Интеграционные и глобализационные процессы, происходящие на современном этапе развития мировой экономики, являются результатом многовекового установления и упрочения внешнеэкономического сотрудничества, которое особенно активизировалось в последние десятилетия XX века.
Сравнение динамик прироста таких важнейших составляющих международного экономического сотрудничества, как внешняя торговля и прямые иностранные инвестиции (ПИИ), явно доказывает, что внешнеэкономическая деятельность как отдельно взятых государств, так и региональных экономических группировок играет все более значительную роль в развитии мировой экономики. Так, если до середины 80-х гг. объемы международной торговли и инвестиций возрастали примерно на 7% в год, то после 1985 г. годовой рост мировой торговли составлял уже около 10%, а ПИИ ежегодно возрастали почти на 19%.
Играя определяющую роль в развитии мировой экономики в целом, международное экономическое сотрудничество во второй половине XX века стало едва ли не главным фактором экономического подъема большой и постоянно пополняющейся группы государств, в которую входят как промышленно развитые страны, так и государства, находящиеся на периферии мирового хозяйства.
Согласно расчетам, проведенным В.А. Мельянцевым, заметную роль в процессе ускорения экономического развития развивающихся стран сыграло повышение темпов прироста как раз физического объема экспорта. Так, если в довоенный период расширение внутреннего спроса обеспечивало 91–93%, а увеличение экспорта – 7–9% прироста ВВП стран третьего мира, то в последние четыре десятилетия соответствующие показатели составили уже 85–87 и 13–15%.
Развивающиеся страны Арабского Востока, в том числе и наиболее экономически продвинутые из них, по существу, только по каналам международного обмена получили доступ к новейшим технологиями источникам сырья, передовому управленческому опыту, дефицитным валютным ресурсам и, наконец, рынкам сбыта значительной части производимых товаров и услуг – тем составным процесса воспроизводства общественного продукта, без которых сегодня вряд ли возможно само существование национальных экономик.
Страны Северной Африки имеют длительную историю развития международного экономического сотрудничества, как на межарабском экономическом пространстве, так и с такой мощной экономической силой, как Европейский Союз, с другими членами мирового сообщества. Причем отдельные важные показатели такого сотрудничества (доля внешней торговли в ВВП, величина валютных поступлений в национальном доходе и др.) вполне сопоставимы с соответствующими данными промышленно развитых стран. Так, в начале 90-х годов доля внешней торговли в ВВП – показатель достаточно явно свидетельствующий о той роли, которую играет внешнеэкономическая деятельность в национальной экономике государства, – в странах ЕС и Северной Африки равнялась 47,1% и 33,7% соответственно. А если в качестве сравнения мы рассчитаем аналогичный показатель в одном из наиболее развитых государств арабского мира – Египте, то эта доля в ВВП за 1991 и 1995 годы составила 49,3% и 61,3% соответственно, что, как мы видим, даже превышает общеевропейский уровень.
Столь относительно высокий уровень вовлеченности Египта в международную торговлю не случаен. Египет – одно из первых государств на Арабском Востоке, которое осознало необходимость проведения широкомасштабных либеральных экономических реформ, направленных на создание благоприятных условий для активного развития внешнеэкономических связей. Такая задача была поставлена уже в 70-е гг., когда под руководством президента Садата стала проводиться политика реформ, получившая название «инфитах».
На современном этапе развития активизация внешнеэкономических связей по-прежнему является одним из наиболее приоритетных направлений в системе преобразований и реформ, проводимых в Египте. Столь большое внимание, уделяемое этой проблеме, связано с тем, что такие составляющие внешнеэкономической деятельности, как внешние заимствования, иностранная экономическая и финансовая помощь, товарооборот с другими государствами и иностранные инвестиции, – во многом определяют состояние экономики страны.
Внешние заимствования. Программа структурных преобразований в АРЕ в 90-х гг. не смогла бы осуществиться, если бы она не получила широкую поддержку со стороны многочисленных международных и региональных организаций, таких как МВФ, МБРР, Парижский клуб, Африканский банк развития, а также отдельных стран-доноров, в первую очередь США и стран-членов ЕС. Как известно, в 1991 году египетский внешний долг равнялся 50 млрд. долл. В то время стране приходилось тратить на его обслуживание почти 3,5 млрд. долл., что соответствовало 116% экспортной выручки (1989 г.). Такие расходы, конечно же, значительно тормозили экономическое развитие страны. И в этом отношении начало реализации программы реформ, согласованных с МВФ, явилось выходом из сложившейся критической ситуации. Так, в результате проводившихся с 1991 г. переговоров в рамках Парижского клуба и с отдельными странами-кредиторами Египту, доказавшему свою верность избранному курсу на поэтапные рыночные преобразования, удалось добиться постепенного списания 24,5 млрд. долл. внешней задолженности и переноса срока погашения оставшейся ее части в рамках Парижского клуба на 25 лет.
Внешняя задолженность в 1999–2000 финансовом году снизилась на 441 млн. долл. США по сравнению с предыдущим годом и по состоянию на 30 июня 2000 г. составила 27,8 млрд. долл. США. Из общей суммы внешнего долга 89,3% приходилось на средне- и долгосрочные кредиты, примерно 5,8% – на краткосрочные ссуды, 3,5% – на кредиты поставщиков и 1,4% – на негарантированные долги частного сектора.
Десятка основных кредиторов АРЕ по состоянию на конец сентября 1998 г. выглядела следующим образом (в млн. долл.): США – 5497, Франция – 5539, Япония – 3102, Германия – 2919, Италия – 1138, Великобритания – 397, Кувейт – 248, Австралия – 218, Канада – 210, Дания – 166.
Египет продолжает привлекать иностранную экономическую и финансовую помощь, за счет которой частично покрывается бюджетный дефицит, обеспечивается импорт ряда потребительских товаров и строительство большинства крупных объектов промышленности и инфраструктуры. Например, в 1998 г. США выделили 181 млн. долл. на выполнение работ по модернизации системы управления распределением электроэнергии, вырабатываемой на Высокой Асуанской плотине, доля которой в общем объеме производства электроэнергии страны составляет 15%. Тем не менее, необходимо отметить, что в последнее время объем иностранной экономической и финансовой помощи Египту, составлявший ранее около 3 млрд. долл. США в год, начал сокращаться.
Иностранные инвестиции. Приступая в 1991 г. к реализации программы либерализации экономики, правительство АРЕ поставило перед собой задачу создать благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций. В результате внесения соответствующих изменений в регламентацию деятельности иностранных компаний роль участия прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в инвестиционных проектах на территории Египта в 90-е годы заметно возросла. Так, доля ПИИ увеличилась с 22,3% в 1980 г. до 31,0% в 1994 г.
В настоящее время проблеме привлечения иностранных инвестиций также уделяется большое внимание, что находит свое отражение в принятии законов и нормативных актов, предоставляющих дополнительные гарантии и стимулы для иностранных инвесторов. По данным МБРР, опубликованным в 1998 г., АРЕ относится к 20 странам с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, а по объему привлеченных ПИИ, который в этом же году составил 1,8 млрд. долл., опередил все арабские страны. Для сравнения, этот же показатель в 1991 г. (начало реформ) и 1997 г. равнялся 290 и 1027,5 млн. долл. соответственно, что подтверждает тот факт, что роль иностранных инвестиций в экономике Египта возрастает, причем относительно высокими темпами.
Всего по состоянию на 30 июня 2000 г. в рамках закона об иностранных инвестициях и свободных зонах действовало 3122 предприятия (2541 – на территории страны, 581 – в свободных зонах) с капиталом 56,6 млрд. ег. ф. (соответственно 44,5 и 12,1 млрд.) и капиталовложениями 90,9 млрд. ег. ф. (соответственно 42,9 и 26,4 млрд.). Представляется интересным сравнение этих данных с аналогичными показателями по состоянию на 30 июня 1998 г. Так, к указанному моменту в рамках этого закона действовало 2170 предприятий (1698 – на территории страны, 472 – в свободных зонах) с капиталом 39,9 млрд. ег. ф. (соответственно 29,2 и 10,7 млрд.) и капиталовложениями 65,8 млрд. ег. ф. (соответственно 42,9 и 22,9 млрд.). Таким образом, только за два года численность иностранных и совместных предприятий, функционирующих в Египте, выросла почти на 45%, а объем их капиталовложений – приблизительно на 40%.
Наиболее привлекательной отраслью для иностранных инвестиций в 2000 г. оставалась нефтегазовая промышленность, в которую они вкладывались на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). С 1973 г., когда было создано Министерство нефти, по настоящее время было заключено около 260 СРП примерно с 50 компаниями. За это время в нефтегазовую промышленность Египта ими было инвестировано около 24 млрд. долл. США и открыто свыше 400 месторождений нефти и газа. Для того чтобы поддержать интерес иностранных инвесторов к этой отрасли промышленности, Египетская генеральная нефтяная корпорация в 2000 г. разработала новые, по заявлению ее представителей, более привлекательные для нефтяных и газовых компаний условия СРП.
Таким образом, основным реципиентом иностранных инвестиций является промышленность, доля которой в совокупном объеме привлеченных ПИИ выросла в 90-х гг. по сравнению с 80-ми гг. на 10%. В 1998 г. на промышленность пришлось 36% иностранных инвестиций, на сектор услуг – 18,6% и на туризм – 4%. Остальная часть приходится на строительство, сельское хозяйство и проекты свободных зон.
Наиболее крупными западными инвесторами в АРЕ являются США, Германия, Франция, Швейцария, Италия и Великобритания. Многочисленные компании из этих стран, а также из Южной Кореи, Сингапура, Таиланда, Малайзии, Австралии и других государств активно предлагают свои услуги и капиталы на инвестиционном рынке Египта. Американская «Амоко» и итальянская «Аджип» доминируют на рынке нефтегазовой промышленности, строительства объектов нефтехимии. Французские фирмы, реализующие «Программу Мубарак-Ширак», ведут строительство метро в Каире и Александрии, участвуют в модернизации алюминиевых предприятий, создании системы телекоммуникаций. Немецкие компании по «Программе Мубарак-Коль» осуществляют проекты профтехобразования, являются ведущими фирмами и консультантами при строительстве объектов энергетики. Японские организации участвуют в строительстве объектов инфраструктуры, автосборочных производств, ирригационных сооружений. Даже менее крупные фирмы из Дании, Люксембурга, Голландии, Бельгии, а также из Китая, Индии, Турции и других стран находят свою нишу на инвестиционном рынке Египта.
Значительное место в экономическом развитии АРЕ занимают также инвестиции и из соседних арабских стран, которые выросли с 7,3 млрд. в 1996 г. до 11,3 млрд. ег. ф. в 1997 г. (в 1500 проектах по сравнению с 1314) и в основном направляются в развитие туристического и гостиничного бизнеса. Среди арабских капиталовложений преобладают инвестиции из Саудовской Аравии (36,1%), Кувейта (24%) и ОАЭ (11%).
К факторам, которые благоприятно влияют на инвестиционный климат и повышают интерес потенциальных инвесторов к Египту, можно отнести следующие:
– тенденция к либерализации экономики, поддерживаемая развитыми государствами;
– макроэкономическая стабилизация, рост ВВП в расчете на душу населения, снижение инфляции и бюджетных дефицитов, увеличение внутренних инвестиций, преодоление несбалансированности системы платежей по текущим операциям;
– диверсифицированная структура экономики, относительно крупные размеры внутреннего рынка;
– возможность свободного проведения операций с иностранной валютой, стабильность валютного курса;
– устойчивая внутриполитическая обстановка;
– наличие значительного спроса на капиталовложения, новейшие технологии, современные средства производства. (Так, по оценкам некоторых экспертов, в 1999 г. рынок Египта был способен принять и разместить до 3 млрд. долл.).
Тем не менее, необходимо отметить, что в 90-е гг. наблюдается уменьшение доли Египта в притоке ПИИ в развивающиеся страны. Эта доля сократилась с 18% в 1986 г. до 1,8% в 1998 г.
Отчасти это явление можно объяснить факторами, негативно влияющими на приток инвестиций в АРЕ, среди которых можно выделить следующие: несовершенство налогового и инвестиционного законодательства, сложная таможенная система, низкая покупательная способность египтян, затянутость судебных разбирательств, наличие чрезмерно большого числа государственных структур, занимающихся иностранными партнерами, некомпетентность многих чиновников, работающих в этих ведомствах и др.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на благоприятный в целом инвестиционный климат, в Египте существует целый ряд проблем, решение которых может позволить заметно увеличить приток иностранного капитала из других государств.
Внешняя торговля. В настоящее время наиболее серьезной проблемой внешнеполитических связей Египта является наличие крупного дефицита торговли, составившего в 1999/2000 гг. 11,4 млрд. долл. Покрытие импорта (17,8 млрд. долл.) экспортом (6,4 млрд. долл.) составило всего 36%, что, тем не менее, значительно выше аналогичного показателя за 1998/99 гг. (26,1%).
Как признает в своем обзоре, изданном в январе 1999 г., авторитетный египетский Центр политических и стратегических исследований, на фоне обнадеживающих темпов агрегированных показателей экономического роста «экспортная стратегия», разработанная в рамках программы реформ, потерпела полный провал. Не только не удалось сбалансировать внешнюю торговлю, но ее общий оборот относительно ВВП рос медленнее, чем в других арабских странах, проводящих аналогичные реформы и продвигающихся к намеченному на 2010 г. приему во Всемирную торговую организацию, а также к более тесной интеграции с ЕС. Как сообщается в обзоре, по сравнению с 1980 г. египетский экспорт в стоимостном выражении и неизменных ценах возрос к 1996 г. всего на 16%, при этом в Сирии – почти на 89%, в Марокко – на 97% и в Тунисе – на 147% за тот же период. Подобная картина сохранилась и в дальнейшем.
Если обратиться к другому показателю, отражающему степень вовлечения страны в мирохозяйственные связи (доля египетского экспорта в мировом), то он понизился с 0,1% в 1985 г. до 0,07 в 1995–1996 гг. Не состоялась и увязка между расширением экспортной базы и созданием дееспособного национального частного бизнеса, чья доля в вывозе готовых изделий ныне минимальна.
В структурном отношении на долю нефти и нефтепродуктов в египетском экспорте пришлось 52,6%, что говорит о высокой зависимости торгового баланса страны от мировых цен на энергоносители. А такая зависимость в условиях наблюдаемой нестабильности конъюнктуры мирового рынка нефти и нефтепродуктов серьезно препятствует установлению стабильного внешнего товарооборота и приводит к сокращению золотовалютных резервов, росту внешней задолженности и падению темпа роста экономики.
Другими важнейшими составляющими египетского экспорта являются длинноволокнистый хлопок, х/б пряжа, алюминий, эфирные масла и потребительские товары (одежда, обувь, кожизделия и др.).
Главными статьями египетского импорта являются машины и оборудование, сырьевые товары и продукты питания.
В географическом распределении египетского экспорта и импорта в 1998 г. произошли довольно заметные изменения. В результате увеличения египетского экспорта в арабские страны на 49,9%, а импорта из них – на 26,0%, удельный вес этой группы стран в египетском экспорте возрос до 13,9%, а в импорте – до 4,3%, в то время как доля других африканских и азиатских стран повысилась соответственно до 14,5% и 17,6%.
Тем не менее, главным внешнеторговым контрагентом АРЕ продолжали оставаться США, поставившие в 1997/98 финансовом году своих товаров на 3305 млн. долл. (20% всего египетского импорта) и закупившие их на 1741 млн. долл. (36% египетского экспорта). Также, помимо США, важными контрагентами Египта по импорту являются Германия, Франция, Италия и Япония (Россия замыкает вторую пятерку), а по экспорту: Италия, Германия, Великобритания и Румыния.
Что касается перспектив развития внешнеэкономических связей, то в принятых пятилетнем плане на 1997/98–2001/2002 финансового года и Долгосрочной программе социально-экономического развития АРЕ на период до 2016/2017 финансовый год предусматривается увеличить к этому времени процент покрытия египетского товарного импорта экспортом до 120%. Для этого удельный вес экспорта сельскохозяйственных товаров должен достичь 10% объема производства против 4% в 1999 г., а удельный вес экспорта промышленной продукции в объеме производства – 35% по сравнению с 16% в том же 1999 г.
В качестве потенциальных рынков сбыта египетской продукции в будущем рассматриваются арабские и африканские страны, а также страны Восточной Европы и СНГ. Это во многом связано с тем, что западные страны в последние годы обвинили Египет в демпинговых поставках хлопка, постельных принадлежностей, алюминия и некоторых других товаров.
Внешнеэкономические связи Египта с Россией. До конца 80-х годов АРЕ являлась одним из крупнейших торговых партнеров СССР из числа развивающихся стран. С 1991 года объем торговли с АРЕ резко сократился под воздействием ряда причин. Бывшие республики СССР теперь самостоятельно осуществляют торговлю с АРЕ, и наша статистика, естественно, учитывает только поставки между Россией и Египтом. Нарушены ранее четко функционировавшие транспортные связи между регионами бывшего СССР, большая часть портов Черного моря, на которые прежде были ориентированы грузы в торговле с АРЕ, оказалась на территории Украины, в связи с чем возросли транспортные расходы торговых партнеров, а также степень риска в обеспечении сохранности грузов на территории СНГ.
Низкий уровень товарооборота России с АРЕ во многом объясняется и тем, что торговля осуществляется не по клирингу, а в основном в свободно конвертируемой валюте, ресурсы которой у организаций обеих стран ограничены. Кроме того, в условиях свободной рыночной экономики российские организации слабо заинтересованы в осуществлении операций на бартерной основе или с частичной оплатой товаров и услуг египетскими товарами, которые, как правило, по качеству уступают западным стандартам, а по ценам выше предлагаемых аналогичных изделий из других стран (Турция, Пакистан, страны Юго-Восточной Азии и т.д.).
Тем не менее в настоящее время форма расчетов с частичной оплатой за поставки в АРЕ египетскими товарами все еще остается достаточно распространенной наряду с оплатой сырья, значительной части машин и оборудования, поставляемых в АРЕ, за наличные в свободно конвертируемой валюте.
Практика торговли с Египтом показывает, что примерно треть российского экспорта в эту страну приходится на машины и оборудование, примерно столько же – на сырьевые товары и остальное – на инвестиционное сотрудничество.
Импорт из АРЕ представлен в основном товарами народного потребления – швейные и трикотажные изделия, парфюмерия, косметика, моющие средства (стиральные порошки, мыло, шампуни), кожаная и спортивная обувь, продовольствие (макароны, суповые концентраты, консервы, соки, джемы), мебель и некоторые другие товары.
Экономическое и техническое сотрудничество с Египтом в широком плане начало осуществляться с 1958 года. Всего в рамках межправительственных соглашений в АРЕ построено 97 промышленных, энергетических и сельскохозяйственных объектов. Крупнейшим и наиболее известным из них является Асуанский гидроэнергетический комплекс. При содействии СССР в Египте впервые организовано производство алюминия, металлорежущих станков, холоднокатаного стального листа, кокса, смазочных масел и т.д. Значительно расширены мощности в энергетике, черной металлургии, нефтеперерабатывающей, металлообрабатывающей и судостроительной промышленности.
Несмотря на известные трудности, развитие экономического сотрудничества с Египтом продолжается. При содействии российских организаций осуществляется реконструкция цехов и модернизация основного технологического оборудования Хелуанского металлургического комбината, строительство и эксплуатация коксовой батареи на Хелуанском коксохимическом заводе, реконструкция стекольного завода в Шобре, ведутся работы по строительству горно-обогатительного комбината в Абу Тартуре.
Позитивное воздействие на развитие российско-египетских экономических связей оказала ратификация Парламентами обеих стран двух соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет: «О поощрении и взаимной защите капиталовложений» и «Об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал», которые вступили в силу соответственно 12 июня и 6 декабря 2000 г.
В последние годы динамика товарооборота с Египтом в целом отражала изменения в общем товарообороте России со странами дальнего зарубежья, которые проявились в заметном сокращении импорта и некотором повышении экспорта. Однако если рост российского экспорта в страны дальнего зарубежья примерно на 4% был обусловлен повышением цен на энергоносители в результате улучшения для России конъюнктуры мирового рынка, то экспорт в Египет увеличился благодаря наращиванию физических отгрузок черных металлов (стальной заготовки и листового проката), а также расширению номенклатуры поставляемых в АРЕ химических товаров за счет полимеров: этилена и пропилена.
Неблагоприятное в целом воздействие на динамику российско-египетского товарооборота оказывало также обострение в 1999–2000 гг. валютно-финансового положения АРЕ, для стабилизации которого египетское правительство было вынуждено пойти на использование как официальных, так и негласных мер по ограничению импортных закупок, ужесточив порядок открытия аккредитивов. Ряд египетских импортеров в 2000 г. информировал российских экспортеров о том, что Центральный банк АРЕ не выдает разрешения на открытие аккредитива, и некоторые из них, не сумев найти выхода из сложившейся ситуации, который не нарушал бы действующего в обеих странах законодательства, были вынуждены отказаться от выполнения контрактов.
Ухудшение валютно-финансового положения АРЕ отразилось и на объеме государственных закупок, в том числе и по линии Министерства обороны, являющегося основным потребителем российских машинно-технических товаров. В ходе переговоров с рядом российских поставщиков представители Главного управления вооружений министерства обороны АРЕ неоднократно сокращали объемы заявок, в отдельных случаях на 50% по сравнению с первоначальным уровнем.
Тем не менее и в условиях неблагоприятного финансового положения, обусловившего ощутимое замедление темпов прироста египетского импорта в целом, российские экспортеры в 1999–2000 гг. смогли существенно расширить свои поставки в АРЕ.
По данным Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК РФ), российский экспорт в АРЕ за 1-е полугодие 2000 г. возрос до 262,4 млн. долл. США, или на 26,2% по сравнению с аналогичным уровнем предыдущего года.
По оценке Торгпредства РФ в АРЕ, базирующейся на данных ГТК РФ и Центрального агентства мобилизации и статистики АРЕ, товарооборот российско-египетской торговли в целом за 2000 г. составил 465 млн. долл. США, в том числе российский экспорт – 460 млн. и импорт – 5 млн.
Впервые более чем за 10 лет увеличились и импортные закупки в АРЕ. По сравнению с уровнем 1999 г. товарооборот российско-египетской торговли возрос на 11,2%, при этом российский экспорт увеличился на 10,8%, а импорт – на 72,4%.
Рост российского экспорта в Египет в 2000 году был обусловлен как наращиванием отгрузок ряда поставлявшихся ранее товаров, так и продолжающейся диверсификацией структуры экспорта. Так, после весьма длительного перерыва, в наших отгрузках в АРЕ вновь появились подсолнечное масло и нефтепродукты, поставлявшиеся в 60–70-х годах, а также липецкие трактора, не экспортировавшиеся в Египет с середины 80-х годов, и другие товары.
Обращает также на себя внимание устойчивое присутствие в российских поставках в АРЕ в течение последнего времени такого традиционного раньше товара египетского экспорта в нашу страну, как хлопчатобумажные ткани.
Расширение номенклатуры и увеличение объемов поставок ряда сырьевых товаров и полуфабрикатов в Египет, которое и обусловило рост всего экспорта, происходило на фоне стагнации отгрузок машинно-технических товаров. Их экспорт в 2000 г. практически не изменился по сравнению с итогами 1999 года и составил примерно 60 млн. долларов США.
В результате действия этих двух факторов (увеличения поставок сырьевых товаров и полуфабрикатов и сохранения на неизменном уровне объемов отгрузок машин и оборудования) удельный вес машинно-технических товаров в российском экспорте в АРЕ в 2000 г. сократился до 13,1%.
Стагнация отгрузок машинно-технических товаров свидетельствует о том, что российские поставщики этой группы товаров продолжают зависеть от закупок своей продукции Министерством обороны АРЕ и до сих пор не смогли создать себе прочной базы на рынке машинно-технических товаров общегражданского назначения.
Причина этого, вероятно, кроется в отсутствии гибкости в сбытовой политике крупных российских производителей, использующих только одну форму экономических связей – торговлю готовой продукцией. Между тем от такого одностороннего подхода к развитию своих экономических связей с Египтом отказались уже не только крупные компании промышленно развитых стран, но и основные поставщики машинно-технических товаров из Украины и Белоруссии, успешно наладившие сборку поставляемых ими комплектующих на местных предприятиях. Дальнейшее промедление с перестройкой ведущими российскими экспортерами этой группы товаров своей работы в Египте грозит им полной потерей египетского рынка машинно-технических товаров общегражданского назначения.
Что касается российских закупок в Египте, то их рост произошел главным образом за счет расширения номенклатуры импорта, в которую впервые в истории нашей торговли вошли алюминиевая посуда и льняное волокно – столь же «экзотичный» для России импортный товар, как и хлопчатобумажные ткани для АРЕ, закупаемые египетскими компаниями в России. Среди других товаров, поступивших в 1999–2000 гг. из Египта, можно отметить цитрусовые и каркаде, импортировавшееся по статье «растения, используемые в парфюмерии и косметике», лаки и краски, смеси душистых веществ и кондиционеры.
Следующая ниже таблица дает представление об основных товарах российского экспорта в АРЕ в 2000 г.
Наименование
Количество тыс. т
Стоимость млн. долл.
Полуфабрикаты из железа и стали
916
125
Пиломатериалы
-
68
Машины, оборудование и транспортные средства
-
60
Прокат плоский из железа и стали
192
41
Бумага и картон
79
32
Нефтепродукты
141
31
Прутки, уголки, профили из железа и стали
135
25
Полимеры винилхлорида, этилена и пропилена
60
20
Масло подсолнечное
41
14
Заметное развитие получило и российско-египетское сотрудничество в области туризма. По оценке Министерства туризма АРЕ, в 2000 г. число российских туристов, посетивших Египет, возросло по сравнению с предыдущим годом на 13% и достигло 180 тыс. человек. С учетом того, что российский турист затрачивает в среднем на отдых в АРЕ примерно 500 долларов США, включая перелет, проживание и питание в гостинице, а также карманные расходы, их общие затраты составили в 2000 г. около 90 млн. долларов. Из этой суммы российские компании, осуществлявшие продажу туров и авиаперевозки, получили, по оценке, всего 27 млн. долл. США.
Возросло также и число египетских туристов, посетивших Россию. В 2000 г. оно достигло 600 человек, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 50%. Основным направлением египетского туризма в нашу страну являлся деловой туризм на ваучерной основе.
Ближайшие перспективы развития торговли, несмотря на определенные финансовые трудности в АРЕ и меры по ограничению импорта, представляются довольно благоприятными для увеличения российского экспорта. Однако после 2002 г. может усилиться воздействие негативных факторов и в первую очередь – сокращение импортных потребностей АРЕ по ряду ведущих товаров российского экспорта.
Так, в случае реализации проектов строительства металлургических комбинатов неподалеку от Асуана и Суэца и расширения существующих сталеплавильных мощностей, Египет если и не превратится в нетто экспортера черных металлов, то заметно сократит их импорт. В этой связи в середине следующего десятилетия можно ожидать усиления конкурентной борьбы на местном рынке черных металлов, в том числе стальной заготовки, являющейся в настоящее время основным товаром российского экспорта, а также ужесточения мер по защите местных производителей от конкуренции с импортной продукцией.
В результате наращивания местных производственных мощностей можно ожидать сокращения импортных потребностей и по многим другим товарам российского экспорта, в том числе пластмассам, экспорт которых в последние годы динамично возрастал, цементу, удобрениям и другим товарам.
Необходимо, однако, отметить, что наряду с сокращением импортных потребностей во многих товарах российского экспорта в АРЕ в следующем десятилетии будет наблюдаться и рост спроса на некоторые товары, входящие в число экспортируемой Россией продукции.
В частности, можно ожидать увеличения импортных потребностей в коксе и коксующемся угле. Будут в целом благоприятными и перспективы для поставок в АРЕ российской лесобумажной продукции: пиломатериалов, фанеры, целлюлозы, картона и бумаги (несмотря на начатое в 1999 г. антидемпинговое расследование в отношении поставок российской бумаги для письма и печати), а также плоского стекла и ряда наименований химических товаров.
Можно также ожидать открытия новых рынков сбыта российской продукции. В результате того, что в октябре 1999 г. «Госзнак» был зарегистрирован в качестве официального поставщика спецбумаги для Центрального банка АРЕ и получил возможность участия в соответствующих тендерах, открываются перспективы выхода российской продукции на новый сегмент египетского рынка.
Экспорт российских товаров может также заметно возрасти в том случае, если будет найдена приемлемая форма реализации подписанных в ходе 2-го заседания Совместной Комиссии соглашений о встречных поставках товаров с соблюдением действующего в обеих странах законодательства. Следует, однако, признать, что вероятность этого невелика, поскольку несколько встреч представителей деловых кругов двух стран, подписавших эти соглашения, проведенные после 2-го заседания, окончились безрезультатно. Основным препятствием для ее осуществления является отсутствие египетских товаров, способных выдержать жесткую конкуренцию на российском рынке с аналогичной продукцией, производимой компаниями Китая, Турции, Индии, Пакистана и других стран.
На протяжении всех 90-х годов экспорт из АРЕ в РФ ежегодно сокращался как в результате падения покупательской способности россиян (египетские поставки полностью представлены потребительскими товарами), так и вследствие возраставшего завышения курса египетского фунта, делавшего национальную продукцию все менее конкурентоспособной.
Резкое падение курса рубля в результате августовского кризиса 1998 г. привело к практической приостановке закупок российскими компаниями египетских товаров, и нет никаких оснований ожидать коренного изменения сложившейся в 1999–2000 годах ситуации.
Вместе с тем по ряду товарных позиций можно прогнозировать рост египетских поставок в Россию. В первую очередь это относится к лекарственным препаратам, которые могут стать одной из ведущих статей египетского экспорта в Россию, поскольку они превосходят по конкурентоспособности фармацевтическую продукцию ряда других стран, поставляемую в настоящее время на наш рынок. Объем их поставок в ближайшее время может заметно превысить существовавший ранее уровень на 1–2 млн. долл. США.
Определенные перспективы на российском рынке имеет и египетская сельскохозяйственная продукция, о чем свидетельствует как предыдущий опыт ее закупок российскими компаниями, так и текущие поставки этих товаров в другие государства СНГ.
Кроме того, сохраняются возможности для закупки в Египте фруктов, и в первую очередь цитрусовых, чеснока, лука и других овощей, а также риса, по урожайности которого Египет занимает одно из первых мест в мире. В этой связи необходимо отметить, что в 1998 г. Египет экспортировал 421 тыс. тонн риса на 134,6 млн. долларов США. Среди его покупателей был и ряд стран СНГ, в частности Украина.
Сохраняются также возможности для поставок на российский рынок хлопчатобумажной пряжи и тканей, практически полностью исчезнувших в последнее время из структуры египетского экспорта в нашу страну, особенно в случае проведения модернизации прядильных предприятий.
В целом можно ожидать, что объем египетского экспорта в Россию в ближайшее время составит порядка 5–10 млн. долл. США.
В 2000 году уже начали появляться первые признаки зарождения тенденции к росту российского импорта из Египта.
Прежде всего, это связано с ослаблением последствий резкого понижения курса рубля в результате августовского кризиса 1998 г., вызвавшего сокращение нашего импорта из Египта в 1999 г. до минимального уровня в 2,9 млн. долл. США.
С другой стороны следует отметить определенное повышение к концу 2000 г. конкурентоспособности египетских товаров на внешнем рынке с точки зрения их цены вследствие заметного понижения в 2000 г. курса египетского фунта. В ближайшее время следует ожидать еще большего понижения курса национальной валюты, что позволит и дальше снижать цены на египетские товары при осуществлении их экспортных поставок.
Кроме того, льготы, полученные в последнее время местными производителями, в частности освобождение от уплаты всех налогов на экспортируемые товары с 2000 г., существенно увеличивают их заинтересованность в заключении контрактов с иностранными компаниями.
В результате воздействия этих двух факторов позиции поставщиков из некоторых стран «третьего мира» на российском рынке могут быть потеснены египетскими производителями. В первую очередь, может быть вытеснен с нашего внутреннего рынка ряд индийских товаров, поскольку внешний долг Индии перед Россией, в рамках погашения которого они поставляются, в скором времени будет полностью выплачен.
И, наконец, появились первые признаки роста интереса российских компаний к продвижению египетской продукции на наш рынок. В том случае, если эта тенденция будет нарастать, то удастся преодолеть одно из главных препятствий наращивания российско-египетского товарооборота – пассивность, иждивенческие настроения египетских компаний.
Наиболее перспективными для продвижения на российский рынок являются египетские сельскохозяйственные товары, в первую очередь, рис, лук, чеснок, цитрусовые, каркаде. Их список в будущем может быть расширен, о чем свидетельствуют закупки в 2000 г.
Отмечая перспективы увеличения египетского экспорта в нашу страну, необходимо иметь ввиду, что его объемы, вероятно, будут по-прежнему незначительными.
В то же время пока нет никаких оснований для утверждений об увеличении объемов российско-египетского товарооборота до уровня, существовавшего в конце 80-х годов в торговле между Советским Союзом и Египтом. Для достижения этой цели необходимо принятие дополнительных мер, в числе которых могло бы быть осуществление под эгидой государственных компаний товарообменных сделок или предоставление государственного кредита для реализации 1–2 наиболее привлекательных для двух стран проектов, намеченных в рамках Долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества. При проработке вопроса о предоставлении кредита, можно было бы оговорить, что он станет покрывать только стоимость российского оборудования, поставленного для его реализации, а остальная его часть будет финансироваться за счет государственного бюджета АРЕ или средств, привлекаемых Египтом из третьих стран. Причем можно было бы обсудить и вопрос о погашении кредита (частично или полностью) поставками продукции этого предприятия или другими египетскими товарами.
инвестиционный египетский импорт инвестор
Список литературы
1. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. – М.: Изд-во МГУ, 1996, с. 194.
2. Максимов М. Прямые иностранные инвестиции в Египте в 1980–90-е гг. Дипломнаяработа. – М. 1998, с. 52.
3. Видясова М.Ф., Умеров М.Ш. Египет после арабского социализма: в поиске экономических решений. – М., 1999, с. 43.
4. Ермаченков И.О. Египет – наш деловой партнер // Еженедельник зарубежной внешнеторговой информации «КОРИНФ». – М., 1999, №7.