Реферат по предмету "История"


Культура Московской Руси XIII-XVII

СОДЕРЖАНИЕ: 1)Введение 2)Основная часть Особенности культуры Московской Руси (XIII-XVII вв.) Архитектура Московской Руси Изобразительное искусство Декоративно – прикладное искусство Литература Театр Московской Руси Музыка Термины и понятия
3)Заключение 4)Список использованной литературы
Введение Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать. Римляне употребляли слово "культура" с каким-нибудь объектом в родительном падеже, т.е. только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: "culture juries" - выработка правил поведения, "culture lingual" - совершенствование языка и т.д. В 18 веке перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture , противопоставляя его слову naturale - природа. Культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Т.е. к культуре относилось только то, что касалось развития, самосовершенствования человека. Таким образом, не все, что являлось результатом деятельности людей, можно было назвать "культурой". В европейский научный оборот понятие культуры входило очень медленно. В конце XVIII века оно имело два оттенка: первый - господство над природой с помощью знания и ремесел, второй - духовное богатство личности. Слово "культура" вошло в русский язык довольно поздно - в середине 30х годов XIX века. Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIII-XVII. Со второй половины XVI в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380).Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо – татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых наличию удобных речных и сухопутных путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель. Целенаправленная и гибкая политика и политического центра Русского государства, московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси. Возрастает влияние Руси как одного из культурных центров. Особенности культуры Московской Руси (ХIII-ХVII вв.) В период татаро-монгольского нашествия раздробленная Русь не имела столицы. Ею считались то Владимир, то Кострома, то Переяславль-Залесский, то Тверь. Лишь Иван I Калита (1328—1340) закрепил титул великого княжества за Московской Русью. Позднее Иван IV Грозный (1533—1584) был наречен русским царем (1547 г.), но не отказался от титула князя Московского. Все русские импера­торы имели это звание, гордясь и дорожа им. Действительно, Москва всегда играла особую роль в судьбах русского народа. В самые тяжелые ордынские времена именно она выдвинула идею собирания земель в единое государство, помогла выжить русской культуре. С XIV в. начинается возвышение Москвы. При Иване Калите она превращается в значительный политический и культур­ный центр, тогда же в Москву была перенесена кафедра митропо­лита «Всея Руси», но особенно усиливается роль Москвы после победы Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380). Начиная с XIV в. Москва становится общерусским центром развития архитек­туры, живописи и музыки. Все силы русского народа были собраны для создания русского национального государства. К концу XV в. Русь становится московской, так как Москва играет в ней роль несравнимую с ролью каких-либо других городов страны. Вся энергия государственной жизни исходит от Москвы, она становится мощным очагом культуры, ее бурно развивающимся центром. На протяжении XV—XVI вв. продолжается расцвет русской культуры, который был связан с подъемом национального самосоз­нания. Расширяются знания о мире, становятся обычным явлением путешествия в Константинополь и на Ближний Восток. В апреле 1564 г. из типографии Ивана Федорова вышла первая русская печатная книга «Апостол». Тираж ее составил 52 экземпляра. Поз­днее Федоров навлек на себя недовольство Ивана IV и вынужден был уехать во Львов. Всего до конца XVI в. в России вышло 20 наименований печатных книг, в основном богословского содержа­ния. Продолжалось развитие ремесел, в частности, литейного дела. Особенно известен стал Андрей Чехов, отливший знаменитую Царь-пушку. XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторже­ния иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Мно­гочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенно­стью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и но­выми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве. Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреп­лялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии. В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира. Архитектура Московской Руси. Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации. Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, ха­рактерных для феодального уклада. Это—жилые дома и хозяйст­венные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и соору­жений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборо­нительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними — архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные по­стройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий к сооружений.
Первые крупные здания были построены в новой столице еще в конце XIII в.— Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, просуществовавшие сравнительно недолго; через полвека они были заменены новыми сооружениями. При Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. Сегодня вряд ли можно достоверно реконструировать их облик. Очевидно одно: соборы были белокаменными. С XIV в. восстанавливается каменное зодче­ство на Руси. Период расцвета и становления Московского княже­ства был временем усиленного каменного строительства. Подлинный всплеск каменного градостроительства в исконно де­ревянной Москве наблюдается при Иване Калите: во второй чет­верти XIV в. были возведены Успенский собор (1326—1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-коло­кольня Иоанна Лествичника (1329). Все храмы были выстроены из белого камня, что соответствовало традициям Владимиро-Суздаль-ской архитектуры, на которую ориентировались московские зодчие. Соборы Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), Спасо-Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лав­ры (1422) во многом перекликаются с владимирской архитектурой XII в. Используются такие характерные особенности, как кубиче­ские объемы, принцип деления стены на три части лопатками, обработка входов порталами. Но появляется и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружного декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет сложное композиционное решение, связанное с появлением под барабаном пьедестала, завершающегося поясом кокошников. Ос­новным строительным материалом служит известняк.
Во второй половине XIV в. по велению Дмитрия Донского Московский Кремль укрепляется за счет увеличения длины, коли­чества башен и расширения стен, возведенных из камня. Укрепля­ются и окрестные города, например, Коломна и Серпухов, которые были форпостами Москвы на пути к Золотой Орде. Существенно укрепляли столицу близлежащие монастыри. До­статочно яркую и новую струю в эту архитектуру внесли зодчие Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 20-х гг. XV в.). Они решительно изменили конструкцию храма. В основном четверике здания были опущены угловые части, поэтому центральные члене­ния фасадов кажутся приподнятыми. Второй ярус состоит из трех­лопастных арок с крупными кокошниками. В подножье барабана помещены кокошники поменьше. Венчает храм один стройный купол. В результате вся пышно декорированная композиция при­обрела необычайно подвижный, динамичный облик, утратив тяже­ловатость, столь характерную для некоторых крупных каменных сооружений прежних лет. Огромный размах строительства, связанного с возведением кре­постных стен, культовых и дворцовых зданий Московского Кремля конца XV— начала XVI в., способствовал совершенствованию тех­ники кладки из кирпича, ставшего с этого времени основным строительным материалом. Образцом технического мастерства было строительство Успенского собора. Русские мастера начали строить Успенский собор, но секреты строительства подобных сооружений были забыты и недостроенный собор рухнул — фундамент не вы­держал тяжести стен. В Москву был приглашен итальянский архи­тектор Аристотель Фиораванти. Он начал строить в Кремле Успенский собор по образцу древнерусских храмов. В московском Успенском соборе много традиционных для русской архитектуры черт: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс. Величественный и спокойный по своей архитектуре, мону­ментальный Успенский собор стал центром не только Соборной площади Кремля, но и всей Москвы. Из каждой части города были видны его золотые купола. В этот период возводятся также Успенский собор в Коломне и Звенигороде, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и др. В XVI столетии господствующим стилем в архитектуре стал шатровый — без столбов внутри здания, с шатровым покрытием, с украшением «ракушками» и узорочьем (церковь Вознесения в Ко­ломенском). С 1475 г. белокаменное строительство заменяется кирпичным. В 1489 г. в Кремле возводится Благовещенский собор, который был создан псковскими архитекторами, славившимися своими строительными навыками. Он служил дворцовой церковью русских царей. Здесь соединились черты псковской и московской архитектуры. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведен в 1505—1509 годах итальянцем Алевизом Новым. Как и Успенский собор, он шестистолпный, пятикупольный, с пятью апсидами при трех нефах. Его стены украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, незнакомыми на Руси карнизами, коринфскими пилястрами. Каждая закомара со­бора украшена раковиной. В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, обра­зованный ими треугольник хорошо вписывается в рельеф местности. Многочисленные кремлевские башни получили шатровый верх. Они имели фортификационное назначение, но, вместе с тем, выполняли роль триумфальных въездов. На Спасской башне уста­навливаются первые часы — вокруг неподвижной стрелки вращался ярко расписанный циферблат. В постройке стен деятельное участие принимает мастер Ермолин, который нам известен как реставратор собора в Юрьеве-Польском. Позднее на его место приходят италь­янцы — Марко Руффо и Пьетро Солари, которые воздвигают Гра­новитую палату (1487—1491), получившую свое название по облицовке ее фасада граненым камнем. Ее парадный зал, располо­женный во втором этаже, перекрыт крестовыми сводами, опираю­щимися на центральный столп. В память о битве за Казань, происшедшей в день Покрова 1 октября 1552 года, в Москве был построен Покровский собор, впоследствии названный храмом Ва­силия Блаженного. Из текста летописи XVII в. известно, что его авторами были два архитектора — Посник и Барма. Этот храм, построенный на Красной площади, доминировал над кремлевскими соборами, расположение в центре Москвы определило его общена­родное значение. XVI в. был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Бе-лозерский, Троице-Сергиев монастыри- Возникают новые крепост­ные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. К этому периоду относятся и отдельные дошедшие до наших дней деревянные церкви. Конструктивные приемы русских масте­ров были просты и разумны. Уложенные один на другой венцы создавали клеть. Восьмигранные срубы обычно заканчивались шат­ром, который венчала маленькая луковичная главка. Шатровая церковь явилась самым совершенным созданием русской деревян­ной архитектуры. В каменной архитектуре XVI в. искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Новаторской и самобытной конструкцией камен­ных храмов Московской Руси были шатровые покрытия, начало широкого применения которых — середина XVI в. Самым выдаю­щимся памятником такого типа явилась церковь Вознесения в селе Коломенском. Построенная в 1532 году по повелению великого князя Василия III в память о рождении долгожданного наследника, будущего царя Ивана Грозного, она возвышается на высоком берегу Москвы-реки, как бы господствуя над окружающей природой. Архитектура коломенского храма воплотила в камне славу и мощь русского государства.
Общий подъем национальной культуры, вызванный укреплени­ем русского национального государства, получил выражение и в развитии архитектуры. Ко второй половине XVII в. относится сооружение ряда замечательных памятников архитектуры: царского дворца в Коломенском, грандиозного и оригинального комплекса архитектурных сооружений так называемого Нового Иерусалима в подмосковном Воскресенском монастыре, церквей Грузинской Бо­жьей Матери в Москве и Покрова в Филях, многих интереснейших
произведений гражданской и церковной архитектуры в Звенигоро­де, Ярославле, Вологде и других городах. Характерными чертами, присущими различным по назначению и художественной форме произведениям архитектуры, являлись нарядная пышность, эффек­тивная декоративность, красочность и богатство отделки, хорошо передающие общий жизнеутверждающий характер быстро развива­вшегося русского национального искусства XVII в. Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пыш­ности и нарядности получает яркое выражение в украшении мону­ментальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покров­ского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). Архитекторами Ба-женом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарути-ным и Ларионом Ушаковым был построен в 1635—1636 годах Теремной дворец Московского Кремля. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Со всех сторон дворец окружает гульбище. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены двор­ца, интерьер которого особенно уютен, были расписаны (9). Для второй половины века типичным становится небольшой храм — пятиглавый и бесстолпный, с трапезной, приделами, гале­реей, колокольней и крыльцами с шатрами. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путниках (Москва), соборы Ростовского кремля. В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство. Для храмов Иоанна Зла­тоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове характерно введение яркого узора из поливных изразцов. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. Типич­ный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка в Ярославле — представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями. XVII в. был периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал несох­ранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших друг к другу и соединенных переходами. Исключительным по своеобразной красоте памятником русско­го деревянного зодчества справедливо считается церковь Преобра­жения в Кижах (ок. 1714). Это восьмерик с четырьмя прирубами. На четверике располагается еще два уменьшающихся по высоте восьмерика. Прирубы и ступенчатое покрытие храма увенчиваются ярусами бочек с главками. Одни поднимаются пирамидой к цент­ральной, самой большой главе. Ясность композиции церкви соче­тается с богатством форм. Изобразительное искусство. В XV столетии московская живо­пись освободилась от византийского влияния и начался «золотой век» иконописи. Ее расцвет связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. В это время живопись полна новыми идеями. Мастерство московских иконописцев позволяет говорить о рождении самостоятельной художественной школы, истоки кото­рой уходят в предыдущее столетие. В конце XIV в. в Москву приезжают многие художники из Византии. Здесь же трудится покинувший Новгород Феофан Грек, к кругу его работ можно отнести икону «Донская Богоматерь» — это двусторонняя икона. На лицевой ее стороне Богоматерь Уми­ление. По сравнению с «Владимирской Богоматерью» икона строже и лаконичнее по композиции, колорит более сдержан. На обороте иконы представлена сцена Успения Богоматери — центрическая строгая композиция. Предельно скупыми средствами передает ху­дожник сцену плача апостолов над телом Марии. Плотные, напря­женные краски подчеркивают драматизм события . По свидетельству летописи последние годы жизни мастер провел в Москве, где в 1405 г. вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля. Живопись Благовещенского собора Московского Кремля является уникальной не только по своим высочайшим художественным достоинствам, но и потому, что она принадлежит древнейшему из сохранившихся иконостасов русской церкви. В Благовещенском соборе Кремля был выполнен один из первых известных нам русских иконостасов (состоящая из икон стена, отделяющая алтарную часть от основного пространства храма). Он был образован несколькими рядами, из которых первый, нижний, состоит из икон, посвященных темам и святым, наиболее почитаемым в Москве и в Благовещен­ском соборе. Второй — деисусный, то есть включающий персона­жей, объединенных композицией Деисуса — моления. Наконец, третий — праздничный ряд — посвящен событиям из жизни Христа и Богородицы. Ученые определили, что высокий, в несколько чинов (рядов) иконостас возник только к концу XIV в., поэтому можно считать, что это чисто русское нововведение (греческая культура не знала развитых иконостасов). Помимо росписей московского Благовещенского собора Фео­фан Грек, вероятно, написал в Москве знаменитую «Донскую Богоматерь». Особый колорит иконы создан игрой красок. Мастер оживил обычный в образах Богоматери темно-вишневый цвет ярко-васильковой повязкой около лица. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зеленого, белого и красного цветов. Блики, характерные для Феофана, придают чертам внутреннюю экспрессию и одухотворенность. Под 1405 годом летопись впервые упоминает имя гениального русского художника Андрея Рублева (ок. 1360— ок. 1430). Он назван последним среди мастеров, привлеченных для росписи Благовещен­ского собора, что свидетельствовало о его молодости. Здесь вместе с Прохором с Городца он выполнял иконы праздничного ряда. Второй период в творчестве Рублева, время его зрелости как художника наступает тогда, когда он в 1408 году расписывает Успенский собор во Владимире. Этот ответственный заказ художник выполняет совместно с Даниилом Черным. Из фресок, когда-то покрывавших все стены собора, сохранилась огромная композиция Страшного суда. Композиция широко и свободно располагается в нескольких плоскостях, переходя со сводов центрального и южного нефов на западные столпы. Во фресках Успенского собора во Владимире проявился тот гуманизм, который стал основной чертой творчества великого живописца. Русские типы лиц апостолов отме­чены не только добротой, но и тем особым чувством собственного достоинства, которое характеризовало людей на Руси в этот период подъема национального самосознания.
В Третьяковской галерее находятся три иконы, выполненные для звенигородского собора: «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». В этих работах лучше всего сохранился красочный слой, и по ним можно представить себе манеру письма художника. Про­светленные чистые краски, тонкая линия рисунка, строгая пропор­циональность черт характерны для этих изображений.
В 1422—1427 годах была создана знаменитая икона «Троица», написанная для каменного Троицкого собора, построенного на месте погребения Сергия Радонежского. Сергий, настоятель Тро­ицкого (затем ставшего Троице-Сергиевым) монастыря, в котором прошла юность Андрея Рублева, был страстным проповедником объединения Руси. Идея единства — основная и в иконе. Она написана в память о преподобном Сергии. Композиция иконы, построенной по кругу, создает настроение торжественного покоя. Центральный ангел благословляет стоящую на столе чашу — символ страданий Христа, его жертвы, принесенной им ради людей. Ангелы склонили головы, объединенные общими чувствами и мыслями. Гармония подчеркивается и цветом. Синий в сочетании с золотом и охрой придает колориту особое благородство. Яркий чистый голубой цвет, или как его называют, голубец, звучит каждый раз по-новому, но особенно интенсивен в центре иконы, сочетаясь с малиновым хитоном среднего ангела. В конце своей жизни Рублев, возможно, выполнил огромный многорядный иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лав­ры. Здесь он работал вместе с учениками, которые осуществляли его замысел. Глубокий гуманизм, сила и человечность образов, высокие идеалы, которым он следовал, выразительность его худо­жественных средств поставили Рублева в один ряд с лучшими художниками всех стран и народов. У Рублева было много учеников. Некоторые из икон середины XV в., и среди них «Иоанн Предтеча» (ныне в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева), удивительно близки его творчеству. Расцвет живописи конца XV— начала XVI в. связан с творчест­вом замечательного художника Дионисия (ок. 1440— после 1502), самого известного мастера той поры, иконы которого очень ярки и красочны. Почти через полстолетия после Рублева он развивал в своем творчестве те гуманистические идеи, которые так блестяще выразил его гениальный предшественник. В 1482 году для Вознесенского монастыря Московского Кремля Дионисий пишет икону «Богоматерь Одигитрия» (ПТ). Он изобра­зил Марию с младенцем Христом на доске старой, испорченной пожаром византийской иконы. Светло-золотистый фон, пурпурный мафорий Богоматери, славящие ее ангелы, ее поза — все служит тому, чтобы подчеркнуть величественность образа. В 1500—1502 годах Дионисий создает свое самое замечательное произведение — фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Расположенный далеко на севере монастырь был небогат, его мало посещали, а потому фрески Дионисия в последующие века никогда не обновлялись. Они почти сохранили первоначальный колорит. Радостное чувство, которое создается чистыми, яркими, но вместе с тем нежными красками, присущими только Дионисию, пронизы­вает все его работы. Дионисий впервые в истории развития русской живописи вводит в иконы белые фоны. В Ферапонтовой монастыре Дионисий работал вместе со своими сыновьями. Среди компози­ций, покрывающих стены этого небольшого храма, основное место занимает роспись на сюжеты акафист—двадцать пять гимнов, сложенных в честь Богоматери еще в VI в. византийским поэтом Романом Сладкопевцем. В XVI в. в иконописи появляются изображения исторических деятелей и событий. К таким произведениям можно отнести две парные, одинакового размера иконы, выполненные Дионисием для Успенского собора Кремля: «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей». Обе они представляют собой тип так называемых житий­ных икон. В центре изображается святой, которому посвящена икона. Средники окружают, подобно раме, маленькие композиции с основными житийными эпизодами. Изображения неподвижно стоящих митрополитов близки по своему характеру к парадному портрету. Работы Дионисия отличают огромная сила в передаче настроения, глубокая внутренняя эмоциональность образов. Целая серия своеобразных исторических портретов предстает перед нами в образах царей и князей в стенописи Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной сыном Дионисия (1508). Некоторые фоны фресок вместо обычных голубых были позолоче­ны. Эти росписи отличает повышенная декоративность. В них нашла выражение характерная для того периода тема преемствен­ности власти московских князей от владимирских и киевских, а через них и от византийских императоров. В XVI в. во всех видах искусства шел поиск новых форм. В живописи расширяется круг тем, появляются нецерковные сюжеты из всемирной и особенно русской истории. Иконописцы XVI в. весьма многословны, они ставят перед собой задачу как можно полнее и подробнее разъяснить тему. Композиции перегружены многочисленными деталями, в них много бытовых подробностей, аллегорических персонажей. Многие иконы этого времени — «Ви­дение Евлогия», «Видение лествицы», «Притча о слепце и хромце» — иллюстрируют рассказы-притчи, в которых представители духовен­ства не всегда оказываются положительными персонажами. Для Успенского собора Кремля в середине XVI в. создается икона под названием «Церковь воинствующая», или «Благословен­но воинство». Она прославляет казанский поход Ивана Грозного, в аллегорической форме воздает хвалу победителям. Икона написана в сдержанной цветовой гамме. Своеобразным величием пронизано движение войска, разворачивающегося не в глубину, а вширь и вверх. В иконе много жанровых деталей. Повествовательное начало в живописи этого времени находит выражение в распространении житийных икон, а также в книжной миниатюре. В 1560—1570-х годах иллюстрируется грандиозная мно­готомная летопись—Лицевой летописный свод. Он состоит из десяти огромных томов, в которых содержится шестнадцать тысяч миниатюр. Шесть последних томов посвящены событиям русской истории, они особенно насыщены жанровыми сценами. В XVI в. материалом для книги служит не дорогостоящий пергамен, а бумага. Исполненный пером рисунок расцвечивается акварельными кра­сками . К середине XVI в. относится начало книгопечатания на Руси, сыгравшее немалую роль в истории древнерусского искусства. В 1564 году Иван Федоров в своей московской мастерской издал «Апостол» (одна из книг Библии, содержащая Деяния и Послания апостолов). Первые печатные книги украшались гравюрами, часто выполненными по западным образцам. В иконописи конца XVI— начала XVII в. получило распростра­нение своеобразное направление — так называемая «строгановская» школа (некоторые ее художники работали по заказу Строгановых). К этой школе принадлежали многие иконописцы, среди которых самыми известными были Прокопий Чирин, Истома Савин, его сыновья Никифор и Назарий. «Строгановские иконы», обычно небольшие по размерам, характеризуются тонкой манерой письма, почти ювелирной выписанностью деталей- Изысканная красочная гамма обильно включает золото и серебро. Художники умеют захватить зрителя занимательностью рассказа. Фигуры святых на этих иконах имеют сильно вытянутые пропорции. Они стоят на носках, в движении персонажей много манерности. Святой на иконе обращен не к зрителю, он молится, повернувшись к Богомате­ри, святым или Христу, изображенным в углу иконы в сегменте неба .
Монументальная живопись XVII в. переживает несомненный расцвет. Многочисленные храмы в Ярославле, Ростове Великом, Суздале, Вологде и, наконец, в Москве расписываются фресками. Росписи этого времени особенно своеобразны. К ним более всего подходит сравнение с цветистым ковром. Число поясов-регистров увеличивается, а размеры композиций уменьшаются. Тщательная выписанность делает их похожими на произведения станкового искусства, как бы развешанные на стенах храмов. В сценах большое внимание уделяется многочисленным бытовым подробностям. За­медленно развертывается перед зрителем рассказ. Художник стре­мится построить композицию в глубину. Он передает пространство, хотя и несколько условно. Архитектура и пейзаж определяют место действия. Масштабные соотношения фигуры и архитектуры стано­вятся более естественными.
Значительные изменения происходят в иконографии фресок. Изображая сцены из жизни пророка Елисея, художник церкви Ильи Пророка в Ярославле основой композиции делает сцену жатвы, причем показывает ее как работу крестьян в поле. Впервые живо­писцы вводят обнаженные фигуры, проявляя при этом определен­ное понимание пластической анатомии. В это время выдвигается плеяда замечательных живописцев: Любим Агеев, Дмитрий Гри­горьев Плеханов, Федор Евтихеев Зубов, среди которых Гурий Никитин — создатель росписей церкви Ильи Пророка в Ярославле, был одним из наиболее передовых художников своей эпохи . В оформлении храмов особое значение приобретает деревянная скульптура. Памятников этого вида искусства от XVII в. сохранилось довольного много. Скульптура всегда расписывалась, причем теми же темперными красками, которые применялись иконописцами. Обычно фигура святого передавалась довольно плоскостно и была рассчитана на одну главную точку зрения. Среди святых, которых любили изображать русские скульпторы, первое место занимает Никола, по преданию, защитник Можайска. Его изображают с моделью города Можайска в левой руке, в правой у него — меч. С введением книгопечатания в XVII в. на Руси распространялись листы с гравированными изображениями самого разнообразного содержания. Сначала это гравюры на дереве — ксилографии, а затем уже на металле. В ней ранее, чем в иконах и фресках, стали использоваться светотеневая моделировка и прямая перспектива. Русская иконопись второй половины XVII в. связана с именем художника, который в своем творчестве сочетал старые традиции с новыми исканиями. Симон Ушаков (1626—1686) был человеком разносторонних интересов. Вместе со своим другом Иосифом Вла­димировым художник смело вводил в изображения элементы ре­альной жизни, многочисленные бытовые подробности. В иконах он последовательно применял светотеневую моделировку, придавая почти скульптурную объемность ликам святых, Христа или Бого­матери. Ушаков был одним из главных художников Оружейной палаты, которая в XVII в. становится основным художественным центром страны. Она приобретает исключительное значение как шкода, занимающаяся подготовкой высококвалифицированных мастеров живописи и прикладного искусства. Лучшие из них остаются при Оружейной палате, выполняя различные государственные и частные заказы. Особенно расцветает деятельность Оружейной палаты, когда во главе ее становится боярин Богдан Хитрово, человек тонкого вкуса и незаурядных организаторских способностей. В Оружейной палате работали не только русские художники. Приезжие мастера часто обогащали творческий опыт русских живописцев, способст­вовали совершенствованию их технических навыков, они знакоми­ли питомцев Оружейной палаты с техникой письма масляными красками, с законами прямой перспективы, с особенностями све­тотеневой моделировки форм. В 1660-х годах здесь трудились армянин Богдан Салтанов, голландец Даниил Вухтерс, грек Алостон Юрьев и другие. Для русских художников этого времени характерен интерес к изображению реального человека, его индивидуальных черт. Порт­рет — первый светский жанр в древнерусской живописи. Ему суж­дено было стать основным уже в следующее, XVIII столетие. В портретах, называемых в это время парсунами (видоизмененное слово «персона»), живописцы стремятся к тому, чтобы как можно точнее воспроизвести внешнеесходство. Однако в общих принци­пах композиции, в некоторой идеализации образов явно ощутимо влияние иконописного канона. Передача портретных черт персонажей, внимание к реальному пейзажу, к бытовым деталям, к элементам светотеневой моделиров­ки, обращение к прямой перспективе—все это черты нового, которые еще соседствуют со старыми традиционными формами. Декоративно-прикладное искусство. На протяжении первой по­ловины XV в. в Москве было создано немало памятников шитья. Вплоть до XVI в. шитье выполнялось в основном гладью. Разно­цветные шелка, которые применяли мастерицы, придавали этим произведениям особую красочную насыщенность. Золотые и серебряные нити вводились очень сдержанно, не утяжеляя обшей радо­стной гаммы . Прикладное искусство Москвы XVI в. дало много непревзой­денных образцов резьбы по дереву, ювелирного искусства и худо­жественного шитья. Из памятников древнерусской резьбы по дереву наиболее примечательно «Царское место» (1552 г.). На боковых стенках этого трона помещены рельефные сцены изображавшие легенду о получении Владимиром Мономахом царской шапки и барм (оплечья) из Византии. Из произведений московского юве­лирного искусства выделяется своим изяществом большое золотое блюдо, подаренное Иваном Грозным в 1561 г. Троицкому монасты­рю. В центре блюда как бы в ореоле лучей находится двуглавый орел — символ могущества Российского государства. В тонком рас­тительном орнаменте по краям блюда — мотивы, родственные за­падноевропейскому Возрождению. Не имеют себе равных по тонкости исполнения три золотые цаты (подковообразные подве­ски), сделанные по распоряжению Ивана Грозного для иконы «Троица». Золотой ажурный орнамент окружает три крупных дра­гоценных камня, помещенных на каждой из подвесок (История Москвы). Московские вышивальщицы в XVI в. создали разнообразные предметы художественного шитья, в которых они стремились пере­дать образы русских людей, их настроения и окружающий мир. В XVI в. лицевое шитье остается, как и прежде, близким к иконным традициям. Однако в нем появляется ряд новых черт. Мастерицы стремятся достигнуть особой пышности и богатства, обильно упот­ребляя жемчуг, драгоценные камни, золотые нити. Стежки, распо­ложенные в определенном порядке, дают многообразные узоры. На некоторых изделиях прикладного искусства этого периода оказало влияние творчество Рублева, например, на покрове с изображением Сергия Радонежского, хранящейся в Загорске, чувствуется глубокая человечность образа, которая восходит к рублевской традиции в русском искусстве. Разнообразием швов вышивальщицы подчерки­вают форму. Они искусно комбинируют нити серого, фиолетового, серо-коричневого тонов, придавая серебристость всей палитре. В XVI в. существовало несколько больших мастерских шитья, каждая из которых отличалась своими особенностями. В произве­дениях, созданных в мастерских Старицких, фигуры грузные, дви­жения преувеличенные. Красочная гамма мягкая, но в то же время звучная. Наиболее яркий пример деятельности этих мастерских— плащаница 1561 года в Историко-художественном музее-заповед­нике Сергиева Посада.
Шитье «строгановской» школы по подбору красок, по рисунку близко к иконам, заказанным Строгановыми. Самым значительным памятником этих мастерских можно считать плащаницу, подарен­ную Никитой Строгановым в сольвычегодский Благовещенский собор. Богоматерь, святые, ангелы в торжественном ритуале скло­нились над телом Христа, которого они оплакивают. Выполнена плащаница на красной камке лиловыми, голубыми, зелеными шел­ками.
Руками московских мастеров создавались бессмертные шедевры национального гения, по праву занимающие выдающееся место в мировой сокровищнице искусства. Литература. Татаро-монгольское нашествие затормозило разви­тие летописания, хотя даже в самые мрачные годы ордынского ига оно не умерло и продолжало свое развитие, донеся до нас многие подробности жизни людей той эпохи. Основной темой литературы начиная с XIII в. становится патриотическая тема. Воинский подвиг во имя спасения Отечества, любовь к своей земле, скорбь по погибшим — все это находит непосредственное воплощение в ле­тописании, агиографии, повестях и поучительных словах. Развива­ясь в разных удельных землях, русская словесность тем не менее составляла единое целое на основе общности религии, языка, истории, культурных традиций. Литература в конце XIV— начале XV вв. развивается особенно интенсивно. В ней можно различить большое количество стилей и тенденций, многообразие жанров и местных особенностей. Веду­щими, несомненно, следует признать произведения, посвященные борьбе за освобождение от татаро-монгольского ига, проникнутые героическими и патриотическими идеями. Первому столкновению с ордой посвящена «Повесть о битве на Калке», написанная, по всей видимости, в период между 1223 и 1238 гг. Исследователи полагают, что «Повесть», вошедшая в Новгородскую первую лето­пись, была создана очевидцем или участником Калкского сражения непосредственно после битвы. Из-за разобщенности князей битва была проиграна, скорбь охватила русскую землю, надолго поселив в сердцах наших предков мистический страх перед ордынцами, преодоленный лишь с победой на Куликовом поле. Мамаево побо­ище освещалось с разных позиций и в разное время. Одна из версий представлена в прекрасном поэтическом произведении — «Задо-нщина», которая является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Сегодня известно шесть вариантов «За-донщины», самый ранний из которых относится к 1470-м гг. Мысль о единстве русских земель пронизывает большинство литературных произведений этого периода. Так, например, извест­ное произведение: «Слово о погибели Русской земли» — XIII в. мыслит русскую землю как единое целое: от Тамани до Прибалтики и от Дуная до Суздальщины. Начиная с конца XIV в. в литературе развивается экспрессив-но-эмоциоанальный стияь, названный Д.С. Лихачевым «абстракт­ным психологизмом». Ученый пишет: «В центре внимания писателей конца XIV— начала XV в. оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира. Но эти чувства, отдельные состояния человеческой души не объединяются еще в характеры. Отдельные проявления психологии изображаются без всякой индивидуализа­ции и не складываются в психологию. Связывающее, объединяющее начало — характер человека — еще не открыто, индивидуальность человека по-прежнему ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из двух категорий — добрых или злых, положительных или отрицательных». Москва, объединяя разрозненную, израненную Русь, создавала общерусскую культуру. В XV в. в Москве создавались общерусские летописные своды. Первым московским летописным сводом подо­бного рода была летопись, составленная митрополитом Киприаном в 1408 г. В ней были собраны летописи Твери, Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Ростова, Рязани, Смоленска и др. В XV—XVI вв. расширялось количество литературных жанров и произведений. Большой популярностью у читателей пользовались жития святых. С наибольшей яркостью этот жанр отразился в творчестве великого Епифания Премудрого. Он написал, вероятно, много сочинений; сегодня мы можем судить о степени его мастерства и огромной начитанности по двум агиографическим памятникам — «Житию Стефана Пермского» и «Житию Сергия Радонежского». В «Житии Сергия Радонежского» имеется описание самых разных эпизодов жизни святого. В XVI в. была составлена Степенная книга, содержавшая жиз­неописание династии Рюриковичей. Появилась «История Казан­ского царства», посвященная взятию Казани. В устном народном творчестве отразилась борьба с монголо-татарами («Задонщина» — рассказ о Куликовской битве, «Повесть о Щелкане» — о восстании 1327 г. в Твери). Появились описания путешествий в далекие страны («Хождение за три моря» Афанасия Никитина, посвященное поездке тверского купца в Индию, дневник поездки русского посольства на церковный собор во Флоренцию). Почти во всех богатых домах имелся «Домострой» — сборник полезных советов по ведению домашнего хозяйства и «Хронограф» — своеобразный учебник всемирной истории . Во второй половине XV— первой половине XVI в. завершается процесс объединения русских земель в единое государство. В эти годы необычайно возрастает общественное место литературы в жизни государства. Литература обращается к важным проблемам современности, истории, будущего, усиливается интерес к филоло­гии, к комментированию древних текстов, к изучению иностранных языков. Среди многочисленных литературных жанров на первое место выдвигается публицистика. Стремление обосновывать особое значение Руси — «третьего Рима» — и роли великого князя больше всего сказывается в произведениях литературы. Театр в Московской Руси. К XVI в. и первой половине XVII в. относит расцвет церковных литургических действ, то есть театра­лизованных богослужений. Элементы театральности были заложены в самой обрядности церковной службы, восходящей к традиции культовых обрядов и античного театра. Русские литургические действа не были театром, но наиболее сложные из них заключали в себе элементы театральности и приближались к типу зрелищных театральных представлений. К числу таких действ можно отнести: «Хождение на осляти» или «Действо цветоносия», «Умовение ног» и «Пещное действо». Однако церковные действа не могли стать основой государственного театра, так как неразрывная связь действ с церковной службой, с библейскими и евангельскими сюжетами исключала возможность какого-либо расширения их содержания и тематики. Вместе с тем они подготовили почву для появления библейских действ на сцене придворного и школьного театров конца XVII в. Не случайно термин действо удержался и в государственном профессиональном театре. Созданию постоянного профессионального театра при дворе предшествовали «потешные» палаты XVI—XVII вв. Еще в 70-х годах XVI столетия по указу Ивана IV для царского двора собирали скоморохов. В царствование Бориса Годунова, а затем Василия Шуйского при дворе существовала «потешная палата». В 1613 году при дворе царя Михаила Федоровича были построены «потешные хоромы» и началась деятельность потешной палаты, представляв­шей, по словам историка И. Забелина, «как бы особое ведомство, к которому принадлежали все потешники и все лица, имевшие во дворце потешное значение» (2), то есть имевшие отношение к придворным развлечениям. Многочисленный штат русских и ино­земных «потешников» состоял из «веселых» (то есть скоморохов), «гусельников», «домрачей», «органистов», «шутов-дураков» и др.
В 1672 году в Москве, при дворе царя Алексея Михайловича, был создан невиданный ранее на Руси вид театра. Это был театр того типа, который сложился на Западе в эпоху Возрождения и появление которого знаменовало новую стадию в истории мирового театра, определив собой характер общеевропейского театра как театра светского и профессионального. Царь Алексей Михайлович любил красивые и эффектные зрелища, ценил пышность и выра­зительность придворного церемониала и даже в разработанный им устав о соколиной охоте вносил черты театрализованной празднич­ности. Можно с уверенностью предположить, что большую роль в создании театра сыграл и боярин Артамон Матвеев — один из наиболее прогрессивных и просвещенных государственных людей своего времени, любитель музыки и театра (5).
Создание придворного театра было делом нелегким. В Москве не было русских людей, знакомых с опытом организации и работы профессионального театра такого типа. Не было актеров. Не было пьес. Не было самого театра, то есть театрального здания, правда, на Украине, в Киевской духовной академии, существовал достиг­ший высокого уровня церковный школьный театр. Но русскому двору нужен был светский театр. Решено было обратиться к «ино­земцам». Весной 1672 года началась энергичная подготовка к со­зданию придворного театра, был объявлен царский указ, повелевавший построить в селе Преображенском, где находилась подмосковная резиденция царя, «комедийную хоромину» и «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии книгу «Есфирь». Постановкой пьес и обучением актеров руководил Грегори. Он нашел себе помощников, написал пьесу «Артаксерксово дейст­во» на сюжет библейской книги «Эсфирь», собрал труппу из уче­ников руководимой им в Немецкой слободе школы. 17 октября 1672 года состоялось первое представление. Успех спектакля решил дальнейшую судьбу театра. Представление «Есфирь» или «Артак­серксово действо» прочно вошло в репертуар «комедийной хороми­ны». А вслед за этим театр осуществил ряд постановок. Новая «потеха» становилась неотъемлемой частью придворного быта, он был строго замкнутым, носил дворцовый характер. Придворные извещались о представлениях «нарочными сокольниками» и «стре­мянными конюхами». В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича, театр был закрыт. Созданный при дворе царя Алексея Михайловича театр представлял собой сложное сочетание различ­ных театральных систем: придворного театра, церковно-школьного театра и широко распространенного на Западе так называемого театра «английских комедиантов». Музыка. В период укрепления Московского государства впер­вые на Руси профессиональная музыка становится предметом ад­министративной опеки. Ряд государственных мероприятий позволил Москве стать центром певческой культуры. В 1479 г. при царском дворе создается хор из лучших певчих того времени. Хор получил название Государевых певчих дьяков. Сохранились сведе­ния, что в его состав входили такие выдающиеся композиторы- распевщики, как Иван Нос и Федор Христианин (Крестьянин). Хор постоянно участвовал и в службах в Успенском соборе, и в «мирских забавах» двора (19). Хор Государевых певчих дьяков просуществовал около 300 лет, в XVIII в. он становится Придворной певческой капеллой, которой 30 лет руководил выдающийся русский композитор Д.С. Бортнянский. Традиция прервалась в 1917 г. Хор был реорганизован в светский коллектив с женскими голосами. Сегодня это Академиче­ская капелла имени М.И. Глинки, в репертуар которой вновь вернулась духовная музыка. В практику храмового пения прочно вошла традиция многораспевности, то есть на один канонический текст стали исполняться разные мелодии. Такие распевы были чисто авторскими, отражая индивидуальность, талант, вкус их создателя. Церковно-певческие рукописи конца XV—XVI вв. содержат несколько качественно новых распевов, которых не знала прежняя музыкальная культура. Возникло путевое (или путное) знамя. По мнению знатока древнерусской музыки НД. Успенского, путевым распевом стали исполняться стихиры, сопровождающие разного рода церковные шествия. Изменилось и традиционное знаменное пение — в конце XVI в. родился так называемый большой распев. Его изобретение связывают с именем замечательного музыканта Федора Христианина. Оставаясь в границах одноголосого хорового пения, мастер создал музыку неисчерпаемого мелодического богат­ства и широкого дыхания. В храмовое искусство этого времени вошел демественный рас­пев. Демественное пение следует считать разновидностью богослу­жебной музыки, название которой связано с должностью регента хора — доместика, хранившего в памяти мелодии, не подчиненные традиционным законам осьмогласия. Демественное пение называли «красным». Его мелодии отличались великолепием, пышностью, сложными декоративными украшениями, напоминающими узо­рочье шатровых храмов XVI в. В XVII в. появляется многоголосное пение, которое называется партесным. Полнозвучное партесное пение отражает стиль барокко, для него характерно праздничное мироощущение. Меняется систе­ма музыкального языка, появляются выдающиеся музыканты, ком­позиторы, имена которых нам известны, это: Н.П. Дилецкий — педагоги композитор, автор труда «Идея грамматики мусикийской», дьяк московского Сретенского собора в кремле Иоанникий Коре­нев, Николай Калашников, Николай Бавыкин и др. Самым изве­стным творцом партесных концертов был «государев певчий дьяк» В.П. Титов. Музыка Титова была очень популярна, он .стоял у истоков рождения русского романса . Памятники культуры Храм Василия Блаженного "Уже Покровский собор (собор Василия Блаженного) сразу отличается своей причудливой архитектурой от хра­мов Кремля. Построенный в память завоевания Казани н Астрахани, отдавшего в руки Московского посада торго­вые пути на Каспий в Сибирь, он составился из восьми пер­воначальных храмов . И как "обетный" храм, соединенный с ростом Московского посада, а не боярства, приходившего в его время в упадок, он был вынесен в пику боярам за пределы Кремля, в посад, на ров, отделявший Красную пло­щадь от спуска к Москве-реке" (это отрывок из книги "По Москве: Прогулки по Москве и ея художественным и про­светительным учреждениям" под ред. Н. А. Гейнике и др.); "Собор Покрова, что на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, расположен в южной части Красной площади, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Мос­кве-реке" (эта цитата — отрывок из фундаментального изда­ния "Памятники архитектуры Москвы" качала 80-х годов).Случилось так, что малолетний царь Иван Васильевич остал­ся сиротой в семь лет. Многие обижали и дразнили его. Рос он злобным и жестоким мальчиком. А когда вырос, стал мстить своим обидчикам. Казнил он без разбору виновного и невинов­ного. Народ прозвал царя «Грозным» за его жестокость. Пока Иван был маленьким и не мог сам управлять Русью, татары, населявшие Казанское и Астраханское царства, совершали постоянные набеги на Русскую землю, мечтали покорить златоглавую православную Москву. Захватывая русские города, татары разоряли храмы, грабили дома, а людей уводили в плен и мучили тяжелой работой. Когда Иван вырос, решил он наказать татар за их злодеяния. Пошел с войском на главный город татарский, Казань. После долгих боев пала главная татарская крепость. С победой вернулся Иван Васильевич в Москву.
Иван Грозный приказал псковским мастерам Барме и Постнику построить храм с восемью куполами, ибо восемь побед одержали русские над Казанским царством. Можно ли было ослушаться царя, да еще такого, как Иван Грозный? Нельзя. А мастера ослушались и поставили храм с девятью верхами (луковичными куполами). Великолепный получился храм. Осмотрел его царь, остался доволен работой зодчих и спрашивает у старшего мастера:
— А сможете ли вы сделать храм краше этого? — Сможем, государь, только прикажи,— ответил тот, подумав. Но не хотел Иван Грозный, чтобы где-то был храм лучше только что построенного. И тогда приказал он ослепить строителей. Построенный храм был назван собором Покрова «что на рву», а народ упорно зовет его храмом Василия Блаженного. По народным преданиям, жил в Москве такой юродивый ^ (безумный, святой) Василий, просил подаяния и всем, даже царю, говорил правду в глаза. Царь рад был бы избавиться от него, но боялся людской молвы: в народе Василий почитался блаженным — счастливым. Божьим угодником, предсказате­лем. Царь даже приглашал Василия в палаты. Однажды Иван Грозный подал Василию на пиру кубок с вином и потребовал выпить за здоровье царя. А Василий счел, что вино отравлено, взял да и вылил его в окно. Разгневался царь, поднял посох, а Василий ему со смехом отвечает: — Не гневайся, Иванушко! Это я в Новгороде пожар заливаю! Позднее царю доложили, что действительно в это время в Новгороде был большой пожар. Религиозный царь посчитал Василия пророком и чудотворцем и стал побаиваться его. Когда умер Василий Блаженный, обрадовался царь: одним смутьяном меньше. Но виду не подал и был в числе тех, кто нес его гроб. По требованию народа Василий был погребен в северо-восточной части Покровского собора на Красной площади. Там виднеется маленькая главка храма — синяя, с узорами. Главка эта — в острых крупных шипах, как палица у русского богатыря Ильи Муромца. Сделано это неспроста. Истинный народный любимец, острый на язык, Василий Блаженный был человек смелый; устным словом, как умел, он воевал с произволом царя и его сподручных. Вот почему собор имеет два названия. Московский Кремль Каждый согласится с тем, что топоним Крас­ная площадь — особый символ и памятник Москвы и всей Россия. С самого своего возникновения Красная площадь стала главной площадью Москвы. Причиной ее появления была насущная потребность расширить пределы города, его важ­ных составных частей, в данном случае — торга, вывести его за пределы переполненного Кремля, но не менее важ­ной причиной были и стратегические задачи укрепления обороны столицы. Ученые сходятся на том, что она по­явилась в конце XV века, а точнее — в 1493 году, когда за пределы Кремля был перенесен торг и когда указом Ивана III было предписано снести деревянные постройки вокруг Кремля, которые часто горели и тем самым представляли большую опасность. Вот тогда-то у восточной кремлевской стены и была организована площадь для мелкой торговли. Поначалу на настоящую площадь она походила мало. Это был действительно рынок: здесь стояли шалаши, палатки, лотки, на латках шла разнообразная торговля. Чуть позже площадь стала и своеобразным московским форумом. Вре­мя от времени выходили царские указы, запрещавшие стро­ить на площади дома и большие торговые лавки. Но построй­ки эти появлялись вновь, так как народу здесь собиралось много н торг буквально кипел. Как самое людное место горо­да, площадь стала и прибежищем преступников, мятежни­ков и всякого недовольного люда. С другой стороны, ей было суждено стать и местом проведения расправ над Бунтовщи­ками — вспомните казнь мятежных стрельцов в начале царствования Петра I. Здесь же оглашались, читались некото­рые царские указы, собирались бояре, разные должност­ные лица высокого ранга, купцы и обсуждали важные для государства вопросы — такие, как, например, вздорожа­ние хлеба. На площади проходили и торжественные цере­монии, связанные с коронацией царей, крестные ходы. Это была на самом деле главная площадь города, ее полити­ческий и торговый центр. Деревянные торговые постройки на площади часто го­рели, и поэтому площадь носила название Пожар, которое в исторических, архивных документах зафиксировано толь­ко в ХУII веке, но несомненно существовало и намного рань­ше. Народ стекался сюда, чтобы послушать, "что говорят на Пожаре". Важная роль площади в жизни столицы государства зас­тавляла горожан заботиться о ее внешнем облике. Во вто­рой половине XVII века она была обстроена красивыми зда­ниями. Через ров, проходивший вдоль кремлевской стены, перебросили мосты (к Никольским и Фроловским, ныне — Спасским воротам), которые сразу "обросли" лавчонками. С юга, как мы уже говорили, к тому времени площадь укра­шал собор Покрова Пресвятой Богородицы. Именно в ту пору она стала по-настоящему Красной — "красивой», а тогда то название Красная попало в документы и утвердилось офи­циально. Практически все дальнейшее развитие площади: перестройка торговых рядов, появление других зданий — было направлено и на то, чтобы оправдать наименование. С веками торговля на Красной площади становилась все шире. В XVII веке здесь шумел большой, оживленный торг. Своеобразным товаром торговали на мосту у фроловских ворот: рукописными и печатными книгами, тетрадями, лу­бочными картинками, заграничными гравюрами, или "грамот­ностью", как тогда говорили. Именно благодаря такому признаку — основному своему предназначению — площадь имела еще одно название: Торго­вая. В те времена строгой официальной закрепленности гео­графических названий не существовало, и поэтому одновре­менно могло бытовать несколько названий одного в того же объекта. Название Красная как единственное было закреп­лено за площадью официально значительно позднее, по данным П, В. Сытина, это произошло лишь в XIX веке. Торго­вая же функция Красной площади частично сохранилась до наших дней: сейчас здесь находится ГУМ, одни из главных торговых центров страны. Благодаря исследованиям историков удалось установить, что самым ранним названием площади было не Пожар в не Красная, а Троицкая. Так именовалась она в XVI веке — по церкви Святой Троицы, стоявшей на крутом обрыве над Москвой-рекой (именно там, где сейчас возвышается эфам Васи­лия Блаженного). И все же: какова истинная история и мотивировка топо­нима Красная площадь? Первона­чально Красная площадь находилась внутри Кремля — там, где сейчас расположена часть Соборной площади. Внутри Кремля также первоначально располагалось и Лобное мес­то. Мотив образования топонима был прост: на Красную площадь выходило Красное крыльца дворца ("центральное, главное, самое важное, официальное"), на которое вели три Красные лестницы. Под Красным крыльцом (недавно вос­становленным кремлевскими реставраторами и архитекто­рами), между лестницами, были ворота, которые носили на­звание Красные. Таким образом, небольшая площадь, при­мыкавшая к Красному крыльцу, самым естественным образом получила наименование Красная. Другими слова­ми, произошел перенос имени Красное (Красная) с одного объекта на другой на основе их смежности, связи в про­странстве, в жизни Название Красная очень быстро привилось к площади, ведь она тоже была центральной, важной, официальной. Красным назы­вался даже дворцовый сад на набережной, примыкавший к Красной площади с юго-запада. Современный топоним Крас­ная площадь - второй перенос: он произошел, когда площадь, как уже было сказано выше, была выведена за стены Крем­ля. Наименование быстро привилось и на новом месте. Так что схема образования топонима Красная площадь действи­тельно не сводится к простому превращению прилагательно­го красная (красный) в имя собственное, а была исторически более сложной: красное —> Красное крыльцо —> Красная пло­щадь [в Кремле] (+ Красные лестницы, Красные ворота. Крас­ный сад) —> Красная площадь [за стеной Кремля].
Термины и понятия Фреска - 1. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески.2. Вид живописи — настенная роспись. Фресковая живопись. Икона - У православных и католиков: предмет поклонения — живописное изображение Бога, святого или святых, образ.
Иконостас - Покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в православном храме. Живопись - 1. Изобразительное искусство — создание художественных образов с помощью красок. Уроки живописи. Школа живописи.2. собир. Произведения этого искусства. Стенная ж. Станковая ж Живописная мастерская. Живописное искусство. Храм - 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки. Храмовая икона — икона с изображением лика святого, именем которого назван храм. Собор - 1. Собрание, съезд (устар. и спец.). Земский с. Церковный с. Поместный с. (съезд служителей христианской церкви).2. Главная или большая церковь в городе, в монастыре. Архитектура - 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. Садово-парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (искусство гармонического сочетания естественных ландшафтов с архитектурными комплексами, искусственными ландшафтами).2. Стиль постройки. А. здания.3. собир. Здания, сооружения. А. малых форм (небольшие сооружения декоративного, мемориального, служебного назначения). А. институт. А. ансамбль. Памятник - 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего–н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пушкину. Надгробный п. П.-обелиск. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи). Скульптура - 1. Искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки. Заниматься скульптурой. 2. Произведение такого искусства, а также (собир.) совокупность таких произведений. Античные скульптуры. Древнерусская деревянная с. Канон - 1. Правило, непреложное положение какого–н. направления, учения (книжн.). Эстетические каноны классицизма. 2. Церковное установление, правило (книжн.). Религиозные каноны. 3. Церковное хоровое песнопение в честь святого или праздника (спец.). Пасхальный к. Заключение. Культура Московской Руси XIII-XVII вв. переживали подвиги, связанные с разгромам Золотой орды и создание единого Русского государства в центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений искусства – в литературе, зодчестве, живописи, декоративно – прикладного искусства, а так же в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появлению книгопечатания. Рост значения Москвы как центра объединенных Русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля – с его стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками. Московский кремль стал символом Русских земель, выдающимся памятником не только русского, но и мирового значения, как и собор Василия Блаженного, старинные русские монастыри. Свою страницу в историю русского искусства вписали выдающиеся живописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, мастер Дионисий. Сложились новые оригинальные направления в русском зодчестве. Завершение формирования русской народности положило начало созданию общерусской культуры. Список использованной литературы. 1) «Культурология. История Мировой культуры». Под редакцией А.Н. Марковой 2) «Мировая художественная культура». Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др.; под редакцией Б.А. Эренгросс. 3) «Москвоведение», Михаил Горбаневский 4) «Москвоведение» О.В. Жунина 5) "По Москве: Прогулки по Москве и ея художественным и про­светительным учреждениям" под ред. Н. А. Гейнике и др. 6) "Памятники архитектуры Москвы"


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.