Реферат по предмету "Социология"


Причины возникновения межэтнических конфликтов

Введение
Исторически сложилось, что Россия является многонациональнойстраной, в которой взаимодействуют между собой представители различных культур,традиций и обычаев. Но в последнее время взаимодействия между этносамиусилилось. Связано это, прежде всего, с ростом миграции на территориюРоссийской Федерации из ближайших республик. Из-за увеличения числа мигрантоввсе больше проявляются различные формы нетерпимости, ксенофобии, экстремизма итерроризма. Все это ведет к увеличению числа межэтнических, межкультурных исоциальных конфликтов. Наиболее опасными являются межэтнические конфликты,поскольку они разрушают межличностные и деловые связи между регионами, падаетавторитет органов государственной власти.


Социологический анализ проблемы формирования толерантности
На основе трудов Асмолова А.Г, Дробижевой Л.М., Керимова К.С.и других, был сделан вывод, что дихотомия «толерантность – интолерантность»существует во всех обществах и во всех культурах, но с разной степеньювыраженности по отношению к различным объектам и в различных формах. Средствамассовой информации, взвешенно освещая межнациональные проблемы, могутспособствовать распространению норм толерантного поведения, противодействиюразличным видам экстремизма, этнофобии, ксенофобии. В этом плане журналистикаможет быть позитивной, нейтральной и негативной. Поскольку проблемамежэтнических отношений стала одной из самых болезненных в современномобществе, становятся актуальными вопросы о задачах этнической журналистики вобществе, о способах толерантного освещения этничности в СМИ, об этическихнормах, регламентирующих подобную деятельность журналистов, в том числе ивопрос о границах «свободы слова».
В мае-июне 2007 г. в г. Тюмени и на юге Тюменскойобласти было проведено исследование с целью изучения проблемы толерантности какосновы формирования этнической культуры населения и разработки концепциитолерантности. Объектом исследования явилось население г. Тюмени и югаТюменской области (гг. Ишим, Тобольск, Ялуторовск, Заводоуковск). Предметом исследованиявыступило формирование межэтнической терпимости в регионе как важной частимежнационального взаимодействия в многонациональном обществе.
В результате было выявлено следующее. Проблемы межэтническоговзаимодействия существуют и в нашем регионе, более того, при сравнении сданными исследований ведущих специалистов в области межэтнических отношенийстало возможным выявить точки межэтнической напряженности в Тюменской области,была сделана попытка определить возможные тенденции развития межнациональныхотношений, а также определен пороги конфессиональной толерантности. Рабочиегипотезы о том, что Тюменская область является наиболее стабильным региономввиду установившегося баланса многонациональности и многоконфессиональностиподтвердились. Был сделан вывод, что необходимо пропагандировать мероприятия,проводимые Комитетом по делам национальностей Администрации Тюменской области,поскольку население не осведомлено о работе в данном направлении.
В результате выполнения научного исследования стало возможнымопределить черты толерантной и интолерантной личности и разработать концепциютолерантности в обществе, которая включала бы в себя следующие элементы:просветительский, диагностический и коррекционно – развивающий.
Просвещение включает в себя следующие компоненты: предоставлениеинформации о толерантности и интолерантности, формах их проявления вмежэтническом взаимодействии; формирование представлений о возникновении изакреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминациипо признаку расы и этничности; обучение навыкам распознавания проявленийэтнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности ирасы в различных сферах общественной жизни; формирование более адекватныхпредставлений о различных культурах и психологических особенностях ихпредставителей.
Диагностика должна включать в себя осознание участникамиобразовательного процесса собственных этнических стереотипов и их влияния наразличные сферы жизни; определение общего уровня толерантности отдельных группучастников образовательного процесса.
Коррекция, психологическая помощь и развитие: разрядка негативныхчувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности ирасы; формирование позитивной этнической идентичности; осознание собственнойроли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных формдискриминации по признаку этничности и расы.
Еще одним негативным последствием межэтнических конфликтов,интолерантности и ксенофобии является препятствие успешному взаимодействиюРоссии с другими государствами, что может привести к изоляции государства отдругих стран мира. И результатом может стать снижение способности общества кинтеграции и мобилизации. Вследствие этого весьма актуальны исследования, направленныена поиски путей формирования межкультурной компетентности, через которую можноприйти к межнациональной и межкультурной толерантности.
 
Этнические конфликты как объект этносоциологии
Формирование методики разрешения этнопроблем – задача этносоциологии,условие эффективного управления. Проблемы можно разделить по сферам:политические и правовые (суверенитет, самоопределение, автономия, праваменьшинств); социально-экономические (распределение доходов и бюджета, формыхозяйствования, занятость, миграции, демография); этнокультурные (язык,культурная автономия, образование, СМИ, религия, искусство). Наложениепротиворечий, их аккумуляция могут привести к конфликту. Одни исследователисчитают конфликт предельным случаем обострения противоречий, другие называютего особым видом взаимодействия, третьи – социальной болезнью, четвёртые –нормальным состоянием динамического общества.
Этноконфликт – частный случай социального конфликта, обладающийрядом специфических черт. Источником конфликтности и напряжённости выступает немногонациональность (полиэтничность). Однонациональность (моноэтничность)государства – также не гарантия стабильности. Если в многонациональномгосударстве противоречия и конфликты имеют характер межобщинных(межрегиональных, межгруповых и т.д.), то для однонационального государства онинередко переносятся на межгосударственный уровень. Обычно это связано с рольюдиаспоры, нарушения прав и свобод которой вызывает нередко вмешательство состороны исторической родины. Это вполне может служить базой для развёртываниянационального конфликта на межгосударственном уровне.
Сведение к минимуму этнопроблем и противоречий возможно: во-1-х,если страна однородна в этническом отношении, т.е. нацменьшинства в составе еёсоставляют не более 5–10%, населения; во-2-х, если титульная нация не имеетзначительной диаспоры, особенно в сопредельных странах; в-3-х, органы власти иуправления должны чутко реагировать на изменения в национальных отношениях ипринимать своевременные и надлежащие меры. Первое условие позволяет свести кминимуму внутригосударственные этнические проблемы, второе – межгосударственныепроблемы, третье – быть готовыми к практическим действиям. Этим можно объяснитьстремления многих государств: а) добиваться однородности этносостава населения,б) пытаться объединить под юрисдикцией этнически родственные группы, в)укреплять систему социально-политического управления.
Проблема в том, что правовым путём сложно добиться этническойоднородности территории или объединения этнородственных групп в 1-мгосударстве. Не более 40 стран можно отнести к мононациональным, и толькоединицы из них не имеют диаспоры. Но этническая однородность – не свидетельствонациональной консолидации. Есть любопытный феномен этносоциального развития –отсутствие национально-этнических проблем, противоречий и конфликтов приводитнередко к их замещению иными. Т.о., мы можем констатировать отсутствиебесконфликтных обществ: есть лишь общества со стремлениями к острым формамразрешения конфликтов, и общества с тягой к консенсусным формам выхода изконфликтов.
Этноконфликт – разновидность социального межгруппового конфликта,когда группы поляризуются по этническому признаку. Корни этноконфликтовнаходятся в области экономических, политических, правовых, социальныхпротиворечий, однако этноконфликты имеют внутреннюю логику развития. Нельзя неучитывать влияния психологических факторов, мощь потенциала самосознания.Конфликт формируется в ситуации, содержащей проблему, т.е. противоречия,которые представляются данным этническим общностям как значимые для нихпротиворечия между сущим и должным. Конфликтная ситуация – совокупностьфакторов и предпосылок (включая состояние массового сознания) конфликта,выступающего как форма межэтнических отношений.
Конфликтная ситуация порождается противоположными позициями сторонпо существенным вопросам, или коренным несовпадением интересов, илиразнонаправленными целями, или взаимно неприемлемыми средствами достиженияцелей. Развитие конфликтной ситуации начинается с роста этноцентризма, которыйимеет место в большей или меньшей степени у всех этнических общностей, особеннопри развитом самосознании.
Нарастанию напряжённости способствует усиление негативныхэтностереотипов. Эти стереотипы отражают опыт контактов между народами и могутносить как положительную и отрицательную окраску. В последнем случае наступаетотчуждение, усиливается напряжённость во взаимоотношениях, которая можетпрорваться самым неожиданным образом. Источником этноконфликта являетсястолкновение национальных интересов, т.е. экономических, политических,социальных и т.д. интересов, но под углом зрения гипертрофированногосамосознания. На практике, как правило, «общие национальные интересы», принимаясамодовлеющую форму, оказываются оторванными от действительных – индивидуальныхи групповых интересов, а подчас и противостоят им. Однако благодарязначительному эмоциональному потенциалу национального самосознания возможнаускоренная консолидация большей части нации для защиты своих национальныхинтересов (подлинных или фиктивных) в ситуациях угрозы (реальной или мнимой)этим интересам.
Структура этноконфликта включает в себя такие составляющие как:объект конфликта (противоречия, порождающие конфликтную ситуацию), субъектыконфликта (стороны, оппоненты), основу конфликта (конфликтную ситуацию). Чтобыситуация переросла в конфликт, необходим импульс – инцидент. В случаеэтноконфликта таким инцидентом выступают обычно действия со стороны оппонентов(как правило, сначала одного из них), направленные на осуществление своихинтересов путём ущемления и ограничения интересов другой стороны(экономических, политико-правовых, культурно-языковых, конфессиональных и т.д.).Если в результате этого оппонент отвечает защитными действиями, то инцидентможно считать состоявшимся и национальный конфликт из потенциального становитсяреальным.
Имеются различные точки зрения относительно схем выделения стадийразворачивания и развития конфликта. Наиболее типичной из этих схем являетсяследующая: стадия конфликтной ситуации (или потенциального конфликта), переходнаястадия (стадия перехода, перерастания потенциального конфликта в реальный),стадия непосредственно самого конфликта (стадия конфликтной активности,конфликтных действий), стадия разрешения или снятия конфликта. Можно выделитьдве крайние точки на конфликт: первая – считать конфликт нормальным социальнымфеноменом, частным случаем проявления общественных противоречий; вторая –считать конфликт социальной аномалией, своего рода социальной болезнью. Разницав оценках обуславливает разницу в подходах: в первом случае главным считаетсяуправление и овладение конфликтной ситуацией, во втором – основной упорделается на коренное излечение, профилактику и недопущение рецидивов.
Анализ показывает, что первопричины конфликтов кроются вдисгармонизации национальных интересов. Эффективное урегулирование возможнотолько путём выработки норм сосуществования этносов в рамках единой социальной,политической, экономической системы. Гармонизация интересов возможна лишь вусловиях бесконфликтного сосуществования (бесконфликтного – не значитбеспроблемного). Генезис этноконфликта зависит от тех проблем и противоречий,которые реально существуют в обществе, и в определённый момент всплывают наповерхность в виде конфликта. В развитой форме конфликт является проявлением тенденцийв развитии национальных движений. Эти движения можно расклассифицировать на:сепаратистские, ирредентистские (воссоединительные), автономистские,этнолингвистические, этноконфессиональные, этноэгалитаристские (уравнительные),антимиграционные
Деление на типы условно, тем более что одно движение может нести всебе признаки нескольких типов, иметь различные тенденции. Например, ирландскоедвижение в Ольстере можно квалифицировать и как сепаратистское (отделение отВеликобритании), и как ирредентистское (желание воссоединиться с Ирландией), икак этноконфессиональное (католическое движение против засилья протестантизма).Нередко этнолингвистические и этноконфессиональные движения бываютвзаимосвязаны, особенно если религиозное меньшинство одновременно являетсяязыковым. Национальные движения могут трансформироваться в ходе историческогоразвития: автономистские движения по достижении своих целей (получениеавтономии) могут перерастать в сепаратистские или ирредентистские и т.д.
Характер национального конфликта зависит не только от генезиса, нои от целей. По этому признаку выделяют конфликты: реалистические,нереалистические, смешанные. Реалистические конфликты предполагают, чтосубъекты конфликта имеют чётко осознанные цели, а конфликт выступает средством достижения.Это подразумевает поиск альтернативных способов решения конфликтов припостоянстве целей сторон. Нереалистичесие конфликты имеют место, когдасубъекты конфликта не очень отчётливо осознают мотивы конфликта, а сам онявляется лишь средством эмоциаональной разрядки. Для нереалистическихконфликтов свойственна альтернативность не способов решения, а объектовконфликта. Нереалистические конфликты более стихийны, иррациональны, менееподвластны управлению. «Смешанные конфликты» – наиболее тяжёлый случай,когда субъекты поляризованы в целях, способах и функциях конфликта. Этопроисходит, когда для одного из субъектов конфликт выступает какреалистический, а для другого – как нереалистический.
Примерами реалистических конфликтов могут служить армяно-азербайджанский,грузино-абхазский, молдавско-приднестровский и т.д. Нереалистические конфликты– осетино-ингушский, ошский, ферганский и т.д. Смешанные конфликты –таджикский, грузино-мингрельский, чеченский и т.д. По длительности конфликтыможно разделить на кратковременные (ферганский, ошский), долговременные(кавказские, балканские, ближневосточные) и промежуточные. С длительностьюсвязана острота. Кратковременные конфликты бывают острыми, долговременные –хроническими. Возможны и острые долговременные конфликты (ближневосточный,южноафриканский, афганский, кашмирский). Ещё одним основанием деленияконфликтов на группы является интенсивность протекания конфликта, т.е. рольнасилия в ходе происхождения и развития конфликта. В западной конфликтологиивыделяют: насильственные конфликты; чреватые насилием насильственные, ноуправляемые; потенциально насильственные; ненасильственные, управляемые. Чембольше роль насилия в конфликте, тем менее он подвержен управлению. Наинтенсивность протекания национальных конфликтов оказывает влияние целый рядфакторов: эмоциональный накал конфликта, численность и организованностьзадействованных в конфликте групп, характер целей и средств.

Особенности этнических стереотипов молодежи
Важную роль в межнациональных отношениях играют этническиестереотипы. Это разновидность социальных стереотипов, представляющая собойупрощенный и эмоционально окрашенный образ той или иной нации. Существующиестереотипы могут сыграть значительную роль в осуществлении межнациональногообщения, повлиять на характер межнациональных отношений, их интенсивность.Особую роль играют этнические автостереотипы, поскольку являются не толькопоказателем восприятия собственной нации, но и индикатором социальногосамочувствия. От того насколько уверенно чувствует себя человек, на сколькодоволен он своим положением, во многом, зависит и характер автостереотипа. И втоже время, если его оценка своей нации отличается доминированием положительныххарактеристик, он ощущает стабильность своего положение, связь со своей нацией,его отношение к представителям других нации становится лояльней.Соответственно, возможность возникновения межнационального напряжения,перерастающего в конфликт, ниже, чем в противоположном случае.
Длительный кризис в России оказал влияние на формированииценностей и ценностных ориентаций молодежи, на формировании сознания даннойкатегории. Трудности проявляются не только в становлении гражданского сознания,но и политического и этнического сознания молодого поколения.
Исследователи особенностей молодежного этнического сознания особоевнимание уделяют проблеме формирования молодежных этнических стереотипов.Наблюдаемый в последнее время глобальный процесс взаимодействия ивзаимопроникновения культур, цивилизаций, ведущий к их унификации, свидетельствуето важности исследования не только гетеростереотипов, но и этническихавтостереотипов, знание которых способствует сохранению собственных культурныхценностей того или иного этноса, его национальной самобытности. Этническиестереотипы служат измеряемой формой проявления национального характера ивыполняют важную функцию, влияя на симпатии / антипатии человека иопределяя тем самым его поведение в различных коммуникативных ситуациях.Усваиваемые в процессе социализации автостереотипы способствуют формированиюпонятий хорошо / плохо и задают ориентиры в межличностном взаимодействии.Важность изучения автостереотипов связана еще и с тем, что культурные ценностив отличие от гетеростереотипов анализируются внутри этнической общности, тоесть теми, кто знает и понимает эту культуру.
В связи с этим в апреле 2007 года в городе Твери было проведеноприкладное исследование, целью которого явилось изучение этническихавтостереотипов тверской молодежи как одной из разновидностей этническихстереотипов. Было опрошено 300 человек, из них учащихся 11-х классов МОУ СШ г. Твери– 100 человек, студентов 1 курса ВУЗов г. Твери – 100 человек, студентов 4курса ВУЗов г. Твери – 100 человек.
Результаты исследования позволили сделать ряд выводов. Средишкольников, студентов 1 курса и студентов 4 курса одинаково высока доля тех,кто идентифицировал себя с какой-либо нацией.
В основном в исследовании принимали участие представители русскойнации. Следует отметить, что среди опрошенных в каждой категории выделиласьопределенная доля тех, кто отнес себя не к русской нации. Но доля данныхреспондентов не позволяет проанализировать ответы представителей каждой нациина предмет автостереотипов, поскольку полученные результаты не отражаютреальной ситуации среди представителей этой нации.
Школьники и студенты 1 курса выделили в качестве главных цветов,ассоциирующимися с русскими, белый и синий. Однако студенты 4 курса определяютглавным цветом красный, что свидетельствует о тревожности, присутствующей приоценке своей нации. Данный выбор вполне можно объяснить не только смысловойнагрузкой этих цветов, но и их использованием в официальной символикегосударства. Из представителей животного мира русских однозначно ассоциируют смедведем. Медведь символизирует добродушие и ярость, силу, лень, обжорство иаскетизм одновременно. В самом образе заключено двоякое прочтение, чтосоответствует и определению главных черт национального характера и цветовымассоциациям
У студентов 1 курса и школьников наблюдаются расхождения приоценке черт характера русской нации и последующем выборе пословицы,символизирующей черту характера. Часто ранее названные черты, не соответствуюттем, что выбираются на уровне ассоциации. Это может являться признакомнеустойчивости существующего автостереотипа. При этом студенты 4 курсахарактеризуют свою нацию более определенно.
В результате можно отметить такую особенность этническихавтостереотипов молодежи, как неоднозначность. Это проявляется и в выборецветовых ассоциаций, животного символа, в оценке черт национального характерачерез пословицы. Одинаково высокая доля выбора противоположных черт указываетна то, что у молодежи не сложилось устойчивого и однозначного представления освоей нации, о тех чертах, которые ей присущи.
 
Методика измерения этнических стереотипов
Этнический фактор становится основой формирования конфликтности всовременном мире, а повышение толерантности граждан, для любой страны, особеннотакой многонациональной, как Россия, становится важнейшей задачей.
Актуальность исследования толерантности, формирования этническихстереотипов определяется сложностью этносоциальных процессов, протекающих вроссийском обществе. Согласно данным социологических опросов, с середины 90-хгодов в России, наблюдался всплеск убийств на национальной почве.
Результаты многочисленных исследований показывают, что установкипреломляются через сложную совокупность факторов трех уровней (общества, группыи личности), выступающих в качестве «буфера» между содержанием сознания иповедением. Для выявления проблемы происхождения и формирования стереотиповнеобходимо выявить, являются ли стереотипы следствиеминдивидуально-психологических особенностей человека или вызваны инымипричинами.
С течением времени этнические стереотипы имеют тенденциюизменяться, особенно сильная трансформация происходит при различного родакризисах в стране, будь то, социальный, политический, экономический кризис.Также фактором, активирующим трансформацию этнических стереотипов, можетвыступать межнациональная напряженность в обществе, а отрицательные стереотипы,могут проявляться в крайних формах, таких как, ксенофобии и межнациональнойвражда, что вызывает серьезные социальными потрясениями.
В связи со всем вышесказанным, можно утверждать, что необходимопроводить мониторинговые исследования изменений происходящих в этическихстереотипах наблюдать за их трансформациями и предпринимать определенные мерыпо сглаживанию межнациональной напряженности.
Этнические стереотипы возникают из-за отсутствия информации, всвязи с тем, что они упрощают суждения и служат универсальными шаблонами, спомощью которых, можно создать собственное видение определенного объекта.Поэтому принципиально важно при изучении стереотипов, определить факторы,влияющие на их формирование и причины их трансформации.
Можно определить три фактора детерминирующих стереотипноемышление:
·         социальнаяреальность, воздействующая на людей и фиксируемая ими культура людей, живущих вэтой реальности
·         массовыеинформационные и коммуникационные процессы, отражающие эту реальность икультивирующие ее образы в сознании людей.
Чтобы уменьшить негативное влияние этнических стереотипов,необходимо информировать население о происходящих процессах. Важно выявитьосновные точки напряженности и причины этих стереотипов и способы ихнейтрализации.
Одним из таких способов выяснения причин трансформации этническихстереотипов, факторов влияющих на их формирование и уменьшение подверженностиреспондентов к стереотипному мышлению путем повышения их информированности,может служить, методика обогащенного общественного мнения.
Помимо традиционных опросов для изучения этнических стереотиповвозможно применение опроса с помощью методики обогащенного общественногомнения, поможет определиться с тематикой, по которой необходимо информироватьнаселение, какие аспект проблемы нужно отразить в первую очередь, какиестереотипы существуют и причины их появления и многое другое. Тем самымподобные исследования помогут снизить межнациональную напряженность.
Этапы проведения данной методики:
1.        Подготовкаи проведение базового опроса общественного мнения по традиционной схеме, гдеизучается сырое, необогащенное общественное мнение.
2.        Мнениявсех участников базового опроса или, чаще, мнения респондентов, вошедших всконструированную выборку из участников базового опроса, «обогащаются». Этоделается с помощью разных приемов: в небольших группах респондентов обсуждаютсясоответствующие проблемы; организуются встречи с экспертами; распространяютсяспециально подготовленные материалы; необходимая информация направляетсяреспондентам через электронную почту или «вывешивается» на специальныхвеб-сайтах и т.д. Современные технические средства уже сейчас позволяютреализовывать еще вчера казавшиеся невозможными схемы коммуникацииреспондентов.
3.        Проводитсяповторный опрос в группе респондентов, принимавших участие в процедуреобогащения. Интервал между базовым и повторным опросами – от нескольких дней дополутора-двух месяцев. Предполагается, что за это время все респонденты смогутполучить, изучить и обобщить необходимую информацию и сформулировать свое новоеотношение к соответствующей социальной проблеме. Финальное распределениеответов респондентов классифицируется как решение центральной, базовой задачи,как обогащенное мнение3.
Подводя итог, можно сказать, что таким образом можно «просвещать»респондентов, снимать стереотипность мышления, тем самым, давая им «иммунитет»против подверженности манипуляциям в СМИ по данной тематике. В результате«обогащения» мнений возможно построение модели «продвинутого» в информационномотношении общества.
 

Заключение
Проблема межнациональных отношений стала одной из актуальныхпроблем современного общества. Многие ученые связывают возросший интерес кэтничности с мировыми процессами интеграции и глобализации, когда происходитинтернализация культурных норм и ценностей. В результате этого индивидыутрачивают возможность соотнесения себя с той или иной общностью на базе техособенностей, которые существовали ранее. Психологи утверждают, что одной изособенностей нашего сознания является стремление идентифицировать себя скакой-либо группой. Именно из этого стремления и происходит рост значениянациональной самоидентификации. Роль национальной принадлежности становится всёболее значимой. Одновременно это порождает новые проблемы, которые заключаютсяв высокой степени конфликтности современных межнациональных отношений.

Список литературы
 
1.    Асмолов А.Г. Толерантность:различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознанииРоссии. М., 2008.
2.    Дробижева Л.М. Толерантностьи рост этнического самосознания: пределы совместимости // От толерантностик согласию. М., 2007.
3.    Здравомыслов А.Г. Межнациональныеконфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 2005.
4.    Керимов К.С. Конфликтогенныефакторы межнациональных отношений в северном регионе // Вестник ТюменскогоНефтегазового университета. Региональные социальные процессы. 2006. №3.
5.    Петров В.Н. Миграциинаселения и этнические мигранты в современной России. Краснодар, 2006.
6.    Подросткии юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания имежэтнических отношений. М.: Институт социологии РАН, 2007.
7.    Хайруллина Н.Г. Социодиагностикаэтнокультурной ситуации в северном регионе. – Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2007.
8.    Хайруллина Н.Г.,Салихова А.Р. Динамика социокультурной ситуации на юге Тюменскойобласти // Вестник Тюменского Нефтегазового университета. Региональныесоциальные процессы. 2007. №1.
9.    Арутюнян Ю.В. Этносоциология:учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов.– М.: Аспект-пресс, 2008.
10.  Сикевич З.В. Национальноесамосознание русских. – М.: «Механик», 2006.
11.  Сикевич З.В. Социологическоеисследование: практическое руководство – СПб.: Питер, 2007.
12.  ДокторовБ. Из XVII столетия в наступивший век: к становлению постгэллаповских опросныхтехнологий // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев.2007. №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.