Реферат по предмету "Исторические личности"


Чокан Валиханов

Жизнь и деятельность Чокана Валиханова приходится на период сравнительно небольшой, но исторически значимый. Это были годы больших перемен в жизни казахского народа: завершился процесс присоединения Казахстана к России, начали разрушаться старые патриархально-феодальные устои, степная окраина стала вовлекаться в орбиту общероссийского развития. Историческая заслуга Чокана, как и других выдающихся казахских просветителей, заключается прежде всего в том, что он дал правильную оценку роли русского народа в деле расширения культурного горизонта казахов, увидел сквозь все социальные противоречия и трудности общественной жизни того времени прогрессивные начала и тенденции, которые рождались и постепенно укреплялись вместе с экономическим и культурным сближением двух народов. Чокан Валиханов любил свой народ любовью разумной, действенной, он жаждал видеть его не забитым и отсталым, а свободным, равным, вносящим весомый вклад в развитие мировой цивилизации и культуры. Он мечтал об избавлении своего народа от произвола феодально-родовой знати и гнета царизма.
Обширен и разносторонен вклад Чокана в науку. История, философия, филология, этнография, география, востоковедение, экономика, гидрография и топография – таков диапазон его научных интересов. Чокан Валиханов (полное его имя – Мухаммед-Ханафия, а Чокан – ласковое имя, данное матерью) родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун. Чокан был очень живым и умным мальчиком. Сначала он учился в Кушмуруне в частной казахской школе. Здесь он овладел основами арабского письма и научился рисовать карандашом. Одним из детских увлечений Чокана было рисование. Этому искусству он научился у русских художников, топографов и геодезистов, подолгу проживавших в семье Валихановых. Кроме того, в ауле Валихановых часто гостили русские ученые, инженеры и образованные офицеры, которые возбудили в восприимчивом мальчике интерес к искусству и литературе. Осенью 1847 года отец привез 12 – летнего Чокана в Омск на учебу в сибирский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири. Окончив в 1853 году кадетский корпус, Чокан служил в западно-Сибирском губернаторстве. Участвовал в ряде экспедиций в Среднюю Азию и Китай. В 1858 году под видом мусульманского купца Валиханов прошел через Тянь-Шань и жил в Кашгаре, где собирал материалы по этнографии Восточного Туркестана и истории Алтышара. В 1860-1861 г.г., живя в Петербурге, Ч.Валиханов близко познакомился с идеями русских революционеров-демократов, общался с представителями передовой демократической интеллигенции (Г.Н.Потанин, И.Н.Березин, А.В.Васильев, А.Н.Бекетов, Ф.М.Достоевский, С.Ф.Дубов). Чокан Валиханов оставил ценные исследования по истории и культуре народов Средней Азии, Казахстана и Западного Китая: «Очерки Джунгарии» (1861), «Киргизы» (1861), «Аблай» (1861), « Записки о судебной реформе у киргизов Сибирского ведомства» (1904), «Западный край Китайской империи и г. Кульджа» (опубл.в 1958) и т.д. Впервые он записал и перевел на русский язык часть героического киргизского эпоса «Манас», записал народную эпическую пеоэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Идеи Ч.Валиханова получили развитие в работах И.Алтынсарина, Абая Кунанбаева и других казахских просветителей.
«Любящий свой народ» «Чокан оставался любящим свой народ, свое племя, в его мечтах было совместить европейское просвещение и сохранить свою народность». Ядринцев Н.М. Воспоминания о Ч.Валиханове // Чокан Валиханов в воспоминаниях современников. Алма-Ата,1964. – С.91. В беседе следует подробно остановиться на стремлении Ч.Валиханова служить своему народу, принести ему максимальную пользу. Детям будет интересно узнать, как провел детство знаменитый ученый, откуда пошли истоки его любознательности и жажды знаний. Необходимо упомянуть, что в семье Валихановых часто останавливались и жили русские техники, топографы и геологи, что для деревенского мальчика было не только развлечением, но и будило его мысль, развивало любознательность. Понять жизнь и атмосферу того времени поможет рассказ о среде, в которой рос и воспитывался мальчик. Следует остановиться на тех взрослых, которые оказали значительное влияние на духовный рост маленького Чокана, таких как бабушка Айганым, отец Чингис Валиханов, образованные знакомые отца. Следует рассказать о раннем интересе мальчика к историческим преданиям народа, устному народному творчеству, о любви к родной природе, поэзии, искусству, путешествиям. Он стремился в большой город, где ожидал получить знания. Затем можно перейти к учебе Чокана в Сибирском кадетском корпусе. Здесь нужно остановиться на общественно политической обстановке в Омске того времени, о проникновении освободительных революционно-демократических идей из центра в Сибирь и далекий Казахстан. Нужно подробно рассказать об учителях, которые оказали глубокое влияние на развитие Ч.Валиханова, пробудили у него интерес к науке, привили ему демократические взгляды, ненависть к произволу и насилию, любовь к чтению. Надо подчеркнуть, что глубокие знания и необыкновенная память Чокана, соединенные с трудолюбием, приводили в восторг его учителей. «Чокану было только 14-15 лет, когда преподаватели корпуса смотрели на него, как на будущего исследователя и, может быть, ученого». Воспоминания одного из его приятелей Ядринцева Н.М. помогут узнать о его книжных интересах, любимых авторах. Закончить беседу можно рассказом о том, что уже на последних курсах кадетского корпуса Ч.Валиханов встал на путь борьбы за прогресс родного народа, на путь науки. С детскими и юношескими годами Ч.Валиханова могут познакомить следующие книги: 1. Бегалин С. Чокан Валирханов: Повесть. Пер. с каз. С.Санбаева.-М.:Детская литература,1976.-174 с. 2. Забелин И.М. Чокан Валиханов. – М.:географгиз,1956. – 51 с. 3. Стрелкова И.И. Друг мой, брат мой…(Ч. Валиханов). Повесть –хроника. – М.:Мол.гвардия,1975. – 208 с. – (Пионер – значит первый).
Литература: 1. Валиханов Ч. Избранные произведения \ под ред. А. Х. Маргулана. – Алма-Ата: Каз. гос. изд-во худож.лит-ры, 1958. – 644 с. 2. Марков С. Идущие к вершинам: Историко-биографическая повесть. – Алма-Ата: Жазушы, 1981. – 350 с. 3. Путешествие вглубь науки \ Акад. А. А. Григорьев. – М: Мысль, 1976. – 76 с. – (Замечательные географы и путешественники). 4. Сариева К. На материале дневников Ч. Валиханова: Уроки внеклассного чтения \\ Русский язык и литература в казахской школе. – 1989. - № II. – с. 22-26. 5. Стрелкова И. И. Сибирский лицей \\ Огонек. – 1985. - № 48. – с. 17-19.
Абай Кунанбаев
(1845-1904) Выдающемуся поэту и просветителю Абаю Кунанбаеву принадлежит особое место в истории казахского народа. Приняв идеи русской демократической культуры, он в своих произведениях выражал интересы и стремления народных масс. Его творчество, явившееся новой вехой в духовном развитии казахског народа, вошло в золотой фонд национальной культуры.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился в семье знатного феодала Кунанбая Ускенбаева. Отец Абая, ага-султан - глава рода – слыл в своем крае властным и жестоким правителем. Получив первоначальное образование у муллы, Абай был послан отцом в Семипалатинское медресе, в котором пробыл 3 года. Он учился также несколько месяцев в русской школе. Науки давались Абаю легко, и это позволило ему посвящать свободное от занятий время чтению. С детства знакомый с поэтическими легендами и сказками родного народа,- он слышал их от матери и, особенно, от бабушки,- Абай начал с увлеячением читал восточных классиков: Навои, Саади, Хафиза, Физули и др. Подражая им, он пишет первые стихотворения.
Когда Абаю исполнилось тринадцать лет, отец прервал его учение: он решил подготовить сына к деятельности главы рода. Возвратясь домой и оказавшись в самом центре родовых распрей, в которых ярко проявлялись своекорыстие, эгоизм, невежество мнимых блюстителей интересов рода, юный Абай начал задумываться над судьбами многострадального народа. И постепенно ему становилось все яснее, что оружием в борьбе со злом может служить и перо писателя. В Семипалатинске Абай познакомился со ссыльными русскими революционерами – Е. М. Михаэлисом, Н. И. Долгополовым и другими. Новые друзья часто приезжали в гости в аул, знакомили своего юного друга с произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А, Крылова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Белинского и др. Позже Абай познакомился с сочинениями древнегреческих философов: Сократа, Платона, Аристотеля. На 35-м году жизни Абай Кунанбаев усиленно занялся любимым трудом – поэзией. Первые стихи его заучивались наизусть, передавались из уст в уста. Имя Абая Кунанбаева стало самым популярным в казахской степи. Он не только создавал стихи, но и переводил на казахский язык своих любимых поэтов: А. С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И А, Крылова. Его блестящие переводы до сих пор остаются лучшими в казахской поэзии. Переводы Абая – одна из важнейших вех в развитии казахской литературы. Они связали культуру двух народов. Через переводы Абая казахи не только узнали, но и полюбили русскую литературу. В своих произведениях он разоблачал степных заправил, обличал устаревшие обычаи и нравы, призывал народ овладевать знаниями. Абай Кунанбаев был талантливым композитором. Многие из своих лирических стихов он переложил на музыку для широкого распространения. Степные властители, злобствуя, писали доносы на Абая в канцелярию губернатора, устраивали заговоры, покушались на его жизнь. В конце концов Абай оказался под надзором царских властей. Все это подорвало его здоровье. Последние годы Абая были отравлены горечью потерь – еще молодыми умерли два его сына. Выразитель народных чаяний и надежд, Абай Кунанбаев верил в светлое будущее народа. В советское время достойно оценено литературное наследие поэта. Его сочинения, собранные и полностью изданные на казахском языке только при Советской власти, выходили большими тиражами на многих языках народов СССР. Литература 1. Абай. Избранные стихи /сост.А.Л.Жовтис.-Алма-ата,1985. 2. Абай Кунанбаев // История казахской литературы. В 3-х томах. Алма-ата, 1979.-т.2 – с.150-197. 3. Адибаев Х. Абай Кунанбаев: Таблица о жизни и творчестве Абая.-М.,1971. 4. Ауэзов М. Жизнь и творчество Абая. – в кн. Мысли разных лет. – Алма –ата, 1961. – с.129-152. 5. Великий поэт просветитель – Абай Кунанбаев // История казахской ССР. В 5 томах. – Алма-ата, 1979 – Т.З. – с.347-354. 6. Каратаев М. Общенациональная гордость // Каратаев М. Новые горизонты. – Алма-ата, 1979.с.25-27. 7. Насыкалин А. Подвиг Абая // Насыкалин А. Параметры. – Алма-ата, 1983.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ финансового состояния предприятия ООО "Терминал Мега"
Реферат Защита рабочих и служащих объекта в чрезвычайных ситуациях
Реферат Cognitive Behaviorial Therapy Essay Research Paper Cognitive
Реферат Использование моделирования в обучении решению задач в 5 классе
Реферат The Outsiders Essay Research Paper A Day
Реферат Автор: Лиорелин
Реферат Анализ рисков инвестиционного проекта
Реферат Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX начале XX вв по материалам периодики Олонецкой
Реферат Превосходство белых
Реферат Анализ оборотных активов предприятия
Реферат Анализ и оценка текущего финансового состояния предприятия
Реферат Работа с файлами
Реферат Modest Proposal Essay Research Paper Not So
Реферат Искусство — важнейший вид духовной деятельности
Реферат Іван Степанович Мазепа (1687-1708). Вивчення цієї проблеми набуває особливої актуальності у зв'язку із загальним переосмисленням історії діяльності гетьманів, поверненням до наукового обігу замовчуваних раніше тем урок