Московский медичи Савва Иванович Мамонтов Медичи - это фамилия известного флорентийского рода дворян, представители которого прославились в народе за сво меценатство, покровительство. Наиболее известный из них - Лоренцо Великолепный, правивший во Флоренции во второй половине пятнадцатого века был также незаурядным поэтом, покровителем всех видов искусства, меценатом, при непосредственном участии которого
Флоренция в конце пятнадцатого века стала центром культуры эпохи Возрождения. С тех пор меценатов и покровителей, сделавших особый вклад в развитие культуры, в Европе называют медичи. Конец девятнадцатого века в России был ознаменован необычайным подъмом культуры. В связи с этим появились в стране и те, кто этот подъм всячески поддерживал, в том числе и материально.
Эти люди были в основном богатыми купцами и промышленниками, которые чувствовали необычайный прогресс в развитии культуры и духовного уровня русского народа. Эти люди прослыли в народе как московские медичи. В списке этих имн мы найдм много знакомых, например Павел Третьяков - основатель знаменитой на весь мир
Третьяковской галлереи, Савва Морозов - богатый промышленник, который помогал большевикам в годы революций, а также многие другие. Один из них - Савва Иванович Мамонтов, основатель первой частной Русской оперы, той самой, в которой расцвл гений Шаляпина и где были поставлены в некоторых случаях впервые многие оперы композиторов Национальной школы. Савва Мамонтов родился 3 октября 1841 года в городе
Ялуторовске, за Уралом, где отец его, Иван Фдорович, работал по откупной части. Весьма знаменательно то, что в этом небольшом городе в то же время жили многие декабристы, среди которых Иван Пущин, лицейский друг Пушкина, Матвей Муравьв - Апостол и другие. Итак, Савва Иванович Мамонтов родился и первые годы жизни провл в городе, где жили декабристы. В своих заметках о детстве он пишет, что отец его был близок и как будто родственно связан
с некоторыми из декабристов. К сожалению, связь эта была покрыта строгой тайной. Имя Мамонтова называют среди имн тех сибирских купцов, кто помогал политическим преступникам наладить бесцензурную переписку с родными и друзьями в России. Вс это оказывало непосредственное влияние на маленького Савву. С малых лет стал проявляться его неординарный характер мальчик был способен улавливать дух чего
- то особенного, духовно ценного. Этой способности ещ предстояло проявиться в будущем, в сфере искусства. Чуть к прекрасному сыграло в жизни Саввы решающую роль. В 1850 году Мамонтовы переезжают в Москву. Отец Саввы решил, что пора прекратить домашнее воспитание сыновей их в семье было четверо и отдал их в гимназию. Но пребывание их в гимназии длилось недолго - через год отец определил детей в
Горный корпус в Петербурге. В корпусе Савва проучился год, но затем опять вернулся в свою старую гимназию, из которой год назад забрал его отец. Учился Савва год от года вс хуже, стал чуть ли не самым последним учеником в классе. По существовавшим тогда правилам он должен был сидеть за последней скамьй, но по настоянию одноклассников, любивших его за независимость и обаяние, сидел всегда за первой, рядом с первым учеником. Это качество - способность объединять и вдохновлять - он пронс через всю свою жизнь.
Много лет спустя Вера Павлавна Зилоти, старшая дочь Павла Третьякова, вспоминала, что Савва обладал громадным шармом, умел сразу объединить всю молоджь вокруг себя. Однако такая популярность у товорищей вызывала вс большую нелюбов администрации. Только о свом учителе - словеснике Носкове, близком знакомом Гоголя, Савва вспоминал впоследствии с благодарностью ему он был обязан знанием русской литературы,
любовью к чтению. В седьмом классе гимназии Савву начали интересовать политические разговоры отца с амнистированными к тому времени декабристами. В гимназии он получает прочную репутацию человека осведомлнного. В личных интересах Саввы уже тогда первое место занимал театр. Но искусство, как известно, требует жертв. На выпускных экзаменах гимназист Мамонтов полностью провалился из - за латинского языка.
Ему посоветовали уйти из гимназии. И предприимчивый Савва Мамонтов, путм небольшого обмана, Московский университет на юридический факультет латынь за него сдавал кто-то другой. Но Мамонтов и тут прослыл страстным вольнодумцем, хотя в университете к учению относился уже с большим интересом. И вс же больше всего Савву Мамонтова интересовал театр. Теперь он уже не только посещает спектакли, но и сам пробует играть.
Частные театры в ту пору были запрещены, но драматические кружки существовали. Один из таких кружков, Секретаревский, который фактически был театром, и посещал Мамонтов. Спектакли их регулярными не были, однако в зрителях недостатка не было. Притягательным центром всего кружка был Александр Николаевич Островский. Вс было хорошо, пока отец Саввы,
Иван Фдорович, всерьз не забеспокоился театральным увлечением сына. Дело в том, что он готовил из сына наследника всех его дел, в частности и крупной железнодорожной компании. К тому же отца уведомили о том, что и в Университете Савва кому - то мешал. Был дан настоятельный совет убрать его оттуда. И отец, несмотря на отчаяные возражения сына, непоколебимо решил отправить его в
Баку для обучения торговому делу. Там молодой Савва Иванович был определн на должность в контору. Савва желал поскорее вернуться в Москву, ближе к искусству он писал отцу Я готов к труду. Однако отец категорически отверг этот вариант. И Савва покорился, чем вызвал необычайное расположение отца. Из его писем Савве стало ясно, что отец видит его своим единственным преемником и наследником,
спосбным вести все дела. Из Баку Савва отправился торговать в дикую Персию. Дела его там сложились удачно, но молодой Мамонтов очень скучал по Москве, е бурной жизни, друзьям и, конечно, театру. И вот, спустя полгода он наконец получает от отца распоряжение отправляться в Москву. Сразу после приезда он недвусмысленно заявил о свом намерении передать дела в руки
Саввы и снял для этого дом на Ильинке, дал ему начальный капитал. Так Савва Иванович Мамонтов вошл в настоящую, полноценную жизнь. Молодой купец быстро освоился в свом деле и стал преуспевать. Он завл много новых знакомств. Особенно его привлекала семья Сапожниковых, глава которой был, как и отец Саввы, купцом первой гильдии.
Точнее, привлекала Савву семнадцатилетняя Лиза Сапожникова. Она была девушкой умной, рассудительной, искренней и глубоко религиозной. Двадцать пятого апреля 1865 года двадцатитрхлетний Савва и семнадцатилетняя Лиза поженились в подмосковном имении Киреево. Через два года у них родился сын Сергей, который впоследствии очень сдружился с дедом, отцом
Саввы Ивановича. А ещ через два года, в 1869 году, родился второй сын - Андрей. Примерно в то же самое время Савва Иванович начал покупать у художников, представляющих новые стили, их картины. В этом, 1869, году скончался Иван Фдорович, отец будущего медичи. С тех пор Савва Мамонтов стал полным себе хозяином. Первым делом он обзавлся огромным имением Абрамцево, которое раньше принадлежало братьям
Аксаковым. Постоянными гостями Саввы Мамонтова в этом доме на протяжении долгих лет были Васнецов, Крамской, Репин, Поленов, Врубель, Коровин, Серов, Антокольский и многие другие известные художники и скульпторы. Они всегда могли найти в Абрамцеве интересный круг людей, материальную помощь, вдохновление на новые работы, многие из которых стали признанными шедеврами.
Самой известной из картин, написанных в Абрамцеве стала Девочка с персиками Серова. Девочка на картине - двенадцатилетняя дочь Саввы Ивановича Верушка. Серов был просто поражн е обаянием и заразился идеей написать е портрет. Эта идея была тотчас же поддержана Саввой Ивановичем. Художник попросил жизнерадостную бойкую девочку позировать ему, и она в течение целого месяца каждый
день высиживала положенные часы почти не шевелясь. Серов к тому времени был ещ довольно молодым художником, но Девочка с персиками пустила весть о нм как о новой звезде в живописи, а связь с Мамонтовым и покровительство Саввы Ивановича во многом предопределили судьбу юного дарования. Меценатцкая деятельность Саввы Мамонтова началась в 1873 году, когда он, подобно
Павлу Третьякову, предложил самому известному к тому времени русскому скульптуру сваять для него скульптуру Христос перед судом народа. Причм навязан сюжет Антокольскому не был - он выбрал его сам. В то же время Мамонтов начал помогать реализовывать свои пректы начинателям зарождающегося движения передвижников, таким как Репин, Коровин, Поленов, Серов. Позднее, в 1879 году, он оказал такую же услугу и
Виктору Михайловичу Васнецову. Савва Иванович задумал тогда украшать здания железнодорожных вокзалов, построенных им же, проиведениями русских художников решил и Васнецову помочь так же, как когда - то помог Антокольскому он заказал ему сразу три декоративных панно Ковр - самолт, Три царевны подземного царства и Битву русских со скифами. Как и в случае с Антокольским, сюжеты панно Васнецову навязаны не были, он выбрал их сам.
В доме Саввы Ивановича в Москве, на Садово - Спасской, был образован Мамонтовский кружок, где во время рождественских каникул устраивались обычно любительские театральные постановки, выставки картин и скульптур. Туда ходила почти вся интеллигенция Москвы. Именно благодаря этому кружку в обществе московских искусствоведов начали признаваться картины Васнецова, не признававшиеся до сих пор. Однако несмотря ни на что
Савву Ивановича та деятельность, которой он занимался до сих пор, не удовлетворяла до конца. И он, уже в который раз задат себе вопрос что же сделал он сам, Савва Мамонтов, он, понимающий, что его главной заслугой перед потомками будет то, что он сделал и сделает в искусстве Хотя он и занимался скульптурой, но не был так самонадеян, чтобы считать свои ваяния произведениями высокого искусства, а себя настоящим скульптором.
Его скульптура - это отдушина его бьющей через край энергии, пьесы для домашнего театра и стихи также. И неужто он не способен ни на что большее, как только быть катализатором или дилетантом Нет, он вс же сделает нечто такое, что будет его детищем он знает, что это будет. Он давно думает об этом. Когда - то его папа Иван Фдорович отправлял его из дому, дабы отвадить от театра и приохотить к работе.
К работе приохотил впрочем, тут ещ натура помогла, а вот от театра не отвадил. Теперь у него, у Саввы Мамонтова, будет театр. Свой. Но не такой, как казнный императорский. Нет Он создаст новый театр, где вс то, что он придумал во время домашних постановок, что он творил, выйдет в люди Он уже знал тврдо театр он создаст. Подготовка изподволь. Намечался репертуар, подбирались артисты и декораторы.
Вс это должны были быть новые люди, люди, не испорченные дурной традицией, не втянувшиеся ещ в рутину казнной сцены. Пусть там, на казнной сцене есть хорошие певцы, обладающие замечатетьными голосами, пусть там иногда промелькнт талантливая декорация Вс равно это не то - рутина, казнщина. Опера - не место, где премьер или премьерша, выфраченные в богатые платья, сверкая драгоценностями, демонстрируют особенности своего голоса, а стареньки меломан сидит, дожидаясь, как такая - то примадонна
возьмт такую - то ноту. Театр должен вслед за живописью взбунтоваться и двинуться по пути от академизма к реализму. Во всм. В репертуаре, в испонении, в декорациях, в костюмах. Однако глава акционерных обществ Савва Иванович Мамонтов - создатель оперной труппы. Не солидно. Пожалуй, акционеры испугаются - не употребил бы глава их компании их средства на содержание всяких там актров. Да и в Петербурге те, с кем он сталкивается по делам железных дорог, только глаза
раскроют удивлнно, когда узнают, что Савва Иванович вдруг, изволите ли видеть оперу открыл Ну что ж Нет положения, из которого предприимчивый Савва Мамонтов не нашл бы выхода. Пусть новая опера считается театром Кроткова Русская частная опера. В 1884 Мамонтов начал подготовку к будущему е легальному существованию. Первым спектаклем Частной оперы было решено сделать
Русалку. Декорации к нему писал Левитан по эскизам Васнецова. Эскизы делал и Поленов, однако сами декорации писались без исключения молодыми преспективными художниками, такими, как, например, Коровин. Сам Савва Иванович занимался тем временем подготовкой труппы, то есть вокальной и сценической части оперы, ну и , конечно, оркестровой. Он считал, что певцы в его новой опере, так же как и декораторы, должны быть
молодыми, ещ не испорченными дурной традицией казнной императорской оперы, не тронутыми рутиной и карьеризмом, словно ржавчина разъедающими душу актра. На главную роль в дебютном спектакле Частной оперы Русалка Мамонтов решил пригласить ещ не испорченную какими - то ни было выступлениями , ещ проходившую курс консерватории, двадцатидвухлетнюю Надежду Васильевну Салину, которая не без горечи называла себя дитя театра.
Сколько она помнила себя, она всегда кочевала по провинициальным городам России с какой - то бродячей труппой актров, в которой выступала е мать, а иногда и она сама, если по сценарию требовался ребнок без речей. С момента их с Саввой Ивановичем знакомства Мамонтов, по е словам, сиял над ней путеводной звездой. Обстановка в опере была товарищеская - во многом благодаря
Савве Ивановичу, который всегда умел поддержать маральный дух актров. Все актры били ещ молоды, все только ещ начинали, но у всех у них был общий кумир, человек, который собрал их всех вместе - Савва Мамонтов. Артисты сдружились с молодыми художниками - декораторами свойским Костей Коровиным, Левитаном, Врубелем, Забелиным. И вот начались бесконечные репетиции. Репетировали сразу и Русалку, и Снегурочку, и Фауста.
Все артисты были молоды, энтузиазма было хоть отбавляй. Зато не было опыта репетировали до изнеможения. Савва Иванович и тут не терял своей увлечнности, широты натуры, щедрости во всм, энтузиазма, способности вдохновлять. Едва актры уставали, он, уставший ещ больше, пытался взбодрить их веслой шуткой, смешным рассказом или чаем с кулебякой. Он присутствовал на каждой репетиции, наблюдал за всем и за всеми.
Поначалу он рассказывая актрам об опере, об истории сюжета, об эпохе, психологии действующих лиц, а потом предоставлял каждому свободу трактовки, каждому давал возможность проявить индивидуальность, однако никого не выпускал из поля зрения. И стоило только ему заметить фальшивый жест или фальшивую интонацию, как он немедленно своеобразно реагировал улыбался чуть заметно и каким - нибудь скупым жестом, как бы невзначай брошенной фразой давал понять актру его ошибку, причем делал это так ненавязчиво, так деликатно,
что актр сразу понимал свою ошибку и делал именно так, как нужно. Результатом такой работы была не только спевка, но и сыгранность актров, о которой и знать не знали в казнной опере. И было решено дебютировать Русалкой уже девятого января 1885 года в Лианозовском театре. Официальная московская пресса никак не отреагировала на появление первой в России частной оперы. Театральной школы, не говоря уже о специальном образовании, у
Мамонтова не было. Но вс же его нельзя считать дилетантом в театральном деле. Его юношеское увлечение театрам, общение с Островским в Секретаревском кружке, домашние постановки, непризнание им казнной театральной рутины, новаторское отношение к опере - вс это должно было предопределить его успех. Мамонтов среди интеллигенции считался законодателеи художественного вкуса.
По воспоминаниям современников, если кто - то покупал какую - нибудь красивую вещь, то непременно говорили Надо непременно показать е Савве Ивановичу. Перед дебютом Русалки хотя все и волновались, но вс же расчитывали на успех. Однако дебют провалился Молодая Надежда Салина, исполнявшая Русалку, от которой зависел успех, пела ужасно. Ту, что дебют был неудачен, понимали все.
Пресса обрушила на Частную оперу лавину критики. Савва Иванович бал очень недоволен. Вторым спектаклем шл Фауст, поставленный Поленовым. На этот раз все актры пели замечательно, одноко зрители не поняли во многом нового и оригинального замысла. Второй акт проходил при почти пустом зале. Только человек с такими железными нервами и таким упорством, как
Мамонтов, человек, уверенный в правоте и конечном торжестве своего дела, мог не пасть духом. И спектакли продолжались. Снова ставили Русалку. На этот раз Салина исполнила заглавную партию просто великолепно, и спектакль увенчался хоть каким - то, но успехом. Однако какая роль самого Саввы Мамонтова во всм этом предприятии Он не пишет декораций - это делают Васнецов, Поленов,
Левитан, Коровин. Он не управляет оркестром - это делают маэстро из Италии. Он не пот. Однако ошибочно думать, что он только снабжал предприятие деньгами и пытался заручиться поддержкой Островского, Стасова, художников. Роль Мамонтова в его опере была всеобъемлюща. Все нити исходили от него. Впервые в русском театре роль режиссра была поднята на такую высоту. Он режиссирует, он сочиняет мизансцены, подсказывает актрам как ходить, как держаться на сцене, как
петь. Петь нужно играя - таков режиссрский принцип Мамонтова. Не вс это только начало, первые шаги, уроки уроки не только для артистов, но и для самого Мамонтова. А пока, убедившись за время первого сезона в косности московской публики, Савва Иванович пошл на компромисс то и дело приглашались лучшие певцы - иностранцы. Русские зрители пока не были способны понять русскую оперу.
Поэтому во время второго сезона иностранные оперы преобладали над русскими. В сентябре 1886 года открылся новый, третий и последний сезон Русской частной оперы. Савва Ивинович понял уже, что временно потерпел поражение, что русская публика оказалась неподготовленной к той театральной революции, которую он хотел совершить, и которая, как он был убеждн, неизбежно совершится. Он не имел практического опыта общения с публикой, не видел ещ путей,
какимит должен был быть завован прогресс. Уроки поражения нужно было обдумать, чтобы впоследствии опять выдти на бой с рутиной и победить е. В 1894 году у Мамонтова появилась мысль о возрождении его оперы. Так и получилось через два года, однако решающим стал 1895 год, когда Савва Мамонтов заметил никому ещ тогда не известного молодого актра
Фдора Шаляпина. Именно благодаря этой случайной встрече возродилась мамонтовская опера. В тот же вечер, когда Мамонтов услышал голос Шаляпина в Панаевском театре, Савва Иванович подошл к нему. Познакомились. Не в силах ждать, Мамонтов предложил Шаляпину спеть. Последний с радостью согласился. Голос Шаляпина поразил
Савву Ивановича своей силой и красотой. Он говорил Шаляпин - настоящая сила. Какой голос В консерватории не учился А кто знает, не сам ли он консерватория После этого Мамонтов тврдо решил возродить оперу. Несколько артистов из прежнего состава только того и ждали. Весь 1895 год прошл в подготовка к новому рождению
Частной оперы. На летние месяцы, во время каникул в Мариинском театре Шаляпин присоединился к новой труппе Саввы Мамонтова. Шаляпин прекрасно вжился в среду актров и художников. Кроме того сам Мамонтов очень привязался к Шаляпину, решил сделать из него настоящего певца, настоящего актра, полноценную личность. Шаляпина поразила та творческая обстановка, которая царила в труппе.
Начались репетиции. Только теперь Шаляпин понял, что значит по - настоящему работать над ролью, над партией. Савва Иванович неустанно объяснял ему, какой образ должен он создать, как играть, как петь. Каждая беседа с Мамонтовым казалась ему откровением, и Мамонтов видел это. Он поставил себе задачу взрастить Шаляпина как личность. Шаг за шагом втолковывал Савва
Иванович Шаляпину принципы театрального дела. Он водил своего ученика по музеям, выставкам, знакомил с художниками и скульпторами. Шаляпин увлечнно познавал, что есть искусство. Мамонтов был терпелив, а Шаляпин умн. Постепенно он становился вторым человеком в опере после Мамонтова. Дебют труппы состоялся в Нижнем Новгороде. Гастроли в провинции прошли как нельзя успешно. И вот, новая
Русская частная опера поехала покорять Москву. И это ей с успехом наконец удалось. Критики восторгались голосом Шаляпина, декорациями, режиссрской работой. В прессе прозвучали те слова, которых ждал Савва Мамонтов не один год, слова, свидетельствующие о том, что он понят наконец, поняты его стремления, понята его цель, во имя которой он так упорно работал. Триумф Шаляпина продолжался два сезона. Но вс резко и неожиданно обрушилось одиннадцатого сентября 1899
года Савву Ивановича Мамонтова арестовали. Та помощь, которую Мамонтов оказывал художникам, то , с каким размахом организовывалась Частная опера вс это требовало денег, и немалых. Деньги приносил доход, получаемый от эксплуатации железных дорог и от других предприятий. Нельзя забывать, что Савва Мамонтов был не только медичи, но и азартным предпринимателем, крупным дельцом.
И вот, в касссе Московско - Ярославско - Архангельской железной дороги была обнаружена крупная брешь. Обвинн был в этом Савва Мамонтов, а также ряд его помощников. Мамонтовский дом на Садовой был подвергнут обыску. На самого Мамонтова был наложен крупный штраф в размере ста тысяч рублей. Но в доме у него ничего не нашли. Таким образом Савва
Ивановач Мамонтов, обедневший, оказался в тюрьме. Там дали о себе знать его болезни, его мучили припадки чахотки. На просьбу Саввы Ивановича заменить до суда заключение домашним арестом, мотивированную это своим состоянием здоровья следователь ответил резким отказом. Но благодаря стараниям известных художников и музыкантов через некоторое время Савва Мамонтов был переведн на домашний арест. В июне 1900 года состоялся суд, который совершенно неожиданно
обернулся бенефисом Саавы Мамонтова. Благодаря стараниям лучшего московского адвоката и всего цвета русской интеллигенции он был оправдан. Однако долг остался висеть на шее Мамонтовых. Все произведения культуры, принадлежавшие ранее Мамонтовым были проданы с молотка. Остатки жизни Савва Иванович Мамонтов провл в полной тени. Он старел катастрофически.
Он был морально затоптан, потерян среди многолюдной Москвы. Шестого апреля 1918 года он скончался.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |