Реферат по предмету "Международные отношения"


Конституциооные права и обязанности

Оглавление Введение 1 Эволюция института прав и свобод 2 Понятие конституционных прав и обязанностей 3 Критерии отнесения прав человека к основным
4 Основные обязанности человека и гражданина Заключение Список используемой литературы Введение. Под основными правами, свободами и обязанностями понимаются юридические нормы, которые закрепляют необходимый минимум, основу, позволяющие правовое положение человека в обществе. Другими словами основные права и обязанности адресованы неопределённому кругу лиц и предоставляются каждому человеку для реализации его деятельности. Актуальность темы заключается в том, что многие учёные начиная с XVIII столетия спорили о сущности и сфере действия основных прав и обязанностей. Некоторые философы эпохи Просвещения были убеждены в том, что свобода каждого может быть обеспечена уже только тем, что верховная власть будет в руках самого народа. Жан-Жак Руссо, чьи идеи оказали мощное влияние на французскую революцию, считал абсолютное господство воли народа лучшей гарантией личной свободы каждого. По этому образцу строилась и марксистско-ленинская теория государства, которая провозглашала, что свобода человека может быть достигнута через диктатуру пролетариата. Права каждого должны быть защищены перед государственной властью независимо от того, обусловлена ли эта власть волей народа или была установлена без его согласия. Права и свободы отдельных людей являются одновременно и разумным оправданием государственной власти, и пределом для ее осуществления. Права государства заканчиваются там, где начинаются права гражданина. Соблюсти свои права позволяют предоставленные человеку и гражданину возможности прибегать к судебной защите в случае неправомерных действий органов государства. Действия государственных органов в отношении граждан должны отвечать закону, ограничение их свобод возможно только в предусмотренных законом случаях. Гарантию этого может дать лишь право каждого проверить правомерность действий государственных органов посредством надлежащего разбирательства беспристрастной инстанцией. Преимущество демократии по отношению к другим формам правления определяется тем, что на правителей возлагается - обязанность давать отчет перед гражданами, выносить на обсуждение свою политику и переизбираться. Непременным условием для этого является свобода всех принимать участие в обсуждении государственных и общественных вопросов. Поэтому те права, которые защищают свободу формирования и высказывания мнений, свободу печати и других средств коммуникации, свободу собраний и демонстраций, образования партий, представляют особое значение для действия демократии. Не является оправданным посягательство государства на убеждения граждан, если они не представляют угрозы для демократии, прав и свобод других граждан. Но, с другой стороны, основные права позволяют власти пресекать случаи, когда возникает угроза для прав и свобод каждого человека. Целью данной работы я ставил рассмотрение сущности, а так же эволюцию основных прав и обязанностей в обществе. Эволюция института прав и свобод. По мнению большинства учёных корни современных прав и обязанностей встречаются в Античный и более ранний период развития общества. Изначально учёные полагают, что истоки прав и обязанностей возникли в Древнем Египте в виде религиозных текстов на основе обычаев. Первым сборником законов является Сборник законов Хаммурапи в Вавилоне состоящий из 282 статей. Были ещё и законы Ману в Древней Индии, законы Драконта, а позднее Солона в Древней Греции. Однако это были только сборники устоявшихся традиций и религиозных обычаев. Первый источник закрепления прав, свобод и обязанностей появился в Средневековой Англии, ею является Великая Хартия Вольностей Иоанна Безземельного 1215 г. Особенностью хартий и аналогичным их актов является то, что они распространялись на суверена и подвластных ему вассалов. Определённый шаг был сделан в кодексе Магнуса Эриксона в Швеции 1350 г., который содержал обещание монарха защищать подданных и судить честно и справедливо “без привилегии к кому-либо бедному или богатому”. В XVI-XVII в. можно встретить три вида актов, относящихся к правам, свободам и обязанностям. Во-первых, это акты метрополий, связанные с открытием Америки, вопросам существования индейцев, и их правовым статусом. Во-вторых, акты, отражающие дебаты по поводу толерантности (Нантский эдикт, Акт о толерантности Мериленда и др.). Содержание этих актов тесно связано с конкретными историческими условиями, в которых они принимались, и ими ограничено. Речь в них идёт о веротерпимости по отношению к другим верам и религиозным убеждениям. В-третьих, это акты, связанные с борьбой между королём и парламентом как например в Великобритании. Эти акты содержали определённые гарантии правового статуса личности (Петиция о правах, Хабеас корпус, Билль о правах). Однако все эти документы не носили комплексного характера, а затрагивали либо отдельные права и свобод, либо права и свободы для отдельных категорий населения. Новый этап наступил в XVIII в., когда появились на свет Хартия привилегий Трансильвании (1701), Декларация прав славного народа Виргинии (1776), Декларация прав и фундаментальных норм Делавэра (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789), носившие комплексный характер. В XIX в. Декларации прав и свобод становятся традиционной составной частью конституционных текстов (Конституция Испании 1812 г., Конституция Бельгии 1831 г., конституции бывших колоний в Латинской Америке). В начале XX в. На конституционном уровне всё шире начинают закреплять социальные права (Конституция Мексики 1917 г., Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г., Конституция Веймарской Республики 1919 г.)[1]. После второй мировой войны основу для развития прав и свобод начинают составлять международные акты. Большое влияние оказывает создание международных органов по защите прав человека, а так же института омбудсмена во многих странах. Развитие новых технологий, информатики, проблемы защиты окружающей среды и экологии привели образованию новых прав, как например, п. 1 ст. 45 Конституции Испании 1978 г[2]. гласит: “Всякое лицо имеет право пользоваться окружающей средой для развития своей личности, и оно обязано сохранять эту среду”. Главной основой современных основных прав и свобод является Всеобщая декларация прав человека принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией от 10 декабря 1948 г., закрепившая следующее: “Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах”[3] Понятие прав, свобод и обязанностей. В конституционном праве сложился комплекс понятий, которые используются для характеристики правового статуса человека и гражданина. Важнейшими из них являются права, свободы и обязанности. Право и свобода в конституционном праве рассматриваются как мера возможного поведения лица. В научных публикациях встречаются попытки провести различия между этими двумя понятиями. Теоретически это иногда возможно применительно к конкретной стране, особенно, если законодатель исходил из такого разграничения, что было характерно для ранних конституций. В сравнительно-правовом плане осуществить это не реально, в силу следующих особенностей современной конституционной регламентации в зарубежных странах:
1) Далеко не все права во всех странах называются именно правами, они могут называться в одних странах правами, в других – свободами. Например , ст. 19 Конституции Италии 1947 г[4]. Устанавливает: “Все имеют право исповедовать свои религиозные верования в любой форме, индивидуальной или коллективной, пропагандировать и отправлять соответствующий культ в частном порядке или публично, за исключением обрядов, противных добрым нравам”. А ст. 13 Конституции Греции 1975 г. Начинается словами “Свобода совести нерушима”.
2) Одна и та же возможность может в самой конституции называться то правом, то свободой, в зависимости от контекста. Так, например, ч. 1 ст. 11 Основного закона ФРГ[5] гласит: “Все немцы пользуются свободой передвижения на всей федеральной территории”. Согласно ч.2 этой же статьи, “это право может ограничиваться законом или на основе закона и только в случаях, когда отсутствует соответствующая материальная основа для его осуществления и в результате возникли бы особые тяготы для общества…”. Выбор термина “право” или “свобода” изначально определялся предпочтениями законодателей, позднее исторической традицией. Для более точного определения прав используются прилагательные, уточняющие их характеристики: естественные, прирождённые, фундаментальные и т.д. Естественные права – это права имманентные природе человека. Прирождённые права, строго говоря, это права, возникающие с момента рождения человека и в силу этого не нуждающиеся ни в каких позитивных действиях по их признанию. Фундаментальные права отождествляются с правами, признанными позитивными юридическим порядком и часто только с гражданскими и политическими правами. Индивидуальные права – права индивида, которые рассматриваются как гарантия невмешательства государства в частную сферу. Права личности – права, которые осуществляются личностью, рассматриваются в качестве физической и моральной принадлежности личности. Субъективные права – признанные возможности действий субъекта права. Обязанность – мера должного поведения, причём с недолжным поведением связывается возможность принуждения. Чаще всего в конституциях зарубежных стран встречаются обязанности соблюдать конституцию и законы страны, обязанность платить установленные в законе налоги и сборы, воинская обязанность, обязанность участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий. Наряду с ними на конституционный уровень могут быть подняты самые разнообразные обязанности. Так, например, в Бельгии установлена административная ответственность за неучастие в выборах. Лингвистически существует два способа формулирования прав, свобод и обязанностей – позитивный и негативный. При позитивном в статье констатируется наличие данного права, например, “Все испанцы равны перед законом; они не могут подвергаться дискриминации по мотивам рождения, расы, пола, вероисповедания…” ст. 14 Конституции Испании 1978 г[6]. При негативном статья конституции содержит запрет нарушать какую-либо норму. Например, “никто не может быть подвергнут научным, в том числе медицинским, экспериментам без добровольного выражения согласия” ст. 40 Конституции Польши 1997г[7]. И позитивные, и негативные формулировки могут быть персонифицированы и неперсонифицированы. В персонифицированных формулировках прав и свобод названы субъекты прав и свобод: граждане, апотриды, бипотриты и др. К наиболее часто встречающимся персонифицированным формулировкам относятся формулировки прав граждан, например ст. 46 Конституции КНР 1982 г. Гласит: “Граждане КНР имеют право на образование и обязаны учиться”. Что же касается других персонификаций, то они разнообразны, хотя и встречаются с меньшей частотой: это трудящиеся, работодатели, предприниматели, потребители, молодёжь и т.д. Например в соответствии со ст. 28 Конституции Японии 1947 г[8]., “гарантируется право трудящихся на создане организаций, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия”. Неперсонифицированные формулировки выражены безлично. Например, в конституции Японии 1947 г. Имеется ст. 21, которая содержит примеры позитивной и негативной неперсонифицированных формулировок: “Гарантируется свобода собраний и объединений, а также свобода слова, печати и иных форм выражения мнений. Никакая цензура не допускается, тайна корреспонденции не должна нарушаться”. Используемая в формулировках терминология нередко явно показывает, какой подход к правам и свободам был у законодателя: позитивистский или с точки зрения естественного права. В последнем случае речь идёт о “естественных, прирождённых, неотъемлемых и др. правах”. Такая терминология часто встречается, например, в постсоциалистических конституциях стран Восточной Европы. Так декларация основных прав и свобод, являющаяся составной частью Конституции Чехии, содержит в преамбуле положение о том, что признаётся “нерушимость естественных прав человека”; п. 1 ст. 12 Конституции Словакии 1992 г. – что “основные права и свободы неотъемлемы, неотчуждаемы, неприостанавливаемы и неотменяемы ”; ст. 30 Конституции Польши 1997 г. Говорит о “естественном и неотчуждаемом достоинстве человека” и т. д. Кроме того права и свободы могут быть сформулированы как права коллектива и как права индивида. Примером кодллективных прав может служить п. XXI ст. 5 Конституции Бразилии 1988 г.[9] : “Ассоциации имеют право представлять своих членов в суде и за его пределами, если они специально уполномочены на это”. Пример прав, сформулированных как права индивида, даёт положение п.1 ст.36 Конституции Болгарии 1991 г.: “Изучение и использование болгарского языка право и обязанность болгарских граждан”[10]. Субъекты прав и свобод – участники конституционно-правовых отношений, на которых распространяются права и свободы. В конституциях зарубежных стран существуют довольно разнообразная терминология для обозначения субъектов прав и свобод. По мнению Андреевой Г.Н. в конституциях зарубежных стран выделяются три группы субъектов: Во-первых, в качестве субъекта выступает любое лицо независимо от его качеств. Обычно это выражается словами “каждый”, “никто”, “все” и т.п. Во-вторых, в качестве субъекта выступает лицо, относящееся к определённой категории населения в зависимости от характера отношений с государством (граждане, иностранцы, апатриды). В-третьих, в качестве субъекта выступает лицо, относящееся к определённой социальной группе (родители, трудящиеся, предприниматели, молодёжь, инвалиды, этнические общности и т.д.)[11]. На уровне текущего законодательства, регулирующего конституционно-правовые отношения, субъекты прав и свобод обычно называются прямо и по возможности точно. Чёткое определение круга субъектов – важнейшая задача законодателя при принятии закона, неясность в этом вопросе означает неясность в наличие тех или иных прав, а это вызовет дополнительные обращения в государственные органы и т.д. Англосаксонская традиция в отношении субъектов состоит в том, чтобы по возможности детально определить, кто именно является субъектом прав, свобод и обязанностей. Обычно имеются отдельные статьи, в которых детально раскрывается содержание основных понятий, используемых в законе, так же приводится характеристика субъектов прав, свобод и обязанностей, но иногда это делается попутно , по ходу изложения правовой материи. Так , в Канадском Конституционном Акте 1982 г. Говорится о том, что в “в настоящем Акте под термином коренные народы Канады” понимаются индейцы, инуиты и метисы Канады[12].
Вопрос о том, является ли эта или иная категория населения субъектом соответствующего права или свободы, носит далеко не теоретический, а сугубо практический характер. Так, например, предоставление права передвижения гражданам означает, возможно, особый режим для иностранцев.
При отсутствии соответствующих конституционных норм вопрос толкуется доктринально, а в сложных случаях решается органами конституционного контроля. Считается очевидным распространение на все виды физических лиц неприкосновенности жилища, тайны почтовых, телеграфных, телефонных и иных сообщений, право на юридическую защиту частной собственности и личных неимущественных прав. Некоторые права и свободы распространяются только на отдельные категории физических лиц и часто круг прав и свобод варьируется от исторического развития и политической традиции страны. К примеру, ст. 38 гл. III Конституции Итальянской Республики 1947 г. гласит: “Каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку и помощь государства”[13]. Критерии отнесения прав человека к основным. Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина. К основам правового статуса личности относятся закрепленные в Конституции права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. Можно выделить следующие причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, а другие – в текущем законодательстве. 1. Значимость данного права и данной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы. Для человека они – условие для достойного его существования, человек и, в частности, гражданин обладает естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит. Само существование государства, общества обеспечивается совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности — политической, экономической, духовной. Так, без реализации права на свободу предпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было бы формирование структур управления обществом. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством именно в Конституции, но и защищаются им как необходимое условие его существования. Вместе с тем, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции).[14] 2. Их неотчуждаемость. Статья 1 Всеобщей Декларации Прав Человека 1948 г., как известно, устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения[15]. 3. Особые юридические свойства основных прав и свобод. Эти права и свободы: а) лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. Так, все права, вытекающие из норм трудового права, основываются на конституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения — на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права и свободы являются главными в характеристике правового положения личности; б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами других отраслей права, увязываются со статусом лица — рабочий и служащий, собственник имущества, наниматель жилой площади, покупатель и т.д.; в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения, для каждого человека или для каждого гражданина. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают связь лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его воле, принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства; г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы человека и гражданина проявляются в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения; д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — в Конституции; е) обеспечиваются повышенной правовой охраной: конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, без принятия новой; граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причем жалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права и свободы граждан. Всеобщая Декларация Прав Человека включает 30 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Система основных прав и свобод характеризуется и порядком расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство. В большинстве современных конституциях зарубежных стран, основанных на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Основные обязанности человека и гражданина Правовой статус характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - связаны с его статусом как члена местного сообщества. Корпоративные обязанности порождаются членством в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Обязанности устанавливаются нормами всех без исключения отраслей права, каждая отрасль - в сфере отношений, составляющих её предмет. В отличии от других отраслей государственное право выполняет двоякую роль. Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта государственно-правовых отношений - обязанности лица как депутата, как члена различных органов государственной власти и МСУ и многих других статусов.
Вместе с тем государственное право в закреплении обязанностей человека и гражданина выполняет и другую, специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые 1) носят всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица,
3) закрепляются на высшем, конституционном уровне. В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены и такие требования, как ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение гражданина к государственным и общественным интересам, активное включение его в охрану этих интересов. Соблюдение основных обязанностей обеспечиваются всеми мерами правового и общественного воздействия. Основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия а обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Традиционными обязанностями, которые государство возлагает на своих граждан являются: 1) Подчинение законам и иным нормативно-правовым актам, например, ст. 79 Конституции Вьетнама 1992 г. гласит: “Граждане обязаны соблюдать Конституцию, законы, охранять государственную безопасность и общественный порядок, спокойствие, хранить государственную тайну, соблюдать правила общественного правопорядка ”. 2) Уплата налогов. Ст. 30 Конституции Японии 1947 г. “Население подлежит обложению налогами в соответствии с законом”. 3) Воинская Обязанность. П. 1 ст. 30 Конституции Испании 1978 г. гласит: “Испанцы имеют право и обязаны защищать Испанию”. В конституциях появившихся относительно недавно содержится не только сам термин “обязанности граждан”, но даже соответствующие главы и разделы (в Итальянской Конституции часть I “Права и обязанности граждан”, в Конституции Венесуэлы часть III “Личные и общественные права и обязанности”, в Конституции Японии глава III “права и обязанности народа”.) Наряду с провозглашением свободы труда и даже права на труд в некоторых конституциях декларируется обязанность трудиться. Так Конституция Японии в ст. 27 гласит: “все имеют право на труд и обязаны трудиться”, Конституция Гватемалы в ст. 112 устанавливает: “Труд является правом. Всякое лицо обязано своим трудом способствовать социальному прогрессу и благосостоянию. Бродяжничество наказуемо”. Несмотря на свою декларативность, эта обязанность демократична по своему характеру, ибо она укрепляет легальные позиции трудящихся в борьбе против безработицы. В настоящее время получило распространение обязанность как забота о детях. Так в ст. 30 Конституции Итальянской республики провозглашается: “Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака”[16]. В конституциях социалистических стран встречается целый ряд специфических обязанностей в экономической сфере, вытекающих из особенностей организации производства при социализме. К ним можно отнести обязанность “строго блюсти дисциплину труда и рабочее время” (ст. 69 Конституции КНДР 1972 г[17].); обязанность каждого работника “безукоризненно выполнять задачи соответствующие его должности” (ст. 45 Конституции Кубы 1976 г.)[18]. Заключение В результате проведённого исследования на основании рассмотрения всех вышеизложенных фактов можно сделать вывод о значимости такого института как основные права и обязанности в современных зарубежных государствах. В реферате изложены права и свободы, которые должны соблюдаться в любое время и на любом уровне государственной власти. Такие права и свободы называются «основными правами». Под «правами человека» понимаются такие права, которые не ограничиваются определенным кругом людей, а распространяются на любого человека. Государство обязано их соблюдать, во многих случаях это вменяется в обязанность нормами международного права. А под «правами гражданина» следует понимать взаимную юридическую связь, возникающую между гражданином или подданным и государством. Задача государства состоит в защите того, что, собственно, и придает человеку человеческое достоинство: его свободы самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь сообразно этим решениям, если только этим не нарушаются права других людей. С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя и представляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другой стороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органов государственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждом отдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке. Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для законодательных органов основные права и свободы – рамки, определенная программа законотворческой деятельности. Все государственные органы обязаны толковать и применять нормативный акт как отвечающий основным правам. В случае если нормативный акт не может применяться без нарушений основных прав, нужно ставить вопрос о его отмене. Ошибочно полагать, что основные права есть некие привилегии и правомочия. Сумма этих возможностей есть естественная свобода каждого человека, не зависящая от любого правопорядка. В общем эта свобода не ограничена, и тот, кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободы действий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этому оправдательные причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод: они не должны нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам, установленным законом. Однако не индивидуум обязан оправдывать свои действия, когда он хочет воспользоваться одной из своих свобод, а государство, если оно хочет ограничить эту свободу. В этом проявляется роль Всеобщей Декларации Прав Человека как эталона или стандарта необходимого для закрепления в конституциях всех стран. Список используемой литературы: 1) Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) Текст Декларации опубликован в "Библиотечке "Российской газеты" совместно с библиотечкой журнала "Социальная защита", 1995 г., N 11, с. 10, в "Российской газете" от 10 декабря 1998 г., в "Библиотечке Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г. 2) Основной закон Федеративной Республики Германии 23 мая 1949 г. Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М.: ООО Изд-во “Юрлитинформ”, 2001. – 448 с. 3) Конституция Японии 3 мая 1947 г. Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М.: ООО Изд-во “Юрлитинформ”, 2001. – 448 с. 4) Конституция Итальянской Республики 22 декабря 1947 г. Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М.: ООО Изд-во “Юрлитинформ”, 2001. – 448 с. 5) Конституция Испании 1978 г. Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М.: ООО Изд-во “Юрлитинформ”, 2001. – 448 с.
6) Конституция Федеративной Республики Бразилии 1988 г. Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М.: ООО Изд-во “Юрлитинформ”, 2001. – 448 с. 7) Конституция Китайской Народной Республики 4 декабря 1982 г. Конституции зарубежных стран / Сост. Дубровин В.Н. – М.: ООО Изд-во “Юрлитинформ”, 2001. – 448 с.
8) Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 656 с. 9) Батыр К.И., Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран : учеб. / 4-е изд. Перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2005. – 469 с. 10) Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: учебник. 2-е изд.-М.: Юристъ, 1998. 11) Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Белые Альвы, 1999. – 456 с. [1] Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 656 с. [2] Конституция Испании 1978 г. [3] 1) Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией от 10 декабря 1948 г.) [4] Конституция Итальянской Республики 22 декабря 1947 г. [5] Основной закон Федеративной Республики Германии 23 мая 1949 г. [6] Конституция Испании 1978 г. [7] Конституционное право зарубежных стран: учебник / 6-е изд. Перераб. и доп. – М.: Белые альвы, 1999. – 456 с. [8] Конституция Японии 3 мая 1947 г. [9] Конституция Федеративной Республики Бразилии 1988 г. [10] Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 656 с. [11] Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 656 с. [12] Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Белые Альвы, 1999. – 456 с. [13] Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Белые Альвы, 1999. – 456 с. [14] Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: учебник. 2-е изд.-М.: Юристъ, 1998. [15] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [16] Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. и доп. – М.: Белые Альвы, 1999. – 456 с. [17] Конституция Китайской Народной Республики 4 декабря 1982 г. [18] Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 656 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.