Содержание
Введение
1. Основные принципы государственной политики в области культуры
2. Правовой статус средств массовой информации и государственное регулирование их деятельности
3. Административно-правовой статус органов управления в области культуры
4. Организация издательского дела
Заключение
Список использованных источников
Введение
Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60—70-е гг. во многих странах появились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. На сегодняшний день широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между правительственными ведомствами или парламентские комиссии.
В России же одной из главных проблем является традиционное понимание культуры как сферы неполитической. Это выводит ее из области приоритетных направлений социального развития. В сознании региональных элит и лиц, принимающих политические решения на федеральном уровне, культура выступает неким дополнительным, вторичным фактором развития, решение проблем которой можно безболезненно отложить до лучших времен. Едва ли нужно объяснять, к каким реальным последствиям приводит такой подход.
В науке рассмотрение политики и культуры как составляющих общественной системы имеет широкое распространение и глубокие корни – как в позитивистской традиции западного мышления, так и в марксистско-ленинской традиции. Предполагается, что культура не способна оказать значительного воздействия на процессы, формирующие политические отношения в обществе. Однако многие западные и российские исследователи признают необходимость пересмотра традиционных представлений о государственной культурной политике.
Цель и задачи исследования. Основная цель курсовой работы состоит в анализе современного управления культурой в РФ.
Для достижения вышеуказанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
– сформулировать определения «культурная деятельность», «государственная политика в области культуры»;
– раскрыть содержание государственного управления в области культуры;
– осветить формы управленческой деятельности в области культуры (поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей; обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений; правовая охрана культурных ценностей; непосредственное управление учреждениями культуры и их финансирование);
– рассмотреть административно-правовой статус средств массовой информации, библиотечных учреждений, музейного фонда РФ, играющих большую роль в распространении культурных ценностей.
1. Основные принципы государственной политики в области культуры
В начале моей работы следует определиться с понятийным аппаратом данной темы. Итак, сформулируем основные понятия:
Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.
В свою очередь, культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «Основах законодательства Российской Федерации о культуре». Это:
ü выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
ü художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;
ü архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
ü самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;
ü книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
ü эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.
Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности госу- дарственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.
К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.
Ключевыми документами в области государственной культурной политики также являются федеральные целевые программы «Культура России» (2001-2005 гг., 2006-2010 гг.).
Их появление в нашей стране неслучайно. В 2001 - 2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001 - 2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, - создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.
Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
ü развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
ü развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.
Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.
Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России, как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
Основными формами управленческой деятельности в области культуры являются:
ü поддержка культурной деятельности как деятельности, направленной на сохранение, создание и освоение культурных ценностей;
ü обеспечение условий труда и занятости творческих работников и их объединений;
ü правовая охрана культурных ценностей;
ü непосредственное управление учреждениями культуры и их финансирование.
2. Правовой статус средств массовой информации и государственное регулирование их деятельности
Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.
Систему правовых отношений, касающихся СМИ, можно определить в категориях теории права как массово-информационное право.
Согласно части третьей статьи 2 Закона «о СМИ» под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.
В статье 1 Закона «о СМИ», говорится о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации. В 30 статье (во второй части) Федерального закона «Об общественных объединениях», допускает нахождение средств массовой информации в собственности общественных объединений, обладающих правами юридического лица. Наконец, статья 128 Гражданского кодекса РФ относит информацию, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним к объектам гражданских прав.
Хотя ГК РФ допускает случаи, когда учредитель юридического лица и собственник его имущества – разные лица (пункт третий статьи 56), на практике нередко наблюдается положение, когда учредитель и собственник СМИ является одним и тем же лицом.
Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, и в том, что право собственности на него может быть не связано с правом собственности на редакцию как на имущество. Если редакция организована в форме предприятия, то, как объект гражданских прав она представляет собой имущественный комплекс, в состав которого, помимо прочего, входят и продукция данного СМИ, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и продукцию.
Важнейшее правом любого СМИ является право на название, этой своего рода торговой марки, бренда СМИ. Именно с названием, как правило, связаны «потребительские» свойства издания, его имидж, рейтинг, договора с рекламодателями и партнерами и т. д.
В модульных уставах предусматривается, что право на выпуск газеты под заявленным при ее регистрации названием (право на название) принадлежит учредителю газеты (или это право реализуется совместно – если учредителей несколько). В случае смены учредителя, право на название переходит к его правопреемнику. В случае прекращения деятельности учредителя в результате его ликвидации право на название переходит к редакции.
Закон «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, дал развернутое понятие цензуры. Также в этом законе объем полномочий субъектов информационных отношений определялся по принципу «все, что не запрещено, то разрешено». Согласно 1 статье закона РФ о СМИ не подлежат ограничениям:
– поиск, получение, производство и распространение массовой информации,
– учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,
– изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.
Конечно, в статье 1 российского Закона «о СМИ» лишь намечены контуры понятия свободы массовой информации, раскрытия которого происходит на протяжении всего законодательного текста. Однако здесь зафиксировано главное: свобода информации, понятие которой почти повторяет положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека; право частной собственности на средства массовой информации; свобода экономической деятельности в сфере массовой информации.
Изменение политического строя в нашей стране предопределило и характер изменений в законодательстве о СМИ, в сравнении с бывшим Союзным.
В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. Политический плюрализм поощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидов возможность формировать мнение, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. По новому выстраивается и отношения СМИ с государством а в 1 части статьи 47 Закона «о СМИ» закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.
Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц,
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Кроме этого, согласно статье 20 того же пакта запрещаются «всякая пропаганда войны» и «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию».
Итак, Конституция РФ утверждает следующие принципы, гарантирующие свободу массовой информации:
A) Принцип непосредственного действия конституционных норм закреплен в статье 18 Конституции РФ. И хотя в формуле «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» разработчики закона допустили юридическую неточность (непосредственно действующими могут быть не нормы, а права), ссылка на данную норму Конституции все же может быть использована в правоприменительной деятельности.
B) Принцип прямой имплементации норм международного права, закрепленный в пункте 4 статьи 15 Конституции. Согласно этой норме, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В пункте 1 статьи 17 утверждается следующее: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам и в соответствии с настоящей Конституцией». Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (пункт 3 статьи 46).
С) Принцип независимости судебной власти, согласно статьи 1 Конституции, провозглашающей РФ правовым государством. На практике выполнение этого принципа должно выражаться в независимости судей и подчинении их только закону, публичности и гласности судебного процесса, его коллегиальности, участии представителей гражданского общества, состязательности и равенстве сторон, строгой регламентированности, возможности обжалования вынесенных решений.
Только суд уполномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ (часть 1 статьи 15), о прекращении и приостановлении деятельности СМИ (статья 16), о прекращении распространения продукции СМИ (часть 5 статьи 25), о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ (статьи 58 – 60), о возмещении морального ущерба (статья 62). Дела, связанные с функционированием СМИ, помимо судов общей компетенции, рассматривает также Конституционный Суд РФ.
Принципы свободы массовой информации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционных нормах. Так в общем контексте Конституции, интегрировав содержание других норма, норма свободы массовой информации обретает необходимую конкретность и системность. Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 – недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Защитные механизмы, которые в случае необходимости могли бы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации, конституционно закреплены в статьях 8, 34 и 35 Конституции, в которых идет речь о свободе экономической деятельности и праве частной собственности, а также в статье 13, предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Конституционные гарантии свободы массовой информации закреплены также в нормах, устанавливающих ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (пункт 3 статьи 41); в нормах, закрепляющих право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (статья 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (пункт 1 статьи 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (пункт 2 статьи 100), открытость судопроизводства (пункт 1 статьи 123) и др.
Конституционные нормы разграничивают полномочия в сфере массовой информации между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления: в ведении Федерации находятся «регулирования и защита прав и свобод человека и гражданина», а также «федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь» (пункты «в», «и» статьи 71). «Защита прав и свобод» относиться в сфере совместной компетенции РФ и ее субъектов (пункт «б» статьи 72). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (пункт 5 статьи 76). Если же федеральному закону противоречит нормативный правовой акт субъекта РФ, изданный в пределах его исключительной компетенции, то действует именно этот акт (пункт 6 статьи 76).
Все вышеперечисленные нормативные акты призваны пресечь возможность урезания свободы массовой информации через нормотворчество того или иного субъекта РФ, но такая возможность все – таки существует из-за того, что некоторые конституционные формулировки довольно туманны и могут быть по-разному истолкованы. В первую очередь разночтения могут возникнуть по поводу пункта «и» статьи 71, где существительные «информация» и «связь» использованы вместе с прилагательным «федеральный». Это может быть истолковано следующим образом: средства массовой информации, не имеющие федерального значения относятся к исключительному ведению субъектов РФ, поскольку они не упомянуты среди предметов совместного ведения. В то же время не подлежит сомнению, что все СМИ относятся исключительно к ведению своих учредителей.
3. Административно-правовой статус органов управления в области культуры
Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.
Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
Компетенцию на определенных участках культурного «строительства» реализуют такие федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.
Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субъектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры (библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д.)
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 17 июня 2004 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.
Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.
Основными задачами Министерства являются:
ü осуществление в сфере культуры государственной политики, обеспечивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;
ü содействие развитию национальных культур народов России;
ü определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;
ü разработка и реализация в соответствии с международными обязательствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на культурные ценности;
ü осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализации предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей;
ü управление деятельностью подведомственных организаций.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Цели, задачи, основные направления и приоритеты государственной библиотечной политики, осуществляемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации определяются вхождением России в информационное общество, формированием общества знаний, а также социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране. Круг задач, стоящих перед библиотеками и решаемых ими постоянно расширяется. В условиях реформирования России и бурного развития глобального информационного пространства библиотеки играют весомую роль в социокультурной адаптации населения, вносят важный вклад в сохранение информационной и культурной целостности нашей огромной страны, в обеспечение единства ее регионов и центра, в развитие демократии и местного самоуправления, в становление гражданского общества.
Библиотеки собирают, хранят и постоянно актуализируют информацию обо всем, что человек создал, что захотел и что смог сохранить. Людям необходим доступ к информации и знаниям именно с помощью библиотек практически единственных бесплатных учреждений культуры, сеть которых охватывает всю территорию страны. Весь мир сегодня активно развивает систему библиотечного обслуживания населения, понимая, что информационные ресурсы библиотек имеют значение стратегических ресурсов, определяющих уровень социально-экономического развития и интеллектуальный потенциал любой страны.
Поэтому в Основных направлениях государственной культурной политики по развитию культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации до 2015 года и в плане действий по их реализации, утвержденных Правительством Российской Федерации, важнейшее место занимают вопросы развития библиотечного дела.
Целью государственной политики России в области библиотечного дела является содействие созданию и функционированию системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый и полный доступ к информации, реализация их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
Не менее важна функция организации государственной политики России в области музейного фонда РФ. По законодательству РФ, музейный фонд – совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных федеральными законами.
Музейный фонд РФ состоит из государственной и негосударственной частей. По законодательству РФ в состав государственной части входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ, независимо от того, в чьем владении они находятся. Тогда как в состав негосударственной части входят музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда РФ и не относящиеся к его государственной части.
4. Организация издательского дела
Первая стадия на пути обретения правового состояния – учреждение СМИ, совершаемое по волеизъявлению управомоченного физического или юридического лица. Учредителем может быть любой совершеннолетний, гражданин РФ (за исключением отбывающих наказание по приговору суда и душевно больных, признанных судом недееспособными), а также любое объединение граждан, предприятие, корпорация, учреждение, государственный орган и т. д. Единственное существующее ограничение – деятельность учредителя не должна противоречить закону, что имеет иногда место, примером чему может служить Постановление Президиума Верховного Совета РФ «Об учреждении газеты Верховного Совета Российской Федерации «Юридическая газета России» от 23 июня 1993 г. №5573 – 1. В этом акте обнаружились сразу несколько нарушений Закона о СМИ. А именно:
ü Президиум как государственный орган был вправе учредить газету, но только свою.
ü Действовать от имени Верховного совета как учредителя СМИ он мог лишь при наличии соответствующих полномочий, каковые из текста статьи 114 Конституции РФ не вытекали;
ü Осуществить регистрацию газеты поручалось парламентскому комитету по СМИ, что противоречило статье 8 Закона о СМИ;
ü Постановлением утверждался главный редактор, которому поручалось представить в Президиум проекты устава газеты и договора между учредителем и редакцией, что противоречит статье 20 закона о СМИ, согласно которому устав редакции (а не газеты) сначала принимается на общем собрании коллектива журналистов и только затем утверждается учредителем. Причем, именно в уставе должен определяться порядок выбора главного редактора.
Вторая стадия – регистрация СМИ – носит не разрешительный, а уведомительный характер и начинается с подачи заявления учредителем или лицом, действующим по его полномочию. Уполномоченный государственный орган должен проверить законность учреждения СМИ как в материально-правовом, так и в процессуально правовом аспектах.
Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые создаются органами власти исключительно для издания официальных материалов и иных актов или выпускаются тиражом менее одной тысячи экз.
Заявка подается в регистрирующий орган в зависимости от территории распространения продукции регистрируемого СМИ. Так, согласно части второй статьи 8 Закона о СМИ, если продукция СМИ предназначается для распространения преимущественно на всей территории России, в нескольких субъектах федерации или за рубежом, то регистрация производится Министерством печати и информации РФ (ныне – Комитетом РФ по печати и Федеральной службой по телевидению и радиовещанию). Если же основной аудиторией является населению субъекта Федерации или административно-территориальной единицы, то регистрация СМИ осуществляется соответствующими региональными властями.
Именно учредитель решает, для распространения на какой территории он предназначает продукцию регистрируемого СМИ.
Поскольку редакция СМИ может осуществлять свою деятельность лишь после его регистрации, постольку территория распространения определяется исключительно в предположительном плане. Например, учредитель указал в заявлении, что намерен издавать газету только для одной области, однако фактически она стала всероссийской. Здесь нет нарушения закона, но есть необходимость перерегистрации по правилам статьи 11.
Закон говорит не обо всей территории распространения, например, тиража газеты (очевидно, что отдельные номера могут продавать или рассылаться по подписке практически повсюду), а о территории преимущественного распространения. Иными словами, для периодических печатных изданий речь идет о территории, на которой регулярно распространяется более половины тиража, а для аудиовизуальных СМИ – обеспечивается уверенный прием сигнала, несущего программу.
Заявление о регистрации подается в письменной форме, в нем должно указываться:
– название регистрируемого СМИ,
– сведения об учредителе (необходимо сообщить о достижении 18-летнего возраста, отсутствии ограничений в дееспособности, о наличии российского гражданства; если учредитель постоянно не проживает на территории РФ, то СМИ будет считаться зарубежным),источник финансирования, язык, адрес редакции, форма периодического распространения массовой информации, максимальный объем СМИ, примерная тематика и/или специализация СМИ.
При этом для СМИ, которые намерены специализироваться на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения, причитается пониженный регистрационный сбор. Со СМИ, которое будет специализироваться на сообщениях и материалах рекламного и эротического характера, будет взиматься повышенный регистрационный сбор.
Регистрирующим органам запрещено предъявлять заявителю при регистрации какие-либо дополнительные требования, не предусмотренные Законом о СМИ.
Как уже было отмечено, регистрация СМИ носит уведомительный характер – указанные данные не надо подкреплять справками из банка или протоколами из типографии. Однако если у уполномоченного госоргана во время проверки законность учреждения СМИ в материально-правовом и в процессуально-правовом аспектах возникнут сомнения, то он имеет право потребовать от заявителя дополнительные документы.
Отказ в регистрации возможен:
1. Если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ (иностранцем, лицом без гражданства, не проживающим постоянно в РФ).
2. Если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности. Для закона не имеет значения, на какой вопрос, по какой причине, умышленно или случайно заявитель дал неверный ответ. В то же время следует еще раз подчеркнуть, что на большинство вопросов заявитель может и должен отвечать в предположительном ключе.
3. Если примерная тематика или специализация СМИ представляет собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 (разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни и т. д. ).
4. Если уже зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Цель данного запрета состоит в том, чтобы не создавать путаницу на рынке СМИ. Запрет на повторяемость является не абсолютным, а относительным. Так, например, под одним названием могут выходить и телепередача, и журнал. Можно учредить одноименную газету, но в другом регионе. Однако если одноименная газета уже зарегистрирована федеральным регистрирующим органом, то путь новой газете будет закрыт.
Большинство все имевших место случаев отказа в регистрации были именно по причине повторяемости названия.
Лицензирование. Государственная Дума 236 голосами «за» (при 47 «против») в первом чтении приняла поправки в ст. 31 и 32 закона о СМИ, касающиеся лицензирования теле– и радиовещания. Эти поправки направлены на то, чтобы привести Закон о СМИ в соответствие с законом о лицензировании. Вступивший в силу с 11 февраля закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не относит телерадиовещание к деятельности, на которую необходимо получать лицензию. Но в законе о СМИ (написанном 11 лет назад) получение теле– и радио вещателями лицензий предусмотрено.
Закон установил общественный порядок выдачи лицензий на теле– и радиовещание. Вместо Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию (что было предусмотрено законом о СМИ) около двух лет назад при Министерстве печати была создана Федеральная конкурсная комиссия, которая формировалась по другим принципам. Большинство членов этой комиссии – государственные чиновники. Во главе встал министр Михаил Лесин, который, в случае разногласий имеет право решающего голоса. Имея абсолютное большинство в Федеральной конкурсной комиссии, государство может оказать самое существенной влияние в вопросах медиа-политики любого конкретного СМИ. Можно сказать, что фактически Государственная Дума лишь утвердило действующий механизм, когда функции по лицензированию телерадиовещания принадлежат правительству, а следовательно и возможность «оценивать» и «судить» о полезности для общества того или иного СМИ, той или иной информации.
Заключение
Можно ли управлять культурой? По этому поводу ведутся долгие и подчас непримиримые споры между двумя сторонами, которые в тех или иных вариантах существуют почти во всяком обществе. На одной стороне выступают преимущественно сами деятели культуры, постоянно отвергающие «вмешательство» государства или каких-либо «посторонних» институтов в такое «творческое и тонкое» дело, как культурное созидание. Борьба против всякого рода бюрократических или идейных ограничений за свободу художника от всего, что сковывает его творчество, и за доступ широких слоев населения к продуктам художественного и интеллектуального творчества — постоянный факт истории культуры. Вместе с тем, как мы уже видели, существуют различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощряющие, что-то ограничивающие, а иногда и подавлявшие.
В развитии культурного процесса возникают коллизии между тенденциями к централизации культурной деятельности со стороны государства и ее демократизацией, которую требуют неправительственные организации. Вмешательство правительственных органов в работу культурных организаций и групп зачастую просто необходимо, так как без правительственной поддержки они могут не выдержать затруднений разного рода (и не только финансовых, но и правовых, политических и т.д.) и перестанут существовать. Вместе с тем государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, правящих кругов и деформацией культурной жизни в целом.
Список использованных источников:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995, с изм. и доп., вступающими в силу с 18.04.2006)
3. Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 04.12.2006) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ от 13.07.2001)
4. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 24.04.1996 г.
5. Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О библиотечном деле» (принят ГД ФС РФ от 23.11.1994)
6. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
7. Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. N 2124-1 (ред. от 16.10.2006)
8. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (с изменениями от 20 мая 2004 г., 15 марта, 14 ноября, 23 декабря 2005 г., 27 марта 2006 г.)
9. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2006-2010 годы)» от 8.12.2005 г. N 740
10. Постановление Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 17 июня 2004 г. N 289 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.01.2005 N 40, от 04.11.2006 N 653)
11. Востряков Лев Евгеньевич «Государственная культурная политика современной России: региональное измерение» (Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук). Москва – 2007
12. Официальный сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций – www.mkmk.ru