Реферат по предмету "Медицина"


Лечение музыкой и книгой

Как много может музыка! Спокойная и мелодичная, она поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить свои силы; бодрая и ритмичная поднимает тонус, улучшит настроение. Музыка снимет раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повысит работоспособность. О лечебных свойствах музыки было известно давно. В VI в. до н.э. великий древнегреческий мыслитель Пифагор применял музыку в лечебных целях. Он проповедовал, что здоровая душа требует здорового тела, а то и другое – постоянного музыкального воздействия, сосредоточения в себе и восхождения к высшим областям бытия. Ещё более 1000 лет назад Авиценна в качестве лечения рекомендовал диету, труд, смех и музыку. Древнегреческий врач Гален тоже рассматривал музыку как лекарство, а Кассиодор, писатель и приближённый короля остготов, утверждал, что музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти. Жорж Санд писала композитору Джакомо Мейерберу о том, что музыка лечит её от депрессии лучше, чем доктор. Наши соотечественники врачи-психиатры С.С.Корсаков и В.М.Бехтерёв отмечали благотворное влияние музыки на больных с неврозами и некоторыми психическими заболеваниями. Исследуя влияние музыки на людей с больной психикой, профессор М.П.Кутанин отмечал, что после концерта (проведённого в стенах больницы) поведение больных заметно менялось в лучшую сторону. «Это были как бы новые люди – настолько сильным было воздействие на них музыки»,- писал он. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Напротив же, когда музыка раздражает, пульс учащается, а сила сердечных сокращений становится слабее. В процессе исследования были обнаружены и другие интересные стороны влияния музыки на организм: при прослушивании, например, приятной мелодии увеличивается активность белых кровяных шариков. Сравнительно недавно было обнаружено, что человеческий организм воспринимает музыку уже в эмбрионе. В Японии были выпущены пластинки с записями естественных шумов организма беременной женщины: шум протекающей по артериям крови, ритмичные удары сердца и т.д. Когда новорожденный начинал плакать, достаточно было включить пластинку, как он успокаивался и засыпал. Молодёжь любит быструю и ритмичную музыку, которая, возможно, компенсирует недостаток двигательной активности. Пожилые люди предпочитают благотворно влияющие на психику плавные, лирические мелодии. Вопросами практического применения музыки занимаются в настоящее время музыковеды, психологи, психотерапевты. В нашей стране, Польше, Болгарии с каждым годом всё шире применяется музыка в лечебных целях, издаются журналы по музыкопсихотерапии и готовятся врачи музыкопсихотерапевты. На многих предприятиях введены специальные музыкальные программы, сопровождающие трудовой процесс, а также музыкальные паузы. Всё это повышает производительность труда, скрашивает монотонность некоторых видов работ (например, на конвейере), помогает быстрее восстановить работоспособность. В психотерапии важен принцип совпадения настроения и музыкального ритма, т.е. характер музыки должен соответствовать настроению. Для изменения настроения врач в определённом ритме и направлении меняет мелодию. Так, человеку в состоянии депрессии предлагается программа выхода из этого состояния: вначале идут мелодии задумчивые, грустные, затем они несколько «светлеют», т.е. становятся менее печальными и более жизнерадостными, далее мелодии меняются на радостные, весёлые. Слушающий постепенно входит в музыкальный поток, впитывает его и не замечает, как меняется настроение. Для больных с перевозбуждением нервной системы возможен обратный порядок: вначале идут мелодии быстрые, живые, затем всё более плавные, задумчивые . Музыкальная настройка играет большую роль перед сеансом гипноза и после него. Музыка позволяет быстрее и глубже погружать больных в гипнотическое состояние и повышать действенность лечебных внушений. Если вы захотите проверить воздействие музыки на ваше настроение, не забудьте предварительно сказать себе (и поверить в это!): «Сейчас послушаю одну, две, три мелодии, и меланхолия моя исчезнет». Конечно, хорошо, если вы слушаете музыку в тихом, полузатемнённом помещении в удобном кресле. Это может быть у друзей, дома, в специальном кабинете психотерапии или концертном зале. По физиологическому действию мелодии могут быть успокаивающими, расслабляющими или тонизирующими, бодрящими. Расслабляющий эффект полезен при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. При бронхиальной астме могут использоваться записи шума леса, пения птиц, ритмичного плеска морского прибоя. Тонизирующий эффект полезен при гипертонии, неврастении с синдромом угнетённости, вялости. Полезен он и здоровым людям, особенно перед началом рабочего дня, поэтому по утрам во время зарядки и сборов на работу включайте бодрую музыку, она поможет вам сохранить жизнерадостное настроение целый день. С целью лечения или самолечения рекомендуется составлять музыкальные программы не более чем из 4-5 произведений общей длительностью 15-20 мин. Слушать программу лучше с закрытыми глазами, полностью расслабившись. Песенный жанр для этих целей не рекомендуется. Чтобы музыка оказывала оздоровительный эффект, её нужно слушать таким образом: 1) лечь, расслабиться, закрыть глаза и полностью погрузиться в музыку; 2) постарайтесь избавиться от любых мыслей, выраженных словами; 3) вспоминайте только о приятных моментах в жизни, причём эти воспоминания должны носить образный характер; 4) программа, записанная вами на магнитофонную ленту, должна длиться не менее 20-30 мин, но не более; 5) не следует засыпать; 6) после прослушивания музыкальной программы рекомендуется проделать дыхательную гимнастику и несколько физических упражнений. Если вы выбрали музыку с целью самооздоровления, то её нужно сочетать с другими методами самовоздействия – утренней зарядкой, дыхательными упражнениями, самовнушениями по Куэ и Бехтереву.
Если музыку для лечебных целей применяли за тысячи лет до наших дней, то книгу начали использовать сравнительно недавно. В конце прошлого и в начале нынешнего столетия французские врачи-психотерапевты Р.Дюбуа и А.Моль стали рекомендовать книги с целью воздействия на организм больного человека.
Термин «библиотерапия» впервые был применён в 1916 г. С.Гробесом. В России библиотерапией занимались С.С.Корсаков, В.М.Бехтерев. И теория и практика библиотерапии достаточно глубоко ещё не разработаны. Однако благотворное воздействие книги на течение болезни уже используется и врачами, и больными. Опыт, как мы видим, опережает теорию. Особенно широко применяются книги с целью воздействия на ход болезненного процесса в нашей стране. С точки зрения врача-психотерапевта, чтение можно разделить на обычное чтение и чтение с лечебной целью. Обычное чтение, в свою очередь, можно разделить на чтение специальной профессиональной, художественной и научно-популярной литературы, расширяющее общую эрудицию человека, и чтение периодических изданий – журналов и газет, имеющее социальную направленность. Чтение художественной литературы, качество и количество которого у каждого человека различные, носит распространённый характер. Оно может носить эпизодический характер, скрашивать длинную и нудную дорогу в транспорте при следовании на работу и домой, может просто заполнять вакуум в занятости, служить источником эстетического удовольствия и т.д. Книги восполняют недостаток собственного опыта и собственных переживаний. С одной стороны, читая, человек как бы живёт десятками и сотнями других жизней, радуется недоступными ему чужими радостями, совершает подвиги и ошибки и выходит победителем из сложившихся ситуаций. Всё это не может не воздействовать на эмоции и чувства человека, на принципы подхода к жизни и собственным переживаниям. С другой – литература, проповедующая насилие, жестокость, может формировать такие же качества и в жизни. Всё познаётся в сравнении. Надо только уметь посмотреть на себя со стороны, сравнить свои переживания с переживаниями других людей, находящихся в более тяжёлых условиях, и острота собственных сгладится. Это уже своего рода лечение! Сейчас в нашей стране происходит процесс постепенного расширения психотерапевтической службы. Надеюсь, что через несколько лет силами врачей-энтузиастов в поликлиниках будут организованы библиотеки, в которых будут собраны специальные книги, и некоторые больные, особенно с функциональным расстройством нервной системы, понесут домой вместо лекарств нужные книги. Упреждаю это время, можно дать несколько советов людям, решившим воспользоваться книгой в лечебных целях. Задачи, которые можно поставить перед собой, делятся на ближайшие и отдалённые. К ближайшим задачам относятся: 1) отключение от текущей психотравмирующей ситуации («уход в книгу»); 2) дезактуализация собственных, текущих жизненных переживаний (изменение «прейскуранта ценностей» этих переживаний); 3) выработка «идеала поведения» в дальнейшем. К отдалённым задачам относятся: 1) выработка более оптимистичного взгляда на жизнь; 2) изменение собственных реакций на психотравмирующую ситуацию; 3) улучшение контакта с окружающими людьми – в семье, с друзьями, на работе; 4) выработка важного умения встать на точку зрения другого человека, и не только встать, но и понять мотивы его поступков; 5) более спокойно, с чувством понимания относиться к неприятным для вас людям; 6) если в жизни вам встретятся люди крайне неприятные, от которых вы страдаете, не спешите распространить своё отношение к ним на весь мир. В мире больше людей хороших, чем плохих. Ищите их, и они вам помогут. Принципы подбора литературы для самостоятельного чтения с терапевтической целью: 1. В книгах должны быть описаны не болезни, симптомы и прогноз их течения, а пути, по которым надо следовать, чтобы от них избавиться или предотвратить. Чтение специальной медицинской литературы широкому кругу лиц, тем более не медикам, не целесообразно. Чтение медицинской популярной литературы должно отвечать тем же требованиям, что и чтение специальной литературы. К сожалению, и в ней, и в журнале «Здоровье» настолько полно и подробно описаны симптомы, условия и причина заболевания, что любой человек может найти их у себя. 2. В литературе прежде всего должны быть показаны примеры успешной борьбы не только с болезнями, но и с тяжёлыми жизненными обстоятельствами. В данном случае рекомендуется автобиографическая литература, в которой показаны неординарные ситуации и достойный из них выход. 3. Жизненные ситуации в книге должны быть ясными, понятными большинству людей, а изложение должно соответствовать уровню образования и интеллекту человека. 4. Для того, чтобы лучше понять свои собственные проблемы, отрешиться от их исключительности, полезно познакомиться с общечеловеческими проблемами, волновавшими людей. Поэтому мы рекомендуем читать произведения как древних, так и современных философов и мыслителей: труды Платона, Аристотеля, Сенеки Младшего, Гиппократа и русских философов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. Чтение Библии, этой книги книг, будет весьма полезно как для верующих, так и для неверующих людей, ибо в ней заключена непреходящая человеческая мудрость, высказанная устами пророков. Конечно, уровень образования играет большую роль в чтении этого рода литературы. Разве могут не впечатлять страницы жизни одного из первых социалистов-утопистов Томаса Мора, написавшего всемирно известную книгу «Утопия»? Прекрасной души человек, он испытал в своей жизни и взлёты, и падения. За всё то доброе, что он сделал людям, был осуждён на зверскую казнь. «Приговор гласил: « .влачить по земле через всё лондонское Сити и Тайберн, там повесить его так, чтобы он замучился до полусмерти, снять с петли, пока он ещё не умер, отрезать половые органы, вспороть живот, вырвать и сжечь внутренности. Затем четвертовать его и прибить по одной четверти его тело над четырьмя воротами Сити, а голову выставить на Лондонском мосту». Правда, в день казни «милостью» короля ему было оказано снисхождение – жестокая казнь была заменена «простым отсечением головы». Томас Мор и на эшафоте сохранил присутствие духа. Сравнивая с переживаниями Т.Мора собственные беды и волнения, приходим к выводу, что мы много тратим нервной энергии бесплодно и понапрасну, испытываем страхи и муки ущемлённого самолюбия, размениваемся по пустякам . Такого рода сравнения способны снизить значимость психотравмирующих обстоятельств и заставить человека взглянуть на свои проблемы по-иному, а следовательно, и успокоиться. 5. Юмористические литературные произведения лучше отнести на период, предшествующий выздоровлению, когда общий фон настроения станет более ровным и спокойным. 6. Эмоциональная тональность произведения должна отвечать настроению читающего. При чтении, как и при прослушивании музыкальных произведений, должен быть соблюдён принцип синтонности, эмоционального созвучия.
7. Любое произведение нужно читать в спокойной обстановке, не ограничивая себя жёсткими рамками времени. Ничто не должно мешать вашему раздумью. Вот поэтому чтение урывками в транспорте, на работе для целей терапии явно непригодно. 8. Надо читать медленно, неторопливо. После прочтения каждой главы или крупного раздела книги её желательно проанализировать, предугадать поступки героя, сообразуясь с собственными взглядами и характером, сравнить ваш вариант поведения героя с вариантом автора.
9. При чтении желательно вести специальный дневник, где бы вы анализировали свои переживания и сравнивали их с переживаниями героя книги. 10. Не спешите ощутить немедленные результаты от библиотерапии. Помните, если химические или растительные лекарственные вещества являются средствами быстрого, кратковременного действия, то чтение книг – сильного и глубокого, хотя и медленного действия. По существу, оно ведёт к перестройке всех жизненных реакций, к другому, более правильному и оптимистическому, восприятию жизни. Если вы психотерапевтическому чтению отведёте 1-2 ч в день, то на весь курс лечения потребуется 4-6 месяцев. 11. Понравившиеся книги полезно перечитывать. 12. Применять библиотерапию следует в комплексе с другими методами психического и физического самовоздействия. В процессе библиотерапии могут появляться следующие эмоциональные ощущения: 1) отключение от потока неприятных мыслей и переживаний; 2) чувства успокоения, уверенности в себе, радости и психической активности; 3) понимание юмора, шутки; 4) снисходительно-ироническое отношение к собственным болезненным переживаниям. С целью воздействия на психику чтение литературы можно рекомендовать в таком порядке: популярная медицинская, психотерапевтическая литература, физкультурно-оздоровительная, педагогическая, направленная на самовоспитание, художественная. Художественная литература, в свою очередь, может быть разбита по разделам: афоризмы, драматургия, повести, романы, рассказы с глубокими психологическими переживаниями, классическая русская и зарубежная литература, современная литература, научно-фантастическая, сказки, юмор, сатира. В конкретном подборе литературы и последовательности чтения вам может помочь врач-писхотерапевт или опытный библиотечный работник. Из множества книг всегда можно выбрать ту, которая интересует вас. Художественные книги пишутся, как правило, не для лечения больных, но, возможно, со временем, будут написаны произведения психотерапевтического плана. При беседах с больными приходится постоянно подчёркивать, что образ жизни формирует самого человека. Если он активно не борется за своё здоровье, то тем самым он пассивно, подсознательно открывает дорогу болезням. Общие, наиболее важные принципы сохранения здоровья собраны в стихотворении:
СОВЕТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стратегический маркетинг
Реферат Чрезвычайные меры полиции безопасности
Реферат О правовом регулировании расчетных форвардных договоров
Реферат 1 Форма освоения профессиональной образовательной программы по специальности 060102 Акушерское дело: очная
Реферат Паспорт на административный участок, его назначение и правила ведения. Иная документация участко
Реферат Информационные технологии и их роль в обществе
Реферат Определение влажности, окраски почвы и почвообразующей породы
Реферат Иммунопрофилактика детей дошкольного возраста в амбулаторно-поликлинических учреждениях
Реферат Светолокационный измерительный преобразователь расстояния до нижней границы облаков
Реферат Профессиональный этикет сотрудника милиции
Реферат Риторика Давньої Греції
Реферат Система наказаний в уголовном праве
Реферат Роман в. П. Астафьева "Печальный детектив"
Реферат Оплата труда, единая тарифная сетка
Реферат Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского