Оглавление:
Цель работы
Краткое слово о древних германцах
Образ жизни и культура
Политическая структура
Хозяйство и торговля
Календарь
Строй и быт
Одежда и внешний вид
Обряды и религия
Обряды
Религия
Погребения и страх перед умершими
Гадания
Женщины
Боги и богини
Заключение
Список литературы
Цель
Целью создания этой работы является изучение, осмысление, а также сбор материалов по религии и обрядам древних германцев. Кроме этого работа содержит материалы по культуре, обычаям и социальному строю древних германцев, неотделимые по своей значимости от затронутой в работе темы.
Абсолютно ясно, что при изучении вопросов верований необходимо изучить также среду, в которой эти верования возникли. Причина, по которой была выбрана эта тема - недотаточная ее освещенность в литературе и источниках.
Краткое слово о Древних Германцах
Германцы - это племена индоевропейской языковой группы. Проблема происхождения германских племен чрезвычайно сложна. Все, что мы о них знаем, принадлежит в основном перу греко-римских историков, язык сочинений которых не всегда соответствует явлениям германской действительности. Прародиной германцев является Северная Европа, откуда началось их движение на юг. Это переселение столкнуло германские племена с кельтами, что привело в одних районах к конфликтам, в других - к союзу и этническому взаимовлиянию. Сам этноним "германцы" кельтского происхождения. Сначала кельты называли так племя тунгров, затем все живущие на левом берегу Рейна племена. Римские авторы заимствовали этот этноним у кельтов, однако греческие писатели еще долго не отличали германцев от кельтов. Германские племена принято делить на три группы: северогерманские, западногерманские и восточногерманские.
Юг Скандинавии и полуостров Ютландия являлись общей родиной, "мастерской племен" северных, восточных и западных германцев. Отсюда часть из них по океанскому побережью продвинулась на север Скандинавии. Основная масса племен с IV в. до н.э. сохранила тенденцию к движению на юг, вглубь континента, и на запад.
Северные германцы - это племена Скандинавии, которые не ушли на юг: предки современных датчан, шведов, норвежцев и исландцев. Восточные германцы - племена, переселившиеся из Скандинавии в Среднюю Европу и расселившиеся в междуречье Одера и Вислы. Среди них готы, гепиды, вандалы, бургунды, герулы, ругии. Вопрос о времени заселения ими этих районов остается спорным. Однако к началу н.э. они уже размещались в данном регионе. Самая значительная группа - это западные германцы. Они делились на три ветви. Одна - это племена, обитавшие в районах Рейна и Везера, т.н. рейнсковезерские германцы или культовое объединение истевонов. Сюда входили батавы, маттиаки, хатты, тенктеры, бруктеры, хамавы, хасуарии, хаттуарии, убии, усипеты и херуски. Вторая ветвь германцев включала племена североморского побережья (культовый союз ингевонов). Это кимвры, тевтоны, фризы, хавки, ампсиварии, саксы, англы и варны. Третьей ветвью западногерманских племен был культовый союз герминонов, куда входили свевы, лангобарды, маркоманны, квады, семноны и гермундуры. Общая численность германских племен в I в. н.э. составляла около 3-4 млн. чел.
Во 2-6 вв. германцы сыграли важную роль в Великом переселении народов. Опустошительные Маркомманские войны (166-180 гг.) явились толчком к массовым передвижениям, началом Великого переселения народов. Германцы втянули в передвижения сарматские, гуннские и славянские племена. В 3-4 вв. у германцев активизировались процессы этнической консолидации и дифференциации. Отдельные племена объединились в «новые», «большие» племена, союзы племен: аламаннов к Югу от Майна, франков на Нижнем Рейне, саксов на Нижней Эльбе, вандалов в Паннонии, готов к северу от устья Дуная. Выделились предводители племенных союзов. Они служили в Римской армии как наемники и федераты. С 4 в. Германцы начали принимать христианство в арианском толковании.
Образ жизни и культура
Политическая структура
Основу политической структуры древних германцев составляло племя. Центральной фигурой был свободный член германской общины. Народное собрание, в котором участвовали все вооруженные свободные члены племени, являлось высшим органом власти.
Оно собиралось время от времени и решало наиболее значительные вопросы: выборы предводителя племени, разбор сложных внутриплеменных конфликтов, посвящение в воины, объявление войны и заключение мира. Вопрос о переселении племени на новые места также решался на собрании племени.
Одним из органов власти древнегерманского общества являлся совет старейшин. Однако накануне Переселения его функции и традиция формирования изменились.
Наряду с мудрыми патриархами племени в совете принимали участие представители новой родоплеменной знати, в лице вождей и наиболее влиятельных лиц племени. Власть старейшин постепенно становилась наследственной. Совет старейшин обсуждал все дела племени и лишь затем вносил важнейшие из них на одобрение народного собрания, на котором представители старой и новой знати играли наиболее активную роль.
Выразителем высшей исполнительной и распорядительной власти являлся избираемый народным собранием, а также и смещаемый им предводитель племени. У античных авторов он обозначался различными терминами: principes, dux, rex, ys, что, по мнению исследователей, в смысловом значении приближается к общегерманскому термину konung. Сфера деятельности конунга была весьма ограничена, и его положение выглядело очень скромно. "Конунги не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом".
Конунг ведал текущими делами племени, в том числе судебными. От имени племени он вел международные переговоры. При дележе военной добычи имел право на большую долю. Власть конунга у германских племен носила и сакральный характер. Он являлся хранителем племенных традиций и обычаев предков. Его власть основывалась и поддерживалась личным авторитетом, примером и способностью к убеждению. Конунги "больше воздействуют убеждением, чем располагая властью приказывать".
Особое место в политической структуре древнегерманского общества занимали военные дружины. В отличие от племенного ополчения, они формировались не по признаку родовой принадлежности, а на основе добровольной верности предводителю. Дружины создавались с целью разбойничьих набегов, грабежей и военных рейдов в соседние земли. Создать дружину мог любой свободный германец, обладавший склонностью к риску и авантюрам (или к наживе), или способностями военного лидера.
Законом жизни дружины было беспрекословное подчинение и преданность предводителю ("выйти живым из боя, в котором пал вождь - бесчестье и позор на всю жизнь"). Дружинниками, как правило, становились представители двух полярных социальных категорий древнегерманского общества. Это могли быть молодые люди из знатных семей, гордящиеся своим происхождением, древностью рода, стремящиеся приумножить его славу. Не менее активно в дружину шли те, кто не имел крепких семейных связей, не особенно дорожил родовыми традициями, пренебрегал и даже противостоял им. Дружина доставляла племени немалое беспокойство, ибо порой своими набегами она нарушала заключенные мирные договоры. В то же время, как опытная в военном деле и хорошо организованная сила, дружина в критических ситуациях составляла ядро племенного войска, обеспечивая ему военные успехи.
Хозяйство и торговля
Уже в раннее время германцы занимались земледелием. Оно являлось вспомогательным типом хозяйства.
В некоторых районах под пшеницей были заняты значительные площади. Однако среди посевных культур преобладал ячмень, из которого кроме хлеба изготовляли пиво. Сеяли также рожь, овес, просо, бобы, горох. Германцы выращивали капусту, салат, корнеплоды. Потребность в сахаре компенсировалась за счет меда. У некоторых племен важную роль играли охота и рыболовство. Следует отметить, что, пользуясь сохой и колесным плугом, германские племена могли обрабатывать только легкие почвы.
Поэтому испытывалась постоянная нехватка пахотных земель. Хозяйственный уклад германцев отличался примитивностью, «от земли они ждут только урожая хлебов». Примитивная система земледелия требовала больших площадей для прокормления сравнительно немногочисленного населения. Поиски таких земель приводили в движение целые племена. Шел захват владений соплеменников, а позже и удобных земель на территории Римского государства.
До начала Переселения главенствующая роль в хозяйственной жизни германских племен принадлежала скотоводству. «Германцы радуются обилию своих стад, и они — единственное и самое любимое их достояние». Скотоводство было особенно развито в районах, изобилующих лугами (Северная Германия, Ютландия, Скандинавия). В этой отрасли хозяйства были заняты главным образом мужчины. Они выращивали крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, коз, домашнюю птицу. Домашним скотом дорожили, видя в нем не только рабочую силу, но и средство платежа. Германские лошади не отличались ни грацией, ни красотой, но были весьма выносливы. Германцы также не использовали седла «по их понятиям, нет ничего позорнее и трусливее, чем пользование седлом».
По сведениям Тацита древние германцы употребляли в пищу мясо, молочные продукты, дикорастущие плоды, причем «безо всяких затей и приправ». Многие источники описывают сильное пристрастие германцев к «бражничанью». «Бражничать» германцы предпочитали пивом, еще не известным римлянам «их напиток — ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина». Впрочем, они пили также и вино, которое покупали.
Весьма активно германские племена занимались торговлей. Внутри германского племенного мира преобладал натуральный обмен. В качестве средства платежа часто использовался скот.
Уже в это время у германских племен развивалось ремесло, продукция которого была не слишком разнообразна: оружие, одежда, утварь, орудия труда. Технология и художественный стиль ремесленных изделий претерпели значительные кельтские влияния. Германцы умели добывать железо и изготовлять оружие. Велась также добыча золота, серебра, меди, свинца. Развивалось ювелирное дело. Германские женщины преуспели в ткачестве и гончарном деле, хотя керамика не отличалась высоким качеством. Были развиты выделка кож и обработка дерева.
Лишь в пограничных с Римским государством областях в ходе торговых операций употреблялись римские монеты. Они, кстати, ценились и как украшение. Центрами внутренней торговли были укрепленные поселения набирающих силу германских правителей. Центрами германо-римской торговли являлись Кельн, Трир, Аугсбург, Регенсбург и др. Торговые пути проходили по Дунаю, Рейну, Эльбе, Одеру. В зону торговых контактов входило Северное Причерноморье. Купцы плавали по Северному и Балтийскому морям.
Торговля с Римом играла значительную роль. В большом количестве Рим поставлял германским племенам керамику, стекло, эмаль, бронзовые сосуды, золотые и серебряные украшения, оружие, орудия труда, вино, дорогие ткани. В Римское государство ввозились продукты сельского хозяйства и животноводства, скот, кожи и шкуры, меха, а также пользующийся особым спросом янтарь. Многие племена имели специальную привилегию свободы посреднической торговли.
Так, гермундуры вели торговые операции по обе стороны верхнего течения Дуная и даже проникали в глубь римских провинций. Батавы переправляли в прирейнские области скот.
Торговля являлась одним из мощных стимулов готовности германских племен к передвижениям. Контакты с римскими купцами давали им не только информацию о новых землях и путях в эти земли, но и способствовали формированию "притягательных целей" их будущих переселений.
Календарь
У древних германцев, перешедших к оседлости и столкнувшихся с влиянием римской культуры, осознание протяженности года было очень неопределенно. По многим готским, древнесаксонским и другим источникам, германские земледельцы и скотоводы за точку отсчета времени принимали начало зимы или поздней осени. Они, как и другие народы северных широт, противопоставляли зиму лету и делили год на две половины. Линией раздела двух половин считалось равноденствие или, точнее, «равноночие» (древневерхнегерманское ebennath, англосаксонское efenniht, древнефризское evennath, древнескандинавское jafndœgr). В это время германцы совершали большие жертвоприношения. Впоследствии, по свидетельству Тацита (I в. н. э.), они перешли к трехчленному делению года. Год разбивался на весну, лето и зиму. Осень как сезон появилась у германцев лишь с развитием садоводства и виноградарства.
Лунно-солнечный год строился на определении полнолуния и новолуния. Дни внутри естественного, т. е. природного года германцы определяли по изменению Луны, причем в древнегерманском языке отчетливо прослеживается точное обозначение понятий «Луна» и «Месяц» (например, готское mena — «луна» и menoþs — «месяц»; древневерхненемецкое mânôd, англосаксонское mon[a]þ). Длину месяца германцы рассчитывали от одного новолуния до другого и вели счет поэтому не по дням, но по ночам. Они пользовались взаимосвязанным лунно-солнечным годом, при котором различие между лунным годом из 354 дней и солнечным из 365 дней восполнялось периодическим добавлением после 12-летнего цикла одного года. Месяц в 30 дней рассматривался как «несчастливый» и символически отмечался числом «13». Приравнивание лунного года к солнечному с включением 30-дневного месяца происходило по потребности.
В период романизации германских племен распространяется счисление Нового года с Рождества; данный обычай был связан с переходом германцев от лунно-солнечного года к солнечному и с влиянием на местные календари юлианского календаря.
Германцы еще в языческие времена были знакомы с понятием «неделя» (готское vikó, древневерхненемецкое wëcha и wëhsal и др.), но до введения 7-дневной недели использовали счет по 14 ночам. Древнегерманское название недели означало «порядок, регулярно повторяющееся чередование». Дни недели посвящались древним богам, которых под влиянием римской культуры отождествляли впоследствии с римскими богами. Только Сатурна, поскольку ему не соответствовал ни один из древнегерманских богов, германцы сохранили без какойлибо трансформации. Разбивка месяца на недели и ее дни у различных древних германских племен происходила не синхронно и утвердилась в основном в IV–V вв.
Строй и быт
Германские племена жили родовым строем, который в первые века н.э. находился в стадии разложения. Основной производственной ячейкой германского общества была семья (большая или малая). Активно шли процессы перехода от родовой общины к земледельческой. Но род продолжал играть значительную роль в жизни германских племен.
Членов рода объединяла общая территория, на которой они проживали, собственное имя, религиозные обычаи, общая система управления (народное собрание, совет старейшин), неписанное право. Род являлся опорой любого члена этого рода, ибо сам факт принадлежности к нему давал определенную защищенность. Постоянные же контакты разделившихся родственников обусловливали сохранение клановых связей и сакрального единства. Однако в повседневной хозяйственной практике род уступал свои позиции большой семье.
Она состояла, как правило, из трех-четырех поколений, которые жили в большом деревянном доме, окруженном полями и выгонами. «Хорошо известно, что народы Германии не живут в городах и даже не терпят, чтобы их жилища примыкали вплотную друг к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и сам по себе, где кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они размещают не так, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому строения, но каждый оставляет вокруг своего дома обширный участок, то ли, чтобы обезопасить себя от пожара, если загорится сосед, то ли из-за неумения строить». Подобные поселения находились на значительном расстоянии друг от друга. Вероятно, хуторская психология германских племен отразилась на их нежелании строить города.
Жилища германцев не отличались хорошей обустроенностью и приятным внешним видом. Однако у Тацита встречается упоминание, что «кое-какие места на нем (жилище) они с большой тщательностью обмазывают землей, такой чистой и блестящей, что создается впечатление, будто оно расписано цветными узорами», видимо имеется в виду глина. Однако не понятно, с какой целью это делалось: украшения, утепления или обряда, связанного с обустройством дома. Немного позже германцы научились (вероятно у римлян) строить дома из камня. Рядом с домом германцы вырывали специальные ямы, которые сверху заваливали навозом. Эти ямы служили хранилищем для припасов и убежищем на зиму.
У германских племен не было частной собственности на землю. Общее владение землей объединяло членов общины при нападении врагов. Они совместно строили деревянные или земляные укрепления, которые помогали выдерживать натиск противника. Жители поселений участвовали в отправлении культа, в обеспечении установленных правил жизнедеятельности общины. К началу Переселения германская община уже не была однородной, хотя социальное расслоение было выражено пока еще довольно слабо.
Хотя центральной фигурой в экономической жизни германских племен, как уже было отмечено ранее, являлся свободный член германской общины, источники позволяют считать, что существовала прослойка людей экономически зависимых от свободных общинников. Это были или соплеменники, или пленные.
Тацит называет их рабами, основываясь на том, что такие люди были обязаны отдавать хозяину часть производимой продукции, работать на него. Кроме того, они имели более низкий социальный статус. Так, раб по происхождению считался чужестранцем. У германцев были домашние рабы, которые вырастали и воспитывались вместе с хозяевами, «Господа воспитываются в такой же простоте, как рабы, и долгие годы в этом отношении между ними нет никакого различия». Они отличались от них только личным бесправием, ибо им не разрешалось носить оружие и участвовать в народном собрании и их, по Тациту, хозяин мог убить по желанию, не неся никакой повинности. Впрочем, такое практиковалось редко. Другая категория рабов - посаженные на землю.
Однако здесь можно лишь условно говорить о примитивном патриархальном рабстве. Такой раб мог иметь семью, хозяйство, и вся зависимость выражалась лишь в отчуждении у него части его труда, или продуктов труда. У германских племен в быту не было особой разницы между рабом и господином. Статус раба не был пожизненным. Плененный в бою через некоторое время мог быть отпущен на свободу или даже усыновлен. Объем рабского труда составлял незначительную долю в жизни германцев.
Не всякое богатое семейство имело рабов. Примитивное германское рабство вполне соответствовало потребностям примитивного хозяйства германцев.
Одежда и внешний вид
Как же выглядели древние германцы? Тацит не раз упоминает прекрасное телосложение германских мужчин. По описаниям они обладали русыми волосами и голубыми глазами. Внешность германских женщин он не затрагивает.
По сведениям Тацита германцы одевались незатейливо. Мужчины в основном носили плащи, реже – другую одежду и шкуры, а женщины – льняные накидки. На самом деле это не совсем верно. Мужская одежда — и не только у знатных — состояла из льняной нижней одежды, штанов (коротких или длинных) и грубошерстной накидки: были в ходу также куртки с рукавами и овечьи и звериные шкуры; не точны сведения Тацита и о женской одежде: женщины носили льняные рубашки, платья и накидки. Об обнаженных руках у германских женщин Тацит особо упоминает в связи с тем, что платье римских женщин было снабжено рукавами.
Воины не отличались богатством убранства. Они воевали нагими или же прикрытыми плащем. Не стремясь щегольнуть одеждой, они тем не менее расписывали щиты яркими красками. Шлемы и прочее защитное обмундирование встречалось в то время среди германцев крайне редко.
Кроме всего прочего по описанию Тацита у отдельных германских племен встречались свои отличия во внешнем виде. Так упоминается, что у племени свебов (восточных германцев), по-видимому среди мужского населения, существовал обычай делать особую прическу: волосы, связанные на затылке в узел. Это отличало их от других племен, кроме того – свободнорожденных от рабов.
У хаттов был другой обычай: возмужав, они начинали отращивать волосы и бороду и ходили в таком виде, пока не убивали врага. Лишь над его телом они открывали лицо, считая, что уплатили дань за свое рождение и отныне достойны отечества. Хатты, не сумевшие убить врага, до конца дней своих ходили с бородой. Кроме этого у хаттов была традиция носить железную цепь, похожую на оковы, до убийства врага. И хотя у большинства ношение цепи считалось позорным, наиболее храбрые и прославленные воины часто не расставались с ней до старости и в сражениях выступали в первых рядах. Тем самым они запугивали противника.
Впрочем, наверное, никто из германских племен не добился такого эффекта запугивания противника, как гарии. Они сражались в темное время суток, раскрашивали тела и выкрашивали оружие в черный цвет. Тем самым производя впечатление «замогильного» войска.
Обряды и религия
Обряды
Поскольку дружина играла одну из главных ролей в жизни германского племени, первым значительным обрядом для любого свободного германца было посвящение в воины, признание его способности сражаться. До этого момента никто из них не осмеливался носить оружие. Происходило это на народном собрании. Отец юноши, старейшина или кто-нибудь из родственников вручал ему щит и фрамею – дротик длиной около 1.5 метров с острым наконечником. С этого момента юноша становился не только частью семьи, но и членом племени, вступал в дружину.
В свободное от войны время мужчины посвящали весь свой досуг отдыху и развлечениям, разнообразным пирушкам, реже охоте. А все домашние дела оставляли на женщин, детей и прочих домочадцев.
Германцы отличались необыкновенным гостеприимством. Любой человек мог без приглашения зайти в дом и получить там радушный прием, как если бы был приглашен: «отказать кому-нибудь в крове, на их взгляд, — нечестие, и каждый старается попотчевать гостя в меру своего достатка». Хозяин не делал различия между знакомыми и незнакомыми в своем гостеприимстве. Уходя, гость мог попросить понравившуюся ему вещь и получить ее в подарок. Впрочем, хозяин мог попросить что-то взамен.
Часто на собраниях германцев устраивались зрелища. Обычно одного вида, «обнаженные юноши, для которых это не более как забава, носятся и прыгают среди врытых в землю мечей и смертоносных фрамей». Они делали это не ради почестей и славы, а лишь чтобы развлечь публику.
Известно также о привязанности германцев к игре в кости. Тацит упоминает, что германцы относились к ней очень серьезно, играли трезвыми и с большим азартом. Они могли проиграть все свое имущество и поставить на кон собственную свободу. Многие таким образом становились рабами. Таких рабов старались поскорее сбыть из-за «сопряженного с подобной победой бесчестья».
Однако гораздо больше предрассудков, обычаев и условностей было связано с вступлением германцев в брак. Родители не торопились сочетать молодых браком. И девушки и юноши долгое время хранили целомудрие и вступали в брак, лишь достигнув зрелости. Этим Тацит объясняет хорошее здоровье их детей, сравнивая с Римом, где девочек отдавали замуж в возрасте 13-14 лет. Судя по всему, во многих германских племенах среди женщин царил обычай хранить целомудрие до вступления в брак.
Среди германцев не было распространено многоженство. Почти всегда у германца была одна жена. Перед браком жених вносил за невесту выкуп, Тацит называет это приданым. Выкуп по-видимому сразу же передавался невесте. Недопустимо было дарить новобрачной украшения и наряды. Жених был дожен подарить быков, коня и оружие. Это было символом новой жизни, в которую вступала невеста. Смыслом этой жизни отныне являлось делить с мужем все невзгоды, поддерживать и помогать ему. Новобрачная также дарила мужу какое-нибудь оружие. Кроме того, наутро после свадьбы муж дарил жене подарки. Вступая в брак, женщина сохраняла принадлежность к своему роду, «К сыновьям сестер они относятся не иначе, чем к своим собственным».
Германцы строго карали неверных жен. «Наказывать их дозволяется незамедлительно и самим мужьям: обрезав изменнице волосы и раздев донага, муж в присутствии родственников выбрасывает ее из своего дома и, настегивая бичом, гонит по всей деревне; и сколь бы красивой, молодой и богатой она ни была, ей больше не найти нового мужа». В племенах, где замуж брали только девственниц, женщина могла сочетаться браком лишь однажды и после смерти мужа не имела возможности вступить в брак повторно. Судя по находкам при осушке болот мумифицированных трупов преимущественно женского пола, преступления женщин против целомудрия часто карались смертью.
Упоминаний о похоронных обрядах древних германцев также немного.
Тацит не дает о них исчерпывающей информации. Он упоминает, что они не отличались пышностью. Над могилой не сооружали памятников. При сожжении в огонь не бросали вещей умершего. И лишь при сожжении важного и именитого мужа использовались особые породы дерева. Не говорит он и о том, хоронили ли германцы женщин. Судя по археологическим исследованиям более позднего времени, постепенно похоронные обряды германцев претерпели изменения.
Религия
Погребения и страх перед умершими
Реконструкция религиозных представлений германцев о загробном мире с помощью археологических данных является трудной задачей. В лучшем случае, доступно только исследование погребений, по которым, на основании анализа инвентаря и погребального обряда можно попытаться воссоздать с определенной долей вероятности верования людей прошлого.
В германской религии умерший продолжал свою жизнь в загробном мире. Он был захоронен в своей одежде, с оружием, с едой и напитками, иногда с амулетами. По представлениям германцев покойник должен был после церемонии захоронения и совершения ритуальных действий находиться в состоянии полного покоя в загробном мире. Однако многие раскопанные погребения не свидетельствуют об этом покое. Есть и разрушенные и ограбленные погребения, есть и такие, в которых мертвый лежит в необычной позиции, или в которых найдены только отдельные кости скелета.
В конце III в. н.э., по данным археологии, в Центральной, Северной и Восточной Европе начинают довольно часто появляться так называемые погребения со специфическим обрядом, как одиночные захоронения на могильниках, так и памятники с большим количеством таких погребений. Главным образом, это труположения, которые отличаются от "нормальных" погребений, в которых вместо обычного вытянутого положения покойника в могиле, появляются скелеты со скорченными ногами, которые, вероятно, как и руки, первоначально были спутанными или связанными.
Известны также трупоположения, в которых отсутствует голова, а следы на шейных позвонках свидетельствуют о том, что голова была отрублена. Отрубленный череп лежит иногда между ногами. Встречаются погребения с другими отрубленными частями тела: так отсутствует целая верхняя часть тела или одна рука или нога. В некоторых погребениях найдены человеческие кости, которые не принадлежат покойнику. Иногда встречаются трупоположения, в которых умерший положен лицом к земле, или захоронения только самих черепов, а так же трупоположения под одним большим камнем, который разбил череп и трупоположения с многими камнями, прикрывающими тело. Известны могилы, в которых у мертвого во рту находится большая звериная кость и такие, в которых нет черепа, но его сожженные останки были найдены в верхней части погребальной ямы. В отдельных случаях кости лежат в разных местах ямы, хотя нет никаких следов ограбления. Почти все эти погребения безинвентарные, но иногда встречаются и могилы с богатым инвентарем.
Специфические погребения были уже неоднократно анализированы и интерпретированы, но подробного анализа памятников такого рода для римского и раннесредневекового времени до сих пор нет.
Согласно одной из наиболее распространенных версий объяснения таких обрядов считается, что умершие, захороненные по особому обряду, были в земной жизни опасными для других и, их после смерти нужно было обезопасить.
Действия по обезвреживанию, как спутывание конечностей, отрубание головы, втыкание в грудь колов, забутовка могилы камнями известны у многих доисторических и современных племен.
Археологам без сомнения полезны для реконструкции представлений древних германцев аналогии из мира современных примитивных племен, но они содержат опасность ложной интерпретации. Несомненно, нельзя просто сравнивать без очень многих оговорок религиозные воззрения людей Индонезии и раннесредневековых германцев. Конечно, есть информация Тацита и других римских историков о германцах I - IV вв.н.э., которые хотя и имеют огромное значение в этом плане, но это "interpretatio romana". Германские обряды описаны в этих источниках с римской точки зрения, при этом взгляд на представления о загробном мире слишком общий. В то же время есть очень выразительные письменные источники, в которых, хотя они и более позднего времени, находится информации о германских обычаях, условиях их жизни, верованиях и нравах. Это исландские саги, особенно так называемые семейные. Они записаны в XII и XIII веках, но многие из них описывают события дохристианского времени, от заселения Исландии в 870 году до начала христианизации в 997 году. Можно предположить, что при всех методических ограничениях, реконструкции будут более точны и полны, если использовать исландские саги как основной вид источников и перенести представления германцев IX - XIII вв.н.э. о загробном мире на несколько столетий раньше. Во всяком случае, речь идет о сходном уровне социальной и экономической жизни и, что особенно важно, о родственном и достаточно едином германском мире. При этом нельзя забывать, что семейные саги - даже которые рассказывают о языческом времени - записаны под сильным христианским влиянием.
Во-первых, семейные саги дают свидетельства о погребальном обряде, причем очевидно, что у умершего те же нужды, как в земной жизни. Его жизнь продолжается, будь то в Вальгалле, будь то в кургане, где он захоронен, или в родившемся внуке. У покойника есть также чувство голода, жажды, сырости, холода; эти ощущения касаются, прежде всего, покойников в курганах. Смерть для германцев эпохи викингов не была концом жизни, а скорее всего изменением или переходом в другое состояние. Поэтому у них так часто появляется презрение к смерти, о котором писал Аппиан во II в. н.э. Германцы Ариовиста презирали смерть, они верили в воскрешение или - что лучше объясняет германские верования - в продолжение жизни.
Представление о душе у них было очень сложное. Она не совсем бестелесная и имеет вес. Душа связана только с живыми как проявление духа, мысли или желания. У мертвого нет больше души; он продолжает свою жизнь дальше как "живой труп", очень важное понятие для германской религии. Покойник лежит в могиле, но может выйти из нее, и если его кто-то беспокоит, то очень жестоко мстит. Приходящий мертвый (Wiederganger) имеет почти всегда плохой характер. Исландские саги полны рассказов о приходящих умерших. Они появляются чаще всего в сагах языческого времени, могут вредить живым, даже убивать их, причем наводят такой страх, что целые дворы и долины становятся безлюдными. Мертвые приходят в том виде, как они умерли: павшие воины с отрубленной головой под мышкой, утонувшие - дрожащие от холода и в мокрой одежде. Живые пытаются защититься и принимают меры против них. Если мертвые не перестают их пугать, чаще всего их эксгумируют. Выкопанное тело сжигают, а если умерший особенно опасен, сожженные кости бросают в море. Однако сожжение не всегда применяется, часто помогает перезахоронение. Эксгумация тела может иметь и другие причины. В рассказах о Гренландии защитной мерой против мора выступает эксгумация и сожжение жертв эпидемии. Если приходящий мертвец был пойман или эксгумирован живыми, его надо было еще раз так захоронить, чтобы он никогда не возвратился. Поэтому ему отделяли голову от тела, которую помещали между коленями. Отделение головы было мерой против пугания живых. В сагах упоминаются погребения самих черепов, которые были захоронены в другом месте, чем тело.
Можно предположить, что осквернение могилы происходило в том случае, если умерший возвращался на землю. Все они были или опасными людьми, или такими, которых по какой-то причине в общество не принимали. Погребения с отрубленными частями тела можно интерпретировать как могилы этих опасных людей. Такое же значение имеют погребения, в которых голова или целое тело перекрыты камнями, а также тело обращено лицом к земле. Так захороненные мертвые не могли уже возвратиться. Лицом к земле были обращены самоубийцы и жертвы эпидемии в средневековье и позже. Другое значение имеет обряд захоронения Пиппина Младшего, погребенного в 768 году в аббатстве Сен-Дени. Он был положен в могилу лицом к земле, чтобы раскаиваться за свои грехи. Некоторые погребения с необычным положением костяков могут также интерпретироваться как погребения приговоренных к смерти или человеческие жертвоприношения. После того, как отрубают голову, ее обычно кладут "между или перед ногами, чтобы умерший не смог возвратиться на землю".
Гадания
По сведениям Тацита и Цезаря, германцы занимались и гаданием, которое совершали глава семьи или, при гаданиях от имени племени, жрец. Гадания проводились при помощи деревянных дощечек из орешника, на которых вырезали знаки. Эти дощечки произвольно разбрасывались но белой ткани, после чего гадатель собирал их, глядя при этом на небо. О такой же процедуре гадания с руническими палочками сообщается и в средневековые времена: тогда использовались деревянные дощечки с вырезанными на них рунами. Фонетически рунический алфавит появился, однако, лишь в четвертом веке, более ранние знаки, вероятно, представляли собой идеограммы. Кроме того, существовала и практика гадания по полету птиц и движениям лошадей. Священных белых коней выводили из рощи, где их постоянно держали, и запрягали в церемониальную колесницу, после чего наблюдали за их ржанием и фырканьем. Гаданию по коням доверяли больше всего. Существовало также гадание, повествовавшее об исходе войны: пленного противника ставили биться один на один с германцем, причем каждый сражался своим оружием. Исход их битвы являлся предзнаменованием исхода войны.
Женщины
Все германцы, по утверждению и Тацита, и Цезаря, верили в пророческую силу женщин, и порой считали прорицательниц божественными. Одной из них была Вельда, своей песней ведшая германцев в битву во времена правления Веспасиана (69-79 гг. и. э.) и в 78 г. н. э. привезенная в Рим. В равной степени почитались ее предшественница Ауриния и другие женщины. Еще одной знаменитой прорицательницей была алеманно-франкская Тиота. Провидицу племени семнонов, в 91 г. вместе с королем Масьясом отправившуюся в Рим, звали Ганна (древняя германская магия называлась gandno). А Валубург (от walus, "волшебный посох") во втором столетии новой эры находилась в Египте вместе с армией германцев. Мудрые женщины, звавшиеся "Галиаруннос" (Haliarunnas), общавшиеся с тенями умерших, в пятом столетии были изгнаны, из земель готов королем Филимером. Уже позднее саги "Сага о епископах" (Biskupa), "Сага о крещении язычников" (Heitarviga) и "Сага о людях из озерной долины" (Vatnsdoela) прославили знаменитую исландскую сивиллу Тордис Прорицательницу. Есть некоторые свидетельства и о том, что "божественные женщины" понимали язык животных. Так, в лесах Швеции жили варгаморы, мудрые женщины, общавшиеся с волками. Саги повествуют также и об обычных женщинах, запросто предсказывающих будущее, и оберегающих и исцеляющих своих мужей с помощью заклинаний. По-видимому, для германских жен это было частью обычного повседневного домашнего труда.
Боги и богини
Религия восточных и западных германцев, подвергшихся влиянию кельтских племен, романизации, а затем и христианизации, была своеобразна и по-своему уникальна. К сожалению, о ней сохранилось недостаточно сведений. Поскольку германская культура была устной, сохранилось мало мифов и преданий.
Известен миф о происхождении: бог Туисто, сын земли, родил трех сыновей, давших имена трем группам германских племен. Туисто — бог племени (готский thuidisco, как и кельтский Teutates), и его эпитет "сын земли" перекликается со скандинавской легендой, записанной значительно позднее. В более раннем мифе трое сыновей Туисто дали имена трем народам: ингевонам, ближайшим к морю, герминонам, жившим на "внутренних землях", и истевонам, "остальным", согласно Тациту, а согласно Плинию, обитавшим поблизости от Рейна. Два из этих названий племен появляются позднее в именах племенных богов. Шведские короли из "Саги о Ниглингах", правившие некоторыми из "людей, ближайших к морю", вели свое происхождение от бога Ингви. А обитателей центральной Германии король франков Карл Великий в девятом веке разгромил в битве около священной рощи, в которой находился культовый символ Ирминсул, или "Столб неба" — высокая деревянная колонна, напоминавшая те, что в романо-кельтские времена воздвигли в долине Рейна в честь Юпитера. Название "истевоны" не похоже на имя ни одного из германских богов; но Плиний мог и ошибиться с рекой. Со времен Геродота (II, 33) в течение столетий не Рейн, а Дунай называли Истром или Истаром (Hister или Istar). Истевоны могли быть восточными германцами, а Иста — богиней их реки.
Древнегерманских богов под влиянием римской культуры отождествляли с римскими богами. Так например Вотана называли Меркурием, Донара — Геркулесом, Циу — Марсом, так как римская и германская мифологии наделяли их сходными чертами и сходными атрибутами. По Тациту, Вотана чтили больше всего, принося ему человеческие жертвы. Донару и Циу приносили в жертву животных.
Верования западных германцев сильно отличались от верований восточных германцев, которых Тацит называет свевами. Религией восточных германцев, в которой свое место занимали не только боги, но и богини, был, видимо, шаманизм, с элементами транса и экстаза. Семноны, во времена Тацита жившие в Бранденбурге, около современного Берлина, а в последующем мигрировавшие на юг и образовавшие конфедерацию алеманнов, регулярно собирались в древнем лесу, освященном временем, и перед началом церемоний приносили в жертву человеческую жизнь. На месте собрания находилась роща, куда людям разрешалось входить, только будучи связанными, и, таким образом, "принизившими себя для того, чтобы превратиться в носителя божественной силы. Если в священной роще человек случайно падал (еще одна вероятность в состоянии транса), то вставать на ноги ему запрещалось: извиваясь, он должен был выползать из рощи. Тацит осуждает этот обычай как "суеверный" (в современном смысле) и отмечает, что истоком его являются верования семноиов в то, что роща - дом бога, давшего начало их племени и властвующего над всеми вещами, все остальное подчиняется ему и есть часть его владении. Семноны, "хозяева" священной рощи, считали себя главным кланом свевов.
Мироощущение свевов напоминает римское, перекликаясь с ярко выраженным стремлением к господству над остальными народами и постоянно расширяющейся римской религией. Однако, все германские племена неизменно возводили своих человеческих прародителей непосредственно к богу. Иордан, историк вестготов, сообщает, что они поклонялись своим предкам под именем ансов, равно как и богу, эквивалентному Марсу. Именно этому богу они посвящали первые боевые трофеи, вывешивая добычу на деревьях. О традиции северных язычников приносить награбленное в жертву богам свидетельствует также Орозий в своем описании разгрома римской армии кимврами в нижнем течении Роны в 105 г. до н. э. Кимвры захватили два военных лагеря римлян и, выполняя данный богам обет, начали приносить в жертву все подряд: "Они разрывали на части и выбрасывали одежды, швыряли в реку золото и серебро, кромсали на куски воинские доспехи, срывали упряжь с лошадей, после чего лошади кидались в реку, и вешали на деревьях людей, так что не было ни добычи победителям, ни пощады побежденным". Точно также Цезарь сообщает, что кельты похожим образом посвящали военные трофеи своим богам, с той лишь разницей, что они не вывешивали их на деревьях или в храмах, а складывали кучей па освященной земле. Иордан отмечает, что и вестготы приносили в Жертву людей, но они отказались от этого обычая уже к тому времени, как вышли к побережью Черного моря.
Не совсем ясно, рассматривали ли восточные племена своих богинь так же, как и божественных прародительниц, или же только как божественных покровительниц. Ныне известно, что племена, жившие в устье Эльбы и на юге современной Дании, поклонялись Нертус, Матери-Земле. Считалось, что она вмешивается в жизнь людей и ездит среди своего народа в повозке, запряженной коровами. Священнослужитель богини Нертус "чувствовал", когда она готова покинуть свое святилище на острове, и тогда с глубоким почтением следовал за повозкой, пока богиня объезжала земли своего народа. И тогда наступал всеобщий праздник — единственное время, когда эти воинственные люди складывали оружие. В конце путешествия повозку и все ее содержимое смывали в озере рабы, которых после этого топили. Никому не дозволялось видеть богиню.
Нагарвалы, жившие ближе к истокам Одера, на Ризенгебирге, практиковали форму древней религии, в которой жрец, облаченный в женское платье, руководил проведением церемоний в честь богов-близнецов Алки (название, возможно, означает просто "боги"), в римской интерпретации приравненных к Кастору и Поллуксу. Священнослужитель в женской одежде типичен для религий транса. В восточном шаманизме облачение жреца в одежду другого пола свидетельствовало о его "неподвластности" обычной жизни. Однако Тацит не сообщает подробностей о культе Алки.
Еще восточнее, на территории современной Литвы, жило племя эстиев (название сохранилось в имени эстонцев), которые, свидетельствует Тацит, говорили на том же языке, что и бритты, и поклонялись матери богов, символ которой - фигурку дикого кабана (вепря) — они всегда брали с собой в качестве защитного амулета, даже тогда, когда, казалось бы, требовалось оружие. Жрецы богини считались, по-видимому, святыми людьми, неприкасаемыми, защищенными от хаоса повседневной жизни. Кабан был священным животным и для кельтов, а в позднегерманской религии его посвящали Фрейе и Фрию, дарующим удачу и изобилие. А эстии также собирали янтарь - еще один символ Фрейи в позднейшей мифологии; Тацит говорит, что они не подозревали о том, как ценился янтарь у римских торговцев, что, однако, маловероятно, ибо янтарные торговые пути между Балтикой и Средиземноморьем существовали еще со времен этрусков.
Наконец, Тацит упоминает синтонов, во всех отношениях похожих на другие племена, за тем исключением, что у них царил матриархат. По-видимому, у восточных германцев фигура женщины, божественной или даже реальной, пользовалась куда большим авторитетом, по сравнению с западными германцами, у которых все божества были мужскими и от которых, в отличие от бриттов, мы не слышали, что для них "не имело значения, какого пола их правитель".
Заключение
Преданность традициям, неукоснительное следование племенным устоям и определенным моральным принципам лежали в основе этнической консолидации германских племен. Племена сплачивались тесными кровными, родственными, хозяйственными и культовыми связями. Сохраняя собственные традиции, они уважали обычаи друг друга. Больше всего они ценили свою племенную самобытность, свои исконные нравы. Религия и культы в данном случае были помощью и поддержкой в стремлении германцев к обособлению и самовозвышению, но играли лишь вспомогательную роль. Поэтому германская религия быстро подверглась влиянию римской и кельтской религий. А позже растворилась в христианской. И, несмотря на самобытность и многогранность, не приобрела такой индивидуальности и яркости, как религия скандинавов или же кельтов.
Список использованной литературы
Источники
ü Корнелий Тацит О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. М., 1994. Т. I.
ü Юлий Цезарь Записки о Галльской войне
ü Аммиан Марцеллин Римская история. СПб., 1994.
Литература
ü В.П. Буданова Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., «Наука», 2000.
ü Найнджел Пенник, Пруденс Джонс История языческой Европы/ Пер. с англ. Р.В. Котенко. - СПб, Изд. группа "Евразия", 2000. С. 206-216.
ü Шервуд Е. А. Календарь у древних кельтов и германцев // Календарь в культуре народов мира: Сборник статей. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993.
ü «Страх перед умершими и культ мертвых у германцев в IV – VII вв. н. э. (на основании так называемых погребений специфического обряда)» перевод статьи, опубликованной в первый раз на немецком языке в Zeitschrift der Savigny-Stiftung fur Rechtsgeschichte, 106, 1989, 274 -283