В последнее время в политический лексикон ИРИ все больше входит новый термин, определяющий иранскую внешнюю политику, так называемая «ирано-исламская дипломатия». Ирано-исламское направление внешнеполитического курса страны связано как с внутренним положением Ирана на фоне обострения борьбы между «консерваторами» и «реформаторами» за выбор своего дальнейшего пути развития, так и с ситуацией вокруг ИРИ в целом в связи с активизацией глобальной антитеррористической кампании под руководством США и осложнением общей ситуации в регионе. Попытки правительства М.Хатами, направленные на улучшение отношений Ирана с США, не дали пока положительных результатов. Америка сохраняет настороженное отношение к Ирану и обвиняет его в поддержке исламского экстремизма, международного терроризма, производстве оружия массового поражения. Однако в условиях очевидного доминирования США в международной политике, в том числе в тех регионах, где затрагиваются жизненные интересы ИРИ (Центральная Азия, Персидский залив), Тегеран постепенно проводит определенную ревизию своей внешней политики. Как и прежде, большую актуальность для Ирана имеет развитие отношений с мусульманскими странами, прежде всего государствами Центральной Азии и Арабского Востока. В то же время, в нынешней ситуации Иран вынужден выстраивать свои отношения с арабо-мусульманским миром с учетом негативного отношения крупных западноевропейских экономических партнеров ИРИ к проблеме поддержки Ираном радикальных исламских организаций на Ближнем Востоке, палестинской «интифады» и существования реальной угрозы использования США в одностороннем порядке силы для свержения неугодных Америке режимов в регионе (Афганистан, Ирак). Такая взвешенность политики не означает быстрого сближения ИРИ с США, другими странами Запада, тем более за счет развития отношений Ирана с Востоком. Но предполагает внесение определенных корректив в отношения с мусульманскими соседями ИРИ, главным образом арабскими странами.
Ирано-арабские связи имеют давнюю и богатую историю. Несмотря на то, что арабская и иранская нации серьезно отличаются друг от друга в этническом, мировоззренческом, языковом отношениях, длительный исторический опыт их политического и общественного взаимодействия, интеллектуальное наследие, религиозная общность способствовали их сближению. Немалую роль в этом сыграла и их географическая близость и сходство исторических судеб. Но в то же время нельзя недоучитывать тот факт, что Иран и арабские страны всегда рассматривали друг друга в качестве соперников, будь то в торговых делах, территориальных спорах, религиозных, политических, региональных вопросах. Большое влияние на ирано-арабские отношения оказало наличие богатейших запасов нефти в этом регионе. Арабские страны и Иран владеют 72% разведанных запасов нефти в мире. Они имеют общие нефтяные и газовые поля. Нефть служит одним из ключевых элементов взаимовыгодного сотрудничества Ирана и арабских стран. С другой стороны, нефтяные богатства стали причиной заинтересованности Запада в подчинении стран региона своим интересам. На этой почве возникало много международных конфликтов.
В 50-е годы Иран являлся основным производителем нефти в регионе. В арабских странах Персидского залива добыча нефти в коммерческих количествах только начала развиваться. В этой ситуации Запад рассматривал Иран в качестве своего форпоста в регионе. Такая роль вполне устраивала иранского шаха, которому США и Англия помогли расправиться с национально-освободительным движением и свергнуть прогрессивное правительство Моссадыка. Иран в этот период служил стабилизатором и защитником интересов Запада в регионе, и значимость его на мировых рынках энергоресурсов была высокой. Крупные общественно-политичес-кие события и перемены в Иране и арабских странах в 50-х годах (национально-освободительное движение, революции, национализации и т.п.) оказали позитивное воздействие на сближение арабской и иранской правящих элит. Однако это сближение носило кратковременный характер1. Изменение политической ситуации в этих странах, развитие региональной и международной обстановки привели к разрыву этих связей. Так, иранские правители настороженно относились к будоражившим Арабский Восток идеям национализма, социализма, ориентации ряда арабских государств на союз с СССР и Восточной Европой. В Иране националистические силы призывали отойти от арабских стран и сосредоточиться на чисто иранских культурно-цивилизационных вопросах. Дело доходило до того, что в Иране запрещалось публиковать книги арабских авторов, а власти Ирана и арабских стран вели диалог только через посредников с Запада или Востока. В 60–70-е годы Иран был столпом в реализации американской политики в регионе и проводил там прозападную линию. Антиарабская риторика стала политической стратегией шахского режима и хорошо оплачивалась Западом. После победы исламской революции в 1979 г. вновь возродились надежды на улучшение арабо-иранских отношений. Новый режим в Иране провозгласил борьбу с империализмом США и его союзниками в регионе. Палестинская проблема стала одной из ключевых в иранской политике. Период после исламской революции характеризовался потоком визитов религиозных деятелей ИРИ в арабские страны и арабских клерикалов в Иран.
Но фаза мирного и конструктивного сосуществования Ирана и арабских стран была весьма непродолжительной. Попытки Ирана распространить идеи исламской революции на арабские страны вызвали резкие протесты последних, вплоть до разрыва дипломатических отношений. Консервативные арабские режимы настороженно воспринимали идеи иранской революции и считали их нереальными. Исключение составляли такие страны, как Сирия, Ливия и до некоторой степени Алжир. Особенно обострились ирано-арабские отношения в связи с призывами иранского духовенства к экспорту исламской революции в арабские страны. Идеи иранской революции были чужды большинству арабских государств как с политической, так и культурной точек зрения. Они не учитывали глубокую зависимость арабских стран от Запада и исторически сложившееся непонимание между арабами и иранцами. Но в то же время иранская революция оказала определенное идеологическое воздействие на арабские страны, заставив их уделять больше внимания общеисламским проблемам, внимательнее относиться к исламской культуре перед угрозой ее вестернизации. Но в целом арабские страны стремились сохранить определенную дистанцию в отношениях с Ираном. Активная иранская политика побудила арабские страны искать поддержку у внешних сил. Многие арабские государства отреагировали на нее, дистанцировавшись от ИРИ и сблизившись с Западом и США.
С началом ирано-иракской войны в 1980 г. отношения Ирана с Арабским миром вновь обострились. Проблема финансирования Ирака арабскими странами послужила основой ухудшения ирано-арабских отношений и вызвала взаимное недоверие. Иран, несмотря на большие потери и находясь при этом в международной изоляции, оказался в состоянии сдержать натиск Ирака. Это была первая почти за 100 лет война, которую Иран окончил без территориальных потерь.
Положение ирано-арабских отношений усугубилось после нападения Ирака на Кувейт. Общая ситуация в Арабском мире приобрела характер нестабильности. По данным МВФ, в результате войны в Персидском заливе общие потери стран Ближнего Востока составили 4% их суммарного ВНП. На 2,5% выросла инфляция. Прямые потери равнялись 600 млрд. долл.2 Многие арабские страны стали ощущать устойчивый финансовый дефицит бюджета, ослабли их позиции в ближневосточном урегулировании, возникла нестабильность нефтяного рынка. Пограничные проблемы, большие различия в системах организации власти, религиозные, политические, этнические конфликты в ряде арабских стран усугубили экономические проблемы и толкали режимы к экстремизму. Но, несмотря на все препятствия, Арабский мир и Иран ощущали потребность в налаживании взаимного сотрудничества и преодолении разделяющих их факторов. Увеличение региональной взаимозависимости создавало неплохие перспективы для формирования механизмов по преодолению прежних конфликтов.
Иран заинтересован в нормализации отношений с арабскими странами Персидского залива как с политической, так и с экономической точек зрения. Безопасность его всегда будет находиться под угрозой, если арабские государства будут проявлять к нему враждебность. Особенно беспокоит Иран сближение арабских стран с США. Он настороженно воспринимает попытки США по формированию нового миропорядка в регионе. Иранская позиция в отношении планов переустройства Ближнего Востока продиктована не столько идеологическими соображениями, сколько национальными интересами ИРИ. Значительная часть иранских политиков считает, что в случае осуществления американских планов это может привести к более тесному объединению арабских государств Персидского залива с другими странами Арабского Машрика (Египет, Сирия, Ливан, Иордания, Ирак), что подорвет особый статус Тегерана в Заливе.
В соответствии с планами США роль Израиля и Турции в Персидском заливе неизмеримо возрастет в ущерб интересам Ирана. Помимо этого, Иран не уверен, что он может быть включен в планы ближневосточного переустройства3. С другой стороны, перманентное стремление Ирана занять лидирующее положение в Персидском заливе заставляет арабские страны с недоверием относиться к иранской внешней политике. Многие арабские правители считают, что Иран продолжает проводить политику идеологической экспансии, поддерживает мусульманские экстремистские движения, вооружает и обучает военные формирования «Хезбалла» в Ливане, «Хамас» в Палестине, а также подрывные ячейки исламских экстремистов в Египте, Алжире, Судане и других странах. Все это способствует росту взаимного недоверия. Поэтому Ирану было отказано во вступлении в ряд региональных политических объединений, таких как Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в систему региональной безопасности в рамках «Дамасской декларации» и другие. Безопасность региона, с точки зрения ИРИ, должна быть обеспечена исключительно силами прибрежных государств, с обязательным участием Ирана.
Положение стало меняться после избрания президентом Ирана в 1997 г. М.Хатами, который главной целью своей внешней политики поставил вывод Ирана из международной изоляции. Одним из направлений внешнеполитического курса Хатами явилось налаживание отношений с арабскими странами, прежде всего со странами Персидского залива. Особенно это актуально в настоящее время, когда США намечают удары по Ираку и причислили Иран и ряд других стран к так называемой «оси зла». Сближение между странами Персидского залива и укрепление ирано-арабской оси могут создать условия для образования нового фронта против политики США и Израиля в регионе. Наиболее доступный способ противостоять здесь угрозам Америки, как отмечает газета «Иран», заключается в совместном обеспечении региональной безопасности, защите региональных интересов, укреплении позиций Ирана и арабских государств на международной арене4.
Одним из важнейших факторов, воздействующих на отношения Ирана с арабскими странами, является исламская солидарность. Государства ближневосточного региона принадлежат к мусульманскому сообществу и их взаимодействие в ОПЕК, в рамках ОИК и других объединений создает основу для сближения и взаимопонимания. Иран и арабские страны являются крупнейшими рынками с их общим населением в 300 млн. человек. Они нуждаются в десятках миллиардов долларов инвестиций в сферу нефтедобычи для того, чтобы увеличить свои производственные мощности и удовлетворить растущий в мире спрос на нефть. Собственные возможности этих стран не способны обеспечить приток таких средств. Нефть, что очевидно, служит одним из ключевых звеньев взаимовыгодного сотрудничества Ирана и арабских стран. Рост цен на нефть только на один доллар означает увеличение доходов от нефти Ближнего Востока примерно на 6–6,5 млрд. долл., из которых 5,5 млрд. долл. приходится на Иран и соседние арабские государства Персидского залива5. Если Иран и арабские страны не объединят свои усилия по добыче нефти и в вопросах ценовой политики, то им сложно будет устоять перед натиском Запада и ЮВА, где ощущается острая потребность в нефти. При этом только с этих общих позиций арабские страны и Иран смогут осуществить нормальные экономические реформы и добиться определенного экономического прогресса. В одиночку решение этих задач мало перспективно.
Другим важным аспектом сотрудничества является проблема перераспределения ресурсов и направление их большей части не на военные, а гражданские нужды. Сегодня арабские страны и Иран тратят немалые средства на поддержание и модернизацию своей обороноспособности. Иран активно вооружается из-за нестабильности на ряде своих границ, распространения вооружения в регионе. Страна тратит ежегодно на закупку вооружений 2–2,5 млрд. долл., а в некоторые годы даже больше, отвлекая вложения из других секторов экономики. Но немалые средства на поддержание и модернизацию своей обороны тратят и арабские государства. Со времени окончания войны в Персидском заливе до средины 90-х годов государства Ближнего Востока затратили 20% своего ВНП и около 55% всех бюджетных расходов на закупку оружия. США, которые контролируют около 70% рынка продажи оружия, в период с 1990 по 1993 гг. продали оружия Саудовской Аравии на 30,4 млрд. долл., Египту – 4,4 млрд. долл., Кувейту – 3,8 млрд. долл. В период с 1986 по 1993 гг. страны ССАГПЗ затратили на закупку вооружений – 82,5 млрд. долл., т.е. 31% общемирового объема затрат на закупку вооружений8. Арабские монархии являются весьма емким рынком военных поставок, на котором идет жесткая конкурентная борьба западных поставщиков вооружений, главным образом США, Великобритании и Франции, которые стремятся любыми путями получить военный заказ даже в случае отсутствия реальной необходимости в нем у заказчика. Одной из наиболее важных составляющих военно-политической обстановки в районе Ближнего и Среднего Востока является ситуация в Иране и вокруг него. Иран обладает одной из крупнейших армий региона. Численность его вооруженных сил сравнима с египетскими – порядка 410 тыс. человек. Помимо этого, иранцы заявляют, что могут мобилизовать при необходимости более одного миллиона резервистов. На вооружении в Иране около 200 танков Т-52, 150 танков Т-62, более 300 танков западного производства, почти 200 самолетов-перехватчиков и более 100 транспортных самолетов6.
Специфика иранского фактора заключается в том, что он влияет на три «слоя» проблем региональной безопасности – взаимоотношения Тегерана с арабскими странами, безопасность в зоне Персидского залива, военно-политические проблемы более широкого регионального и международного плана (арабо-израильское противостояние, озабоченности некоторых государств сопредельных регионов и др.). Иран находится в зоне особого внимания США. Американцы опасаются, что Тегеран сможет стать ядерной державой и получит средства доставки ядерных зарядов. Судя по сообщениям прессы, американцы разработали даже особую программу эскалации «мер воздействия» на Иран с целью заставить его отказаться от развития производства баллистических ракет большой дальности7. Арабские страны также с определенной озабоченностью относятся к ядерным программам Ирана.
С другой стороны, Иран и арабские страны не заинтересованы в конфликтах как внутри своих стран, так и в регионе. Чтобы избежать конфликтов, Иран и арабские страны пытаются налаживать экономическое сотрудничество, стремятся к снятию напряженности в регионе, борются за создание благоприятного экономического и инвестиционного климата. Общие экономические интересы являются важным стимулом к сближению стран региона. Несмотря на схожесть хозяйственного и торгового потенциалов Ирана и арабских стран, еще не все их экономические возможности были задействованы. Иран мог бы стать поставщиком сельскохозяйственной продукции в богатые арабские страны Персидского залива, а они в свою очередь инвестировать средства в сельскохозяйственный комплекс ИРИ и пищевые отрасли промышленности. Иран, используя выгоду своего географического положения, может быть связующим звеном между арабскими странами и государствами Центральной Азии.
Первые шаги в налаживании ирано-арабского экономического сотрудничества уже наметились. Иран и арабские страны координируют свою нефтяную политику в рамках ОПЕК, согласовывают решения по вопросам нефти, учитывая особенности региональной ситуации. Есть основания полагать, что экономические отношения Ирана с арабскими странами, несмотря на имеющиеся противоречия, будут развиваться. Ситуация, складывающаяся в регионе, требует объединения усилий стран Персидского залива, чтобы совместно противостоять политике США, наметивших удар по Ираку и другим странам. Поэтому активизировалась внешнеполитическая деятельность стран региона. Состоялись визиты в Тегеран высокопоставленных представителей Саудовской Аравии, Омана и других арабских стран.
Иран и Саудовская Аравия проявляют готовность сотрудничать в рамках Организации Исламская конференция (ОИК), чтобы противостоять США и Западу в реализации их решений, касающихся судьбы региона. Восьмидневный дипломатический тур М.Хатами по ряду арабских стран в 1999 г., в ходе которого иранский президент посетил Сирию, Саудовскую Аравию, Катар, во многом способствовал разрядке атмосферы в Персидском заливе. Иран установил хорошие отношения с большинством стран региона. По словам М.Хатами, страны, имеющие выход к Персидскому Заливу, и в первую очередь Саудовская Аравия, были и остаются важнейшими для Ирана партнерами. Для Тегерана развитие добрососедских отношений с Эр-Риядом важно не только с политической точки зрения, но и экономической.
Отношения Саудовской Аравии с ИРИ были непростыми. Оба государства являлись соперниками не только в борьбе за региональное господство, но и за лидерство в мусульманском мире. Начало более тесному диалогу между Ираном и Саудовской Аравией было положено в результате визита в Эр-Рияд бывшего президента ИРИ А.Хашеми-Рафсанджани в 1997 г. Рафсанджани являлся первым высокопоставленным иранским представителем, посетившим Саудовскую Аравию со времени иранской революции. На встрече в Эр-Рияде обсуждались перспективы расширения рамок экономического сотрудничества, а также вопросы, представляющие двусторонний интерес: проблема Ирака, Афганистана, цены на нефть, вопросы безопасности в Заливе, ближневосточное урегулирование, права палестинцев. Обсуждался и ряд острых проблем: спорная проблема трех островов в Персидском заливе, отношения с США и другие. Рафсанджани призвал активизировать двусторонние торгово-экономические связи и подчеркнул, что иранские рынки открыты для саудовского экспорта8. В 1999 г. Саудовскую Аравию посетил с визитом президент М.Хатами, в ходе переговоров стороны «углубили взаимопонимание». Важным шагом на пути реализации единой системы безопасности в регионе явилось подписание в апреле 2001 г. Пакта о безопасности между Ираном и Саудовской Аравией. Он включал в себя такие положения, как совместная борьба с терроризмом и организованной преступностью, а также вопросы о разграничении территорий и территориальных вод. От военного сотрудничества, которого добивался Иран, Саудовская Аравия отказалась.
Создание системы безопасности между государствами Персидского залива остается еще делом будущего. Не все государства ССАГПЗ доброжелательно относятся к Ирану. Напряженность в отношениях с ИРИ у некоторых арабских стран сохраняется из-за нерешенности вопросов о трех островах и наличия проиранских исламистских организаций на территориях ряда арабских государств. Иран ведет двойственную политику в отношении островов; с одной стороны, он заявляет о готовности вести переговоры о статусе островов, с другой, – пытается выселить с островов подданных ОАЭ и заменить их иранскими гражданами. Спорная проблема о принадлежности островов, несомненно, осложняет региональную ситуацию, хотя и не препятствует развитию ирано-арабских отношений. Иран понимает, что его арабские союзники, исходя из собственных интересов, могут пересмотреть свои позиции, как это неоднократно случалось в регионе Персидского залива, где исторически их противником долгие годы являлся Иран. Это подтверждает и определенная неустойчивость арабских режимов, находящихся в зависимости от США и не желающих или не сумевших объединить усилия в защите общеарабских интересов в регионе.
Отсюда понятно высказывание бывшего командующего КСИР, а ныне секретаря Совета по определению политической целесообразности принимаемых решений Мохсена Резаи о том, что «единственная региональная сила, которая может сыграть определяющую роль в событиях вокруг нашей страны, – это мы сами. Мы можем проводить активную политику нейтралитета, основанную на ирано-исламской логике, на Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии и в зоне Персидского залива»9. Это заявление вызвано прежде всего новыми враждебными актами США в отношении Ирана. Однако, несмотря на то, что Америка снова воспринимается в Иране как «Большой Сатана», М.Хатами понимает, что это мощный и опасный противник, с которым придется все же договариваться. Иран выступает против планов американцев нападения на Ирак и насильственной смены иракского режима. В Иране опасаются, что новый режим, созданный там под эгидой США, может быть явно проамериканским и придерживаться антииранских позиций. Это обстоятельство также требует от Тегерана сближения с арабскими странами, чтобы не препятствовать реализации планов США в регионе в одиночку. Именно поэтому ИРИ идет на сближение не только с арабскими странами, но и ищет союзников в лице Турции, исламских анклавов в ЮВА и государствах Центральной Азии. Ирану сегодня как никогда нужны стабильность в своей стране, соседних государствах, чтобы наконец-то продвинуться в процессе социально-экономического развития. Без этого у нынешнего исламского режима в Иране нет перспектив, т.к. в стране уже назревает кризисная ситуация, угрожающая перерасти в социальный взрыв.
Список источников и литератур
1) М.Ас-Сайд Абдул Мумин. Аль-Алякат Аль-Иранийя Аль-Мысрийя. Аль-Кахира, 1994
2) ИТАР-ТАСС, «Компас», 15.08.2002, № 33.
3) Аль-Ахрам, 29.09.1996.
4) Аль-Васат, № 318, 02.03.1998.
5) ИТАР-ТАСС, Компас, 26, 27.06.2002.