"СССР в 20-е годы" ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВЕСНОЙ 1921 ГОДА 1.1 ГОРОДСКОЙ КРОНШТАДТСКИЙ МЯТЕЖ, ЕГО РАЗЛИЧНЫЕ ОЦЕНКИ 2. ПОЛИТИКА ВЫХОДА ПРОСВЕЩЕННОЙ ПАРТИИ РКП (Б) ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ПУТЯХ НЭПА. СУЩНОСТЬ НЭПА И ЕГО СУДЬБА 6 3.
ОБРАЗОВАНИЕ СССР, ТЕНДЕНЦИЯ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС ВЕСНОЙ 1921 ГОДА 1.1 ГОРОДСКОЙ КРОНШТАДТСКИЙ МЯТЕЖ, ЕГО РАЗЛИЧНЫЕ ОЦЕНКИ Ни блестящие победы в гражданской войне, ни героизм ее участников не спасли Советскую Россию от всеобщего и глубочайшего кризиса, пик которого приходится на конец 1920 года - начало 1921
года. Основная часть промышленного потенциала России была выведена из строя, хозяйственные связи оказались разорванными, не хватало сырья и топлива. В стране производилось лишь 2% довоенного количества чугуна, 3% сахара, 5-6% хлопчатобумажных тканей и т.д. Промышленный кризис порождал социальные коллизии: безработицу, распыление господствующего класса - пролетариата. С конца 1920 года положение правящей в России коммунистической партии стало стремительно ухудшаться.
Многомиллионное российское крестьянство, отстояв в боях с белогвардейцами и интервентами землю, все настойчивее выражало нежелание мириться с ухудшавшей всякую хозяйственную инициативу экономической политикой большевиков. Рабочие были недовольны нехваткой продовольствия и предметов первой необходимости, крестьяне - продразверсткой. Это недовольство вылилось в цепь народных антибольшевистских восстаний. В конце 1920-начале 1921 годов вспыхивают крестьянские восстания в
Поволжье, на Дону, в Западной и Восточной Сибири, на Урале, в Белоруссии, Карелии, Средней Азии. На подавление крестьянских восстаний была брошена вся мощь регулярной Красной Армии. Также тяжелое положение сложилось и в Петрограде. Были сокращены нормы выдачи хлеба, отменены некоторые продовольственные пайки, возникла угроза голода.11 марта было объявлено о закрытии 93 петроградских предприятий, на улице оказалось 27
тысяч рабочих. В феврале 1921 года в Петрограде началась забастовка рабочих. Для её разгона были применены войска. Часть рабочих расстреляли, но волнения продолжались. В конце февраля с оружием в руках против коммунистов выступили матросы и красноармейцы Кронштадта, крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота.28 февраля моряки линейных кораблей "Петропавловск" и "Севастополь" созвали собрание и приняли резолюцию, которую вынесли
на обсуждение представителей всех кораблей и частей Балтфлота. Основными требованиями восставших были: 1. Переизбрание Советов тайным голосованием с предварительными дискуссиями и свободными выборами, 2. Свобода слова и печати в пользу "рабочих, крестьян, а также анархистов и левых социалистов", 3. Освобождение всех политзаключенных, 4. Уравнивание пайков для всех, кроме рабочих горячих цехов,
5. Прекращение насильственных конфискаций, свободный труд ремесленников, не использующих наемную рабочую силу, 6. Возможность крестьянам "делать со своей земле все что угодно" Требования кронштадтцев, в принятой 1 марта резолюции, представляли собой серьезную угрозу монополии большевиков на политическую власть. Резолюция эта была, в сущности, призывом к правительству соблюдать права и свободы, провозглашенные большевиками в октябре 1917 года.
Узнав о принятии резолюции моряков "Петропавловска", в город Кронштадт выехал Калинин, председатель ВЦИК. Его выпроводили оттуда под улюлюканье 12 тысяч моряков, к которым присоединились по меньшей мере половина из двух тысяч коммунистов Кронштадта. Центральный комитет партии поспешил заклеймить восстание как контрреволюционный заговор, подстрекаемый с Запада белогвардейцами, руководимыми царским генералом и поддерживаемый кадетами, меньшевиками
и эсерами. 2 марта 1921 года бутовщики организовали Временный революционный комитет, полностью состоящий из матросов рабочего и крестьянского происхождения. Комитет возглавил Петриченко - писарь с "Петропавловска". Оба военный комиссара Кронштадта подверглись аресту, этим акты насилия ограничились. Несколько находившихся на базе военных офицеров не были согласны с
Временным комитетом. Офицеры хотели бы незамедлительно установить связь с материком, чтобы восстание перекинулось на столицу. Комитет отказывался от применения оружия, за исключением средств обороны в случае атаки. Советское правительство направило Временному комитету ультиматум, в котором гарантировала жизнь, тому, кто готов был сдаться. Для партии ситуация была очень серьезной. Во-первых, против большевиков выступали матросы Балтийского флота и гарнизона крепости, которая даже
в труднейшие времена оставалась их надежным бастионом. Во-вторых, поразительное единодушие в рядах восставших, упорство, озлобленность и отчаяние, с которым они сражались против большевиков, их готовность умереть, но ни на йоту не уступить в своих требованиях. В-третьих призыв восставших мог быть поддержан не только Петроградскими рабочими, но и на Украине и в центре
России, где еще не были подавлены крестьянские бунты Махно и Антонова. Для разгрома кронштадтцев была направлена армия под командованием М.Н. Тухачевского. Троицкий поручил генералу Тухачевскому подавить восстание. Для подавления восстания генерал набрал молодых курсантов из военной школы, не имеющих "революционного опыта", и солдат из специальных войск ВЧК. Военные действия начались 7 марта, а через 10 дней
Кронштадт пал. После захвата морской военной базы репрессиям подверглись тысячи людей. Официальный процесс над ними так и не состоялся. 2. ПОЛИТИКА ВЫХОДА ПРОСВЕЩЕННОЙ ПАРТИИ РКП (Б) ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ПУТЯХ НЭПА. СУЩНОСТЬ НЭПА И ЕГО СУДЬБА В ночь перед открытием Х съезда партии правительственными войсками была предпринята попытка взять штурмом
Кронштадт. Тухачевский спешили взять крепость, т.к через неделю лед мог окончательно растаять, Кронштадт стал бы неприступен. Кроме того, хотелось преподнести съезду подарок. Х съезд партии начал работу в Москве 8 марта 1921 года. Съезд открывался в чрезвычайно накаленной обстановке. В центре его внимания стояли задачи мирного строительства.
Делегатам съезда предстояло найти кратчайший выход из экономической разрухи, острого политического и партийного кризиса. На съезде были вынесены три важнейших вопроса: итоги дискуссии о профсоюзах, единство партии, изменения экономической политики. Первый шаг руководству был ясен - надо заменить разверстку, ничем практически не ограниченную, на твердый налог. И по докладам Ленина и наркома продовольствия Цурюпы съезд принимает соответствующую, резолюцию "
Об улучшении положения рабочих и нуждающихся крестьян". Налог составлял примерно половину старой разверстки. Правда, мера считалась временной. Земледельцам предоставлялось право обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на нужные им продукты промышленного и сельскохозяйственного производства. Замена продразверстки продналогом диктовалась прежде всего стремлением погасить активное сопротивление
крестьян, сбить накал вооруженных выступлений. Но была и другая сторона - вовлечь крестьянские хозяйства в местный хозяйственный оборот посредством материальной заинтересованности. Ленин доказывал, что укрепление союза рабочего класса с крестьянством на экономической основе обеспечит успешное строительство социализма. На съезде были подведены итоги дискуссии о профсоюзах, большинством голосов съезд принял резолюцию "О роли и задачах профсоюзов", содержавшую ленинское определение
роли профсоюзов как воспитательной организации, как школы управления, хозяйствования, школы коммунизма. Съезд осудил взгляды троцкистов, "рабочей оппозиции", группы "демократического централизма", представители которых пытались и на съезде отстаивать свои антипартийные взгляды. В области партийного строительства съезд принял решения, направленные на развёртывание внутрипартийной демократии, на качественное улучшение рядов партии, повышение уровня сознательности, коммунистического
воспитания, активности, самодеятельности и инициативности всех членов партии. Съезд дал указание ЦК РКП(б) провести чистку партии. Съезд принял предложенную Лениным специальную резолюцию "О единстве партии". В ней указывалось на вред и недопустимость какой бы то ни было фракционности и предписывалось немедленно распустить все фракционные группы.
Решение съезда о единстве партии стало непоколебимым принципом в жизни и строительстве Коммунистической партии. Раскрыв огромные трудности, вставшие перед партией и всей страной в целом после окончания Гражданской войны, Ленин определил задачи как в области хозяйственного строительства, так и в области отношений между классами внутри страны. Ленин обратил особое внимание на необходимость укрепления союза рабочего класса и крестьянства на новой
экономической основе. По инициативе Ленина съезд принял важнейшее решение о переходе от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), рассчитанной на построение социализма в стране. После Х съезда партии Ленин начинает теоретическую и практическую разработку новой экономической политики, разъясняя одновременно несостоятельность, гибельность политики "военного коммунизма" в условиях мирного строительства. При этом Ленин разъяснял, что
НЭП является логическим продолжением и развитием той экономической политики, которую партия осуществляла весной 1918 г и сущность которой была им изложена в работе "Очередные задачи Советской власти". В марте-апреле 1921 г. Ленин написал работу "О продовольственном налоге (значение новой политики и ее условия)". В ней говорится во-первых, о необходимости разрешить свободу торговли в интересах развития производительных
сил страны. Во-вторых, пойти на определенное допущение и развитие капиталистических элементов внутри страны, в интересах быстрого развития мелкой промышленности. Развивать мелкую частную промышленность, арендный подряд, используя для этого хозяйственную и коммерческую сноровку бывших хозяев. При этом банки, железные дороги, крупные предприятия - остаются в руках государства. Осенью 1921 г углубляя и развивая новую экономическую политику,
Ленин выдвигает и обосновывает лозунг "Учитесь торговать! " и указывает на необходимость уже не "разрешения", а государственного регулирования торговли и денежного обращения". Он утверждал, что государство должно стать "осторожным, решительным, умелым "хозяином", исправным оптовым купцом". К осени 1922 г. Ленин в основном завершил разработку НЭПа. К ее основным социально-экономическим чертам можно отнести: • допущение плюрализма социалистических
форм собственности и их кооперирование: • замена продразверстки продналогом; • всемерное использование закона стоимости и товарно-денежных отношений; • принцип оплаты по количеству и качеству труда, перевод государственных предприятий на хозрасчет и рентабельность; • временное допущение капиталистических элементов в интересах оживления экономики при сохранении в руках государства главных экономических высот. Последующее вытеснение их государственным сектором посредством экономического соревнования; • совершенствование
государственного управления и планирования народным хозяйством на основе демократизации Советской власти.3 Такова сущность новой экономической политики. Если основным догматическим постулатом "военного коммунизма" было сокрушение всех "некоммунистических форм хозяйствования" и правовых институтов при сосредоточении законодательной и исполнительной власти в одних руках на всех уровнях, то ленинский
НЭП как бы восполнял экономический и политический вакуум, созданный этой ломкой. Именно с помощью НЭПа, отказом от идеологических догм Ленину удалось привести в соответствие политический прорыв России в будущее с наличными экономическими и культурными условиями, покончить политикой "военного коммунизма". На практике, разумеется, не все принципы, провозглашенные
НЭПом, осуществлялись. Например, не действовала система хозрасчета в государственной промышленности. Взаимоотношения между рабочими и администрацией на заводах регулировались не работой на конечный результат, а традиционной системой норм, тарифов и расценок. В результате у рабочего слаба была материальная заинтересованность в конечных результатах работы предприятия, да и у самого предприятия заинтересованность носила специфический характер, потому что его прибыль
обезличивалась в едином балансе треста. Не соответствовала требованиям НЭПа и система управления народным хозяйством в целом. Но тем не менее благодаря новой экономической политике страна в кратчайшие годы поднялась из руин. За четыре года народное хозяйство восстановило производительные силы, разрушенные длительной войной. В 1924-1925 гг. продукция по сравнению с 1921-1922 гг. выросла на 57%, а производительность труда -
на 40%, реальная заработная плата рабочих достигла довоенного уровня. В стране удалось одолеть инфляцию, восстановить нормальное ценообразование, стабилизировать денежную единицу, создать бездефицитный государственный бюджет. Аграрная политика партии в годы НЭПа знаменовала первоочередное восстановление и развитие сельского хозяйства как необходимого условия подъема жизненного уровня народа.
Она включала в себя четко ограниченные размеры продналога с крестьянских хозяйств, разрешение свободной торговли, развитие кооперативного движения, разрешение аренды земель и использование в ограниченных размерах наемного труда, государственное регулирование хозяйственной деятельности с помощью цен, налогов, кредита, развитие системы контрактаций, постепенное налаживание эквивалентного обмена между городом и деревней. Это был качественно новый этап государственного строительства.
Новая тактика, новые методы, новая философия хозяйствования и утверждения в стране гражданского мира, к которым пришли "всерьез и надолго". В 20-е годы в партии велась острая полемика вокруг целого ряда вариантов социально-экономического развития. Из них - два основных. 1. Модель, основанная на рыночном равновесии как главном критерии. Она подразумевала интеграцию в мировое хозяйство на основе привлечения иностранного капитала, экспорта
сельхоз продукции и импорта оборудования, что закономерно должно было вести к ориентации в деревне на крупное индивидуальное товарное хозяйство, что, в сою очередь, требовало в целях стимулирования товарности крестьянских хозяйств значительного импорта и предметов потребления; индустриализация в этом случае растягивалась на ряд десятилетий. Угроза технологического отставания, постоянная военная опасность, нестабильность мирового рынка ставили под вопрос эффективность этого варианта.
2. Модель, основанная на критерии скорейшего достижения экономической самостоятельности, высокой обороноспособности. Она подразумевала концентрацию основных усилий на программе ускоренной индустриализации, а поскольку капиталов в стране не было, то данная модель оказывалась возможной лишь при значительной перекачке ресурсов из деревни в город, что подрывало рыночное равновесие и открывало дорогу внеэкономическим методам решения экономических проблем: форсированной коллективизации и жесткому административному контролю за деревней,
широкому применению принудительного труда в ряде отраслей. Стремление руководства страны к ускоренному преобразованию общества, к перераспределению в пользу промышленности приводило к нарушению равновесия на рынке, к постоянным сбоям в процессе воспроизводства - к кризисам НЭПа. Пока были не исчерпаны резервы восстановительного периода, эти кризисы ликвидировались сравнительно легко в рамках сохранения значительных элементов рыночных отношений.
Когда же эти резервы были исчерпаны, рынок практически свернули. Так, в конце 20-х годов НЭП был произвольно свернут сверху. Сталинское руководство приступило к индустриализации и коллективизации страны. Индустриализация была осуществлена с огромными, неоправданными издержками, крестьянство насильственно загнано в колхозы. Сохранившаяся в своей основе в период
НЭПа военно-коммунистическая (административно-командная) система подчинила все общество своему тотальному контролю. 3. ОБРАЗОВАНИЕ СССР, ТЕНДЕНЦИЯ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ В 1922 году встал вопрос об объединении советских республик в единое государственном союзе. После победы Октябрьской революции возник ряд независимых советских республик: РСФСР, Украинская, Белорусская и др. Первое время все советские республики существовали как самостоятельные,
независимые государства. Они имели свою армию, свою денежную систему и т.д. В ходе гражданской войны республики объединили свои силы для совместной работы против интервентов. После окончания Гражданской войны братский союз советских республик еще более укрепился. В декабре 1920 года был подписан договор между Украинской и ССР и РСФСР об установлении военного хозяйственного союза.
Согласно этому договору, произошло объединение народных комиссариатов: военных и морских дел, внешней торговли, финансов, труда, путей сообщения, почт и телеграфа, советов народного хозяйства. С 1920 г. начала развиваться система двусторонних межреспубликанских договоров. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, в январе 1920 г. аналогичный договор подписали 1921 г РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г
РСФСР и Армения, в мае 1921 г РСФСР и Грузия. В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между республиками, и торговое пространство стало рассматриваться как внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего бюджета.
Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их территориях. Однако жизнь показала недостаточность такого рода договоров. Хозяйственное разделение труда между различными районами делало невозможным обособленное существование национальных республик. Объединения требовали также интересы обороны страны и необходимость единой внешней политики. В августе 1922 года по предложению Политбюро
ЦК ВКП (б) была создана комиссия для подготовки к очередному Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых национальных советских республик. Председателем комиссии был И.В. Сталин, который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял наркомат по делам национальностей. K тому же за Сталиным еще с дореволюционных времен закрепился авторитет специалиста по национальному вопросу.
В комиссию входили: В.В. Куйбышев, Г.К. Орджоникидзе, X.Г. Раковский, Г.Я. Сокольников и представители национальных республик - по одному от каждой. В. Сталина говорил о вхождении советских республик в РСФСР на правах автономии, В.И. Ленина, в свою очередь предлагал создать союзное государство на основе добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик.
Первоначальный вариант названия союзного государства был Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии. 6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию Ленина, а 18 декабря 1922 года принял проект Союзного договора. Утвердить его должен был Союзный съезд Советов. В ходе объединительного движения большое значение имело
создание в марте 1922 года федерации республик Закавказья, Грузии, Армении и Азербайджана. Собравшийся в декабре 1922 года I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединенный съезд Советов четырех республик и обсудить вопрос о создании Союза Советских Социалистических Республик. Такое же решение вынесли
Всеукраинский и Всебелорусский съезды Советов. 26 декабря 1992 года Х Всероссийский съезд Советов единодушно поддержал инициативу национальных республик. Выступления представителей братских республик на этом съезде явились демонстрацией добровольного объединения народов для построения социализма. 30 декабря 1922 года в Большом театре открывается съезд представителей России,
Украины, Белоруссии и Закавказья. Съезд проходил в торжественной обстановке. Делегаты хорошо понимали важность этого исторического события. На этом съезде, получившем названия I Всесоюзный съезд Советов, была принята Декларация об образовании СССР и подписан союзный договор. В Договоре определялись отношения между республиками, образующими союзное государство.
Оно утверждалось как федерация суверенных советских республик с сохранением права свободного выхода и открытом доступом в неё. Ленинские принципы добровольного государственного союза равноправных народов были положены в основу первой Конституции СССР. Эти права на деле были частично декларативными. За каждой республикой было закреплено право выхода из союза, хотя за все годы его существования механизм выхода выработан не был. На протяжении первого полугодия 1923 г. шла работа по выработке
Конституции СССР. Она велась под руководством ЦК РКП (б) и ЦК КП союзных республик. Активное участие в работе конституционной комиссии приняли представители всех союзных республик. Было принято решение о создании в составе ЦИК двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в действие
Конституцию. Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов в январе 1924 г. В состав союзного государства вошли Белоруссия (БССР), Россия (РСФСР), республики Закавказья (ЗСФСР) и Украина (УССР). Договор и Декларацию об образовании СССР подписали главы делегаций республик: от РСФСР -
М.И. Калинин, от УССР - М.В. Фрунзе, Г.И. Петровский, от ЗСФСР - М.Г. Цхакая, от БССР - А.Г. Червяков. Таким образом создание Союза было законодательно оформлено. Верховным органом многонационального Советского государства становится Всесоюзный съезд советов. В период между съездами постоянно действующим органом государственной власти являлся
Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК СССР) в составе 371 члена и 138 кандидатов. Его председателем утверждается М.И. Калинин. Правительство (Совет Народных комиссаров) СССР возглавил В.И. Ленин. Первыми советскими наркомами стали А.Г. Шлихтер (земледелия), И.В. Сталин (по делам национальностей), Н.А. Семашко (здравоохранения), Ф.Э. Дзержинский (председатель
ВЧК, нарком железнодорожного транспорта), А.Д. Цюрупа (продовольствия). II Всесоюзный съезд Советов, состоявшийся в январе 1924 г в траурные дни, связанные со смертью Ленина, принял союзную Конституцию, в основе которой лежали Декларация и Договор. В 1924 - 1925 гг. были приняты конституции союзных республик, в основном повторяющие положения общесоюзной. Одним из первых мероприятий, проведенных в рамках
Союза, было "национально - государственное размежевание Средней Азии". На территории региона до 1924 г. располагались, кроме Туркестанской АССР, образованной еще в 1918 г две "народные" советские республики - Бухарская и Хорезмская. Существующие границы явно не соответствовали расселению этнических общностей, чрезвычайно пестрому и неоднородному. В результате длительных обсуждений национальных вопросов на местных
съездах и перекройки границ образовались Узбекская и Туркменская союзные республики. Часть территории Средней Азии была передана Казахской АССР. Туркестанские и хорезмские народы образовали свою Автономную Область, вошедшую в состав Казахской АССР. В мае 1925 года в состав СССР вошли Узбекская ССР и
Туркменская ССР. В 1929 году новой союзной республикой стала Таджикская ССР, преобразованная из российской автономии. С момента вхождения различных союзных республик в состав СССР их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная ткань страны, основанная на разделении труда между территориями,
создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. Образование СССР имело и свою политическую подоплеку - необходимость совместного выживания созданных политических режимов перед лицом враждебного внешнего окружения.
В 20-е - 30-е годы ХХ века в исторически небывало короткие для огромных российских масштабов сроки в стране, разоренной иностранной военной интервенцией и гражданской войной, была осуществлена форсированная индустриализация. Построены сотни современных по тому времени промышленных предприятий. Новые отрасли промышленности были созданы практически во всех союзных республиках, что превратило их из бывших отсталых аграрных окраин страны в развитые индустриально-аграрные регионы.
Во время правления Сталина, в результате осуществленной в стране коллективизации было создано большое количество колхозов и совхозов, ставших основными формами социалистического хозяйства и опорой Советской власти на селе. Проведенные на селе преобразования позволили в предвоенные годы, во время войны и в период последующего восстановления народного хозяйства надежно обеспечить страну продовольственными ресурсами и сельскохозяйственным сырьем. Но другой стороной время правления
Сталина вошло в историю, как годы террора: истребляли инакомыслящих и просто вредных правящим кругам людей, уничтожались интеллигенция и духовенство, насаждалась новая, классовая идеология. Величайшим испытанием прочности единого многонационального советского государства, советской политической системы явилась Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Единое союзное государство смогло достояно противостоять смертельной угрозе, которую нес фашизм не
только ему, но и всему человечеству. И не только противостоять, но разгромить фашистских захватчиков на своей территории и освободить от гитлеровцев половину Европы, а затем, выполняя свои союзнические обязательства, нанести поражение японскому милитаризму. Тем самым СССР внес решающий вклад в победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. После смерти Сталина в 1953 году к власти пришел
Хрущев. С этого момента начинается "хрущевская оттепель", омраченная началом "холодной войны". Еще до смерти Сталина было создано атомное оружие, а Хрущев продолжил гонку вооружений. Нарастание напряженности вылилось в 1962 году в Карибский кризис, едва не приведший мир к ядерной катастрофе. Правление Хрущева вошло в историю, как время великих реформ.
Было затронуто буквально все: сельское хозяйство, промышленность, финансовая система. Уровень жизни народа стал потихоньку повышаться, цены снижались, были отменены карточки. Крестьяне получили паспорта. Приподнялся "железный занавес", закрывавший пути за рубеж. Вклад Советского Союза в прогресс цивилизации во всех сферах жизни был весомым и общепризнанным. К его слову прислушивались и с ним связывали свои надежды на свободу, мир и лучшее будущее сотни миллионов
трудящихся разных стран. С его позициями считались все мировые державы и ведущие международные организации. Советский Союз обладал мощным созидательным потенциалом. В 70-80 годы XX века СССР достиг своего расцвета. Советский Союз являлся крупнейшим по территории государством мира, занимая почти одну шестую часть суши (22,4 млн. кв. км). Численность населения на начало 1991 года составляла 290,1 млн. чел.
Доля СССР в мировом промышленном производстве составляла около 20%. Советский Союз занимал 1-е место в мире по добыче нефти, газа, железной руды, выплавке чугуна и стали, производству кокса, минеральных удобрений, сборных железобетонных конструкций и изделий, обуви, сахара-песка и др. Страна занимала ведущие позиции в мировой науке и технике, в том числе в аэрокосмической и военной промышленности В 1990 году в Конституцию
СССР были внесены поправки, согласно которым в стране устанавливалась президентская форма правления. Посты президентов были учреждены также в большинстве союзных республик. Президентом СССР на Съезде Народных Депутатов СССР был избран М. Горбачев. В 1990 году в ходе реформирования политической системы в СССР многие союзные республики приняли Декларации о суверенитете, а в 1991 году -
Декларации о независимости. Попытки союзного центра экономическими мерами воздействовать на эти решения, в конечном счете, не имели успеха. Реальная опасность неуправляемого распада СССР, заставляла центр и республики искать путь к компромиссам и соглашениям. Идея заключения нового союзного договора была выдвинута народными фронтами Прибалтики еще в 1988 г. Но до середины 1989 г. она не находила поддержки ни у политического руководства
страны, ни у народных депутатов. Окончательно центр "дозрел" до осознания важности Союзного договора лишь после того, как "парад суверенитетов" до неузнаваемости изменил Союз, когда центробежные тенденции набрали силу. Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные действия, так как соглашение лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. Согласно секретной договоренности
М. Горбачева с Б. Ельциным и Президентом Казахстана Н. Назарбаевым, о которой стало известно председателю КГБ В. Крючкову, после подписания договора предполагалось заменить премьер-министра СССР В. Павлова, Н. Назарбаевым. Такая же судьба ожидала министра обороны, самого Крючкова, и ряд других высокопоставленных лиц. Однако, в ночь на 19 августа 1991 г.
Президент СССР М.С. Горбачев был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников, в которую входили вице-президент Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр обороны Д. Язов, премьер-министр В. Павлов образовали самозваный, неконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению в
СССР (ГКЧП). Постановлениями ГКЧП в ряде регионов страны, главным образом в РСФСР, вводился режим чрезвычайного положения, запрещались митинги, манифестации, забастовки. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, газет, устанавливался контроль над средствами массовой информации. Но, только три дня ГКЧП смог продержаться у власти, с первых дней натолкнувшись на активное сопротивление россиян.
События 19-21 августа 1991 г. изменили страну. Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР. Все попытки М.С. Горбачева возобновить работу по подписанию нового Союзного договора оказались безуспешными. Украина и Белоруссия проголосовали за независимость своих республик и отказались от подписания Союзного договора. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл.8 декабря 1991 г.
под Минском президентами Украины, Белоруссии и России было подписано Беловежское соглашение об образовании Содружества Независимого Государств. Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент
СССР Горбачев был вынужден сложить свои полномочия. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Верт Н. История Советского государства. 1990-1991: Пер. с фр.2-е изд М.: ИНФРА-М, Издательство "Весь Мир", 1998 544 с. 2. Иллюстрированная история СССР. Изд.2-е доп.М "
Мысль", 1977.462 с. с ил. и карт. 3. История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитреенко и др М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998 - 608 с.: ил. 4. Короленко А.В Гуленков К.Л. Готовимся к экзамену по истории России 2-е изд испр. и доп М.: Рольф, 2001 448 с. 5.
Вячеслав Румянцев, "Начало и ход мятежа 1921 года" / / http: / / hronos. km. ru / sobyt / kronstadt1921. html 6. "ИСКРА" декабрь 2002 года "80 лет образования СССР: Уроки истории" / / http: / / www. npsr. ru 7. Л.Н. Бычков, "Десятый съезд РКП (б)" / / http: / / www. cultinfo. ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |