Реферат по предмету "Медицина"


АФК у больных пожилого возраста

Содержание Введение Глава 1. Анализ литературы 1.1. Морфо-функциональные особенности у лиц с ослабленным здоровьем и пожилого возраста 1.2. Средства и методы АФК у лиц с неполным здоровьем
и в пожилом возрасте 1.3. Методические особенности проведения занятий АФК у лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста 1.4. Контроль за АФК у лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста Вывод Использованная литература Приложение ВВЕДЕНИЕ В большинстве стран мира наблюдается рост инвалидности среди населения, что связано с усложнением производственных процессов, уве­личением транспортных средств, возникновением локальных войн, ухуд­шением экологической обстановки, со снижением адаптационного потен­циала современного человека. Так, общее число инвалидов по Республике Башкортостан на 1 января 2001 г. составило свыше 180 тыс. человек, из них 64% - инвалиды пожилого возраста. Первичная инвалидность среди взрослого насе­ления Республики Башкортостан только по заболеваниям органов дыхания зарегистрирована у 947 (5,5%) больных, в том числе среди городского населения - у 560% и сельского - 387% . Цель работы: Изучить применения и методы адаптивной физической культуры у лиц пожилого возраста и имеющих неполное здоровье Задачами работы являются: 1) Раскрыть вопросы значимости адаптивной физической культуры и её место в системе реабилитации лиц имеющих «неполное» здоровье и инвалидов пожилого возраста. 2) Показать морфо – функциональные особенности возрастных изменений. 3) Раскрыть особенности проведения занятий по АФК с инвалидами пожилого возраста с учетом знаний о инволюционных изменений в их организме. 4) Раскрыть основные принципы врачебного контроля за проведением занятия по АФК. Данная работа основана на анализе учебной и научной литературы которая приведена в списке.
Глава 1. Анализ литературы.
1.1. Морфо-функциональные особенности у лиц с ослабленным здоровьем и пожилого возраста К пожилому возрасту относят период с 55 до 75 лет (у жен­щин), с 60 до 75 лет (у мужчин). Вслед за ним начинается стар­ший, или старческий, возраст (75—90 лет). Люди старше 90 лет называются долгожителями. В пожилом и старшем возрасте происходят необратимые изме­нения в системах и органах человеческого организма, называемые старением. Старение организма характеризуется следующими функцио­нальными изменениями: В процессе старения наступают из­менения в миокарде и особенно в артериях. Проявлением старе­ния кровеносных сосудов является артериосклероз как результат атеросклеротических изменений. Эти изменения состоят в отло­жении на стенках сосудов липидно-холестериновых соединений и в обызвествлении сосудов. Уплотненные артерии при внезапном подъеме артериального давления (например, при физическом уси­лии) могут разрываться, в результате чего происходит кровоиз­лияние в окружающие ткани (например, кровоизлияние в мозг). Такие обызвествления часто локализуются в коронарных арте­риях, снабжающих кровью мышцу сердца, что нарушает ее функ­цию. В самом сердце также проявляются дегенеративные измене­ния: утолщение эндокарда, склероз клапанов, миокардиофиброз и т. п. Многие пожилые люди страдают гипертонией. Ее причиной, помимо атеросклеротических изменений, могут быть болезни по­чек и другие патологические состояния. В составе крови у лиц старших возрастов наблюдается неко­торое уменьшение форменных элементов и увеличение реакции оседания эритроцитов, причем у женщин больше, чем у мужчин. РОЭ в 41—50 лет равна 7,5 мм у мужчин и 14,3 мм у женщин, в 51—60 лет соответственно — 9,9 мм и 20,5 мм; 61 год и стар­ше— 14,4 мм и 26,1 мм. Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхатель­ных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, умень­шением легочной вентиляции. Максимальное потребление кисло­рода после 25—30 лет постепенно уменьшается и к 70 годам со­ставляет 50% от уровня 20 лет (П.О.Астранд, 1969). Возрастные изменения в мышечной системе и связочном ап­парате выражаются в: — ухудшении эластических свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок; — уменьшении величины проявляемой силы; — замедленном переходе мышц из состояния рас­слабления в напряженное состояние и наоборот — уменьшении объема мышц (мышцы становятся дряблыми). Инволюционные изме­нения происходят и в нерв­ной системе, что выража­ется в затрудненном обра­зовании новых двигательных координации, ухудшении точности движений и уменьшении их вариатив­ности. Совокупность отмеченных возрастных изменений морфо-функционального характера проявляется в ухудшении ра­ботоспособности и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точно­сти двигательных действий, менее совершенной становит­ся координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда. Инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом определяются как характе­ром физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте. Главенствующей социальной функцией физического воспита­ния людей в возрасте 55 лет и старше становится оздоровительная. Основные задачи направленного использования средств физи­ческого воспитания в пожилом и старшем возрасте заключаются в том, чтобы [9]: 1) содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные ин­волюционные изменения, обеспечив расширение функциональ­ных возможностей организма и сохранение его работоспособ­ности; 2) не допустить регресса жизненно важных двигательных уме­ний и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформиро­вать необходимые; 3) пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения. Частные оздоровительные и до­полнительные задачи (например, ук­репление опорно-двигательного ап­парата, улучшение осанки, улучше­ние деятельности ЦНС, повышение функциональных возможностей сер­дечно-сосудистой и дыхательной си­стем, закаливание организма и др.) определяются в зависимости от воз­раста, характера трудовой деятельно­сти, функционального состояния и приспособительных возможностей организма, уровня физической под­готовленности, индивидуальных склонностей и условий быта.[6]
1.2. Средства и методы АФК у лиц с неполным здоровьем и в пожилом возрасте В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигие­нические факторы. Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, кото­рые не только способствуют поддержанию систем опорно-двига­тельного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.
В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигие­нические факторы.[3] Основными средствами воздействия на организм людей пожилого и старшего возраста служат физические упражнения, кото­рые не только способствуют поддержанию систем опорно-двига­тельного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.
К числу основных средств сохранения и восстановления функ­ций опорно-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. Спедиальные комплексы гимнастических упражнений (без предметов, с предметами, специальными устройствами, на снарядах и др.) и разработанные на их основе методики для людей этого возраста позволяют направленно воздействовать на ослабленные мышечные группы, обеспечивать прогрессивные морфофункциональные изменения в опорно-двигательном аппарате, не допускать утраты силовых качеств и гибкости, поддерживать нормальную осанку. В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения цикличес­кого характера. Эффективными являются такие циклические уп­ражнения, которые выполняются не менее 10 мин с интенсивно­стью, приводящей к легкому утомлению.[1] Для разных нозологических групп лиц с неполным здоровьем в качестве дополнительных используются средства медицинской и психологической реа­билитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростиму­ляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотера­пия, души (пылевой, дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.), водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные и др.), бани (парные и сауны), средства психологическо­го воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др. [17] Однако их применение для разных лиц имеет множество индивиду­альных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролиро­ваться. После рассмотрения средств АФК мы рассмотрим методы АФК, применяемые у лиц с неполным здоровьем и в пожилом возрасте. Метод — это способ достижения цели. Он всегда имеет предметное содержание и применяется в процессе целенаправленной педагогичес­кой деятельности как путь к достижению намеченного результата. Ме­тод — это процесс взаимодействия педагога и ученика, где полем дея­тельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение, развитие, эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает как объект и субъект педагогических воздействий.[19] Наиболее типичными для адаптивной физической культуры явля­ются следующие группы методов: - методы формирования знаний; - методы обучения двигательным действиям; - методы развития физических качеств и способностей; -методы воспитания личности; - методы взаимодействия педагога и занимающихся. Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные методические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каж­дого человека или группы лиц со сходными свойствами. Именно выбор методических приемов реализует индивидуальный подход с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возра­ста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опоры и движения, интеллекта, способности к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и т. п. Разумное использование комплекса методов и методических при­емов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии. В основе их лежат закономерности обучения, целесообразность комплексного решения учебно-воспитатель­ных задач, общеметодические и специально-методические принципы.[9] При занятиях физическими упражнениями лиц пожилого возраста методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения. Выбор методов наглядности для лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста диктуется, состоя­нием функций организма, этапом реабилитационно-восстановительного периода, конкретными задачами и осознанностью их решения на каждом занятии. Методы обучения двигательным действиям Словесные и наглядные методы тесно связаны с непосредственным выполнением физических упражнений и отражают информационную сторону обучения. Методами, направленными на формирование двига­тельных действий, традиционно считаются метод расчлененного и ме­тод целостного обучения. Данные методы применяются у лиц пожилого возраста с сопутствующей патологией опорно-двигательного аппарата.[8] В настоящее время для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями широкое распространение получили тренажерные устройства, позволяющие не только обучать движениям, но и контролировать дей­ствия занимающихся, что дает возможность расширить процесс освое­ния целостных сложнокоординационных двигательных действий. Обучение двигательным умениям является лишь необходимой базо­вой основой для повышения двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Главная задача состоит в том, чтобы результаты этой деятельности нашли применение в жизни, быту, спорте, стали потребностью человека. Для этого процесс обучения должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным, мобилизующим адапта­ционные резервы организма и личностные качества занимающихся. [14] В практической деятельности это может быть достигнуто следую­щими методами и методическими приемами: - сочетанием различных физических упражнений: стандартных, уп­рощенных и усложненных, упражнений-образов с ориентировочной основой действий, дробного выполнения упражнений, имитационных, подводящих, на тренажерах и др.; - вариативностью техники физических упражнений: исходного поло­жения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, амплитуды и т. п.; - разнообразием вербальных и невербальных методов и методичес­ких приемов, словесных и наглядных способов воздействия, музыки, внушения, медитации, психотренингом, активизирующих все органы чувств, концентрирующих психические процессы и эмоции на обуче­нии и совершенствовании двигательных умений занимающихся;
- вариативностью внешних факторов среды при выполнении упраж­нений: в любое время года, при разных погодных и метеорологических условиях, в помещении, на открытом воздухе, в лесу, на воде и т. п., но в соответствии с гигиеническими требованиями и обеспечением безо­пасности (страховкой, помощью, сопровождением, использованием надежного оборудования, технических средств, инвентаря и экипиров­ки и др.). [15]
Методы развития физических качеств и способностей Многократное выполнение физических упражнений сопровождает­ся не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздей­ствием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все сис­темы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упраж­нений, регулирование их продолжительности и интенсивности опреде­ляют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей. Принято различать пять основных физических способностей (ка­честв): силовые, скоростные, координационныеу выносливость и гиб­кость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая на­правленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности не­зависимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здо­ровья.[19] В целях направленного развития физических качеств у лиц пожилого возраста и имеющих неполное здоровье используются те же методы, что и для здоро­вых людей: - для развития мышечной силы - методы максимальных усилий, по­вторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изокинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции. - для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, сорев­новательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы. - дляразвития выносливости — равномерный, переменный, повтор­ный, интервальный, соревновательный, игровой методы. Методика развития выносливости, силовых и скороствых качеств инвалидов и лиц пожилого возраста опирается на диаг­ностику их здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсив­ность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем физи­ческих упражнений в одном занятии, целесообразность их чередова­ния, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функциональ­ного, физического, психического состояния.[15] Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психичес­кой сферы лиц пожилого возраста является игровой ме­тод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возраст­ные периоды жизни, в том числе и в пожилом она удовлетворяет естественные потребности че­ловека в эмоциональном досуге, движении, общении и является спо­собом самовыражения.[28] Таким образом средства и методы адаптивной физической культу­ры при их рациональном использовании служат стимулятором повыше­ния двигательной активности, здоровья и работоспособности, спосо­бом удовлетворения потребности в эмоциях,, движении, игре, обще­нии, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные пред­посылки социализации данной категории людей. Данная концепция подтверждает теорию Л.С. Выготского о том, что обучение и воспита­ние детей с нарушениями в развитии составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тес­ном единстве и взаимосвязи. [6]
1.3. Методические особенности проведения занятий АФК у лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самодеятельных на­чалах и осуществляется при различных формах организации заня­тий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.); туристс­кие походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.[4] Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подго­товки проводятся 2—3 раза в неделю под руководством инструк­торов-методистов преимущественно на открытом воздухе по оп­ределенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжи­тельность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий увеличива­ется до 60—75 мин. Такая продолжительность обусловлена замед­ленной врабатываемостью и приспосабливаемостью стареющего организма к физическим нагрузкам. В содержание самостоятельных (индивидуальных) занятий физическими упражнениями входят: утренняя гигиеническая гим­настика; аэробные упражнения циклического характера умерен­ной интенсивности, при которых не возникает резкого усиления кровообращения и дыхания (оздоровительная ходьба, оздорови­тельный бег, оздоровительное плавание, ходьба на лыжах и т.д.); различные игры по упрощенным правилам; спортивные упражне­ния, но с ограничением тренировочных нагрузок и соревнований и др. Человек, самостоятельно занимающийся физическими упраж­нениями с целью укрепления и сохранения здоровья, должен знать правила организации тренировочного занятия, понимать сущность его основных частей, их функциональное назначение. Он должен уметь подобрать с помощью методической литературы или опи­раясь на опыт прошлых занятий в школе, в вузе, в спортивной секции и т.п. нужные средства оздоровительной тренировки и их правильную дозировку.[13] Самостоятельно занимающимся нужно знать правила и пони­мать сущность физической тренировки, основные механизмы по­лучения тренировочного эффекта.[7] Методические основы занятий. Для большинства занятий в груп­пах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физи­ческой подготовленности и для занимающихся менее утомительны, чем пред­метные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения орга­низма нагрузки теряют общую тенденцию к возрастанию. Занятия урочного типа с "комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заклю­чительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы вырабатывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусматривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении. Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методичес­ки правильно организованным: - упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необхо­димо показывать, встав лицом к учащимся; - упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходи­мо демонстрировать, стоя боком;
- упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком; - зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение со­держит асимметричные движения; - упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.[9]
Общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее зна­чительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия. [2] Продолжительность одного занятия колеблется от 35—40 до 90— 120 мин. Для плавного повышения физиологической кривой урока необходимо начинать с легких упражнений, в которых участвуют мелкие и средние мышечные группы, и постепенно переходить к упражнениям для средних и крупных мышечных групп. Наиболее трудные упражнения (глубокие приседания, бег, бег с ускорени­ем, прыжки с места и др.) даются в середине и во второй полови­не основной части занятия (причем в чередовании с ходьбой, с успокаивающими упражнениями), когда организм оптимально подготовлен. В занятие рекомендуется включать от 30 до 50 общеразвивающих упражнений, чередуемых с ходьбой и бегом. Количество повторений каждого упражнения зависит от подготов­ленности занимающихся, возраста, трудности упражнений, задач урока. В первые месяцы занятий каждое упражнение повторяется 4—6 раз, со временем число повторений увеличивается и к концу года достигает 8—20 раз.[11] При подборе упражнений и форм движения, нужно руководст­воваться следующими правилами: 1) к участию в групповых упражнениях допускать лишь лиц, обследованных врачом; 2) перед началом упражнений больной должен достичь опре­деленной физической формы для того, чтобы быть способным вос­принять соответствующие нагрузки; 3) физические нагрузки не должны превышать 30—50% мак­симальной нагрузки; 4) темп упражнений должен исключать чрезмерное утомле­ние (пульс более 130 в минуту); 5) следует помнить, что у лиц пожилого возраста со снижен­ными физическими возможностями даже небольшое усилие может стать нагрузкой, достигающей границы возможного; 6) более интенсивные упражнения должны перемежаться дыхательными упражнениями для отдыха; 7) поскольку процесс возвращения к исходному состоянию после физического усилия у людей пожилого возраста замедлен, показаны перерывы между интенсивными занятиями.[10] При кинезитерапии инвалидов пожилого возраста не рекомен­дуются: — упражнения, включающие работу брюшного пресса, вслед­ствие которой повышается внутригрудное давление с задержкой артериализации и затруднением притока венозной крови. После прекращения работы брюшного пресса к средостению внезапно поступает волна крови, что может в случаях атеросклеротических изменений привести к сосудистым нарушениям; — упражнения, требующие значительных статических усилий с задержкой дыхания, что может стать причиной развития эмфи­земы легких; — упражнения, выполняемые в быстром темпе или требующие быстрой перестройки работы системы кровообращения в связи с быстрым повышением давления крови и увеличением частоты пульса; — наклоны, выполняемые в быстром темпе (при которых воз­никает положение головой вниз), в связи с возможным наруше­нием равновесия, головокружением или опасностью развития ин­сульта; — упражнения, требующие сложной координации и большого числа новых движений в течение одного занятия ввиду измене­ния активности центральной нервной системы, сниженной двига­тельной активности, сложности освоения новых двигательных на­выков. [8] Распределение занимающихся по состоянию здоровья целесообразно проводить по так называемым медицин­ским группам. В первую медицинскую группу (основную) включаются лица без отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья или с незначительными возраст­ными изменениями в организме, но с достаточной физи­ческой подготовкой. Во вторую медицинскую группу (подго­товительную) включаются лица с незначительными от­клонениями в физическом развитии и состоянии здо­ровья, преимущественно возрастного характера, без су­щественных функциональных нарушений и физически недостаточно подготовленные, а также лица с умерен­ными отклонениями в состоянии здоровья (патологиче­ского характера) при достаточной физической подготовке, без существенных функциональных нарушений. К третьей медицинской группе (специаль­ной) относятся лица со значительными патологическими отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, но не мешающими выполнению обыч­ной производственной работы, и физически недостаточно подготовленные. В результате систематической тренировки и расшире­ния в связи с этим функциональных и адаптационных возможностей организма разрешается перевод занимаю­щихся из одной группы в другую (из третьей во вторую и из второй в первую).[27] Для лиц первой медицинской группы разрешаются занятия, состоящие из элементов спортивной гимнасти­ки, легкой атлетики, игры (в том числе спортивные), плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, гребля (в разных сочетаниях), сдача норм ГТО и участие в соревнованиях по спортивным играм (для среднего воз­раста).[30] Во второй медицинской группе содержание занятий примерно такое же, но при меньшей плотности урока (45—50%), сниженной интенсивности и более спокой­ном темпе выполнения упражнений. Занятия в третьей медицинской группе проводят по особой программе в плане лечебной физкультуры: ут­ренняя гигиеническая и лечебная гимнастика; занятия в группах здоровья — игры, пешеходные прогулки, ка­тание на лодках, кратковременная ходьба на лыжах в медленном темпе, элементы ближнего туризма и др.; трудотерапия; производственная гимнастика; массаж; закаливание.[27] Утренняя гигиеническая гимнастика в по­жилом возрасте отвечает тем же целям и задачам и ос­нована на тех же принципах, что и для молодых людей. Однако при составлении комплексов упражнений для гигиенической гимнастики у этих лиц принимают во вни­мание особенности методики, на что указывалось выше. Эти занятия должны проводиться ежедневно в те­чение 12—18 минут. В комплекс включают упражнения для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного прес­са, тазового дна и других мышечных групп. В утрен­нюю гигиеническую гимнастику обязательно долж­ны входить также элементы медленной и быстрой ходьбы, дыхательные упражнения. Желателен само­массаж.[24] Упражнения следует проводить в проветренной комнате, лучше на веранде, балконе, во дворе или са­ду. В первый период занятий в комплекс включается 8—10 упражнений; каждое из них следует повторить по 4—6 раз, проводить в медленном темпе, часто че­редовать с дыхательными упражнениями, делать меж­ду отдельными упражнениями короткие (3—6 сек.) пе­рерывы для отдыха. Постепенно следует увеличивать количество движений для различных мышечных групп до 12—15, а повторение каждого упражнения — до 6—8 раз, усложнять их характер, увеличивать темп и амплитуду движений.[21]
Утренняя гигиеническая гимнастика ни в коем слу­чае не должка утомлять. Рекомендуется, поэтому, на­ряду с исходными положениями стоя, использовать положения сидя и лежа. Гигиеническая гимнастика должна повысить об­щий тонус человека, создать у него бодрое настроение, содействовать ликвидации застойных явлений в тканях.
Комплекс обычно начинается с дыхательных упражнений. Затем постепенно, начиная с легких не­сложных движений, выполняют упражнения для рук и плечевого пояса, ног и тазового пояса, шеи, тулови­ща, спины, брюшного пресса. В конце занятия следует провести упражнения в ходьбе (можно на месте) в по­степенно увеличивающемся темпе и с последующим за­медлением его. Лица с удовлетворительным функцио­нальным состоянием сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем могут чередовать упражнения в ходьбе с упражнениями в медленном беге.[16] Утренняя гигиеническая гимнастика должна за­вершиться упражнениями успокаивающего характера (постепенное замедление ходьбы, дыхательные упраж­нения, упражнения в расслаблении мышц и т. п.). Всег­да следует избегать задержки дыхания (элементов натуживания). Оно должно быть свободным и согласо­вываться с характером движения (при разведении рук в стороны — вдох, при сведении их — выдох; при раз­гибании туловища — вдох, при сгибании — выдох). Ис­ходные положения в гигиенической гимнастике: стоя, сидя, лежа на спине (например, попеременное подни­мание ног из горизонтального в вертикальное положе­ние. Комплекс гигиенической гимнастики или отдель­ные упражнения (по совету врача, методиста) может быть повторен и во второй половине дня либо вечером, однако не позже чем за 1,5—2 часа до сна. После утренней гигиенической гимнастики следу­ет проделать водные процедуры (обтирание или обмы­вание до пояса, при соответствующих условиях — душ и купание). Время, отводимое для утренней гигиенической гим­настики, можно использовать одновременно и для за­каливания, проводя упражнения в трусах и майке или только в трусах.[14] В исключительных случаях утреннюю гигиениче­скую гимнастику можно заменить ходьбой — прогул­кой на свежем воздухе (20—30 минут); при этом от­дельные отрезки пути попеременно проходят то в быстром, то в медленном темпе. Одеваться для таких прогулок следует по возможности легче (зимой — ко­стюм, легкое пальто и т. п.). Может быть рекомендо­ван и другой, лучший вариант: утром — обычная ги­гиеническая гимнастика, а во второй половине дня или вечером — прогулка.[7] (Примерный комплекс гигиенической гимнастики см. Приложение № 1) В последние годы большое распространение получили занятия в так называемых группах здоровья (группах общей физической подготовки) или группах для заня­тий лечебной гимнастикой, которые организуют на базе различных спортивных сооружений и при жилищно-эксплуатационных конторах. Создание таких групп осу­ществляют с учетом возраста, состояния здоровья, особенностей заболевания и функциональных возможно­стей организма занимающихся. Обычно группы здоро­вья делят на сильную (основную), среднюю (подготови­тельную) и слабую (специальную). Опыт показывает целесообразность годичного и ежемесячного планирова­ния занятий в три этапа или периода — подготовитель­ный, или ориентировочный, основной, или лечебно-трени­ровочный, и заключительный. Продолжительность пер­вого периода, который рассчитан на постепенную под­готовку занимающихся к физическим нагрузкам — от 2 до 3 недель. Длительность второго периода — от 3 до 6 месяцев и больше, а заключительного — от 2 до 3 не­дель. Дозировку нагрузки регулируют в соответствии с общеметодическими принципами.[3] Большое значение в среднем и пожилом возрасте имеют спортивные упражнения, закаливание, активный отдых. Пешие прогулки и ходьбу проводят ежедневно в любую погоду и круглый год, причем начинать прогул­ки следует с небольших дистанций (с 2—3 км). Показа­ны также экскурсии и туризм в выходные дни и во вре­мя отпуска или предварительной разработке маршрута. У начинающих дистанция для прогулки должна быть не более 5—6 км, постепенно ее доводят до 12—15 км. Закаливание организма осуществляют с помощью воздушных и солнечных ванн, водных процедур. Основными формами активного отдыха на производ­стве являются вводная гимнастика в начале рабочего дня, физкультурные паузы и физкультминутки в процес­се работы.[13] Основной формой проведения занятий являлся урок основной гимнастики с включением подвижных игр и иг­ры в волейбол. Содержание урока: а) порядковые и строевые упражнения, б) общеукрепляющие упражнения без предметов и с предметами, в) доступные упражнения на гимнастических снарядах, г) танцевальные шаги, тан­цы, д) упражнения в равновесии и на координацию, е) подвижные игры, эстафеты, спортивная игра волей­бол. В зимний период занятия проводятся в помещении, а в летнее время — на площадке, на стадионе. Длительность урока определяется в зависимо­сти от состояния здоровья, возраста, степени физической подготовленности занимающихся и составляла для лиц среднего возраста от 60 до 90 минут, для лиц пожилого возраста от 45 до 60 минут, для лиц старшего возраста от 30 до 45 минут.[18] Урок состоит из трех частей: подготовительной, ос­новной и заключительной. Продолжительность подгото­вительной части урока для лиц среднего возраста от 18 до 25 минут, для лиц пожилого возраста — от 15 до 18 минут, для лиц старшего возраста — от 5 до 8 минут. Основная задача подготовительной части урока заклю­чается в организации внимания занимающихся, в под­готовке организма к упражнениям основной задачи занятий. Урок начинается с подсчета пульса и опроса о само­чувствии занимающихся. [5] В подготовительной части урока применяются элементы строевой подготовки, ходьба, различные перестроения, общеукрепляющие уп­ражнения без предметов и с предметами, а также бег. Продолжительность основной части урока для лиц сред­него возраста от 35 до 55 минут, для лиц пожилого возраста — от 25 до 35 минут, для лиц старшего возра­ста— от 20 до 30 минут. [4] Основная часть урока на­правлена на решение следующих частных задач: воспита­ние смелости, внимания, быстроты реакции, повышение эмоционального состояния занимающихся, укрепление связочно-мышечного аппарата, мышц спины, брюшного пресса и др. В этой части урока применялись уп­ражнения, содействующие коррекции различных откло­нений, упражнения в равновесии, на гимнастических сна­рядах, не требующих большого силового и статистическо­го напряжения, бросание набивных мячей, подвижные игры, эстафеты и спортивная игра волейбол. Продолжительность заключительной части урока для лиц среднего возраста составляет от 7 до 10 минут, для лиц пожилого возраста — от 5 до 7 минут, для лиц стар­шего возраста — от 7 до 8 минут. [28] Основная задача заклю­чительной части урока заключается в снижении общей физической нагрузки, в относительном восстановлении организма. Средствами является спокойная ходьба, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения, коллективное пение. После урока проводились подсчет пульса, опрос о самочувствии, водные процедуры. [6]
Время урока в каждой возрастной группе постепенно, но не ча­ще чем через 3 месяца увеличивают в зависимости от адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам. Рис. 1. Кривая физиологической нагрузки урока для лиц старшего возраста.
Рекомендуется распре­деление физической нагрузки в уроке с лицами старшего возраста по принципу многовершинной кривой физиоло­гической нагрузки. Кривая физиологической нагрузки постепенно возра­стает к началу основной части урока, достигает своей кульминационной точки в середине урока и постепенно снижается в заключительной части урока (рис. 1). Для правильного распределения нагрузки в процессе занятий физическими упражнениями следует учитывать исходные положения, темп, ритм, амплитуду при выпол­нении упражнений, а также плотность урока, количество повторений, паузы и др.[19] Основной особенностью проведения занятий физиче­скими упражнениями с лицами старшего воз­раста является уменье преподносить материал, правиль­но организовать урок. Качество занятий полностью зави­сит от квалификации преподавателя. Систематичность и последовательность, от простого к сложному, от легкого к трудному, свободные, ритмичные движения с постепен­но нарастающей амплитудой, в умеренном темпе, с наи­более устойчивыми исходными положениями—вот осно­ва методики занятий. В начальном периоде занятий надо особенно следить за правильным распределением нагруз­ки. Нагрузка должна нарастать постепенно, моменты напряжения не должны быть продолжительными. Препо­давателю необходимо знать, как реагируют занимающие­ся на нагрузку во время урока при выполнении различ­ных упражнений. [23] Методические указания к проведению подготовительной части урока. Проведя построение занимающихся преподаватель отмечает присутствующих, проводит опрос о самочувст­вии. Пульс считают сами занимающиеся под общую ко­манду преподавателя (необходимо обучить всех зани­мающихся считать пульс). При наличие жалоб на плохое самочувствие, а также резкого учащения или замедления пульса преподаватель направляет занимаю­щегося к врачу, не допуская к последующему занятию без его разрешения. В подготовительной части урока упражнения укрепляющего характера проводятся одно­временно всеми занимающимися. При проведении строе­вой подготовки, порядковых упражнений и обучения движениям необходимо следить за правильной осанкой и походкой занимающихся, за правильным сочетанием дви­жений с дыханием.[22] Ходьба. Будь то элементы строевой подготовки или ходьба с различными движениями рук и ног, для лиц по­жилого и старшего возраста она является одним из ос­новных упражнений, постепенно втягивает организм в ра­боту. Ходьба с ускорением, по нашим наблюдениям, у людей старшего возраста вызывает повышение пульса до 100—110 ударов. [15] Обучение ходьбе. Основная цель кинезитерапии лиц пожилого возраста — скорейшее восстановление его жизненной самостоя­тельности, особенно в области самообслуживания и локомоции. Подготовка к обучению ходьбе зависит от периода заболевания, времени пребывания в постели, степени нарушения физических возможностей и общего состояния. У больных пожилого возраста после длительного обездвиже­ния обязательным является постепенное приспособление к верти­кальному положению на поворотном столе. Ежедневно постепенно увеличивают угол наклона стола и продолжительность вертикаль­ного положения, причем обращают внимание на отклонение пуль­са и дыхания больного. Во время вертикальной установки боль­ному рекомендуют выполнять дыхательные упражнения и прос­тые движения верхних конечностей. Обучение ходьбе начинают с той минуты, когда больной хорошо адаптировался к вертикальному положению при отсутствии голо­вокружения, одышки.[6] При обучении ходьбе с костылями особое внимание уделяют выработке правильного стереотипа ходьбы, тренировке чувства равновесия, координации движений, уверенности и выносливости. Больного учат передвигаться вперед и назад, в стороны, обходить преграды, ходить по ступеням, по наклонной плоскости, по терри­тории с разным типом поверхности, подниманию предметов с по­ла, усаживанию и вставанию с кресла и т. п. Больной, который не может нагружать оперированную конечность, должен имитиро­вать этой конечностью все движения так, как их выполняет здо­ровая нога, производя так называемое обозначение шага. Хожде­ние с оперированной конечностью, согнутой в тазобедренном и коленном суставах, может привести к возникновению контракту­ры в этих суставах, снижению чувства равновесия и значительно­му увеличению необходимого физического усилия. Бег. По мере адаптации занимающихся к физическим нагрузкам (через 2—3 месяца от начала тренировки) в занятия включается бег. Дозировку бега назначает врач и строго контролирует преподаватель. [1] Общеукрепляющие упражнения назначают по прин­ципу последовательности от простых, доступных к слож­ным, охватывающим все основные мышечные группы и суставы. Включать группы мышц в работу надо последовательно, начиная с рук, шеи, плечевого пояса, переходя к туловищу, мышцам таза и ног. В отличие от занятий с лицами молодого возраста, у которых идет постепенное, постоянное нарастание нагрузки, лицам среднего, пожи­лого и старшего возраста следует выполнять после каж­дого интенсивного упражнения более легкое, ранее хо­рошо усвоенное упражнение. Такое чередование упраж­нений ведет к снижению физической нагрузки. После освоения упражнений общеукрепляющего характе­ра без предметов включаются упражнения с предметами, например гимнастические палки, маленькие мячи — мож­но теннисные, гантели (весом от 1 до 2 кг), эспандеры, резиновые бинты, булавы, набивные мячи (весом 1—2 кг) и др. Упражнения с предметами ведут к увеличению физической нагрузки, увеличению амплитуды движений, к повышению эмоциональности занятия. Для лиц пожи­лого и старшего возраста бег можно заменять подскока­ми (если включить в урок подскоки, то нужно исключить бег и наоборот). Подскоки выполняются в самых разно­образных видах: на месте на двух ногах, для среднего возраста на одной ноге, с продвижением вперед, назад, с движениями рук, с хлопками, поворотами, при этом их необходимо чередовать обязательно с ходьбой.[14] Методические указания к проведению основной части урока В основной части урока при наличии достаточного оборудования и двух преподавателей в каждой группе должно быть по 8—10 человек. При наличии одного пре­подавателя занимающиеся садятся на гимнастические скамейки поочередно по 5—6 человек или сразу все вы­полняют упражнения на том или ином гимнастическом снаряде. Из снарядов применяются следующие: гимна­стические стенки, гимнастические скамейки, лестницы наклонные, гимнастический бум, обыкновенные стулья, кушетки в виде топчанов, коврики. На гимнастических снарядах лица пожилого и старшего возраста выпол­няют смешанные висы и упоры, а лиц среднего возра­ста с относительно хорошей физической подготовкой можно допускать к упражнениям в висах. Во время заня­тий на гимнастической стенке вводят короткие перерывы между упражнениями, остановки, стоя на рейке, продол­жительностью 5—10 секунд для отдыха. [31]
Для предупреждения травм, падений, ушибов преподава­тель оказывает и обеспечивает надежную страховку. Если на гимнастической стенке одновременно делают упражнения 6—8 человек, то страховку обеспечивают сами занимающиеся. Не следует заострять внимания на дыхании в каждом движении, занимающихся надо обу­чить свободному дыханию, чтобы каждый знал, какому моменту при выполнении упражнения должен соответст­вовать вдох или выдох. Все положения, связанные с под­ниманием рук вверх, выпрямлением и вытягиванием ту­ловища, должны соответствовать вдоху. [10]
Наклоны туло­вища, нагибания, приседания соответствуют выдоху. В занятиях с женщинами большое внимание следует уде­лять упражнениям для брюшного пресса, тазового дна, так как с наступлением пожилого возраста при малопод­вижном образе жизни наступает резкое ослабление мышц тазового дна и мышц промежности. Такое состояние мо­жет привести к опущению матки и влагалища. [24] Танцевальные шаги и танцы также хорошо использо­вать в уроках: приставной шаг, переменный, шаг польки, русский шаг, шаг вальса, элементы несложных комбина­ций под музыкальное сопровождение, можно включать любимые танцы, тем самым, воздействуя на психику зани­мающихся. Эти танцевальные шаги и танцы придают уро­ку большую насыщенность и жизнерадостность и явля­ются любимым упражнением не только в женских, но и в смешанных группах.[26] Можно отметить, что после упражнений, способствую­щих повышению эмоционального состояния, пульс повышается значительнее, а успокоение сердечной деятельно­сти в этих случаях происходит быстрее, чем при упражне­ниях, выполняемых без эмоционального подъема. Игры занимают большое место в основной части урока при проведении занятий с лицами старшего возра­ста. Игры применяются малоподвижные, подвижные (различные эстафеты), спортивная игра — волейбол. В на­чальном периоде (после 3-го месяца) рекомендуются игры с мячом, упражнения, подводящие к овладеванию мяча, и только уже в тренировочном периоде (после 6 месяцев) по мере втягивания занимающихся в занятия физическими упражнениями следует начинать спортив­ную игру в волейбол: а) для групп сред­него возраста после 6—7 месяцев занятий, б) для групп пожилого возраста после 10—11 месяцев занятий, в) для групп старшего возраста на 2-м году занятий.[12] Лицам пожилого возраста назначают подвижные игры с ограни­чением бега, площадки, эстафеты с предметами и без них (с ограничением бега), игры с мячом, подводящие к игре в волейбол, игра в волейбол (с ограничением пло­щадки). Лицам старшего возраста рекомендуются мало­подвижные игры, эстафеты на месте и со значительным ограничением бега, игры с мячом, подводящие к игре в во­лейбол, игра в волейбол (с ограничением площадки, уве­личением игроков и др.). В методике проведения игры в волейбол с лицами старшего возраста нагрузка варьиру­ется за счет увеличения количества игроков, уменьшения времени игры, перерывов во время игры, ограничения раз­меров площадки. Игра в волейбол очень эмоциональна, пользуется большим успехом среди занимающихся. Сле­дует отметить, что повышение пульса при игре в волейбол у лиц пожилого и старшего возраста значительно меньше, чем при выполнении других нагрузок. Методические указания к проведению заключительной части урока В заключительной части урока применяются упражне­ния успокаивающего характера, способствующие восста­новлению кровообращения, дыхания и снижению повы­шенного эмоционального состояния занимающихся. При этом включаются упражнения на расслабление мышц, медленная ходьба, плавные танцевальные шаги. Заканчи­вается урок подсчетом пульса, опросом занимающихся о самочувствии. После урока занимающиеся проделыва­ют водные процедуры.[8]
1.4. Контроль за АФК у лиц с неполным здоровьем и пожилого возраста. Врачебно-медицинский контроль за занимающимися, имеющими неполное здоровье, а также спортсменами пожилого возраста, осуществляется районными врачебно-физкультурными диспансерами или городскими врачебно-физкультурными диспансерами, если речь идет о сборных командах. Постоянную работу ведет врач, курирующий этот раздел работы и владеющий вопросами контроля за занимающимися физической куль­турой и спортом.[26] Занимающиеся должны проходить врачебный контроль не менее двух раз в год: в начале учебного года и в конце. Кроме того — после перене­сения тех или иных заболеваний и при плохом самочувствии. В практике врачебного контроля применяются два метода исследо­вания: углубленный и краткий. Все полученные данные заносятся во врачебно-контрольную карту физкультурника.[3] Программа углубленного врачебного обследования включает пас­портную часть: записывается ф. и. о., адрес, номер поликлиники, к ко­торой прикреплен инвалид, с тем, чтобы была возможность уточнения диагноза. При сборе анамнеза уточняется лечение по этапам (оператив­ное, консервативное, дата проведения, если была операция, то какая и когда, осложнения, сопутствующие заболевания, при поражении спин­ного мозга уточняется состояние функций мочевыводящих путей и та­зовых органов). Уточняются наследственные заболевания, отношение к алкоголю, курению. Каким видом спорта занимался, сколько времени, в каких соревнованиях участвовал, результаты.[21] В основном объем исследований тот же, что и у здоровых спортсменов: антропометрия, спирометрия, динамометрия, становая сила, рост, вес. Особенностью является то, что все показатели измеряются без протезов, ортезов и других приспособлений, а также снимаются показатели объема Необходимо также проведение функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, ЭКГ, рен­тгеноскопия органов грудной клетки, клинический анализ крови, об­щий анализ мочи, биохимические исследования по показаниям. В про­грамму углубленного врачебного обследования входит осмотр врачами-специалистами (окулист, лор, хирург, невропатолог, для женщин ги­неколог). Обязательное тестирование физической работоспособности, развернутые рекомендации специалиста, ведущего данного инвалида с момента получения инвалидности и его рекомендации.[17] Программа краткого врачебного обследования несколько уже и вклю­чает анамнез, антропометрию, физикальное обследование и проведе­ние функциональных проб для оценки функционального состояния сер­дечно-сосудистой системы, рентгеноскопию органов грудной клетки и ЭКГ. Анализ мочи, крови, осмотр окулистом. Врачебный контроль в процессе занятий В работе с лицами пожилого возраста особенно важ­но систематическое, постоянное врачебное наблюдение за изменения­ми в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном со­стоянии. В данном случае врач и тренер должны работать в тесном контакте, чтобы предотвратить негативные последствия неправильного подхода к учебно-тренировочному процессу и не усугубить еще больше состояние здоровья занимающихся.[30] Этот процесс осуществляется путем проведения текущих осмотров 3—4 раза в год и врачебно-педагогических наблюдений на тренировках. Это помогает определить соответствие уровня требований, предъявляе­мых к организму конкретной программой занятий, физическому состоя­нию и подготовленности занимающихся. Особое значение имеет напря­женность процессов. Об этом свидетельствует степень стабильности показателей в процессе на­грузок, а также усиление деятельности физиологических систем организ­ма, о чем можно судить по характеру общих и местных реакций, возни­кающих в организме во время и после завершения мышечной работы.
Оценка воздействия тренировки на организм проверяется по степе­ни утомляемости (примерная схема внешних признаков утомления в процессе занятий физическими упражнениями по В. А. Зотову), по из­менению пульса и артериального давления. Для этого проводится изме­рение пульса и артериального давления до тренировки, после размин­ки, после основной, заключительной частей тренировки и затем через 15 мин после окончания занятий. Все эти данные заносятся в протокол, строится графически физиологическая кривая, которая должна посте­пенно нарастать с пиком нагрузки в основной части и постепенно сни­жаться в дальнейшем, доходя до первоначальных величин после после­днего измерения (через 15 мин). На основании полученных данных рас­считывается ряд показателей, характеризующих выраженность реакции систем кровообращения на нагрузку.[21]
Рассчитывается коэффициент пульса (КП), отражающий степень изменения частоты сердечных сокращений: КП = ЧСС в нагрузке /ЧСС в покое Индекс работы сердца (ИРС), который косвенно отражает проде­ланную занимающимся работу, работу сердца по перекачиванию кро­ви в условиях повышенного артериального давления и увеличенной ЧСС на высоте нагрузки: ИРС = ЧСС в нагрузке х АД систолическое в нагрузке. При регистрации ЧСС и величин АД после нагрузки фиксируют, на какой минуте отдыха эти показатели достигают исходных величин. По мере повышения степени тренированности увеличение ЧСС и АД при одной и той же нагрузке будет менее выраженно. И как следствие этого, будут снижаться величины КП и ИРС, а нормализация пульса будет проходить после нагрузки в более ранние сроки. [28] Когда тренировочные нагрузки неадекватны процессам восстанов­ления и организм пожилого спортсмена не успевает восстановиться к следующей тренировке, то может возникнуть состояние переутомле­ния, перегрузки, что приводит к истощению организма, развитию па­тологических состояний, необходима профессиональная коррекция с использованием педагогических, психологических, медико-биологичес­ких методов и средств восстановления.[26] В результате совместной и постоянной работы тренера и врача вно­сятся коррективы, изменения, дополнения в учебно-тренировочный процесс. Педагогический контроль за занимающимися адаптивной физической культурой Педагогический контроль за занимающимися пожилого возраста предусматривает оцен­ку уровня развития их физических качеств. Для определения быстроты применялись любые возможные для инвалидов действия, выполняемые на время, например, хлопки рука­ми спереди и сзади (количество раз за 15 с).[15] Чтобы определить выносливость, предлагается выполнить движе­ние на максимально возможное время (бег на месте, проплывание ди­станции, гонки в колясках и т.п.). Равновесие. Предлагается тест стоя на одной ноге или двух (одна стопа в продолжении другой), руки в стороны, глаза закрыты, сохранять это положение максимально возможное время. Гибкость определялась следующим образом: из исходного положе­ния стоя на гимнастической скамейке занимающийся выполняет на­клон вперед — измеряется расстояние от кончиков пальцев до края ска­мейки (плюс, если пальцы рук находятся ниже плоскости опоры, ми­нус, если пальцы рук испытуемого не достают до скамейки).[26] В плавании, при определении скорости осуществ­ляется прохождение дистанции 25 м и 50 м всеми способами. При этом измеряется время прохождения дистанции и количество гребковых дви­жений. Выносливость характеризуется временем проплывания на время 200, 400 м для женщин и 400, 800, 1500 м для мужчин.[9] Скоростная выносливость определяется по времени проплывания 100-метровой дистанции любыми возможными способами на время. В легкой атлетике скорость характеризуется временем прохождения 30- или 60-метровых дистанций, в том числе на протезах или в колясках (в последнем случае дистанция равна 60 и 200 м). Выносливость: бег 500 м у женщин, 1000 м у мужчин, гонки в ко­лясках на 1500 м у мужчин. В соответствии с полученными данными, характеризующими физи­ческую подготовленность и функциональное состояние пожилого спортсмена, осуществляется индивидуальное планирование тренировочных нагру­зок, вносятся коррективы в тренировочный процесс.[22] В дальнейшем поэтапно проводятся врачебно-педагогические наблю­дения на тренировках. Контролируется реакция на выполнение плано­вых нагрузок и при необходимости изменяется учебно-тренировочный процесс. Допуск к соревнованиям осуществляется врачом после предвари­тельного комплексного медицинского обследования спортсмена. В дополнение к вышеизложенному целесообразно с помощью про­стого и общедоступного метода периодически осуществлять определе­ние силы отдельных мышечных групп. Таким методом является пятибалльная система оценок силы мышц — мануально-мышечное тестирование (ММТ). Исследование проводится способом наложения руки специалиста на определенную группу мышц инвалида, а ему предлагается проделать силовое усилие.[20] Разработана и шкала оценки. 0 баллов - нет видимого и ощутимого движения, напряжения в мышцах; 1 балл - нет видимого движения, но при пальпации определяется напряжение мышечных волокон; 2 балла — возможно активное видимое движение в облегченном исходном положении, однако исследуемый не может преодолеть порога воздействие исследователя; 3 балла — осуществление полного объема движения с преодолением силы тяжести; 4 балла — полный объем произвольных движений с преодолением силы тяжести и сопротивления исследователя; 5 баллов — нормальная мышечная сила без существенной асимметрии. На верхних конечностях может осуществляться оценка силы мышц, выполняющих сгибание и разгибание плеча, отведение и приведение в плечевом суставе, сгибание и разгибание в локтевом и в лучезапястном суставе. На нижних конечностях определяется сила мышц, выполняющих сгибание, разгибание, отведение, приведение в тазобедренном суста­ве, сила мышц, выполняющих сгибание и разгибание в коленном и голеностопном суставах.[25] Таким образом, на нижних конечностях можно определить силу восьми мышечных групп на одной ноге (максимальная оценка 40 бал­лов) и восьми мышечных групп на другой ноге (всего 80 баллов). Функцию мышц плечевого пояса и рук целесообразно исследовать в исходном положении сидя или стоя, функцию мышц ног — в положе­нии лежа. Для оценки дельтовидной мышцы и мышц плечевого пояса испыту­емому предлагается отвести прямые руки в стороны до горизонтально­го положения и оказывать сопротивление исследователю, который пытается опустить его руки. Так же оценивается функция сгибателей и разгибателей плеча. Для оценки сгибателей предплечья (двуглавая мышца) спортсмену предлагается согнуть руку в локтевом суставе.[14] При оценке рагибателей предплечья испытуемый разгибает руку в локтевом суставе и напрягает ее, стараясь не дать согнуть (трехглавая мышца).[22] Оценивая силу мышц сгибателей кисти, спортсмен сгибает ее и сопротивляется, не давая исследователю разогнуть. Для оценки силы разгибателей кисти спортсмен оказывает сопро­тивление, не давая исследователю ее согнуть.
При оценке силы мышц нижних конечностей вначале испытуемый лежит на спине. При исследовании сгибателей бедра (подвздошно-поясничная мышца) предлагается поднять прямую ногу и оказывать со­противление исследователю, который надавливает на бедро. Так же оп­ределяется сила отводящих и приводящих мышц.
Для оценки силы разгибателей голени (четырехглавая мышца бед­ра) испытуемый должен приподнять правую ногу и, напрягая мышцы, не давать ее разогнуть.[15] Для оценки разгибателей стопы следует взять стопу на себя и, на­прягая мышцы, не давать ее разогнуть. При исследовании сгибателей стопы (икроножная мышца) надо с максимальной силой давить на руку исследователя. Затем испытуемый поворачивается на живот и определяется разги­батель бедра (ягодичная мышца). Спортсмен приподнимает прямую ногу, пытаясь преодолеть сопротивление исследователя. При оценке сгибателей бедра испытуемый сгибает ногу в коленном суставе (двуглавая мышца бедра и др.), преодолевая силу сопротивле­ния инструктора, старается удержать ее в этом положении.[9] Существенное значение представляет собой оценка силы мышц туловища, особенно при травмах и заболеваниях спинного мозга. Для оценки состояния мышц спины можно предложить занимаю­щемуся из положения лежа на животе прогнуться, «оторвать» плечи от кушетки и удержаться в таком положении. Оценивается время: 30 с — 3 балла, 45 с — 4 балла, 60 с — 5 баллов, меньше 30 с - 2 балла. При определении силы мышц брюшного пресса у этой категории ин­валидов испытуемый лежа на спине выпрямляет руки вперед и «отрывает» плечи от кушетки, стараясь как можно дольше удерживаться в таком по­ложении. Оценка производится по времени удержания. Для оценки определения равновесия у лиц с травмами или заболе­ваниями спинного мозга предлагается сидя в коляске поднять руки в стороны и удержаться в положении сидя. Фиксируется время. Все эти вышеперечисленные методики требуют определенного опы­та и профессионализма со стороны исследователей, а также аккурат­ности и корректности. [26]
Выводы Борьба с преждевременной старостью, продление жизни человека является одной из самых живо­трепещущих проблем, стоящих перед человечеством. Борьба со старостью, продление жизни человека — это проблема, прежде всего социальная. Известно, что решающее влияние на длительность жизни оказывает общественный строй. Нельзя не отметить, что спортивные организации, также как и медицинские работники, проявляют еще мало заботы о привлечении к занятиям физической культурой лиц пожилого возраста. В ряде случаев эти попытки не дают должных результатов только потому, что форма общепринятых занятий физическими уп­ражнениями или методика их проведения не соответст­вуют запросам и функциональным возможностям по­жилых людей. Существенным изъяном в развитии физической культуры среди лиц пожилого возраста является не­достаточная научная разработка этих вопросов. Из-за малой изученности вопросов физиологического обоснования рационального двигательного режима в пожилом возрасте создается известный разрыв между теорией и практикой использования физической куль­туры как средства борьбы с преждевременным старе­нием организма. Для преодоления этого разрыва и на­учного обоснования методики применения физической культуры в пожилом возрасте первостепенное значение имеет использование результатов разработки проблемы долголетия в нашей стране. Одним из крупных дости­жений науки о старении организма и путях борьбы за долголетие является положение о существовании фи­зиологического и преждевременного старения. Наибо­лее часто встречающееся до сего времени преждевре­менное старение является результатом развития заболеваний, нарушающих естественное течение воз­растных изменений. Редко можно встретить пожилого человека только с «чистыми» признаками естественного, физиологиче­ского старения; к указанным признакам в той или иной степени присоединяются и симптомы заболева­ний, которые часто наблюдаются в престарелом воз­расте. Среди этих заболеваний следует назвать хотя бы наиболее распространенные: атеросклероз, гипертоническую болезнь, стенокардию, миокардиосклероз. хро­нический бронхит, эмфизему легких, атонию кишок, гастроптоз, геморрой, хронический холецистит, желч­нокаменную и почечнокаменную болезнь; ожирение, подагру, артриты (подагрические, ревматические и др.), хронические тромбофлебиты, варикозное расширение вен и др. Перечисленные выше заболевания, часто встреча­ющиеся в пожилом и старческом возрастах, могут быть выражены с достаточной отчетливостью или, наоборот, симптомы их бывают слабо выраженными и не вызы­вают жалоб больного. Не единичны случаи, когда лица пожилого возрас­та страдают двумя-тремя такими заболеваниями, про­текающими хронически, без резко выраженных симп­томов и позволяющими выполнять повседневную ра­боту. Следует подчеркнуть, что болезни вовсе не явля­ются чем-то органически свойственным старению. Ста­рость — это не болезнь, как утверждали некоторые ученые. Нормальное старение человека, который нахо­дится в благоприятных условиях внешней среды, при­держивается разумного режима деятельности, отдыха и питания,— не имеет ничего общего с болезнями, одряхлением. В подтверждение можно привести выводы академи­ка А. А. Богомольца, к которым он пришел после об­следования долгожителей Абхазии в 1937 году: «рас­стройства, ранее признававшиеся характерными для старости . следует считать патологическими явления­ми, а вовсе не обязательным спутником преклонного возраста». Это положение, дальнейшая разработка которого имеет большое теоретическое и практическое значе­ние, недостаточно используется при решении вопросов двигательного режима лиц пожилого возраста. Между тем факт частых заболеваний в период старения имеет принципиальное' значение для решения многих воп­росов, касающихся режима лиц пожилого возраста, в том числе и назначения конкретных форм и методов занятий физическими упражнениями. Нередко еще встречаются руководства и рекоменда­ции по физической культуре для человека пожилого возраста вообще, т. е. какого-то среднего, абстрактно­го, не страдающего никакими болезнями, человека. Использованная литература Балуев С. И. О старении и долголетии. Изд.-во «Знание» 1961. Богомолец А. А. Продление жизни. Изд.-во АН УСГР 1938. Горев Н. Н. Борьба за долголетие. «Работница», 1959 № 1, стр. 22—23. Двигательный режим и старение. Тезисы конференции. Под редакцией И. В. Муравова, Киев, 1963. Добровольский В. К. Физкультура и здоровье. Изд -во «Знание», 1961, стр. 13—18. Ефимов В. В. Возрастная физиология. Изд-во АПН РСФСР, 1948. Кораблев Н. В. Ежедневная гимнастика для людей умственного труда. Изд. -во «Физкультура и спорт», 1949. Красносельский Г.И. Физическая культура для лиц пожилого возраста Киев «Здоровье№ 1976г. Крячко И. А. Физическая культура. Изд-во «Физкуль­тура и спорт», 1958. Марчук П. Д. Занятия физкультурой с людьми старшего возраста. Держмедвидав УРСР, 1958. Мечников И. И. Этюды о природе человека. Изд-во АН СССР, 1961. Мечников И. И. Этюды оптимизма. Академическое собра­ние сочинений, том 12, Медгиз, 1956, Мотылянская Р. Е. Спорт и возраст. Медгиз, 1956. Мошков В. Н. Лечебная физкультура в клинике внутрен­них болезней. Изд. 2-е, Медгиз, 1961. Муравов И. В. Геронтология и физическая культура, «Наука и жизнь», 1964, № 2, стр. 58—63. Муравьев И. В. Активный отдых и регуляция функцио­нальных систем при старении организма. «Теория и практика физической культуры», 1964, № 5, стр. 31—37. Нагорный А. В. Старение и продление жизни. Изд-во«Советская наука», 1948. Осипов И. Т. Задачи, содержание и методика занятий физической культурой с лицами среднего и старшего возраста. Сб. «Физическая культура для лиц среднего и старшего возрас­та». Изд-во «Физкультура и спорт», 1961, стр. 6—21. Савельев А. А. Физическая культура — путь к долго­летию, М., 1961. Саркизов-Серазини И. М. Основы закаливания. Изд-во «Физкультура и спорт», 1956. Саркизов-Серазини И. М. Физическая культура в пожилом возрасте. Изд-во «Физкультура и спорт», 1962. Саркизов-Серазини И. М Физиологические основы старения и влияние физических упражнений на организм лиц старшего возраста (В сборнике «Научные основы применения физических упражнений лицами пожилого возраста».Медгиз, 1963). Спасокукоцький Ю. А. Проблемы довголетия. «Наука и жизнь», 1959, № 11, стр. 33 — 34. Транквиллитати А Н. Физическая культура для женщин в пожилом возрасте. Медгиз, 1959. Трахтенберг И. М. Активный образ жизни как способ укрепления здоровья. Держмедвидав УРСР, 1957. Фольборт Г. В. Физическая культура и спорт. «Физкультура и спорт», 1960, № 5, стр. 23—24. Френкель 3. Г. Удлинение жизни и активная старость, Изд-во АМН СССР, 1949. Фролькс В. В. Процессы утомления и восстановления при старении организма. «Теория и практика физической культуры», 1964, № 5, стр. 26—29. Чеботарев Д. Ф. Жить сто лет и больше. «Советская женщина», 1962, № 4, стр. 12 — 13. Шифиро И. Б., Гогохия Ш Д. Долголетние люди Аб­хазии. «Советская медицина», 1955, № 8, стр. 51—56. Яблоновский И. М. Физическая культура для пожи­лых. Изд-во «Советская Россия», 1960.
Приложение №1 ВВОДНАЯ ГИМНАСТИКА Вводной гимнастикой называют физические упраж­нения, проводимые до работы с целью подготовки ор­ганизма к предстоящей деятельности. Эта форма заня­тий, в отличие от других, проводится не в виде отдыха (перерыва) после предшествующей работы, а до рабо­ты, то есть тогда, когда утомление еще не наступило. Тем не менее, по своему влиянию на организм ввод­ная гимнастика должна быть отнесена к средствам, действующим во многом сходно со средствами актив­ного отдыха.
Для лиц пожилого возраста эти упражнения име­ют особенно важное значение в связи с медленным, вяло протекающим процессом включения организма в работу (длительный период врабатывания). Способствуя наиболее быстрому переходу организ­ма в рабочее состояние, вводная гимнастика облегча­ет протекание начального периода деятельности, от­даляет развитие утомления. Комплекс вводной гимнастики состоит из несколь­ких (6—7) упражнений для мышц рук, ног и туло­вища. В качестве ориентира может быть рекомендована следующая схема (см. рис. 9). Ходьба (15—20 секунд) в медленном темпе с уско­рением в конце (9а). Упражнение в потягивании с подниманием рук (96). Упражнение для мышц живота. Наклоны туловища в стороны (9в). Дыхательное упражнение (9г) с разведением рук в стороны. Упражнение для ног — поочередное поднимание или отведение ног в стороны и т. п. (9д). Упражнение для мышц живота (9е), Повороты ту­ловища в стороны. Упражнение на координацию без резких движений и внимание (9ж). Одновременно ногу согнуть вперед, а руки отвести в противоположную сторону. Повторять каждое упражнение можно в зависимо­сти от состояния здоровья, физической подготовленно­сти, возраста от 2—3 до 4—5 раз. Общая продолжительность занятия составляет 5—8 минут. Этот комп­лекс рекомендуется применять каждому человеку по­жилого возраста перед любой работой. Под влиянием упражнений вводной гимнастики по­вышается мышечная работоспособность и усиливаются восстановительные процессы при последующей дея­тельности у пожилых лиц. Примерная схема комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики 1. Дыхательные упражнения (1 мин.). Исходное по­ложение стоя, руки на бедрах; медленные, глубокие вдо­хи и выдохи (через нос); то же самое, но с разведени­ем рук в стороны, подниманием их вверх, а затем све­дением (вдох) и одновременным опусканием (выдох). 2. Медленная ходьба на месте или по комнате (1— 1,5 мин.). Через 30—40 секунд темп ходьбы следует несколько увеличить, а затем к концу упражнения вновь замедлить. Во время ходьбы 15—20 шагов сле­дует проделать, высоко поднимая колени. Дыхание всегда свободное, без задержки; руки не напряжены, свободно двигаются в такт ходьбе. 3. Упражнение для мышц плечевого пояса (1,5 мин.). Исходное положение стоя, слегка расставив ноги в стороны, руки на бедрах. Круговые вращения плечами вперед (выдох) и назад (вдох) в медленном и среднем темпе. Круговые вращения в плечевом суста­ве руками вперед и назад. 4. Упражнения для косых мышц живота и других мышечных групп туловища (1,5 мин.). Исходное по­ложение стоя, с ногами, слегка расставленными в сто­роны. Упражнение «насос». Наклоны туловища в сто­роны, руки скользят по боковым сторонам грудной клетки, живота, бедер, слегка массируя эти участки. При наклоне туловища вправо левая рука дотягивается до левой подмышечной области. Пальцы правой руки стараются достать правое колено. При наклоне влево, наоборот, правая рука подтягивается в подмы­шечную область. При выпрямлении туловища — вдох, при наклоне — выдох. Поставив руки на бедра, производить поперемен­ные вращения туловища в стороны (упражнения «винт»); при вращении одно плечо следует макси­мально повернуть вперед, а другое также максималь­но отвести назад. При прямом положении туловища — вдох; при косом — выдох. 5. Упражнения для мышц спины (1 мин.). Ис­ходное положение стоя, с расставленными в стороны ногами на ширину плеч. Наклон туловища вперед па­раллельно полу, с одновременным вытягиванием рук над головой. При выпрямлении туловища — вдох, при наклоне — выдох. Сесть на пол, на коврик. Наклон ту­ловища вперед с одновременным попеременным доста-ванием руками пальцев ступни. При выпрямлении ту­ловища — вдох, при наклоне — выдох. 6. Упражнение для мышц шеи (1 мин.). Медлен­ные наклоны головы вперед и назад, медленные по­вороты головы в стороны, наклоны головы к плечам. Дыхание произвольное, без задержки. Все движения делать без рывков, плавно и в медленном темпе. 7. Упражнение для мышц брюшного пресса и таза (2 мин.). Исходное положение лежа на спине (на полу, на коврике). Одновременное подтягивание обеих ног к животу, с последующим разведением коленей в сто­роны; затем следует сведение коленей и выпрямление ног. При сгибании ног — выдох, при опускании — вдох. 8. Упражнения для мышц ног: приседания (40— 60 сек.). В положении стоя, держась обеими руками за спинку стула, медленно приседать — выдох и выпрям­ляться — вдох. 9. Ходьба (можно на месте, 1—2 мин.). Ходьба в различном темпе и с различной высотой поднимания коленей. Дыхание произвольное. 10. Заключительные дыхательные упражнения и движения руками на расслабление (1,5 мин.). В пожилом и, особенно в престарелом возрасте упражнения утренней гигиенической гимнастики.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.