Реферат по предмету "Международное публичное право"


Конституционный строй в Польше

План: 1. Конституционное право Республики Польша. История развития………3 2. Форма государственного устройства Польши……………………………9 3. Изменение Конституции………………………………………………… .10 4. Конституционные свободы и права граждан…………………………… 10
5. Сейм и Сенат……………………………………………………………… 12 6. Президент……………………………………………………………………16 7. Местное (территориальное) самоуправление…………………………… 20 8. Суды и трибуналы………………………………………………………… 21 Список используемой литературы……………………………………………24 1. Конституционное право Республики Польша. История развития Польша - одна из крупнейших стран Восточной Европы. Площадь сухопутной части ее территории составляет 312,7 тыс. кв. км, а население - 38,79 млн. человек (по данным 1996 г.). В этническом отношении население страны достаточно однородно: доля меньшинств не достигает 2%. Официальный язык - польский. Столица - г. Варшава. В истории мирового конституционализма Польше принадлежит особое место: в мае 1791 г. она получила первую в Европе конституцию, именовавшуюся Правительственным законом, или уставом (имелось в виду правительство в широком значении - как вся система высшей власти в государстве). Строго говоря, это была Конституция общего польско-литовского государства, существовавшего со времени Люблинской унии 1569 г. К этому времени относится и определение формы государства как Речи Посполитой. В современных условиях этот термин, употребляемый в названиях польского государства, переводится у нас как "республика". Следует отметить, что первая Речь Посполита, хотя и обладала рядом признаков республиканского государства, была вместе с тем своеобразной, выборной монархией. Поэтому указанный перевод по крайней мере неточен, однако точного русского аналога не существует. Термин "Rzeczpospolita" в польской литературе применяется также для обозначения древнеримской республики, однако в польских названиях современных зарубежных республик употребляется термин "Republika". Когда же в русских текстах упоминаются Первая, Вторая и Третья республики в Польше, имеется в виду термин, переводившийся ранее как Речь Посполита. При этом надо оговориться, что первая польская Конституция не вполне отвечала этому понятию, ибо не признавала равноправия граждан и сохраняла ряд привилегий дворян-землевладельцев, а также давала преимущества католикам по сравнению с другими конфессиями, хотя и использовала понятия "граждане" и "народ". Принцип разделения властей был декларирован, но преобладание в системе высших органов власти получил двухпалатный Сейм. Титул короля стал наследственным, однако, считаясь главой государства и исполнительной власти, последний был связан системой контрасигнатуры и парламентским контролем. Впрочем, уже через год после принятия Майской конституции часть феодалов, опиравшаяся на Россию, начала мятеж и созвала в Гродно в июне 1793 г. новый Сейм, который 23 ноября того же года принял новую Конституцию. Гродненская Конституция вновь поставила во главе государства Постоянный совет Сейма и вернула феодалам те привилегии, которые были отняты у них Майской конституцией. К сожалению, в 1795 г. состоялся третий раздел Польши между Пруссией, Австрией и Россией, и независимое Польское государство на без малого столетие с четвертью перестало существовать. 20 февраля 1919 г. Учредительный сейм принял так называемую Малую конституцию, урегулировавшую систему высших органов власти на период до утверждения Конституции, которая была принята 17 марта 1921 г. Это была демократическая конституция, предусмотревшая наряду с обычными для того времени политическими и гражданскими правами и свободами также ряд социальных прав. В качестве формы правления была избрана парламентарная республика. Парламент (Национальное собрание) образовывали Сейм и Сенат, причем последний представлял собой слабую верхнюю палату. Президент избирался Национальным собранием и действовал по указаниям Совета министров, председателя которого Президент назначал из представителей большинства Сейма. Министры назначались Президентом по предложению председателя Совета министров. Правительство несло политическую ответственность перед Сеймом. За нарушение Конституции и законов Президент и члены Совета министров могли быть привлечены к конституционной ответственности перед Государственным трибуналом. Законность финансово-административной деятельности проверялась Верховной палатой контроля. Законодательным сеймом 22 июля 1952 г. была принята новая Конституция Польского государства, получившего название Польская Народная Республика (ПНР). Эта Конституция была сделана по образцу сталинской Конституции СССР 1936 г. и подобно ей представляла собой псевдоконституцию. Она закрепила огосударствление основной части общественного богатства, установила, что власть в Республике принадлежит "трудящимся города и деревни", определила в качестве одной из задач государства ограничение, вытеснение и ликвидацию общественных классов, "живущих эксплуатацией рабочих и крестьян", охарактеризовала законы ПНР как выражение воли и интересов трудящихся, хотя обязанность соблюдать их была возложена на каждого гражданина. Законодательный сейм был переименован в Сейм, который определялся как верховный орган государственной власти и как "верховный выразитель воли трудящихся города и деревни" должен был осуществлять суверенные права нации. Поскольку Сейм собирался на сессии редко и сессии были кратковременны, большинство его полномочий осуществлялось Государственным советом, который избирался Сеймом из своего состава. Институт Президента был ликвидирован, а полномочия главы государства возложены на Государственный совет. Правительство назначалось и отзывалось Сеймом, а в период между его сессиями, которые на практике, как и в СССР, занимали несколько дней в году, члены Правительства назначались и отзывались по представлению его Председателя Государственным советом. Правительство было формально ответственно перед Сеймом, а в межсессионные периоды - перед Государственным советом. Вся эта модель, как и в других социалистических государствах, была формальной: реальная власть в стране принадлежала узкой олигархии, именовавшейся политбюро центрального комитета ПОРП во главе с первым секретарем, который на практике "избирался" в состав Государственного совета. В политбюро же обычно избирались первые руководители Государственного совета, Правительства, наиболее значимых министерств, а также наиболее влиятельные партийные чиновники. Верховная палата контроля и Государственный трибунал Конституцией 1952 г. не предусматривались, а местные органы власти, суд и прокуратура были построены в основном по советскому образцу. Как и в сталинской Конституции, раздел об основных правах и обязанностях граждан помещался после разделов, определявших организацию власти, и начинался с провозглашения экономических, социальных и культурных прав - права на труд, понимаемого как право на получение работы с оплатой по количеству и качеству труда, права на отдых, права на охрану здоровья и на помощь в случае болезни или потери трудоспособности. Примечательно, что отношения собственности регулировались не в данном разделе Конституции, а во втором ее разделе, посвященном общественно-экономическому строю, где гарантировалась охрана индивидуальной собственности крестьян, ремесленников и кустарей и личной собственности граждан (ст. 12, 13). О частной собственности, таким образом, речи не было, ибо она считалась основой эксплуатации человека человеком. В отношении политических прав, записанных в Конституции в традиционном наборе, обращает на себя внимание, что гражданам право на объединение в организации обеспечивалось государством в целях развития политической, социальной, хозяйственной и культурной активности только "трудящихся города и деревни", а все политические и иные объединения граждан должны были быть только общественными организациями трудящихся (ст. 72). Из личных прав провозглашались только неприкосновенность личности и жилища и тайна переписки. Типичным для всех социалистических конституций, включая Конституцию ПНР, было возложение на граждан таких обязанностей, как обязанности соблюдать социалистическую дисциплину труда, беречь и укреплять общественную собственность, проявлять бдительность по отношению к врагам нации, строго сохранять государственную тайну.
В течение последующих десятилетий режим пережил ряд политических кризисов, из которых ПОРП выходила, сменяя своих лидеров, и каждый новый лидер, стремясь приобрести популярность, осуществлял косметическую демократизацию Конституции. Так, после кризиса 1956 г. была восстановлена Верховная палата контроля как орган, подчиненный Сейму и поднадзорный Государственному совету, после кризиса 1970 г. была проведена реформа политико-территориального устройства, в частности исполнительная власть на местах вновь перешла к назначаемым сверху единоличным администраторам - воеводам, президентам, начальникам, т.е. вроде бы произошло разделение между местным самоуправлением и местным управлением.
Одна из самых существенных конституционных реформ состоялась в марте 1990 г. Были исключены полномочия Президента в отношении национальных советов и был полностью изменен текст раздела о местной власти, который урегулировал основы территориального самоуправления, определенного как основная форма публичной жизни в общине (гмине). Это означало ликвидацию выборной власти на уровне воеводства. Общинные представительные органы стали называться просто советами. В сентябре 1990 г. подвергся изменению конституционный статус Президента Республики: основная новелла заключалась в установлении прямых выборов Президента, срок полномочий которого был уменьшен до пяти лет. В декабре первым всенародно избранным Президентом стал лидер "Солидарности" Л.Валенса, который принял символы власти из рук Р. Качоровского - эмигрантского Президента довоенной республики, подчеркнув тем самым нелегитимность власти, существовавшей в Польше с 1944 г. Стремление принять новую Конституцию Польского государства проявилось сразу же, и в 1989 г. уже была образована Конституционная комиссия с тем, чтобы можно было принять новую Конституцию к 200-летию первой Конституции, однако острая борьба политических сил затянула этот процесс на восемь лет, вследствие чего Польша приняла новую Конституцию предпоследней из постсоциалистических стран: сегодня лишь Венгрия сохраняет Конституцию, формально датируемую еще 1949 г. 23 апреля 1992 г. был принят Конституционный закон о порядке подготовки и принятия Конституции Республики Польша, который, однако, не затронул существовавшего порядка внесения изменений в действовавшую Конституцию. В качестве промежуточного решения 17 октября 1992 г. была принята третья в истории Польши Малая конституция - Конституционный закон о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а также о территориальном самоуправлении, в который в 1995 г. были внесены некоторые изменения, затруднившие, в частности, возможность роспуска Сейма. Малая Конституция наряду с урегулированием отношений, указанных в ее названии, установила, что Конституция 1952 г. теряет силу, за исключением ряда положений - об основах политического и экономического строя, о Конституционном и Государственном трибуналах, Верховной палате контроля, Уполномоченном по гражданским правам, Всепольском совете по радиовещанию и телевидению (положения об этом органе были внесены в Конституцию за два дня до принятия Малой конституции), о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, о принципах выборов в Сейм, Сенат и выборов Президента, о государственных символах и столице и о порядке изменения Конституции. Составы Конституционной комиссии, формировавшиеся Национальным собранием после каждых выборов, в 1993 и 1994 гг. получали по семь конституционных проектов, подготовленных различными политическими силами. Новая Конституция была принята Национальным собранием 2 апреля 1997 г. (451 голос "за" и 40 голосов "против"), а 25 мая утверждена референдумом (56,8% голосов против 43,2% при всего 38,9% участия избирателей), результаты которого Верховный суд 15 июля признал действительными. На следующий день Конституция была подписана Президентом и вступила в силу 17 октября того же года. На содержание Конституции наложило свой отпечаток преобладание в парламенте левых сил, но в целом Конституция выглядит как достаточно либеральный и, можно надеяться, эффективный документ, хотя в этом отношении у ряда польских авторов существуют большие сомнения. Структура Конституции при довольно традиционном наборе норм и принципов отличается все же некоторыми специфическими особенностями. Она открывается преамбулой, в которой, в частности, отмечается, что Третья республика продолжает наилучшие традиции Первой и Второй республик и памятует "о горьком опыте времен, когда основные свободы и права человека были в нашей Отчизне попраны". Конституция в преамбуле определяется "как основные законы для государства, опирающиеся на уважение свободы и справедливости, взаимодействие властей, общественный диалог, а также на принцип дополнительности, укрепляющий правомочия граждан и их сообществ". Принцип дополнительности (субсидиарности), выведенный из христианского социального учения, означает, что применительно к экономическим и социальным проблемам общество имеет приоритет перед государством, которое призвано оказывать помощь там, где местные сообщества не способны решать проблемы самостоятельно. Помимо преамбулы, Конституция состоит из 243 статей, объединенных в 13 разделах. В качестве интересной особенности структуры Конституции хотелось бы отметить весьма оригинальный, хотя и небольшой (всего восемь статей), разд. III "Источники права", который, как и предыдущий, посвященный свободам, правам и обязанностям человека и гражданина (см. об этом ниже), напоминает изложение в форме конституционных статей учебника конституционного права. Надо признать, однако, что четкое определение в данном разделе иерархии нормативных актов и процедур введения их в действие должны способствовать упорядочению нормотворчества различных органов власти и усилению режима законности. Примечательно, что постановления Совета Министров и приказы его председателя и министров обязывают только подчиненные им организационные единицы и не могут служить основанием решений в отношении граждан, юридических лиц и иных субъектов. 2. Форма государственного устройства Польши. Согласно Разделу 1. Конституции Польши – Польша унитарное государство «единое государство»[1], республика Польша, причем президентская, «демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости»[2], где «Верховная власть принадлежит Нации»[3]. Польша имеет двухпалатную систему: верхняя палата – Сенат, нижняя – Сейм. Законодательную власть осуществляют Сейм и Сенат, исполнительную власть - Президент Республики Польша и Совет Министров, а судебную власть - суды и трибуналы[4].
3. Изменение Конституции.
По способу изменения Конституция является жесткой. Изменения производятся путем принятия особого закона. Проект закона об изменении Конституции могут внести депутаты Сейма (нижней палаты парламента) в количестве не менее 1/5 от их конституционно установленного числа, Сенат (верхняя палата) или Президент. Проект может быть внесен только в Сейм. Закон считается принятым в Сейме, если за него проголосовало не менее 2/3 от числа присутствующих депутатов при условии, что присутствовало не менее половины от законного их числа. В Сенате закон об изменении Конституции считается принятым, если голосование состоялось не позднее 60 дней после дня принятия закона Сеймом и если за закон проголосовало абсолютное большинство присутствующих сенаторов при условии, что присутствовало не менее половины от их законного числа. После принятия закона обеими палатами он представляется на подпись президенту, который обязан подписать его в течение 21 дня и отдать распоряжение о его официальном опубликовании.

4. Конституционные свободы и права граждан. Важнейшие свободы и права человека и гражданина подразделяются Конституцией на три разновидности: 1. личные (ст. 38-56); 2. политические (ст. 57-63), 3. экономические, социальные и культурные свободы и права (ст. 64-76).
К личным правам относятся: право на личную неприкосновенность и личную свободу. Лишение или ограничение этих прав может иметь место только в соответствии с порядком, определенным законом. Кроме того, Конституция предписывает, что с каждым лишенным свободы следует обращаться гуманно; право на правовую охрану частной и семейной жизни, чести и доброго имени (ст. 47), права родителей на воспитание ребенка с учетом степени его зрелости, а так же наличия у него свободы совести и убеждений (ст.48); праву на свободу и тайну коммуникаций (ст. 49), право на неприкосновенность жилища (ст. 50); свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания (ст. 52); свободу совести и религии (ст. 53); свободу выражения взглядов, получения и распространения информации (ст. 54). К политическим правам Конституция относит: своду организации мирных собраний и участия в них (ст. 57); равное право граждан на доступ к публичной службе (ст. 60); право на получение информации о деятельности органов и должностных лиц публичной власти в порядке определенном законом (ст. 61); свобода петиций (ст. 63); активное и пассивное избирательное право и право на участие в референдуме, которое признается за всеми совершеннолетними дееспособными гражданами, за исключением лишенных публичных или избирательных прав по лишению суда (ст. 62). Особым политическим правом Конституция называет общепольский референдум. Правом его назначения обладает Сейм, а также президент с согласия Сената. К экономическим правам относятся право собственности, в одном ряду с ним называются другие имущественные права и право наследования (ч. 1 ст. 64). Все они пользуются равной правовой защиты (ч. 2 ст. 64). Конституция содержит напоминание об ограничении права собственности: это может быть сделано только на основании закона и только в тех пределах, в которых ограничение не противоречит сущности права собственности. Набор социальных прав является весьма обширным. Конституция признает право граждан: на социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, инвалидности, вследствие болезни, и по достижению пенсионного возраста, а также в случае безработицы (ст. 67); право на охрану здоровья, причем Конституция признает за каждым человеком, но лишь гражданам гарантируется равный доступ к медицинской помощи (ст. 68); право на экологическую безопасность. А также на информацию о состоянии и охране окружающей среды (ст. 74). К культурным правам относятся: право на учебу, т.е. право на свободное, бесплатное получение публичного образования (ст. 70); и право на свободу творчества, т.е. свободу художественного творчества, научных исследований. 5. Сейм и Сенат Законодательную власть в Республике Польша осуществляют Сейм и Сенат. Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров в объеме, определенном предписаниями Конституции и законов. Сейм состоит из 460 депутатов. Выборы в Сейм - всеобщие, равные, непосредственные и пропорциональные и проводятся тайным голосованием. Сенат состоит из 100 сенаторов. Выборы в Сенат - всеобщие, непосредственные и проводятся тайным голосованием. Сейм и Сенат избираются на четырехлетний срок полномочий. Срок полномочий Сейма и Сената начинается в день собрания Сейма на первое заседание и длится до дня, предшествующего дню собрания Сейма следующего созыва. Выборы в Сейм и Сенат назначаются Президентом Республики не позднее чем за 90 дней до истечения 4 лет от начала срока полномочий Сейма и Сената с установлением даты выборов на нерабочий день, приходящийся на 30-дневный период до истечения 4 лет от начала срока полномочий Сейма и Сената. Сейм может сократить срок своих полномочий постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов законного числа депутатов. Сокращение срока полномочий Сейма означает одновременно сокращение срока полномочий Сената. Президент Республики по заслушании мнений Маршала Сейма и Маршала Сената может в определенных в Конституции случаях издать приказ о сокращении срока полномочий Сейма. Вместе с сокращением срока полномочий Сейма сокращается также срок полномочий Сената. Президент Республики, издав приказ о сокращении срока полномочий Сейма, одновременно приказывает провести выборы в Сейм и Сенат и назначает их дату на день, приходящийся на период не более 45 дней со дня издания приказа о сокращении срока полномочий Сейма. Президент Республики созывает первое заседание новоизбранного Сейма не позднее чем на 15-й день после дня проведения выборов. Избираться в Сейм может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 21 года. Избираться в Сенат может польский гражданин, имеющий право избирать и достигший не позднее дня выборов 30 лет. Кандидатов в депутаты и сенаторы могут выдвигать политические партии, а также избиратели. Нельзя баллотироваться одновременно в Сейм и Сенат. Действительность выборов в Сейм и Сенат подтверждается Верховным Судом. Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обращаться в Верховный Суд с протестом против действительности выборов (ст. 101). Депутат не может быть привлечен к ответственности за свою деятельность, входящую в сферу осуществления депутатского мандата, ни в период его действия, ни после его погашения. За такую деятельность депутат отвечает исключительно перед Сеймом, а в случае нарушения прав третьих лиц может быть привлечен к судебной ответственности только с согласия Сейма. Со дня опубликования результатов выборов и до дня погашения мандата депутат не может быть без согласия Сейма привлечен к уголовной ответственности. Уголовное производство, возбужденное против лица до дня избрания его депутатом, подлежит по требованию Сейма приостановлению до времени погашения мандата. В таком случае подлежит также приостановлению на этот период течение срока давности в уголовном производстве. Депутат не может быть задержан или арестован без согласия Сейма, за исключением случая, когда он застигнут при совершении преступления и если его задержание необходимо для обеспечения надлежащего хода производства. О задержании незамедлительно уведомляется Маршал Сейма, который может распорядиться о немедленном освобождении задержанного. Сейм и Сенат ведут обсуждения на заседаниях. Первые заседания Сейма и Сената созываются Президентом Республики на день, приходящийся на 30-дневный период со дня выборов Сейм избирает из своего состава Маршала Сейма и вице-маршалов. Маршал Сейма председательствует на обсуждениях в Сейме, стоит на страже прав Сейма, а также представляет Сейм вовне. Сейм назначает постоянные комиссии, а также может назначать чрезвычайные комиссии. Сейм может назначить следственную комиссию для расследования определенного дела.
Заседания Сейма открытые. Если этого требует благо государства, Сейм может абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов постановить о проведении закрытых обсуждений. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Сенату, Президенту Республики и Совету Министров. Законодательная инициатива принадлежит также группе из не менее чем 100 000 граждан, имеющих право избирать в Сейм. Порядок производства по этому делу определяется законом. Инициаторы, внося в Сейм проект закона, представляют финансовые последствия его исполнения.
Сейм рассматривает проект закона в трех чтениях. Право предложения поправок к проекту закона во время рассмотрения его Сеймом принадлежит инициатору проекта, депутатам и Совету Министров. Маршал Сейма может отказать в постановке на голосование поправки, которая не была предварительно представлена в комиссию. Инициатор может отозвать проект закона в ходе законодательного производства в Сейме до времени окончания второго чтения проекта. Сейм постановляет о законах обычным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов, поскольку Конституция не предусматривает иного большинства. В таком же порядке Сейм принимает постановления, если закон или постановление Сейма не устанавливают иного. Закон, постановленный Сеймом, Маршал Сейма передает в Сенат. Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона может принять его без изменений, постановить о поправках или постановить об отклонении его в целом. Если Сенат в течение 30 дней со дня передачи закона не примет соответствующего постановления, закон считается постановленным в редакции, принятой Сеймом. Постановление Сената, отклоняющее закон, или поправка, предложенная в постановлении Сената, считаются принятыми, если Сейм не отклонит их абсолютным большинством голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов. По окончании производства, определенного в статье 121, Маршал Сейма представляет постановленный закон Президенту Республики для подписания. Президент Республики подписывает закон в течение 21 дня со дня представления и издает приказ о его опубликовании в "Дзенник Устав Жечипосполитей Польскей". До подписания закона Президент Республики может обратиться в Конституционный Трибунал с предложением рассмотреть вопрос о соответствии закона Конституции. Президент Республики не может отказать в подписании закона, который Конституционным Трибуналом признан соответствующим Конституции. Президент Республики отказывает в подписании закона, который Конституционным Трибуналом признан не соответствующим Конституции. Если, однако, несоответствие Конституции касается отдельных предписаний закона, а Конституционный Трибунал не вынес решения о том, что они неразрывно связаны со всем законом, Президент Республики по заслушании мнения Маршала Сейма подписывает закон, исключая предписания, признанные не соответствующими Конституции, либо возвращает закон Сейму с целью устранения несоответствия. Если Президент Республики не обратился с предложением в Конституционный Трибунал в порядке части 3 ст. 122, то он может с мотивированным предложением передать закон Сейму на новое рассмотрение. После повторного постановления Сейма о законе большинством в 3/5 голосов в присутствии не менее половины законного числа депутатов Президент Республики в течение 7 дней подписывает закон и издает приказ о его опубликовании в "Дзенник Устав Жечипосполитей Польскей". В случае повторного постановления Сейма о законе Президенту Республики не принадлежит право обращаться в Конституционный Трибунал в порядке части 3 ст. 122. Обращение Президента Республики в Конституционный Трибунал с предложением рассмотреть вопрос о соответствии закона Конституции или с предложением Сейму о новом рассмотрении закона приостанавливает течение определенного в части 2 ст. 122 срока для подписания закона. 6. Президент. Президент Республики Польша является верховным представителем Республики Польша и гарантом непрерывности государственной власти. Следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории и выполняет свои задачи в объеме и на принципах, определенных в Конституции и законах. Президент Республики избирается Нацией путем всеобщих, равных, непосредственных выборов и тайным голосованием, избирается на пятилетний срок полномочий и может быть избран повторно только один раз. Президентом может быть избран польский гражданин, который не позднее дня выборов достиг 35 лет и в полной мере пользуется избирательными правами на выборах в Сейм. Кандидата выдвигают не менее 100 000 граждан, обладающих правом избирать в Сейм. Считается избранным Президентом Республики кандидат, который получил более половины поданных действительных голосов. Если ни один из кандидатов не получает требуемого большинства, на четырнадцатый день после первого голосования проводится повторное голосование. При повторном голосовании выбор производится между двумя кандидатами, которые при первом голосовании получили наибольшее в порядке очередности число голосов. Если кто-либо из этих двух кандидатов отозвал согласие баллотироваться, утратил избирательное право или умер, на его место при повторном голосовании на выборах допускается кандидат, который получил очередное наибольшее число голосов при первом голосовании. В этом случае дата повторного голосования откладывается еще на 14 дней. Считается избранным Президентом Республики кандидат, который при повторном голосовании получил больше голосов. Срок полномочий Президента Республики начинается в день вступления его в должность. Выборы назначаются Маршалом Сейма на день, который приходится на период не ранее 100 дней и не позднее 75 дней до истечения срока полномочий действующего Президента Республики, а в случае освобождения должности Президента Республики - не позднее четырнадцатого дня после освобождения должности с установлением даты выборов на нерабочий день, приходящийся на период в 60 дней со дня назначения выборов. Действительность выборов подтверждается Верховным Судом. Избирателю на принципах, определенных в законе, принадлежит право обратиться в Верховный Суд с протестом против действительности выборов Президента Республики. Если Президент Республики по преходящей причине не может исполнять должность, он уведомляет об этом Маршала Сейма, который временно принимает на себя обязанности Президента Республики. Если Президент Республики не в состоянии уведомить Маршала Сейма о невозможности исполнять должность, то по предложению Маршала Сейма о констатации препятствия исполнению должности Президентом Республики решает Конституционный Трибунал. В случае признания преходящей невозможности исполнения должности Президентом Республики Конституционный Трибунал поручает Маршалу Сейма временно исполнять обязанности Президента Республики. Маршал Сейма временно, до времени выборов нового Президента Республики, исполняет обязанности Президента Республики в случае:
1) смерти Президента Республики, 2) отказа Президента Республики от должности, 3) подтверждения недействительности выборов Президента Республики или иных причин незанятия должности после выборов, 4) признания Национальным Собранием стойкой неспособности Президента Республики исполнять должность с учетом состояния здоровья постановлением, принятым большинством не менее 2/3 голосов законного числа членов Национального Собрания,
5) отрешения Президента Республики от должности решением Государственного Трибунала. Если Маршал Сейма не может исполнять обязанности Президента Республики, эти обязанности принимает на себя Маршал Сената. Лицо, исполняющее обязанности Президента Республики, не может постановлять о сокращении срока полномочий Сейма. Президент Республики не может занимать какую-либо иную должность или выполнять какую-либо публичную функцию, за исключением тех, которые связаны с исполняемой должностью. Президент Республики как представитель государства во внешних сношениях: 1) ратифицирует и денонсирует международные договоры, о чем уведомляет Сейм и Сенат, 2) назначает и отзывает полномочных представителей Республики Польша в других государствах и при международных организациях, 3) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей других государств и международных организаций. Президент Республики является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Польша. Совещательным органом Президента Республики в области внутренней и внешней безопасности государства является Совет Национальной Безопасности. Вспомогательным органом Президента Республики является Канцелярия Президента Республики. Президент Республики издает положение о Канцелярии, а также назначает и отзывает Начальника Канцелярии Президента Республики. Президент Республики предоставляет польское гражданство и выражает согласие на отказ от польского гражданства, награждает орденами и отличиями, применяет право помилования. Право помилования не применяется к лицам, осужденным Государственным Трибуналом, может обращаться с посланием к Сейму, к Сенату или к Национальному Собранию. По вопросам особой важности Президент Республики может созвать Совет Кабинета. Совет Кабинета образуется из Совета Министров, заседающего под председательством Президента Республики. Президент Республики издает распоряжения и приказы. Президент Республики, используя свою конституционную и законную компетенцию, издает официальные акты. Официальные акты Президента Республики требуют для своей действительности подписи Председателя Совета Министров, который вследствие подписания акта несет ответственность перед Сеймом. Кроме актов касающихся: 1) назначения выборов в Сейм и Сенат, 2) созыва первого заседания новоизбранных Сейма и Сената, 3) сокращения срока полномочий Сейма в случаях, определенных в Конституции, 4) законодательной инициативы, 5) назначения общепольского референдума, 6) подписания закона или отказа подписать его, 7) издания приказа об опубликовании закона или международного договора в "Дзенник Устав Жечипосполитей Польскей", 8) обращения с посланием к Сейму, к Сенату или к Национальному Собранию, 9) обращения с предложением в Конституционный Трибунал, 10) предложения о проведении контроля Верховной Палатой Контроля, 11) выдвижения кандидатуры и назначения Председателя Совета Министров, 12) принятия отставки Совета Министров и поручения ему временно исполнять обязанности, 13) внесения в Сейм предложения о привлечении к ответственности перед Государственным Трибуналом члена Совета Министров, 14) отзыва министра, которому Сейм выразил вотум недоверия, 15) созыва Совета Кабинета, 16) награждения орденами и отличиями, 17) назначения судей, 18) применения права помилования, 19) предоставления польского гражданства и выражения согласия на отказ от польского гражданства, 20) назначения Первого Председателя Верховного Суда, 21) назначения Председателя и Вице-председателя Конституционного Трибунала, 22) назначения Председателя Высшего Административного Суда, 23) назначения председателей Верховного Суда, а также вице-председателей Высшего Административного Суда, 24) внесения в Сейм предложения о назначении Председателя Польского Национального Банка, 25) назначения членов Совета Денежной Политики, 26) назначения и отзыва членов Совета Национальной Безопасности, 27) назначения членов Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, 28) издания положения о Канцелярии Президента Республики, а также назначения и отзыва Начальника Канцелярии Президента Республики, 29) издания приказов на принципах, определенных в 30) отказа от должности Президента Республики. Президент Республики за нарушение Конституции, закона или за совершение преступления может быть привлечен к ответственности перед Государственным Трибуналом. Обвинение Президенту Республики может быть предъявлено постановлением Национального Собрания, принятым большинством не менее 2/3 голосов законного числа членов Национального Собрания по предложению не менее 140 членов Национального Собрания. Со дня принятия постановления о предъявлении Президенту Республики обвинения перед Государственным Трибуналом исполнение должности Президентом Республики подлежит приостановлению. 7. Местное (территориальное) самоуправление Территориальное самоуправление выполняет публичные задачи, не закрепленные Конституцией или законами за органами иных публичных властей. Основной единицей территориального самоуправления является община. Она выполняет все задачи территориального самоуправления, не закрепленные за иными единицами территориального самоуправления. Публичные задачи, служащие удовлетворению потребностей самоуправляющегося сообщества, выполняются единицами территориального самоуправления как собственные задачи. Единицы территориального самоуправления имеют право устанавливать размеры местных налогов и сборов в объеме, определенном в законе. Единицы территориального самоуправления выполняют свои задачи через посредство постановляющих и исполнительных органов. Выборы в постановляющие органы - всеобщие, равные, непосредственные и производятся тайным голосованием. Члены самоуправляющегося сообщества могут путем референдума решать о делах, касающихся этого сообщества, в том числе об отзыве органов территориального самоуправления, избранных непосредственными выборами. Деятельность территориального самоуправления подлежит надзору. Органами надзора за деятельностью единиц территориального самоуправления являются Председатель Совета Министров и воеводы, а в сфере финансовых дел - региональные счетные палаты. Сейм по предложению Председателя Совета Министров может распустить постановляющий орган территориального самоуправления, если этот орган грубо нарушает Конституцию или законы. Единицы территориального самоуправления имеют право объединяться, вступать в международные объединения локальных и региональных сообществ, а также сотрудничать с локальными и региональными сообществами других государств.
8. Суды и трибуналы. К системе общих судов относятся районные, воеводские и апелляционные суды. Районные суды являются судами первой инстанции для рассмотрения большинства уголовных и гражданских дел. Они создаются по одному для каждой общины, по одному на несколько общин одного воеводства. Воеводские суды создаются, как правило, по одному в каждом воеводстве. Они выступают апелляционной инстанцией по отношению к районным. Решения и приговоры воеводских и апелляционных судов можно обжаловать в Верховный суд.
Верховный суд возглавляет Первый председатель, который назначается на шесть лет Президентом из числа кандидатов, представленных общим собранием судей. Верховного суда (ч. 3 ст. 183). Система административной юстиции включает Высший административный суд и нижестоящие административные суды. Высший административный суд возглавляется его Председателем, которого на шесть лет назначает Президент из числа кандидатов, представленных общим собранием судей Высшего административного суда. Конституционный трибунал – это орган конституционного контроля. Конституционный трибунал состоит из 15 судей, избираемых Сеймом на 9 лет без права повторного переизбрания. Конституционный Трибунал разрешает дела: 1) о соответствии законов и международных договоров Конституции, 2) о соответствии законов ратифицированным международным договорам, ратификация которых требовала предварительного согласия, выраженного в законе, 3) о соответствии предписаний права, издаваемых центральными государственными органами, Конституции, ратифицированным международным договорам и законам, 4) о соответствии Конституции целей или деятельности политических партий, 5) о конституционной жалобе. Государственный трибунал – это специализированный квазисудебный орган, разрешающий дела о конституционной ответственности должностных лиц государства, указанных в конституции. За нарушение Конституции или закона в связи с занимаемой должностью или в сфере исполнения своих служебных обязанностей конституционную ответственность перед Государственным Трибуналом несут: Президент Республики, Председатель Совета Министров, а также члены Совета Министров, Председатель Польского Национального Банка, Председатель Верховной Палаты Контроля, члены Всепольского Совета Радиовещания и Телевидения, лица, которым Председатель Совета Министров вверил руководство министерством, а также Высший Командующий Вооруженными Силами. Государственный Трибунал состоит из председателя, 2 заместителей председателя и 16 членов, избираемых Сеймом не из числа депутатов и сенаторов на время срока полномочий Сейма. Заместители председателя Трибунала, а также не менее половины членов Трибунала должны иметь квалификацию, требуемую для занятия должности судьи. Председателем Государственного Трибунала является Первый Председатель Верховного Суда. Члены Государственного Трибунала при осуществлении функции судьи Государственного Трибунала независимы и подчиняются только Конституции, а также законам. Член Государственного Трибунала без предварительного согласия Государственного Трибунала не может быть привлечен к уголовной ответственности или лишен свободы. Член Государственного Трибунала не может быть задержан или арестован, за исключением случая, когда застигнут на месте преступления, если его задержание необходимо для обеспечения надлежащего хода производства. О задержании незамедлительно уведомляется председатель Государственного Трибунала, который может распорядиться о немедленном освобождении задержанного. Список используемой литературы: 1. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. (текст Конституции приводится по сборнику "Конституции государств Европы". Издательство НОРМА, 2001 г.) 2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Юрайт – М, 2001 – 640 с. 3. Конституционное право зарубежных стран. Учебник /отв. Ред. Б.А. Страшун. Общая часть 3-е изд. М.: БЕК, 1999. – 514 с. 4. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М. : Белые альвы, 1996. – 400 с. [1] Ст. 3 Конституции Польши [2] Там же ст. 2. [3] Там же ст. 4 [4] Там же ст. 10


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The Call Essay Research Paper THE CALLHolden
Реферат Методи розрахунку засобів захисту від небезпечних та шкідливих виробничих факторів
Реферат Рекуперация, вторичная переработка, хранение и использование твердых отходов
Реферат «Использование икт и нетрадиционных форм уроков-важнейшие условия обеспечения гибкости и эффективности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Реферат Понятие и содержание права наследования Общая характеристика
Реферат Судебно-психиатрическое значение парафилий
Реферат Понятие и основания освобождения от уголовной ответственности
Реферат Лекции по курсу Истории Отечества
Реферат Вредные привычки и их социальные последствия
Реферат Острая внебольничная нижнедолевая пневмония справа не осложненная Ринофарингит средней степени тяжести
Реферат Служба документационного обеспечения управления (ДОУ)
Реферат Філософія (хрестоматія)
Реферат Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Жизнь и судьба Игоря Васильевича Северянина в контексте серебряного века
Реферат Государственный строй. Органы государственного управления