«Спартанское общество и государство» Оглавление Введение …1. Формирование спартанского полиса.…2. Государственный строй Спарты… 3. Спартанское общество в архаический и классический периоды…….….…11 Заключение….…15 Библиографический список… …16 Введение Сильнейшим государством, на протяжении большей части истории
Греции была дорийская Спарта. Территория Спарты—Лаконика расположена в южной части Пелопоннеса. Это плодородная долина, спускающаяся к морю и орошаемая рекой Эвротом. С трёх сторон долина ограждена горными возвышенностями; морское её побережье неудобно для мореплавания. В глубокой древности на территории Лаконики, как и на территории смежных с ней Арголиды и Мессении, находился ряд центров микенской культуры.
В «Илиаде» упоминается, что в Лаконике существовало 12 отдельных общин, подчинённых легендарному парю Менелаю. В числе этих общин была и древняя Спарта. Памятниками микенской культуры в Лаконике являются замечательные по богатству и художественности найденных в них вещей погребения древних Амикл (современная деревня Вафио) и др. В XII—XI вв в пору своего переселения в
Пелопоннес дорийцы вторглись ив Лаконику. Коренное ахейское население этой области частью было уничтожено или порабощено победителями, частью с ними ассимилировалось, частью бежало в горы или переселилось в более далёкие области. Во время этого вторжения, очевидно, был разрушен и древний город Спарта. Известный позднее под этим названием город на реке Эвроте, судя по раскопкам, возник позже, — по всем признакам, в
IX в. Может быть, эта позднейшая Спарта возникла в результате слияния двух общин: дорийской и ахейской, поскольку из двух совместно царствовавших в дальнейшем в Спарте династий одна считала себя по происхождению дорийской, а другая — ахейской. Суть моей контрольной работы состоит в рассмотрении основных аспектов исторического развития Спартанского общества и государства 1. Формирование спартанского полиса
Процесс становления Спартанского государства занимает длительный исторический период - практически всю греческую архаику (конец IX - конец VI вв. до н. э.), являя собой яркий пример того, какими путями могло идти формирование греческого города-государства под непрерывным воздействием военного фактора. Изначально таким фактором оказалось само вторжение дорийцев на территорию Лаконии, с которого, собственно, и начинается известная нам история
Спарты. Город или, точнее, группа поселков Спарта, давший название всему государству, возник в XI или X в. до н.э. В нем концентрировалась основная масса гражданского населения. Территория государства около 1000 года до н. э. была завоевана дорийцами, которые часть прежних жителей-ахейцев превратили в периэков (политически бесправных, но граждански свободных), часть в илотов (государственных рабов); сами дорийцы составили господствующее сословие спартиатов.
Древние видели в этом меру наказания, применявшуюся завоевателями по отношению к лаконским общинам, оказывавшим им особенно упорное сопротивление. Более вероятно, однако, что такова была участь тех, кто населял самые плодородные земли Лаконии, представлявшие наибольший интерес для спартанцев. Другие лаконские общины, занимавшие малоплодородные земли предгорий и к тому же добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв.
«живущих вокруг»). В отличие от илотов периэки считались лично свободными и даже пользовались гражданскими правами в тех общинах или полисах, на территории которых они проживали. Однако в самой Спарте на них смотрели как на людей «второго сорта» и не допускали к участию в делах государства. Впоследствии - длительные Мессенские войны, уже окончательно определившие то русло, по которому пошло в дальнейшем формирование спартанской гражданской общины.
Данные войны были вызваны проблемой избыточного населения и вызвавшим этим земельным голодом. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов. Это изменило не только внутриполитическую ситуацию в Спарте, но и стало постоянным источником внешней угрозы.
Именно поэтому закономерным итогом спартанской истории периода архаики, а также внешнеполитических усилий Спарты явилось образование Пелопоннесской лиги, в которой Спарта постепенно выдвигается на роль своеобразного квази-державного лидера. 2. Государственный строй Спарты Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских
племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до .н.э. сложился, т.н. "ликургов строй" (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь). В современной науке также нет согласия относительно времени Ликургова законодательства. Благодаря безусловному доверию к
Фукидиду канонической долго считалась предложенная им дата спартанской евномии - конец IX в. Но в настоящее время разногласия во мнениях по данному вопросу очень велики. Если подытожить основные гипотезы, то они суть следующие: Ликурга и его законы помещают или до Первой Мессенской войны (конец IX - середина VIII вв.), что в принципе совпадает с античной традицией, или между
Первой и Второй Мессенскими войнами (конец VIII - 1-я половина VII в.), или, наконец, после Второй Мессенской войны (VI в.). Причем эту позднюю дату часто связывают уже не с Ликургом, а с какими-то другими безымянными законодателями, проведшими реформирование Спарты под реставрационными лозунгами. Самая ранняя из предлагаемых датировок - конец IX - середина
VIII в. Эту дату, как правило, отстаивают те исследователи, которые признают историчность древней традиции о Ликурге и доверяют сообщению Фукидида, что евномия появилась в Спарте за четыре века до начала Пелопоннесской войны. Так, уже Г. Бузольт в своем систематическом обзоре греческих государственных древностей полагал, что Ликург жил в середине VIII в.37 Г. Берве датировал
Ликурга и его законодательство рубежом IX-VIII вв однако считал, что весь комплекс социальных реформ был осуществлен каким-то неизвестным законодателем много позже - в VI в.38 В том же духе высказывается и А. Гомм. По его словам, политическая конституция, конечно, может быть намного старше, чем ajgwghv и eujnomiva, и вполне может относиться к IX в. Но в своем классическом виде, по мнению А. Гомма, спартанская модель полиса возникла не ранее
конца VII в. Первоначально во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет, путем гадания по звездам. Им подчинялось войско и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах. После введения Законов Ликурга сформировалось новое государственное устройство, отличавшегося стабильностью и мало менявшегося на протяжении столетий. Важнейшими элементами этой своеобразной политической системы могут
считаться двойная царская власть, совет старейшин, или герусия; и народное собрание, или апелла. Правившие одновременно с древнейших времен в Спарте 2 царские династии, которые нередко соперничали и враждовали между собой, были сильно ограничены законом. В военное время они выполняли функции начальников, командовавших спартанской армией, в мирное время занимались судебными и религиозными делами. Оба царя входили в совет старейшин (вместе с ними насчитывал 30
человек) и принимали участие в его заседаниях, на которых решались практически все основные вопросы государственного управления. Народное собрание, охватывавшее всех полноправных граждан Спарты, играло в этой системе государственных учреждений второстепенную роль. По существу, оно лишь утверждало решения, принятые царями и старейшинами на их совместных заседаниях. Начиная с V н.э. государственный строй начинает видоизменяться.
Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утвёрждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть
одобрены спартанской апеллой. Постепенно в общей системе государственных органов ее роль значительно снижалась. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь утверждать или отврегать законопроекты, но не обсуждать их. Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанская апелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов,
не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Решающую роль в государственном управлении Спарты играл Совет геронтов, или геруссия. В ее состав входили 30 членов. 28 были лица старше 60 лет (по-гречески геронты – старики, отсюда и название
Совета). Геронты избирались из среды спартанской аристократии и занимали должности пожизненно. Кроме 28 геронтов в геруссию входили два спартанских царя (независимо от возраста). Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не былаа ему подотчетна. Более того, геруссия имела право отменять решения
Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. В Спарте все решения принимала геруссия, лишь иногда вынося их на формальное утверждение апеллы. Как полновластный орган государственной власти, герусия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные. Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать
судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем. Не менее авторитетным органом Спартанского государства была коллегия из пяти эфоров («надзирателей»). Эфоры избирались на 1 год апеллой из всего состава спартиатов, а не из yзкого круга
спартанской аристократии, как геронты. Однако это юридическое правило далеко не всегда соблюдалось, обычным делом было избрание в эфоры представителей знатных родов. Избрание эфоров, так же как и геронтов, проходило в Спарте способом, который Аристотель называет детским. Небольшая коллегия специальных выборщиков закрывалась в темном помещении.
Кандидатов на должность геронта или эфора проводили мимо этого помещения, а сошедшиеся на апеллу спартиаты криком или молчанием «голосовали» за каждого. Сидящие в помещении выборщики фиксировали «результаты голосования», и по их заключению утверждались на должность те кандидаты, одобрение которых было наиболее шумным. Естественно, при таком своеобразном избрании возможны были самые произвольные решения, используемые спартанской олигархией в своих интересах. Коллегия эфоров обладала огромной властью,
Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV до н. э. По имени старшего эфора назывался год в Спарте, как в Афинах по имени старшего архонта. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью
спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других
государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания— основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступления, то привлекали к судебной ответственности как должностных лиц, так и отдельных граждан. В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над рарюками и многочисленными илотами.
В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подт- вердить старый закон об обьявлении так называемых криптий, т. е. освященной древним обычаем войны против илотов. Эфоры, как правило, действовали совместно с геронтами, именно перед геруссией эфоры возбуждали судебные преследования, могли председательствовать на некоторых заседаниях геронтов. Эфоры вносили на утверждение апеллы законопроекты, которые они согласовывали с геронтами.
Эго были органы спартанской олигархии, руководившие всеми сторонами жизни спартанского общества. Их малочисленность создавала возможность подкупа геронтов, что имело место в истории Спарты V — IV вв. до н. э. Злоупотребления властью со стороны эфоров и геронтов облегчались также и тем, что практически они были бесконтрольны, связаны круговой порукой и их невозможно было привлечь к судебной ответственности. Одним из влиятельных политических учреждений
Спарты был институт царской власти. В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям — Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в X в. до н. э. В V — IV вв. до н.э. эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии. Спартанские цари не были носителями верховной единоличной власти, а спартанский государственный
строй не являлся монархией. Каждый царь пользовался одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные члены, но особенно жесткому и повседневному контролю они подвергались со стороны коллегии эфоров. Тем не менее спартанские цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных делах нельзя недооценивать. Прерогативами царей было верховное командование и руководство религиозным
культом, а эти государственные функции в обществе Спарты имели особое значение. Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. Кроме того, даже в мирное время подразделения спартанского войска (моры, лохи, эномотии) сохраняли свою структуру и, естественно, над ними довлел, если не юридически, то фактически, авторитет их главнокомандующего.
При царе находилась свита, которая постоянно поддерживала его политический авторитет. Два пифия сопровождали царя, присутствовали при его общественных трапезах, и именно их царь посылал в Дельфы к знаменитому дельфийскому оракулу. Росту авторитета царей содействовали также исполнение жреческих функций, те знаки почета, которые им полагались по закону: цари были крупнейшими землевладельцами На общественных трапезах царю предоставлялось почетное место, двойная порция, они получали в определенные
дни в качестве почетного приношения лучшее животное и установленное количество ячменной муки и вина, они назначали проксенов, выдавали замуж невест-наследниц, потерявших родственников. Высокий авторитет царской власти проявляется также в оказании особых почестей умершему царю. 3. Спартанское общество в архаический и классический периоды Если до Мессенских войн социально-экономическая структура
Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших ещё полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошли существенные изменения. Именно в это время в Спарте окончательно складывается специфический для неё строй так называемой «общины равных».
Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки ("живущие рядом") - выходцы из союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты. Полноправными гражданами Спарты были только спартиаты — господствующее привилегированное меньшинство населения, члены «общины равных». Конечно, это «равенство» было более или менее формальным — известное расслоение имело место и между спартиатами, хотя в
VII—VI вв оно сказывалось ещё мало. Фактически власть находилась в руках нескольких знатных родов. В среде спартиатов продолжало существовать старое родовое деление на три дорийские филы, но, кроме того, существовали и подразделения, основанные на территориальном принципе. Фактически спартиаты были равными и в отношении политических прав и влияния на государственное управление. Все полноправные, достигшие совершеннолетия спартиаты участвовали в народном собрании—апелле.
Формально апелла считалась верховным органом власти, но фактически она большой роли в общественной жизни не играла. Народное собрание созывалось парями. Рядовые спартиаты не выступали с какими-либо предложениями или речами и лишь криками выражали своё отношение к предложениям, вносимым царями или советом старейшин— герусией. Только в особо ответственных случаях происходило нечто вроде примитивного голосования: граждане расступались
в разные стороны, и на глаз определялось, на какой стороне большинство. Исключительно спартиаты могли голосовать и входить в органы управления. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей.
Спартанцы-хозяева не имели права освобождать или продавать прикрепленных к ним илотов; илоты давались спартанцам как бы во временное пользование и являлись собственностью спартанского государства. В отличие от обыкновенного раба, который не мог иметь никакой собственности, илоты имели право на ту часть произведенных на своем участке продуктов, которая оставалась после уплаты фиксированой доли урожая спартанцам. Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности
собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (криптии) с целью убийства илотов. Вторую группу населения составляли периэки — лично свободные, но лишённые политических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землёй, которая принадлежала им в отличие от спартиатов, Повидимому, на началах частной собственности. Часть периэков, по всей вероятности, жила на этих территориях ещё до того, как последние были навоёваны
Спартой, другая часть была здесь специально поселена. В руках периэков сосредоточивались также занятия ремёслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законам заниматься не могли. Впрочем, ремёсла и торговля в аграрной Спарте были мало развиты. Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанского государства и были обязаны нести военную службу. Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать
все свое время физическим упражнениям и военному делу. К 600 до н.э. насчитывалось около 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определённого
количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы. Право распоряжаться илотами всецело принадлежало государству и осуществлялось им через особых должностных лиц; хотя владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права ни продать их, ни убить, положение илотов под гнётом спартанской эксплуатации было чрезвычайно тяжёлым, а обращение с ними —
жестоким. Это постоянно толкало илотов на восстания. Для того, чтобы уменьшить опасность восстаний илотов и подавить их волю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно проводило так называемые краптии — организованные массовые убийства тех илотов, которые казались наиболее опасными и неблагонадёжными. Эти массовые истребления безоружных илотов рассматривались как «военные тренировки» спартанской молодёжи.
В общем Спартанское общество состояло из следующих групп: Аристократия: - Гомеи (буквально "равные") — полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами - Парфении (буквально "девой рождённые") — потомки детей незамужних спартанок (сословие появилось время 20-летней Первой Мессенской Войны, затем было выселено в Тарент) демос (народ) по
Ксенофонту - Гипомейоны (буквально "опустившиеся") — обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав - Мофаки (буквально "выскочки") — дети не-гомеев получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства - Неодамоны (буквально "новые граждане") — бывшие илоты (из числа лаоконских) получившие неполное
гражданство (сословие появилось во время Пелопонесской Войны) - Периеки — свободные не-граждане (примерный аналог афинских метеков) рабы - Лаоконские Илоты — домашние рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопонесской Войны также и неполное гражданство) - Мессенские Илоты — постоянно восстававший объект криптий
Заключение В результате написания данной контрольной работы можно подвести следующие итоги: 1) Древняя Спарта - образец аристократического военно-лагерного государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов; 2) В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к
VIII -VII вв. до н.э лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. 3) Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. 4) В VI в. до .н.э. сложился, т.н. "ликургов строй" (установление илотии, консолидация общины Спарты путем уравнения их в экономическом отношении и политических правах и превращения
этой общины в военный лагерь Библиографический список 1. Алексей Фанталов. Древняя Греция: история и мифология. Спарта, Афины, греко-персидские войны. Пелопонесская война, Македонское завоевание, эллинизм http://greek.h11.ru/Greece3.htm 2. История Древней Спарты - http://SPARTA.ru 3. История
Древней Греции: учеб. / Под ред. В.И. Авдиева, А.Г. Бокщанина, Н.Н. Пикуса. – 2-е изд – М 1972. 4. История Древней Греции: учеб. / Под ред. В.И. Кузищина. – 2-е изд перераб. И доп. – Высш. шк 1996. 5. Л.Г. Печатнова. История Спарты (период архаики и классики)СПб.: Гуманитарная
Академия, 2001. 6. Плутарх. Древние обычаи спартанцев http://klein.zen.ru 7. Становление рабовладельческого государства в Спарте и других земледельческих областях Греции http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0 16/st092.shtml
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |