Реферат по предмету "Медицина"


Метод КП Бутейко

Дыхание- это жизнь.Справедливостьтакого утверждениявряд ли у кого-нибудьвызовет возражение.Действительно, если без твердойпищи организмможет обходитьсянесколькомесяцев, безводы — несколькодней, то безвоздуха — всегонесколькоминут.
Приоритетностьпроцесса дыханиядля жизни делаетспособностьв совершенствевладеть этимпроцессом едвали не главнойспособностьючеловека творитьчудеса со своиморганизмом, избавляться от болезней, становитьсяздоровым. Этоуже давно доказалииндийские йоги, которые могутобходитьсябез дыханиязначительнодольше, чемобычные люди.
С помощьюдыхания можновводить организмв состояниевозбуждения(как это делаетсяв боевых искусствахВостока) имаксимальногорасслабления(йоги способнывводить себяв состояниеклиническойсмерти).
Нашас вами задача- второго плана: научитьсярасслаблять себя, помочьорганизму ввосстановлениисистем и органов, находящихсяв постоянномнапряжении.
Усугублениюсостояния стресса и перенапряженияв значительнойстепени способствуетмясная пища. К сожалению, отказ от неедля большинствароссиян — делонеблизкогобудущего, хотядоказано, чтодаже «оченьзлые » хищники(волки, тигры, львы и др.), употребляяпродуктырастительногопроисхождения, становятсяболее спокойнымии уравновешенными.
Существуетмного разновидностейдыхательнойгимнастики.В настоящеевремя наиболеепопулярными являются: парадоксальное дыхание поА.Н. Стрельниковой, поверхностноедыхание по К.П. Бутейко, редкоеи глубокоедыхание посистеме йогов, метод Фролова(тренажер Фролова).
Строгоговоря, дыхательнаягимнастика, разработаннаяА.Н. Стрельниковой, таковой неявляется, скорее, это обычнаягимнастика, состоящая измногократно повторяемых физическихупражнений, сопровождаемыхнеправильнымдыханием, дыханиемнаоборот — парадоксальным.И лечебныйэффект здесьдостигаетсяскорее не благодарянеправильному, шумовому, прерывистомудыханию, а благодарямногочисленным, поройдоходящим донесколькихсот движениям.
Вместотого, чтобынаучить человека( да еще больного) правильномуплавному дыханиючерез нос и безшума, А.Н. Стрельниковазаставляетего совершатьпротивоестественныедействия: вместовыдоха — вдох.Я сравнил бытакой вариантдыхания снеправильнымсном. Т.е. еслиночью человекбодрствует, а днем спит, такую жизньвряд ли можноназвать нормальной.
Уверен, если парадоксальноедыхание начнутвыполнять люди, страдающиегипертоническойболезнью 2 и 3стадии, больныес вертебробазилярнойнедостаточностью, с аневризмойаорты и другимисерьезнымизаболеваниями, то от такойгимнастикиможно ожидатьплачевныхрезультатов.
А лечебныйэффект, которыйпорой достигаетсяс помощью гимнастикиА.Н. Стрельниковой (многочисленнымифизическимии дыхательнымиупражнениями), можно достичьдругими способамивсего за несколькоминут (кстати, в состояниипокоя).
Считаю, если и применять методику А.Н. Стрельниковой, то для оченьограниченногокруга людей.Практическийопыт показывает, что эффективностьлечения методомпарадоксальногодыхания достигаетлишь 60-65 %. В связис этим, еслипридерживатьсязаповеди «Лечи, но не вреди»(Гиппократ), тометод парадоксальногодыхания А.Н.Стрельниковойиз-за высокогопроцентаотрицательныхрезультатовнельзя применятьв лечебнойпрактике.
Совсемдругое дело- волевая ликвидацияглубокогодыхания (ВЛГД), автором которогоявляется К.П.Бутейко. Воврачебной практикеэффективностьлечения методомБутейко составила80-85%. Такой же процентэффективностилечения наблюдалсяи при проведениинаучных исследованийв г. Новосибирске. Наибольшиеуспехи былидостигнуты лечении пациентовс заболеваниямифункциональногохарактераорганов дыхания, ССС, желудочно-кишечноготракта. С наименьшейэффективностьюзаканчиваликурс больныес изменениямиорганического характера(атеросклероз, моче и желчно-каменнаяболезни, деформирующийостеоартроз, остеоходрозпозвоночникаи др.).
Главнаясложность применения метода Бутейкозаключаетсяв том, что больныелюди вынужденыпроявлятьмаксимум волевыхусилий для достиженияположительногорезультата, а это далеконе всем по силам.
Естьу метода ВЛГДи отрицательныестороны. Практикапоказывает, что при длительных(полгода и более) занятияхповерхностнымдыханием постепенноначинают снижатьсяфункциональныеспособностилегких почтипо всем спирометрическим показателям. Для сравнения могу привестиходьбу короткимишашками, котораячерез полгода- год приведетк атрофии мышцног и человекуже не сможетвыполнятьобычную ходьбуширокими шагами.
Считаю, что метод ВЛГДможно применятьпри гиперфункции органов дыханияи в стадии обострениязаболеванийтех органови систем, имеющихгладкую мускулатуру, воздействуяна нее накоплениемСО2 в крови и влегких — этоССС, желудочно-кишечныйтракт, желче и
мочевыводящиепротоки, т.е.при таких состояниях, как насморк, ринит, гайморит, фронтит, синусит, фарингит, ларингит, бронхит, пневмония, стенокардия, мигрень, связаннаясо спазмамисосудов, желудочно-кишечныеколики, повышенноеартериальноедавление и др.Особо отмечу, что методомК.П. Бутейкосо 100% эффективностьюснимаютсяспазмы родовыхпутей во времясхваток у рожениц.Женщины избавляютсяот сильных имучительныхболей. Периодродов значительнооблегчаетсяи сокращается.
Методомповерхностногодыхания можновоспользоваться, когда вы находитесьв запыленномили загазованном местах, в душном помещении.Ведь при глубоком дыхании пыльоседает в бронхахили даже в легких.Выводить ееиз организмауже сложно.Дыхательныйаппарат, посути, выполняетфункцию пылесоса, т.е. человеквдыхает загрязненныйвоздух, а выдыхаетего чистым, оставляя вбронхиолахили альвеолахлегких грязь, выводить которуюочень сложно.Этот же механизмсрабатываети при ОРЗ.
Первоначальноинфекция находитсяв носоглотке, но в результатеглубокогодыхания опускаетсяв трахею, бронхи, легкие. В данномслучае от глубиныдыхания вомногом зависит, получит личеловек трахеит, бронхит илипневмонию. Поэтому при появлении ОРЗнужно срочнопереходитьна постоянноеповерхностноедыхание.
Самойблагоприятной нагрузкой на дыхательныйаппарат человека, без всякогосомнения, являетсятысячелетиями проверенное дыхание посистеме йогов- глубокое иредкое, безшума и, естественно, через нос. Йогиутверждают: кто редко дышит, тот долго живет.И еще: чтобыбыть здоровым, человек должен выполнять от40 до 60 глубокихдыхательных
упражненийв сутки. Теорияйогов гласит: прана — космическая, жизненнаяэнергия, идущаяот Солнца, должнанакапливатьсяв солнечномсплетениичеловека, попадаяв наш организмчерез воздухс помощью глубокогодыхания. Многолетний практическийврачебный опытпоказывает, что эффективностьлечения дыханиемпо системейогов достигает95-96%. Это исключительновысокий показатель.

Правильноедыхание — этодыхание черезнос и без шума. К сожалению, многие полагают, что для дыханияпредназначени рот (хотя дажеэлементарноезнание анатомиии физиологиичеловека позволяет утверждать, что нос являетсяпервым органомдыхательногоаппарата, арот — первыморганом пищеварительноготракта). В связис этим, специалистыпо дыханиюговорят так: " Если человекдышит черезрот, то его нужнокормить черезнос". Вот такуюошибку допускаютлюди. Некоторыеиз нас вообще не задумываютсянад тем, какони дышат. Иныесчитают, чтопочти всегдадышат черезнос, на самомделе чаще всеговдыхают воздухртом. Впрочем, каждый легкоможет проверитьсебя. Оставшисьв комнате водиночестве, заклейте губыпластырем. Если черезнекоторое времяу вас появитсяпотребностьв дыхании черезрот, значитваши дыхательныепути не в порядкеи дышите вынеправильно.
Чтов таком случаеделать? Учитьсяправильнодышать! Да, да, учиться всюоставшуюсяжизнь. Конечно, перестроитьсяв одночасьепрактическиневозможно, тем более, чтони дома, ни вдетском саду, ни в школе, нив институтеосновам правильногодыхания необучают.
Итак, носовое дыханиестимулируетнервные окончаниявсех органов, находящиесяв носоглотке.Не случайнопоэтому, скажем, йоги предупреждают: если дети небудут дышатьчерез нос, тоне получатдостаточноумственногоразвития. Наверняка, многие из васобращали вниманиена то, как выглядятумственноотсталые дети: рот у них всегдаоткрыт, нижняячелюсть отвисает...
А чемже плохо дыханиес шумом. Шумовойэффект — показательтого, что дыхательныйаппарат работаетс перегрузкой, с напряжением. Как правило, это приводитк патологическимизменениямдыхательнойсистемы, а затем- ССС и желудочно-кишечноготракта. Этувзаимосвязьподтверждаюти исследованиядоктора К.П.Бутейко. В связис этим с помощьюдыхания можнодозироватьи контролироватьфизическиенагрузки. Например, во время ровного, спокойногодыхания можновыполнятьфизическиеупражнениядаже послеинфаркта миокарда. Кстати, подобнаяпрактика давносуществуетв клиникахвысокоразвитыхстран.
Рекомендуетсяс одной стороны, упрощенный, с другой –универсальныйкомплекс дыхательныхупражнений, направленныйна развитиеповерхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитиеспособностичеловека задерживатьдыхание какна вдохе, таки на выдохе, как в состояниипокоя, так ипри физическойнагрузке. Верхние отделылегких: 5 сек.-выдох, расслабляямышцы груднойклетки: 5 сек.пауза, не дышим, находимся вмаксимальномрасслаблении,10 раз.
3 упр.Полное дыхание.
Диафрагмальноеи грудное дыханиевместе.
7,5 сек.-вдох, начинаяс диафрагмальногои заканчиваягрудным дыханием:7,5 сек.- выдох, начиная с верхнихотделов легких и заканчиваянижними отделамилегких, т.е.диафрагмой:5 сек. — пауза, 10раз.
4 упр.Точечный массажточек носа намаксимальнойпаузе, 1 раз.
5 упр.Полное дыханиечерез правую, затем левуюполовины носапо 10 раз.
6 упр.Втягиваниеживота.
7,5 сек.-полный вдох: 7,5 сек.- максимальныйвыдох: 5 сек.- пауза, при этом, удерживая мышцыживота втянутыми,10 раз.
7 упр.Максимальнаявентиляциялегких (МВЛ).
Выполняембыстрых, максимальных 12 вдохов и выдохов, т.е.2,5 сек.- вдох:2,5 сек.- выдох втечении 1 мин. После МВЛ сразувыполняеммаксимальнуюпаузу (МП) навыдохе, до предела.ВыполняетсяМВЛ 1 раз.
8 упр.Редкое дыхание.
( поуровням ) 1- 5 сек.-вдох: 5 сек.- выдох:5 сек.- пауза, получается4 дыхания в минуту.Выполнять втечении 1 мин., затем, не прекращаядыхания выполняемдальше другиеуровни.
2- 5сек.-вдох: 5 сек.- задержкадыхания навдохе: 5 сек. — выдох: 5 сек. — пауза, получается3 дыхания в минуту.Выполнять 2мин. 3-7,5 сек. — вдох:7,5 сек. — задержка:7,5 сек. — выдох: 5сек.- пауза, получается2 дыхания в минуту.Выполнять 3минуты. 4- 10 сек.-вдох: 10 сек.- задержка:10 сек.- выдох: 10сек.- пауза, получается1,5 дыхания в минуту. Выполнять 4минуты. И такдалее, кто скольковыдержит. Норма- довести до 1дыхания в минуту.
9 упр.Двойная задержкадыхания.
СначалавыполняетсяМП на выдохе, затем максимальнаязадержка (МЗ)на вдохе. 1 раз.
10 упр.МП сидя 3-10 раз: МП в ходьбе наместе 3-10 раз: МПв беге на месте3-10 раз: МП в приседании3-10 раз.
11 упр.Поверхностноедыхание.
Сидяв удобном положении для максимальногорасслаблениявыполняемгрудное дыхание. Постепенноуменьшаем объемвдоха и выдохадоведя его доневидимогодыхания илидыхания науровне носоглотки.Во время такогодыхания будетпоявлятьсясначала легкая нехватка воздуха, затем средняяили даже сильная, подтверждаяо том, что упр.выполняетсяправильно.Находитьсяна поверхностномдыхании от 3 до10 мин.
Всеупражнениявыполняютсяобязательнос дыханиемчерез нос и безшума. Передвыполнениемкомплекса ипосле неговыполняютсяконтрольныеизмерения: МП- максимальнаяпауза, пульс, В норме длявзрослых людейМП на удовлетворительно- 30 сек., на хорошо- 60 сек., на отлично- 90 сек. Пульс наудовлетворительно- 70 уд/мин., на хорошо- 60 уд/мин. на отлично- 50 уд/мин. Длядетей среднегои старшегошкольноговозрастов МПв норме на 1/3меньше, пульсна 10 уд/мин. больше. Для детейдошкольногои младшегошкольного возрастов МПна 2/3 меньше, пульсна 20 уд/мин. больше.
Выполнятькомплекс упражненийжелательнона голодныйжелудок.

Списокиспользованнойлитературы.

1.Схемылечения внутреннихболезней исиндромов — Ижевск, 1995.
2.ЧиркинА.А., ОкороковА.Н., ГончарикН.А. Диагностическийсправочниктерапевта. — Минск, 1992
3.БормашЮ.М“Человек”- Москва, 1989

УдмуртскийГосударственныйУниверситет
ИнститутИностранныхЯзыков и Литературы
Кафедрафизическоговоспитания

МетодК.П. Бутейко.

Выполнил: студент группы434
БезносовВ.В.

Ижевск2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Наполеон Бонапарт и Александр I
Реферат Механізм дії високого тиску і температури на деякі мікроорганізми т
Реферат Способы предоставления унифицированных текстов документов
Реферат Севооборот и агротехнические значения
Реферат Країни Бенілюксу та Нідерланди
Реферат Понятие, содержание и принципы исполнительной власти
Реферат А. М. Казанцев предложение о создании глобального искусственного интеллекта
Реферат Інвестиційна діяльність як об єкт обліку і аудиту
Реферат "Безалкогольный" увлажняющий аппарат
Реферат Договор банковского счета 6
Реферат Социальная политика как общественная теория и практика
Реферат Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществе и человеке
Реферат Административно-территориальное устройство России
Реферат Suicide Essay Research Paper Suicide appears to
Реферат Розробка комплекту ТЗА мікропроцесорної схеми похилого дифузійного апарату на базі мікропроцесорного комплекту Р-13