Реферат по предмету "История"


Развитие скверов С-Петербурга в XVII и XIX вв

Содержание Введение Глава 1. Скверы Санкт-Петербурга в контексте градостроительства 1.1. Формирование и развитие скверов Петербурга 1.2. Музеи и скверы, особенности взаимодействия
Глава 2. Использование потенциала музея и сквера как элементов единой системы в музейно-педагогических программах 2.1. Музей и сквер как единый музейный комплекс (на примере Павловского парка) 2.2. Образовательные ресурсы музейного комплекса «музей-сквер» Заключение Библиография Введение Актуальность темы. В последнее время все больший интерес проявляется к тому облику Петербурга, который формировался вскоре после его основания, в XVIII и XIX вв. Актуальность и определяется прежде всего теми исследованиями, которые только начинают рассматривать садово-парковую культуру Петербурга в ее связи с пространством музея. С течением времени старинные сады и парки изменялись: пер­воначальные посадки уступили место новым, исчезли деревянные павильоны и беседки, а также некоторые фонтаны и водоемы; по­чти повсеместно были сняты ограждения, утрачены отдельные скульптурные памятники, в то же время появились новые; полно­стью или частично изменилась планировка. Степень изученности темы. Как выглядели петербургские скверы, бульвары, сады и парки в прошлом, отчасти можно судить по старым гравюрам, картинам, фотографиям. Некоторые сведения о них имеются в письменных свидетельствах современников — переписке, дневниках, мемуа­рах, газетных и журнальных публикациях, а также в работах пер­вых историков Петербурга А. И. Богданова и И. Г. Георги. Наиболее полная и достоверная информация о зеленых насаж­дениях города содержится в архивных документах. Документаль­ные источники помогают не только установить отдельные факты в истории петербургских садов и парков, но дают представление об их первоначальном устройстве и последующих его изменениях. В дореволюционном Петербурге зеленые насаждения разде­лялись по ведомственной принадлежности. Были общедоступные парки, сады, скверы и уличные посадки, составлявшие собственность города. Они, как правило, находились в ведении органов город­ского общественного управления и содержались за счет город­ских средств. Большую группу составляли сады и парки, принад­лежавшие различным ведомствам и учреждениям: придворному (дворцовому) ведомству, учреждениям императрицы Марии, цер­ковному, военному ведомствам и т. д. Наконец, существовали част­ные сады. Та или иная ведомственная принадлежность не была неизмен­ной. Нередко сады и парки переходили от одного собственника к другому, частные сады становились ведомственными или город­скими[1]. Имеющаяся дореволюционная и советская литература о петер­бургских насаждениях относится в основном к дворцовым па­мятникам садово-паркового искусства, таким как Летний сад, Елагиноостровский парк, пригородные дворцово-парковые комплексы и т. п. О ведомственных (недворцовых), частных и городских са­дах и парках имеются только краткие упоминания в монографи­ях, посвященных истории паркостроения и архитектуры, отдель­ным памятникам и творчеству зодчих, а также в периодике. Единственным изданием, целиком посвященным собственно городским насаждениям, является брошюра «Описание древесных насаждений гор. С.-Петербурга (Парки, сады, скверы, бульвары, ал­леи. История их возникновения и дальнейшего развития)», опуб­ликованная в качестве приложения к «Известиям С.-Петербург­ской городской думы в 1907 году. Она содержит как историче­ские сведения о городских насаждениях, так и информацию о их состоянии на начало XX в., почерпнутые из инвентарных описа­ний городских имуществ, составлявшихся Городской управой. К сожалению, исторические материалы, приведенные в «Описа­нии древесных насаждений гор. С.-Петербурга», являются в зна­чительной мере неполными, а иногда — неточными или ошибоч­ными. Однако это издание не утратило своего информационного значения и до настоящего времени, так как в отдельных случаях содержит сведения, не сохранившиеся в документах. К тому же в нем опубликованы планы всех упоминаемых парков, садов и скверов. Новые публикации об отдельных частных и городских садах и парках появились лишь в последние два десятилетия. Это статьи в сборниках «Сады и парки Ленинграда», «В садах Петербурга .», «Петербургские чтения», «Невский архив», «Краеведческие запи­ски», «Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга».Нообобщающей работы о петербургских садах пока не имеется, как нет полной и достоверной справочной литературы по этой теме. Цель работы. Целью работы является проследить развитие скверов Санкт-Петербурга в XVIII и XIX вв, выявить проблему организации музейной территории в этой связи. Задачи работы. Задачами работы в соответствии с поставленной целью являются: — рассмотреть формирование и развитие скверов Петербурга — выявить особенности взаимодействия музеев и скверов — проанализировать единство музея и сквера как единого музейного комплекса (на примере Павловского парка) — осветить образовательные ресурсы музейного комплекса «музей-сквер». Практическая значимость. Основные изыскания работы могут иметь очевидную практическую значимость при организации педагогического, воспитательного и образовательного процесса.
Глава 1. Скверы Санкт-Петербурга в контексте градостроительства 1.1. Формирование и развитие скверов Петербурга Устраивая на невских берегах новую столицу, Петр I и его пре­емники стремились преобразовать эти природные пейзажи, раз­бив здесь репрезентативные сады и парки, ничем не уступающие садам и паркам европейских столиц. Поставленная цель с успе­хом была достигнута. В XVIII столетии в Петербурге и его пригородах созданы пре­красные дворцово-парковые ансамбли, имеющие мировое художе­ственное значение. Одновременно возникли великолепные уса­дебные сады придворной знати, раскинувшиеся по берегам рек Невы, Мойки и Фонтанки, а также различные ведомственные сады, например, Морского и Сухопутного госпиталей на Выборгской стороне, сад Александро-Невского монастыря. Аптекарский сад Медицинской канцелярии (Ботанический сад)[2]. Местная флора обогатилась привозными породами: липами, кленами, дубами, вязами, кедрами, каштанами, барбарисом, акацией; плодовыми деревьями и ягодными кустарниками; садовыми цве­тами. В оранжереях выращивались экзотические для Северной сто­лицы растения: лавровые, персиковые, померанцевые, кофейные деревья, виноград, ананасы и др. Однако общедоступные сады и парки на протяжении всего XVIII в. в Петербурге не создавались. Их роль выполняли природ­ные рощи, долго сохранявшиеся в городе благодаря существовав­шим запретам на самовольную порубку деревьев, нарушение ко­торых жестоко каралось. Наряду со сбережением природных зеленых массивов прово­дилось озеленение городских улиц, как за счет домовладельцев, в чьи обязанности входила посадка деревьев перед своими дома­ми в один ряд с соседями, так и на казенный счет. Казенные уличные посадки осуществлялись Канцелярией го­родовых дел, возглавлявшей строительные работы в столице. Так, в 1710-е гг. была обсажена березами Большая перспективая дорога (Невский пр.) от Адмиралтейства до Фонтанки (?). В 1719-1720 гг. посажены ольховые деревья вдоль канала у Почтового двора (Крас­ный кан.), проведенного от Невы до Мойки, параллельно Лебяжь­ему кан. Примерно в это же время высажены клены у Мытного двора, построенного на Адмиралтейском острове, близ моста (На­родный) через р. Мойку. В 1741 г. через Адмиралтейский луг про­ведены две перспективы — Средняя и Вознесенская (по линии будущих Гороховой ул. и Вознесенского пр.) и обсажены береза­ми, вскоре перенесенными к дороге, проложенной от Большой пер­спективой к Летнему дворцу императрицы Елизаветы Петровны у слияния рек Фонтанки и Мойки.
Известны также уличные посадки, производившиеся ведомства­ми. Например, в 1724 г. вотчинные работники Александро-Невского монастыря высадили 500 березок по обеим сторонам «першпективой» дороги от монастыря к городу (Староневский пр.). В целом Петербург XVIII столетия, имевший незначительную плотность городской застройки, отличался обилием уличной зеле­ни и садов.
Однако в конце XVIII — начале XIX в. картина стала постепен­но меняться. Регулярная каменная застройка «единой фасадою» вытесняла деревянные дома с палисадниками и огородами в цент­ральных районах столицы, сокращались количество и размеры двор­цовых садов и усадеб петербургских вельмож, вырубались природ­ные рощи, исчезли березовые посадки с Невского пр. Образно выражаясь, «город каменел». В этих условиях становилась очевидной необходимость озеле­нения общедоступных городских территорий. Именно поэтому XIX столетие явилось временем создания в Петербурге городско­го садового хозяйства, включавшего в себя в начале XX в. десят­ки аллей, бульваров, садов, скверов, несколько парков и древесных питомников. В истории создания садового хозяйства города можно выде­лить два основных периода. Первый, длившийся с начала XIX в. и примерно до середины 1860-х гг., отличался тем, что устройство и содержание городских зеленых насаждений было рассредоточено между различными ве­домствами и учреждениями. Озеленением занимались городские власти, придворное ведомство, а также учреждения Главного уп­равления путей сообщения. В первые два десятилетия XIX в. в городе появляются лишь посадки на улицах — тип городского озеленения, уже существо­вавший ранее. Но в отличие от предшествовавшего периода те­перь в основном создается более сложная форма уличных насаж­дений — бульвары. Так, начало столетия было отмечено появлением в 1800 г. двух бульваров по сторонам Невского пр., разбитых на городские сред­ства С.-Петербургским городовым правлением. Просуществова­ли эти бульвары недолго, только до 1802 г. С 1802 по 1819 г. уличные насаждения создавались двумя уч­реждениями. Прежде всего, Гофинтендантской конторой, устроившей в те­чение десяти лет, с 1802 по 1812 г., на средства Кабинета е. и. в. новый бульвар посредине Невского пр., Адмиралтейский бульвар, Кленовую и Лебяжью аллеи. Садовые мастера Гоф-интендантской конторы принимали участие в городских озеленительных работах, проводившихся другими ведомствами. Еще одним учреждением, игравшим заметную роль в благоуст­ройстве города, являлся Комитет городских строений, осущест­вивший в 1807-1810 гг. разбивку бульваров на Васильевском ос­трове и в 1819 г. переустройство Невского бульвара. В 1817-1820 гг. в озеленении города принимали участие так­же инженеры ведомства путей сообщения. Все городские аллеи и бульвары, независимо от того, кем они со­здавались, находились в то время в ведении Гофинтендантской конторы и содержались на средства Кабинета е. и. в. Ассортимент растений, применявшихся при озеленении улиц, довольно ограничен. Можно отметить, что уже в начале XIX века предпочтение отдавалось двум породам, популярным и в дальней­шем: липе и тополю. Липа была высажена на Адмиралтейском и Невском бульварах, Лебяжьей аллее; тополь — на Василеостровских бульварах. В то же время встречаются и другие виды де­ревьев: береза, клен, а также кустарники — акация, сирень, жи­молость. На 1820-1830-е гг. приходится появление первых городских парков и скверов. В 1823-1824 гг. на месте бывшего регулярного дворцового сада и прилегавшей к нему территории в Екатерингофе был разбит пейзажный городской парк, ставший самым крупным городским дореволюционным парком. Для ухода за ним учредили специаль­ный штат, состоявший из смотрителя, садовника и шести низших служителей. Во второй половине 1830-х гг. на Петровском острове возник второй городской парк — Петровский (Б. Петровский), также раз­битый в пейзажном стиле. Расположенные в дельте Невы, изобиловавшие водами, что Придавало им особую живописность, Екатерингофский и Петров­ский парки являлись настоящим украшением столицы и любимы­ми местами отдыха горожан. Сведения о видовом составе растений в первых городских пар­ках и скверах неполные. В парках были высажены те же породы деревьев и кустарников, что и на улицах города, а также ясень, ря­бина, дуб, вяз, ива, спирея, бузина, боярышник, дерен, шиповник; частично сохранилась природная растительность этих мест, напри­мер сосновые рощи в Петровском парке. Информации по скверам мало, достаточно хорошо известен только ассортимент растений Александрийского сквера — в основном это те же виды кустар­ников, что и посаженные в парках, а также цветочные культуры. В 1820-1830-е гг., одновременно с разбивкой парков и скверов продолжает осуществляться уличная посадка деревьев. Высажи­ваются липы на наб. р. Фонтанки от Симеоновского моста (мост Белинского) до Летнего сада, по сторонам Царскосельского пр. (Московский пр.) и в некоторых других районах города. Хотя в создании всех вышеназванных городских насаждений, как и в самом начале XIX в., принимали участие разные ведомства, следует отметить здесь возросшую роль административной вла­сти города и органов общественного управления. К примеру, раз­бивка Екатерингофского парка производилась «Комитетом об ус­тройстве Екатерингофа», подчинявшимся петербургскому военно­му генерал-губернатору М. А. Милорадовичу, а одним из членов этого комитета был городской голова И. Ф. Жербин. Петровский парк устраивался Комитетом городских строений, ". Лишь посадка лип на Царскосельском пр. производилась Депар­таментом путей сообщения. Финансирование большинства появившихся в 1820-1830-е гг. городских насаждений производилось из городского бюджета, и все они, по окончании устройства, были переданы в ведение и со­держание города. Кроме того, к городу перешли из Гофинтендантской конторы ранее возникшие Василеостровские бульвары и Лебяжья аллея. Таким образом, можно считать, что именно в 1820-1830-е гг. стало складываться городское садовое хозяйство Петербурга. В это же время установился и порядок заведования им. Распо­ряжение городскими насаждениями поручалось одному из глас­ных Общей городской думы и члену Шестигласной думы (впосл. члену С.-Петербургской городской распорядительной думы12). Не­посредственное «смотрение» за садовым хозяйством осуществля­ли приглашаемые по контракту садовые мастера. Чаще всего та­кие контракты заключались с садовыми мастерами Екатерингофского парка. Для текущего ухода за зелеными насаждениями использовалась наемная рабочая сила. С 1844 и до 1860 г. устройством новых городских садов и пар­ков занималось главным образом Правление 1-го округа путей сообщения и публичных зданий13. Им были созданы большая часть Александровского парка и парк перед Вторым кадетским корпу­сом (М. Петровский), «шоссированная аллея» от Александровско­го парка до дамбы Тучкова моста, Исаакиевский сквер. По видовому составу новые насаждения мало отличались от тех, что возникли в первой трети XIX в., хотя растительность в них стала немного разнообразней. В парках появилось больше хвойных пород деревьев: лиственница, пихта, туя, а также различ­ных кустарников: жасмин, облепиха, малина, лох серебристый и др. В Исаакиевском сквере высадили каштаны[3].
В непосредственном же распоряжении города находились Екатерингофский парк, городские скверы и большая часть уличных аллей. Заведование ими осуществлялось согласно установивше­муся в 1820-1830-е гг. порядку, с той лишь разницей, что ремонт стро­ений и сооружений в Екатерингофе и содержание в исправно­сти решеток и тротуаров вокруг скверов поручалось теперь Прав­лению 1-го округа путей сообщения и публичных зданий.
Для всех ведомств и учреждений, занимавшихся озеленением города в рассматриваемый период, существовали одинаковые пра­вила устройства городских насаждений. Прежде всего, они создавались или по высочайшему повеле­нию, или с высочайшего «соизволения». Планировочные проекты, авторами которых выступали и архитекторы, и инженеры, и садо­вые мастера, должны были получить высочайшее утверждение. Разбивка садов и парков чаще всего осуществлялась подряд­чиками на основе заключенных с ними контрактов. Подрядчики давали обязательства исполнять все предусмотренные проектом и сметой работы из доброкачественных материалов, «договорным количеством» рабочих и в определенные сроки. Производители ра­бот, представлявшие заказчика, — архитекторы, инженеры, садо­вые мастера — составляли рабочие чертежи, сметы, отчеты, осу­ществляли контроль и руководство: давали необходимые указания и распоряжения, освидетельствовали материалы, следили за испол­нением работы в указанные сроки, принимали ее от подрядчиков. Иногда разбивка скверов и уличные посадки осуществлялись самими производителями работтак называемым хозяйственным способом. В этих случаях подрядчики могли привлекаться лишь для выполнения отдельных видов работ, например, для изготовле­ния и установки решетки, как это было, скажем, при устройстве Исаакиевского сквера. Главной отличительной чертой второго периода истории со­здания городских садов и парков, начавшегося примерно с середи­ны 1860-х гг. и продолжавшегося до 1917 г., было сосредоточение всего садово-паркового хозяйства города в руках городского об­щественного управления. Еще в 1863 г. Главное управление путей сообщения и публич­ных зданий передало в распоряжение города часть принадлежав­шего ему Юсупова сада. А во второй половине 1860-х гг. все город­ские зеленые насаждения, находившиеся в ведении Правления 1-го округа путей сообщения и публичных зданий, перешли под на­чало Временной хозяйственно-строительной комиссии, созданной в 1865 г. при С.-Петербургском городском общественном управ­лении. С 1895 г. порядок управления садовым хозяйством изменился. Заведование всеми городскими насаждениями сосредоточили в руках одного из членов управы, которому подчинялись городской садовник и служащие садового хозяйства. Количество городских насаждений, созданных во второй пери­од, с середины 1860-х гг. до 1917 г., было почти в два раза больше, чем в предшествующий. Расширилась и их география. В первой половине XIX в. городские скверы и бульвары возникли в центре города и восточной части Васильевского острова, парки и аллеи — в Петербургской и Нарвской частях. Теперь городские насажде­ния появились во всех районах столицы. Несмотря на количест­венный рост городских садов во второй половине XIX — начале XX в., их общая площадь была значительно меньше, чем площадь созданных ранее. В это время возник лишь один большой сад — Александровский, разбитый в 1872—1874 гг., и не появилось ни од­ного городского парка. В основном устраивались небольшие сады и скверы, озеленялись городские улицы. Более или менее значи­тельными были сквер на Адмиралтейской наб., Мытнинский сад на Петербургской стороне, Биржевой сквер, сад на 19-й линии Ва­сильевского острова, Лиговский бульвар. Существенной особенностью второго периода было также по­явление целого ряда городских насаждений, созданных на частные средства. В 1860-1880-е гг. на деньги промышленников, купцов и домовладельцев устроены Овсянниковский и Румянцевский са­ды, Калинкинский, Никольский, Ломоносовский, Князь-Владимирс­кий, Греческий и Пушкинский скверы, Мейендорфский бульвар на М. Конюшенной улице. А Ново-Манежный сквер в 1879 году и сад на косе между Ждановской и Колтовской (наб. Адмирала Ла­зарева) набережными в 1910 г. были созданы на взаимовыгодных с городом условиях: последний предоставлял право аренды город­ской земли владельцу цирка Г. Чинизелли и пивоваренному заво ду «Бавария», они же устраивали за это городские сады. Здесь сле­дует добавить, что большинство скверов, возникших на частные средства, создавалось при участии архитекторов Городской упра­вы и городского садовника. Всего к 1914 г. в садово-парковом хозяйстве Петербурга насчи­тывалось около семидесяти объектов общей площадью 153,53 га, включая и площадь городских древесных питомников, также со­зданных во второй половине XIX — начале XX в. Особое место в озеленении города к концу XIX в. приобрела посадка деревьев и кустарников на улицах. В 1880-1890-е гг. в разных районах Петербурга появилось око­ло пятнадцати уличных насаждений. Одни возникли на важных городских магистралях, например бульвар на Литовской ул. (Ли­товский пр.), другие — на маленьких улочках: Перевозной, Лицей­ской (ул. Рентгена). Одновременно в городских управе и думе обсуждался вопрос о массовом озеленении улиц, площадей и набережных, был даже выработан план и условия его осуществления. Но до реализации этого плана дело не дошло, так как городские власти решили, что первоначально надо проложить городскую канализацию и пере­делать тротуары, а потом только приступать к массовым уличным посадкам. Поэтому в начале XX в. создание городом уличных на­саждений почти прекратилось. В результате по всему городу появились довольно разрознен­ные уличные насаждения, отличавшиеся крайним разнообрази­ем размеров и пород деревьев. Часть из них, не получая никакого ухода, хирела и своим видом мало украшала город. В то же время на некоторых улицах, особенно на набережных рек Фонтанки и Мойки и Екатерининского кан. (кан. Грибоедова), посадки оказа­лись удачными: деревья были высажены в достаточном количе­стве, прижились и хорошо росли. Внимание петербургских градоначальников к озеленению го­рода проявлялось и в непосредственном содействии возникнове­нию большинства садов и скверов, созданных на частные сред­ства. Градоначальники ходатайствовали о получении высочайше­го разрешения на их устройство, вели необходимые переговоры с городским общественным управлением и разными ведомствами. Нельзя не упомянуть еще об одном участнике формирования городского садового комплекса — Императорском Российском об­ществе садоводства, существовавшем в Петербурге с 1858 г. Глав­ным его детищем был Александровский сад, создававшийся им совместно с городским общественным управлением. Помимо это­го, Обществом был переустроен Екатерининский сквер, а с сере­дины 1870-х гг. и по 1902 г. оно заведовало Александровским са­дом, Адмиралтейским бульваром, скверами на Адмиралтейской наб. и Екатерининским. Устройство насаждений в городских условиях требовало особо­го внимания к подготовке почвы. Это объясняется тем, что, во-пер­вых, городская земля вообще малопригодна для растений: непло­дородна, загрязнена бытовым и промышленным мусором, вредны­ми отходами; во-вторых, петербургские сады и бульвары нередко создавались на территории, ранее уже использовавшейся под по­стройки или сооружения. Например, Конногвардейский и Лиговский бульвары, а также часть Александровского сада были устро­ены на месте каналов, заключенных в кирпичные трубы. Екате­рининский сквер (б. Александрийский) разбит на площади, под поверхностью которой сохранились фундаменты снесенных стро­ений, возможно, по этой причине здесь не приживались дубы, вы­саженные в начале 1870-х гг. Для обеспечения нормального раз­вития растений старый негодный грунт, как правило, выбирали и привозили необходимое количество плодородной земли.
Общедоступный характер городских садов и парков, рассчи­танных на массовое посещение горожанами, во многом определял планировку и их облик. В парках наряду с пешеходными прокладывались широкие до­роги для экипажей и верховой езды. Сады и скверы часто плани­ровались довольно просто: по периметру шла главная окружная до­рожка, от нее отходили две или более второстепенных. На их пе­ресечении и в углах сквера или сада устраивались площадки.
Все городские сады ограждались решетками, возле которых укладывался тротуар. Чтобы защитить сад от пыли, вдоль решет­ки с внутренней стороны высаживался в качестве живой изгоро­ди кустарник: акация, боярышник, ива. Невысокие ограждения ус­танавливались у рабаток, газонов, куртин. В парках и садах и даже в небольших скверах было несколько входов и выходов, обеспечивавших транзитный проход публики. На ночь сады запирались; для охранявших их сторожей имелись сторожевые будки. Городские насаждения традиционно украшались декоративной скульптурой, фонтанами, искусственными водоемами, гротами и насыпными горками с обзорными площадками. Стремление к украшению садов и скверов особенно усилилось со второй половины XIX в. Именно с этого времени в них стали устраивать фонтаны, чему в значительной степени способствова­ло появление водопровода, заменившего прежние приспособления для подачи воды. Начиная с 1870-х гг. в садах и скверах устанавливаются памят­ники государственным деятелям и деятелям культуры. Например, в Александрийском сквере был сооружен монумент императрице Екатерине II и ее сподвижникам, в связи с чем и сквер переиме­нован в Екатерининский. Воздвигнуты памятники А. С. Пушки­ну и М. В. Ломоносову в одноименных скверах. Установлены бю­сты В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. И. Глин­ки и Н. М. Пржевальского в Александровском саду. 1.2. Музеи и скверы, особенности взаимодействия Рассмотрим, каким образом появились на территории музеев скверы и парки. В период с 1827 по 1832 г. в центральной части города устраи­ваются Михайловский, Инженерный и Александрийский (Екате­рининский) скверы, включенные как необходимые элементы в за­мечательные ансамбли Михайловского дворца. Инженерного зам­ка и Александрийского театра. Создание Михайловского и Инженерного скверов осу­ществлялось С.-Петербургской городской шестигласной думой. Александрийский сквер создавал­ся «Комиссией по строению нового театра и правильной театраль­ной площади с двумя новыми улицами», учрежденной при Каби­нете е. и. в. Для отдыха и развлечения посетителей строились деревянные беседки, музыкальные павильоны, кофейные домики, киоски для про­дажи прохладительных напитков, молока, кондитерских изделий. На садовых дорожках и площадках устанавливалось большое количество скамеек. Для детей оборудовались детские площадки; качелями, каруселями и различными гимнастическими приспо­соблениями. Зимой возводились снежные горы и устраивались катки. Крупнейшими музейными комплексами, вобравшими в себя значительные скверные и парковые территории, являются Павловский парк, садово-парковый ансамбль музея в Петергофе, Летний Сад. Ч. Камерон, хорошо знакомый с искусством композиции пейзажных парков, созданных на его родине, в Англии, положил эти принципы в основу Павловского парка. Задача Камерона облегчалась тем обстоятельством, что парк создавался здесь на основе огромного лесного массива, через который протекала извилистая речка Славянка. Начальный этап формирования архитектурно-паркового ансамбля связан с именем Чарльза Камерона, который определил композицию основных районов парка: Придворцового, района Большой звезды, Долины реки Славянки. Чарльз Камерон совместно с художником Ф. Виолье спланировал Вольерный участок и Собственный садик. Им построены классические парковые павильоны: Храм дружбы и Холодная баня, сооружены мосты через реку Славянку, проложены узкие тропинки и парадный подъезд к дворцу - Тройная липовая аллея, 22 искусственных пруда скомпонованы в три системы водоёмов. В 90-е годы XVIII века работами в парке руководил архитектор Винченцо Бренна. Этот талантливый мастер создал районы Старой и Новой Сильвии, участок больших кругов с террасами, построил Большую каменную лестницу, оформил долину реки Славянки от Висконтиева моста до Пильбашенного, объединив оба берега в общую композицию Зеленым и Каменным амфитеатрами. Третий, самый значительный этап строительства относится к первой четверти XIX века. В этот период планировкой парковых пейзажей занимался художник – декоратор Пьетро Гонзаго. Именно тогда появились огромные пространства районов Белой березы, Парадного поля и участок Долины прудов, органично вошедший в район Большой звезды. Тогда же А. Воронихин и К. Росси дополняют ансамбль парка мостами. Возникновение и развитие одного из значительнейших музеев, обладающих парковой территорией, Петергофа связывают с планом Петра I, который задумал создать загородную резиденцию, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возникшим в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа (Петергоф в переводе с голландского – Двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды. Большой каскад и Марлинский ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший. Шестнадцать мощных фонтанов, – таких как Большие и Минажерные, «Пирамида» «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерейного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные, статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочеталось с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров. Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург. Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова.
Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Санкт-Петербурга и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов – все это выражает идею торжества России, “пирующей на морском просторе”. Петродворец – это памятник огромной художественной ценности. Он принадлежит сокровищнице мирового искусства, является высоким достижением культуры. На протяжении двух веков в создании дворцов и парков участвовали многие талантливые архитекторы, художники, скульпторы и мастера ландшафтного искусства.
Начало строительства Петродворца датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра видеть здесь, В Петергофе резиденцию, которая “первейшим государям приличествует” и, исходя из внешнего сходства некоторых петергофских сооружений с версальскими, Петергоф называли “Русским Версалем”. “Петергоф часто сравнивают с Версалем, - писал известный художник и историк искусства Александр Бенуа, - но это по недоразумению”. Он отметил, что совершенно особый характер Петергофу придает море. Он как бы родился из пены моря. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Эта органическая связь с морем и есть главная особенность ансамбля, хорошо выявленная его строителями. Главными исполнителями указаний Петра I были архитекторы И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Минетти, М. Земцов, Т. Усов, П. Еропкин, И. Устинов, Ф. Исаков, гидротехники В. Туволков и П. Суалем, скульптор К. Растрелли и его русские ученики, а также садоводы Л. Гарнихфельт, А. Борисов. Каждый из них сыграл значительную роль, воплощая замысел Петра I,проявив при этом художественный вкус и творческую оригинальность. Огромная заслуга принадлежит строительным командам “Канцелярии от строений”, мастерам и подмастерьям садового, фонтанного, живописного, резного дела и другим специалистам, приехавшим со всех концов России и приглашенным из-за границы. В 1723 году формирование Петергофского дворцово-паркового ансамбля было в основном закончено. К этому времени сложились почти все планировочные элементы Нижнего парка и Верхнего сада, построены Большой дворец и “Монплезир”, сооружена водопроводящая система фонтанов[4]. Уникальный водовод Петергофа создан в 1720-1721 гг. по проекту русского инженера-гидравлика Василия Туволкова. Общая длина каналов водовода – 49 км, на его трассе расположено 18 прудов-хранилищ, вмещающих более 1млн. 300 тыс. кубических метров воды и занимающих площадь почти 100 гектаров. Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключается в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов: здесь используется принцип сообщающихся сосудов – разница в уровнях, на которых расположены пруды и фонтаны. Старейший парк-музей Санкт- Петербурга - Летний сад входит в историю нашего Отечества и его культуру как ценнейшее произведение садово-паркового искусства XVIII столетия. Его возникновение неразрывно связано с основанием Петербурга. В 1704 году на левом берегу Невы, там, где из нее вытекает река Фонтанка, началось создание летней царской резиденции - Летнего сада. Летний сад с той поры претерпел большие изменения, сохранились лишь основные черты планировки, территория первых лет, Карпиев пруд, ценнейшая коллекция мраморной скульптуры. В первые годы(1704-1707)работы под руководством Петра вел архитектор Иван Матвеев (Угрюмов) - расширял границы сада и определял его первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территорий, создания твердой почвы и посадку деревьев, готовил для государя хоромы Конау. Прибывший по требованию Петра зодчий Федор Васильев строил первые дубовые галереи коринфским ордером. К этому времени относятся известные нам самые ранние распоряжения царя о строительстве сада. В одном из них Матвееву предлагалось для подачи воды к фонтанам, устроить в реке, ''которая идет мимо моего двора'' ,специальное сооружение по приложенному чертежу. В 1711 году вдоль западной части сада начали рыть канал, позже названный Лебяжьим. Он отделил сад от огромной площади, которую стали называть Большим лугом, затем Потешным полем. Лебяжий канал соединил Неву с ре кой Мойкой. В 1717 году работы были закончены. В те же годы прорыли Поперечный канал. Вытекавший из Лебяжьего, он шел к Фонтанке, но до реки не доходил и делил сад на две почти равные части. Тогда же соединили реки Мойку и Фонтанку, и основной массив сада оказался расположенным на острове. Пруды и каналы, как уже говорилось, были устроены для осушения территории сада, но в то же время они явились и декоративным его оформлением. Исключение составляла гавань или гаванец Петра, который у мыса, образуемого Невой и Фонтанкой, в которую впадала узкая часть гавани, имевшая форму ковша. В 1705 году Петр приказал углубить гавань везде на 8 футов и обложить стены ее каменными плитами. Гавань служила для подхода к саду на мелких судах. В те годы (до 1708 года) никакого дворца, или хором, на мысе еще не было. Одновременно с устройством водоемов велись работы по укреплению почвы. Для посадки деревьев нужна была твердая поверхность. В течение нескольких лет из разных мест в сад завозили землю в огромных количествах. Деревья сажали и летом и зимой. Так, в октябре 1708 года доставили 60 дубов, но не смогли, так как от места, где их заготавливали, недалеко находился неприятель. Шведы все время пытались изгнать русских и часто подходили совсем близко к Санкт-Петербургу. Первое место в разработке декоративно-архитектурного оформления Летнего сада следует отвести Леблону. Сразу по приезде Леблона в Петербург Петр поручает ему составить ряд проектов, в том числе ''питергофскому гроту и питергофскому огороду'[5]'.
Глава 2. Использование потенциала музея и сквера как элементов единой системы в музейно-педагогических программах 2.1. Музей и сквер как единый музейный комплекс (на примере Павловского парка) Рождение Павловского парка из естественного леса началось в конце XIX века. Прорубленные просеки становились тенистыми аллеями, участки корчеванного леса превращались в живописные поляны, овраги в романтические каскады прудов. Павильоны, мосты, лестницы, статуи органически дополнили зеленую архитектуру[6]. Особую роль в создании парка сыграл Камерон. Большой эрудит, знаток пейзажных парков Англии и античной архитектуры, он разбивает на берегах Славянки парк в пейзажном стиле классицизма. Камерон за короткое время создает такие районы парка, как Большая звезда, Придворцовый, Долина реки Славянки до Висконтиева моста, осуществляет планировку Белой Березы. Далее строительство парка продолжает итальянец Бречча. Плененный красотой северного леса, он создает две Сильвии: Старую и Новую. Старая Сильвия наиболее интересный лесной район с двенадцатью дорожками- просеками.
Один из самых поэтичных районов парка- долина реки Славянки. Создатели ансамбля талантливо использовали живописные холмы и естественный лес. Для обогащения ландшафта хвойного леса садоводы привозили и сажали деревья, создавая фации лиственных пород: из липы, дуба, клена, вяза, ивы, атак же цветущие кустарники- спиреи, шиповника, сирени, акации. Завершает оформление пейзажной долины художник Гонзаго. По его проекту вырыт пруд изысканных очертаний с островом в центре. Белая Береза самый обширный район (урочище) площадь которого 265 гектаров, завершающий весь парковый ансамбль. При устройстве этого ландшафта вырубается 70 % массива, превращая вырубки в луга и лишь на 30 % площади остается лес островками разного размера. Хвойный участок парка выделяет фитонциды, которые убивают микробы. В тоже время в этом участке хвойного леса хорошо адаптировался участок белой березы. Секрет созданных в Белой Березе картин русской северной природы с ее лесами и перелесками, просторами лугов и далекими перспективами - в ритме чередования открытых и закрытых пространств.
Второй – в восстановлении объемно-пространственной композиции на основе глубокого научного анализа. Сложность реставрации заключалась в том, что этот парк – выдающееся произведение искусства, и одновременно – сложный биологический комплекс, который живет по законам природы. Молодые елочки и сосны, тонкие кудрявые березы, крепкие дубки и клены- молодая поросль шумит вокруг. По широким аллеям приезжающие устремляются в глубь парка. Они направляются к залитым солнцем склонам Славянки, другие в тенистую долину прудов, третьих привлекает тишина Сильвии. А вечером теми же аллеями они возвращаются к вокзалу, переполненные впечатлениями. Побывав в Павловском парке, хочется снова и снова вернуться туда. И каждый раз здесь можно увидеть что-то новое, прекрасное. Современная экологическая обстановка вызывает глубокую обоснованную тревогу специалистов и общественности за его состояние, так при возрастающей урбанизации уменьшается зеленый массив. Павловский музей и парк — единый музейный комплекс, на который возлагаются следующие задачи: - сохранение природных комплексов и эталонных природных участков; - сохранение историко-культурных объектов; - разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения ; - осуществление экологического мониторинга; - восстановление нарушенного природного и историко-культурного комплекса. И действительно, каждый район Павловского музея-парка имеет свои особенности, присущие только ему: прямые как стрелы, лесные дороги Большой звезды приводят на холмистые берега реки Славянки; узкие аллеи Старой Сильвии, украшенные бронзовой скульптурой, соседствуют с таинственной лесной глушью Новой Сильвии; эффектные композиции Парадного поля сменяются ширью полей Белой березы. И совершенно ни с одним районом не имеет сходства Придворцовый, почти полностью решенный в регулярном стиле. Характерными чертами этого стиля отмечены Большие круги, Вольерный участок, Собственный садик, которые, однако, не меняют общего впечатления от парка пейзажного. Большое мастерство строителей парка проявилось именно в том, что при разнохарактерных вариантах планировки они сумели создать высокохудожественный садово-парковый ансамбль, несмотря на различия отдельных районов, соблюдено полное единство замысла. 2.2. Образовательные ресурсы музейного комплекса «музей-сквер» Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для создания образа определенного отбора слов с учетомих смысла, звучания, эмоциональных ассоциаций. Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на занятиях в парковых зонах музеев. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений. Таким образом, школьный возраст - это период, характеризующийся становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности. Трудно представить себе образование детей без привлечения в помощники учителю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у школьников. Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому парковые зоны музеев - источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда первооткрыватели прекрасного в окружающем мире. Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствуетих миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл. В системе образования большое место должно быть отведено посещению парковых зон музеев. Они лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора[7].
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Главная задача в эстетическом развитии средствами парковых зон музеев - это пробуждение у детей эмоционального отношения. Эмоциональное отношение помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека. Большая роль в эстетическом воспитании школьников средствами природы принадлежит парковым зонам музеев. Перед ними должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей. Наиболее эффективная последовательность работы: -непосредственное восприятие парковых зон музеев, -организованное наблюдение над природой во время прогулок и экскурсий. Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это для слуха ребенка. Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед учителем[8]. Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности. В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми школьного возраста учитель должен хорошо знать особенности этого возраста. Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие. Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели - основа наших отношений и наших чувств. Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же лишь в деятельности. В отношении парковых зон музеев все обстоит так. Так парковые зоны музеев имеют культурную ценность как комплексный объект, в котором собраны воедино недвижимые памятники разных видов и времен. При этом они находятся на исторически сложившейся территории и зависимы от нее. Данная территория культурно обустраивалась на протяжении весьма длительного времени и включает помимо построек историческую улицу, площадь, парк, сквер или другое свободное пространство. Совокупность памятников, городского и природного ландшафта создают вместе незабываемый образ, который может быть назван культурной ценностью. Но в то же самое время отдельные элементы такой среды могут быть рассмотрены самостоятельно в качестве других видов культурных ценностей: постройки - как художественных и технологические образцы или произведения искусства (архитектуры), или образовательные пособия. Это несправедливо и в отношении окружающей территории. Понятие историко-культурной среды так, как оно применено в данном случае при рассмотрении феномена культурных ценностей, не совпадает с принятым в градостроительных дисциплинах. Здесь допустимо включить в него также исторические города и поселения, садово-парковые ансамбли и ландшафты и пр. С позиций социокультурного подхода к наследию представляется излишним дробление музеев на культурное и природное. В самом деле, и та и другая категория определяются в тех же документах по значению, придаваемому им человеком. В качестве основного критерия отнесения тех или иных природных объектов к разряду наследия указываются: а) ценность с точки зрения эстетики и науки; б) ценность с точки зрения науки и сохранения; в) ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты. Во всех трех случаях явно просматривается ценностное отношение, базирующееся на культурном опыте человека. Иначе говоря, как для культурного, так и природного наследия критерии определения их значимости одинаковы. Именно поэтому последним видом культурного наследия можно считать природно-культурную среду в ее разнообразии, представляющем ценность для человека. При этом, естественно, отдельные ценностные элементы, а также из группа вполне логично могут быть распределены по ряду видов культурных ценностей.
Заключение Создание садов и парков в городских условиях было непро­стым делом. До посадки растений требовалось провести целый ком­плекс работ инженерно-строительного и агротехнического харак­тера: осушение территории, строительство подземных коммуни­каций, подготовку почвы. Осушение территории в условиях Петербурга, особенно в низ­менных, затопляемых местностях, было одной из первоочередных задач. Так, например, Екатерингофский регулярный сад, разбитый еще в петровское время, постоянно разрушался во время навод­нений, а окружавшая его территория заболачивалась. Поэтому при создании здесь городского парка в 20-е гг. XIX столетия для осу­шения и возвышения местности было привезено огромное коли­чество строительного мусора и земли, проложены подземные во­досточные трубы, а выкопанные пруды и каналы не только укра­шали парк, но были необходимой частью дренажной системы. Воспитание в парковых зонах музеев является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы. Чтобы эстетическое восприятие явлений природы детьми было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя. При наличии педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые учитель ставит перед школьниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.
Благотворное влияние парковых зон музеев необходимо соединить со систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием. Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.
Таким образом, важным путем эстетического воспитания является организованное, целеустремленное восприятие парковых зон музеев, которое помогает углубить эстетические впечатления. Во время прогулок, экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней. Общение с природой в парковых зонах музеев, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Эффективное осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без комплексного подхода, который включает в себя следующие элементы: а) проведение экскурсий и походов в парковые зоны музеев; б) демонстрация художественных иллюстраций (картинок, фотографий, диафильмов, наглядных пособий) ; в) беседы с элементами художественного описания; г) чтение отрывков художественной прозы, поэзии, описание путешествий; д) демонстрация экспонатов, естественной наглядности; е) использование эстетических впечатлений, полученных во время прогулок и экскурсий по парковым зонам музеев ;
Библиография 1. Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий на основах экологии для дошкольников младших школьников. - М.: Лайда, 1995. 2. Бобылева Л. Экологические занятия дошкольников. //Дошкольное воспитание, № 7,1997. 3. Богданов А. И. Описание Санкт-Петербурга. СПб, 1997 4. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1995. 5. Веретенникова С.А. Ознакомление школьников с природой. - М.: Просвещение, 1993. 6. Виноградова Н.Ф., Кусынова Т.А. Дети и взрослые вокруг. М.: Просвещение, 1993. 7. Гайдаман А., Тайттоней Т. Социально-экологический идеал. //Дошкольное воспитание, № 1. 1990. 8. Гордин А. М. Гордин М. А. Пушкинский век. СПб, 1995 9. Гостев В. Ф. Проектирование садов и парков. М. 1991 10. Дмитриев Ю.Д., Пожарицкая Н.М. Твоя Красная книга. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 110 с., ил. 11. Канн П. Я. Прогулки по Петербургу. СПб, 1994 12. НиколаеваС.Н. Формирование начал экологической культуры, //Дошкольное воспитание № 7, 1997. 13. Очерки истории Ленинграда. М.-Л. 1955-1957 14. Рыжова Н.А. Наш дом - природа. //Дошкольное воспитание № 7, 1994. 15. Сады и парки Санкт-Петербурга. М.-СПб, 2004 16. Саморукова Г.Г. Как знакомить школьников с природой? - М.: Просвещение, 1978. [1] Гостев В. Ф. Проектирование садов и парков. М. 1991, с. 91 [2] Сады и парки Санкт-Петербурга. М.-СПб, 2004, с. 9-24 [3] Гостев В. Ф. Проектирование садов и парков. М. 1991, с. 84 [4] Богданов А. И. Описание Санкт-Петербурга. СПб, 1997, с. 63 [5] Очерки истории Ленинграда. М.-Л. Т.1 1955, с. 102 [6] Богданов А. И. Описание Санкт-Петербурга. СПб, 1997, с. 12 [7] Веретенникова С.А. Ознакомление школьников с природой. - М.: Просвещение, 1993, с. 96 [8] Веретенникова С.А. Ознакомление школьников с природой. - М.: Просвещение, 1993, с. 52


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Загадочная русская душа в повести Н Лескова Очарованный странник
Реферат Смысл заглавия романа М.Горького "Мать". Образ Ниловны
Реферат Образ царя-реформатора (по роману А. Н. Толстого "Петр 1")
Реферат Незабываемое в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"
Реферат Письмо Веры Печорину
Реферат Проектирование передатчика Проектирование радиоприемника
Реферат Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова
Реферат Мой обвиняемый Евгений Базаров
Реферат Технічне обслуговування і ремонт будівельних машин
Реферат Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
Реферат Особенности композиции поэмы А. Блока «Соловьиный сад»
Реферат Феномен человека проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке
Реферат Рахметов
Реферат Етнонаціональні відносини й національна політика 2
Реферат Лирический герой Лермонтова