Дубае, «доходы от продажи нефти не должны поддерживать развитие всей экономики, нефть должна использоваться в качестве мотора для развития.…Осознавая, что нефти не хватит надолго, Ливия ищет альтернативные источники доходов и развивает новые отрасли промышленности». По словам премьер-министра, некоторые нефтедобывающие страны плохо распоряжаются своими доходами от продажи нефти. Хотя это помогло разрешить ряд важных финансовых проблем, сам по себе этот источник доходов стал огромной проблемой из-за того, что система распределения поступлений находилась не на должном уровне3.
С целью привлечения новых средств для финансирования Ливия разрешила некоторым иностранным банкам осуществлять инвестиции в ее экономику. «Этот шаг является попыткой развить экономику и дать шанс национальному банковскому сектору реализовать свой потенциал», – заявил Ш.Ганем4. При этом Ливия ищет пути либерализации своего банковского сектора, прежде всего путем открытия его для арабских инвесторов и приватизации главных государственных банков. Так, управляющий Центральным банком Ливии заявил, что два из пяти крупнейших банков «Sahara Bank» и «Wahda Bank» могут быть приватизированы в течение ближайшего года5.
В своем видении плана реформ Сейф аль-Ислам уделил большое внимание совершенствованию законодательства, банковской системы и экономики в целом. План намечено обсудить с ливийским народом и с международными экспертами. При этом он подчеркнул, что Ливия имеет тесные контакты с МВФ и МБРР, а также пользуется поддержкой такого независимого государства, как Германия. Финансовую поддержку проведению реформ в размере 200 тыс. долл. окажут частные ливийские предприниматели. «Мы хотим создать новый вид предпринимательства, новую систему защиты рабочих. Мы намерены сотрудничать с частными иностранными компаниями на основе долгосрочного управленческого контракта (management contract), подписанного с нашим правительством на 30 лет»6. Модернизацию экономики предполагается начать с цементной и металлургической промышленности, затем перейти к сельскому хозяйству, и на последнем месте – сфера услуг. Ливийское руководство отдает себе отчет в том, какой вред может нанести стране открытие ее экономики без защиты государством ключевых отраслей. Некоторые важные секторы экономики, например банковский, будут открыты для иностранных инвесторов не сразу. Для начала им будет предложено создать соответствующие структуры и подготовить персонал. Затем будут рассмотрены предложения от различных банков, и только после этого банковский сектор будет открыт для операций.
Все это вызывает разочарование ходом реформ у некоторых иностранных инвесторов, приехавших в Ливию. Выражая их мнение, посол Великобритании Энтони Лейден заявил: «У меня складывается впечатление, что с января энтузиазм в деле проведения рыночных реформ ослабевает. Я объясняю это тем, что в течение 35 лет люди жили при государственном секторе, и поэтому они позволяют руководству возвращаться обратно к планированию и регулирующей роли государства». Мало того, что иностранные инвестиции пока не идут в экономику Ливии, и ни один из коммерческих контрактов не был заключен. Английский экспорт товаров в Ливию за семь месяцев 2004 г. сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. То же самое наблюдается и в отношении других стран7. Однако трудно согласиться с последней фразой вышеприведенного заявления. Еще в декабре 2003 г., сразу после отмены Советом безопасности ООН 12 сентября 2003 международных санкций, Национальная нефтяная корпорация (ННК) подписала первый контракт на добычу нефти и газа стоимостью 100 млн. долл. с международным консорциумом Вуд Энерджи, в который входят нефтяные компании Греции и Испании. ННК готовила также подписание ряда контрактов на разработку месторождений газа с перспективой его поставок в страны Европы.
Руководством Ливии не было сделано официальных заявлений по поводу данной ситуации. Некоторые официальные лица считают, что Ливия ожидает возрастания интереса со стороны американских компаний, что увеличит конкуренцию между инвесторами. Такое мнение не лишено оснований, поскольку после снятия значительной части санкций 23 апреля 2004 г. Национальная нефтяная корпорация Ливии заключила первую за 18 лет сделку по продаже нефти с американской нефтяной компанией. В сентябре 2004 г. глава ливийского правительства заявил телекомпании «Аль-Арабия», что Ливия планирует начать экспорт нефти в США. 25 апреля базирующаяся в Вашингтоне юридическая фирма «Butera Andrews» объявила о соглашении с ливийской фирмой об оказании помощи американским компаниям, осуществляющим бизнес в Ливии8. Каковы бы ни были причины, мнение британского посла отражает опасения многих бизнесменов относительно трудностей, с которыми они столкнутся в этой стране, начиная с отсутствия законодательства, регулирующего иностранные инвестиции, и кончая трудностями при получении визы, требованием нанимать местных менеджеров, отсутствием визитных карточек и т.д.
Следует отметить, что задача уменьшения зависимости экономики Ливии от нефти выдвигалась ливийским руководством и ранее. Разработанный в конце 90-х годов план социально-экономического развития на 2001–2005 гг. с общей суммой капиталовложений в 2 528,5 млн. лив. дин. также предусматривал повысить долю не связанных с нефтью отраслей обрабатывающей промышленности в ВВП до 15% к 2005 г. Предусматривалось строительство более 9 тыс. промышленных предприятий и создание 80,6 тыс. рабочих мест. Источники финансирования пятилетнего плана распределялись следующим образом: самофинансирование – 47%, кредиты – 12%, иностранные инвестиции – 19%, государственный бюджет – 22%. Из государственной казны должно было финансироваться также развитие базовых отраслей промышленности, создание промышленных зон, проведение научно-исследовательских работ, сооружение объектов с участием иностранного капитала.
Тем не менее, несмотря на большое внимание, уделенное в плане обрабатывающей промышленности, приоритетной отраслью для инвестирования является прежде всего нефтегазовая. Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирака) по разведанным запасам нефти. На долю Ливии приходится около 2% всех мировых нефтяных ресурсов. Доказанные запасы ливийской нефти составляют 29,5 млрд. барр. (разведанные запасы – 45,5 млрд. барр.), запасы природного газа оцениваются в 46,3 трлн. куб. футов (1 310 млн. куб.м). Добыча нефти составляет 1,4 млн. барр. в сутки (из них экспортируется 1,26 млн. барр. в сутки), газа – около 220 млрд. куб. футов в год. ННК намерена удвоить добычу нефти и довести ее до 3 млн. барр. в сутки в течение ближайших 20 лет9. Для реализации этих планов потребуется 250 млн. долл. Были получены заявки на осуществление проектов в рамках EPSA-4 (соглашение о разработке и долевом участии в производстве) и получение лицензий на разработку нефтяных и газовых месторождений. В августе 2004 г. Ливия объявила открытый международный тендер по концессионной разработке 15 шельфовых и материковых контрактных нефтегазовых площадей. Прием заявок на конкурс, проводимый Национальной нефтяной корпорацией, должен был завершиться 10 января 2005 г. Презентация проекта пройдет 14 сентября в Лондоне. Всего к реализации предлагается 60 нефтегазовых блоков, расположенных в бассейнах Мурзук и Гадамес (на западе страны), в центральном бассейне Сирт и Киренаика (на северо-востоке). Общий потенциал предложения к концессиям – 250 блоков в семи бассейнах. Следует подчеркнуть, что впервые после смягчения американских санкций против Ливии компании из США имеют возможность принять участие в тендере. Ожидаются заявки от таких крупных американских нефтяных компаний, как Conoco Phillips, Amerada Hess, Marathon, входящих в группу Oasis, а также Anadarco и Apache. Интерес к разработке нефтегазового потенциала Ливии проявляют КНР, Россия, Италия, Испания, Индия, Индонезия. Немецкая компания Wintershall (дочернее предприятие концерна BASF) и норвежская компания Norsk Hydro намерены совместно участвовать в тендере. В норвежской компании присутствует и российский капитал. В апреле 2004 г. в Великобритании начало действовать совместное предприятие Hydro Wingas, (образовано Norsk Нydro и компанией Wingas, являющейся, в свою очередь, совместным предприятием Wintershall и «Газпрома»). С компаниями, выигравшими тендер, будут подписаны контракты на условиях Соглашения о разделе продукции в рамках EPSA-4. Если на стадии проведения разведочных работ организаторы тендера примут технические предложения компаний-победителей, то на этапе промышленной добычи ливийская сторона предъявит свои условия, касающиеся раздела доходов между ННК и иностранными компаниями в пропорции 40:60 или 30:7010.
Необходимо отметить, что условия соглашения EPSA-4 (первого из государственных лицензионных раундов) являются более привлекательными для иностранных компаний, чем предыдущего EPSA-3. По каждой концессии будут вестись индивидуальные переговоры с ННК, доля которой (back-in-right) во вновь открытом месторождении, имеющем коммерческое значение, будет уменьшена до 50% по сравнению с 85% по прежнему соглашению. Кроме того, будет введен мультипликатор добычи – «М» как первый фактор оценки предложенной компанией стоимости разработки месторождения. Для каждого блока будут установлены бонус, производственный налог, который обязаны платить компании. При этом налоги и роялти также будут снижены, а расходы на обустройство месторождения будут делить между собой ННК и иностранная компания. Следует подчеркнуть, что EPSA-4 – первое соглашение, которое Ливия разработала после ее отказа от производства ОМП. Дальнейшее ослабление санкций означает, что EPSA-4 может привлечь большое число американских и английских компаний, стремящихся получить преимущества в использовании практически нетронутого потенциала энергоносителей Ливии. Новый руководитель ННК Абдулла аль-Бадри начал переговоры о возвращении компаний Oasis Group (Maraton Oil, Conoco Philips и Amerada Hess) и Occidental Petroleum на территорию их концессий Вафа и Зуетин. Однако Ливия требует финансовых компенсаций за обслуживание концессий во время отсутствия американских компаний. Число нефтегазовых площадей, предлагаемых Ливией иностранным компаниям в лицензионном раунде EPSA-4, возросло до 15 по сравнению с заявленным ранее числом 8. Это свидетельствует о возросшем интересе иностранных компаний инвестировать свои капиталы в нефтегазовый сектор Ливии. В 2004 г. велись переговоры между ННК, Petroleum Canada и консорциумом, возглавляемым австрийской компанией OMV и включающим испанскую Repsol и германскую Wintershall, по поводу предыдущего EPSA-3. Контракт на проведение второй очереди работ на месторождении Мабрук (запасы оцениваются в 1,3 млрд. барр.) был присужден компании Joaannou & Paraskevides (J & P Overseas). Предполагается увеличить добычу нефти на этом месторождении с 18 до 40 тыс. барр. в сутки11. Немецкая компания Wintershall расширяет свое присутствие в Ливии. Она занимается добычей нефти в этой стране с 1958 г. За это время компания пробурила здесь 120 скважин и инвестировала в разведку и добычу нефти около 1 млрд. евро. В результате проведенных в последнее время разведочных работ Wintershall открыла на территории Ливии еще два новых нефтяных месторождения. Во время визита в Ливию 15 декабря 2004 г. канцлер Германии Герхардт Шрёдер присутствовал на церемонии начала добычи нефти на одном из открытых компанией месторождений. В ближайшие три года компания намерена инвестировать более 300 млн. евро в добычу ливийской нефти.
Другая нефтяная компания Petroleum-Canada намерена заключить новое соглашение о разработке и долевом участии в производстве с ННК на несколько нефтяных и газовых блоков. Эта компания действует в Ливии уже свыше 40 лет. Она эксплуатирует более 20 месторождений через компанию Veba Oil Operations, совместное предприятие с ННК, акции которой распределяются в соотношении 49:51%. Это соглашение явилось последним из раунда торгов на выдачу лицензий на условиях EPSA-312.
Возобновил свои работы в Ливии англо-голландский нефтяной концерн Shell, действовавший в стране с 1950 г., подписав соглашение о долгосрочном сотрудничестве с ННК в области разведки газовых месторождений. Британские компании в течение долгого периода действия санкций ООН и США против Ливии не могли работать в этой стране. Между тем в последнее время в Великобритании резко увеличился спрос на газ в связи с ростом его использования на электростанциях, а запасы в Северном море резко истощились.
Вообще разработка газовых месторождений является одним из приоритетных направлений экономической политики. Ливия может стать одним из крупнейших производителей газа в регионе. Кроме того, ННК также планирует вложить 7 млрд. долл. в строительство сети газопроводов и увеличение мощностей по производству сжиженного газа. Еще в августе 2002 г. китайская компания China National Petroleum Company выиграла контракт стоимостью 320 млн. долл. на строительство двойного трубопровода (для перекачки одновременно нефти и газа) от месторождения Вафа до г. Мелита, вблизи Триполи. В марте 2004 г. Royal Dutch Shell Group одобрила ряд соглашений с ННК, которые включают осуществление нескольких проектов по сжижению газа. Единственный завод такого рода в Марса эль-Брега существует уже 35 лет, его оборудование устарело и не обновлялось из-за введения эмбарго. Его годовая производительность составляет 600 тыс. т в год. Предполагается увеличить мощности по переработке газа до 2,9 млн. т в год13. В течение ближайших 10 лет Ливия намерена экспортировать ежегодно 40–50 млрд. куб. м природного газа. Реализации этих планов будет способствовать состоявшееся 7 октября открытие газопровода протяженностью 540 км между Ливией и Италией в городе Мелита, на котором присутствовали М.Каддафи и премьер-министр Италии С.Берлускони. В реализации этого проекта принимал участие крупнейший итальянский концерн ЭНИ.
Большие средства предполагается направить в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность. Нефтеперегонные заводы были построены еще в 70–80-х годах. Их производственные мощности не превышают 400 тыс. барр. в сутки. Запрет на поставку оборудования и запасных частей для нефтеперерабатывающей промышленности во время санкций не позволил осуществить намеченную на вторую половину 90-х годов модернизацию заводов, и сейчас эта задача – в числе первоочередных.
В области электроэнергетики еще в 2000 г. началось осуществление десятилетнего плана развития с общей суммой капиталовложений в 3,5 млрд. долл., предусматривающего строительство восьми новых электростанций. Из них четыре уже построены, строительство еще одной мощностью 2400 МВт будет завершено в конце 2007 г., мощностью 5500 МВт в 2010 г. и по 10 тыс. МВт к 2020 г. Еще в 2003 г. Генеральная компания электроэнергетики Ливии (Gecol) пригласила подрядчиков принять участие в торгах на подписание контракта, предусматривающего сооружение новой электростанции, работающей на газе в г. Мисурата мощностью 750 МВт. Немецкая компания Lahmeyer осуществила предварительную подготовку проекта. В торгах приняли участие Hyundai Engineering and Construction Company, Daewoo Engineering and Construction (Южная Корея), немецкая Siemens, французская Alstom и российская «Технопромэкспорт». Gecol уже сдала несколько подрядов на производство работ в области электроэнергетики, в том числе индийской компании Bharat Heavy Electricus Ltd. (BHEL) на строительство электростанции Западная гора (Western Mountain) мощностью 625 МВт стоимостью 300 млн. долл. и южнокорейской компании Hyundai на расширение электростанции в Эз-Завия мощностью 800 МВт. Стоимость последнего проекта оценивается в 280 млн. долл. На начало 2004 г. установленная мощность электростанций составляла 4600 МВт. Генеральная компания электроэнергетики планирует вложить 3500 млн. долл. для финансирования работ по увеличению общей мощности электростанций до 10000 МВт к 2010 г., из которых 6000 МВт пойдет на удовлетворение внутренних потребностей страны14.
Расширяется сотрудничество в сфере энергетики со странами Европейского союза. Во время пребывания в Триполи 4 и 5 октября 2004 г. заместителя председателя Еврокомиссии, комиссара по энергетике и транспорту Лойолы де Паласио руководство Ливии выразило заинтересованность в том, чтобы присоединиться к Барселонскому процессу сотрудничества ЕС с ближайшими южными соседями и предложило увеличить поставки энергоносителей в страны Евросоюза. В коммюнике по итогам поездки была подчеркнута ключевая роль, которую могла бы сыграть Ливия в долгосрочной перспективе интеграции энергетических рынков вокруг Средиземного моря, в частности, путем объединения рынков Машрека и Магриба, что должно замкнуть кольцо линий электропередач и газовых систем. Ливия сотрудничает со странами ЕС также в осуществлении проектов, использующих нетрадиционные источники энергии. Так, германская фирма CUBE Engineerings готовит подрядные документы для первой крупной ливийской электростанции мощностью 25 МВт, использующей энергию ветра. Ее предполагается построить на побережье между Тобруком и Бенгази. Заказчиком является Gecol, немецкая компания будет управлять электростанцией в течение первого года с момента ввода ее в эксплуатацию в 2005 г. Электростанция – один из проектов, использующих возобновляемые источники энергии в Северной Африке15.
Как известно, Ливия испытывает большие трудности со снабжением водой. Она намерена и дальше разрабатывать имеющиеся на ее территории подземные источники пресной воды (они уже используются путем создания Великой искусственной реки – ВИР). Для этого ей необходимо получить помощь в размере не менее 5,5 млрд. лив. дин.(4 167 млн. долл.) в течение 10 ближайших лет. Из них 3,8 млрд. лив. дин. (2879 млн. долл.) предполагается выделить на осуществление грандиозного водного проекта и еще 1 700 млн. лив. дин. (91300 млн. долл.) для других более мелких проектов. Планируется также строительство завода по опреснению морской воды мощностью 900 тыс. куб. м воды в день.
Довольно остро стоит и жилищная проблема. В ближайшие 10 лет понадобится 250 тыс. единиц жилья. Для этого необходимо строить до 35 тыс. домов ежегодно. Но решение жилищной проблемы упирается в нехватку стройматериалов, особенно цемента в размере около 3 млн. т в год.
Для привлечения иностранных инвестиций был издан новый закон. Он предоставил много различных льгот и преимуществ иностранным инвесторам, в том числе: освобождение от налогов в течение первых пяти лет, снижение корпоративного налога, создание зоны свободной торговли в Мисурате и открытие государственных компаний для иностранных инвестиций. Немаловажным фактором является устранение бюрократических препятствий. Процесс проведения торгов иногда длится годами, и даже когда контракт заключен, окончательное оформление его зачастую затягивается, и он может быть аннулирован.
И все же существующие в Ливии правила регулирования деятельности и налогообложения иностранных компаний сдерживают приток иностранных инвестиций. Сравнительный анализ существующей здесь системы налогообложения со странами других регионов показывает, что она увеличивает долю нефти, идущей в пользу ливийского государства. Детали нового Соглашения о разработке и долевом участии в производстве – EPSA-4, касающиеся числа блоков и условий, предлагаемых иностранным фирмам, пока до конца не разработаны.
Иностранные компании заинтересованы в разработке нефтяных и газовых месторождений Ливии. Здесь уже работают: итальянская ENI, испанская Repsol, австрийская OMV, австралийская Woodside, греческая Hellenic. Открыто представительство американской компании Occidental. Их привлекают богатейшие запасы энергоносителей. В последнее время оценки запасов нефти увеличились до 100 млрд. барр. Если эти данные подтвердятся, то Ливия будет располагать почти 10% мировых запасов. Производственные расходы на добычу одного барреля нефти составляют в среднем всего 2,5 долл. По мнению представителя руководства компании Wintershall, Ливия располагает большим неосвоенным потенциалом углеводородов, 70% ее территории, по данным ННК, еще не прошли системного исследования на нефть. По оценкам правительства, в ближайшие 6–7 лет ей предстоит вложить не менее 30 млрд. долл. в модернизацию нефтегазовой промышленности, поскольку в период многолетнего действия санкций страна не имела доступа к современным технологиям.
Ливийское руководство надеется на возвращение в страну американских компаний. Имеются, однако, ограничения, препятствующие этому: ливийские активы в сумме около 1 млрд. долл. заморожены, прямое воздушное сообщение между двумя странами ограничено, Ливия остается в списке Департамента США как государство, спонсирующее терроризм. Очевидно, по мере дальнейших шагов со стороны руководства Ливии по созданию благоприятных условий для деятельности иностранных компаний эти препятствия могут быть устранены. Усиливаются внешнеэкономические связи Ливии и с ее традиционными партнерами – странами Европы. В конце апреля 2004 г. во время посещения М.Каддафи Брюсселя обсуждалась возможность участия Ливии в зоне свободной торговли (ЗСТ), которую предполагается создать к 2010 г. между ЕС и средиземноморскими странами. Глава Европейской комиссии Р.Проди сообщил ливийскому лидеру о намерении Евросоюза поддержать усилия Ливии по вступлению в ВТО и проявил интерес относительно готовности ливийского руководства подписать Барселонскую декларацию, которая требует от участников вышеупомянутой ЗСТ открыть национальную экономику и следовать по пути постепенной ликвидации торговых барьеров. В ходе переговоров в Брюсселе выяснилось, что пока М.Каддафи не готов идти на серьезные уступки.
Разработка новых нефтяных и газовых месторождений и интенсификация работ на уже действующих, даже поддержание объема добычи на прежнем уровне требуют не только внедрения самых новых передовых технологий, но и замены устаревшего, зачастую изношенного оборудования. Все это потребует огромных финансовых средств. В этих условиях руководство Ливии, очевидно, вынуждено будет пойти на дальнейшие шаги по либерализации своей экономики, на создание условий, способствующих привлечению иностранного капитала.
Список литературы
ливия экономика международные организации
1. Смирнова Г.И. Опыт ливийской революции (преобразование социально-экономических и политических структур). М. 1992, с. 80.
2. БИКИ, № 62, 2 июня 2004; MEED, 29 Oct/ – 4 Nov., 2004, v.48, № 44, с. 5.