Содержание:
Введение
Истоки резьбы по дереву на Руси
Церковная резьба по дереву в Древней Руси
Заключение
Список литературы
Введение
Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины - прялку и веретено, для праздничного стола - ковш и солоницу, для езды - сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.
Дерево - материал необыкновенно универсальный и красивый. Внешне изделия из него просты, формы монолитны, украшения гармонично связаны со всем предметом, не нарушают его архитектонику. Резьба по дереву условна, и необходимо найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило, притягивало, излучало тепло. Разреженность или, наоборот, плотность положенного узора определяют художественный облик всего изделия.
Истоки резьбы по дереву на Руси
Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо - ось мира - стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было «древо жизни», служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком». Русские мастера вырезали из дерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по дереву сопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивляли голландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работать с деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево и ощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим, живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству его энергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой, как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резное изделие наполняет живительной силой наш дом.
Тема "резьба по дереву" встречается в большом количестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель и всякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений - перечень применения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковная резьба - иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резные иконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. О древнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много, огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной же традиции известно мало. В статье "резьба" (Толкового словаря живого великорусского языка В.Даля, т.4.): "Резь, или резьба - узорочная отделка от руки дерева, кости", "резчик" (у Даля через "еръ") - "вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева", "резчик иконописный"- режущий иконы.
Сама природа и веками сложившиеся традиции подсказывали резчику и живописцу форму предмета, рисунок узора. Правда, в мире народных образов не все и не сразу становится понятно. Так, круги, квадраты, неглубокие порезки геометрической резьбы, которые воспринимаются сейчас как декоративный узор, в прошлом были наделены смыслом: круг символизировал солнце, волнистые линии - воду, борозды - поле. Большое место в народном искусстве занимали образы птиц. Лебедь олицетворяла водную стихию, одновременно - весну, считалась вестницей беды и радости. Среди животных особенно почитался конь, являвшийся символом солнца. Часто можно видеть изображения оберегов, охранявших дом и человека от злых духов. Львы, наяды, русалки, единороги, сказочные чудовища встречаются в резьбе и росписи на самых различных предметах. Русская деревянная посуда также включает в себя форму той или иной птицы, но к XVIII-XIX векам первоначальный смысл такого сближения был утрачен и, как верно заметил А. К. Чекалов, „древняя символика живет главным образом как рабочий принцип компоновки, как наиболее отточенный, отстоявшийся веками прием организации материала". Рядом со сказочными и символическими образами в народной резьбе и росписи возникают реальные персонажи, бытовые черты того или иного времени. К примеру, росписи XIX века включают разнообразные повествовательные картинки, рассказывающие о труде и праздниках, показывающие обстановку жилища, орудия труда, одежду. Изображения, как правило, наивны, но достаточно достоверны. Наиболее древней и простой является геометрическая резьба, основным структурным элементом которой были выемки трехгранной формы. Ее узор состоит из повторяющихся полосок, квадратов, кругов и других фигур, между которыми не оставляется промежутков: резьбой покрывается вся поверхность изделия. Несмотря на ограниченное число мотивов, резчик, путем их варьирования, добивался большой ритмической выразительности в целом узоре. В каждом случае образовывался красивый неповторимый рисунок. Трехгранновыемчатая резьба имела широкое распространение: ею украшались солонки, прялки, швейки и многие другие предметы. Некоторые прялки имеют контурную резьбу, при которой изображение обводилось по контуру неглубокой бороздкой. Скобчатая резьба, выполнявшаяся специальной стамеской с закругленным лезвием, встречается на донцах городецких прялок.
На различных бытовых предметах можно видеть ногтевидную резьбу, которая также наносилась специальной стамеской в виде небольшого углубления полуовальной формы. Особенно выразительна ногтевидная резьба на пряничных досках, которые изготавливали городские ремесленники. Производство пряников и пряничных досок было широко распространено, но особенно славились четыре центра: Тверь, Тула, Вязьма и Архангельск. В изготовлении всевозможной посуды - ковшей, скобкарей, мисок, ендов, ковшичков, солонок наиболее распространенной была долбленорезная техника. Из березовой, сосновой или еловой заготовок, иногда из корневища выдалбливалась основная форма, затем топором и ножом завершалась обработка. Над созданием посуды трудились большие артели мастеров, в ее производстве участвовали также крестьяне, заполнявшие этой работой свободное зимнее время. Изготовление посуды было специализированным: одни ремесленники делали ложки, другие - ковшики, третьи занимались росписью и т.д. Своей посудой с давних времен славились Тверская, Московская и Калужская губернии, а также город Кириллов. В домовой резьбе Поволжья широкое распространение получили рельефы с глухим и прорезным фоном. Создаваемый ими рисунок имеет резкие, четко читающиеся грани. Пластическая выразительность присуща образцам завальной (заоваленной) резьбы, рисунок которой отличался плавно закругленными краями. В смоленском собрании такой резьбой украшены свечные ящики из Вологодской губернии. Набойные доски покрывались плоско-рельефной резьбой. Здесь все части узора находятся в плоскости доски, а фон вынут неглубоко. Набойные доски в XVII-XVIII столетиях изготавливались из дерева твердых пород: березы, клена, ореха, груши, а в XIX веке стали применять металлические детали.
Важным центром искусства резьбы в Древней Руси был Новгород. Новгородская школа выделялась логичностью и ясностью общего композиционного решения.
Церковная резьба по дереву в Древней Руси
В некоторых музеях России хранятся уникальные произведения - резьба по дереву. Самыми первыми декоративными образами в народном искусстве были уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурные произведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой голове относится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XII вв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Традиция резной иконы пришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся образцы византийской резьбы: иконы, кресты. По Православному канону сложилось, что резное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшего предпочтение скульптуре).
По началу, малое количество, русских иконописцев, обилие резьбового материала, традиция славянской резьбы способствовали распространению резной иконы на Руси. Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. В церкви Ризоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробия московских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый вид резьбы - резная миниатюра. Миниатюрная резьба по дереву и сейчас не часто встречается у резчиков. Резьба изделий размером 3-6 см редка в настоящее время.
В богатой истории русской иконописи много загадочных страниц. Одной из них можно считать традицию т.н. «мерных», или «родимых» икон. О мерных иконах известно мало. Основные данные сводятся к тому, что на Руси ко дню крещения новорожденного заказывали образ «в меру» его роста. На достаточно длинной и узкой доске писалась икона святого, в честь которого был назван ребёнок, и впоследствии она сопровождала человека всю жизнь.
К именной, мерной иконе обращается православный, когда он нуждается в защите и поддержке. И наверное не существует более важного и необходимого подарка новорожденному младенцу, чем его личная, персональная икона его Святого покровителя, подаренная ему во время Крещения.
Изображения небесных покровителей новорожденного будут располагаться на том пространстве, которое соответствовало телу новорожденного, как бы в его границах. Родители тем самым устанавливают особую, личную, нерушимую связь между иконой и новорожденным. Связь, возможно, более сильную, чем та, которая возникает при покупке именной иконы или получении ее в подарок. Иконы с изображением тезоименитых святых могут приходить к человеку в течение всей его жизни разными путями и в разное время, сколько таких икон будет у человека зависит только от воли Божьей. Мерная икона – одна. Мерная икона принадлежит только одному человеку от рождения до смерти, и связана только с одним человеком, даже если по каким-то причинам владелец лишится ее. Она может принадлежать другому человеку юридически, но никогда не станет ЕГО иконой, поскольку духовная, высшая связь между мерной иконой и ребенком устанавливается навсегда. Как правило, мерная икона тесно связана с таинством крещения, с теми людьми, которые дарят икону новорожденному, с их любовью и добрыми чувствами. Мерную икону можно получить в любом возрасте, в зависимости от того, когда совершалось таинство крещения, вскоре после рождения или позжe. Заказывая мерную икону для ребенка, близкие ему люди фактически сами создают ее, поскольку могут принимать непосредственное участие в определении сюжета мерной иконы. Какова же традиционная иконография мерных икон? Сюжет иконы, выбор изображаемых святых покровителей новорожденного определяется датами рождения и крещения ребенка. Самый лаконичный сюжет мерной иконы – изображение святого, имя которого дается ребенку при крещении. Возможно наряду со святым, имя которого дано новорожденному при крещении, одновременное изображение святых, в день празднования которых родился ребенок. Если день рождения или крещения ребенка совпадает с днем празднования какой-либо чтимой иконы (допустим, чтимого образа Богородицы), то в центре иконы может быть изображен образ Богородицы, а на полях мерной иконы располагали образы святых, имена которых связаны с днями рождения и крещения. В любом из рассмотренных вариантов иконографии могло также присутствовать изображение ангела-хранителя.
При обращении к историческим источникам обнаруживается, что на «родимом» образе, кроме небесного покровителя младенца, могла быть написана также и Св. Троица, осеняющая и благословляющая Своего угодника. Таковы, например, мерные иконы, хранящиеся в Архангельском Соборе Московского Кремля: «Св. Иоанн Лествичник», «Св. Феодор Стратилат» и «Св. Димитрий Солунский» (предполагается, что они принадлежали троим сыновьям Ивана Грозного - соответственно, Ивану, Федору и убиенному царевичу Дмитрию Угличскому). А в ХVII столетии знаменитый иконописец Симон Ушаков в своей челобитной писал царю Алексею Михайловичу: «…в прошлом году, Государь, по твоему Великого Государя указу я, холоп твой, меру Благоверного Государя Царевича и Великого Князя Петра Алексеевича… на мере образ Пресвятыя и Живоначальныя Троицы да св. ап. Петра знаменил…» (т.е. прописывал окончательно основные детали и лики на иконе). Нетрудно догадаться, что «мера» - мерная икона, о которой идёт речь, - была создана для будущего Императора Петра Великого.
Для древнерусского человека незримое, духовное единство между младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение в размере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миром сакрального, с его небесным покровителем.
Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именно с этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается в шествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человека несёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей, утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христос распялся. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому с самого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традиция называть крещаемого так же, как одного из святых, который становился небесным покровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже «во плоти») новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримое воплощение в создании иконы в меру роста младенца.
Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особая реликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянно сопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен. Однако известно, что «родимые» образа представителей царского рода, как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этом говорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице – Архангельском Соборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили и умирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленных сестёр Петра I, в том числе «Св. мученица София» (принадлежал знаменитой царевне Софье).
Предназначение домашней иконы - являть нам мир незримого и настраивать на восприятие невидимых, духовных вещей. В иконе запечатлена связь между маленьким человеком и святыми, чьи имена уже написаны на небесах. Это поддерживает человека на его жизненном пути Православного христианина.
Тождество со святым покровителем и Церковью Небесной, запечатлённое в мерной иконе, возвращает нас к духовным истокам. Икона сама по себе – не самодостаточное явление, а образ, подобие и напоминание о высшей и не вполне постижимой для нас реальности, не забывать и стремиться к которой – задача каждого человека, живущего на земле.
В XVв. в Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик и ювелир Амвросий. Его резьба по дереву: резные кресты и иконы отличались сложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной, темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Он ваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков. К XIX-му веку в России работало значительное число иконных резчиков. В XVI в. начинает свою деятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскую резных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательных произведений русского искусства - царская молельня Ивана Грозного для Успенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрыт сложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. В XVI в. резьба по дереву ее характер немного меняется. Рельеф резьбы XVI в. более высокий, объемный. Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики в деревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенский деревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайлов спроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец, который очевидцы называли восьмым чудом света. Этот дворец, простоял около ста лет, прославляя искусство народных резчиков.
Художественная резьба по дереву в период строительства Петербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы, усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостас Петропавловского собора, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым с помощниками. Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Мартов, ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I. Работы русских резчиков ни в чем не уступали образцам иностранных мастеров. Резьба по дереву - национальный вид искусства для многих народов нашей страны и по сей день. На протяжении столетий из поколения в поколение передавалось мастерство художественной резьбы по дереву. Передавая художественные навыки резьбы по дереву, русские умельцы на протяжении веков хранили национальные традиции самобытной деревянной пластики.
Древняя церковная резьба по дереву восхищает и по сей день. Резные деревянные Царские врата церкви Вознесения города Ростова Ярославского, носящей также местное название церкви Исидора Блаженного,—выдающееся произведение русской пластики XVI века. Оригинальная форма врат и тонкое мастерство резчиков, создавших их, дают основание считать врата одним из важнейших памятников мирового искусства. В специальной литературе им всегда уделялось большое внимание, однако только после их реставрации, произведенной в 1962—1964 годах реставраторами Государственной центральной реставрационной мастерской имени академика И. Э. Грабаря, удалось увидеть подлинный характер необычайно тонкой работы. Открылась резьба по дереву, которая до этого находилась под слоями левкаса и неоднократной грубой позолоты. Из умелых рук ростовских резчиков, появилась тонкая, удивительно изящная резьба по дереву.
Время не пощадило древнюю резьбу, однако резьба по дереву, даже плохо сохранившаяся, позволяет увидеть то, что заложено в них создателем. Скульптурная резьба по дереву до недавнего времени была почти не известна. И если живопись Древней Руси стала достоянием науки уже в начале XX века, то скульптура - только в настоящее время. Исследователями было открыто большое количество не известных до того произведений скульптуры и декоративной резьбы, и эти открытия обогатили историю русского искусства интересными образцами народного творчества. Была обнаружена в разных местах России древняя деревянная скульптура и декоративная резьба по дереву. Собственное тепло и хрупкость дерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувство необыкновенной, ни с чем не сравнимой, душевной близости и покоя. Работа же иконного резчика требует строгой дисциплины, чувства материала, безупречности в работе. Допустить ошибку тут невозможно - один неверный рез губит всю предыдущую работу. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.
Чтобы работа шла плавно и резьба бала тонкой и точной, автор использует липу, древесина которой - одна из самых мягких. Раньше на Руси облупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где они просушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободного времени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за лето поленца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь. Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовые изделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскими мастерами, занятием которых была резьба по дереву и придумана бытовавшая когда-то загадка: «В избу — вороном, из избы — белым лебедем». Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка - липовое поленце - резьба по дереву искусного резчика.
Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти не замечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы, лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что каким бы острым ни был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесину слегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтому и кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка. Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становится достаточно твердой. Поэтому резьба по липе была особенно распространена: мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски да ложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которых были и знаменитые матрешки. Резчики изготавливали из липы богатую резную мебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной из липовых кряжей, всегда держится легкий медовый дух, ведь влажная древесина пахнет еще сильнее.
Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется и полируется. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек. Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры на липовой подрезной доске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой заготовки топором на липовом чурбане. И это не случайно - ведь на мягкой и вязкой древесине липы инструменты меньше тупятся.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовой таре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградного сока и делали маслобойки. В современном бондарном производстве из липовых клепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.
Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянные части специальных ручных инструментов. Граверы селения Кубачи делают из липы ручки штихелей, а богородские резчики по дереву рукоятки ножей и стамесок. Такое предпочтение, оказываемое липе, мастера объясняют тем, что ее мягкая древесина меньше набивает руку, чем древесина деревьев твердых пород. Многие стараются употреблять для этих целей древесину старой липы, так как у нее более пористая и рыхлая древесина. С липой приятно работать, а состояние резчика влияет на весь ход резьбы, потому и изделие из неё получается привлекательное.
Говоря о деревянной пластике Древней Руси, нужно отметить, чти многочисленные архивные документы, а также записи иностранцев, посещавших Россию, свидетельствуют о том, что резьба по дереву, деревянная скульптура имели место в быту русских людей и ценились ими.
Заключение
Существует поверье, что дом наш - живой, а стены в нем сохраняют в себе всю информацию. Дом может портить жизнь хозяевам, а может быть добрым помощником. Бывает дома нам не хватает ощущения тепла, уюта, появляется какой-то дискомфорт. Наше настроение и душевный комфорт зависят от уюта в доме. Дом - не просто стены и крыша над головой и его энергетика зависит от многих моментов. Превратить в домашний очаг родные стены, которые укрывают не только от непогоды, но спасают от тревоги, раздражения, усталости не так уж и сложно. Не только удобная мебель, но и предметы обстановки, их форма, материалы, из которых сделаны вещи, окружающие нас, создают неповторимую атмосферу дома, воздействуют на нашу психику.
Стены впитывает наши мысли и чувства. Предметы радующие глаз, наполняющие дом светом, помогают сохранить в нём добрую атмосферу, защитят от сильных переживаний. Отношения же выяснять лучше на улице, чтобы уберечь дом от энергий раздражительности и обиды. Дом надо защищать не только от наших собственных негативных излучений - он должен быть закрыт для людей случайных или неприятных. Дом - не проходной двор, это наша последняя крепость. Недаром наши предки вырезали над крыльцом голубя с распростертыми крыльями, призывая входящего в дом иметь чистые помыслы.
Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба по дереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявились свойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало. Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.
Список литературы:
1. Б.А.Рыбаков Язычество древней Руси М., Наука, 1988 г.
2. Энциклопедический словарь Славянская мифология М., Эллис Пак 1995 г.
3. А.В. Ополовников, Е.А. Ополовникова Дерево и гармония М., 1998 г.
4. Н.Н.Соболев Русская народная резьба по дереву М., 2000 г.
5. Русская изба Иллюстрированная энциклопедия Спб 1999 г.