Реферат по предмету "Медицина"


Этико -философские проблемы медицинских тайн

Медицинская этика существует десятки столетий. Еще в 1500 году до н.э. в Древней Индии врачи, вступая в свою профессию, давали клятву. В основе многочисленных медицинских присяг, которые при­нимают сегодня врачи в различных странах мира, лежит «Клятва Гиппократа», известная уже около 2400 лет.
Основные положения медицинской этики, изложен­ные в «Клятве Гиппократа» и сохраняющие актуаль­ность в настоящее время, гласят: 1) «Non nocere» («Не вреди!»). Всякое лечение, все действия, все ре­комендации врача должны быть направлены на благо больного, приносить ему пользу; 2) человеческая жизнь есть безусловная ценность; 3) врач должен уважать личную жизнь пациентов, воздерживаться от аморальных поступков; 4) врач должен соблюдать врачебную тайну, уважать свою профессию. В этих принципах профессионального поведения врача содержится высокая этика. Следует подчерк­нуть, что медицинская этика всегда была средоточием морально-этических идеалов своей эпохи. Лучшие представители медицинской профессии «открывали» горизонты гуманизма в человеческой истории. Итак, заповедь о врачебной тайне — это императив ис­тории медицины, ярчайшее явление общечеловеческой культуры (сохранившее основной свой смысл и ценность в течение многих столетий), и потому она по праву может быть названа святыней. Каждый врач, каждый медицин­ский работник должен сознавать себя носителем священ­ной традиции, недопустимости разглашения профессиональ­ной тайны. Расистские принципы выполняли методологиче­скую роль при проведении преступных медицинских экспериментов. В качестве подопытных привлекались представители всех национальностей, кроме немцев. Содержание «Нюрнбергского кодекса» учитывалось (и учитывается) при составлении всех последующих этических кодексов, регулирующих медико-биологи­ческие эксперименты. В этой связи следует отметить, что более ранним документом, в котором излагались принципы проведения экспериментов на людях, явля­ется лишь указ, изданный в Пруссии в 1900 г., в ко­тором сформулированы инструкции для директоров больничных учреждений. Важнейшим положением «Нюрнбергского кодекса» является добровольное согласие обследуемого на про­ведение медицинского эксперимента. Жертвы пре­ступных экспериментов нацистов, конечно, не имели возможности отказаться или уклониться от участия в экспериментах, не могли приостановить или пре­рвать его, когда он становился мучительным, а то и просто угрожающим их жизни. Необходимыми этическими принципами медицин­ских экспериментов на людях является высокая профессиональная квалификация медиков. Из ма­териалов «Дела медиков» следует, что нередко многократные опыты проводились не только лицами, не имевшими специальной подготовки, но даже без необ­ходимого научного обоснования экспериментов. Заповедь «Не вреди!», применительно к условиям медицинского экспериментирования на людях, диктует необходимость принятия соответствующих профи­лактических мер защиты здоровья и жизни людей, на которых проводится эксперимент. Несоблюдение этого требования нацистскими врачами привело к тому, что следствием медицинских экспериментов были, как правило, увечье или смерть испытуемых. Благодаря Нюрнбергскому процессу вопросы ме­дицинской этики приобрели международное значение, какого они не имели никогда ранее. В 1947 г. возникла Всемирная медицинская ассоци­ация (ВМА) — неправительственная международная организация медиков. В последующие годы она уделя­ла большое внимание проблемам врачебной этики. В 1948 г. ВМА сформулировала Женевскую деклара­цию, которая, по мнению ее составителей, должна стать современным вариантом «Клятвы Гиппократа». Годом позже был принят Международный кодекс медицинской этики (1949). Женевская декларация является присягой, кото­рую врачи приносят в странах — членах ВМА. В целом для Женевской декларации характерна методоло­гия абстрактного гуманизма. Профессиональная медицинская мораль во все време­на преломляла, конкретизировала многие общечелове­ческие нравственные ценности. Возьмем глубоко демо­кратичное требование Гиппократа: видеть в каждом больном, независимо от его социального положения, только больного («В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного .»). Эта максима врачебной этики Гип­пократа есть воплощение идеала социального равенст­ва. Следуя профессиональной этике, врач Гиппократовой школы стремится утвердить равенство хотя бы в одном направлении — перед лицом болезни и смерти. Таким образом, акцент на общечеловеческих нравст­венных ценностях обязательно присутствует в том или другом медико-этическом кодексе. Однако любая исто­рически-конкретная профессиональная мораль, исходя из некоего нравственного идеала, неизбежно должна увязывать этот последний с соответствующим общест­венным идеалом, который является выражением пози­ций определенного класса. Международный кодекс медицинской этики (1949), разработанный ВМА в дополнение к Женевской декла­рации, более подробно излагает нормы профессиональ­ной медицинской морали. Вслед за «Общими обязан­ностями врачей» здесь излагаются «Обязанности вра­чей по отношению к больным» и «Обязанности врачей по отношению друг к другу». Международный кодекс медицинской этики в пер­вом своем положении предписывает врачу «всегда поддерживать самый высокий уровень профессиональ­ной готовности». Второе по важности морально-этиче­ское предписание врачу (с позиций составителей ко­декса) следующее: «Врач должен заниматься своим делом, не руководствуясь при этом мотивом получения прибыли». Пункт «Кодекса», запрещающий врачу в работе руководствоваться мотивом получения прибыли, не­сомненно, правильный. Вопрос в том, насколько реали­зуема эта морально-этическая норма в капиталисти­ческом обществе. В свое время К. Маркс цитировал Т. Даннинга (английский профсоюзный деятель), который писал, что при 50% прибыли капитал готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие зако­ны, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Придерживаясь негласного правила морали бизнесме­нов «юридический минимум — это и есть этический максимум», многие врачи в капиталистических странах становятся виновниками огромного числа злоупотреб­лений в отношении своих пациентов. Так, в США ежегодно делается более 3 млн клинически неоправ­данных операций, врачи зарабатывают на этом при­мерно 4 млрд долларов, причем операции, производи­мые вопреки медицинской целесообразности, являются причиной смерти 10 000—12 000 человек в год. Профессиональная тайна в медицине имеет глубочай­ший гуманистической смысл. С одной стороны, медицин­скую тайну можно рассматривать в качестве своеобразного пробного камня глубины и сложности вопросов медицин­ской этики в целом, с другой — овладение проблематикой профессиональной тайны есть своего рода тест этической, культуры каждого медика как профессионала и человека". Многие авторы, говоря о врачебной тайне, подчеркивают такую деталь: подчас больной открывает врачу секреты (например, содержание каких-то своих переживаний), ко­торые скрывает от всех родственников и которых стыдится сам. В силу своей профессии врач в этом случае в каком-то отношении становится для больного самым близким чело­веком на земле (вот она глубина доверия!). Преодолевая болезнь, борясь с ней, врач и больной после успешного за­вершения лечения будут праздновать общую победу.
Если нравственным кредо жизненной позиции больного (как пациента) является доверие к медицине, к врачу, то нравственное кредо медика — это профессиональный долг. Медицинская тайна — одно из выражений профессионального долга медика. Со­хранение врачебной тайны — как бы эквивалентный морально-этический ответ медика на доверие больного и своего рода «расплата» за доверие. Врачебная тайна призвана обеспечить надежность доверительных отношений меди­ков и больных. Врачебная тайна есть модификация важнейшей нормы медицинской этики «Прежде всего не повреди!»: не повреди личности своего пациента в глазах окружающих, не повреди спокойствию как его самого, так и его близких, помни, что благополучие человека не исчерпывается только физическим здоровьем.
Генетически связанная с доверием больного врачебная тайна не может не быть относительно самостоятельной. Если даже врач и ощущает недостаток доверия со стороны какого-то пациента, заповедь врачебной тайны, конеч­но же, сохраняет свою силу. Старинное слово «заповедь» хорошо подчеркивает аспект моральных понятий, обозна­чаемый как «ценность». Определяя врачебную тайну в ка­честве нравственной ценности, мы имеем в виду и береж­ное сохранение врачами в течение многих столетий этого понятия, и реальный практический гуманизм его, и орга­ническое соответствие медицинского гуманизма, заключен­ного во врачебной тайне, более широкому понятию «ком­мунистический гуманизм». Умело применяя заповедь о вра­чебной тайне по отношению к отдельным больным, медики на своих участках работы обеспечивают гарантию конституционного права советских граждан на охрану лич­ной жизни. Сохранение, неразглашение врачебной тайны имеет высшее социальное оправдание в нашем об­ществе, поскольку органично соответствует устоям социа­листического образа жизни. Таким образом, этико-деонтологическое воспитание, освоение медиками проблематики профессиональной тайны будут ограниченными (и уже в силу этого недостаточно эффективными), если мы не будем раскрывать всего огром­ного смысла, высокого значения, а короче говоря, гума­нистической, этической, социальной ценности врачебной тайны. Еще раз подчеркнем: каждый медик должен отно­ситься к врачебной тайне, как к святыне. Иногда сам больной обращается к медику с просьбой хранить какую-то информацию в секрете. В отдельных слу­чаях такая просьба есть выражение недоверия к морально-этической состоятельности тех медицинских работников, с которыми ему приходилось иметь дело. Это может быть также недоверием к тому, кому адресована просьба. В то же время такая просьба может иметь некоторое эти­ческое оправдание, если оно специально указывает на ин­формацию, которая должна быть предметом врачебной тайны. В дореволюционной отечественной литературе по меди­цинской этике неоднократно обсуждался вопрос: если сам больной разрешает врачу не хранить в тайне какие-то сведения о нем, освобождает ли это врача от обязанности сохранения профессиональной тайны? Врачу во многих случаях имеет смысл поинтересоваться мнением больного о том, какое значение могла бы иметь та или другая информация из его истории болезни для родственников или для сослуживцев. Но больной имеет в этом -случае сове­щательный голос. Гуманистический, социальный смысл врачебной тайны не может быть исчерпан соглашением между врачом и больным. Немало новых проблем сохранения профессиональной тайны выдвигает современный научный прогресс в медицине. В современной зарубежной литературе высказывается точка зрения, согласно которой распространение информа­ции о пациентах через компьютеры и мультидисциплинарные исследования сопровождается отступлениями от прин­ципа конфиденциальности. Более того, некоторые авторы объявляют профессиональную ме­дицинскую тайну в определенном смысле устаревшим поня­тием. К такому выводу пришел чикагский хирург М. Siegler после того, как посчитал, что по крайней мере 25 человек (а возможно, и все 100) медицинского и административ­ного персонала клиники имеют законный допуск к исто­риям болезни. В известном смысле речь идет о противоречии, порож­денном усложнением здравоохранения как социального ин­ститута. Уже столетие назад аналогичное явление обра­щало на себя внимание: «За последнее время в Германии благодаря новому закону об обязательном страховании (введенному в 1883 г.) расширился круг лиц, кото­рые при выполнении своих обязанностей узнают чужие тайны». В это же время во Франции Общество судебной медицины постановило, что лечащие врачи должны отказывать страховым обществам в выдаче свидетельств о состоянии здоровья своих пациентов. В отечественной литературе последнего десятилетия не перестает обсуждаться вопрос о систематическом нару­шении врачебной тайны при оформлении листков нетру­доспособности. Из обсуждения данной проблемы можно сделать несколько принципиальных выводов: 1—инициа­тором ее обсуждения явилась общественность, а, к сожа­лению, не врачи; 2 — до сих пор проблема остается от­крытой; при квалифицированном рассмотрении оказалось, что разрешение ее связано со значительными материаль­ными затратами, с переподготовкой больших контингентов врачебных и фельдшерских кадров; 3 — следует признать абсолютно верным мнение юристов о том, что сложность практической стороны решения данной проблемы не может служить основанием для оправдания существующего и по­ныне положения вещей, так как указание диагноза в боль­ничном листе, санаторно-курортной карте и т. д. является нарушением закона; 4 — в условиях все большего усложнения здравоохранения как социального института и ускорения научно-технического прогресса гуманизация отдельных сто­рон медицинского дела — это постоянный непрерывный процесс. Для своевременного решения проблем, аналогич­ных тайне диагноза в листках нетрудоспособности, вероят­но, было бы целесообразным учреждение соответствую­щего компетентного органа (условно назовем его «Этиче­ским комитетом» Министерства здравоохранения СССР). Таким образом были бы созданы организационные пред­посылки выявления, а главное — практического разреше­ния актуальных этико-деонтологических проблем современ­ной медицины. По мере прогресса медицинской науки все больше уси­ливается еще одна проблема: медицинская тайна и сам больной. Так, французский юрист Луи Котт из наиболее значимых проблем медицинской этики в современных ус­ловиях называет право пациентов на получе­ние правильной информации (диагноз, методы лечения, степень риска и т. п.)». Очевидно, что оборотная сторона сформулированной проблемы — право врача на умолчание какой-либо информации. Подчеркнем, что речь здесь идет не только об инкурабельных больных. Наибольшую остроту вопрос о сохранении тайны диа­гноза, прогноза от самого больного имеет в инкурабельных случаях. В основном же в отношении инкурабельных заболе­ваний отечественная медицина по-прежнему придержива­ется традиционной (восходящей к Гиппократу) позиции — оберегания больных от беспощадной информации об их неизбежной близкой смерти. Медицинская тайна.— одно из основных понятий медицинской этики. Как и во всех понятиях морали, в содержании заповеди о врачебной тайне обнаруживаются и общечело­веческий, и классовый аспекты. В 20-е годы, когда только создавались основы социалистического здравоохранения, вокруг темы врачебной тайны разгорались особенно жар­кие споры. Некоторые авторы, ка­саясь взглядов на эту проблему Н. А. Семашко, ограничи­ваются указанием, что первый нарком здравоохранения РСФСР отстаивал тезис о необходимости уничтожения вра­чебной тайны. Другие авторы приводят более позднюю точку зрения Н. А. Семашко: «свято со­блюдать тайну, доверенную (врачу — А. И.) больным, не разглашать ее». Как видим, Н. А. Семашко впоследствии сам признал, что в целом отрицание врачебной тайны в 20-е годы было ошибкой. Современный же исследователь, касаясь этой темы, обязан объяснить, какими были исторические корни «курса на полное уничтожение врачебной тайны».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.Я. Иваношкин «Профессиональная этика в медицине». М. 1990г. 2. «Деонтология в медицине». Под ред. Петровского Б.В. М., 1988г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование мотивации персонала
Реферат Использование занимательных задач на уроках информатики
Реферат Come As You Are The Nirvana
Реферат Война третьей коалиции
Реферат 20 Основні схеми використання відпрацьованого тепла Ефективне використання вторинних енергетичних ресурсів (вер) в Україні не одержало великого поширення
Реферат Учет и профилактика чрезвычайных ситуаций на радиационно-опасных объектах г.Москвы
Реферат Характеристика бюджета городского округа Самара Самарской области за 2008 2009 годы
Реферат Информационная защита системы 1С:Бухгалтерия 8.0
Реферат Tourism In Canadian Provincial Parks Essay Research
Реферат Влияние циклов конъюнктуры на развитие туристской отрасли
Реферат А. А. Волович Идея демократизации и «реконструкции» Ближнего Востока зародилась в Белом Доме в результате поисков путей почетного выхода Вашингтона из иракской ситуации и стремления компенсировать непопулярные сило
Реферат Реклама и ее применение и особенности
Реферат Возбуждение дела об административном правонарушении
Реферат Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с наркотизмом
Реферат Хранение информации в персональном компьютере