Реферат по предмету "Литература : русская"


Анализ стихотворения Бунина

Анализ стихотворения Ивана Бунина
«Настанет день - исчезну я…» Настанет день – исчезну я А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ древний и простой.
И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку. И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно, И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой. ВОСПРИЯТИЕ: Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения: Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро не станет, а мир будет всё также маняще – прекрасен. С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том, что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и, что пусть человек и исчезнет, но опять же - лишь он, а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и неизменный. Во-вторых, сам - собой напрашивается и третий вариант: - стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, если хотите. Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее. ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ: 1. Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся. Эмоция: Печаль и надежда. 2. Образы и мотивы: Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона) Бабочка, море, небо, простор. Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив) Не живая, пустая комната со стулом и т.п. и будет залетать бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. Т.е всё, что сейчас перед глазами лирического героя всё повторится, всё ему до боли знакомое повторится, даже когда его уже не будет => надежда: Может быть и он, пройдя этот круговорот, повторится тоже? ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1. Предметный состав: день комната я неба дно стол бабочка море скамья простор образ (икона) потолок окно Какие получились группы слов: Первый столбец – описание природы. Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» - этакая метафора ещё раз дающая понять, что всё конечно. ( по крайней мере она создаёт такой намёк ) И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление: НЕБО - МОРЕ - две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные, стоит ли говорить, что море тоже имеет дно… далее после существительных море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях. И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно возникает уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего стихотворения. Второй столбец – самый большой, - от экстерьера мы переходим к интерьеру ( в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической обстановке. Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и… ОКНО - своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через которое мы и переносимся в этот простор о коем говорилось выше, - простор моря и неба. И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов, но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий. Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА». Всего два живых существа в окружении природы неживой. Эти слова, вычлененные из текста, кричат, говорят сами за себя составляя всю основу стиха – Я БАБОЧКА – и снова мы возвращаемся к Буддистским мотивам в творчестве Бунина, снова этот круговорот жизни и смерти: … Всё так же залетает бабочка и после смерти того кто её видит сейчас, может уже не та, но такая же и так же. И снова приходит на ум идея возрождения – реинкарнации. Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма). 2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения: Пустая (комната) Древний и простой (образ) Голубой (потолок) Пустынный (простор) Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же. Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть. Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше, - Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической особенности и неприкосновенности (это я об иконе). Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба – этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный внутренний мир. Далее «ровная синева» – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду. От этой картины так и веет покоем и умиротворённостью. И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема – покоя т.е смерти, и умиротворённости т.е надежды и возрождения. И, наконец, «пустынный простор» - ещё одна тема данного стихотворения – тема одиночества. Недаром в стихотворении так много уделено места описанию интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то соединённых с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделённых т.к исчезну я … а всё то же будет, когда лирический герой исчезнет. 3. Действия и состояния в художественном мире произведения: Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к лейтмотиву стихотворения. Всё то же будет: будет залетать (бабочка) порхать шуршать трепетать Бабочка описывается как любое другое живое существо и в то же время со всеми действиями присущими человеку: Порхать – жить, веселиться, гулять, радоваться жизни. Трепетать – переживать, любить, страдать. Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов! Другими словами, в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать после. Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует переход к внутреннему. Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо смотрит в окно, а простор моря манит его к себе. Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения Бунина. Чтобы он приобрёл окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на три самые общие его характеристики: Как выражено в нём пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения. Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, - она субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым – «интериоризированным». Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять любое его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с импрессионизмом – описанием мимолётных чувств, идей в чистом виде, - без анализа этих чувств. Пространство и время: Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что случится, всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная тема стихотворения.
Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и описание комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба и воды (описание представлено сверху вниз) и пустынного простора. (описание пространства в ширину) Время представлено с нарастающей подробностью.
В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и будущее, а в последующих катренах будущее время всё развивается обрастая всё новыми подробностями, деталями и планами. Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема печали и надежды лирического героя. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности всего, даже неба и в то же время намёк на его бездонность. Синтаксис: Ровная синева Простор пустынный - эпитеты создающие общее впечатление монументальности и спокойствия. ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: 1.Явления стиха: 4х стопный ямб 3 катрена с перекрёстной рифмовкой в первых двух и параллельной в третьем. A B A B C D C D E E F F 2. Собственно звукопись: Аллитераций нет Ассонансов нет Я попытался сделать Имманентный анализ – т.е не выходящий за рамки того о чём напрямую сказано в тексте. Это значит, что я не привлекал для понимания стихотворения ни биографических сведений об Авторе, ни исторических сведений об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кавказ в изображении русских классиков
Реферат Альтюссер начинает с того, что задается вопросом, что такое воспроизводство средств производства
Реферат Основные права человека
Реферат Анализ финансового состояния предприятия на примере ОАО Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга
Реферат Hercules 12 Labors Of Hercules Essay Research
Реферат Технические средства офисной деятельности
Реферат Разработка приложения ведения базы данных торговой фирмы для Windows
Реферат Trifles Essay Research Paper Little Trifles Add
Реферат Статистический обзор и динамика заболеваемости наиболее важными группами болезней (1990-97гг.) по РСО-Алания
Реферат Діяльність підприємства з ремонту та обслуговування автотранспорту
Реферат Создание измерительного аппаратно-программного комплекса термометра на основе микроконтроллеров семьи ATMEGA
Реферат Marcus Aurelius Essay Research Paper Marcus Aurelius
Реферат Bibliography On Jack London Essay Research Paper
Реферат Часто болеющий ребенок
Реферат К вопросу о структуре духовного