§1. Что такое петроглиф.
Немного энциклопедической информации: слово само по себе имеет греческие корни и произошло от слов: pétros – камень и glyphé – резьба, вырезывание. Петроглифы – это древние изображения, высеченные на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Чаще всего они изображают животных, человека и божеств. Это памятники монументального искусства эпохи нового каменного века - неолита (IV - II тысячелетия до нашей эры).
Конечно, про наскальные рисунки известно всем. Но тот факт, что у них есть специальное название и то, что стоит лишь сделать пару шагов, чтобы увидеть эти “завораживающие взгляд картины” знают немногие. Кстати, автор этой небольшой контрольной работы относился к тому проценту, который не знает о том, что наскальная живопись присутствует и в огромном количестве на территории России. Не может не смущать и тот факт, что книги про петроглифы не издаются. В телеэфире передач про российские наскальные памятники нет совсем. Стоит заметить, что выставляются эти экспонаты в живом музее. И поменять городскую суету на прогулку по нетронутым прогрессом местам будет полезно еще и для организма. Но мы отвлеклись – вернемся все же к экспонатам этого музея.
Что же такое петроглиф по замыслу изобразившего его художника? Или может просто писаря. Петроглифы можно рассматривать как первую попытку сбора, осмысления, кодирования и передачи информации в доступной для людей того времени форме. Как послание древними своих мыслей нынешним обитателям планеты. Понять эти рисунки, выяснить внутренний смысл и функции дошедших до нас образов очень непросто, но заманчиво и необходимо.
Понять смысл изображенного – значит проникнуть в духовный мир людей, живших пять тысяч лет назад. Но вряд ли когда-нибудь с абсолютной уверенностью можно будет сказать, каким содержанием наполнена такая композиция с острова Большой Гурий: в естественное темное пятно скалы вписаны три фигуры – лебедь с дугами внутри (под ним – пятнышко), два лося (у одного из них открыта пасть), в центре – солярный знак.
Несомненно, что петроглифы – не просто картинки с натуры, что они связаны с верованиями людей эпохи неолита, их мироощущением в целом. По мнению современного исследователя петроглифов Юрия Савватеева, наскальные полотна – ключевые точки святилищ, которые формировались в обособленных местах побережья, на самой границе воды и суши. Тут как бы сходятся три основные сферы мироздания: подводный, наземный и небесный миры. Возможно, что священными эти участки становились еще до появления петроглифов. С помощью изображений древние колдуны сумели выделить центральные участки святилищ, сделать зримыми и доступными главные объекты поклонения. Сначала сами образы могли наноситься углем, охрой, или кровью, но вода, ледоходы быстро стирали их. Желание придать рисункам долговечность привело в конце концов к появлению выбивки.
§2.Петроглифы Карелии.
Петроглифы Карелии - и онежские, и беломорские - приурочены к узкому поясу прибрежных выходов коренных кристаллических пород - гнейсов, гранитов и др. Гладкие, граничащие с водой пологие или почти горизонтальные участки береговых склонов и служили наскальными полотнами. Вместе с тем оба скопления существенно различаются по типу местности.
Все петроглифы Карелии - выбиты, т.е. углублены в скальную поверхность точечными ударами камня, скорее всего, кварца. Глубина выбивки разная, от очень мелкой, поверхностной, до относительно глубокой и грубой. Но обычно она составляет 2-3 мм. В Беломорье большинство фигур выбиты сплошь, по всей площади силуэта. На Онежском озере часто высечен лишь контур. Бывает, что часть фигуры контурная, а другая - силуэтная. Выбивка, особенно по всему силуэту, создает эффект полихромии благодаря контрасту естественной поверхности скалы и более светлого силуэта. Сильно разнится четкость линии контура - то очень ровной, то "рваной".
Доминируют выбивки в профиль, использовались также проекции в фас и в плане. Лучше всего изображения рассматривались в косых лучах заходящего или восходящего солнца, усиливающих их рельефность. Даже есть такие, которые можно разглядеть лишь утром или вечером солнечного дня - днем вы пройдете мимо, ничего не заметив. Размеры фигур варьируют от крошечных длиной в несколько сантиметров до очень больших величиной 2,5-4,1 м. Правда, таких "гигантских" изображений - единицы. Преобладают размеры от 15 до 60 см.
Тут можно остановится и представить, как наши предки после насыщенного борьбой за свою жизнь дня собирались у этих каменных художественных галерей и с почтением наблюдали появление изображений во время захода солнца. Ведь сколько мистики в том, когда изображение проявляется на твоих глазах. В этом есть еще и чисто практический смысл – на фигуры можно смотреть всего несколько часов, а то вдруг какой-то романтически настроенный член племени будет всё своё время проводить, наблюдая и изучая их. А еду добывать кто будет?
Что же изображали петроглифы? Манера изображения в целом натуралистическая с заметной схематизацией и условностью в передаче образов. Некоторые наделены сверхъестественными, вымышленными чертами и деталями. Имеется немало загадочных рисунков. Расположение фигур и сцен на плоскости скалы весьма свободное, порою похоже на хаотичное. Композиции иногда выражены явно (их более 100), иногда их можно только предполагать. Не всегда ясно, как взаимосвязаны друг с другом изолированные изображения, расположенные рядом. Случаи наслаивания или перекрывания фигур встречаются редко. Ведь проблема покупки полотна перед художниками по камню не стояла.
Благодаря натуралистической манере значительная часть рисунков узнаваема и поддается идентификации. Без особого труда опознаются водоплавающие птицы, лесные и морские звери, лодки, люди и человекоподобные существа. Обилие антропоморфных образов - очень важная и показательная особенность петроглифов Карелии, прежде всего беломорских. Именно они становятся главными действующими лицами наскальных полотен. Нередко показаны орудия труда и средства передвижения: лодки, лыжи, лук и стрелы, гарпуны.
Петроглифы Карелии создавались длительное время и представлены разновременными группами, что позволяет воссоздать сам ход изобразительной эволюции, выделить основные ее этапы, охарактеризовать особенности каждого из них. При наличии общих черт онежским и беломорским петроглифам свойственны и существенные различия. Они проявляются в топографии, тематике, стиле, технике нанесения фигур, характере композиций, облике наскальных полотен и общей линии развития. Так, среди онежских петроглифов доминируют изображения водоплавающих птиц, а в беломорских - лодок и людей. Морские звери - белухи, моржи и, возможно, киты - встречаются почти во всех наскальных полотнах Беломорья. На онежских же зафиксировано всего три изображения нерпы. В Беломорье много явных, нередко многофактурных композиций повествовательного характера. В них больше жизненной правды, проявляется стремление к развитию сюжета, показу действия. Онежские петроглифы более метафоричны. Т.е. получается, что петроглифы характеризуют не только изобразительную, но и литературную эволюцию, ведь если петроглифы – это буквы, то можно заметить, что среди беломорских петроглифов есть глаголы!
Петроглифы Карелии широко используются как первоисточник для изучения первобытных представлений об окружающем мире, верований и самого первобытного сознания. Наскальные полотна справедливо называют "мастерскими сознания", "листами каменной книги" - хранилищами подлинных записей древних мыслей. Но выражены эти мысли в образно-знаковой форме. Они дошли до нас как бы в закодированном виде, а сам код утрачен. Не зная всей системы представлений и обрядовой практики того времени, трудно добраться до их изначального смысла. Тем не менее, опираясь на сам изобразительный материал (в контексте времени его возникновения и функционирования), используя сравнительный анализ, можно получить некоторую информацию о культуре, мировосприятии и верованиях людей. Но тут встают вопросы – Если это хранилища знаний, то для кого они? Для потомков? А почему, если это переданные нам знания, не было оставлено хоть какого-то ключа к прочтению? До ответов на эти вопросы можно только догадываться.
Конечно, в словах “можно только догадываться” есть некоторая доля неправды. Ведь расшифровки отдельных сцен и изображений проводились. Ключом для них нередко служили архаичные образы и сюжеты их этнографии и фольклора северных народов, но прежде всего - эпические песни калевальского размера, а чаще текст самой "Калевалы".
Можно утверждать, что петроглифы Карелии связаны с культом; системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом. Наскальные полотна - ключевые точки культовых центров-святилищ, которые формируются в обособленных местах побережья, на самой границе воды и суши, занимая мысы и мыски, прибрежные острова. Находясь в таких местах своё существование воспринимается, как нечто совсем ничтожное по сравнению с окружающим пространством – оно необъятно как вширь, по горизонтали, так и по вертикали.
Также стоит упомянуть, что наскальные полотна свидетельствуют о стремлении людей понять окружающий природный мир, выяснить, какие скрытые силы, связи и отношения стоят за природной действительностью, ее порою грозными стихийными проявлениями. Отталкиваясь от известного, олицетворяя природу, наделяя ее собственными родовыми характеристиками и индивидуально-психологическими чертами, используя фантазию и воображение, наши предки создавали свой мир, населенный фантастическими, а иногда и реальными жителями, причем даже не жителями, а образами этих жителей.
Петроглифы наглядно свидетельствуют о способности первобытного человека хранить необходимую информацию, выделять в окружающем мире наиболее существенные сферы, качества, свойства, олицетворять их, переводить в символы и строить из них мир символов; на основе земных создавать неземные образы. Выбитые изображения давали возможность непосредственного личностного контакта и общения с этими неземными, сверхъестественными образами и силами. В качестве объектов культа выступают либо человекоподобные образы, либо звери и птицы, наделенные какими-то необычными свойствами.
Приходится признать, что петроглифы Карелии во многом остаются загадкой, тайной. Мы не способны еще адекватно воспринимать то время и все, что было связано с ними. Невольно смотрим на рисунки своими глазами, а не глазами их творцов и почитателей. Множество так необходимых данных и сведений не сохранилось в исторической памяти. И все же какие-то движения древней мысли при анализе таких относительно богатых и длительное время функционировавших культово-изобразительные комплексов-святилищ, как петроглифы Карелии, улавливаются.
Хочется закончить словами, что петроглифы имеют огромную ценность – историческую, художественную, культурологическую… Ведь на самом деле завораживают эти высеченные в камне образы. И очень жаль, что о них знает так мало людей, а узнают – так, случайно…
Список литературы:
1. А.М. Линевский Петроглифы Карелии. Петрозаводск: “Каргосиздат” 1939
2. Ю.А. Савватеев Петроглифы Карелии. http://www.krc.karelia.ru/results/projects/petr/index.html
3. В. Ф. Капелько Эстампажный методкопирования петроглифов. http://kapelya.khakasia.ru/about/public/1.jsp
4. О.С. Советова Изучение енисейских петроглифов вчера и сегодня. http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/?html=gn13.htm&id=361