Реферат по предмету "Литература : русская"


Слово о полку Игореве (различные образы)

По "Слову о полку Игореве". Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество ихрабрость.Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам убитыми быть,чем пленными!"
"Буй Тур"Всеволод - идеал воина.Куда не поскачет он,там лежат "поганые головы половецкие".В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене. Автор С. уподобляет князей "солнцу","свету ","соколам", а врагов-половцев - "тьме","тучам","черным воронам"."Тьма свет покрыла",когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе.Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев,кот. хотел предпринять Святослав.Игорь и Всеволод сказали" .прошлую славу похитим, будущую между собою поделим".В рез. - поражение.Погублено войско.Усилились междоусобицы князей, "тоска разлилась по Русской земле" Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь. Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед Русской землей. Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то ,что они ему "не в помощь" в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества. Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего "ладу".Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа , но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и матерей. Образ русской земли - центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни за полтора столетия,сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле","девицы поют на Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева". Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром , море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа."Солнце . тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от жалости,а дерево с печалью к земле приклонилось".Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится вся Русская земля. Образ автора Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова осн. идея автора. Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему. В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё преломити" - одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода,куряне "под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены". С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие", риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах , переживаниях С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как "борзые кони","чистое поле","мечи булатные". В нём используется и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на городской стене одинокой "кукушкой".Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида -Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:"кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные".Ярославна, следуя древним нар. верованиям,обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием. Посев - "черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа. Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :" зелёное дерево"," черные тучи","серебряные струны", "синее море","кони ржут", "лисицы лают на красные щиты","трубы трубят", "скрипят телеги". С помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег конницы:"Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие". В С. ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с песней.Например,"О русская земля, ты уже за холмом!" сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования. Но главное, что делает С. поэтическим про изведением,- это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат US And The World Economy Essay Research
Реферат Загрудинная боль
Реферат Анализ деятельности нефтехимических компаний на внешних рынках (на примере ОАО "Нефтекамскшина")
Реферат юридические аспекты предпринимательской деятельности
Реферат Семья как биосоциальная система
Реферат Правовые основы судебно-медицинской деятельности в уголовном судопроизводстве
Реферат Культура торговли
Реферат Китайская война 1894 1895 годов
Реферат Туркмения
Реферат Избирательное право и избирательные системы.
Реферат Избирательное право в системе публичного права
Реферат Сравнение христианской морали и морали Ф.Ницше в произведении Как говорил Заратустра
Реферат Якість освітніх послуг в загальноосвітньому навчальному закладі
Реферат Развитие арендных отношений на Украине
Реферат Что дало вам чтение романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого