ЧАПАЕВ Василий Иванович (1887-1919), герой Гражданской войны. С 1918 командовал отрядом, бригадой и 25-й стрелковой дивизией, сыгравшей значительную роль в разгроме войск А. В. Колчака летом 1919. Погиб в бою. Образ Чапаева запечатлен в повести Д. А. Фурманова 'Чапаев' и одноименном кинофильме.
Чапаев Василий Иванович [28.1(9.2).1887, дер. Будайки, ныне в черте г. Чебоксары Чувашской АССР, - 5.9.1919, около г. Лбищенска, ныне Чапаев Уральской области Казахской ССР], герой Гражданской войны 1918-20. Член КПСС с сентября 1917. Родился в семье крестьянина-бедняка. С 1914 - в армии, участвовал в 1-й мировой войне 1914-18. Награжден за отвагу 3 георгиевскими крестами, медалью, получил звание подпрапорщика. В 1917 находился в госпитале в Саратове, затем переехал в Николаевск (ныне г. Пугачев Саратовской области), где в декабре 1917 был избран командиром 138-го запасного пехотного полка, а в январе 1918 назначен комиссаром внутренних дел Николаевского уезда. В начале 1918 сформировал красногвардейский отряд и подавлял кулацко-эсеровские мятежи в Николаевском уезде. С мая 1918 командовал бригадой в боях против уральских белоказаков и белочехов, с сентября 1918 начальник 2-й Николаевской дивизии. В ноябре 1918 был направлен на учёбу в Академию Генштаба, где находился до января 1919, а затем по личной просьбе был направлен на фронт и назначен в 4-ю армию командиром Особой Александрово-Гайской бригады. С апреля 1919 командовал 25-й стрелковой дивизией, отличившейся в Бугурусланской, Белебеевской и Уфимской операциях во время контрнаступления Восточного фронта против войск Колчака. 11 июля 25-я дивизия под командованием Ч. освободила Уральск. В ночь на 5 сентября 1919 белогвардейцы внезапно напали на штаб 25-й дивизии в Лбищенске. Ч. со своими соратниками мужественно сражался против превосходящих сил врага. Расстреляв все патроны, раненый Ч. пытался переплыть р. Урал, но был сражен пулей и погиб. Награжден орденом Красного Знамени. Легендарный образ Ч. отражён в повести "Чапаев" Д. А. Фурманова, который был военным комиссаром 25-й дивизии, в кинофильме "Чапаев" и других произведениях литературы и искусства.
Брехня это все!» — так емко и конкретно отрецензировали книгу Дмитрия Фурманова «Чапаев» и одноименный фильм братьев Васильевых бывшие соратники комдива. И делегировали в Москву исторической справедливости требовать оскорбленных родственников военачальника — вдову и детей. Те, отыскав адресок комиссара-писателя, приперлись к нему прямо домой, на Арбат, и . все обиды забыли. Принятые щедрым, радушным и могущественным Фурмановым, который семейку накормил-напоил да по 20 рублей пенсии каждому выхлопотал (по тем временам — весьма приличные деньги), они не стали рассказывать миру о настоящем Чапаеве. Наверняка Фурманов объяснил визитерам, что ни одна, даже вшивая, газетенка их откровений не опубликует. Ведь в те времена обществу давали примеры героизма и высокой морали, пытаясь скрыть сермяжную правду за художественным вымыслом. «За брехней», — сказал бы реальный Василий Иваныч. Нет, реальный бы покрепче словечко употребил.
Итак, решено — говорим о Чапаеве правду, только правду и ничего, кроме правды. Основываясь на документах Центрального государственного архива Красной Армии и на свидетельствах дожившей до времен гласности дочери комдива Клавдии Васильевны. Но сначала заглянем в музей Чапаева, который открыт в Чебоксарах (на родине героя).
Петушиный пастушок
Там, в чувашской деревеньке Будайка — тьмутаракани с 22 дворами — 28 января 1887 года и появился на свет Василек. Прожил он здесь лишь первые годы детства, но память о них бережно хранит весь чувашский народ. Чапаевский музей, например, открыли.
Васин батяня Иван Степанович был самым бедным крестьянином на селе: ни коровы, ни лошади — одни овцы да куры. На пятерых детей была одна пара обуви. Так что вскоре Чапаевы, продав все, что могли, подались искать лучшей жизни в крупное торгово-промышленное село Балаковка (Саратовская область).
Не знаю, стоит ли верить воспоминаниям Васиного учителя с рок-н-рольной фамилией Гребенщиков (уж очень по-совдеповски характерно они звучат), но других характеристик юного Чапая, история, увы, не сохранила: «Васятка жадно тянулся к знаниям. Тогда ведь специальных учебников не было. Бывало, дашь задание прочитать что-нибудь дома из газет, журналов, Васятка первым поднимал руку и обстоятельно рассказывал, где и что ему удалось прочитать .»
В таком же духе выдержаны и другие музейные реликвии, поэтому давайте не углубляться в детство-юность героя, окунемся лучше в страсти огненных дней.
Папа у Васи силен в мате .
И сразу отдадим должное Васиному родителю, всю жизнь плеткой и ремнем воспитывавшего в сыне настоящего мужчину. Да так интенсивно, что не заметил, как быстро парень повзрослел. Вспоминает дочь Чапаева Клавдия: «Раз папа, будучи уже комдивом, вернулся из боя и оставил тачанки во дворе. Мой дед Иван Степанович Чапаев с другими стариками пошел распрягать лошадей (конюхом, что ли, в дивизии работал?). Вернулся и давай хлестать кнутом отца. Еле уняли. Из-за того, что под седла не положили войлочные потники, железные пруты сняли кожу лошадям. Чапаев встал перед отцом на колени, уткнулся лбом в его валенки: —Тятя, прости, недосмотрел .» Ответ, согласитесь, достойный мужчины.
Даже кулаки в кулаке
Спросите, кто доверил Чапаеву, действительно не кончавшему ни гимназий, ни академий, командование целой дивизией? А Махно кто доверил? Да, несправедлива история к своим сынам. Одного возвышает до небес, другого опускает ниже некуда. И Чапаев, и Махно (этот — на Урале, тот — в Украине) белогвардейцев били, кулаков раскулачивали, каждый свою вольницу создал, оба были смелыми командирами, выдающимися стратегами, даже в анархистах в одно время числились. А народная молва одного героем зовет, а другого бандитом.
Также, как Нестор, Василий слепил из приятелей-односельчан и родственников вооруженное формирование, к которому потом и хлопцы из соседних деревень подтянулись. Но не для того, чтобы грабить и убивать, а чтоб от белых, зеленых, немецких солдафонов-мародеров себя и жен своих защищать.
Спору нет, чем-то эта гвардия напоминала банду. А попробуй-ка удержи в кулаке вечно пьяных, вооруженных сорвиголов, да к тому же в доску своих парней. Но Чапай, наплевав на родственные чувства, держал как мог. Крепко. (Сам, кстати, никогда не брал в рот спиртного и даже не курил.) Читаем, хранящиеся в «красноармейском архиве», его приказы: «За игру в орлянку на деньги . разжаловать в рядовые. За игру в карты оштрафовать . на сто рублей. За хождение на блуд в соседнюю деревню . 40 плетей. За мародерство и вымогание денег . расстрелять!»
А вот и более позднее донесение в Москву: «За отказ пойти в наступление расстреляно 29 красноармейцев. После этого с горячей речью выступил тов. Чапаев . после чего все мужское население Ниж. Покровки до 50 лет включительно вступило в наши ряды и бросилось в атаку. Уложили свыше 1000 белоказаков. После боя среди пленных немецких солдат, чехословаков и венгров организована коммунистическая ячейка. Отказники расстреляны».
Так росла чапаевская гвардия, а воевать, как видно, во все времена народу было в лом.
Чапаев слыл жестким, но справедливым. Он приумал «кассу товарищеской взаимопомощи», в которую красноармейцы «скидывались» с зарплаты, а средства тратились на лекарства и выплаты семьям погибших. Он создал свое государство: с дворами-заводами по ремонту авто- и бытовой техники, мельницами-пекарнями, мебельными фабриками и даже школами.
Руками атамана, шашками и жизнями его людей, верой и правдой служивших начдиву, коммунисты разбили врага на Урале. Пришла пора загонять народ в норы и власть чапаевскую на советскую менять.
ЧАПАЕВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
Чапаев Василий Иванович (1887, д. Будайка Казанской губ. - 1919, р. Урал, ок. Лбищенска) - участник гражданской войны. Род. в семье крестьянина-плотника. Вместе с отцом и братьями плотничал, работая по найму, смог выучиться грамоте. В 1914 был призван на военную службу. Окончив учебную команду, Чапаев дослужился до унтер-офицерского чина. За проявленную отвагу в сражениях первой мировой войны был награжден тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Летом 1917 был избран членом полкового комитета, в дек. - командиром полка. Член РСДРП(б) с 1917, Чапаев был назначен военным комиссаром г. Николаевска. В 1918 подавил ряд крестьянских восстаний, воевал против казаков и Чехословацкого корпуса. В ноябре 1918 стал учиться в Академии Генштаба, но уже в янв. 1919 был направлен на Вост. фронт против А. В. Колчака. Чапаев командовал 25-й стрелковой дивизией, за успешное руководство боевыми действиями был награжден орденом Красного Знамени. При внезапном нападении белогвардейцев на штаб 25-й дивизии в Лбищенске раненый Чапаев погиб, пытаясь переплыть р. Урал. Благодаря кн. Д.А. Фурманова "Чапаев" и поставленному по этой кн. фильму, в котором Чапаев блистательно сыграл актер Б.А. Бабочкин, достаточно скромная роль Чапаева в гражданской войне получила широчайшую известность. Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. Литература: Бирюлин В.В. Народный полководец: К 100-летию со дня рождения В.И. Чапаева. Саратов, 1986.
ЧАПАЕВ Василий Иванович (28.01(09.02).1887, дер.Будайки (Чебоксары) - 05.09.1919, ок. Лбищенска), видный участ. гражд. войны. Из крест. Служил в лавке купца (1901), ученик столяра (1903), столяр. Призван в армию (1908). Демобилизован по болезни. С 1910 плотник в Балаково. Участ. первой мир. войны, старший унтер-офицер. С янв. 1918 комиссар внутр. дел Николаевского у. Самарской губ., формировал отр. Кр. гвардии. С нач. гражд. войны комбриг, с сент. 1918 ком. 2-й Николаевской СД. В нояб. 1918 отбыл на учебу в Акад. Генштаба РККА. С янв. 1919 вернулся на Вост. фр., комбриг Особой Александрово-Гайской, с апр. 1919 ком. 25-й СД, участвовавшей в Бугурусланской, Белебеевской, и Уфимской операциях в качестве гл. ударной силы. Необычайную популярность придали повесть Д.А.Фурманова "Чапаев" (1923) и кинофильм "Чапаев" (1935). Награжден 4 Георгиевскими крестами, орд. Кр. Зн. Погиб в бою на р. У. в Лбищенске.
Лит.: Кутяков И.С. С Чапаевым по Уральским степям. М.; Л., 1928; Он же. Чапаев. М., 1958; Он же. Боевой путь Чапаева. Куйбышев, 1969; Хлебников Н.М., Евлампиев П.С., Володихин Я.А. Легендарная Чапаевская. М., 1968.
ПРИПАСТЬ К ИСТОКАМ
ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ О ПРИДАНИИ МУЗЕЮ ИСТОРИИ РЕКИ ЧУСОВОЙ СТАТУСА ГОРОДСКОГО И ОБЛАСТНОГО
Он и боялся этого события, и ждал . И верил, и не верил. Боялся потому, что привык не очень-то доверять властям да и спонсорам. Всяк, говорит, мнит себя патриотом своего края, города, а как доходит до дела, так 17 тысяч рублей за одну только установку телефона в Доме Астафьева (светлая ему память) - вынь да положь. А где их взять?
Есть и другая опасность, выделят сколько-то денег, а потом начнут командовать: это можно, этого - нельзя. Хотя он, скала, привык к тому, что конъюнктурные руководящие "рукава" потычутся, потычутся о его "утесы", а и потекут себе мимо. Часовню, в которой сейчас размещен музей Ермака, сиречь жителя Нижнечусовских Городков Василия Аленина, он, например, привез за речку Архиповку, в свой Постников-град, еще при коммунистах. Нашлись руководящие умники, которые требовали спилить венчающие ее кресты - мол, ошибочку вы, Леонард Дмитриевич, допустили. Сохранить их неожиданно помог Борис Всеволодович Коноплев (первый секретарь обкома КПСС, если кто не знает). Посетив школу олимпийского резерва, где Постников был директором, он царственно молвил: "Ты на этом не останавливайся, продолжай дальше, а то нас неправильно поймут". А сам музей Ермака спас - не поверите . - Чапаев. "Зачем память о каком-то разбойнике создавать, - поучали Постникова. - Выбери другую достойную кандидатуру". "А вы фильм "Чапаев" смотрели? Так там перед последним боем бойцы Василия Ивановича песню о Ермаке поют", - вывернулся он. Постниковский музей (все отмечают) тем и хорош, что в нем нет музейной стерильной законсервированности. В сельской торговой лавке пузатые двухведерные самовары, обитые бархатом чугунные санки потрогать, в руках подержать можно. В музее деревянной игрушки - подергать за ниточки веселых зайцев и медведей. То бишь дух исконного, родного (как цитировал кто-то из гостей, "деревню из человека не выдавишь") здесь свободно живет средь предметов старины. И Постников этой свободой дорожит. И все-таки музей его давно уже вышел за рамки самодеятельности и требовал серьезной основы, в том числе и финансовой: чтоб сохранить, что собрал, чтоб развиваться дальше. На содержание уже созданного город какие-то деньги отчисляет. Но статус городского и областного сулит подпитку из двух бюджетов. Это значит, что дело его будет жить. Только ради этого, похоже, он и согласился на публичный праздник 20-летия музея, который при поддержке спонсоров Чусовского металлургического завода организовали его друзья и друзья его гостеприимного чудо-града. Видно было: пребывание на сцене для него - сущая мука: хотелось в свой любимый мир - к мудрой кошке Клаве, строящейся музейной церкви Георгия Победоносца, к любимому Дон Кихоту и биографии Чапаева, которой он сейчас увлечен. Но все равно всем спасибо: землякам, которых как-то по особому преображает родная земля. Критик из Москвы Валентин Курбатов раздавал подарки из мешка. Поэт Юрий Беликов - администрировал. Мэр Чусового Виктор Бурьянов признавался в том, что до знатных своих земляков ему "дотягиваться" приходится. А вице-губернатор Татьяна Марголина так мило "щебетала" с диссидентом с Украины Дмитрием Стусом, что он потом долго удивлялся, что, оказывается, общался с представителем власти, в отношениях с которой всегда старался держаться стороной. Вот такие бывают чудеса на чусьвенской земле.